Первый раунд - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Первый раунд - страница №1/1


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 2011-2012 учебный год

10 класс


Ключи 10 класс
ПЕРВЫЙ РАУНД
1. Выберете пять верных утверждений. (Максимум 3 балла).


1, 2, 4, 6, 7


2. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Всего допущено 5 ошибок. Подчеркните слово, ошибочно помещенное в тексте. Внизу под соответствующим номером напишите правильное слово. (по 1 балу за каждую исправленную ошибку. Максимум 5 баллов).
«Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь И. Шуйский (1 - А. Курбский) впоследствии назвал Негласным комитетом (2 – Избранная рада). Во главе этого кружка служилой знати и придворных фактически встали дворянин из богатого, но незнатного рода Ю. Глинский (3 – А. Адашев) и духовник царя протопоп Благовещенского собора Кремля Аввакум (4 – Сильвестр). Не являясь формально правительством, этот кружок в течение 25 лет (5 – 13 лет) управлял государством от имени царя».
3. Вычеркните из каждого ряда по одному лишнему имени (названию, термину). (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум 3 балла).
А) Генералиссимусы Российской армии: М.И. Кутузов.

Б) Основные предметы Российского экспорта в XVIII веке: драгметаллы.

В) Территории, включенные в состав Российской империи в XVIII веке: Дагестан.
4. Привести в соответствие современные названия народов Сибири и Дальнего Востока и устаревшие, использовавшиеся в XVIII – нач. ХХ вв. (4 балла за все правильные ответы, 3 балла при пяти правильных ответах, 2 балла – при четырех. Максимум 4 балла).


Ханты

Манси

Ненцы

Нивхи

Эвенки

Эвены

Остяки

Вогулы

Самоеды

Гиляки

Тунгусы

Ламуты


5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы. (По 1 баллу за каждый правильный ответ А), Б), В); 2 балла за ответ Г). Максимум 5 баллов).
А) В период правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Создание относится ко второй половине его царствования (не ранее середины 1660-х гг., т. к. речь идет о трех его сыновьях, старший из которых «приходит в возраст». (При ответе недопустим вариант – «XVII век», допустим – «середина XVII века», «третья четверть XVII века»).

Б) Федор Иванович, занимавший царский престол в 1584-1598 гг.; Дмитрий Иванович, погибший в Угличе в 1591 г.

В) Сыновья Алексея Михайловича – Алексей, Федор и Симеон. Но т. к. абсолютно точная датировка затруднена, допустимы варианты – Алексей, Федор, Иван; или Федор, Иван, Петр.

Г) Речь идет о порядке предоставления уделов младшим сыновьям царя. Младшие сыновья не получают крупных владений, исторически, политически и экономически обособленных, из опасений, что это может породить сепаратизм и смуту. Уделы младших сыновей настолько незначительны, что не позволяют достойно существовать их детям.


6. Советский народ понес огромные жертвы при освобождении народов Европы и Азии от германского фашизма и японского милитаризма во время Второй мировой войны. Приведите в соответствие размеры потерь Красной армии и страну, на территории которой погибли или были ранены советские солдаты при выполнении освободительной миссии (одна страна не имеет соответствия)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимум 5 баллов).


Страна

Безвозвратные потери (чел.)

Санитарные потери (чел.)

Всего (чел.)

Польша

600 212

1 416 032

2 016 244

Австрия

26 006

68 179

94 185

Китай

9 272

20 630

29 902

Болгария

997

11 773

12 750

Германия

101 961

262 861

364 822


7. Расшифруйте аббревиатуры. (1 балл за 3 правильно расшифрованные аббревиатуры, 2 балла – за 4, 3 балла – за 5. Максимум 3 балла).
ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению

СЭВ – Совет экономической взаимопомощи

ГКО – Государственный комитет обороны

РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей

БАМ – Байкало-амурская магистраль
8. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы. (1 балл за ответ на вопрос А), 3 балла за ответ на вопрос Б). Максимум 4 балла).
А) 1929 г. (допускается также 1928 г. или 1930 г.)

Б) начало форсированной коллективизации, раскулачивание.


9. Расположите в хронологической последовательности (начиная с самого раннего) мирные договоры, которые заключала после окончания военных конфликтов Россия. (Максимум 5 баллов).

1. Туркманчайский – 1828 г. 2. Ништадтский – 1721 г. 3. Кучюк-Кайнарджийский – 1774 г. 4. Рижский – 1921 г. 5. Столбовский – 1617 г.




5, 2, 3, 1, 4


10. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы. (По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы А), Б), В), 3 балла - вопрос Г). Максимум 6 баллов).
А) Патриарх Тихон.

Б) Декрет Совета народных комиссаров о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Возможный вариант: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

В) 1918 год.

Г) За – лишение церкви имущества, прав юридического лица, отстранение от образовательной системы, гонения на отдельных представителей духовенства, кампания по вскрытию мощей святых. Большевикам церковь виделась пережитком прошлого, мешавшим строительству коммунистического общества; идеологическим врагом, оспаривавшим влияние на умы населения.



Против – в отделении церкви от государства нет ничего противозаконного, это обычная практика светских государств (в современной России церковь также отделена от государства). Расстрел соборов Московского Кремля связан не с гонениями на церковь, а с борьбой за установление советской власти. Страна находилась в тяжелом экономическом положении, поэтому использование церковной собственности для ее нужд было отчасти оправдано.
11. Найти соответствие между художественным фильмом, его режиссером, временем создания фильма. Вписать название фильма в таблицу. (По 1 баллу за каждый полностью правильный ответ. Максимум 5 баллов).


Номер кадра

Название фильма

Режиссер

Время создания фильма

1

«Чапаев»

братья Г. и С. Васильевы

1930-е гг.

2

«Война и мир

С. Бондарчук

1960-е гг.

3

«Кубанские казаки»

И. Пырьев

1940-е гг.

4

«Броненосец Потемкин»

С. Эйзенштейн

1920-е гг.

5

«Летят журавли»

М. Калатозов

1950-е гг.


12. О каком населенном пункте Тобольского севера идет речь? Обоснуйте свой выбор. (по 1 баллу за правильно указанный населенный пункт, по 0,5 баллов за правильную аргументацию. Максимум – 6 баллов).
А) Березов. Упоминается Обдорск (Обдоры) – крепость в устье Оби (ныне – Салехард). Город находится в четырех днях пути вверх по Оби. На момент составления источника таким городом мог быть только Березов.

Б) Сургут. В регионе была лишь одна казачья школа – в г. Сургуте, финансировавшаяся из средств Тобольского городового полка и существовавшая с 1835 г. по 1877 г.

В) Самарово (допустимо – Ханты-Мансийск). В конце XIX века в крае было лишь одно село, насчитывавшее около 200 дворов – Самарово. Сургут и Березов имели статус уездных городов. В Обдорском селе было не одно училище, а три.

Г) Нижневартовск (допустимо – Вартовское, Нижне-Вартовское). Приводится указание географического положения поселения – в устье реки Вах, на стыке трех приходов - Ваховского, Ларьякского и Нижне-Лумпокольского. Упоминается о строительстве церкви, положившей начало созданию стационарного поселения на территории современного Нижневартовска.


13. Укажите на карте примерные районы расселения основных групп казачества в конце XIX – начале ХХ вв. на территории Европейской России и Урала. Обозначьте их номером (нумерация произвольная). В таблицу впишите названия. (По 0,5 балла за правильно указанное место расселения, и по 0.5 балла за правильно указанное название. Максимум 6 баллов).





Названия групп казачества

1

Донское

2

Кубанское

3

Терское

4

Астраханское

5

Уральское

6

Оренбургское


09
ВТОРОЙ РАУНД
Эссе. (Максимум 40 баллов).

Проблемы общего исторического прошлого России и стран ближнего Зарубежья являются предметом острых дискуссий. Актуальна проблема фальсификации истории в ущерб интересам нашей страны.

Прочтите отрывки из учебных пособий, выпущенных в странах ближнего Зарубежья. Выберите одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. В чем вы согласны, а в чем нет с авторами? Аргументируйте свою позицию. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее убедительными.
Критерии оценивания:

1) Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы, задач, которые ставит перед собой в работе участник). (5 баллов)

2) Продуманная структура работы, логичность и последовательность изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок. (5 баллов)

3) Грамотность использования исторических фактов и терминов. (10 баллов)



4) Эрудиция, умение вписать события в контекст отечественной и мировой истории. (10 баллов)

5) Четкость и доказательность основных положений работы. (10 баллов)