Открытые задачи в физике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Открытые задачи в физике - страница №1/1

Открытые задачи в физике
Коллекция тризовских задач, в основе решения которых лежат физические законы.

Краткая аннотация (содержание) проекта:
Предварительно учитель создаёт базу открытых (изобретательских) задач, которые потом можно будет использовать как на уроках физики, так и ТРИЗа


Ключевые слова: образование, навыки преподавания, техника и приёмы обучения, ТРИЗ-педагогика, естественные науки

Различные аспекты результатов проделанной работы.

Форма учебной работы: решение задач, знакомство с основными приёмами ТРИЗа

Приобретаемые навыки: В ходе решения ученики овладевают основными навыками решения открытых задач.

Особенности роли учителя:
Учитель ставит следующие задачи: 1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.
2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.
3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.
5. Воспитание определённых качеств личности,
Работа с детьми в таком подходе вызывает у них большой интерес, материал усваивается в десятки раз эффективнее. Основная трудность в подобной работе - большие затраты времени на подготовку занятия, необходимость постоянной самоподготовки учителя, умение владеть дисциплиной на уроке при "включении" детской инициативы

Технологические особенности: 1. Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, а также на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал.2. Вносит в урок эмоциональность, радость творчества.3. Помогает формированию у детей целостной картины мира.

Приложение Сборник открытых по физике

Школьные учебники по физике - это одновременно и первые учебники по изобретательству. Чем лучше ученик будете знать физику, тем легче ему будет решать изобретательские задачи.

1.. Конфеты сложно изготовить из-за того, что густой малиновый сироп трудно залить в шоколадную бутылочку. Приходится нагревать сироп. Но, став горячим, он может расплавить шоколад.( Льдинка в шоколаде - вполне "взрослое" изобретение. Его сделали в Институте химии Академии наук Эстонии. Обратите внимание: в этом изобретении использованы два приёма. Вместо нагревания сироп охлаждают, даже замораживают... это приём "сделай наоборот". А потом льдинка тает, превращаясь в сироп. Это второй приём, рассчитанный на то, что вещество само переходит из одного состояния в другое.)

2. В одном фантастическом рассказе описана экспедиция на Марс. Космический корабль опустился в долину с очень неровной поверхностью. Всюду были холмы, ямы, камни. Космонавты быстро подготовили вездеход - колёсный, с надувными шинами. Но вездеход опрокинулся набок на первом же крутом склоне. Тогда решили прицепить снизу, под днищем вездехода, дополнительный груз. Вездеход перестал опрокидываться набок, но низко расположенный груз цеплялся за неровности почвы, и вездеход застревал, останавливался. Помните, что у космонавтов не было возможности переделывать вездеход. Как выручить космонавтов? (Груз необходимо расположить как можно ниже. В то же время нельзя разместить груз внизу, потому что там нет свободного пространства. Чтобы преодолеть это противоречие, надо спрятать груз (металлические шарики, камни, тяжёлую жидкость) внутрь шин.
Именно таким способом японский изобретатель Пучия Шохо предложил повышать устойчивость автопогрузчиков, тягачей, передвижных кранов. "Если нет свободного пространства, спрячь один предмет внутрь другого" - этот остроумный изобретательский приём называется "матрёшкой".)

3. Однажды собрались учёные, чтобы обсудить способы борьбы с жуком-долгоносиком. И вот оказалось, что условия существования этого жука ещё слабо изучены. Никто не знал, например, какова температура тела долгоносика.


- Жучок маленький, - сказал один учёный, - обычным термометром ничего не измеришь. Придётся разрабатывать специальный прибор, - вздохнул другой учёный, - а это дорого, да и время мы теряем...
И тут, конечно, появился изобретатель.
- Не надо никаких специальных приборов, - сказал он. - Возьмите обыкновенный стакан и...( Представьте, что вас спросили: "Как обыкновенным термометром измерить температуру маленькой дождевой капли?" Все знают, что капельки легко сливаются. Поэтому ответить на вопрос нетрудно: соберём полстакана дождевой воды, опустим в неё термометр и так узнаем температуру дождя, любой его капельки. Ну, а если надо узнать температуру маленького жука-долгоносика? "Набрать в стакан большое количество жучков и измерить температуру обычным термометром". […] "Это решение впервые предложил учёный-изобретатель Анатолий Трофимович Качугин. Его биография напечатана в сентябрьском номере журнала "Изобретатель и рационализатор" за 1975год.)

4. В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Контролёры измеряли диаметр каждого уложенного ствола. Это нужно было, чтобы потом вычислить объём брёвен. Работа у замерщиков шла медленно. Придётся задержать поезд, - сказал старший контролёр. - Сегодня мы никак не управимся.


И тут появился изобретатель.
- Пустяки! воскликнул он. - Поезд уйдёт через пять минут. Возьмите...
И он объяснил, что надо взять и что надо сделать. А что бы предложили вы?( Надо измерять не сами бревна, а их оптическую копию. За несколько минут можно сфотографировать бревна с открытой стороны вагона. К бревнам надо приложить линейку – для определения масштаба. И поезд можно отправлять: все измерения будут сделаны по снимкам.)

5. В длинной резиновой трубке нужно было проделать много очень точных отверстий диаметром 10 мм. Конечно, нетрудно просверлить или пробить отверстия. Но резина гибкая, под инструментом она растягивается, сжимается. Поэтому сделать отверстия нужного размера очень сложно.


- Ничего не получается! - с досадой воскликнул мастер. - Хоть плачь...И тут появился изобретатель.
- Зачем же плакать!- удивился он.-Ведь всё так просто.
Действительно, решение оказалось очень простым. Попробуйте найти его.
(Заморозить резину)

6.Красивое зрелище - покрытые пушистым снегом провода линий электропередач. Но у электриков эта красота не вызывает восторга. Снег подтаивает, превращается в лёд. Слой льда нарастает, провода растягиваются под непосильной тяжестью... и обрываются.


Как бороться с таким обледенением?( И вдруг эту каверзную головоломку удалось решить. Через каждые 5 - 6 метров на провода надели колечки из феррита - материала, обладающего магнитными свойствами. Под действием идущего по проводам переменного тока магнит нагревается. Поэтому колечки всё время грелись и поддерживали в проводах температуру выше нуля градусов.
Казалось бы, всё в порядке, задача решена. Но ферритовые колечки грелись и тогда, когда снега не было, грелись даже летом. Представляете, сколько энергии приходилось расходовать напрасно!..И вот тут изобретатели нашли остроумное решение. Магнит сохраняет свои свойства только до определённой температуры, называемой точкой Кюри. У разных магнитов эта точка неодинакова. Можно сделать колечки из магнита с точкой Кюри, равной примерно нулю градусов. Если температура выше нуля, такие колечки не будут иметь магнитных свойств и не нагреются от тока. Но как только столбик термометра опустится ниже нуля, у колечек появятся магнитные качества, они начнут нагреваться. Линии электропередач протянуты на сотни и тысячи километров, на разных участках трассы разная температура, "умные" колечки сами будут включаться только там, где это нужно.)
7. Для съёмки мультфильма приходится изготавливать много рисунков. В каждом метре киноплёнки 52 рисунка, а десятиминутный фильм требует свыше 15 000 рисунков! Замахнулся волк на зайца - казалось бы, один миг, а нужно сделать десятки рисунков. Тут впору воскликнуть: "Погоди, заяц, постой, пожалуйста, на месте, чтобы требовалось меньше картинок..."( Изобретатели отец и сын Подойницыны сделали остроумное изобретение. Вместо того чтобы рисовать линии на бумаге, они предложили использовать цветные шнуры, наполненные внутри магнитным порошком. Или даже обычные тонкие нитки, пропитанные клеем и обкатанные в железных опилках. Вместо бумаги надо взять фанерный щит, за ним установить сильные магниты. Нити укладывают на щит так, чтобы образовался рисунок. Как только оператор снял один кадр, нить перемещают в следующее положение. Это намного проще, чем перерисовывать всю картинку.)

8. Представьте себе, что нужно сжать пружину (длина 10 см, диаметр 2 см), положить её плашмя между страницами книги, а затем закрыть книгу, не допуская при этом, чтобы пружина разжалась. Сжать пружину можно двумя пальцами. Но ведь потом, придётся отпустить их, иначе не закроешь книгу. И пружина разожмётся, как только пальцы будут отпущены... С такой ситуацией столкнулись инженеры, собирая один прибор. Нужно было сжать пружину, уложить и закрыть крышкой. Как это сделать, чтобы пружина не разжалась?(Заморозить)

9Старый охотник всегда брал в тайгу собаку. Когда она отыскивала зверя, торопился на её лай. Но случилась беда: охотник оглох. Как же теперь искать зверя? Чтобы собака вышла на след, ее надо отпустит -пусть бегает, ищет. А чтобы видеть (раз уж нельзя слышать), как ведёт себя собака, её надо держать при себе, рядом. Противоречие! Убежит собака на полсотни метров - её не увидишь. Держать охотничью coбаку на привязи, даже длинной, тоже не годится.( Нужны две собаки. Одна собака будет бегать по лесу и искать добычу, а вторая пусть идёт у охотника на поводке и показывает дорогу к первой собаке». Вот тут всё верно! Решение предельно простое и надёжное.)

10 В большом зрительном зале нового кинотеатра решили проверить, хорошо ли вентилируется помещение за время перерыва между сеансами. Для этого нужно изучить направление и скорость движения воздушных потоков в зале. Чтобы установить большое количество приборов в различных точках зала и не испортить стены, нужно изготовить громоздкие подставки. Вся работа, по мнению ученых, займет не меньше месяца. Как ускорить изучение движения воздушных потоков? (Задача решалась с помощью мыльных пузырей, то есть той же пены, только разделённой на отдельные «шарики».)

11. По радио передали: ожидаются осенние заморозки.
— Беда, — сказал директор совхоза, — как теперь быть с опытным участком? Там ведь растения, которые любят тепло...— Участок большой, — вздохнул главный агроном, — плёнкой не закроешь, не обогреешь... Что же делать?

12. При изготовлении лекарств часто приходится работать с жидкостями, которые плохо смешиваются друг с другом. Аптекарь наливает эти жидкости в стеклянный пузырёк, плотно закрывает пузырёк пробкой и долго взбалтывает, встряхивает... Подумайте, как облегчить и ускорить эту работу.Не забудьте, что нужно сохранить простоту, присущую старому способу смешивания. И ещё: лекарство должно смешиваться в той же бутылочке, в которой оно выдаётся.

13. В одном зарубежном городке фирма, снабжавшая население газом, установила в квартирах новые счётчики-автоматы. Бросишь монету — и автомат даёт определённое количество газа. Одновременно на счётчике меняются цифры, показывающие расход топлива. Время от времени контролёр обходил квартиры и собирал монеты, накопившиеся в кассовых коробках автоматов. И вот однажды контролёр доложил управляющему о чрезвычайном происшествии: в одной квартире в автомате совсем не оказалось монет, хотя, судя по счётчику, газа было израсходовано много. Пломбы целы, автомат исправен, а денег нет...— Немедленно замените автомат, — приказал управляющий.— Уже менял, — вздохнул контролёр. — На следующее утро пришёл, вижу, что газ расходовали, а касса опять пуста. Чудеса какие-то...— Если так будет во всех квартирах, эти чудеса нас разорят, — сердито сказал управляющий. — Придётся пригласить сыщиков...И тут появился изобретатель. (Разгадка задачи тоже в применении льда: монеты исчезли из автомата потому, что они были ледяными.)

14. В Народной Республике Бангладеш, как утверждает статистика, 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сладкого сока, идущего на изготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе под самой кроной. А это 20 метров высоты!.. Как быть? (превратить в лестницу сам ствол? По мере роста пальмы можно делать зарубки на стволе. Когда пальма подрастёт, на ней будет готовая лестница)

15. Завод получил заказ - нужно было выпустить большую партию сувенирных самоваров. Самовар маленький, всего на два стакана, но работать должен как настоящий. А для этого необходимо проверить, не протекает ли он, нет ли где-нибудь небольшого отверстия. Контролёры заливали воду в самовар и смотрели, не просочится ли наружу капелька воды... Но попробуй, разгляди маленькую капельку!- Давайте покрасим воду, зачерним её, - предложил один контролёр. Так и сделали. Действительно, чёрные капли обнаружить было легче. И всё-таки контроль оставался медленным и ненадёжным.- Может быть, попробуем усилить освещение? - предложил главный инженер(Нужно заливать в самовары морскую светящуюся воду, содержащую фосфор и проверять в темноте.)

16. Однажды к изобретателю пришел тренер по скоростному спуску на лыжах и попросил помощи. Дело в том, что он подготавливал новую тренировочную трассу скоростного спуска и столкнулся со следующей проблемой. По международным правилам поверхность этой трассы должна быть покрыта корочкой льда. Для этого трассу увлажняют водой. Как это осуществить? (Подача воды на гору не нужна. Снег сам является водой, следует только растопить его верхнюю часть. Это можно осуществить различными путями, например, обдувать снег горячим воздухом или просто протащить по нему металлический лист, на котором разожжен костер. )

17 Однажды в известном географическом журнале довелось увидеть необычную фотографию. На ней были изображены десять мужиков, изо всех сил старающихся удержать в руках бешено извивающуюся огромную… анаконду. А одиннадцатый мужик с линейкой в руках пытался измерить ее длину. Вопрос: как измерить длину змеи, учитывая что ее укус может быть смертельно опасе. (Прием принцип копирования, и получили решение – сфотографировать змею и измерять ее по фотографии Только змеи еще не хотят сами измерять свою длину. Не хочется им вытягиваться вдоль линейки. Куда приятнее свернуться в кольца и греться на солнышке! Вот если лишить их такой возможности сворачиваться в кольца… Для этого нужно поверхность, на которой они лежат, сделать меньше. Еще меньше. Со всех сторон, по толщине тела. Чтобы змея вынуждена была сама вытянуться во всю длину. Получается труба. Сделаем ее прозрачной. С делениями. Остается “уговорить” змею пролезть через трубу, но это уже не сложно: за водой, за пищей, просто спасаясь от опасности, например, от огня.)

18. После хирургической операции разрезанные ткани сшивают ниткой – накладывают шов. Но в ушке иголки нитка сложена вдвое, и это утолщение разрывает ткани, особенно тонкие. Лечение надолго затягивается. Как быть? (Нитка должна быть одновременно и мягкой и твердой. Такое требование кажется диким! Но именно в этой дикости – пик задачи. Противоречие доведено до предела – и поэтому легко разрешимо. В принципе, конец нитки можно сделать твердым как сталь, обработав его специальным составом.)

19. Стрельба из ружья по летающим тарелочкам – один из видов спорта. Но осколки от летающих тарелочек разлетаются на большой площади, и их трудно потом собирать. Как быть? (Для того, чтобы отзываться на “призыв” магнита, в материал тарелочек можно добавить немного железного порошка.)

20 В машинах для получения жидкого гелия самая важная деталь-детандер представляет собой вертикально стоящую трубу, высотой около трех метров и диаметром около десяти сантиметров. Однажды в эту трубу уронили поочередно резиновый мячик, железный болт и медную гайку. Как доставали эти предметы? ( магнит и магнитное поле; медной гайки - вода и тепловое поле (охлаждение жидким азотом, гайка вмерзает в лед и поднимается вместе с ним либо под действием архимедовых сил воды, либо дно временно с гайкой вмораживается и веревка).
21 Во время профессионального матча по боксу спортсмены и их тренеры столкнулись с загадкой. Довольно средний боксер неожиданно одержал ряд побед над кандидатами в призеры, причем все - нокаутом. Проигравшие рассказали, то в начале боя его удары были обычными, но постепенно крепчали, достигая через некоторое время такой силы, будто боксер бил не обыкновенной перчаткой, а камнем. Но перчатки перед боем проверяет судья, булыжник в них не

спрячешь. Что же происходило?( Противоречие: нужно взять камень, чтобы сильно ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разрешение во времени: камень или что-то подобное должно появиться во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Решение: боксер присыпал бинты быстро схватывающимся цементом, который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант - быстро твердеющая жидкость.)

22.В трубе под большим давлением течет вода. Но появилось отверстие, сквозь которое бьет струя. Нужно заделать дыру, но по производственным причинам нельзя отключить магистраль. Заплату приваривают под большим давлением воды. Сварка идет нормально пока не доходит до самого последнего участка сварного шва. Когда пытаются его заварить, струя под давлением "выдувает" расплавленный металл и ничего не получается. Как быть?( Противоречие: небольшое отверстие должно оставаться, чтобы дать выход струе, и оно должно оставаться, чтобы можно было заварить заплату целиком. Разрешение в пространстве - отверстие расположено там, где не нужно варить. Разрешение во времени: отверстие должно быть во время сварки и его не должно быть после окончания работы. Решение: заплата с небольшим краном, который открыт пока идет сварка и наглухо закрывается после ее окончания.)
23Дан параллелепипед из стекла. Как непосредственно измерить

его большую диагональ, не разрушая его и не прибегая к вычислениям? (Противоречие: параллелепипед нужно разбить, чтобы измерить большую диагональ (попасть внутрь), и нельзя разбить, потому что запрещено по условию задачи. Прием - использование копии, модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой находится нижняя вершина параллелепипеда, затем параллелепипед сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстояние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.)


24. Нелегко определить, какую освещенность предпочитают те или

иные растения. Нужны длительные опыты: высадить растения, освещать их по-разному, ждать какие лучше будут расти. А если требуется еще узнать, какая освещенность "приятна" растению в разном возрасте, в разное время суток? Как же быть?( ИКР: растение само показывает, где ему лучше. Решение: растение устанавливается на тележке с двигателями, которые включаются от датчиков, расположенных на листьях растения. Известно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а если света избыток отодвигается. Датчики фиксируют микродвижения растений и включают соответствующий двигатель. "Переехав" несколько раз с места на место, растение "выбирает" наилучший

режим освещения.
25. Из-за неожиданно суровой зимы в водопроводной трубе образовались ледяные пробки. Как их ликвидировать?( Решение: пропустить по трубам

электрический ток, который нагревает их и растопит пробку.)


26.Контразведка задержала шпиона. Было известно, что секретные сведения "спрятаны" в записной книжке или на магнитофонной кассете с песнями. Но никакие, самые тщательные исследования записей в книжке, прослушивания кассеты на любых частотах даже с помощью ЭВМ не позволили узнать секрет. Как же его обнаружить?( Шпион использовал изобретательский прием "сделать наоборот". На магнитной пленке запись была сделана механическим способом (карандашом),а листы записной книжки были изготовлены с добавками ферромагнитного порошка, благодаря чему на них можно было сделать магнитную запись.)
27.Как с помощью химической реакции получить магнитное поле?

(Задача на преодоление психологической инерции. Источником магнитного поля может быть электрический ток, вырабатываемый аккумулятором, гальваническим элементом. Очень много химических реакций, в результате которых возникает электрический ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.)


28.Во время Великой Отечественной войны в жгучие декабрьские морозы на одном из уральских заводов необходимо было установить мощный пресс для штамповки листов брони танков. Основание пресса весом в несколько тонн нужно было опустить в подготовленную для него яму, но не было подъемных кранов. А ждать нельзя, танки нужны фронту. Как быть?(Пресс опускается в яму с помощью

ресурсов. Дело было зимой, значит, есть холод. И всегда найдется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность образовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину, а затем растапливали лед горелками.)


29.Жильцы частного пансиона, в котором поселился американский физик Роберт Вуд, подозревали, что жареное мясо на завтрак хозяйка готовит из остатков обеда, собранных с тарелок. Через несколько дней Вуд представил неопровержимые доказательства недобросовестности хозяйки. Как ему это удалось? (Вуд посыпал остатки мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу, ни по ввиду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблю-

дал красную линию лития.)


30.При изготовлении стальных труб очень важно отрезать от слитка заготовку точно заданного веса - тогда все трубы будут иметь нужную длину. А слитки имеют разные размеры и форму. Как быть ?(Решение: измерение массы заготовки по весу вытесненной воды.)
31.При протезировании ног очень важно, чтобы искусственная нога была точь-в-точь как другая, живая. Казалось бы, сделать это несложно - снять слепок с живой ноги и отлить в нем искусственную. Но так не получается, потому что две левые или две правые ноги никому не нужны. Как же быть?(Противоречие: нужно сделать слепок, чтобы искусственная нога была похожа на живую, и нельзя сделать слепок потому что получаются две правые ноги. Решение: слепок делается в виде тонкой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.
32.В одном из эпизодов фильма «Ко мне, Мухтар!» (1964 г.) собака (ее настоящее имя — овчарка Дейк) должна была выкусывать из-под когтей кусочки льда. Но она не испытывала особого желания это делать. Что сделал хозяин собаки, чтобы Дейк действовал по сценарию? (Решение: хозяин собаки вложил между когтями животного сладкие леденцы. Понятно, что собака стала вылизывать себе лапы, и в это время оператор снимал ее крупным планом…)

33.Для борьбы со всяческой нечистью жители фантастического города Дит имели на вооружении специальные ружья, стреляющие шариками из травила. Травило — это вещество, проедающее практически все: плоть, одежду, металл... Как же тогда жители заряжали свои ружья травилом, ведь оно проест и само ружье? (Приготовление шариков из травила идет непосредственно в самом ружье в момент выстрела из не представляющих в отдельности опасности компонентов. Можно предположить, что травило при низкой температуре теряет свои опасные свойства, тогда можно его заморозить. А при выстреле шарики моментально нагреются и обретут свои опасные свойства.)


34. Насекомые — холоднокровные животные, и температура их тела во многом зависит от внешних условий. А внешняя температура может быть и небольшой. Между тем, для того, чтобы начать полет, температура тела насекомого (и особенно его груди) должна достигнуть достаточно высокого уровня. Например, бабочка крапивница взлетает лишь при температуре крыловых мышц равной 35 градусам. Не всегда бывает столь высокая температура воздуха, но насекомые все-таки летают! Откуда же они получают необходимое тепло? (Некоторые из насекомых перед полетом определенным образом ориентируют свое тело по отношению к солнцу и максимум возможного берут от него. Многие виды в ходе эволюции выработали активный способ прогревания груди с помощью особых движений крыльев (холостой полет), но всего этого хватает лишь для того, чтобы начать полет. Во время полета температура груди благодаря работе мышц крылового мотора еще более повышается (у некоторых насекомых до 40-45 градусов). Достигнутый температурный режим в процессе полета поддерживается достаточно стабильно.)
35. Во время Великой Отечественной войны одной из первоочередных задач промышленности стала эвакуация предприятий прифронтовой полосы. Одним из таких предприятий был металлургический комбинат «Североникель». Было принято решение о демонтаже оборудования комбината и перевозке его в Норильск. Стремясь захватить стратегически важное предприятие цветной металлургии целым и невредимым, гитлеровцы не бомбили его, что, разумеется, облегчало эвакуацию оборудования. Однако североникельцы понимали, что стоит немцам узнать об идущем полным ходом демонтаже комбината, как на заводскую территорию обрушатся сотни бомб. Значит, нужно ввести врага в заблуждение. Но как? (На завод завезли дымовые шашки и подожгли их. )
36. Если дом строить из сырого дерева, то он долго не простоит:
со временем, при неравномерной просушке, образуются трещины, растет грибок. Для того, чтобы дом не гнил, был крепким и простоял много лет, бревна для постройки просушивали, а затем пропитывали раствором смолы. Просушка в естественных условиях требовала длительного времени, но в Сибири лето короткое. Жители Забайкалья издавна строили избы такими, какие до сих пор можно встретить в старых сибирских селах. Дома эти прочными простояли не один век. В чем секрет? (Секрет был в том, что бревна для них заготовляли в марте. В это время влага по стволу еще не поднималась, а под прогретой корой (в Забайкалье дни солнечные) уже заходила смола. Смолистое дерево долговечней; у лиственницы древесина вообще чуть не бессмертна, поэтому из нее выкладывали три первых венца, делали желоба, водостоки. Шла она и на черепичный венец, на котором держался потолок. А из сосны выкладывался сам потолок и пол, потому что ее древесина теплая и легкая. В Сибири никогда не было земляных полов — под ногами тут почти везде вечная мерзлота, полы мостили тесом. В деревнях по Илиму мостили даже дворы.)

37Природа «снабдила» полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой — очень неразумно: в полярных областях солнце еле греет, и чтобы полнее использовать скудное солнечное тепло, медведю следовало бы иметь черный мех. Ведь только черные тела поглощают весь падающий на них свет. Но даже если бы у полярного медведя был черный мех, то он, конечно, нагревался бы хорошо, но тепло все равно плохо бы доходило до шкуры — ведь у меха плохая теплопроводность. Природа решила это противоречие — разгадайте, как?

38Ученые считали, что хамелеон способен ловить насекомых языком потому, что его язык — липкий. Однако, исследовав хамелеона, они не обнаружили на его языке никаких липких веществ. Как же тогда хамелеон ловит свою добычу? (Язык хамелеона действует как присоска. Кроме того, на конце языка имеется хоботок с двумя выростами, которые обхватывают жертву)

39Тибетские охотники, прежде чем зайти на выстрел, проверяют направление даже самого слабого ветерка. Как они это делают? (Охотник вырывает из виска волос и, подбросив его над головой, следит за тем, как он падает на землю.)

40. Задача «Кирпич в ванне»
В ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?
(Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна и распадается как минимум на три:

— уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;


— уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;
— уровень воды «обыкновенный»;

41. Когда жарко, человек включает кондиционер или снимает часть одежды… У птиц же кондиционеров нет. Как птицы спасаются от жары? Предложите возможные способы (изобретения), при помощи которых птицы борются с жарой.

42. Для живых существ, тёплая зимняя обувь - закономерное явление. Удивительно другое - некоторые звери и птицы к зиме не заводят себе ничего. Приглядитесь к голубям, в чем они шлепают по снегу? Конечно, кожа на лапах значительно толще, чем на других частях тела, да к тому же покрыта чешуйками. Но от холода такая кожа спасти не может. Как же удается так легкомысленно одетым птицам благополучно переносить суровые зимы?
43. Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом - след в след. Для того, чтобы идти гуськом желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но это может обнаружить неприятель. Как быть?

44. Во время скачек на ипподроме колумбийской столицы одна из лошадей прямо со старта взяла бешеный темп и пришла к финишу первой. Судьи заподозрили неладное. Однако допинговый контроль ничего не показал. По поведению лошади можно было заподозрить, что ее все же пришпоривали, но найти шпоры не удалось. Что же "помогло" лошади прийти к финишу первой?( ледяная шпора)

45. У бабы-Яги, как известно, две ноги: одна – костяная, другая – простая. На простой ноге Баба-Яга передвигается со скоростью 6 км/ч, а на костяной – вдвое быстрее. От избушки на курьих ножках до ближайшего магазина 36 км. Сколько времени потребуется Бабе-Яге, чтобы пройти это расстояние? (Всё зависит от бабушкиной походки. Тривиальный случай: бабуля развивает эти скорости, прыгая на одной ноге неограниченное расстояние. Тогда она, скорее всего, рванёт в магазин на костяной и будет там через 3 часа. А вот если её приходится чередовать ноги, всё зависит от времени и длины шага. Если бабушка, к примеру, ритмично шагает, делая костяной ногой более длинные (в 2 раза) шаги, то простой ногой она пройдёт 12 км (2 часа), а костяной 18 км (1.5 часа) и доберётся до магазина за 3.5 часа. А если у бабули шаги одинаковой длины, но костяную она переставляет вдвое быстрее, то две трети времени она будет идти со скоростью 6 км/ч, а треть 12 км/ч, и потратит на дорогу 4.5 часа. А ведь возможны и ещё какие-то варианты... Сложно с этой бабой-Ягой! Летела бы в ступе и не умничала!)

46.В коридоре три выключателя. Один из них включает свет в комнате, находящейся в дальнем конце коридора. Дверь в эту комнату закрыта, и вы не видите, включен в ней свет или нет. Вам нужно понять, какой из трех выключателей контролирует освещение в той комнате. Каким образом вы можете это надежно определить, всего лишь один раз зайдя в комнату?

47.Где достать елку к Новому году? Эта проблема актуальна не только для нас. Самое простое решение — вырубить ель в лесу у шоссе. Так , кстати, и делают. Убытки лесничеств огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

(В Германии решили проблему так: деревья у шоссе опрыcкивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Правда, в холодную погоду он не ощутим. А вот в закрытом и теплом жилище встречать Новый год придется в противогазе.)

48.Вражеские субмарины нахально бороздят водные просторы нашей Родины. Укрываясь в толще воды, они практически не заметны и не уловимы. Помогите Родине и предложите способы обнаружения подводных лодок.

(Вот один способ обнаружения субмарин в тёмное время суток. Ночью в море голубоватым светом светятся одноклеточные организмы-ночесветки, которые реагируют на механическое раздражение. Поэтому в темноте за подводной лодкой тянется яркий шлейф, хорошо заметный со спутника. По свечению можно также определить тоннаж, скорость и тип субмарины.)

Литература



  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1984, 1985, 1990

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986, 2002

  3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979

  4. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. – Изд. Карелия, Петрозаводск, 1980

  5. Амнуэль П.Р. Загадки для знатоков. - М.: Знание, 1988

  6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск, 1993

  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М.: 1988

  8. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993

  9. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. - Новосибирск: изд-во НГПИ, 1992

  10. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002

  11. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

  12. Гин С. Мир логики. – М.: 2001

  13. Гин С. Мир фантазии. – М.: 2002

  14. Гин С. Мир человека. – М.: 2003

  15. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. – М.: 1996

  16. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003

  17. Дикарев В.И. Справочник изобретателя. – СПб.: 2001

  18. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. - Кишинев, Лумина, 1990

  19. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. - Кишинев, Лумина, 1988

  20. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994

  21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: 1989

  22. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996

  23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999

  24. Меерович М.И. Формула теории невероятности. - Одесса: Полис, 1993

  25. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – СПб. 1998

  26. Митчем Карл. Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995

  27. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993

  28. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: 2002

  29. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М.: Просвещение, 1985

  30. Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей. Вып. 1 – 6. - Гомель: ИПП СОЖ, 1996 – 2001

  31. Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1980

  32. Серия «Техника – Молодежь – Творчество» Сост. Селюцкий А.Б. изд. Петрозаводск, Карелия:

  • Дерзкие формулы творчества. 1987

  • Нить в лабиринте. 1988

  • Правила игры без правил. 1989

  • Шанс на приключение.1991

  • Как стать еретиком. 1991

  1. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999

  2. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002

  3. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002

  4. Технология. Учебник для учащихся 11 класса. Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2001

  5. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: 2004

  6. Трифонов Д. Сборник задач по НФЛ. - С. - Петербург: ТОО ТРИЗ-ШАНС, 1995

  7. Федин С. Хитрые задачи. – М.: 2000

  8. Шаргина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 1995

  9. Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука думать для больших и маленьких. – М.: Генезис, 2002

  10. Шустерман М.Н. Фантастика и реальность. Вып. 1 – 4. – М.: 1996 – 1999


Сайты ТРИЗ

  1. Тризланд - сборник задач по ТРИЗ

  2. ТРИЗ Петербург

  3. Институт Инновационного проектирования

  4. ТРИЗ-профи сайт ИНТЕКО-ТРИЗ

  5. Лаборатория образовательных технологий "Универсальный Решатель", Гомель

  6. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы

  7. Генератор

  8. Персональный сайт Виталия Ильинского

  9. Методолог.ru

  10. Энциклопедия ТРИЗ Consulting Project

  11. TRIZ Experiment

  12. Институт Инновационного Проектирования

  13. Общественная организации "Ключевые технологии"

  14. Ангарск — Wellcome to Creative Thinking

  15. Некоторые материалы по ТРИЗ в эл. варианте

  16. http://www.altshuller.ru

  17. Московский Центр ФСА

  18. Московская общественная организация ТРИЗ

  19. Ассоциация "Ключевые технологии", Новосибирск

  20. ТРИЗ интернет-школа