Отношение к tv-программам жителей России Архиреева Е. А - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Отношение к tv-программам жителей России Архиреева Е. А - страница №1/1

Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
УДК 316.25:002

Отношение к TV-программам жителей России

Архиреева Е.А.

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
В статье представлены результаты пилотажного исследования методом анкетирования с целью изучения отношения к телевизионным программам у жителей России.

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным социологических исследований всероссийского форума Spark-Media выявлено, что среднестатистический житель страны приходит с работы в 18 ч. и сразу включает телевизор на кухне, выключая его только после полуночи. В выходные и праздники телевизор в некоторых домах работает сутками. А по  данным  ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 ч. за экраном телевизора.

Цель исследования: изучить влияние телевидения на духовно-нравственное развитие и становление приоритетных  ценностей  ребенка и взрослого   в современном обществе.

Для достижения поставленной нами цели было проведено пилотажное исследование нескольких групп людей: 1) дети 7-10 лет,2) подростки 11-18 лет, 3) молодые люди в возрасте 20 – 28 лет, 4) старшее поколение 35-50 лет. Выбор респондентов не случаен. Объектом особого внимания является молодежь (2 и 3 группа). Однако для выявления эволюции представлений мы взяли группу более младшего и старшего возраста. Метод исследования – анкетирование. Для проведения была составлена анкета из 10 вопросов, содержащих как открытые, так и закрытые вопросы.

                     

Изучение полученных ответов позволяет сделать следующие  выводы: 

                     Рис.1.Время, проводимое у телевизора людьми

На чтение (иногда учебу) подростки 10 - х классов уделяют 1 ч., на просмотр ТВ и работу с компьютером - 4,5 ч., на прогулки и общение - 1,5 ч. (рис.1). Зачастую телевизор заменяет подросткам общение с друзьями и родными, прогулки на свежем воздухе и занятия спортом, чтение книг и журналов. 

                      

       Рис.2.Что  любят посмотреть подростки?

Анализ анкет показал, что подростки любят смотреть молодежные сериалы «Универ», «Счастливы вместе», «Папины дочки». Сериалы привлекают, так как они рассказывают о проблемах молодежи, о том, как вести себя в разных ситуациях. Познавательные программы предпочитают 30 % опрошенных. Новости предпочитают 20% учащихся, 40% смотрят «Наша Russia», «Comedy Club» (рис. 2).

Н
о, если сравнение  восьмиклассников и десятиклассников показывает, что десятиклассники меньше смотрят телевизор, заменяя его  Интернетом и общением в виртуальных  сетях (рис. 3).



Рис.3.Свободное время 8-классников и 10-классников

Более половины  родителей  не контролируют то, что смотрят их дети (рис.4).  

 
 

 


 
 

                       


Рис.4 Контроль подростковых TV – программ родителями.
Родители, в отличие от подростков и детей, намного меньше смотрят TV-программы, но в основном из-за того, что испытывают  дефицит времени. Однако некоторые телезрители посвящают просмотру телевизионных программ от 1 до 3 ч. своего времени. Женщины в основном смотрят различные ток-шоу, сериалы, а мужчины - спортивные матчи и новости. Поэтому некоторые

телезрители начинают сравнивать своих детей или супругов с телевизионными персонажами. Ведь на экране положительный герой часто не имеет недостатков. Поиски «идеального» партнера, похожего на героя из сериала, заканчиваются конфликтами и одиночеством (рис. 5,6).

       
 
 
 
 
 

  Рис 5. Кто больше проводит время у телевизора: мужчины или женщины? 



   Рис 6. Вкусы и предпочтения взрослой аудитории.

Мы выявили, что   «телеманы» бывают разными. Одни смотрят бесконечные сериалы. Другие ищут «познавательные» программы. Третьих не оттащить от криминальной хроники. Есть фанаты ток-шоу и любители телевикторин. Самые зависимые не выключают телевизор ни днем, ни ночью. Он работает постоянно, «для фона». При этом люди могут параллельно заниматься еще чем-то.

Итог: С одной стороны, телевизор приносит нам полезную, нужную и интересную информацию о новостях, событиях, происходящих в стране и мире, он — источник знаний, рассказчик бесконечных историй. С помощью телевизора можно узнать о мире животных и растений, посмотреть театральный спектакль или фильм, узнать традиции и обычаи других народов. Телевидение расширяет кругозор детей, обучает, иногда помогает выбрать профессию. С другой стороны, телевидение называют причиной таких проблем, как близорукость, гиподинамия, ожирение, нарушение внимания и многое другое. У детей, расположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками света может вызвать приступ. Телевизор может быть причиной головной боли, нарушений сна у детей. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, меньше пишут и читают. Часто телевизор — их главный собеседник. В результате дети все хуже владеют родной речью. Под влиянием ТВ у детей могут развиться такие зависимости, как курение, алкоголизм, да и  телезависимость. Телевизор запирает зрителя в четырех стенах. Причем «затворниками» люди становятся вполне добровольно и осознанно.

Библиографический список


  1. Вильямс М. Телемания: болезнь или страсть? М., 2007.

  2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.

  3. Эриксен Т.X. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003. 208 с.

  4. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. 560 с.

Приложение.

Анкета

        1. Как вы считаете, какую роль телевидение играет в вашей жизни?



А) Большое значение, я очень люблю смотреть телевизор.

Б) Я к нему равнодушен.

В) Это способ развлечения.

Г) Источник информации



  1. Как вы считаете, вредно ли смотреть телевизор?

А) Да

Б) Нет


 3. Смогли ли бы вы вообще отказаться от телевизора?

А) Да.


Б) Нет

В)Другой ответ

 4. Какие передачи вы предпочитаете смотреть?

А) Аналитические  программы.

Б) Молодежные сериалы

В) Сериалы

Г) Ток-шоу.

 Д) Познавательные  программы.

 5. Сколько времени в день вы проводите у телевизора?

А)30 мин – 1 час

Б)2 ч -3ч

В) от 3 ч до 5ч

Г) не смотрю телевизор.

 6. Контролируют ли ваш просмотр родители (вопрос для детей и подростков)?

А) Да

Б) Нет


В) Им все равно, что  я смотрю.

7. Как вы считаете, почему вредно смотреть телевизор? (открытый вопрос)

8. Откуда вы получаете  основную информацию об окружающем вас мире?

А.Из газет

Б.По радио

В.По телевизору

Г.Из Интернета

9.Чем  вы занимаетесь  в свободное время?

А.Гуляю на свежем воздухе

Б.Занимаюсь домашними  или учебными делами.

В.Смотрю телевизор.

Г.Другие варианты.

10. Телевизор - это….?

аttitudes to television programs among population of Russia

Е. А. Arhireeva

Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia


The paper presents the results of pilot study using questionnaires to study attitudes to television programs among population of Russia.
Рецензия-рекомендация

на статью Архиреевой Е.А. «Отношение к TV-программам жителей России»


В тезисах студентки 1 курса Е.А. Арихиреевой приводится анализ данных пилотного опроса по проблеме отношения респондентов к телевизионным программам и зрительских предпочтений. Результаты анализа представлены в графиках и таблицах. Это первый исследовательский опыт молодого ученого. Работа самостоятельна. Тезисы могут быть рекомендованы к публикации в сборнике работ молодых ученых.
д.филос.н, проф. Н.И. Береснева