Памятник Минину и Пожарскому в Москве [25] - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Памятник Минину и Пожарскому в Москве [25] - страница №1/1

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.







Памятник Минину и Пожарскому в Москве [25]




Учитель: Пришла пора, наконец, рассказать, в чём же заключается основное содержание праздника День народного единства. Каждый исторический период Россия раскалывалась. Это наша ментальность. Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Самое же главное, что это не вновь придуманный праздник, а это восстановленный праздник, возвращение главного романовского праздника, который был очень широко отмечен до революции во все века российской истории. Памятник Минину и Пожарскому, стоящий на Красной площади, был поставлен к одной из годовщин освобождения Москвы в 1612 году. И регулярно, ежегодно этот праздник очень широко отмечался всеми слоями русского общества. Ведь 4 ноября как праздник на Руси праздновали, как уже было сегодня сказано, почти 270 лет.

В чём особенность этой победы? Ведь у русского оружия было много других побед. У нас много праздников славы российского оружия. Но я всё-таки считаю, что 4 ноября - это не столько день славы российского оружия, хотя и это, конечно, тоже важно.

Главное, наверное, в том, что впервые не государство само себя защищало, не власть государственная, так как иноземные захватчики скорее стали следствием внутренней смуты и потери управляемости государством, а сам народ. Вот это то, что сегодня называется «гражданским обществом». Когда ополчение появилось просто велением народных масс. И ещё одна важная вещь. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались сами занимать никакие руководящие посты. Ни Козьма Минин, ни Дмитрий Пожарский не собирались становиться ни царями, ни занимать какие-то государственные посты. То есть люди просто восстановили государственную власть, собором избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, такая уникальная особенность данного праздника.

В 1612 году Козьме Минину, по воспоминаниям, явился во сне святой Сергий Радонежский, который призвал его к тому, чтобы собирать ополчение и идти освобождать Москву. Туда же, в Нижний Новгород, пришло обращение от Троице-Сергиевой Лавры. Туда же обращался находящийся тогда в заточении патриарх Гермоген. Видимо, не случайно все эти обращения пришли в Нижний, и Козьма Минин вышел к народу. «Нижний базар» - так называлось это место в Нижнем Новгороде.


Учитель подходит к картине Константина Маковского "Воззвание Минина к нижегородцам", которая висит в классе: Отнесёмся к этому не как к истории, а представим себе это сегодня. Выходит человек на площадь и предлагает собрать ополчение. А ведь ополчение- это дорогостоящая вещь. Ополчение организовать и вооружить надо. Это огромные деньги. И вот Кузьма Минин говорит: давайте отдадим на это до двух третей имущества. Сам он отдал всё, что у него было. И люди действительно отдавали на спасение страны две трети имущества. Вот такая удивительная вещь.
Этот праздник призван сплотить людей, сплотить народ на больших, крупных, добрых общих делах, так, как это было 400 лет назад в ту пору, когда Минин и Пожарский возглавили народное ополчение в очень тяжёлое время для России, когда Россия была расколота, раздроблена, сепаратизм и регионализм разделяли её, эгоизм, стяжательство, воровство, грабежи буквально уничтожали страну. Что за рок стоял над Россией! Истерзанная при Иоанне Грозном и разложившаяся при Федоре, она получила Годунова, опытного и энергичного управленца, все шансы имеющего вывести страну из беды. Но смыло дождями, побило морозами, уморило недородами, дотравило чумой. Горестное стечение обстоятельств. Природный цикл. Череда бедствий - жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпала с полным расстройством управления. Бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Всё это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. И этот страшный период длился годами. Отяжелило все эти события, конечно, пришествие интервентов, шведов и поляков. Но приход интервентов явился следствием Смуты, которая довела Россию до умопомрачения, до катастрофы. Начало Смуты можно определить лишь одним словом - предательство. Ради своих шкурных интересов боярские группировки тогда были готовы на любое предательство, признание любой лжи. Когда Лжедмитрий I приближался к Москве, то армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали самозванца царевичем Дмитрием Ивановичем, то есть законным наследником.
И вот поднялись лучшие крепкие слои народа, патриотически настроенные люди: дворянство, часть честного и родовитого боярства, крестьяне свободные, государственные. А возглавила это движение церковь. Церковь здесь была большой ведущей силой. Это был народный порыв, который привёл к тому, что люди разных национальностей (русские, чуваши, мордва, башкиры, удмурты) шли в отрядах Минина и Пожарского. Все они взялись за успокоение страны, за её умиротворение, за спасение и возрождение. Там были православные, мусульмане и язычники. Это действительно было большое всенародное дело, когда лучшая часть общества встала против тех, кто это общество рушил, кто вековую традицию нарушал, кто практически вёл Россию к национальной катастрофе.
Конечно, в рамках народного ополчения тоже были серьёзные противоречия, были свои проблемы. И вожди, как это всегда бывает в крупных движениях, боролись за место под солнцем, боролись за свои амбиции, ими руководили порой честолюбивые мотивы. Скажем, Трубецкой не хотел подчиняться Пожарскому - последний был менее родовит. Всё это было. Но главное, что люди сплотились вокруг больших единых целей. И в конечном итоге они добились результата. Вот это стало главным: спасение, возрождение и умиротворение страны, приведение её к закону и порядку. Многие люди в течение Смуты просто деградировали как личности, но потом заново обрели себя в стране, которая пришла в состояние стабилизации.

Это было очень важно для XVII века, это было важно для последующей истории России. Это важно для наших дней, потому что опыт и образ, и пример этих людей, он замечателен. И этот опыт и сегодня, в период нашего трудного перехода от одной общественной формации, строя к другой, нам тоже помогает понять своё место в системе наших сегодняшних ценностей и взять на себя ответственность за судьбу страны, за судьбу города, за судьбу села, за судьбу того дома, в котором мы живём. Это, наверное, главное содержание праздника 4 ноября, благородное содержание, которое любой нормальный человек должен поддержать.


Каждый праздник входит в жизнь страны не сразу. И прежние - дореволюционные праздники- входили не сразу, и они подвергались определённым пропагандистским обрамлениям и пиаровскому, как мы сегодня говорим, действию. Это вполне естественно. И советские праздники так же. Скажем, праздник 7 ноября в 1918- 19-х годах имел совсем другой характер, наполнение, чем это стало позднее, уже при Сталине, когда он был развёрнут в полную силу всеми средствами советской пропаганды.
Что касается сегодняшнего праздника, то это праздник настолько благородный, настолько гуманистический, настолько связанный с нашим Отечеством, что, конечно, он и сам рано или поздно войдёт в души людей, войдёт в дома, в семьи будущих поколений. Но, кроме того, нам всем надо над ним работать, надо показывать и разъяснять его смысл, надо обращаться к истории, надо обращаться к аналогиям российской истории, надо поддерживать всё лучшее, благородное, гуманистическое.
И поэтому мне кажется, что справедливо, что сегодня этот праздник вернулся как общероссийский и общенародный праздник. Мне кажется, поэтому он и является таким государственным праздником сегодня в России, потому что он символ единения гражданского общества, единения людей разного вероисповедания, разных национальностей. Вот за счёт этой народной воли, народного единения укрепить и спасти свою страну - вот в этом, наверное, и есть символ праздника 4 ноября.
Есть намёки на то, что вроде бы этот праздник народного единения задуман для того, чтобы унифицировать идеологию, чтобы всех выстроить в ряды под знаменем народной России. Мне кажется, что смысл праздника как раз в другом, чтобы люди были разные, с разными взглядами, но в главных делах они были едины.
Поэтому никакого отношения к политической борьбе между партиями этот праздник не имеет и иметь не может. Мы с вами уже говорили об этом, что пример участников ополчения 1612 года, это пример отбрасывания всех разногласий и споров, что люди разных сословий, и купцы, и простолюдины, люди богатые и бедные, отдавали не в одинаковой сумме, отдавали две трети имущества. Такой символ очень важный. Это были люди, повторяю, разного вероисповедания, и разных национальностей, и уж точно- разных идеологических взглядов. Я считаю, что это пример того, что есть цели, ради которых можно отбрасывать все разногласия. В данном случае целью было спасение государства. Вот такое понимание, по-моему, нужно всем партиям и людям всех идеологий в сегодняшней России.