Памятник Екатерине II - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Памятник Екатерине II - страница №1/1




Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II Первоначальный эскиз 1861 года значительно отличался от осуществленногопамятника. Очевидно, предназначение памятника: запечатлеть матушку-царицу вее любимой загородной резиденции — подсказало художнику изящную камернуюкомпозицию. Микешин представил Екатерину обаятельной женщиной, снепринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - символы славы иискусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стилерококо, должны были разместиться медальоны с портретами Румянцева,Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина,но профессора Академии нашли, что пропорции пьедестала не соответствуютвеличине фигуры, проект недостаточно монументален, а лира в рукахимператрицы «не уместна для памятника коронованной особы». Тем не менее,модель была отлита в бронзе на заводе Шопена и отправлена на Всемирнуювыставку в Лондоне, где ее высокое техническое качество отметили медалью.Модель понравилась Александру II, и в 1862 году ее установили вцарскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествияЕкатерины на престол. В мае 1863 года петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов (внукгенералиссимуса) обратился с ходатайством к императору "в воспоминание облагодетельном для нашего Отечества царствовании Великой Императрицы"соорудить памятник не в Царском Селе, а в столице. Тогда же впервые былоназвано и место — в сквере перед Александрийским театром. Место это будит богатые исторические воспоминания. Рядом — Российскаянациональная библиотека, известная многим поколениям петербуржцев какПубличка. В ее основе лежит книжное собрание польских епископов братьевИосифа и Андрея Залусских, перевезенное в 1794 году по повелению ЕкатериныII в Петербург из Варшавы в качестве военного трофея. Вскоре собраниедостигло почти 250 тысяч томов. Для него было построено специальное зданиена углу Невского и Садовой (1796 —1801, архитектор Е.Т. Соколов), котороепозднее соединилось с главным корпусом, обращенным фасадом на площадь(1828—1834, архитектор К. Росси). Императорская Публичная библиотека,доступная для всех горожан, открылась в 1814 году. На другой стороне площади — усадьба Аничкова дворца, строившегося в1741—1750 годах как подарок императрицы Елизаветы Петровны своему тайномусупругу, графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В царствование ЕкатериныII дворец принадлежал Потемкину. В саду Аничкова дворца, простиравшемся вXVIII веке от Фонтанки до Садовой улицы, находился каменный павильон, гдеустраивались драматические и музыкальные представления. В начале XIX века вдеревянном театре, стоявшем на том месте, где позднее соорудили памятникЕкатерине, давала представления Императорская российская труппадрамати-ческих актеров, на сцене которого шли пьесы драматургов Екатерининскоговремени: А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина.Площадь эта стала одним из театральных центров Петербурга еще до постройкиАлександринского театра (1828—1832, архитектор К. И. Росси). В связи с изменением места установки памятника, в июне 1863 года Микешинсоздает новый проект. Высота монумента была увеличена до 7 саженей, или 21аршин (около 15м), изменена форма постамента, вырастающего на массивном,круглом в плане и суживающемся кверху основании (что в дальнейшем наводилокритиков памятника на сравнение его с настольным колокольчиком). Такаяформа позволяла гармонично соединить многофигурную композицию постамента свенчающей сооружение статуей императрицы. На сторонах постаментапредполагалось поместить уже не медальоны, а круглые статуи, причем в числосподвижников Екатерины, по предложению петербургского генерал-губернатора,был включен еще и И.И. Бецкой, так что общее число фигур увеличилось допяти. Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями П.П.Мельников, ведомству которого было поручено сооружение памятника, обратилсяв Академию художеств за новой экспертизой. Ректор К.А. Тон отвечал, чтозаключение можно сделать лишь по представлении подробного перспективногоплана, но ясно, что памятник не должен быть выше 15 аршин (в полтора разаменьше задуманного художником). Тем временем Микешин создал еще одинвариант, изменив пропорции и рисунок постамента. Предполагалось вернуться кчетырехсторонней форме, причем на трех сторонах поместить по два медальонас портретами. Возник вопрос, кого еще включить в число изображенных, ихудожник поставил на выбор имена А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова или княгинюЕ.Р. Дашкову. По этому проекту в декабре 1863 года академики высказали еще более резкоесуждение. Совет нашел, что новый рисунок постамента «еще менеемонументален, чем прежде... безобразно широк внизу в отношении к верхупьедестала и стоящей на нем фигуры и несоразмерно с нею велик». А.П.Брюллов и П.В. Басин настаивали, что высоту надо уменьшить, скульптор Н.С.Пименов, вообще не понимавший, почему эту работу ведет профессиональныйваятель, указывал, что статую императрицы надо «сочинить как следует», идаже академик Я.И. Гримм, который в итоге стал вести архитектурные работыпо монументу, нашел, что в представленном проекте «формы памятника неодушевлены, мертвы». Художника не смутила столь суровая критика. Он продолжал работу, шлифуясвой проект и не уступая в основных позициях своего замысла. В марте 1864года он обратился с ходатайством о выдаче ему для работы из Зимнего дворцаи Эрмитажа бюстов Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого,Безбородко, Дашковой и Державина. На этом этапе художник вернулся кварианту полнофигурных скульптур вокруг постамента, число которых достиглосеми. Стремясь к наибольшей достоверности портретов, Микешин запросил вМинистерстве двора подлинные костюмы Екатерининской эпохи из гардеробаимператорских театров,каковых,однако,там не оказалось. Модель памятника Екатерине II выполнил по рисунку Микешина его ближайшийпомощник, с которым они вместе работали над новгородским монументом, —Матвей Афанасьевич Чижов (1838—1916). Для памятника «Тысячелетие России»Чижовым было вылеплено несколько десятков фигур на фризе постамента. Высочайшее утверждение новой модели памятника последовало 4 февраля 1865года. Началась работа по лепке из глины и отливке в гипсе больших фигур.Художнику заплатили только восемь тысяч рублей за выполненную модельпамятника. Эти деньги сразу ушли на подготовительные работы. По смете же,составленной автором, изготовление гипсовой фигуры императрицы и двух фигурдля постамента требовало восемнадцати тысяч рублей. Работы в глине былиначаты, а средства на литье гипсовых форм не поступали до августаследующего года. Четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, былазакончена 3 февраля 1867 года, и после внесения скульптором исправлений позамечаниям академических профессоров в июне фигура была отлита из гипса.Мелочные придирки к Микешину продолжались: от него потребовали разломатьдеревянный сарай во дворе Академии художеств, где просушивалась гипсоваяскульптура, под предлогом, что шум беспокоит жившего по соседству диаконаакадемической церкви. Первыми фигурами для постамента оказались Державин и Дашкова — их,отлитыми в гипсе, приняли в апреле 1868 года. К декабрю завершилась работанад фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и остальные портретысподвижников Екатерины, выполнил Александр Михайлович Опекушин (1838—1923).Имя этого ваятеля неразрывно связано с памятником А.С. Пушкину в Москве(1880). Число скульптур на постаменте было увеличено лишь 15 февраля 1871 года,когда очередной вариант модели памятника вновь осмотрел Александр II. Настороне монумента, обращенной к театру, художник предполагал поместитьмедальон с надписью. Вместо него решили установить изваяния флотоводцев. Тем временем на площади перед Александрийским театром уже велисьстроительные работы. Руководство ими было возложено на профессора ДавидаИвановича Гримма (1823—1898). По рисункам Гримма были созданы четыремассивных канделябра с пятью фонарями, форма оснований которых как бывторит силуэту постамента, картуш с надписью и несохранившаяся бронзоваяограда в виде гирлянд из дубовых листьев вокруг памятника. Некоторыеархитектурные детали проработал ученик Гримма Виктор Александрович Шретер(1839—1901). Подряд на устройство фундамента и пьедестала был заключен спетербургскими купцами ГА. Балушкиным и Н.П. Осетровым. Для устройствафундамента вынималась земля в диаметре девяти сажен (около 20 м) на глубинудо пяти аршин (3,5 м). Фундамент на сваях клали из отборной бутовой плитына портландском цементе. Поверх плиты прокладывали сплошной слой гранита,на котором, собственно, и держится постамент. Он сложен из блоковсердобольского гранита трех цветов: темно-красного, светло-серого и темно-серого. Гранит доставляли с апреля 1869 года из окрестностей Ладожскогоозера на специальных судах. Добывали его на островах Св. Сергия, Св.Германа и Янцарь, входящих в Валаамский архипелаг. Камни весом от одной дотрех тысяч пудов (16—48 т) доставлялись к пристани, устроенной вблизиЛебяжьей канавки, откуда их, используя переносные рельсы, изготовленные назаводе Сан-Галли, перевозили на строительную площадку. Современникиотмечали, что «перевозка камня поперек Невского проспекта почти непрерывала движения экипажей». В работах принимали участие сотни рабочих, ноне было ни одного несчастного случая, за исключением происшествия 13 июня1871 года, когда при ломке камня на крестьянина Щелпанова отлетела глыбавесом в три тысячи пудов, но он удачно укрылся в расщелине между двумяблоками и остался «целехонек». Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии императора 24ноября 1869 года. День был выбран не случайно: по церковному календарю, этоДень святой Екатерины, то есть день тезоименитства императрицы Екатерины II— в 1869 году исполнялось 140 лет со дня ее рождения. В основание памятникабыл положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборкемедалей символично соединялись важные события двух царствований: восшествиеЕкатерины II на престол, присоединение Крыма и Тамани, принятие Грузии врусское подданство, возвращение русских областей от Польши — и то, чтопроисходило уже при Александре II: его коронация, освобождение крестьян,покорение Западного Кавказа. Перед началом работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 годагипсовые модели еще раз осмотрел царственный заказчик. На этот раз былисделаны лишь мелкие замечания. Александр II обратил внимание на то, чтоМикешин изобразил графа Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден,дававшийся за боевые заслуги, вельможа получить не мог, не имея высокоговоинского звания. Чтобы избежать подобных огрехов, царь тут же велелприсутствовавшему при этом министру путей сообщения графу А.П. Бобринскому(правнуку сына Екатерины II) дать точный список наград изображенныхвельмож. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины былипоставлены их графские и княжеские титулы. С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали памятника былиотлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс иПлинке» Бронзы на памятник пошло 3100 пудов (почти 50 т) Высота скульптурыЕкатерины — 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте — от четырех до трехаршин. Общая высота памятника, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15метров К этому времени постамент был уже готов В целом на него пошло больше600 гранитных блоков, вес которых после отделки и шлифовки составил 16,5тысяч пудов (6 тысяч стесали при обработке). Одна из особенностеймассивного каменного сооружения состоит в том, что, во избежание коррозии,блоки соединяли посредством гнезд и выступов, без пиронов, винтов ижелезных полос Верхняя бронзовая часть памятника накрывает собойкуполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.Критики не оставляли своих нападок и после окончательного утвержденияпроекта В фигуре Екатерины усматривалось «неопределенное выражение», а оскульптурном постаменте журнал «Зодчий» в 1872 году выразился еще болеерезко По мнению оставшегося безымянным критика, «сподвижники изображены вразличных пикантных и довольно каскадных позах, ни в одном изображении ..не выдержан исторический характер. Из этого видно, что г Микешин внастоящее время точно так же нуждается в хорошем исполнителе, как онпользовался в начале своего нового поприща Во все это время он, по-видимому, не старался изучать образцов монументальной скульптуры, а потомус ним произошло то, что обыкновенно бывает в случаях такого рода Внезапныйслучайный успех в художнике пробуждает в нем самомнение, уверенность всвоей непогрешимости, и тогда конец дальнейшему развитию». В августе 1873 года подходила к концу шлифовка постамента, шла установкабронзовых деталей памятника. Вокруг сквера был устроен тротуар из серогогранита с асфальтовыми полосами между плитами. В сквере высаживали молодыедубки и кусты жимолости. Газоны предполагались только травяные, без цветови кустарников, что обеспечивало хороший обзор памятника со всех сторон.Устанавливалась «простая, но чрезвычайно изящная» ограда, кованые столбикикоторой соединялись «толстой проволочной сетью с ромбовидными отверстиями». Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра всевойска, назначенные к участию в церемонии, были на своих местах. Внутриздания Публичной библиотеки и по периметру сквера был установлен почетныйкараул. В половине 11-го государь начал объезд войск, выстроившихся наНевском проспекте. Императрица Мария Александровна с дочерьми наблюдали зацеремонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направилсякрестный ход во главе с высшим духовенством. На специально устроенном вограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чегопрогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии.Затем начался церемониальный марш. В честь праздника на Невском и БольшойМорской была устроена иллюминация газовыми светильниками и бенгальскимиогнями. «Монумент Екатерине II освещался посредством 4-х приборов в видетруб, отражавших на поверхность памятника свет пламени особого горючегосостава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказалсяслабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился вполумраке». «Коллежский асессор» М.О. Микешин получил в награду за памятник орденСвятой Анны 2-й степени, такой же орден получил подрядчик, производившийотливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен Владимира 4-йстепени, а М.А. Чижов — Станислава 3-й степени. Общая стоимость затрат напамятник достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив первоначальнонамеченную по смете сумму в 241 740 рублей. В целом работа Михаила Микешина над памятником Екатерине II заняладвенадцать лет: ровно столько же трудился в России Этьен Морис Фальконе,приглашенный Екатериной в 1766 году для создания памятника Петру I. По тонкому замечанию знатока русской скульптуры барона Н.Н. Врангеля,Микешин «всегда думал формой, грезил силуэтами и широкими очертаниями,понимал прелесть массы. Он один среди всех своих современников не хотелшаблона, смело и размашисто творил — сохранил всюду искру священного огня». Силуэт памятника Екатерине II четко очерчен, но в нем нет сухойгеометричности, контуры смягчены динамичными разворотами фигур напостаменте. Наиболее интересен памятник со стороны Невского проспекта,откуда он эффектно вырисовывается на фоне ампирного порталаАлександрийского театра. Хорош он и в боковом ракурсе, на фоне деревьевАничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицыкажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны театра, когда мантияимператрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюдухочется подойти поближе, взглянуть на массивный картуш со словами«Императрице Екатерине И-й в царствование Императора Александра П-го. 1873г.». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию. Над картушем аллегорический натюрморт: книга с надписью «Закон» окруженалавровым венком, символом славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств(палитра и фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи),земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блокиполированного гранитного подиума направляют взгляд к бронзовому постаменту,окруженному фигурами сподвижников, и выше — к статуе императрицы. Онаоблачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрытыпорфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатленовыражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важноесмысловое значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муароваялента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного — высшейнаграды России. Скипетр — знак державной власти — царица держит легко иуверенно. В левой ее руке — лавровый венок. Вновь и вновь остроконечныелавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования. Гирлянды ивенки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре частиорнаментированными волютами, обвивают медальон с вензелем Екатерины.Венчающая памятник статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержаниепамятника раскрывается при его обходе, вглядывании в детали, равномернораспределенные по всему периметру постамента. Задача создания монументального портрета в виде отдельно стоящей фигуры вполный рост чрезвычайно сложна. Резко выраженное движение, запечатленное вбронзе, может придать скульптуре неуместно суетливый оттенок. Полнаястатика привносит ощущение монотонности. Динамика создается разворотомфигуры, точностью найденного жеста, игрой света и тени в складках одежды.Особенно трудно решить тыльную сторону статуи, поэтому подобные памятникиобычно рассчитаны лишь на фронтальный обзор. О микешинской Екатерине этогосказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку ицарственную гордость поступи. Тяжелые складки мантии, подбитой горностаем,спадают на постамент, создавая зримый образ покрова, сени, под которойнаходят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины. Григорий Потемкин Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние ее ближайшего советникаи друга Григория Потемкина. Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов,военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, срединаград и лент которого жалованный портрет Екатерины. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739—1791)впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Коннойгвардии. Он был награжден, среди других активных участников переворота 1762года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнямикрепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинноеувлечение Екатерины началось позднее. Это не было очередным капризом.Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякийфаворит, Потемкин сразу был осыпан чинами и наградами, но проходили годы,целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделалаверный выбор. Потемкин отличался не только могучим телосложением инеукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственных умовсвоего времени. Его организаторские способности особенно выявились восвоении так называемой Новорос-сии — южных земель, вошедших в составимперии в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основаниеОдессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота,Во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценилполководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графаРымникского. Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, благосклонной улыбкой,поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму сполумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, непринужденноопершимся коленом на выступ волюты. Александр Васильевич Суворов Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов(1730—1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновскомполку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлыйум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которыхдалеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирениюи разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войныЕмельяна Пугачева. Наиболее значительные победы уворова одержаны им во 2-й Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боевой награды — орденаСвятого Георгия 1 -и степени. В отличие от других вельмож, изображенных напамятнике с одной или двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская,Георгиевская и Владимирская; на шее крест Святой Анны — полководец былнагражден всеми орденами Российской империи и многими иностранными. К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдмаршал Румянцев,сидящий справа от Потемкина. Он значительно раньше их вступил на путьратной славы. Петр Александрович Румянцев Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725—1796) тридцатилетнимгенерал-майором одержал победу в одном из важных сражений Семилетней войны— при Грос-Егерсдорфе. Елизавета наградила его орденом Александра Невского,Петр III удостоил Андрея Первозванного, Екатерина, упразднив гетманство наУкраине, назначила его генерал-губернатором в Киев. Особое положениефельдмаршала при дворе, несмотря на смену правителей, отчасти связано стем, что он считался внебрачным отпрыском Петра Великого. Но прежде всегопричина, конечно, кроется в его выдающихся полководческих способностях,наиболее ярко проявившихся в 1 -и Турецкой войне, когда Румянцев былглавнокомандующим. Выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мир принесРумянцеву титул Задунайского, алмазный маршальский жезл, лавровый венок ибриллиантовые знаки Андреевского ордена. В его честь была выбита медаль. За спиной Суворова, справа, — группа из двух фигур, символизирующаягосударственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. Заобсуждением архитектурного чертежа (возможно, Воспитательного дома илиАкадемии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой. Александр Андреевич Безбородко Светлейший князь граф Александр Андреевич Безбородко (1747—1799)отличался острой памятью и умением точно и быстро оценивать ситуацию. Этиего способности привлекли внимание графа П.А. Румянцева, в ведомствекоторого началась служебная карьера будущего канцлера. В двадцать восемьлет, по рекомендации фельдмаршала, Безбородко стал секретарем по принятиючелобитных императрице. Екатерина, умевшая находить и ценить нужных людей,сохраняла к нему свое расположение до конца дней. После смерти графа Н.И.Панина Безбородко стал фактическим руководителем внешнеполитическоговедомства России, хотя звание канцлера (министра иностранных дел) онполучил уже при Павле I, как и титул светлейшего князя. Необыкновеннаяблагосклонность императора, не любившего тех, кто нравился Екатерине,наводит на предположение о каких-то особенных заслугах Безбородко.Возможно,будучи доверенным лицом покойной императрицы, Безбородко знал о еенамерении передать престол через отца внуку Александру и своевременнопредупредил об этом Павла. С должным тактом, не теряя, однако, чувства собственной значимости,Безбородко внимает Бецкому, который на сорок три года старше его. Иван Иванович Бецкой Иван Иванович Бецкой (1704—1795) занимал при дворе Екатериныисключительное положение. Отсутствие титулов не мешало ему оставаться вчисле ближайших советников императрицы. Он был внебрачным сыномфельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого, родившимся в Швеции, где находился вплену этот участник Северной войны. До 1762 года Бецкой жил в основном заграницей. Петр III назначил его главным директором Канцелярии от строений.В этой должности Бецкой фактически руководил осуществлением всехзначительных архитектурных проектов екатерининского царствования. Ноглавный его интерес заключался не в этом. Бецкой, получивший прекрасноеевропейское образование, стремился создать в России новую породу людей,способных воспринять передовые идеи времени. Для этого он преобразовалсистему закрытых учебных заведений, включая кадетские корпуса, основалВоспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), коммерческоеи мещанское училища, два воспитательных дома для сирот в Москве иПетербурге, реорганизовал Академию художеств, президентом которой былназначен. В следующей группе — два флотоводца, поглощенные беседой. В соседствеЧичагова и Орлова-Чесменского угадывается замысел напомнить об успехахРоссийского флота на севере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье. Василий Яковлевич Чичагов Василий Яковлевич Чичагов (1726—1809), начавший морскую службушестнадцатилетним гардемарином, в 1760-е годы был руководителем секретнойморской экспедиции, дважды пытавшейся пройти через льды северных морей наКамчатку мимо Гренландии. В дальнейшем он был начальником Архангельского,Ре-вельского и Кронштадтского портов, принимал участие в войнах с турками.В 1789 году стал командующим Балтийским флотом. На следующий год началасьвойна со Швецией, и тут Чичагову удалось одержать одну за другой двеблестящие победы над вражеским флотом под Ревелем и Выборгом, уничтожив 64шведских корабля. Это принесло ему Андреевскую звезду и орден СвятогоГеоргия 1 -и степени. Чичагов, не занимавшийвидного положения при дворе, не без робости смотрит в сторону импозантногоОрлова, будто не замечая трофейного шведского флага на своем колене. Алексей Григорьевич Орлов Из пяти любимцев гвардии — братьев Орловых (Иван, Григорий, Алексей,Федор и Владимир), обеспечивших успех дворцового переворота 28 июня 1762года, — граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737—1807) сыгралнаиболее эффектную роль. Именно он примчался на коне в петергофскийМонплезир, поднял с постели Екатерину и доставил в столицу, где «матушку-царицу» ждали гвардейские полки, возведшие ее на престол. Однако уже черезнеделю радость триумфа была омрачена смертью в Ропше низложенного ПетраIII, свидетелем которой был Алексей Орлов, повинившийся перед Екатериной,что ее муж погиб в пьяной драке. Первое десятилетие царствования Екатериныпрошло под сильным влиянием князя Григория Григорьевича Орлова (1734—1783),заменить которого в сердце императрицы смог лишь Потемкин. АлексейГригорьевич получил почетный титул Чесменского в Русско-турецкой войне1768—1774 годов, когда осуществлял общее командование сухопутными иморскими силами России в кампании на Средиземном море. 24 июня 1770 годаэскадра под командованием пятидесятисемилетнего адмирала ГА. Спиридоваобратила в бегство турецкий флот у острова Хиос в Эгейском море. Через двадня, совершив успешный маневр, русские моряки сожгли 16 линейных и околоста мелких судов противника в Чесменской бухте. Эта победа произвеласильное впечатление на современников. Но через пять лет после Чесмы АлексейОрлов провел операцию, не принесшую ему славы. Используя свое неотразимоемужское обаяние, он заманил на корабль адмирала С.К. Грейга известнуюавантюристку «княжну Тараканову», выдававшую себя за дочь императрицыЕлизаветы, и доставил в Петербург, где она погибла в Петропавловскойкрепости. Вскоре после этой истории Орлов подал в отставку и удалился вМоскву, где до конца жизни занимался разведением знаменитых орловскихрысаков, кулачными боями и цыганскими хорами. На памятнике же он изображенкак герой самого известного в истории русского флота сражения — опираясь наподзорную трубу, он топчет турецкий флаг с бунчуком. Завершая обход памятника, зритель подходит к фигурам Державина иДашковой, символизирующим искусства и науки, процветавшие в век Екатерины. Гавриил Романович Державин Гавриил Романович Державин (1743—1816) обратил на себя благосклонноевнимание императрицы напечатанной в 1783 году одой «Фелица». Царицасочинила для своего двухлетнего внука Александра сказку о царевиче Хлоре,которому мудрая Фелица дает на помощь своего сына, по имени Рассудок, чтобыюноша смог найти розу без шипов — символ ничем не омрачаемого счастья.Поэт, получивший за свою оду золотую табакерку с 500 червонцами, мог,казалось, рассчитывать на то, чтобы войти в круг влиятельных царедворцев.Некоторое время он даже был статс-секретарем императрицы и пользовалсяправом входить в ее кабинет с докладами. Однако карьера чиновника Державинуне удалась. Его стремление решать дела по справедливости, излишнее усердиев поисках истины оказались неуместными, и царица велела отставить его отвсех дел, сохранив ж за ним чин сенатора. «Пусть пишет стихи», —сказала Екатерина, и, действительно, имя Державина навсегда осталось впервом ряду русских поэтов. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810) изображена скульпторомуглубившейся в чтение книги. Благодаря ее увлечению серьезной литературой,за ней рано утвердилась репутация ученой девушки — она знала три языка,была знакома с философией французских просветителей. Этим отчастикомпенсировались изъяны ее внешности: она была маленького роста, движенияее были быстры и резки, у нее был приплюснутый нос и толстые щеки.Екатерина Романовна происходила из семьи графов Воронцовых, известной рядомевропейски образованных, либерально мыслящих деятелей, занимавших важныедипломатические посты. Познакомившись в пятнадцать лет с великой княгинейЕкатериной Алексеевной, она стала ее восторженной и романтическойпочитательницей. Муж Екатерины Романовны, князь Михаил Иванович Дашков, былблизок к кругу графа Никиты Ивановича Панина, воспитателя великого князяПавла Петровича. В этом кругу зрели намерения отстранить от престола ПетраIII и до совершеннолетия Павла передать власть его матери, Екатерине. 19-летняя княгиня Дашкова искренне считала, что является главной пружинойзаговора, в котором, однако, играла второстепенную роль. После смерти мужав 1764 году Дашкова переехала в Москву, долго путешествовала за границей,где познакомилась с Д. Дидро, Вольтером, А. Смитом и другими известнымимыслителями того времени. В 1783 году Екатерина II назначила свою давнююприятельницу директором Петербургской Императорской Академии наук, и тогдаже, по замыслу Дашковой, была основана Российская Академия — учреждение,занимавшееся составлением словаря русского языка. Как президент этойакадемии и директор Петербургской Академии наук Дашкова много сделала дляорганизации различных исследований и научных экспедиций. В 1794 годуимператрица отправила ее в отставку, недовольная тем, что в издававшемсяДашковой журнале «Российский феатр» была опубликована антимонархическаятрагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский». События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война (1877—1878) — помешали осуществлению замысла расширениямемориала Екатерининской эпохи. Архитектор Д.И.Гримм разработал проектсооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй ибюстов, изображающих деятелей славного царствования. Перед Александрийскимтеатром предполагалось устроить фонтан, также украшенный скульптурой. Этоеще ярче выявило бы сходство петербургского памятника с близкими ему повремени сооружениями в Европе. Согласно окончательному списку,утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатеринедолжны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста награнитных постаментах. В рост должны были быть изображены: граф Н.И. Панин,адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сенатакнязь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков,бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналистН.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков,историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л.Боровиковский, архитектор А.Ф. Ко-коринов, фаворит Екатерины II князь Г.Г,Орлов, адмиралы Ф.ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: графЗ.Г. Чернышев, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А.Зубов; московский генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородскийгубернатор граф Я.И. Сивере, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель «чумногобунта» 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт графП.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский. На изготовление моделей было отпущено в Академию художеств185 525 рублей, но, кроме трех бюстов, изготовленных скульптором М.П.Поповым, ничего не было сделано, и проект остался неосуществленным.