П. Л. Капица а/ядерная физика, б/генетика, в/физика кристаллов и полупроводников, г/микрофизика, д/производство синтетического каучу - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
П. Л. Капица а/ядерная физика, б/генетика, в/физика кристаллов и полупроводников - страница №1/1

Тема № 55.4.1 «Свет» и «тени» духовной жизни советского общества
1. На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры

Из книги Л.Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безаппеляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку . Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не горя уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н.В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат»№, как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления А. Довженко на совещании, посвящённом историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра невского можно, право, назначить секретарём Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…
2. Соотнесите фамилии учёных и области науки, в которой они работали

1/Н.И. Вавилов, 2/А.И. Иоффе, 3/И.В. Курчатов, 4/С.В. Лебедев, 5/П.Л. Капица

а/ядерная физика, б/генетика, в/физика кристаллов и полупроводников, г/микрофизика, д/производство синтетического каучука
3. Выберите правильный ответ

1. 1936 г. открылся статьёй в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике: а/музыку И. Дунаевского к кинофильму «Весёлые ребята», б/музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта». в/оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

2. В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление: «В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной, - мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский – прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным». Кто был автором этого заявления: а/М. Булгаков, б/А. Корнейчук, в/Б. Пастернак, г/Н. Погодин

3. какая фамилия выпадает из общего логического ряда: И. Бабель, Н. Клюев, О. Мандельштам, С. Михалков, В. Наседкин


4. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы

Из выступления И.В. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б), посвящённом обсуждению фильма «Закон жизни». 9 сентября 1940 г.

Есть подход к литературе с точки зрения её правдивости, объективности. Значит ли эта правдивость и объективность, что литератор может быть беспристрастным, просто срисовывать, фотографировать? Можно ли приравнять живого человека, литератора, который хочет быть правдивым и объективным, можно ли его приравнять к фотографическому аппарату? Никак нельзя. Значит, правдивость и объективность должна быть не бесстрастная, а живая. Писатель – это живой человек, он кому-то из своих героев сочувствует, кого-то недолюбливает. Значит, правдивость и объективность – это есть правдивость и объективность, которая служит какому-то классу.

Из письма А.В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. Февраль 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажите правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша. Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно её видеть именно так, а кто не видит её так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор.


  1. о каких особенностях метода социалистического реализма идёт речь в документах?

  2. какие политические функции должен был выполнять этот принцип?

  3. в чём заключался социально-психологический феномен социалистического реализма?

  4. какие моменты в Рассуждениях Сталина и Луначарского кажутся вам сомнительными?

5. Известный кинорежиссер Г.В. Александров вспоминал о судьбе первой советской комедии:

«Невесёлая складывалась ситуация. Нарком просвещения А.С. Бубнов… запретил показ готового фильма… Председатель ГУКФа Б.З. Шумяцкий… предложил мне показать фильм Горькому… Горький же… организовал показ… для членов Политбюро… Смотрели… с явным удовольствием. Смеялись, обменивались репликами. По окончании сеанса все, кто был в просмотровом зале, смолкли. Ждали, что скажет Сталин.

- Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске, - сказал он, и все стали возбуждённо вспоминать понравившиеся детали кинокомедии. Само собой разумеется, что запрет на картину был снят».

Запишите:


  1. название кинокомедии, о которой идёт речь в документе

  2. фамилию исполнительницы главной женской роли.

  3. фамилию композитора – автора музыки к кинофильму.

6. Выберите правильные ответ.

1. На одном из приёмов Сталину представили известного артиста Игоря Ильинского. Вождь пошутил: - Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ и я бюрократ, мы поймём друг друга. Пойдёмте, побеседуем… В каком кинофильме И.В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова: а/ «Закройщик из Торжка», б/ «Праздник святого Иоргена», в/ «Вогла-Волга»

2. В каком Кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И. Дунаеского и В. Лебедева-Кумача: а/ «Цирк», б/ «Свинарка и пастух», в/ «Светлый путь».

3. Кто является режиссёром-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»: а/Г. Александров, б/Г. Козинцев, в/И. Пырьев
7. Соотнесите авторов и произведения.

Авторы: 1/А. Дейнеке, 2/Б. Иогансон, 3/П. Кончаловский, 4/Ю. Пименов, 5/М. Сарьян

Произведения: а/»Сбор винограда», б/ «Новая Москва», в/ «Портрет В. Мейерхольда», г/ «Будущие лётчики», д/ «Допрос коммунистов».
8. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из письма русского философа Г.П. Фёдорова «Письма о русской культуре». 1938 – 1939 гг.

Каков бы ни был политический смысл русской революции, её культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании… Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл… Россия в культурном смысле стала единым организмом…

Однако… Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции… демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестаёт быть культурой… Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишён общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует своё невежество. Специалистом он, может быть, и стал… но культурным человеком не стал и не станет… Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтёсывала юного варвара, в неё вступившего, лучше всякой школы и книг…



  1. В чём видит Г.П. Федотов безусловное достижение русской революции?

  2. какое противоречие «культурной революции» он отмечает?

  3. в чём видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?

  4. согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в30-е гг.


9. Я считаю, что к началу войны культурную революцию можно (нельзя) считать завершённой, потому что…