Отдел образования, молодёжи и спорта Деражнянской районной государственной администрации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-практическая конференция родителей «Семья и будущее России»... 1 160.95kb.
Чувашской республики отдел ядринской районной администрации мбоу... 1 120.35kb.
Участники Международной конференции 1 97.29kb.
Историческая справка Муниципального учреждения «Управление физической... 1 219.17kb.
Информационно-аналитический отчет учреждений сферы культуры Белебеевского... 3 1669.71kb.
Состоялся 2-й съезд Селигерской молодежи 1 22.29kb.
Российская Федерация Курганская область Муниципальный орган управления... 2 511.16kb.
Первый заместитель руководителя Департамента физической культуры... 1 27.45kb.
Директор областного автономного учреждения «Дом молодежи» А. 1 158.15kb.
Информация о местах регистрации на сдачу егэ в 2014 году по го г. 2 487.14kb.
Отчет о проделанной работе отдела загс администрации города Алатырь... 2 494.22kb.
Принцесса Диана. Любимица Лагерфельда и страстная любительница бьюти-шопинга. 1 20.46kb.
- 4 1234.94kb.
Отдел образования, молодёжи и спорта Деражнянской районной государственной администрации - страница №1/1


Отдел образования, молодёжи и спорта

Деражнянской районной государственной администрации

Деражнянский районный методический кабинет

Деражнянская общеобразовательная школа I – III ст. №1

Незабываемые встречи

Деражня


2013

Рекомендовано методическим советом Деражнянского районного методического кабинета (протокол № 2 от 27 февраля 2013 г.)

Автор: учитель мировой литературы и русского языка Деражнянской общеобразовательной школы I – III ст. № 1 Волошина А.С.

Ответственная за выпуск: Волошина А.С.

Рецензент: Пищенко Н. С.- методист РМК

Технический редактор: Марчук Ю.



Вступление

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Считаю, что в каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, которые нужно развивать и реализовывать.

Внеклассная воспитательная работа – это безграничное пространство, в котором воплощаются в жизнь идеи и замыслы, это живое общение с детьми после уроков, возможность приобщить их к содержательному проведению свободного времени.

Считаю, что главной задачей внеклассной работы является обеспечение необходимых условий для всестороннего развития учащихся во время проведения свободного времени и культурного досуга.

Из опыта работы убеждена, что заинтересовать учеников предметом, расширить и углибить их знания, полученные на уроках, развивать их творческие способности помогает внеклассная работа по литературе . В своей работе хочу поделиться опытом по формированию литературно-творческих навыков учащихся в неразрывной связи с обучениям и нравственным воспитанием. Имею значительный опыт проведения внеклассных мероприятий. Участие в них даёт возможность вводить ребят в поэтический мир лучших поэтов и писателей, заинтересовывать их творчеством, с помощью ярких литературно - музыкальных образов воздействовать на развитие в учеников чувства прекрасного, развивать их интеллект, фантазию, художественный вкус, навыки выразительного чтения, творческие способности, умения делать собственные выводы, воспитывать доброту, гуманность, щедрость души, активную жизненную позицию.

С целью формирования эстетических ценностей учащихся средствами искусства, их творческого развития большое значения уделяю театральному направлению. Убеждена, что когда ребята перевоплощаются в героев произведения, они будто проживают значительные ситуации, учатся общаться, решать проблемы, раскрывают свои творческие способности. Считаю, что важно создать в школе такой психологический климат, в котором детям хочется не только учиться, но и творить. Юные акторы имеют возможность подражать, размышлять, мечтать, фантазировать, перевоплощаясь в различные персонажи. Я счастлива со своими воспитанниками, потому что помогаю им воплощать их мечты и фантазию, развиваю их интеллект,творческий, самостоятельний подход к решению разных проблем, делаю их жизнь багаче и ярче.

Театральная студия « Мечта» работает в школе больше 15-ти лет. Принимаются ребята по собственному желанию. За время работы студия поставила такие спектакли и представления:

« Белоснежка и 7 гномов», «Снежная королева», «Золушка», «Метелица», фрагменты произведений Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Грина « Алые паруса», Б. Шоу « Пигмалион» и др.

Каждый год наша студия принимает участие в фестивале драматических коллективов, а такое запоминается на всю жизнь.

Содержание сборника



  1. Литературно – музыкальный салон «Поклон Вам, Владимир Высоцкий»…………………………………………………………………..3

  2. Бал литературных героев………………………………………………….13

  3. Литературный вечер «Театральные встречи»……………………………23

  4. Пушкинский бал……………………………………....................................29

  5. Литературно - музыкальная гостиная «Удивительный мир

Л. Н. Толстого и его героев».............................................................36

6. Фотоматериалы…………………………………………………………….

-3-


Литературно-музыкальный салон

« Поклон Вам, Владимир Высоцкий! »

-4-


Оформление зала:

на краю сцены стул с прислоненной к нему гитарой, портреты В. Высоцкого выставка книг о поэте, сборник поэта «Нерв», цветы, на экране проектируются слайды – документы, отрывки из фильмов о поэте.

(Звучит музыка Э. Грига)

Сцена. Полумрак. За столом – компания молодых людей. Невыразительный разговор на модные темы. Один – бренчит на гитаре на «блатных» аккордах, напевая что-то из раннего Высоцкого:

Я недавно гулял по столице,

Двух прохожих случайно зашиб,

И попавши за это в милицию…

Девушка.

Слушай, а ты что-нибудь серьёзное можешь? Уже невозможно этот репертуар слушать…



Один из ребят. Да наш Орфей только это и может, дальше «Гоп-стоп» не двигается.

Разговор в таком духе продолжается. Затем гитарист замолкает и начинает тихо, постепенно усиливая голос, петь:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигает.

Песня звучит на пределе. Свет гаснет. На сцене – те же ребята, но уже в роли ведущих.

2-й ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления – в столичном ли Доме учёных, на Ленских приисках, в

-5-

студгородке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском зале.Словом, везде.



1-й ведущий. Сегодня наш разговор об удивительном человеке, гражданине – о Владимире Высоцком. Этот рассказ – не дань моды, а дань Памяти. Памяти о человеке, который воплотил в себя боль и совесть своего времени.

2-й ведущий. Владимир Высоцкий – поэт, композитор, сценарист, певец, актёр, беллетрист, режиссёр и художник. Высоцкий для нас – вдохновенный поэт и композитор, мудрый и искренний собеседник, чьё слово и жест имеют целебное свойство. Интерес к личности поэта, к его жизни с годами не ослабевает, потому что он – часть каждого из нас, потому что мы - с ним, и он - с нами. Поэтому так близки и дороги нам его бессмертные сроки замечательных стихотворений и песен, о которых сегодня мы хотим Вам рассказать.

(Песня «Я вышел ростом» )



3-й ведущий. 25 января 1938 г. в Москве, в семье кадрового военного Семена Владимировича Высоцкого родился сын Владимир. Когда началась война, он с матерью находился в эвакуации. После войны воспитывался в Германии, где отец служил военным. С детства любил музыку. Вскоре вернулся в Москву. Учился в 186ой школе. Из неё выбегал всегда скуластый паренек с печальными глазами. Дел всегда много – закончить стенгазету, успеть в драмкружок. А дома ждала гитара.

На дворе 1955 год. 10-ый класс, время выбора. «Плыл куда глаза глядели – по течению». Он мечтал, брал первые аккорды и читал. Читал запоем. Володя имел право написать:



Если путь, прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Поступил на механический факультет университета. Через полгода ушёл оттуда, чтобы сдавать экзамены в театральное училище. Точнее – в три одновременно. Проходила «пора вступлений и прелюдий». Вдали уже маячило предназначение.

-6-

4-й ведущий. «Особых талантов мы в Володе тогда не замечали, - говорил его отец. –

Я видел его офицером или инженером, а театр – так, увлечение. Поэтому для нас было неожиданностью, что его приняли в Школу-студию

МХАТа. Приняли, несмотря на замечание одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет».

1-й ведущий. 1959 год - дебют Владимира в кино.

2-й ведущий. 1960 год - Высоцкого принимают в театр имени Пушкина, через три года - в театр миниатюр. Поиск своего места в искусстве продолжался и был нелегким.

3-й ведущий.В апреле 1964 году он был принят в театр драмы и комедии на Таганке, где проработал 16 лет.

4-й ведущий.16 лет работы - и 16 лет жизни.

1-й ведущий. Еще с детства на гитаре учился играть по самоучителю, пел не только свои, но и песни других авторов; например: Б. Окуджавы, Я.Смелякова. И все сожалел, что музыкального образования, полученного в детстве, ему не хватает; ведь к себе он подходил очень требовательно. Высоцкий был целеустремленным человеком, трудился, что называется, «на износ».

Он обладал удивительной памятью, что ему очень помогало в учебе, а в дальнейшем это было особенно важным в его поэтическом и артистическом творческом поиске.

Володя порой спал по 4 часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, а днём репетировал в театре, снимался в кино.Каскадерам в кино его дублировать не приходилось, он прекрасно скакал на коне, плавал, неплохо боксировал, знал основы каратэ.

2-й ведущий. В творчестве Высоцкого есть военная тема и это не случайно. Часто в доме были фронтовые друзья, которых Володя близко знал. Одному из них, а именно Николаю Михайловичу Скоморохову, он посвятил «Балладу о погибшем лётчике». Володя всегда с огромным интересом слушал рассказы фронтовиков о военных буднях и героических подвигах.

-7-


Он многое почерпнул и использовал в своих стихах и песнях на военную тему из многочисленных разговоров с ними.

(Песня «Он не вернулся из боя»)



3-й ведущий. Шло время. «Мальчик, поющий всему миру», превратился в умудренного жизненным опытом человека, который знал, что такое боль и гнев, любовь и страдание.

Был сыгран «Гамлет», стало очевидно, что его песни – не увеселение, и не пустая забава.



4-й ведущий. В авторе «Горизонта», «Чужой колеи», «Коней привередливых», в авторе таких песен, как «Я не люблю», «Смерть истребителя»художник встал в полный рост. Его поэтический голос обрёл чистоту и высоту, в его песнях звучит громадная жизненная энергия, которая передавалась всем, кто слушал их.

Чтец. Мне судьба – до последней черты, до креста

Спорить до хрипоты. А за ней – немота,

Убеждать и доказывать с пеной у рта,

Что не то это вовсе, не тот и не та

Я умру и скажу, что не всё суета.

(песня «Кони привередливые»)



1-й ведущий. Да, равнодушно его никто не принимал. Недостатка в общественном признании у него не было. Его песни знала вся страна. Это было время, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость… Об этом он и пел…

(включается запись концерта В. Высоцкого).



2-й ведущий. Он хотел видеть свои стихи опубликованными, естественное желание поэта, но встречал всяческие преграды. Успеха любой ценой не хотел, не мог, например, писать или петь по заказу, если сам лично не прочувствовал тему, не вжился в подробности ситуации. Он был чутким и ранимым человеком. Будучи сам очень доброжелательным к людям, поражался и страдал, не получая ответного доброжелательства.

-8-


3-й ведущий. Доброту, честность, искренность и открытость ценил в людях превыше всего. Выше ума и таланта. С брезгливостью относился к людям фальшивым, чувствуя их за версту. Часто после встречи с такими людьми говорил: «Талантливый и умный негодяй опаснее бездарного. Есть люди, после общения с которыми хочется сразу вымыться».

4-й ведущий. Болезненно переживал творческие неудачи, когда пригласив сниматься в фильмах, к которым он написал много песен, вмешивались люди и

говорили «Что у нас, кроме Высоцкого, играть некому?» Он часто с болью повторял: «Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя». Очень было в нем развито чувство собственного достоинства. Пел, когда хотел петь, а не когда приглашали «большие люди».

Непросто складывались его отношения с ними, некоторым он вынужден был говорить: «И не надейтесь, я из России не уеду».

Поэту был дан счастливый талант жизни, особая ураганная энергия участия в ней. Этим дышит его поэзия, его песни, этим они одаривают нас. Бесконечно долго можно говорить о поэте. Золотое перо Владимира Высоцкого – его стихи и песни.

(песня «Баллада о любви»)

Любовь в жизни Высоцкого…Эта тема безгранична. Париж – город, в котором встретились Владимир и Марина Влади.



(Юноша, имитирующий Высоцкого, и девушка – Марину Влади, говорят такие слова)

Он: О нашей любви создавали легенды. Я- артист на Таганке, поэт и барт.

Она: Я - актриса французского кино, Марина Влади.

Он: Географически мы были разделены тысячами километров...

Она: Но всегда были близки своими сердцами и чувствами. Одна возможность общаться – телефон.

Он: На стремительном творческом взлёте последние строчки моих стихов и песен были посвящены тебе, моя любимая…

-9-


Она: Собор Парижской Богоматери – наше любимое место, а роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»- настольная книга.

Он: Как-то на берегу Сены я исполнил арию из оперы «Эсмеральда»

(звучит песня в исполнении Джо Дассена)

В последнем стихотворении Владимира Высоцкого есть строки, обращенная к любимому человеку - Марине: «Вернусь к тебе, как корабли из песни, все помня, даже старые стихи». Именно так: всё помня!

1-й ведущий. При жизни поэту не дали официального признания, почестей, заслуженного внимания, но он сумел сказать своё слово своими стихами и песнями о любви, о чутком внимании к Родине, о дружбе, о подвигах.

(«Песня о друге»)



2-й ведущий. Давайте послушаем их и наполним добром и благодарностью свою душу.

Вашему вниманию стихотворение «К вершине»

Для Вас звучит песня «Лирическая»

Послушайте стихотворение «Я к Вам пишу»

Песня «Здесь Вам не равнина»

3-й ведущий. 25 июня 1980 г.

Он жить хотел, но смерти не боялся. Умел, говоря словами его любимого поэта, «сразу припомнить всю жестокую, милую жизнь, всю родную, странную землю».

Рано он ушёл из жизни. Его первый инфаркт был и последним. Будто предчувствуя смерть, он сам – в последнем своём стихотворении – подводил итог своей жизни такими незабываемыми строками.

Мне меньше полувека — сорок с лишним,— 


Я жив тобой и Господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.

-10-


1-й ведущий. Вряд ли в жизни Вы увидите когда-нибудь еще столько людей – так скорбящих. Есть полуофициальная цифра – 40 тыс. собралось тогда Родион Щедрин уверял, что так не хоронили даже самых знаменитых.

Чтец. Не стало В. Высоцкого, артиста, поэта. И десятки тысяч людей шли поклониться ему. Значит, он был им нужен. Он был им необходим.

4-й ведущий. В это время в Москве происходила Олимпиада. По официальным данным около 40 тыс. человек собрались на Таганке и на прибережных улицах. Люди в окнах, на крышах, в длиннейших очередях и масса цветов покрыла асфальт. Над площадью с магнитофонов разносились его песни.

Только теперь его сквозь эти песни несли:

Оборвалась на полуслове,

На полузвуке, на лету,

Оборвалась струна со стоном

Легла в глухую пустоту

Прощально песней лебединой

Россия провожает сына

Г. Чухрай

1-й ведущий. Его хоронили в костюме Гамлета. Эту роль он играл на протяжении многих лет. И она была для него чем-то большим, чем просто роль, он неоднократно повторял: «Ролей много, но любимая одна – Гамлет». Как и многие песни его – нечто большее, чем песни. В Москве Высоцкий прожил всю свою недолгую жизнь. Здесь, в родном городе, он и похоронен, на Ваганьковском кладбище, справа от входа.

(Демонстрируются слайды из фильма «Гамлет»)



2-й ведущий. Есенин всегда был его любимым поэтом. И Есенин, и Высоцкий похоронены на Ваганьковском кладбище в Москве. Над могилой Высоцкого памятник, созданный Заслуженным художником России. Рукавишниковым и архитектором Игорем Воскресенским). Высоцкий закутан в плащ, с перевернутой гитарой над головой, что издали напоминает ореол. К памятнику приходят независимо от погоды, здесь всегда цветы и многолюдно. Да, он остается навсегда в памяти людей, в памяти Вселенной.

-11-


(слайд с фотографией памятника).

Чтец. Звучит стихотворение Михалкова «Памяти Высоцкого»

Он не дожил, не досказал всего.

Что било пульсом и в душе звучало.

И сердце отказало от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, вместе с тем так достойно.

Он умер? Да! И все же он поёт

И не даёт Вам, люди, спать спокойно.

Ведущий. Годы идут… Сменились времена, переменилась мода, произошла смена вкусов, а популярность поэта и композитора не падает. Театр было дело его жизни, а песни - его поэзия, судьба. Очень много людей пишут стихи, а истинных поэтов мало.Услышать ритм своего времени, растворится в нем и выразить потом песнями и стихами – удел немногих.

Поэт Роберт Рождественский писал в воспоминаниях:



«Так кем он все-таки был — Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю.

Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях».

Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

-12-

Когда-то он написал:



«...Но кажется мне, Не уйдем мы с гитарой на заслуженный, но нежеланный покой. Правильно написал!»

Помним и мы. Как и те, давние стихи Высоцкого, написанные им в средине 60-х годов с пророческой нотой:

Прожить полвека — это не пустяк,

Сейчас полвека — это тоже веха...

И кто бы что ни говорил —

Еще через полвека буду петь я…

(Ведущие и чтецы возлагают цветы к гитаре и портрету Владимира Высоцкого, а зал встаёт, чтобы почтить память поэта)

Ведущий. Владимир Высоцкий останется навсегда в памяти людей, в памяти Вселенной; эти цветы – поклон Вам, дань уважения, наша любовь и память, Великий Человек!

Ведущая. Его стихи и песни одаряют оптимизмом, мужеством, укоряют за усталось, апатию, лень. И пусть его слова: «От жизни никогда не устаю » будут девизом нашей жизни.

-13-

Бал литературных героев

( по страницам произведений великого поэта М. Ю. Лермонтова)

Сценарий литературно - музыкального вечера для учащихся 8 - 11 классов

-14-

Зал празднично украшен:

  1. портрет поэта, выставка призведений Лермонтова и о поэте,


репродукции его картин, иллюстрации к его

произведениям


  1. Сцена: стол, на котором портрет поэта, свечи, перо в чернильнице


Плакат

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

когда – нибудь увидел свет.
  1. М. Лермонтов


Ведущие сидят за столиками, украшенными цветами.

Звучат аккорды « Вальса » (музыка Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»)

Под эту мелодию танцуют четыре пары (девушки в бальных платьях, парни в костюмах)

Ведущие. Друзья! Я всегда с волнением и трепетом открываю книгу с произведениями Лермонтова. На первой странице портрет поэта . Больше всего в нём поражают глаза , глубокие, умные , проникающие в душу, глаза , которые производили неотразимое впечатление на современников.

2-й. Имя поэта , его литературное наследие давно перешагнуло рубежи многих стран мира. Строгий судья и гражданин своего времени, Лермонтов близок и понятен всем , кто знакомится с его творчеством.

1-й. И мы с уверенностью говорим, что к роднику его вечной поэзии будут обращаться всегда всё новые и новые поколения читателей, поклонники его таланта .

1-й. Мой Лермонтов-

не образец героя,

в котором идеальная душа.

В нём вечное желанье непокоя

С неутоленной жаждой мятежа.

-15-

2-й.

Наш Лермонтов...

Он жив...

Он превосходит ростом

Вершины снежноглавых гор

Он, как и прежде, внемлет звёздам,

ведёт с пространством разговор.

И с нарастающею силой

Тот голос вечно молодой

Звенит над нами пятикрылой

Неугасающей звездой.

(Выходят 2 старшеклассника с томиками поэта.)



1-й. чтец: Подростки, юноши, девушки!

Склонитесь над книгами поэта , зачитанными ещё нашими отцами и матерями.

Растите, мужайтесь, радуйтесь и горюйте вместе с героями его произведений.

В них мы читаем размышления о жизни и смерти, о вечности и памяти, о добре и зле, о смысле бытия и о любви , о будущем и о прошлом, о горечи разлуки с родиной.



2-й чтец: Герои его романтических поэм и драм - свободные и гордые герои, люди пламенного сердца, могучей воли, верные клятве, гибнущие за волю, за родину, за идею, за верность самим себе.

Поэт отдавал им свои собственные черты, наделял своими мыслями , своим характером , своей волей .



Вед. 1- й

Сегодня мы побываем на балу литературных героев М. Ю. Лермонтова. Нам хочется поведать Вам о балах того времени.



-16-

Вед. 2-й

Веселясь от души, представители высшего общества говорили обо всём: о театре, о прошлом и будущем России, о декабристах. Сплетни, интриги, новости, карты, игры, танцы – вот круг интересов этих людей.

В домах , где проходили балы, ужины были великолепны. Столы ломились от яств. Осетры – великаны, сливочная телятина ( телят отпаивали сливками , чтобы мясо было нежным и жирным) , индейки – гречанки ( их откармливали грецкими орехами ). Несмотря на зимнюю пору – яблоки, персики , груши. Груды конфет. Шампанское и напитки в избытке . Балы давались без счета и стоили огромных денег.

1-й чтец

Однообразный и безумный

Как вихор жизни молодой

Кружился вальса вихор шумный

Чета мелькала за четой…

(Исполняется вальс ( 4 пары))



Вед. 2-й

Но, прежде всего, давайте попробуем проследить творческий путь, по которому шел наш Лермонтов, как Россия узнала достойного преемника

А.С. Пушкина.

Вашему вниманию сцена бала высшего общества.



(Открываться сцена)

(Дамы в бальных туалетах, мужчины во фраках занимают места: дамы садятся полукругом, мужчины занимают места за стульями. В правый кружок стремительно входит 1-й чтец)

-17-

1-й чтец. Господа, великое горе !

Сегодня ,холодным январским днём 1837 г., скончался раненный на дуэли Пушкин.

(Все, потрясённые: дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе. В группу слева входит 2-й чтец. Он приносит пачку листочков, которые передаёт разным персонажам этой группы)

2-й чтец. Вы обратили уже внимание на эти стихи?!

Говорят , они были написаны сегодня ,этой вьюжной зимней ночью.



(Дама (слева) читает)

Погиб поэт !-невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид ,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

1-й чтец.

Убит!.. К чему теперь рыдания.

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправдания ?

Судьбы свершился приговор!

Дама ( справа). Что ж ? веселитесь..- он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.



-18-

Господин (слева). В Петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же- воззвание к революции!

Все (слева) возмущённым шепотом.

Воззвание к революции! Воззвание л революции!

Воззвание к революции!

1-й чтец(справа). Воззвание к революции!

Так назвали стихотворение Лермонтова "Смерть поэта" в светском обществе.



Дама (справа).Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.

Дама ( слева). Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?

Господин ( слева). А как же ! Это поручик лейб-гвардии Лермонтов .Куда смотрит государыня?

Дама (справа). Вы слышали новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из церкви.

Господин (справа).Нет, я слышал : поэта тайно везут хоронить в Псковскую губернию!

Дама (слева).А что же с этим поручиком, автором возмутительных

стихов, будет?



Дама ( справа) . Царь сказал, что поступит с ним по закону!.....

- Его сошлют к Сибирь?

-Нет , хуже: переведут на Кавказ, где идёт война с горцами .

(Выходят ведущие)

1-й. Книги поэта не молчат , откройте их - и они поведают вам о многом.

2-й. А нам уже пора. Мы уходим, а с вами оставляем прекрасных героев произведений поэта.

(Звучит чарующая мелодия композитора Э. Грига, пары танцуют вальс)

Ведущий: У нас на балу герои произведений Лермонтова, которых мы хотим представить вам.

-19-

( Звучит музыка Шопена)

1-й. – Внимание , господа, в зал входит гордая красавица.

Бэла , дочь горского князя. Удивительно хороша!



2-й. – А рядом с ней юная барышня – княжна Мери, умна , обаятельна.

1-й. –Вы заметили, наверное, недалеко от них стоит княгиня Вера. Шум голосов, приветствий оглушили её, свет и блеск зала ослепили.

2-й.- Внимание, в зал входит боярин Орша , честен, горд, самолюбив.

1-й.- А вот герой драмы « Маскарад» Евгений Арбенин, одаренный умом , большими талантами , но титан- страдалец, а с ним его жена Нина – нежная, обаятельная, чуткая.

2-й.-Обратите внимание на Григория Александровича Печорина , гвардейский офицер , прекрасен , горд, полон поэзии, герой своего времени .

1-й.- В зале есть и штабс – капитан Максим Максимыч, чуткий, наивный ,честный , доброжелательный человек, а возле него гордый независимый , свободолюбивый Мцыри , который « цель одну – пройти в родимую страну имел в душе»

2-й.- Внимание, перед Вами, друзья , купец Калашников, стойкий , смелый, правдивый человек.

1-й.-В зал заходит Измаил- Бей – образований черкес, патриот своей земли , гордый, одинокий , храбрый, правдивый человек.

Распорядитель бала

Добрый вечер , дамы и господа!

Рады видеть вас на нашем балу. Сегодня мы в гостях у героев произведений Лермонтова!

Внимание!



(Идёт представление отрывков из поэмы « Мцыри» , « Песня про купца Калашникова», драмы « Маскарад» , романа « Герой нашего времени»)

-20-

1-й.

Да, мы взрослеем

С каждым днём,

Но поэта добрые уроки

С собой в дорогу мы возьмем,

Вступая в мир широкий.



2-й. Как ни грустно, но мы расстаемся с нашими героями .Нас всегда будет восхищать их благородство , высокие порывы их душ.

1-й. В последнем танце мелькнут они сейчас перед нами, и пусть такими навсегда останутся в нашей памяти.

(Герои бала танцуют, а потом все выходят на сцену и говорят, обращаясь к зрителям).

Купец Калашников

Пусть пройдет ещё много лет, но мы останемся с Вами.

В сердцах ваших найдётся место для памяти о нас.

Ведь мы не существовали, а жили , и жизнью своей наполняли других. Поэтому мы вечны!



Мцыри

Я счастлив, что до сих пор своей жизнью учу бороться за свободу, быть гордым и непреклонным , быть патриотом своей земли.



Бэла

Я узнала чувство любви и счастлива, что своим примером буду вдохновлять других быть гордыми и непреклонными - быть женщинами.



Княжна Мери

Я страдала жестоко и несправедливо, но я оптимистка. Верю в счастливое будущее и стремлюсь к нему.

Не это ли лучше всего помогает жить ? Верьте же и мечтайте, и ваша жизнь станет богаче и интереснее.

-21-

Арбенин

Я искал и не нашел того берега, к которому должен был причалить мой корабль.

Но то, что не сидел сложа руки, рвался , искал , говорит о том, что жизнь моя не была пустой.

Печорин

Я хотел прожить жизнь, находясь посредине двух противоположных лагерей. Это не так просто .Мне пришлось немало страдать .

И смерть почему -то мне судьба послала глупую и случайную.

И всё же я горд, что всегда был самим собой .



Максим Максимыч

Я мало действовал, но много говорил, помогал родным людям. Но слова мои закладывали в души людей зёрна доброты , сострадания.



( Все " герои " выстраиваются по парам и танцуют полонез )

1-й ведущий.

Спасибо вам , друзья , вы обогатили наши представления о жизни.



2-й.

Главное, мы учились у вас думать, искать истину, жить по совести.



(Все участники вечера выходят на сцену и по строчке говорят такие слова):

Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов ... Он с нами , навсегда.

В строй живых записан он навечно!

-22-


...Это жизни дни его вернулись,

Он в неё хозяином вошёл

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ…

В книгах – трудных временем проверен ,

В ярком блеске добрых смелых глаз

Он живой - не памятником в сквере

Вновь и вновь рождается для нас!

Лермонтов !

Сияющее слово!

И обращено не к нам одним.

Вечно молодо оно!

И вечно ново!

И летит бессмертие над ним!

-23-

Сценарий

литературного

вечера "Театральные встречи"

-24-

Зал празднично украшен:

плакаты , шары, цветы , столики, которых сидят гости , на сцене стол , горящие свечи в подсвечниках , чернильница , гусиное перо.



(Звучит музыка Л. ван Бетховена «Элизе»)

Ведущие:

1-й: Добрый вечер, друзья!

2-й: Добрый вечер!

1-й: Мы рады приветствовать Вас в этот праздничный осенний вечер.

2-й: Пусть этот вечер подарит Вам хорошее настроение, порадует веселой шуткой , красивой песней , чудесными лирическими строчками , встречей с любимыми литературными героями.

1-й: Послушай, лина, мне кажется, что наши взгляды посчитают устаревшими . ХХI век! Ежедневно столько информации, событий, стрессов ! Это век компьютерных технологий .Я читал мнения многих ученых , которые прогнозируют исчезновение книжной культуры вообще.

2-й: Я никогда не соглашусь с этим. Твердо убеждена, что даже в век Интернета и космических полётов книгу ничто не заменит. Каких бы высот не достигло человечество в своём развитии, оно всегда будет беречь и ценить книгу.

Ведь книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

1-й:Друзья! Склонитесь над книгами, зачитанными еще нашими отцами и матерями. Растите, мужайтесь, радуйтесь и горюйте вместе с героями их произведений.

2-й:Ведь книги учат нас распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Пусть книга входит в нашу жизнь, заставит о многом задуматься.

-25-

1-й: Да, мы взрослеем с каждым днём,

Но книг волшебные уроки

С собой в дорогу мы возьмём,

Вступая в мир широкий.



2-й: Книги не молчат. Откройте их, и они поведают вам о многом.

(Звучит мелодия, ведущие танцуют вальс)

2-й: Внимание, друзья! На наш праздничный вечер мы пригласим героев, любимых нами произведений, и мы рады приветствовать их.

( Под праздничный марш заходят литературные герои )

Слова литературных героев

( Звучит мелодия песни «Алые паруса»)



1.Пусть этот мир, нездешний и старинный,

От нашей современности далёк

Читаешь удивительную книгу

И душу греет теплый огонёк.

А я иду, веселый добрый путник,

Повсюду с вами в дружеском строю

Вношу я в ваши творческие будни

Романтики певучую струю.



2.Мы герои замечательной повести русского писателя , которая учит любить и верить, мечтать и дерзать. Кто автор и как называется книга ? Я верила в счастливое будущее и стремилась к нем. Верьте и мечтайте, и ваша жизнь станет богаче и интереснее.( Асоль и Грей)

3. В книгу любви мы вписали не одну страницу. В городе Вероне есть памятник нам . Существует поверье, что тот, кто прикоснется к нему, испытает чувство настоящей любви, и сегодня мы провозглашаем:

« Любовью дорожить умейте» (Ромео и Джульетта)

-26-

4.Обо мне автор рассказывает так:

Я заказала своему любимому черевички? Как меня зовут?



5. А я представляю героиню романа Льва Николаевича Толстого. Вспомните сцену первого бала , когда так хотелось, чтобы меня пригласили на танец .И моя мечта осуществилась! Кто я?

( Танцует вальс. Н.Ростова, роман «Война и мир»)



6. Я прожил на необитаемом острове свыше 26 лет, но не утратил надежды , а наоборот - обогатился жизненным опытом и понял, что нужно в жизни бороться и искать, найти - и не сдаваться. Вот мой девиз! Кто же я ? (Р.Крузо)

7. Я герой повести американского писателя Э. Хемингуэя. Жизнь не щадила меня, в борьбе с большой рыбой вышел победителем. В жизни руководствуюсь девизом: " Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Вам, друзья, успехов, любви, счастья! Кто же я? (Сантьяго)

8. ( Ученик в военной форме)

Нет, ребята, я не гордый,

Не заглядывая вдаль

Так скажу:" Зачем мне орден?

Я согласен на медаль "

Я герой поэмы Александра Твардовского, которая рассказывает о событиях второй мировой войны.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда,

Об этом не забудем.

(Звучит песня " До свидания, мальчики")

9.Мы герои романа известного русского писателя, который родился и вырос в Киеве. Ему здесь создан музей. Я написал роман о Понтии Пилате, моя любимая вышила мне шапочку с буквой М. Кто же мы?

-27-


Да, я Маргарита. Я поддерживала любимого во всех жизненных испытаниях. Пусть наш пример вдохновляет Вас на Вашем жизненном пути.

Кто автор романа?( «Мастер и Маргарита» Булгакова)



10.Я хотел прожить жизнь, как Наполеон. Лицемерие, желание пробраться в высшее общество погубило меня. И смерть почему-то судьба послала мне глупую. И все же я горд, что всегда был самим собой.

Кто я ? Кто автор романа? ( Ж. Сорель, роман Стендаля « Красное и чёрное»)



Литературные герои говорят слова: (по строчках)

Пусть пройдёт еще много лет, но мы останемся с Вами,

В сердцах ваших найдется место для памяти о нас.

Ведь мы не существовали, а жили,

И жизнью своей наполняли других...

Поэтому мы вечны!

- Что такое счастье?

С правдой быть в ладу,

Малого и старого

Не давать в беду.

Первым в каждом деле

Подавать пример,

Брать при штурме цели

Точный глазомер.

-Что такое счастье?

Строить день-деньской,

Чтобы оставаться

В памяти людской.

Мирно жить с соседом,

Презирать скандал,

-28-

Накормить обедом,



Кто в пути устал.

-Что такое счастье?

Молодым умом

Постигать науки

На пути земном.

Верить в человечность,

Коль придет беда,

Чуткость и сердечность

Проявлять всегда.

Ведущие:


  1. Спасибо вам, друзья, вы обогатили наши представления о жизни, о счастье,олюбви. 2. Главное, что мы учимся у вас искать истину, жить по совести, быть счастливыми.

(Песня « Мы желаем счастья Вам!»)

Ведущий :

Внимание,друзья! Сегодня мы прикоснемся к страницам замечательной повести великого Пушкина « Метель», которая учит любить и верить, мечтать и осуществлять свою мечту. Пусть замечательные герои этого произведения станут примером для вас.



(Музыка) Ученики 10 класса выступают с постановкой по повести Пушкина « Метель». После этого все участники выходят на сцену и говорят слова:

ПУСТЬ ГЕРОИ ЭТИ ДАРЯТ ВАМ ТЕПЛО!

ПУСТЬ ДОБРО НА СВЕТЕ ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

-29-


Пушкинский бал

-30-

Оформление зала:

  1. Лозунг: Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы



  1. Портрет А.С. Пушкина, свечи в подсвечниках



  1. Выставка книг с произведениями поэта



  1. Наборы иллюстративного материала по теме:

« А.С. Пушкин – гордость русской литературы»

  1. Репродукции и иллюстрации к произведениям поэта

( Сцена переоборудована в салон для гостей)

Ведущие: Друзья ! 10 февраля исполняется 175 лет со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

II. Идут годы , меняются времена, мы знакомимся с именами новых поэтов и писателей , но неизменно остаётся великим современником своего народа А.С. Пушкин – солнце русской поэзии, наша гордость , слава и бессмертие.

I. Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил



(Звучит вальс Г. Свиридова)

(Старшеклассники танцуют вальс)

Ведущий : Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь .

Мы впервые слышим его в самом раннем детстве , ещё не умея читать, но уже повторяем наизусть со слов мамы слова :



-31-

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ведущая : Мир Пушкинских сказок , замечательных произведений поэта живёт с нами и в школьные годы.

Ведущий : Сегодня мы собрались с вами на Пушкинский бал, посвященный Великому Поэту.

Ведущая : Быстро мчатся школьные годы. На протяжении всех школьных лет сопровождал нас гений поэта , томила , волновала , звала его поэзия.

Ведущий: Скоро мы попрощаемся со школой , но, уходя из её стен , каждый унесёт в своём сердце любовь к великому поэту и его поэзии , самые светлые воспоминания о минутах приближения к его творчеству , соприкосновения с его благородной душой.

Ведущая: И хотя мы уже прошли Пушкина на наших уроках , но он, лукавый и печальный , таинственный и романтический, сказочный и откровенный , останется с нами на всю жизнь.

Ведущие (вместе): Как воспоминание о школе.

Чтец :

Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил.

Любить Россию всей душою,

Её язык ,её людей.

Так очень ярко озаряет

Мне детство Пушкин – чародей.

-32-

Так я люблю язык России,

Страницы Пушкина открыв,

Как символ правды неугасимой

И как грядущего порыв.

Ведущий:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный.

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь , возлюбленный поэт

Бессмертен тот , чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

И всё ещё горит нам светоч тот,

Всё гений путь нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Ведущий: Сегодня здесь собрались друзья поэта : люди, которым он посвящал свои стихи и прозу, прокладывая дорогу к счастью.

Ведущая : И пусть этот зал сегодня превратится в настоящий литературный салон, а главной хозяйкой его будет Арина Родионовна, нянюшка Пушкина.

Няня: Друзья мои родные!

Как я счастлива , что сегодня у меня так много дорогих гостей. Я знаю, Саша любил вас, и эту любовь он передал мне в дар. Прошу вас располагаться поудобней . Вы в гостях у Пушкина.

Мой Сашенька . Я хочу поведать Вам о его любви к книгам.

-33-

Обладая необыкновенной памятью, он уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. С девяти лет он читал «Иллиаду» и «Одиссею».

Большую любовь к книге сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, он часто обращался к друзьям с просьбой переслать ему ту или иную книгу Библиотека у нас была очень обширна.

Уезжая в путешествия, Сашенька всегда брал с собой книгу, к ним относился очень бережно. После дуэли лежал в кабинете, окружённый книгами. Перед смертью окинул уже угасающим взглядом полки и промолвил: « Прощайте, друзья».



(Она представляет гостей, которые в костюмах литературных героев шествуют на сцену)

Няня: Вот кажется и все собрались из тех , кто обещался приехать .

Дорогие мои! Как прекрасно, что вы приехали ко мне.

Мой Сашенька всегда жил для тех, кто его любил, для тех ,кто уметь отыскивать его в бессмертных творениях. Пусть каждое слово этого вечера будет посвящено Сашеньке, обессмертившему всех нас.

( Звучит музыка Т. Свиридова к повести «Метель».) На фоне её звучат слова :

Ведущий: Пушкин! Сколько света в этом имени !

Когда мы том заветный раскрываем

Волшебных, вечных Пушкинских стихов .

Когда мы вновь переживаем

Великий смысл неугасимых слов.

Когда мы слышим в каждой песне милой

И гнев поэта , и любовь его ,

С какой непостижимой ясной силой

Мы ощущаем с ним родство своё!

-34-

Анна Керн: Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тётушки в Пригорском в 1825 г., в июне месяце.

Няня: Эта встреча с Вами оставила в сердце Пушкина глубокое, светлое чувство.

(Звучит романс « Я помню чудное мгновение»)

Анна Оленина: А меня зовут Анна Оленина. С моим именем связывают один из шедевров пушкинской и мировой лирики – стихотворение « Я вас любил …» Оно поражает трогательностью глубоких чувств.

(Звучит стихотворение « Я вас любил»)

Няня: К нам в гости пришли цыгане. Некоторое время Сашенька был с ссылке в Бассарабии , где ближе познакомился с жизнью этого свободного народа.

(Инсценируется отрывок из поэмы «Цыгане»



Танец цыган)

Няня: А сейчас я представляю вам двух забавных барышень , Лизу и Настю, из повести «Барышня – крестьянка»

(Инсценизация отрывка )

(Звучит романс «Свечи»)

Няня: О больших человеческих чувствах расскажут герои романа «Евгений Онегин».

Вашему вниманию любимая героиня Сашеньки - Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин»



(Сцена объяснения героев)

Няня: А вот любимые всеми герои – Марья Кирилловна и Владимир Дубровский из повести « Дубровский».

(Звучит музыка Свиридова из повести « Метель»)

-35-

Ведущий: Наш бал подходит к концу, но наше общение с Пушкиным продолжается.

Ведущая: Встреча с любимыми героями не заканчивается. Не все произведения поэта мы знаем, а поэтому призываем всех: « Читайте Пушкина»

Учитесь Пушкина читать!

Не просто пробегать словами,

Как часто делаем мы с вами,

А видеть, слышать, встречи ждать!

Учитесь Пушкина читать,

И он вам обрести поможет

Мечты, которые, быть может,

Уже успели потерять.

Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени

И связь времён и поколений

Вас не устанет удивлять

Ведущие: Спасибо поэту ,который научил нас мыслить , чувствовать, беречь честь и достоинство, видеть цель и читать его чудесные книги.

Все гости : За всё спасибо Пушкину!

( Звучит музыка)

( Участники возлагают цветы к портрету Пушкина)

-36-

Сценарий

литературно-музыкальной гостиной

«Удивительный мир Л. Н. Толстого и его героев»

-37-


На сцене в центре портрет Л.Н.Толстого, даты 1828-1910

Плакат


«…Толстой – это целый

мир…Не зная Толстого,..

– нельзя считать себя

культурным человеком.»

М. Горький.

В праздничном оформленном зале – выставка книг писателя, стенд с его высказываниями.

Фрагменты цветной кинокартины «Толстой – наш современник», портреты Толстого, фотогалерея «Толстой и Ясная Поляна», музыка Шопена, Бетховена.

1-й ведущий. Друзья! Однажды совершенно случайно ко мне попала большая книга в ярком переплете. Она и её автор очень заинтересовали меня. Захотелось узнать о жизни и творчестве его больше.

Почему? На титульной странице была сделана надпись:

Лев Толстой - гений мировой литературы, чьи произведения стали Вечными книгами, Книгами жизни.

Так началось моё путешествие в мир человека удивительной судьбы – в мир великого гения.

(показывает на портрет Толстого и выставку его книг.)

И я приглашаю вас, друзья, в это удивительное путешествие, чтобы поведать многое не только о великом Толстом, но и вечно живом гении и его замечательных произведениях.



2-й ведущий. Мало кто из великих писателей привлекал к себе столь пристальное внимание Толстой и его книги неисчерпаемы.

-38-


Каждое новое поколение раскрывает в его творчестве всё новое и новое.

Толстой сегодня – один из самых читаемых на нашей планете писателей.

Его жизнь и творчество помогают осмыслить бесконечно сложный мир человека и общества.

Путь Толстого - не только биография человека и художника , это большая история страны и мира, отразившая в судьбе гения.

(звучит « Лунная соната» Бетховена), сообщение ведущих сопровождаются отрывками из цветной кинокартины «Л. Толстой – наш современник (автор сценария «Даль Орлов, режиссер Владимир Двинский )

Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на 83 году.

Многое испытал он в своей жизни. Когда ему было 1, 5 года, умерла мать, в 9 лет трудно он переживал смерть отца. Толстой был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности и на Кавказе, и в Севастополе, писатель-художник, путешественник, сельский хозяин, педагог, семьянин, общественный деятель, философ, проповедник, и обличитель существующего строя.

3-й ведущий. Чуткость к поэзии начала проявляться у Толстого с раннего детства. Писать Толстой начал в двадцать два года. Когда же в 1852 г. повесть «Детство», после троекратной авторской переделки, была напечатана в журнале «Современник» и вызвала самые лестные отзывы критики, он почувствовал, что настоящее его призвание – литература, а не военная служба, и по окончании Восточной войны вышел в отставку.

В возрасте тридцати четырех лет Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и почти безвыездно поселился в своем имении Ясная Поляна. Его занятия – литературный труд, сельское хозяйство и воспитание детей.

Охота в то время была любимым спортом Толстого. Он смолоду любил физические упражнения и занимался гимнастикой до последнего года своей жизни. В 67 лет Толстой выучился кататься на велосипеде, есть фотографии, где Лев Николаевич снят на коньках. Это был неутомимый ходок в далеких и продолжительных прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купанье.

-39-

1-й ведущий. Толстому было уже около пятидесяти лет, когда произошел резкий перелом в его мировоззрение. Его современник И. С. Тургенев писал, что после выхода романа «Война и мир», Толстой «встал на первое место среди всех русских писателей».

Писатель в это время переживал смутное, тревожное настроение. Его мучили основные проблемы бытия: о смысле жизни, о смерти, добре и зле. Кроме того, у него появилось сознание нравственной незаконности своего положения богатого помещика среди нищеты окружающих его бедняков, крестьян.

На свой талант он смотрит не как на средство достижения личных целей, а как на орудие, данное ему свыше для служения человечеству.

2-й ведущий. Авторитет Толстого все более и более возрастал. Все больше и больше людей обращалось к нему лично и письменно за разрешением самых разнообразных религиозных, философских, нравственных, общественно-политических, эстетических, педагогических и многих других вопросов.

Авторитет Толстого был так велик, что, хотя он писал и печатал за границей за своей подписью самые резкие и сильные статьи против существующего строя и против господствующей церкви, самодержавное правительство не решалось его преследовать. Царь неоднократно повторял: «Прошу вас Толстого не трогать. Я вовсе не намерен делать из него мученика и тем обратить на себя всеобщее негодование».



(звучит этюд Шопена).

3-й ведущий. С 35 лет начался период расцвета творчества писателя. Со своей семьей он живет в Ясной Поляне, которая, благодаря его трудам, стала одним из культурных центров России. Здесь он написал романы «Война и мир», «Анну Каренину», «Воскресение» и другие произведения. Он был в расцвете своего гения, имя его приобрело мировую известность.

Толстой был высококультурным и интеллигентным человеком.

Выше всего в искусстве – совершенством и чародейством он считал музыку.

С юных лет Л. Н. Толстой страстно любил музыку. Он высказывался, что «музыка очень трогает меня, до слез – сердце сжимает. Другие виды искусства: поэзия, скульптура, живопись – не так.»

-40-

Шопен был самым любимым композитором.



«Когда хорошее музыкальное произведение нравится, то кажется, что сам его написал»,- заметил он однажды, прослушав этюд Шопена.

(звучит этюд Шопена.)

Укоренившееся мнение, что Толстой не любил поэзии, не отражает истинного отношения великого писателя к поэтическим произведениям . Он был очень строг в оценках – это верно. Но настоящую, истинную поэзию весьма ценил . Горький приводит в своих воспоминаниях фразу Толстого : «Надо учится стихам у Пушкина, Тютчева , Шеншина».

Высокие требования, которые предьявлял Лев Николаевич к поэзии, состояли главным образом в том , что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой и изяществом формы.

Послушайте любимые стихи писателя.

Звучат стихотворениея Тютчева «Silentium !», Пушкина «Воспоминание» и

А. А.Фета «А.Л. Брежской»

Чтец.

Ф. И. Тютчев
«Silentium!»

Молчи, скрывайся и таи


И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?


Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

-41-


Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Чтец.

А.С. Пушкин

ВОСПОМИНАНИЕ.

Когда для смертного умолкнет шумный день,

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.



-42-

Чтец.

А.А. Фет

«А.Л. Брежской»

Далёкий друг, пойми мои рыданья,


Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
  
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
  
Где ж это все? Еще душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар. Никто не отвечает;
Воскреснут звуки и замрут опять.
  
Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье. —
Прочь этот сон, — в нем слишком много слез!
  
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет уходя.

1-й ведущий. Вновь и вновь листаем мы страницы его чудесных романов, читаем и перечитываем сцены , которые надолго остаются в памяти, заставляют размышлять о смысле жизни, вызывают к жизни немного поэтических строк. Среди них и такие :

Ходит тёмной аллеей

Болконский,

задумчивый,

бледный.

У Наташи Ростовой

-42-

распахнуто в полночь окно.



И никто не тревожит

колокольчик на дереве

бедных,

словно граф – правдолюб



из усадьбы уехал давно …

Вместе с солнцем встаёт

этот пахарь –

писатель России,

и, как солнце,

несёт нам

и свет,

и тепло,


и добро.

2-й ведущий.

Вашему вниманию, друзья, инсценировки любимых отрывков из романа

« Война и мир»

- Первый бал Наташи Ростовой

- Ночь в Отрадном

- Сцена пляски Наташи

- разговор Андрея и Пьера в салоне А. Шеррер.

Мечту о человеческом счастье, о семейных отношениях писатель воплотил в романе «Анна Каренина». Прочитав его, И.С. Тургенев сказал о Толстом: «Он теперь первый писатель не только в России, но и во всем мире. Некоторые его страницы, например, свидание Анны Карениной с сыном, - какое

-43-

совершенство! Когда я читал эту сцену, у меня книга из рук выпала. Да! Неужели можно так хорошо написать?»



Друзья!

- Для вас инсценировки из романа « Анна Каренина»

- Встреча Анны с Вронским на станции во время метели.

- Свидание Анны с сыном

- Разговор Лизы с Бетси о Лизе Меркаловой.

Ведущий. Идут годы, проходят десятилетия, не уменьшается поток людей в Ясную Поляну, в уголок русской земли, вспоивший и взлелеявший могучего гения .

Чтец:

Стихотворение А. Бодренко «К Толстому, в Ясную Поляну»

- К Толстому, в Ясную Поляну! –

Велеть бы кучеру:

Вези.

Я только гляну, только гляну,



Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

-44-

Идет со всеми к роднику.



И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным -давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот – вот вернется в кабинет.

И словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому , в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

Толстого можно назвать поэтом любви, поэтом в прозе, проникновенным художником.



Прошло 102 года с тех пор, как ушёл из жизни этот удивительный человек. Но ничуть не ослабели нити, связывающие его с людьми, ныне живущими на земле. И прав М. Горький, убежденно утверждающий, что Толстой - бессмертен.

(юноша и девушка возлагают цветы к портрету Л.Н. Толстого. Звучит «Лунная соната» Бетховена)