Открытый урок для аттестации на первую категорию Предмет: Литература Класс 7-б дата проведения: 23. 01. 2014 года Тема урока: «Поэма - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». 1 148.52kb.
Жизненная позиция, какого литературного героя мне близка? 1 7.09kb.
Поэма н. А. Некрасова «русские женщины» 1 57.84kb.
Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. 1 133.88kb.
Урок объяснения нового материала по теме: тема любви в лирике Некрасова... 1 70.13kb.
Открытый урок по русскому языку 2 класс Учитель: Магомедова А. 1 18.1kb.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
Оксана Сергеева Как управлять мужчиной? Мастерство манипуляций. 4 898.23kb.
Разработка урока технологии по теме "Вязание крючком" 1 90.65kb.
8 Предмет: литература план-конспект урок внеклассного чтения. 1 62.49kb.
Председатель Центральной аттестационной комиссии Г. В. Меркулов 2013г. 2 1096.81kb.
Поэма н. А. Некрасова «русские женщины» 1 57.84kb.
- 4 1234.94kb.
Открытый урок для аттестации на первую категорию Предмет: Литература Класс 7-б дата - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевка Московской области



Открытый урок

для аттестации на первую категорию

Предмет: Литература

Класс 7-Б

Дата проведения: 23.01.2014 года

Тема урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Учитель русского языка и литературы МИНАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Урок литературы в 7 б классе

Дата урока: 23 января 2014 года

Тема урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины».

Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний. (Слайд 2)

Задачи урока:

1. Обучающая - обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении;

2. Развивающая - развитие у учащихся интереса к истории своей Родины;

развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным;

умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;

3. Воспитывающая) - воспитание верности, способности на благородные человеческие чувства – дружбу, любовь.



Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация, текст поэмы Н.А. Некрасова «Русский женщины».

Используемые технологии:

  1. ИКТ (компьютер, проектор, презентация);

  2. Игровая технология (инсценировка);

  3. Личностно-ориентированный подход (поощрение наиболее активных учеников оценками);

  4. Проектная технология (презентации, проекты);

  5. Групповая технология (использование карточек, раздаточного материала).

Методы и приемы работы: групповая работа, работа по учебнику, работа с текстом, беседа, словарная работа.

Форма работы: изучение нового материала
План урока и его хронометраж



Этап урока. Содержание урока

Время

1

Организационный момент

1

2

Вступительная беседа:

- сообщение темы и цели урока;

- работа с эпиграфом;

- словарная работа



7

3

Проектная работа

-выступление учащихся с презентациями



8

4

Работа с текстом

8

5

Инсценировка диалога

5

6

Физкультминутка

1

7

Этап исследования (работа в группах)

10

8

Рефлексия (итог урока)

2

9

Выставление оценок

2

10

Домашнее задание

1




Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на нашем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова. Почти два столетия отделяют нас от этих важных для русской истории событий. Сейчас нам предстоит путешествие во времени и пространстве: мы перелистаем страницы истории, ожившие под пером Н.А. Некрасова в поэме «Русские женщины», и вместе с поэтом и женами декабристов отправимся в путь – из Петербурга в Сибирь. Итак, тема урока

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины». (Слайд 1)

Записываем тему в тетрадь по литературе.



  1. Сообщение цели урока

Цель урока: познакомиться с героическим поступком жён декабристов;

определить нравственные понятия, духовные возможности человека (Слайд 2)

  1. Чтение эпиграфа. Перед нами эпиграф:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь

страны вы что-нибудь

прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны! (Слайд 3)

Учитель. Итак, давайте попытаемся раскрыть суть этих слов. Помогать мне сегодня будут «историки» и «исследователи поэмы».

  1. Словарная работа

Учитель. Перед Вами слова

Самодержавие; Крепостное право; Дворянство; Восстание; Поэма; Декабристы. (Слайд 4)

Какой смысл они имеют для нашего урока? (Мы понимаем, что речь идет о поэме, посвященной декабристам, а вернее, декабристкам. Первоначально поэма так и называлась «Декабристки». Но затем Некрасов написал две части поэмы. Первая называлась «Княгиня Трубецкая», а затем и «Княгиня Волконская». (Слайд 5)



5. Историческая справка (проектная технология)

Учитель. Что вдохновило Н.А. Некрасова к написанию поэмы, посвященной женам декабристов. Об этом расскажут «Историки» (Домбровская).

Проект 1. (Слайд 6-8)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.



Учитель:

Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, едут в Сибирь за своими мужьями. Смело отправляясь в Сибирь, они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам, отказаться от наследственных прав. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Говоря о поступке Екатерины Трубецкой, Некрасов приветствует ее именно за то, что



Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла.

Кто же такая была княгиня Трубецкая?

О Трубецкой Е.И. рассказывают «исследователи поэмы» (Файрушина) (Слайд 9-11)

Проект 2. Трубецкая Екатерина Ивановна (21 ноября 1800 — 14 октября 1854, Иркутск) — урождённая графиня Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого. Последовала за ним в Сибирь Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ивана Степановича Лаваля и Александры Григорьевны Лаваль . Екатерина и её сестры ни в чем не нуждались и не ведали отказа.

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Событие 14-го декабря и отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.



6. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение I части поэмы (по ролям)



2) Вопросы: (Слайд 12)

  1. Кто является главной героиней первой части?

  2. С кем прощается княгиня Трубецкая?

  3. Как провожает ее отец?

  4. Что говорит ему на прощанье героиня поэмы?

  5. Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?

Учитель. Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Задание: Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:



Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:



Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

- Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

7. Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” (игровая технология) (Образцова Настя и Воробьев Саша) (Слайд 13)

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?



Учитель. Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня.

8. Физкультминутка.

9. Этап исследования (групповая технология)

 

Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».



 

I и II группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает    губернатор княгине.

 

  1 группа



- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.

                                        Дорога наша так дурна,

                                        Вам нужно отдохнуть…

  -напоминание о том , какой властью « в здешней стороне» он обладает.

                                      Покуда я не прикажу,

                                      Его не подадут…

                                      ………………….

                                      Княгиня ! здесь я- царь!

 -наличие бумаги

                                      С последней почтой прислана

                                      Бумага…

 -предсказание будущего

                                     Но хорошо ль известно вам,

                                    Что ожидает вас?



2 группа

 -невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа , ставшего   виновником её горькой судьбы.

                                     … с вами не знавать

                                     Ему счастливых грёз…

 -напоминание о славе и знатности рода.

                                      Когда б не доблестная кровь

                                      Текла в вас – я б молчал.

  -обращение к женской гордости.

                                      И что ж?... бежите вы за ним ,

                                      Как жалкая раба.

  -угроза добираться до Нерчинска «этапом»

                                      Вас по этапу поведут

                                      С конвоем…

 

III и IV группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

 

3 группа

-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

                                      Так прикажите ж! Я прошу…

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

                                      Но долг другой…меня зовёт…

-она морально готова к жизни на каторге.

                                     Ужасно будет , знаю я…

                                    Живут же люди в том краю,

                                   Привыкну я…

-княгиня бесстрашна

                                   Пусть смерть мне суждена

                                   Мне нечего жалеть!...



4 группа 

-тверда и мужественна

                                     Всем вашим пыткам не извлечь

                                    Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.

                                       Там места нет , там друга нет

                                      Тому, кто раз прозрел!

-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

                                     Но знаю : к родине любовь

                                    Соперница моя…

-готовность к героическому поступку:

                                     Велите ж партию сбирать

                                    Иду, мне всё равно…

   - Как воспринимается финал этого поединка?

Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.                                                                                                                                    

 

10. Рефлексия

Ребята, наш урок заканчивается. Давайте подведем итог.

Что нового каждый из вас сегодня узнал? (Слайд 14)

Итог урока (подводит учитель). О значении поэмы К.А. Некрасова “Русские женщины”.

Значение поэмы Н.Е. Некрасова “Русские женщины" в том, что он первым в печати прославил самоотверженных жен декабристов. Эту поэму он написал в 1871-1872 годах. Поэма “Русские женщины” состоит из двух частей (“Княгиня Трубецкая” и “Княгиня М.Н. Волконская”), напечатаны они в 1872-1873 годах в журнале “Отечественные записки”.

В своей поэме Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Но он говорит не только о Трубецкой и Волконской. Первоначально поэму свою он назвал “Декабристки”, но потом дал ей более широкое заглавие – “Русские женщины”, подчеркивая тем самым обобщающий смысл созданных им образов.

11. Оценки учащихся

Наиболее активных ребят оценивает секретарь вашей группы.



12. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Подвиг любви и долга».






Самоанализ урока

Характеристика класса

В классе 28 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью и активных детей – 7 человек. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно (Образцова Н., Кодрян Н., Воробьев С, Колюбакин Ф., Панькова Д., Баснева И., Файрушина А.).

Есть слабые дети, которые невнимательные с рассеянным вниманием, с низкой работоспособностью (Трушин Д., Осипов М., Лизунов Д., Сахаров А.).

Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.



Тема урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины».

Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи урока:

1. Обучающая - обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении;

2. Развивающая - развитие у учащихся интереса к истории своей Родины;

развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным;

умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;

3. Воспитывающая) - воспитание верности, способности на благородные человеческие чувства – дружбу, любовь.



Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация, текст поэмы Н.А. Некрасова «Русский женщины».

Форма работы: урок

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы работы: групповая работа, работа по учебнику, работа с текстом, беседа, словарная работа.

План урока:

  1. Организационный момент

2. Вступительная беседа:

- сообщение темы и цели урока;

- работа с эпиграфом;

- словарная работа

3. Проектная работа

-выступление учащихся с презентациями

4. Работа с текстом

5. Инсценировка диалога

6. Физкультминутка

7. Этап исследования (работа в группах)

8. Рефлексия (итог урока)

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание
Отбор материалов и методов обучения: осуществлялся в соответствии с темой и задачами урока, определялся содержанием учебника и с учетом особенности учащихся. Урок стандартный рабочий.
Использовались методы обучения:

1) Вербальный – беседа, рассказ учителя и ученика;

2) Практический – работа по карточкам, работа с учебником;

3) Методы по степени познавательной активности – частично-поисковые.


Средства – учебник, презентация к уроки.
Используемые технологии и элементы технологий:

  1. ИКТ (компьютер, проектор, презентация);

  2. Игровая технология (инсценировка);

  3. Личностно-ориентированный подход (использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, выборочное чтение, работа по учебнику, поощрение наиболее активных учеников оценками);

  4. Проектная технология (презентации, проекты);

  5. Групповая технология (использование карточек, раздаточного материала, задания по группам).