Ответы на вопросы Комитета ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания к - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской... 31 3837.7kb.
Материально-правовые нормы Конвенции против пыток и других жестоких... 3 350.25kb.
Доклад по Конвенции о правах инвалидов 4 1057.85kb.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих... 1 220.89kb.
Статья 3 Общие положения 1 320.78kb.
Российская милиция. Орудия пыток 1 130.28kb.
Доклад Комитета женщин Узбекистана по выполнению Конвенции о ликвидации... 1 202.32kb.
Общая информация 3 848.7kb.
Доклад Специального докладчика г-на Найджела С. Родли, представленный... 1 423.01kb.
Закон преступления и наказания. Основное внимание в Салической правде... 1 376.69kb.
Защита исторических парков и других видов особо охраняемых природных... 1 97.99kb.
Узбекистан: экономическое чудо переходного периода Макроэкономика 1 105.48kb.
- 4 1234.94kb.
Ответы на вопросы Комитета ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или - страница №1/5



Ответы на вопросы Комитета ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания к Четвертому периодическому докладу Узбекистана по выполнению положений

Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания принятых Комитетом 6-31 мая 2013 г. (CAT/C/UZB/4)
Ответы на вопросы Комитета ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания подготовлены на основе информации, представленной Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством труда и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения, Главным управлением исполнения наказания МВД, Верховным судом Республики Узбекистан, Комитетом по делам религий Кабинета министров Республики Узбекистан, Комитетом женщин Узбекистана, Академией МВД Республики Узбекистан и др.
Статья 1 и 4
1. Просьба представить информацию о любых шагах, предпринятых с целью принятия определения пытки, соответствующего статье 1 Конвенции, в частности о мерах по внесению поправок в статью 235 Уголовного кодекса (САТ/С/UZB/4, пункт 46), для обеспечения того, чтобы лица, действующие в официальном качестве или с ведома или молчаливого согласия должностного лица, подвергались судебному преследованию за пытки, а не просто обвинялись на основании статей 28 и 235 Уголовного кодекса в "пособничестве" таким деяниям, как это ранее рекомендовал Комитет (САТ/С/UZB/СО/З, пункт 5; САТ/С/UZB/4, пункты 48-49).

Ответ: В соответствии с Конвенцией ООН против пыток и Национальным планом действий, Законом Республики Узбекистан от 30.08.2003 г. введена в действие новая редакция статьи 235 УК (Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). Новая редакция статьи определяет понятие применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, которое достаточно полно отражает ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Субъектом данного преступления может быть дознаватель, следователь, прокурор или другой работник правоохранительного органа, учреждения по исполнению наказания.

Если преступление совершается лицом, не являющимся работником правоохранительного органа, но по подстрекательству, с ведома или молчаливого согласия следователя, дознавателя или иного работника правоохранительного органа его действия квалифицируются как пособничество в применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания по признаку предоставления средств для совершения преступления по ст.28,235 УК.

Следует отметить, если преступление данной категории совершено не субъектом преступления (например, учителем, частным лицом), то его действие будет квалифицироваться по соответствующим статьям УК.

Анализ содержания ст. 235 УК показывает, что ее текст максимально приближен к тексту статьи 1 Конвенции ООН против пыток в части определения понятия «пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания». Отличие состоит в том, что в ст. 1 Конвенции против пыток не ограничивается круг субъектов данного преступления, а в ст. 235 УК в качестве субъектов определены только дознаватели, следователи, прокуроры и иные сотрудники правоохранительных органов и учреждений исполнения наказания, что отражает особенности системы борьбы с пытками в Узбекистане.

В настоящие время, в рамках дальнейшей имплементации норм международного права в национальное законодательство, а также в целях внедрения передового зарубежного опыта обсуждается вопрос о принятии мер по полному приведению ст. 235 УК в соответствие с положениями ст. 1 Конвенции ООН против пыток.


2. Просьба представить обновленную статистическую информацию о количестве возбужденных за отчетный период дел, по которым отдельным лицам были предъявлены обвинения в нарушении статей 28 и 235 Уголовного кодекса, указав число дел, по которым были вынесены обвинительные приговоры, а также подробные сведения о любом назначенном уголовном наказании.

Ответ: За применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с 2010 г. по 6 мес. 2013 г органами прокуратуры по статье 235 УК в отношении 45 сотрудников правоохранительных органов было возбуждено 23 уголовных дела (2010 г.-7, 2011 г. – 10, 2012 г. – 5 и 6 мес. 2013 г. - 1). Все обвиняемые по уголовным делам, судами были признаны виновными и понесли наказание в соответствии с национальным законодательством.

За отмеченный период в судах по статье 235 УК (применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) было рассмотрено 6 уголовных дел в отношении 15 лиц, из которых по 5 уголовным делам в отношении 11 лиц вынесены обвинительные приговоры, 1 уголовное дело в отношении 4 лиц прекращено на основании акта амнистии.

Уголовные дела по статье 28, 235 УК за отчетный период органами прокуратуры не возбуждались и не расследовались.
3. Просьба сообщить, были ли приняты за отчетный период меры по обеспечению того, чтобы наказание за акты пыток было соразмерно тяжести совершенного преступления. Просьба указать, распространяется ли на такое преступление, как пытки, действие каких-либо положений о сроке давности. Просьба также указать, предусмотрено ли в законодательстве государства-участника, что никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

Ответ: В Республике Узбекистан все наказания назначаются соразмерно совершенному преступному деянию. Так, за 6 месяцев 2013 года судами по уголовным делам было рассмотрено 3 уголовных дела (возбужденных и расследованных в 2012 г.) в отношении 6 лиц, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (статья 235 УК).

Изучение показало, что все 6 лиц, совершивших данное преступление, являются мужчинами. 2 уголовных дела в отношении 3 лиц были рассмотрены судами по уголовным делам города Ташкента и 1 дело в отношении 3 лиц рассмотрено Сырдарьинским областным судом.

Анализ применения наказания показал, что из 6 лиц привлеченных по данной категории преступлений, к 3 лицам был применен акт амнистии, к 2 лицам назначено наказание в виде лишения свободы и в отношении 1 лица объявлен розыск.

Указанные уголовные дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции судов не рассматривались.

Оправдательных приговоров по случаям применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания не выносилось.

Статьей 64 УК предусмотрен порядок освобождения лица от ответственности за преступления вследствие истечения срока давности привлечения к ответственности.

Так, лицо освобождается от ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

- три года - при совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. 1 ст. 235 УК);

- пять лет - при совершении менее тяжкого преступления (ч. 2 ст. 235 УК);

- десять лет - при совершении тяжкого преступления (ч. 3 ст. 235 УК);

- пятнадцать лет - при совершении особо тяжкого преступления, кроме лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человека, по которым сроки давности не применяются.

Срок давности исчисляется со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу.

Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление и привлеченное к уголовной ответственности, скроется от следствия или суда. Течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки с повинной.

Течение срока давности прерывается, если до истечения указанных в статье 64 УК сроков лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление, совершит новое умышленное преступление. В таких случаях исчисление срока давности начинается заново со дня совершения нового преступления. В остальных случаях, если до истечения срока давности лицо совершит новое преступление, этот срок по каждому преступлению исчисляется самостоятельно.

Лицо не может быть привлечено к ответственности, если со времени совершения преступления прошло двадцать пять лет.

Вопрос о применении срока давности к лицу, совершившему преступление, за которое статьей Особенной части Уголовного Кодекса допускается назначение пожизненного лишения свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным применить давность, то вместо пожизненного лишения свободы назначается лишение свободы.

Согласно статье 10 УК «Принцип неотвратимости ответственности» каждое лицо, в деянии которого установлено наличие состава преступления, должно подлежать уголовной ответственности.
4. Просьба указать, какие меры были приняты государством-участником для отмены практики амнистирования лиц, осужденных за пытки или жестокое обращение. Просьба представить дополнительную информацию о делах 16 лиц, которые были амнистированы, несмотря на то, что они были осуждены за применение пыток или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, а также 12 лиц, освобожденных по амнистии, несмотря на то, что они были приговорены к лишению свободы, о чем стало известно из доклада государства-участника (пункт 77). Просьба указать, продолжает ли кто-нибудь из амнистированных или помилованных должностных лиц работать в официальном качестве.

Ответ: Согласно ст. 68 УК лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от ответственности на основании акта амнистии, принятого в соответствии со статьей 80 Конституции Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Акт амнистии не отменяет уголовный закон, предусматривающий ответственность за конкретное преступление, не аннулирует приговор суда. Он лишь смягчает участь осужденных и лиц, совершивших преступление.

Акт амнистии, разрешая вопросы освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчения наказания, освобождения от правовых последствий осуждения, регулируется в рамках уголовно-правового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Амнистия применяется только в отношении определенных категорий, осужденных либо лиц совершивших преступления определенных категорий и видов. Они освобождаются от уголовной ответственности или освобождаются от отбывания назначенного наказания, или назначенное судом наказание сокращается.

Акты амнистии, касаются освобождения лиц, чье поведение во время отбывания наказания дает основания считать, что они не совершат нового преступления. Амнистия не применяется к особо опасным рецидивистам и другим опасным преступникам.

В указах об амнистии отмечается, что действия тех или иных положений и оснований не распространяются в отношении лиц, совершивших преступления в составе организованных групп, совершивших особо тяжкие преступления, признанных особо опасными рецидивистами.

Следует отметить, что 16 лиц, в отношении которых ранее была применена амнистия, несмотря на то, что они были осуждены за пытки или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, и 12 лиц, которые были освобождены по амнистии, несмотря на то, что были приговорены к тюремному заключению, были уволены из правоохранительных органов.

Все сотрудники правоохранительных органов, осужденные за применение пыток других жестоких и бесчеловечных видов обращения и наказания, в период предварительного расследования были уволены из органов и после вынесения обвинительного приговора в системе правоохранительных органов не работают.


Статья 2
5. В связи с предыдущими заключительными замечаниями Комитета (пункт 6 а) и в соответствии с просьбой докладчика Комитета по последующим мерам просьба представить обновленную информацию о мерах, принятых государством-участником в ответ на многочисленные и согласующиеся друг с другом сообщения, в том числе сообщения Специального докладчика по вопросу о пытках, из которых следует, что в Узбекистане задержанных лиц сис­тематически подвергают пыткам и жестокому обращению.

Ответ: Необходимо отметить, что обвинения правоохранительных органов Узбекистана в многочисленном применении пыток в отношении задержанных являются голословными.

Каждое заявление, в том числе от задержанных, поступившее в органы прокуратуры, о применении противоправных действий сотрудниками правоохранительных органов, тщательно и всесторонне проверяется и по итогам проверки принимается решение в соответствии с национальным законодательством.

Приказом МВД №334 от 18 декабря 2003 г. в целях своевременного реагирования на возможные сигналы граждан на применение пыток в системе органов внутренних дел установлен единый порядок регистрации жалоб и заявлений о применении пыток, а также введен отдельный учет каждого обращения о применении недозволенных методов дознания, следствия, проверка которых берется на особый контроль.

Проверка жалоб по фактам применения пыток, в соответствии с функциональной задачей, отнесена к компетенции специальных подразделений по обеспечению внутренней безопасности (специальные инспекции по личному составу), с вертикальной подчиненностью министру внутренних дел.

Эти подразделения фактически являются независимыми, так как борьба с преступностью, раскрытие и расследование преступлений в их функции не входят и они в подчинении органов и подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью, не находятся.

В ходе рассмотрения фактов о применении пыток, особенно связанных со смертью задержанных и арестованных или вызвавших общественный резонанс, практикуется вовлечение в процесс расследования представителей общественности, гражданского общества, а в отдельных случаях - зарубежных экспертов.

Создание специальной структуры по защите прав человека в Министерстве внутренних дел, усиление работы с жалобами и обращениями граждан, специальные служебные расследования подразделениями внутренней безопасности Министерства внутренних дел, привлечение к уголовной ответственности конкретных сотрудников милиции по статье 235 Уголовного кодекса органами прокуратуры в совокупности показывает, как на практике обеспечивается реализация закона. Конкретная статистика привлечения к уголовной ответственности по статье 235 Уголовного кодекса является наглядным подтверждением этого.

По результатам проверок обращений граждан возбуждено уголовных дел по статье 235 Уголовного кодекса: 2002 году - 1 дело в отношении 1 лица, в 2003 году - 4 дела на 4 лица, в 2004 г. - 3 дела на 3 лица, в 2005 г. - 3 дела на 5 лиц, в 2006 г. - 6 дел на 9 лиц, в 1 полугодие 2007 года - 3 дела на 4 лиц. Всего 20 уголовных дел в отношении 26 лиц.

В сентябре 2005 года при Управлении правового обеспечения Министерства внутренних дел создан Отдел по защите прав человека, связям с международными организациями и общественностью. Этот отдел также уполномочен проверять либо участвовать в проверках жалоб и заявлений о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел, том числе, и о применении пыток. Отдел имеет региональных представителей в территориальных управлениях.

В течение года сотрудники Отдела участвуют в расследовании более 30 жалоб по различным вопросам нарушения прав человека, участвуя в проверке жалоб и служебных расследованиях совместно с сотрудниками специальной инспекции по личному составу.

Согласно новым редакциям ст. 46 и ст. 48 УПК, обвиняемый и подозреваемый в совершении преступления, вправе воспользоваться правом на телефонный звонок или сообщение адвокату, либо близкому родственнику о заключении под стражу (задержании) и месте нахождения; иметь защитника с момента задержания или объявления ему постановления о признании его подозреваемым и встречаться с ним наедине без ограничения числа и продолжительности свиданий, за исключением случаев, предусмотренных частью II ст.230 УПК, давать показания, либо отказаться от дачи показаний и быть уведомлённым о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу против него; осуществлять лично своё право на защиту; снимать за свой счёт копии материалов и документов.

Закон «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу», принятый 29 сентября 2011г. определяет четкий порядок и условия содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

В ст. 18 Закона установлен полный перечень прав задержанных и заключённых, в том числе право:

- получать информацию о своих правах, свободах и обязанностях, режиме в местах содержания под стражей, правилах поведения, порядке направления заявлений, предложений и жалоб;

- обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей или уполномоченному им лицу, а также должностным лицам, надзирающим или контролирующим места содержания под стражей;

- обращаться лично или через защитника либо законного представителя с заявлениями и жалобами по вопросу о законности и обоснованности их содержания и нарушении их прав, свобод и законных интересов;

- вести переписку, иметь в своем распоряжении бумагу и канцелярские принадлежности;

- на личную безопасность;

- на свидания с защитником, законным представителем, родственниками и иными лицами и т.д.

Жалобы, поданные на действия и решения дознавателя или следователя, не позднее следующего за днем подачи рабочего дня направляются или передаются администрацией места содержания под стражей начальнику следственного органа либо прокурору, а на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору.

Запрещается преследование в любой форме задержанных и заключенных под стражу за обращение с заявлениями и жалобами о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Правовые гарантии защиты прав человека от пыток усилены также в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25.12.2012 г.

Согласно данному закону основной задачей оперативно-розыскной деятельности является обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека, его безопасности (ст. 4). В случае нарушения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, их работниками прав, свобод и законных интересов человека они обязаны принять меры по их восстановлению, возмещению причиненного вреда и привлечению виновных к ответственности. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению (ст. 7).

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, законом отнесены: органы внутренних дел, службы национальной безопасности, таможенные органы и Департамент по борьбе с налоговыми, валютами преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (ст. 10).

Указанные органы обязаны принимать все необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов человека, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, а также обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан (ст.13). Этим органам запрещается совершать действие (бездействие), ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, унижать честь и достоинство человека, а также использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные методы, ограничивающие права, свободы и законные интересы человека (ст. 17).

Решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, действия (бездействие) их работников могут быть обжалованы в вышестоящий орган в порядке подчиненности, прокурору или в суд. (ст. 28).


6. Просьба представить обновленную информацию о мерах, принятых государством-участником для обеспечения того, чтобы каждое лицо, лишенное свободы, в том числе в соответствии с административными правовыми нормами, могло воспользоваться правовыми гарантиями защиты от пыток в любой момент задержания, а также для обеспечения осуществления этих гарантий на практике. Просьба указать, имеют ли задержанные право на независимого адвоката, независимое медицинское обследование и информирование родственника о своем задержании начиная с фактического момента лишения свободы, а также обеспечить, чтобы задержанных информировали об их правах и причинах задержания. Просьба также сообщить, какие меры были приняты для контроля за осуществлением этих правовых гарантий сотрудниками милиции, тюрем и служб безопасности. Просьба представить данные о делах, по итогам которых к должностным лицам были применены дисциплинарные или уголовные меры наказания за несоблюдение правовых гарантий или ненадлежащее внесение информации о заключенных в тюремные книги учета. Просьба указать результаты расследования сообщений четырех специальных докладчиков о том, что общественным деятелям, арестованным во время мирных собраний в Ташкенте в декабре 2010 года и апреле 2011 года, было отказано в доступе к адвокату (А/НК.С/20/30, дело № 1Л2В 1/2012).

Ответ: В реализации мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан существенную роль сыграла разработка Министерством внутренних дел в 2004 г. пяти стратегических направлений по укреплению законности, соблюдению прав человека в деятельности органов внутренних дел, в том числе, упорядочение процесса задержания, проведение процессуальных процедур с соблюдением Правил Миранды, проведение расследований обращений о применении пыток в отношении задержанных и арестованных с привлечением представителей общественности, обеспечение транспарентности деятельности правоохранительных органов, повышение правового сознания и культуры работников органов внутренних дел.

В соответствии со статьёй 217 УПК дознаватель, следователь, прокурор или суд, применив к подозреваемому, обвиняемому или подсудимому меру процессуального принуждения в виде задержания, содержания под стражей или помещения в медицинское учреждение для производства экспертизы, обязан не позднее чем через двадцать четыре часа уведомить об этом кого-либо из членов его семьи, а при отсутствии их родственников или близких лиц, а также сообщить об этом по месту работы или учебы.

Права и обязанности обвиняемого, подозреваемого установлены статьями 46, 48, 50, 51, 217 УПК.

Согласно статье 46 УПК, обвиняемый вправе знать, в чем конкретно он обвиняется, давать показания и объяснения по предъявленному ему обвинению, пользоваться родным языком, услугами переводчика и осуществлять защиту лично, а также согласно ст.ст. 49-52 УПК получать бесплатную юридическую помощь. Обвиняемый вправе без ограничений числа и продолжительности иметь свидания со своим защитником. Задержанный, обвиняемый вправе иметь защитника с момента его задержания и осуществлять защиту лично (статья 46 УПК). В соответствии со ст.ст. 24, 64 УПК, дознаватель, следователь, прокурор, суд, обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому предоставленные ему права и создать реальные условия для использования им своего права на защиту.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства лица, привлекаемые к уголовной ответственности, имеют право получать квалифицированную юридическую помощь адвокатов. Если обвиняемый или подсудимый содержится под стражей, защитник вправе иметь с ним свидание наедине без ограничения числа и продолжительности свиданий (статья 53 УПК).

Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого или подсудимого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в деле.

В Положении «О порядке организации обеспечения прав на защиту задержанных, подозреваемых и обвиняемых», разработанном Главным следственным управлением и Палатой адвокатов, четко регламентирован порядок приглашения и участия адвокатов в уголовном деле, механизм обеспечения защиты за счет государства и порядок оформления отказа от защитника, установлен порядок обжалования фактов нарушения прав на защиту задержанных, подозреваемых, обвиняемых, определен порядок организации дежурств адвокатов, в том числе, в выходные и праздничные дни.

Статьей 50 УПК определено, что в случае, когда вступление в дело избранного защитника невозможно в течение 24 часов, дознаватель, следователь, прокурор или суд должен предложить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, либо их родственникам, пригласить другого защитника или самому обратиться в адвокатское бюро, коллегию или фирму с предложением назначить защитника, который вправе вступить в дело в любое время. Следственные действия с задержанным по его желанию проводится только в присутствии адвоката.

Право арестованного лица обращаться к врачу по его выбору, закреплено статьёй 24 Закона «Об охране здоровья граждан».

В статье 229 УПК указано, что задержанные лица содержатся в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим правилам, медицинское обслуживание задержанных, лечебно-профилактическая работа в местах содержания задержанных организуется и проводится в соответствии с законом.

Совместным приказом министров внутренних дел и здравоохранения от 15.02.2000 г. «О мерах по повышению эффективности медицинского обслуживания лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы» лицам, содержащимся в местах исполнения наказания и следственных изоляторах, оказывается диагностическая, консультативная, амбулаторная и стационарная медицинская помощь.

Для информирования граждан об их правах опубликована в большом количестве и разослана во все территориальные органы внутренних дел республики Памятка-буклет «Что Вам нужно знать о своих правах, если Вы...» на русском и узбекском языках, в которой перечислены права задержанного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля. Ящики с памятками-буклетами установлены во всех территориальных органах внутренних дел республики, в доступных для граждан местах.

Важным шагом в деле обеспечения защиты прав задержанных явилось введение института «Хабеас корпус» на основе Указа Президента Республики Узбекистан «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу».

В целях же дальнейшего укрепления данного института был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы», в соответствии с которыми судам передано право выдачи санкций на отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение.

Передача вышеназванных полномочий суду, позволило дополнительно обеспечить защиту прав участников уголовного процесса, а также расширить судебный контроль над деятельностью органов дознания и предварительного следствия и тем самым, расшить сферу применения института «Хабеас Корпус».

Законом также введен институт адвоката свидетеля, который в установленном порядке отстаивает права и законные интересы свидетеля и оказывает ему необходимую юридическую помощь. Адвокат свидетеля допускается к участию в деле с момента вызова свидетеля по предъявлении им удостоверения адвоката и представлении ордера.

В 2012 году Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека при поддержке Регионального представительства в Центральный Азии Управления ООН по наркотикам и преступности и правительства Великобритании подготовил и издал серию буклетов из цикла «Права человека в сфере правосудия»: «Права задержанных и арестованных», «Правила Миранды и права задержанных», «Защита прав свидетеля» на узбекском и русском языках. Буклеты были направлены в органы внутренних дел, прокуратуры, СНБ, Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), всем ключевым министерствам и ведомствам, ННО, органам самоуправления граждан, а также в научные и образовательные учреждения.

Правоохранительными органами республики, и в частности Генеральной прокуратурой, уделяется особое внимание обеспечению защиты прав и свобод человека. Так, приказом Генерального прокурора установлено строгое соблюдение и исполнение требований Конвенции против пыток при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере прав человека.

В целях недопущения фактов незаконного обращения с арестованными и осужденными, органами прокуратуры каждые 10 дней проверяется законность содержания заключённых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел республики. Кроме того, прокурорами ежемесячно проводятся проверки содержания лиц в следственных изоляторах, в ходе которых проверяются жалобы и заявления, поступившие от заключенных под стражу и осужденных.

В целях обеспечения независимого контроля в местах лишения свободы, (помимо прокурорского надзора) законодательно закреплены процедуры парламентского контроля, осуществляемого Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсманом), комитетами Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

За отчетный период по расследованным и расследуемым органами прокуратуры уголовным делам, факты нарушения должностными лицами правовых гарантий задержанных места не имели. Права задержанных были полностью обеспечены и каких-либо жалоб от задержанных или их адвокатов не поступало.

Кроме того, органами прокуратуры уголовные дела, связанные с митингами в г.Ташкенте в декабре 2010 г. и апреле 2011 г., не возбуждались и не расследовались.


7. В связи с введением в государстве-участнике процедуры "хабеас корпус" в 2008 году (САТ/С/112В/4, пункты 8 и 131 и 135) просьба указать меры, принятые для обеспечения того, чтобы все лица, лишенные свободы, представали перед судом не позднее чем через 48 часов с момента фактического лишения свободы, чтобы все задержанные имели право быть представленными выбранным ими адвокатом в ходе судебного разбирательства, проводимого по процедуре "хабеас корпус", чтобы такое разбирательство было открытым и чтобы судьи понимали свою обязанность освобождать задержанных в тех случаях, когда прокурор не представил обоснованных доводов в пользу задержания. Просьба сообщить, какие меры были приняты для обеспечения того, чтобы слушания по процедуре "хабеас корпус" и вынесение постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу до суда не проходили в отсутствие обвиняемых

Ответ: Согласно статье 221 УПК лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано при наличии следующих оснований, когда:

- оно застигнуто при совершении преступления или сразу же после его совершения;

- очевидцы, в том числе, потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- на нем или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы совершенного преступления;

- имеются данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, и если оно покушалось на побег или не имеют постоянного места жительства либо не установлена его личность.

Задержание состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях пресечения его преступной деятельности, предотвращения побега, сокрытия или уничтожения доказательств.

Необходимо отметить, задержанные лица могут содержаться в соответствии с законом не более 72 часов. До истечения срока задержания и наличии оснований лицо должно быть привлечено к участию в деле в качестве обвиняемого, ему необходимо предъявить обвинение, допросить его по правилам статей 109-112 УПК и решить вопрос об избрании меры пресечения, руководствуясь правилами статей 236-240 УПК. Основания и порядок освобождения задержанного указаны в ст.234 УПК.

Кроме того, согласно требованиям ст. 243 УПК мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена лишь в отношении задержанного подозреваемого или лица, привлеченного к участию в деле в качестве обвиняемого.

При наличии обстоятельств, предусмотренных законом, и избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в ходе предварительного следствия прокурор, следователь с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении ходатайства о применении в качестве меры пресечения заключение под стражу.

В постановлении о возбуждении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу излагаются основания, в силу которых возникла необходимость в заключении задержанного подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможности применения иной меры пресечения. К постановлению прилагаются необходимые материалы, обосновывающие ходатайство.

Прокурор, проверив обоснованность ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, в случае согласия с ним, направляет постановление о возбуждении ходатайства и необходимые материалы в суд. Если ходатайство возбуждается в отношении задержанного подозреваемого или обвиняемого, то постановление и указанные материалы должны быть представлены в суд не позднее чем за 12 часов до истечения срока задержания.

Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам, окружного, территориального военного суда по месту совершения преступления или производства предварительного следствия, а в отсутствие судьи указанных судов либо при наличии обстоятельств, исключающих его участие в рассмотрении материала о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, - судьей другого соответствующего суда по указанию председателя Верховного суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областного, Ташкентского городского суда по уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан.

Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается в закрытом судебном заседании в течение 12 часов с момента поступления материалов, но не позднее предельного срока задержания.

Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается с участием прокурора, защитника, если последний участвует в деле, задержанного подозреваемого или обвиняемого. Задержанный подозреваемый, обвиняемый доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель подозреваемого или обвиняемого, а также следователь.

В судах из всех рассмотренных ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу 0,6 процентов ходатайств были представлены в суд с нарушением срока, то есть не в течение двенадцати часов, как предусмотрено законом, но и не позднее семидесяти двух часов, 83 процента ходатайств рассмотрено с участием защитника, а в остальных случаях при отсутствии (побега) подозреваемого или обвиняемого ходатайство рассмотрено без участия защитника.

Неявка лиц, надлежаще уведомленных о месте, дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, за исключением случаев неявки обвиняемого. Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, объявленного в розыск, рассматривается без его участия.

Рассмотрение ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу начинается с доклада прокурора, который обосновывает необходимость применения данной меры пресечения. Затем заслушиваются подозреваемый или обвиняемый, защитник, другие явившиеся в суд лица, исследуются представленные материалы. После этого судья удаляется в отдельную комнату для вынесения определения.

Судья, рассмотрев ходатайство о применении в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, выносит одно из следующих определений:

- о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

- об отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

- о продлении срока задержания на срок не более чем на сорок восемь часов для представления сторонами дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Определение судьи о применении либо отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу вступает в силу с момента его оглашения и подлежит немедленному исполнению. Определение судьи направляется прокурору для исполнения, подозреваемому, обвиняемому, защитнику - для сведения. Определение судьи может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке по правилам, предусмотренным частью второй статьи 241 УПК.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу, протест, вправе своим определением:

- оставить определение судьи без изменения, а жалобу или протест - без удовлетворения;

- отменить определение судьи и освободить подозреваемого или обвиняемого из-под стражи или применить в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, учитывая, что в период задержания дознаватель, следователь осуществляют работу, связанную с собиранием доказательств, подтверждающих или опровергающих причастность подозреваемого к совершённому преступлению и должен решить вопрос применения меры пресечения или освобождения задержанного, установление в УПК семидесяти двух часового срока задержания является вполне обоснованным и не противоречит ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая не предусматривает конкретных сроков задержания, а говорит лишь о срочном порядке доставления задержанного в суд.


8. Просьба указать, обязаны ли судьи, проводящие слушания по процедуре "хабеас корпус" или другое судебное разбирательство, требовать проведения расследования при поступлении от обвиняемых по уголовному делу или их адвоката заявлений о пытках или в случае выявления очевидных следов жестокого обращения на телах задержанных. Просьба представить информацию о любых случаях, когда это происходило, а также сведения о том, были ли по итогам какого-либо из этих расследований привлечены к ответственности и осуждены правонарушители.

Ответ: Согласно действующему законодательству у судей отсутствуют полномочия по ведению предварительного следствия. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» от 18.09.2012 года из полномочий судей были исключены полномочия по возбуждению уголовных дел.

Однако, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ст. 273 УПК, если основания для привлечения участника процесса к уголовной ответственности за совершение преступления против правосудия (в том числе, когда судьи обнаружили видимые признаки жестокого обращения в отношении задержанных) выявлены в судебном разбирательстве или при рассмотрении дела в апелляционном, кассационном либо надзорном порядке, то суд сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.


9. Просьба представить текущие статистические данные о числе лиц, содержащихся под стражей до суда, в разбивке по местам содержания под стражей. Просьба также указать, что именно государство-участник предприняло для расширения применения мер, не связанных с лишением свободы, в качестве альтернативы содержанию под стражей до суда, и представить данные о числе лиц, к которым такие меры, не связанные с лишением свободы, были применены за отчетный период. Просьба сообщить, намерено ли государство-участник внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, с тем чтобы позволить судьям, проводящим разбирательство по процедуре "хабеас корпус", отклонять предложения о заключении обвиняемого под стражу до суда и избирать меры, не связанные с лишением свободы.

Ответ: В соответствии со ст.242 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по делам об умышленных преступлениях, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, и о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше пяти лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

- обвиняемый, подсудимый скрылся от следствия и суда;

- личность задержанного подозреваемого не установлена;

- обвиняемым, подсудимым нарушена ранее примененная мера пресечения;

- задержанный подозреваемый или обвиняемый, подсудимый не имеет постоянного места жительства в Республике Узбекистан;

- преступление совершено в период отбывания наказания в виде ареста либо лишения свободы.

Согласно ст.237 УПК, кроме заключения под стражу, установлены такие альтернативные виды, как: подписка о надлежащем поведении; личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива; залог; отдача несовершеннолетнего под присмотр; наблюдение командования за поведением военнослужащего.

В соответствии со ст. 238 УПК при решении вопроса о применении меры пресечения учитываются тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

За период 2011 г. – 6 мес. 2013 г. по уголовным делам, находившимся в производстве следственных подразделений правоохранительных органов республики, в отношении 29964 (2011-11817, 2012 – 12626, 6 мес. 2013 г.-5521) обвиняемых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. По другим делам, были избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

За период 2009 г. - 6 мес. 2013 г. по уголовным делам, находившимся в производстве следственных подразделений органов внутренних дел республики, в отношении 227295 обвиняемых были избраны различные виды мер пресечений.

Так, в 2009 году в отношении 15910 обвиняемых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (30,4 %), в отношении 36444 лиц - меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

В 2010 году мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении 11467 обвиняемых (22,5 %), в отношении 39531 лиц - меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

В 2011 году мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении 7623 обвиняемых (14,5 %), в отношении 44887 лиц - меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

В 2012 году мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении 8185 обвиняемых (16,6 %), в отношении 41155 лиц - меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

За 6 мес. 2013 года мера пресечения в виде заключения под стражу избрана в отношении 3394 обвиняемых (15,4 %), в отношении 18699 лиц - меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.



В настоящее время внесение поправок в УПК, позволяющих судьям отклонять ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и избирать меры, не связанные с заключением под стражу, не планируется.
10. Вопреки утверждению государства-участника о том, что в Узбекистане правозащитники не подвергаются преследованию за их деятельность (САТ/С/Ц2В747 пункт481; САТ/С/112В/СО/3/Ас1а.2, пункт 61), Комитет получил множество сообщений о том, что правозащитники и члены групп гражданского общества подвергаются запугиванию со стороны должностных лиц, произвольному заключению под стражу, пыткам и жестокому обращению, а также, что в отношении их деятельности и передвижения устанавливают необоснованные ограничения. Специальный докладчик по вопросу о свободе выражения убеждений и Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников также выразили обеспокоенность по поводу того, что правозащитники подвергаются жестокому обращению в результате своей деятельности (А/НК.С/11/4/Ас1с1.1, пункт 2563). Просьба сообщить о том, какие меры были приняты для расследования и рассмотрения:

a) утверждений о том, что многие правозащитники и журналисты, содержащиеся под стражей, подвергаются пыткам и жестокому обращению и/или не могут воспользоваться надлежащими медицинскими услугами, в том числе:

1) Гайбулло Джалилов - член Общества по правам человека Узбекистана (А/НЯС/19/61/Ааё.4, стр. 76);

2) Расул Худойназаров - руководитель Ангренского отделения правозащитной организации "Эзгулик";

3) Дилмурод Саидов - журналист и член правозащитной организации "Эзгулик";

4) Норбой Холжигитов - член Общества по правам человека Узбекистана - и Хабибулла Акбулатов (А/HRC/16/44/Аdd.1, пункты 2355-2370);

5) Юсуф Джумаев - поэт и диссидент;

6) утверждений о том, что Гульназа Юлдашева, член инициативной группы независимых правозащитников, была задержана по сфабрикованным обвинениям в мошенничестве после того, как она заявила о причастности должностных лиц к торговле людьми;

c) сообщений о том, что руководитель Правозащитного альянса Елена Урлаева неоднократно подвергалась задержанию, допросам, обыскам и запугиванию в ходе своей деятельности по отстаиванию прав человека и контролю за их соблюдением;

d)сообщений об угрозах в адрес Татьяны Довлатовой, члена Правозащитного альянса Узбекистана, и ее родственников (А/НК.С/20/30, дело № 112В 2/2012);

e) сообщений о том, что правозащитница Гульшан Караева подверглась нападению и получила угрозы после того, как она публично отказалась стать информатором правительства в мае 2012 года.

Ответ: В Республике Узбекистан лица, осуществляющие защиту прав человека, за свою профессиональную деятельность к какой-либо ответственности не привлекаются, в отношении данной категории лиц запугивание либо произвольное лишение свободы, пытки или же ограничения их деятельности, не применяются.

Утверждения о том, что правозащитники в Узбекистане подвергаются преследованию не имеют под собой основы. Привлечение к ответственности вышеуказанных лиц связано с нарушением законов Республики Узбекистан.



1) Жалилов Гайбулла Хайруллаевич - 24.08.1964 г.р., узбек, гражданин Республики Узбекистан, уроженец Кашкадарьинской области, осужден 18.01.2010г. судом по уголовным делам Кашкадарьинской области по ст. 159 ч.3 п."б", «Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан», ст. 244-1 ч.3 п."а, в" «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», ст. 244-2 ч.1 «Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях», ст. 59 «Назначение наказания при совершении нескольких преступлений» УК, к 9 годам лишения свободы.

В мае 2010 года в связи с вновь открывшимися обстоятельствами следственным отделом РОВД Каршинского района было возбуждено уголовное дело № 3-38/2010 в отношении осужденного Жалилова Г.Х. за совершение преступлений, предусмотренных в ст. ст. 159 ч 3 п. «а, б», 244-2 ч.1 УК.

4.08.2010 года Жалилов Г.Х. осужден судом по уголовным делам Кашкадарьинской области по ст.ст.159 ч. 3 "б", 2441 ч.3 "а, в", 2442 ч.1, 59 УК к 12 годам лишения свободы, с применением ст. 62 «Правила зачета предварительного заключения» УК, осужденному был определен к отбытию срок наказания 11 лет 1 месяц 5 дней лишения свободы, отбывает срок наказания в учреждении УЯ-64/48 (Навоийская обл.).

При поступлении в места предварительного заключения осужденный Жалилов Г.Х. прошел полное медицинское обследование, в ходе которого выявлены хронические заболевания: «Хронический гепатит в стадии обострения, состояние после операции резекции нижней доли правого легкого (1983г.)», по которым он получал курсы лечения в территориальных медицинских учреждениях органов здравоохранения по месту жительства.

За время отбывания наказания осужденный Жалилов Г.Х. регулярно проходил медицинское обследование, во время которого ему проводились все необходимые клинико-лабораторные и биохимические анализы, УЗИ исследования внутренних органов, рентгено-флюорографическое обследование грудной клетки, электрокардиография, ультразвуковое исследование внутренних органов и др.

В настоящее время состояние осужденного Жалилова Г.Х удовлетворительное.

Информация, изложенная в обращении Специального докладчика ООН в отношении осужденного Жалилова Г.Х., не достоверна. К осужденному Жалилову Г.Х. никаких противоправных действий, «пыток», грубого обращения, унижения или других насильственных действий в период отбывания наказания, ни администрацией учреждения исполнения наказаний, ни какими-либо другими сотрудниками правоохранительных органов не допускалось и не допускается. Фактов применения к осужденному Жалилову Г.Х. физического и морального давления нет. Каких-либо жалоб, заявлений от осужденного Жалилова Г.Х. или его родственников в ГУИН МВД не поступало.


следующая страница >>