Парижский май 1968 год как протестное движение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование охватывают период 1968 г. Главное внимание уделяется... 1 46.57kb.
1968.«Студенческая революция». Неласковые дети парижского мая 1 66.08kb.
Интервью, опубликованное в журнале "Лесная Россия" №12 за 2008 год 1 71.99kb.
Шнырова О. В. Культурные репрезентации английского суфражизма 1 272.44kb.
Бюллетень Потребительские рынки в Кыргызской Республики и в мире... 1 178.09kb.
Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную... 3 890.39kb.
Январь 1–5 января– Новый год 1 января 2 471.49kb.
М ш коглаьзнеатя а май 14 пятница 2010 год 1 116.26kb.
Гсп-7, Москва, Нахимовский пр-т, 32 Вопросы для вступительного экзамена... 1 18.81kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 5 1663.59kb.
Парижский автосалон 2012 года 1 317.85kb.
Программа 23 ноября 2013 г. Вступительное слово : Александрова Наталья... 1 65.95kb.
- 4 1234.94kb.
Парижский май 1968 год как протестное движение - страница №1/1

Парижский май 1968 год как протестное движение

В данной статье рассматриваются и анализируются события мая 1968 года во Франции. Данная работ актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что именно Франция стала страной, где произошла социальная революция в новых исторических условиях. Франция - страна, в которой раньше всех были сформулированы идеалы демократии и формировались демократические тенденции политических процессов. Эта революция обратила внимание на ряд проблем актуальных и в современном мире. Итогом любой революции становятся коренные и быстрые изменения. К власти приходят новый люди, которым необходим бюрократический аппарат для исполнения их воли, и как результат, между ними образуется тесная связь, а по утверждению Троцкого «интересы бюрократов находятся в прямом противоречии с интересами граждан». Остальные слои населения отстранены от участия в политике страны, что сохраняет проблему отчуждения от власти в современном мире. Борьба против старых ценностей привела сегодня к острым проблемам: появление однополых браков, увеличение числа разводов в семье, проблемам аборта, алкоголизма, наркомании и табакокурения, и как следствие, увеличению числа болезней и высокой смертности. И сегодня остается актуальным создание гражданского общества, как одно из важнейших условий развития демократии.

На сегодняшний день эта тема широко освещена как в научных трудах, так и в публицистике, кинематографе и художественной литературе (романы Патрика Рамбо). Сборники статей, выпущенные Институтом Всеобщей истории РАН, такие как: «Опыт европейского федерализма: история и современность» ответственный редактор Е.Ю.Полякова, М.,2002г., «Левые в Европе XX века: люди и идеи» под редакцией Н.П.Комоловой, В.В.Дамье М., 2001г. В этих сборниках автор А.Л.Семенов анализирует события 1968 года во Франции. Статьи П.Шварца, публикуемые на сайте интернета, также раскрывает политическую ситуацию левых во Франции в 1968г. В таких журналах как «Новое время», «Вопросы истории» можно найти статьи журналистов по данной тематике.

Цель статьи – ответить на вопрос: являлись ли события во Франции в мае 1968 революцией. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- выделить причины и предпосылки событий во Франции мая 1968 года;

- осветить и проанализировать ход событий;

- проанализировать позиции «левых партий» и их влияние на ход событий;

- оценить действия властей;

- проанализировать провал реформ де Голля.

Объектом исследования является студенческое выступление во Франции в мае 1968 года. Предметом – социальная революция как революция нового времени.

Использованные для данной статьи источники можно разделить на несколько групп. Источники, которые касались президента и политики «голлизм» мы можем найти в сборниках РАН Института Всеобщей истории «Шарль де Голль» под редакцией М.Ц.Арзакян, А.О.Чубарьян. Этот сборник статей российских историков и дипломатов, в которых отражён широкий спектр проблем, связанных с жизнью и деятельностью выдающегося политического и государственного деятеля Шарля де Голля. Другие источники касались положения «левых» и их участие в событиях. Это такие источники, как «Карло Рассели и левые в Европе», «Левые в Европе XX век: люди и идеи». Для того, чтобы пополнить информацию о событиях использовались интернет ресурсы. Это статьи Б.Ю.Кагарлицкого «Гроза 1968г», П.Шварца «1968 год во Франции» и википедия.

В данной статье использовался метод исторического анализа.

Рассматривая протестное движение во Франции в 1968 году, я буду говорить о социальной революции в стране. Почему революция, а не протест, как написано в школьных учебниках. Чтоб ответить на поставленный вопрос, нужно проанализировать положение в стране в данный период. События мая-июля 1968г происходили в Пятой республики во Франции. Это период правления президента де Голля и его политики, названной в истории политикой голлизма. Взгляды де Голля сформировались в межвоенный период и легли в основу политических взглядов, которые сегодня «называются идеологией голлизма и легли в основу современного французского государства»1. После высадки англо-американских войск в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Де Голль стал его сопредседателем, а затем единственным председателем. Летом 1944 года комитет стал называться Временным правительством и принял программу, в которой «восстановил демократические свободы, предоставил право голоса женщинам, национализировал некоторые отрасли промышленности и банки, провел ряд социально-экономических мер».2 Де Голль был сторонником сильной власти, что стало причиной его ухода с политической арены. Во второй половине 50-х годов, когда четвертая республика находилась в глубоком кризисе, ситуацию спас де Голль, став президентом уже 5-й республики. Придя к власти, де Голль изменил конституцию, где были предоставлены большие полномочия президенту. Фактически было создано авторитарное правление президента. Франция являлась унитарным государством, где вся деятельность учреждений находилась под жесткой опекой со стороны государственной власти. Режим личной власти президент компенсировал такими конституционными нововведениями, как общенациональный референдум, избрание президента страны прямым всеобщим голосованием. Режим пятой республики вкупе с харизматичной личностью ее создателя помог устранить опасность гражданской войны в стране, окончательно решил колониальную проблему, сохранил государственный бюрократический централизм, «де Голль заложил политическую стабильность и эффективность управления».3

Именно в этот период истории Франции активно стала проводиться политика голлизма. Эта политика базируется на трех основных идеях:



  1. Идея нации - идея сплочения всех национальных сил, национальная независимость

  2. Сильная власть – это правые взгляды, но де Голль отвергал систему тоталитаризма и признавал западноевропейские ценности, свободы, к которым и Францию.

  3. Социально-экономические реформы. Основные источники нации не принадлежат самой нации, где трудящиеся отстранены от деятельности предприятий. «Франция хочет, чтобы не нашлось ни одного мужчины, ни одной женщины, которым не были бы гарантированы достойные их условия жизни и работы, достаточная заработная плата, удовлетворительное питание, жилье, одежда, возможность отдыхать, растить детей».4

С одной стороны эта политика выдвигает на первый план идею защиты национальных интересов, с другой – это политика национализма, который имеет отрицательный смысл, поэтому многие ее стали называть патриотической доктриной. В итоге в политической системе Франции сложился авторитарный режим личной власти президента де Голля. Правящие круги полностью поддерживали старую структуру централизованного государства с присущим ему бюрократическим аппаратом. Аналогичные тенденции развивались и на уровне предприятий. Если раньше рабочий мог применить по своему усмотрению инструменты, технические приемы, методы и т.д., то с развитием научно-технической революции производственный цикл стал осуществляться под строгим контролем сверху. Это влекло за собой ликвидацию его профессиональной автономии. Еще в начале 60-х годов социологи обратили на эту тенденцию внимание и сделали вывод, что профсоюзы будут стремиться к расширению прав участвовать в принятии решений с тем, чтоб обеспечить наемным работникам стабильность занятости и больше возможностей для самореализации в труде. После установления Пятой республики во Франции ускорился процесс образования крупнейших корпораций и их сращивания с государственным аппаратом «десять крупнейших корпораций контролировали 40% частной собственности и имели решающее влияние в национальными отраслями промышленности».5

Количество чиновников в этот период достигло 2,5 миллиона человек. Однако Франция сохранила большой удельный вес мелкобуржуазных слоев населения: ремесленников, торговцев, владельцев мелких мастерских.» В этих отраслях было занято 5 миллионов человек».6 Преобладающим социальным типом среди трудящихся стал т.н. «массовый рабочий», далекий от профессиональной квалификации ремесленной или раннеиндустриальной эпохи».7 Конфликты между трудом и капиталом переносились в область распределения и потребления. В качестве орудия и инструмента такой политики рассматривалось государство. Оно превращалось в гарант распределения произведенного продукта. Прежнее радикально настроенное рабочее движение со своей системой ценностей основанной на противопоставлении ценностям индустриально-капиталистического общества уступило место крупным бюрократическим профсоюзам. Бюрократические профсоюзы были организованы по тем же принципам, что и крупные корпорации и выступали лишь за повышение заработной платы. Размывание прежних социальных групп в индустриальном обществе знаменовали собой переход к новому неструктурированному, т.н. «массовому обществу»8, состоящего из отдельных конкурирующих друг с другом на рынке индивидов. Такая разъединенность означает подрыв самого принципа гражданского общества, которое предполагает возможность и способность его граждан вести диалог и договариваться между собой о своих совместных действиях. Одним из следствий такого общества была растущая десолидаризация. Общественные структуры все меньше могли заниматься вопросами социальной сферы: взаимопомощью, поддержкой безработных, больных и т.д. Начиная с Великого кризиса и особенно после Второй мировой войны государство в большинстве стран взяло в свои руки социальные функции, которые общество исполнять уже не могло. Государство стало руководить экономическим ростом, функционированием рынка, устанавливало компромисс между классами и делало развитие терпимым и материально приемлемым. Государство создавало систему гарантий, которое включало в себя пенсионное и социальное обеспечение, здравоохранение, пособие малообеспеченным семьям и т.д. В таких условиях гражданское общество превратилось в организованного партнера государства и рынка. Профсоюзы стали органами, которым трудящиеся передали функции по представлению своих интересов. Во многих странах были образованы трехсторонние институты обсуждавшие основные вопросы социальной и экономической политики. Такая система успешно функционировала в условиях стабильного экономического роста, как только рост замедлялся, обострялась борьба вокруг распределения дохода. Изменения происходили и в духовной сфере общества. Внедрение в промышленность нового оборудования, развитие науки и техники привело к необходимости увеличения числа научных кадров, это повело за собой развития образования. Стали появляться новые, так называемые «кирпичные университеты»9, которые принимали на обучение детей средних слоев, т.е. это могли быть дети рабочих, мелких служащих, ремесленников. Высшее образование перестало быть элитарным и в тоже время перестало быть надежным гарантом личного успеха и продвижения на верх. «Если накануне Второй мировой войны во Франции было всего 76 тыс. студентов, то в 1955- 207 тыс., в 1965- 505 тыс., 1971- 791тыс.»10 В высшей школе учился каждый пятый француз, что ставило Францию на пятое место в мире по данному показателю. Каждый такой студент был неизбалован родительскими деньгами, нередко вынужден был подрабатывать для того, чтобы обеспечить свою учебу и отдых. С увеличением числа университетов обострилась нехватка преподавателей, помещений, оборудования и, конечно же, средств. Необходимость перемен в образовании назревала еще в период четвертой республики, еще в 1957 г в Гренобле обсуждали связь университета с промышленностью. Таким образом мы видим, что возникло совершенно новое общество, так называемое общество потребления, но методы управления оставались старыми. Нарушение баланса между сферами общественной жизни и приводит к кризису в обществе. Складывается революционная ситуация, которая в дальнейшем приводит к революции.

Созданная бюрократическая система не позволяет обществу находить новые ответы на новые вызовы.

К 1968 году ситуация в стране обостряется, ухудшается положение рабочих (увеличивается интенсивность труда, заработная плата остается на прежнем уровне). Во Франции в этот период «насчитывалось до 500 тысяч безработных. Из них 150 -200 тысяч приходилось на долю молодежи».11 Популярность де Голля падала. В унитарном государстве, каковым на тот момент являлась Франция, усиливается власть бюрократии. Бюрократия находившаяся у власти выражала интересы правящих кругов и не допускала к управлению широкие слои населения. Против такого положения дел и стали выступать молодые люди. Они были недовольны «сытой жизнью отцов», прекративших борьбу с буржуазией за социализм, недовольны отстранением от участия в политической жизни страны, что стало выражаться по-разному: началась сексуальная революция, появилось новое музыкальное течение «рок-н-ролл», возникло движение хиппи, проводились митинги против ведения войны во Вьетнаме. Отвечая на вопрос почему именно молодежь, студенты стали во главе борьбы, надо сказать, потому что они были самыми информированными и образованными. Как было сказано выше стали строиться университеты повсеместно, создавались университетские городки, что вело к концентрации большого количества студентов в одном месте, и это, в свою очередь создавало благоприятные условия для борьбы. В этих студенческих городах действовали очень жесткие правила. Нельзя было создавать какие-либо организации, вести политическую и профсоюзную деятельность, нельзя было посещать женские общежития. Все эти ограничения вызывали недовольство среди учащихся и на этой почве студенты стали требовать и выдвигать лозунги о самоуправлении. Они требовали выработки совместных решений в деле методов и форм, программ обучения. Они возражали против принятия решений без их участия. Поэтому лозунг о самоуправлении был очень актуален в среде студентов. И именно там стали активно действовать анархистские группировки. Вот их несколько лозунгов: «Вставай, проклятьем заклейменный университет!», «СЕКС: Это хорошо, - изрек Мао, - но не слишком часто. (Пародия на популярные среди «левых» цитаты Мао Цзедуна)».12

Реформа образования была разработана министром национального образования г-ном Фуше и представлена премьер-министру Ж.Помпиду в 1967г. Главным требованием было обязательное посещение занятий, что для многих малообеспеченных студентов это означало автоматическое исключение из университета. Реформа предусматривала три потока: практический курс для подготовки полуквалифицированных рабочих, краткий курс для подготовки квалифицированных рабочих и мелких служащих и полный курс лицея. Только третий поток открывал двери для поступления в высшую школу. «Высшее образование разделялось на полное и укороченное».13 В итоге, те у кого не было состоятельных родителей, не имели никаких шансов закончить полный курс (6 лет). Отсев студентов стал самым высоким в Европе. Новая реформа образования стала толчком к революционным событиям 1968 года. Можно смело говорить о революции, потому что в ней принимали участие различные слои общества. Это: студенты, преподаватели университетов, французская интеллигенция, научно-технические работники, рабочие предприятий и даже учащиеся колледжей. Новая эпоха выдвигает и новую движущую силу, а именно это и были студенты.



В конце 1967 года в парижском пригороде Нантере, где расположился новый филологический факультет Сорбонны, вспыхнула забастовка студентов (10-12 тыс. студентов). По форме она напоминала дикие забастовки, инициируемые молодыми рабочими без согласия профсоюзов. В Нантере действовала активно анархистские группы руководимые его лидером Кон-Бендитом. Даниэль Кон-Бендит поступил в Парижский университет на отделение социальных наук. Вскоре после поступления примкнул к влиятельной Анархистской федерации, которую покинул ради небольшой местной анархистской группы Нантера. В Нантере он возглавлял движение за сексуальные свободы. За его деятельность, власти попытались отчислить из университета, что привело к местным студенческим волнениям 22 марта 1968г. Возникло «Движение 22 марта» (это название ассоциировалось с кубинским движением 26 июля). Это было объединение студентов-гашистов».14 «Движение 22 марта» объединяло анархистов, маоистов, ситуационистов, студентов из объединенной Социалистической партии и троцкистов из JCR. Эти троцкисты считали, что на первом этапе революции необходима максимальная спонтанность и самая гибкая структура. Весь апрель в Нантере составлялись черные списки, действовали переодетые в гражданское полицейские, многие были разоблачены студентами. Тесное сотрудничество администрации факультета с полицией еще больше накаляло атмосферу. Студенты Нантера заняли административные помещения и власти объявили о закрытии университета. 2 мая студенческие акции протеста переместились в центр Парижа. Восемь студенческих активиста были вызваны на дисциплинарный совет по обвинению в подстрекательстве к насилию. 3 мая уже в Париже обстановка обострилась, здесь действовали полиция и ультраправые. Левые решили организовать в Париже митинг протеста. 6 мая оккупировали Сорбонну. Ректор Жан Рош объявил о закрытии Сорбонны. В эти события была вовлечена вся страна. 4 мая студентов поддержали выпускники и молодые научные работники, которые организовали свое движение «Движение 3 мая». Начались массовые выступления, против студентов правительство применили силы в лице полиции. Полицейские действовали жестоко они применяли слезоточивый газ, резиновые дубинки, самых активных арестовали. Молодежь строила баррикады и в полицейских летели булыжники с мостовой. Поэтому, наверно, сегодня весь Латинский квартал асфальтирован. После таких жестоких действий со стороны правительства, все общественное мнение перешло на сторону восставших. 8 мая – 5 лауреатов Нобелевской премии направили телеграмму президенту с призывом лично предпринять шаги. Известные французские писатели, философы опубликовали заявление солидарности со студенческим движением. Среди таких философов был и Жан Поль Сартр. В самой голлистской партии стали раздаваться голоса в пользу более гибкой политики, за прекращение репрессивных мер против студентов. 8 мая правительству удалось поставить лидеров массового движения перед дилеммой: согласиться на требования и получить встречные уступки. Предложение было принято, и вечером демонстрация разошлась по домам. На площади Эдмон-Ростан, где принимали участие около20 тысяч, осталось несколько тысяч, которые не хотели угасания массовой борьбы. Когда, движение стихло, правительство отказалось от своих уступок, и уже вечером 10 мая новая волна захлестнула столицу. Ж.Помпиду обещал открыть Сорбонну. В тот же день анархисты направились на улицу Гай Люсак, где всю ночь бились на баррикадах вместе со студентами. 13 мая в Париже прошла 400-тысячная демонстрация в поддержку студентов. Профсоюзы объявили всеобщую забастовку. С 14 по 27 мая началась вторая стадия революции. Проходили повсеместно забастовки рабочих, служащих, представителей интеллигенции и конечно студентов. В протестном движении участвовало 9-10 миллионов человек. Студенты занимали факультеты, рабочие предприятия, служащие офисы. Все они выдвигали требования участия в управлении предприятиями, университетами, учреждениями. На второй стадии развития революции в борьбу вступили рабочие поддержанные ВКТ. Выдвигаются лозунги «За народное правительство. Прощай, де Голль»15. Рабочие, как и студенты, захватили автомобильные заводы «Рено» и «Ситроен». 27 мая правительство, предприниматели и профсоюзы выработали Гренельские соглашения - серьезные материальные уступки предпринимателей для рабочих - однако, рабочие автопрома отвергли данные соглашения, т.к. «там не было качественных аспектов ( т.е. участия в управлении)»16. Бастовали рабочие химической, текстильной промышленности, рабочие металлургических заводов. В городах Кан, ЛаМан, Редон. В конце мая вступили в борьбу крестьяне. Они устраивали митинги и демонстрации, перегораживали дороги, чтобы привлечь внимание к своим нуждам. С конца мая начинается третий период революции сугубо политический 27 мая прошел многотысячный митинг на стадионе Шарлети, где звучали призывы с обвинением в адрес ФКП. В самый разгар событий президент покидает Елисейский дворец и летит в Баден-Баден, где ведет переговоры с военным генералом действующей французской армии о поддержке. 30 мая президент берет инициативу в свои руки и выступает по радио перед парижанами с речью. В своем выступлении де Голль говорит об угрозе установления тоталитаризма во Франции, объявляет о роспуске Национального собрания и досрочных парламентских выборов обещает обновить правительство и обращается к французам создать комитеты в защиту республики. Сторонники де Голля проводят в центре на Елисейских полях многотысячное политическое шествие, НССФ (национальный студенческий профсоюз) предлагает профсоюзам организовать 31 мая мощную манифестацию единства, призывают продолжить революцию. Однако после 30 мая обстановка меняется в пользу правых сил. Французы напуганы угрозой гражданской войны. Профсоюзы подписывают договоры с предпринимателями, и рабочие начинают возвращаться к работе. На стороне правительства выступила и ФКП. Ее лидер М.Торез осуждал действия студентов. Левые традиционные партии так и не поняли, что происходило в стране. Отвернулись от студенческого движения, как главной силы современной революции. Таким образом, в июле всеобщие забастовки прекращаются. Происходят выборы в парламент, где победу одерживают «голлисты» и правые. Революция завершается. Выступления прошли не только в Париже, они были и в Страсбурге, Марселе и других городах Франции. Однако выступления студентов и рабочих были разрозненными. Рабочие находились под влиянием профсоюзов, а те в свою очередь не готовы были к революции и не ставили задачи о переходе общества к социалистическому переустройству. На повестке стояли вопросы об «упрочении республиканского строя и парламентской демократии»17. На аналогичных позициях были и коммунисты. М.Торез осуждал тех, «у кого постоянно на языке слово революция, кто выдвигал предложение о насильственном захвате власти»18. Хотя об этом, он заявлял ранее, но к 1968г. его взгляды не поменялись. Левые партии отвернулись и осудили студенческое движение встали на сторону правящих кругов, что в свою очередь повлияло на исход событий. Движение рабочих и студентов нельзя назвать совместными, они действовали параллельно. Как было сказано выше профсоюзы пошли на сговор с предпринимателями и властями в конце июня. До конца революционными силами оставались студенты. Во время выступлений самым популярным и всеобщим был лозунг о самоуправлении.

Звучали и другие лозунги. Например: «Скука контрреволюционна», «Будьте реалистами, требуйте невозможного», «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть от скуки», «Те, кто делают революцию наполовину, роют себе могилу», «Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмем и захватим», «Ты нужен шефу, а он тебе – нет», «Рабочий! Тебе 25 лет, но твой профсоюз из прошлого века». Говоря о причинах поражения надо рассмотреть позиции левых движений. Левые партии – это, те силы, которые возглавляли революционные движения. В происходящих событиях левое движение представляло собой разрозненные партии и не доверие друг к другу. К левым партиям традиционно относим ФКП под руководством М.Тореза. Как уже было сказано, эта партия не поддержала и осудила действие студентов. Они не ставили задачи по захвату власти, готовы были пойти на соглашение с буржуазным правительством. Здесь мы наблюдаем соглашательскую позицию партии. Эта партия уже не отвечала современным требованиям, она не поняла происходящих событий. Французские профсоюзы тоже проводили соглашательскую политику с государством и предпринимателями. Они не отвечали требованиям рабочих, хотя добились некоторых результатов: «иметь свои секции на предприятиях, где могли проводить собрания, собирать членские взносы, распространять информацию».19 В целом не затрагивались важные проблемы организации, содержания труда и управления производством. Как было сказано выше, движение студентов, за самоуправление начали анархисты. В университете Нантера анархистских групп было достаточно, и они были активными участниками событий. Началась новая волна анархизма, получившая название «неоанархизм».20 Франк Минц охарактеризовал идеологию, как смесь социальных идей Бакунина, либертатных экспериментов в Испании плюс идей ситуциалистов. В событиях 1968г нельзя не вспомнить еще одно движение ситуационизм (SI). Эта молодежная организация возникла в 1957г. Ее лидером был Ги Дебор. В основе лежала идея дадаизма – нечто совершенно бессмысленное, опиралось на сюрреализм (свобода и иррациональность). В политической теории ситуационизм всегда ограждал себя от сторонников сталинизма и маоизма тем, что отрицали ведущую роль государства и партии при социализме, считая их главными виновниками возникновения государственного капитализма. Именно ситуциалисты не поддерживали движение рабочих, что сказалось на ходе событий. Еще в 1966 году эти группы захватили Страсбурский университет и установили в нем самоуправление. Из 4-го Интернационала выходят ряд молодых людей, которые не согласны с действиями и создают Организацию коммунистов интернационалистов(OCI). Возглавляет партию Пьер Ламбер они стоят на позициях троцкизма. Пьер Ламбер активно работал в подпольных профсоюзах в годы Сопротивления. После войны усилил борьбу против паблоистов, которая угрожала подорвать профсоюзную работу. «В рамках этой работы многие молодые товарищи на предприятиях отважно сопротивлялись сталинистам».21 В этой партии наметилось 2 течения. Первое возглавляемое Пьером Ламбером, выражали синдикалистские настроения, концентрировали внимание на работе в профсоюзах, позднее в социал-демократических кругах. Второе, Марселем Блайтбро, считал главным выяснение отношений с Компартией. Позднее Марсель Блайтбро был исключен из партии, и возобладала линия П.Ламбера, который считал главным делом – это работа в профсоюзах. В событиях 1968г. Сыграла видную роль. Как, партия троцкистского толка, она заимствовала идею о созданиях стачечного комитета на различных уровня и создание единого центрального стачечного комитета. В этих комитетах каждый рабочий должен активно участвовать в действиях и главное брать инициативу на себя. 23 мая выдвинула лозунги «Да, рабочие могут победить: Давайте создадим орудие победы – Центральный стачечный комитет».22 Однако, партия не ставила открыто вопроса о власти, о создании рабочего правительства. После враждебной встречи рабочих Рено главы ВКТ Жоржа Сеги вся верхушка профсоюза вообще пошла на сближение с правительственными кругами и предпринимателями. На стадионе в Шарлети, П.Ламбер выступал на митинге, но не в роли вождя OCI, а в качестве вождя профсоюзов. Целью митинга было «приручить» радикальные слои всеобщей стачки, а в частности молодежь, над которыми был потерян контроль».23

В основном речь шла о приспособлении к правительственным кругам. После событий 1968г. Партия из троцкистской проделала эволюцию в направлении центризма, в дальнейшем ее политика ориентировалась на реформистскую бюрократию. Спустя три года она превратилась в помощницу Французской социалистической партии, соответственно, буржуазного государства. В рядах ФКП тоже не было единства. Молодой лидер Ален Кривин за свои взгляды исключен из рядов коммунистической партии. В 1966г. Он создает свою партию «Революционная коммунистическая молодежь» (JCR). А.Кривин не согласен с партийными лидерами, которые поддерживают буржуазию в целом после буржуазного реформизма, когда они получили социальное обеспечение. Этот молодой лидер стремится занять свое место в обществе, его идеалом является Че Гевара. В демонстрации 27 мая на стадионе Шарлети приняла участие JCR вместе со студентами, профсоюзными организациями и другими профсоюзами, и социал-демократами. Так же принимала участие и в массовой уличной демонстрации 29 мая, созванной сталинской ФКП и профсоюзами ВКТ. Целью митинга в Шарлети было в том, чтобы подготовить создание временного правительства под руководством опытного буржуазного политического деятеля Пьера Мендес-Франса, члена PSU (объединенная социалистическая партия). Задачей этого правительства состояло в обуздании стачки, восстановлении порядка и подготовки новых выборов. «Финансовая газета «Les Echos» сообщала 28 мая, что единственно возможный выбор лежит между реформой и революцией или как выразилась газета, анархией….».24 JCR принимала участие в студенческих волнения и выступала с лозунгом «народного правительства»25, но избегала ответа на решающий вопрос о власти в стране. Этот лозунг оставался общим для всех, но ни к чему не обязывал. У JCR не было достаточно поддержки, чтобы бороться за власть самой. Эта партия в 1968г должна была потребовать от ФКП и ВКТ, чтобы они взяли власть в свои руки. По мере того, как политический кризис накалялся, они все более оказывали поддержку сталинистской бюрократии. В своих воспоминаниях А.Кривин писал «конечно, в руководстве JCR мы не знали, как далеко зайдет это движение. Но мы хорошо понимали, куда оно не пойдет. Оно было восстанием в небывалом масштабе, но не революцией. Не существовало ни программы, ни надежных организаций, готовых взять власть в свои руки».26



Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что все левое движение, на тот момент, было разрозненным и в нем не было единства. Левые не могли, да и по большей части не хотели, брать власть в свои руки. Их устраивало буржуазное правительство с их участием. Тогда как молодые организации левого толка, тоже не хотели власти, их целью было выдвижение в обществе по вертикальной ступени, занять более высокий социальный статус. Чего они собственно и добились. Однако, не желание взять власть, раздробленность левого движения, еще не говорит, о том, что во Франции не было революции. Говоря о левых, в событиях 1968г., они занимали сильные позиции и были очень активны, но их разрозненные действия и не желание сделали свое дело. Другими словами были партии, которые могли взять власть в свои руки. Все вышеизложенное говорит о том, что события 1968года – это революция во Франции. Даже можно ее квалифицировать как революцию в новых условиях, т.е. в обществе потребления. Революция – это коренной переворот, а социальная революция – это изменение в жизни общества.30 мая, когда по радио выступил президент Шарль де Голль обстановка сильно меняется. Мы уже видели, что левые силы готовы были пойти на сближение с правящими кругами. Президент в своем выступлении заставил среднего француза поверить в то, что речь идет о выборе между республиканской законностью и порядком, с одной стороны, и хаосом тоталитарным коммунизмом с другой. Все это и предопределило исход событий. Стачки и демонстрации пошли на убыль. Правый лагерь оказался более сплоченным и последовательным в своих действиях. Произошли изменения в правительстве, на пост министра внутренних дел был назначен Раймон Марселлин. Он стал действовать резко и жестко. 12 июня запретил все уличные стачки и демонстрации во время избирательной компании. Издает декрет, распускающий все революционные организации и изгоняет из страны 200 подозрительных иностранцев. Распускается троцкистская партия OCI, молодежная, студенческая организация JCR, анархистское «Движение 22 марта», а также маоистские организации. В октябре 1968года был принят закон «Закон об ориентации». Этот закон предусматривал создание Совета, в котором студенты наряду с преподавателями участвуют в решении таких вопросов, как распределении получаемых средств, избрание президента (ректора) университетского Совета, расписание занятий, содержание и методы обучения. Были предложены и другие реформы: децентрализация власти, расширение власти местных структур, реформа парламента, участие работников предприятий в получении части прибыли. На референдуме 1969 года «52% французов сказали нет реформе».27 Но на самом деле французы голосовали не против реформ, а против президента с его авторитарной властью. Президент де Голль подал в отставку. В последующие годы Франция расширяла самоуправление. Придя к власти в 1981 году социалисты провели ряд демократических законов о децентрализации управления страной и расширении прав профсоюзов и трудящихся на предприятиях. После завершения революции произошли изменения и сдвиги в самом левом движении. Так, например, анархист Кон-Бендит стал политическим советником в Германии, сегодня возглавляет Парламентскую партию Зеленых в Европейском парламенте и стоит на правом крыле этой вполне правой партии. Маоист Ален Гейсмар стал директором французского отдела инспекции национального образования, а затем возглавлял ряд постов в разных министерствах, которыми руководила социалистическая партия. Газета «Liberation» также ведет родословную от маоизма. Она появилась в 1973 году, как маоистская газета под общей редакцией философа Жана Поля Сартра. Мне бы хотелось здесь сказать несколько слов о взглядах Ж.П. Сартра. Для Сартра подлинный интеллектуал всегда способен оспорить существующую систему взглядов и готов к тому, что его взгляды в свою очередь будут опровергнуты. Проблемы университета неотделимы от проблем общества в целом, университет должен служить всему народу, а не буржуазии и бюрократии. Поэтому Ж.П.Сартр принимал активное участие в революционных событиях. Очевидно, он понимал, что реальная демократия там, где человек принимает решения и берет ответственность за эти решения на себя. К 1968 году Ж.П.Сартр полностью разочаровался в «реальном социализме»28 советского образца. ФКП и ВКТ сегодня являются бледной тенью самих себя в прошлом, а членами профсоюза являются всего 7% рабочих. Май 1968 года нанес роковой удар по идеологии коммунистической партии их марксистской теории. Социалистическая партия одна из немногих, которая устояла в этой битве. Стала продвигать идеи самоуправления. Во время выборов президента Миттерана поддержала его кандидатуру. Близкий соратник П.Ламбера, Л. Жоспен в 1981 году занял пост председателя социалистической партии. С 1997 по 2002 год занимал пост премьер-министра. Однако и здесь в последнее время происходит раскол на враждующие фракции и быстро теряют влияние.

Партия А.Кривина преобразовалась в партию левых коммунистов (LCR). Представитель этой партии О.Безансено (протеже А.Кривина), находит поддержку в прессе, пытается создать «антикапиталистическую партию», которая открыта для бывших членов политических партий, активистов из профсоюзного движения, феминистов, противников либерализма, анархистов, коммунистов и антинеолибералов».29 О.Безансено, всячески отрицает историческую связь с троцкизмом. Такой партией, без ясной программы, можно легко манипулировать и направлять ее в направлении, служащим интересам правящего класса. Главное в прошлое ушел авторитарный режим власти президента.

Полагаем, что студенческое движение, как оно называется в истории, в нашей стране, можно назвать революцией. Революция имела причины, повод, события и широкую социальную базу. Причины революции носили как субъективный, так и объективный характер. Субъективный – правящая элита не была склонна прислушиваться к общественному мнению, вести конструктивный диалог. Объективный - проходило создание нового общества «общества потребления». Это новое общество требовала новых людей с новыми идеями и ценностями. Поэтому в данной революции была новая движущая сила, а именно, студенты. Для них были характерны такие черты как: образованность, обостренное чувство справедливости и собственного достоинства, способность критически оценивать окружающую действительность, возможность широкого приобщения к новым духовным ценностям.

Участники студенческого движения протеста продемонстрировали потрясающую способность к самоорганизации. Занятая студентами Сорбонна более месяца, являла собой полигон, где на практике испытывались идеи прямой демократии, студенческого самоуправления. Участники объявили Сорбонну автономным народным университетом, круглосуточно открытым для рабочих. Все принимавшиеся в ее стенах решения подлежали одобрению на заседаниях всеобщей ассамблеи. Единственным ограничением участия в заседаниях являлись размеры его самого крупного в университете зала, где они проходили. Каждый вечер ассамблея избирала новый оккупационный комитет – исполнительный орган в составе 15 человек, которые спустя сутки отчитывались о проделанной работе. Считалось, что более длительный срок полномочий может привести к появлению коррупции и бюрократии. Оккупационный комитет направлял и координировал деятельность различных комиссий, комитетов, служб, которые были созданы во время революции. Занимался такими вопросами как предоставление помещений для дискуссий, организации питания, обеспечение порядка, сбор денежных средств, оказание помощи пострадавшим демонстрантам. Так же в ходе революции были созданы «Комитеты действия»30, которые выполнили две насущные задачи:

Первую: когда государственная машина была парализована, он обеспечивал нормальную жизнь (собирал деньги для семей забастовщиков, обеспечивал порядок на улице, организовывал транспорт.

Вторую: вел борьбу за новое общество.



Этот пример ярко демонстрирует самостоятельность и возможность общества решать самостоятельно важные жизненные вопросы. Участники движения поставили под вопрос иерархию должностей в обществе, возвели в центр борьбы проблему участия в принятии решений. Отсюда после революции расширились права местных органов самоуправления во Франции. Создается гражданское общество, демократия получила дальнейшее развитие. Более широко стало развиваться экологические, феминистские и другие социальные движения. Формирование гражданского общества продолжается. Свидетельством разрыва между общественными чаяниями и их выражением в рамках демократической системы стал подъем в 70-е годы волны так называемых «новых социальных движений».31 Такие движения как антиатомное, антимилитаристские, экологические и др. Многие участники были убеждены в том, что существующее государство и модель «представительства»32 не отражают их интересов и нужд. В результате революции во Франции произошел быстрый переход к новому постиндустриальному обществу. Появились у власти новые, молодые, образованные, с новыми идеями люди. Конечно, новое общество формирует новое мировоззрение. Обновилась духовная жизнь в обществе. В событиях красного мая принимали участие и французские кинематографисты. Они создали Ассоциацию кинопроизводителей, которая существует и поныне. Примером новых взглядов является работа Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», в которой сексуальная революция трактуется с позиций женоненавистничества, или же с трагической правдивостью – выбор зависит от вашей точки зрения. Другие картины сохраняли веру в возможность изменения общественной жизни – как в фильме Алена Таннера и Джона Бергера Джонас. Появляется новое течение постмодернизм. Постмодернизм трактуют по-разному: как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерна фетишизация предметов потребления, в основе лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса, и понятие постмодернизма как целостного художественного явления не существует, можно говорить о нем лишь как о переоценке постулатов модернизма. В художественном искусстве используются уже готовые формы, и происхождение этих форм не имеет принципиального значения. От утилизированных предметов до шедевров мирового искусства. художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим. И сегодня мы можем увидеть в знаменитом театре «Гран Опера» классические балетные постановки с интерпретацией современности. Культурная инновация постмодернизма осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям. Постмодернизм опровергает все традиции, требует поиска новых форм. Таким образом события мая-июня 1968 года до основания потрясли менталитет французов, коренным образом изменили их политическую культуру.

Список источников и литературы

1. «Левые в Европе XX века: люди и идеи» под редакцией Н.П.Комоловой, В.В.Дамье, РАН, Институт Всеобщей истории, М., 2001г. А.Л.Семенов «Май 1968г. во Франции».

2. «Опыт европейского федерализма: история и современность», под редакцией Е.Ю.Полякова, РАН, Институт Всеобщей истории, М., 2002г. А.Л.Семенов «Борьба французских студентов за самоуправлении в университете и обществе в 60-е годы XXв.»

3. «Шарль де Голль» под редакцией М.Ц.Арзакян, А.О.Чубарьян, РАН, Институт Всеобщей истории, М., 2000г.

4. «Карло Россели и левые в Европе» под редакцией В.В.Дамье, Н.П.Комоловой, Е.П.Наумова РАН, Институт Всеобщей истории, М., 1999г. А.Л.Семенов «Май 1968 год во Франции: 30 лет спустя».

5. О.В.Зегонов «Беспорядки во Франции: характер, причины, уроки», М., 2006г.

6. В.В.Дамье «Гражданское общество и традиции самоорганизации// Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России XIX-XX вв.» М.:ИВИ РАН, 2007г.,с.31-61

7. «Социальные движения на Западе в 70-е и 80-е годы XX века», М., ИВИ, РАН,1994г.

8. А.Н.Сидоров «Жан Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-57-е гг XXв.), Иркутск, 2006г.

9. Р.Патрик «1968 год», М., 2004г.

10. О.В.Карасев «Жаркий август во Франции», ж. «Новое время», 1973г., №34, с.6-7.

11. В.Ф.Коломийцев «Рабочий класс и «Красный май» 1968г.», ж. «Вопросы истории», 1973г., №5, с.210-214

12. Р.Телье «Год, не похожий на другие», ж. «Новое время», 1969г., №6, с.7-9

13. www.wsws.org/ru/2009



1 Шарль де Голль под редак. М.Ц.Арзакян, А.О.Чубарьян РАН Институт Всеобщей истории М., 2000г., стр.11

2 Там же

3 А.Л.Семенов «Борьба французских студентов за самоуправление в университете и обществе в 60-е годы XXв. «Опыт европейского федерализма: история исовременность» отв. Ред. Е.Ю.Полякова, РАН Институт Всеобщей истории М., 2002г., стр.221

4 В.П.Смирнов «Голлизм в годы войны» Шарль де Голль под редак. М.Ц.Азарян, А.О.Чубарян РАН Институт Всеобщей истории, М., 2000г., стр.17

5 А.Н.Сидоров Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции. И.,2006г

6 А.Л.Семенов «Май 1968г. Во Франции» из сборника «Левые в Европе XXв.: люди и идеи» под редак. Н.П.Комоловой, В.В.Дамье РАН Институт Всеобщей истории М., 2001г., стр.235

7 А.Л.Семенов «Де Голль и реформа французского университета», М.,2000г., стр.156

8 В.В. Дамье «Гражданское общество и традиции самоорганизации// Основные этапы формирования гражданского общества в странах западной Европы и России 19-20 века», Москва.: ИВИ РАН, 2007, стр. 31-61.

9 А.Л.Семенов «Май 1968г. Во Франции» из сборника «Левые в Европе XXв.: люди и идеи» под редак. Н.П.Комоловой, В.В.Дамье РАН Институт Всеобщей истории М., 2001г., стр.235

10 А.Л.Семенов «Де Голль и реформа французского университета», М.,2000г., стр.156


11 А.Н.Сидоров «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг XX в.) Иркутск, 2006г

12 www.Google.org

13 А.Л.Семенов «Май 1968г. Во Франции» из сборника «Левые в Европе XXв.: люди и идеи» под редак. Н.П.Комоловой, В.В.Дамье РАН Институт Всеобщей истории М., 2001г., стр.235

14 А.Н.Сидоров «Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг XX в.) Иркутск, 2006г

15 А.Л.Семенов «Май 1968г. во Франции» М., 2001г., с.241

16 А.Л.Семенов «Май 1968г. во Франции: 30 лет спустя» с.168

17 А.Л.Семенов «Май 1968г. во Франции», из сборника «Левые в Европе XX века: люди и идеи» под редак. Н.П.Комоловой, В.В.Дамье РАН Институт всеобщей истории М., 2001г., с.248

18 Там же, с.250.


19 Социальные движения на Западе в 70-80-е гг XXв. М.: ИВИ РАН, 1994г.

20 Там же

21 П.Шварц «1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции», №4, 2009г.

22 Там же

23 Там же

24 П Шварц «1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции», №3 2009г.

25 Там же

26 Там же

27 Шарль де Голль под редак. М.Ц.Арзакян, А.О.Чубарьян РАН Институт Всеобщей истории М., 2000г., стр.11

28 Социальные движения на Западе в 70-80-е гг XXв. М.: ИВИ РАН, 1994г.


29 П.Шварц «1968г.: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции», №1, 2009г.

30 Социальные движения на Западе в 70-80-е гг XXв. М.: ИВИ РАН, 1994г.

31 В.В. Дамье «Гражданское общество и традиции самоорганизации// Основные этапы формирования гражданского общества в странах западной Европы и России 19-20 века», Москва.: ИВИ РАН, 2007, стр. 31-61.


32 Там же