Павловская Лариса Георгиевна, доктор педагогических наук, доцент - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга 2 815.5kb.
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга 2 822.87kb.
21 декабря 2013 года после тяжёлой и продолжительной болезни ушёлиз... 1 35.28kb.
О. Н. Киянова, доктор филологических наук, доцент 3 813.98kb.
Региональная общественная организация ученых «балтийская педагогическая... 7 2177.69kb.
Заседание за "круглым столом" журнала, на котором с докладом выступил... 1 283.21kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Акопьянц Анаит Суреновна, профессор кафедры маркетинга и рекламы... 1 111.95kb.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере... 1 210.7kb.
General ciГосударство, право и религия в трудах П. А. Флоренского... 1 96.86kb.
Редакция редакционный совет 1 35.33kb.
Белозёрова Г. М 1 102.79kb.
- 4 1234.94kb.
Павловская Лариса Георгиевна, доктор педагогических наук, доцент - страница №1/1




Павловская Лариса Георгиевна,

доктор педагогических наук, доцент,

ассоциированный профессор

в области иностранных языков

Лиепайского государственного университета,

Лиепая, Латвия






Л.Г.Павловская

Усвоение иноязычных реалий через песню
Проблемы межкультурной коммуникации актуализируют знание иноязычных реалий, усвоение которых в процессе изучения иностранного языка может происходить через тексты песен. Песня, являясь аутентичным лингводидактическим материалом, содержит множество реалий и позволяет ненавязчиво включать в ход изучения русского языка разнообразный страноведческий материал, который может прорабатываться учащимися на занятии с преподавателем, а также в ходе последующей их самостоятельной внеаудиторной работы.

Реалиями могут быть исторические, социально значимые явления, знаменитые географические места и объекты, так называемые «стройки века», знаменитые люди, события и факты повседневного быта, произведения искусства и многое другое, например,



  • первый в мире космонавт:

А ещё я весне благодарен
За Oтчизну, что всё же живёт,
И за то, что однажды в апреле Гагарин
Совершил свой высокий полет.

(«Ребята с нашего двора»: музыка – И.Матвиенко, слова – А.Шаганов)



  • Мамаев курган – место жестоких сражений во время Сталинградской битвы:

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

(«Песня-сказ о Мамаевом кургане»: музыка – А.Пахмутова; текст – В.Боков)



  • линия электропередач в Сибири:

ЛЭП — это просека в дикой тайге,
Где люди шагают навстречу пурге,
Где делим мы поровну песню и хлеб, —
Вот что такое ЛЭП!

(«Что такое ЛЭП»: музыка – А.Пахмутова; текст – С. Гребенников, Н.Добронравов)



  • ЧТЗ – Челябинский тракторный завод:

Урал суровый, а на сердце нежность…
Опять меня, как в юности, зовёт
Из теплых снов в предутреннюю свежесть
Родной Челябинск, тракторный завод!

(«Товарищ ЧТЗ»: музыка – А.Пахмутова; текст – Н.Добронравов)



  • праздники:

Когда антоновка созреет,
Когда придет Медовый спас,
Как будто юностью повеет
От яблонь, за окном у нас…

(«Антоновка»: музыка и слова - В.Цыганов).



Была земля белым-бела, мела метель,

Татьянин день, Татьянин день.

А для меня цвела весна, звенел апрель,

Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день.

(«Татьянин день»: музыка - Ю.Саульский; слова - Н.Олев)



  • популярные телепередачи:

«Огонёк» под Новый год, он разный (он разный).

Для кого-то розовый и голубой,

Для кого-то жёлто-синий, для кого-то красный.

Выбирай любой и вместе с нами пой.

(«Новый Год»: музыка и слова - Потап и Настя Каменских)



  • обычай водителей предупреждать друг друга коротким миганием фар

о ДПС (дорожно-патрульной службе) на пути следования:

Вдоль по обочине Русь, перелески, поля, нищета деревень.

Чай, пирожки да любовь, за четыре рубля, покупай, что не лень.

Встречный водила мигнёт мне фарами.

Знать впереди ДПС с радарами.

И на прощанье обдаст солярою, сгинет в полночную тень.

(«Дальнобойная»: музыка и слова - С.Трофимов)



  • гаданье на ромашке:

Но не выросла ещё та ромашка,

На которой я себе погадаю.

(«Я мечтала о морях и кораллах»: музыка – А.Флярковский, слова - Р.Рождественский)



  • приметы:

Говорят, не повезёт,
Если чёрный кот дорогу перейдёт
.

(«Чёрный кот»: музыка – Ю.Саульский, слова – М.Танич).


Очень часто слова, обозначающие вводимые через песню реалии, не содержатся в традиционных словарях (словарь русского языка С.И.Ожегова, МАС), поэтому помимо краткого лингвокультурологического комментария преподавателя на занятии, студенты в ходе самостоятельной внеаудиторной работы знакомятся с материалами Интернета по определённому вопросу. Это могут быть различного рода публикации, интервью, видео-клипы, фрагменты радио- и телепередач, телефильмы и художественные фильмы, предлагаемые преподавателем, а также то, что нашли сами студенты. К подобного рода реалиям можно отнести, например, следующие:

  • почтовый ящик:

На службе государственной в одном почтовом ящике:
Вы слушаете радио, читаете газеты…

(«В одном почтовом ящике»: музыка – А.Пахмутова, слова – Е.Долматовский)



  • Георгиевская ленточка

За окнами весенний лес летит
Я еду в ленинградской электричке
Напротив меня девочка сидит
С Георгиевской ленточкой в косичке
Сегодня эту ленточку носить
На сумке можно, можно – в виде брошки….

(«Георгиевская ленточка»: музыка и слова – И.Растеряев)



  • хрущёвка («хрущоба» по аналогии с «трущоба»):

Моя бабушка курит трубку
В комнатенке-"хрущёвке" своей.
Моя бабушка курит трубку
И сквозь дым видит волны морей.

(«Моя бабушка курит трубку»: музыка и слова - Г.Сукачёв)


Рекомендуемый преподавателем дополнительный материал: видеоклип на http://www.youtube.com и фрагмент телепередачи (для последующей дискуссии – развитие устной речи) http://www.vesti.ru/videos?vid=244744).

  • участковый:

Я и не заметил, что конец мая,

Что давно повесилась метель злая.

Выпил с участковым, смотрю - лето,

А лето - это маленькая жизнь.

( «Лето – это маленькая жизнь»: музыка и слова – С. Трофимов)


Дополнительная информация для самостоятельной внеаудиторной работы:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

  • художественные фильмы об участковых милиционерах («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас») – http://www.kino-teatr.ru/

  • сериал «Участковый» - serialu.net/uchastkovyj/




  • коммунальная квартира (коммуналка):

Принцесса живет в коммуналке     

Над шумным Садовым кольцом...

(«Принцесса»: - музыка и слова – О.Митяев)   



Это коммунальная, коммунальная квартира,

Это коммунальная, коммунальная страна.

(«Коммунальная квартира»: музыка и слова – «Дюна»)


Рекомендуемый дополнительный материал – виртуальный музей коммунальной квартиры: http://www.kommunalka.spb.ru/

  • палёная водка:

У меня лежит не один товарищ
На одном из тех деревенских кладбищ,
Где теплый ветерок на овальной фотке
Песенку поёт о палёной водке.

(«Ромашки»: музыка и слова – И.Растеряев)

Работая над лингвокультурологическими реалиями, часто встречаемся с такими фрагментами песен, где в «рабочем» мини-тексте, выбранном для занятия встречается несколько реалий различного характера, например, разнообразные топонимы, в частности, годонимы – Цветной бульвар и Красные ворота:

От Цветного бульвара до Красных ворот

Каждый камень мне знакомый.

Здесь когда-то с друзьями нас взял в оборот

Дядя Витя, участковый.

(«Москва»: музыка и слова - С.Трофимов)

Вместе с тем довольно часто наблюдаются в текстах песен и фразеологизмы (в широком понимании этого термина). В приведённом выше фрагменте это – взять в оборот, а также, например:

Опять мои дела белы как сажа,
Белы как сажа все мои дела.
Опять с овчинку небо и протяжно звонят,
В душе звонят колокола.
Который раз не вывезла кривая,
Но снова я судьбу благодарю…

(«Лишь бы мама моя жила»: музыка – А.Морозов, слова – Л.Дербенёв).


Подбирая тексты для занятий по русскому языку, следует обращать внимание и на то, что в современных песнях часто встречаются ошибки, несуразности, бессмыслица, а также нелитературные и даже нецензурные слова и выражения; это – отражение времени, «языковой стиль эпохи», которому не следует обучать, но считаться с которым необходимо.



Знакомство с реалиями жизни страны изучаемого языка позволяет глубже проникнуть в изучаемый язык, осмыслить культуру страны изучаемого языка, проникнуть в особенности менталитета носителей данного языка как родного, сравнить контактирующие языки и культуры.
Список литературы:

  1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Изд.4-е, перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.

  2. Павловская Л.Г. Русская песня в лингвокультурологическом аспекте при изучении русского языка как иностранного (РКИ). – Материалы международной интернет-конференции «Славянские этносы, языки и культуры в современном мире», С.212-215. - http://www.bashedu.ru/sites/default/files/materialy_internet-konferencii_pdf_0.pdf

  3. Павловская Л.Г. Ономастика в русской песне – Русский мир и русское слово в межкультурном пространстве: Международная научная конференция. – Стамбул, 2011, С.234-239. ISBN 978-975-303-109-7

  4. Павловская Л.Г. Культурологический аспект лингвистических категорий в преподавании РКИ. С 123 – 130./ Современные проблемы глоттодидактики. - Rzeszow: Wydawnictwo Uniwersitetu Rzeszowsjiego, 2009. - 368 с.

ISBN 978-83-7338-482-8

  1. Тексты песен = http://www.lyricsworld.ru