Отчет по результатам самообследования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Отчет по результатам самообследования - страница №1/5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета права

председатель Ученого совета

_____________________ А.А. Иванов

«24» сентября 2013 г. протокол № 76

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

(направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»,
первый уровень высшего образования
)

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от 28.03.2013г. № 6.18.1-01/2803-07

Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ

отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования


1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)



8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения

ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления подготовки

030900.62 «Юриспруденция»,
первый уровень высшего образования

На основании приказа ректора от 28.03.2013г. № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов»

комиссия под председательством Салыгина Е. Н., декана факультета права

в составе

Маркунцова С. А., первого заместителя декана;

Карпенко О. И., заместителя декана по организации ознакомительной производственной практики и внеаудиторной работе со студентами;

Исакова В. Б. , заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения;

Иванова А. А. , заведующего кафедрой гражданского права;

Есакова Г. А., заведующего кафедрой уголовного права;

Бобрянок Т. А., начальника учебной части;

Дроздова И. А., зам. заведующего кафедрой гражданского права;

Прудникова М. Н., зам. заведующего кафедрой административного права;

Сафонова А. А., зам. заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения;

Селивановского А. С. , зам. заведующего кафедрой предпринимательского права;

Трошкиной Т.Н., зам. заведующего кафедрой финансового права;

Шаблинского И.Г. ,Зам. заведующего кафедрой конституционного и муниципального права;

Юмашева Ю. М., заведующего кафедрой международного права;

Гольцблата А.А., управляющего партнера Goltsblat BLP ;

Дроновой А. В., директора департамента международного права и сотрудничества министерства юстиции РФ


рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки 030900.62.»Юриспруденция» и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Факультет права создан приказом ректора ВШЭ (ГУ) от 04.08.1997 № 244 на основании решения Учёного совета Высшей школы экономики (Государственного университета) (протокол № 41 от 20 июня 1997г.)

Подготовка бакалавров ведется на факультете в соответствии с:

1.1. Лицензией № 0329 от 05.09.2012 г. на ведение образовательной деятельности по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» первого уровня высшего профессионального образования и копия приказа о первичном лицензирования направления подготовки/специальности (первоначальная лицензия № 2247 от 31.08.2009г).

1.2. Качество подготовки юристов подтверждено:

- Свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации НИУ ВШЭ рег. № 0203 от 13.09.2012 г. Действует до 25.05.2014г.

- Свидетельством о профессионально-общественной: аккредитации, проведенной Ассоциацией юристов России (№ 8 от 10.10.2011, http://pravo.hse.ru/news/44241076.html).

1.3. Факультет права руководствуется следующей нормативной и организационно-распорядительной документацией по организации и ведению учебной, методической и научной работы:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Указом Президента РФ от 09.09.2008 г. № 1332 (ред. от 19.03.2013 г.) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования»;

- Указом Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. № 1177-р

- Уставом НИУ ВШЭ;

- Программой развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», на 2009-2018 годы, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 677;

- Положением о факультете права НИУ ВШЭ, утвержденное Ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 26.12.2003 г. № 15);

- Правилами внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42,

- Положением об организации международной академической мобильности студентов Государственного университета – Высшей школы экономики, Утверждено ученым советом протокол от 08.10.2010 г. № 16;

- Регламентом использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики, Утверждено ученым советом протокол от 20.03.2009 г. № 56;

- Положением о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска, Утверждено ученым советом протокол от 30.11.2012 г. № 41;

- Положением о преподавании дополнительных иностранных языков, Утверждено ученым советом протокол от 30.09.2011 г. № 27;

- Положением о Европейском приложении к диплому Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о высшем профессиональном образовании, Утверждено ученым советом протокол от 01.03.2013 № 44;

- Приказом ректора «О введении в действие электронной зачетной книжки студента (слушателя) НИУ ВШЭ, утверждении формы академической справки, формы справки об успеваемости и Порядка заполнения и выдачи академических справок установленного НИУ ВШЭ образца», от 22.01.2013 г. № 6.18.1-01/2201-02;

- Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 30.03.2012 г. № 34;

- Регламентом подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Английский язык», Утверждено ученым советом протокол от 01.03.2013 г. № 44;

- Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Положением об организации контроля знаний, Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42;

- Концепцией преподавания английского языка в Государственном университете – Высшей школе экономики (I ступень – бакалавриат), Утверждено ученым советом протокол от 02.07.2010 г. № 15;

- Положением о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Порядком перехода студентов с платного обучения на бесплатное, Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42;

- Положением об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Приказом ректора «О введении регламента организации учебной дисциплины, не входящей в рабочий учебный план» от 16.11.2010 г. № 31.1-04/829;

- Регламентом планирования и организации дисциплин по выбору и факультативов, Утверждено ученым советом протокол от 24.06.2011 г. № 26;

- Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов, Утверждено ученым советом протокол от 29.04.2011 г. № 24;

- Положением об учебных планах, Утверждено ученым советом протокол от 24.06.2011 г. № 26;

- Приказом ректора О введении в действие правил разработки и реализации магистерских программ ГУ-ВШЭ, 25.04.2008 г. № 31-04/321; 

- Приказом ректора О введении в действие регламента разработки, согласования и утверждения программ учебных дисциплин, от 13.05.2013 г. № 6.18.1-01/1305-03;

- - Регламентом рассмотрения заявлений студентов о переводе на факультет права, Утверждено решением ученого совета факультета права ДАТА

- Порядком принятия решений о финансировании академической мобильности работников, аспирантов и студентов факультета и входящих в него структурных подразделений за счет средств бюджета факультета Утверждено решением ученого совета факультета права от 30.09.2011 г. протокол № 27;

- иными приказами ректора НИУ ВШЭ и распорядительными актами декана факультета права НИУ ВШЭ и иными локальными актами НИУ ВШЭ в соответствии с п.1.13 Устава НИУ ВШЭ и п.5 раздела VIII Положения о факультете ГУ-ВШЭ.


1.4. Выводы и рекомендации.

Нормативная и организационно-распорядительная документация факультета права имеются в наличии и достаточны для организации учебного процесса.

Нормативная и организационно-распорядительная документация факультета права соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Уставу НИУ ВШЭ, иной нормативной документации университета.
2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Структура подготовки бакалавров (по предварительным данным – на 1 марта 2013г., по окончательным - на 5 октября 2013 г.). Изменение структуры подготовки специалистов (бакалавров, магистров) за 2008-2013 годы1. Динамика приёма по формам обучения. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат


Обучение бакалавров на факультете права НИУ ВШЭ проходит только по очной форме. Подготовка бакалавров на факультете началась в 2009 году. Первый выпуск бакалавров был в 2012 году (15 человек).

В настоящее время наблюдается рост числа бакалавров в количественных показателях: если в 2011 и в 2012 гг. норматив набора бакалавров на места, обеспеченные государственным финансированием составлял 135 человек, то в 2013 г. - 162 человека. Происходят изменения и в качественной характеристике контингента набора. Проходной балл на места обеспеченные государственным финансированием существенно увеличивается год от года: 2011 г. - 332 балла, 2012 г. - 356 баллов, 2013 г. - 375 баллов. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях остается относительно стабильным: 2011 г. – 191/45 (23.5% от общего числа студентов), 2012 – 256/76 (29.5% от общего числа студентов), 2013 г. – 307/83 (27% от общего числа студентов). При этом значительному проценту поступающих предоставляются значительные скидки в обучении (от 25% до.100%.).

В целях оптимизации набора студентов по направлению «Юриспруденция» кроме подготовительных курсов ФДП, абитуриенты могут посещать ОПШ (Открытую правовую школу) на бесплатной основе, зимние и летние предметные школы, на протяжении трех последних лет преподаватели факультета права участвовали в проекте НИУ ВШЭ «Пригласи ученого»

Для информирования абитуриентов проводятся как общеуниверситетские, так и факультетские (минимум 2 раза в год) дни открытых дверей. Факультет участвует в проведении многопрофильной олимпиады НИУ ВШЭ по праву, по результатам которой победители и призеры имеют право поступать вне конкурса.

2.2. Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы – для ОС НИУ ВШЭ.

Подготовка по направлению 030900.62 «Юриспруденция» ведется по оригинальному стандарту, разработанному факультетом и утвержденным решением Ученого совета НИУ ВШЭ 02.07.2010, протокол № 15



Структура освоения основной образовательной программы

Обязательные дисциплины базовой (обязательной) части, указанные в учебном плане, присутствуют в расписании занятий;

Дисциплины вариативной части составляют 50% от всего объема дисциплин.

По каждой дисциплине учебного плана разработана учебная программа, в которой сформулированы конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе, критерии оценивания студентов Программы учебных дисциплин размещены на страницах кафедр: Результаты отражены в таблице. (Приложение 2б).



Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы

- Нормативный срок освоения основной образовательной программы – 4 года

- Общая трудоемкость освоения основной образовательной программы – 240-260 ЗЕ

- Трудоемкость освоения основной образовательной программы по очной форме получения образования за учебный год – 60-65 ЗЕ



Выполнение требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов :

- гуманитарный, социальный и экономический цикл (55 ЗЕ);

- профессиональный цикл (156 ЗЕ)

и разделов:

- физическая культура, (2 ЗЕ, 432 часа)

- курсовые работы (15 ЗЕ)

- практика и/или научно-исследовательская работа (20 ЗЕ)

- итоговая государственная аттестация (12 ЗЕ)

- факультативы.

- Общая трудоемкость каждой дисциплины основной образовательной программы, указанная в плане, соответствует расписанию занятий.

- Объем факультативных дисциплин за весь период обучения у каждого из студентов – не более 10 ЗЕ

- Часовой эквивалент зачетной единицы – 36-38 часов.

Данные сведены в таблицу (Приложение 3б).

2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

Процент занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий в среднем 39,6%., что не ниже требований ФГОС-3 (в ОС не указано).

Удельный вес дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения - 50%.

Объем аудиторных учебных занятий в неделю (по очной форме получения образования) в среднем 24 часа (включая все виды аудиторных занятий).

Часть занятий проводится активной и интерактивной форме (в виде диспутов, деловых игр). Объем таких занятий указан в программе курса

Максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы, включая факультативные дисциплины равен 54 часа (в том числе максимальная аудиторная нагрузка по основной образовательной программе - 27,8 часа).

Общий объем каникулярного времени в учебном году: 7-10 недель.

Объем часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования – 432 часа.

Количество семинарских занятий относительно всех аудиторных (по профессиональному циклу – 45,1%, 59.4%, 55,7%, 44,2% соответственно по курсам (Приложение 4б).

Расписание занятий соответствуют рабочему учебному плану (по количеству учебных недель, совпадению сроков начала и окончания семестра, модуля, сессии, практик, каникул, соблюдению установленных форм аттестации);



  • Аудиторная нагрузка по действующему расписанию занятий составляет от 18,2 час/нед. до 27,8 час/нед (в среднем 24 час/нед, по всем видам аудиторных занятий

  • Изучение учебных дисциплин соответствует учебным планам, последовательность и логичность не нарушена;

  • Промежуточная аттестация (текущий контроль знаний) в виде написания письменных работ (эссе, рефератов, контрольных работ), коллоквиумов, домашних заданий планируется в программе учебной дисциплины и в учебном плане из расчета 1 вид работы на 24 аудиторных часа по данной дисциплине.

  • Для организации самостоятельной работы студентов на кафедрах организованы дежурства преподавателей (минимум 4 часа в неделю на каждого преподавателя), кроме того, для обсуждения хода выполнения работы используются электронные ресурсы (в том числе система LMS). Результаты выполнения самостоятельной работы как итоги текущего контроля учитываются в итоговой оценке за дисциплину по формуле, приведенной в программе курса. Важнейшим элементом качества учебного процесса является систематический контроль знаний студентов, проводимый в форме текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации (зачетно-экзаменационные сессии) и итоговой государственной аттестации.

Для стимулирования самостоятельной работы студентов преподаватели факультета проводят консультации групповые (после занятий) и индивидуальные (в соответствии в графиком консультаций). При этом для удобства студентов в практику некоторых кафедр введены дистанционные консультации по электронной почте. В рамках консультаций происходит обсуждение наиболее спорных вопросов семинаров, обсуждается судебная и арбитражная практика, а также неуспевающие студенты сдают задолженности по дисциплинам.

Изучение дисциплин предполагает подготовку студентами значительного количества письменных работ: домашние задания, рефераты, эссе, курсовые работы. Лучшие письменные работы студентов могут преобразовываться в форму статей и публиковаться в сборниках статей аспирантов и студентов факультета права журнале «Труды молодых исследователей по сравнительному праву».

Преподавателями кафедр, заведующими кафедр, старостами групп, заместителем декана по работе со студентами постоянно проводится контроль посещаемости занятий, выявляются причины отсутствия студентов.

Форма итогового контроля знаний – экзамен и зачет, выбирается в соответствии с часами, выделенными учебным планом на каждую конкретную дисциплину.

Для проверки знаний студентов каждая кафедра факультета разработала комплект оценочных средств (тестов, практических заданий), который активно используется в учебной работе. Помимо тестирования в учебный процесс внедряется работа студентов с учебными видеокейсами (кафедра трудового права).

Большое количество заданий носит творческий характер. Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о праве и государстве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания согласуется с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

Например, кафедра теории права и сравнительного правоведения разработала следующий примерный перечень творческих заданий:

1. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам теоретико-исторических дисциплин.

2. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по теоретико-историческим дисциплинам.

3. Представление материалов в Фонд социально-правовой статистики кафедры (например, сборника, статьи или презентации).

4. Представление материалов в Фонд социологических исследований кафедры (например, отчет о социологическом исследовании по социально-правовой проблематике).

5. Представление материалов в Фонд сравнительных правовых исследований кафедры (например, отчет о проведенном сравнительно-правовом исследовании).

6. Представление материалов в Фонд информационных правовых технологий кафедры (например, описание информационной технологии, используемой в законотворческой или правоприменительной практике).

7. Представление других интересных материалов в Фонды кафедры по теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран.

8. Разработка Web-страницы по одной из теоретико-исторических дисциплин.

9. Разработка Web-страницы, посвященной теоретико-исторической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого.

10. Разработка базы данных по теоретико-исторической дисциплине.

11. Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

12. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по теоретико-исторической дисциплине.

13. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по теоретико-исторической дисциплине.

14. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по теоретико-исторической дисциплине.

15. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по теоретико-исторической дисциплине.

16. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих проблемы теоретико-исторических дисциплин.

17. Подборка серии афоризмов (не менее 10) по теоретико-историческим дисциплинам.

18. Представление видеодокумента или видеосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

19. Представление аудиодокумента или аудиосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

20. Подборка серии портретов ученых в области теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики с их краткими биографиями.

21. Написание сценария по мотивам или проблемам теоретико-исторических дисциплин.

22. Представление материала по теории или истории государства и права в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т.п.).

23. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.п.).

24. Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и т.п.) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

25. Организация дискуссии (диспута, политбоя) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

26. Проведение учебной, деловой или ролевой игры, молодежного правового вечера, правовой дискотеки, устного журнала по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

Результаты выполнения творческих заданий оцениваются индивидуально, в зависимости от объема и сложности проделанной работы.

Достаточно высокий уровень сложности заданий, разнообразие форм контроля позволяют подготовить высококвалифицированных бакалавров.

Практическая подготовка бакалавров реализована не только в виде традиционной практики на 4 курсе (производственной), но и в виде научно-исследовательских (практических) семинаров, которые запланированы на 1-3 курсах, а также мастер-классов, которые регулярно проводятся на факультете права. Объем практики – 180 часов, объем НИС (НПС) – по 180 часов на 1-3 курсах; объем данной работы по программе в учебном плане соответствует ОС.

Преподавание прикладных дисциплин требует специфических подходов, которые теснее увязывают его с потребностями рынка труда. Для такого преподавания целесообразно привлечение практиков из разных сфер деятельности. Для этого организуются базовые кафедры. При организации занятий преподавателям базовой кафедры предложено использовать такую инновационную форму как мастер-класс. Он может сочетать в себе элементы различных учебных форм - лекции, семинары, деловые игры, групповые консультации. Мастер-классы имеют гибкую продолжительность, определяемую преподавателем. Это дает преподавателю-практику дополнительные возможности встраивания в учебный процесс, а для студентов неоценимый опыт общения со специалистом в своей области, достигшим определенных профессиональных и карьерных высот.

Так, на факультете есть базовые кафедры Федеральной антимонопольной службы и юридической компании «Уайт энд Кейс», специалисты которых проводят мастер-классы и семинары для студентов. По результатам знаний, проявленных в ходе семинарских занятий, уровню навыков, показанному во время прохождения практики, на днях карьеры юриста студенты факультета права получают от работодателей предложения о дальнейшей работе. Таким образом, факультет пытается решать проблему трудоустройства выпускников.

При поддержке руководства факультета права реализован студенческий проект по созданию и работе Открытой правовой школы. Её слушателями являются школьники 7-11 классов, а занятия по различным правовым дисциплинам ведут лучшие студенты и выпускники факультета. Полученные знания помогают школьникам не только повысить уровень правовой грамотности, но и подготовиться к олимпиадам по праву. Для студентов работа в Открытой правовой школе является реальной возможностью проверить свои силы в профессии юриста.

Доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий. Сведения о востребованности выпускников

В соответствии с Федеральном законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на высшие учебные заведения не возложена обязанность по трудоустройству выпускников, поэтому их трудоустройство происходит в частном порядке. При поступлении на факультет от работодателей сведений о нуждаемости в специалистах организуется информирование студентов.



Целевая бюджетная контрактная подготовка

По целевой бюджетной контрактной подготовке на факультете ежегодно принимаются до 5 абитуриентов. По межправительственному соглашению на факультете в 2012 принято - 5 , в 2013 – 13 бакалавров.



Отзывы потребителей специалистов

На протяжении 3-х лет прослеживается устойчивая тенденция востребованности выпускников факультета права НИУ ВШЭ на рынке труда. Работодатели отмечают их высокий уровень профессиональной подготовленности максимально приближенный к потребностям рынка, хорошее владение инструментальными навыками: работа с ПК, правовыми системами «Консультант+», «Гарант», «Кодекс», знание иностранных языков, а так же мобильность, коммуникабельность и постоянное стремление к повышению профессионального уровня.



Наличие рекламаций на подготовку выпускников

За последние 3 года от работодателей не поступало рекламаций на качество подготовки выпускников факультета права.



Данные о профессиональном продвижении выпускников

Факультет права НИУ ВШЭ не имеет возможности самостоятельно заниматься сбором информации о профессиональном продвижении выпускников, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» сведения о профессии являются персональными данными конкретного физического лица. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Они указаны в Перечне сведений конфиденциального характера утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». Конфиденциальность персональных данных означает обязательное соблюдение лицом, получившим доступ к персональным данным, требований о недопустимости их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.



Доля студентов проходящих практику на оплачиваемых местах

Студенты направляются на практику на основе договоров между НИУ ВШЭ и работодателями, между факультетом права и работодателями. Договоры об организации практики между факультетом и работодателями не предполагают ее оплаты. Работодатели могут самостоятельно заключать со студентами срочный трудовой договор на практику или гражданско-правовой договор, которые имеют исключительно индивидуальный характер. Данными о заключении таких договоров факультет не располагает.



Использование современных информационных технологий для организации практики

Совместно с Центром развития карьеры НИУ ВШЭ факультет проводит День карьеры юриста. Специалисты Центра развития карьеры ведут базу данных возможных мест практики, рассылают электронные запросы потенциальным работодателям, согласуют с руководством факультета перечень мест практики. Студенты имеют возможность очно общаться с представителями организаций, знакомиться с презентациями организаций, пройти собеседование. При проведении собеседования может использоваться электронное тестирование. Информация о работодателях, приглашающих студентов на практику, размещается на сайте факультета права и рассылается на электронные адреса студентов.

Программы практики, НИС имеются, целей практики и НИС соответствуют общим целям образовательной программы, качество учебно-методических пособий;

По результатам прохождения производственной практики студенты ведут дневник практики, составляют отчет о прохождении, руководителем практики дается характеристика студенту. Итоговой оценкой является зачет;

Таким образом, факультет права ориентирует студентов на приобретение практических навыков, умений, знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Основные базы практик указаны в Приложении 5.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям:

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с - Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 30.03.2012 № 34; Регламентом подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Английский язык», Утверждено ученым советом протокол от 01.03 2013 г. № 44; Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011№ 23; приказом ректора НИУ ВШЭ «О подготовке и проведении итоговой государственной аттестации выпускников», приказами, утверждающими тему ВКР, научных руководителей, консультантов и рецензентов, графиком проведения итоговой государственной аттестации студентов факультета права, приказами проректора, утверждающими состав комиссий по проведению ИГА, иной распорядительной документацией.

Итоговая государственная аттестация состоит из государственного экзамена по дисциплине «Английский язык», итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки и защиты выпускной квалификационной работы в виде диплома бакалавра. Программа ИГЭ разработана совместно выпускающими кафедрами и принята ученым советом факультета (дата, №). Программа итоговой государственной аттестации соответствует требованиям к выпускникам, указанным в ОС.

Каждая выпускающая кафедра ежегодно предлагает примерный перечень тем ВКР, который утверждается на заседании кафедры и доводится до сведения выпускников до 5 октября текущего года. (Перечень тем ВКР размещается на сайте кафедр, факультета, на информационных досках факультета). Тематика ВКР подбиралась в соответствии с современными проблемами права, значительное внимание уделялось дискуссионным вопросам современного права, вызванным принятием новых нормативных актов, постановлений высших судов, изменениями международных отношений и международного права. Основное внимание уделено исследованиям правового регулирования экономически ориентированных отраслей.

Результаты защиты дипломной работы определяются путем открытого голосования членов экзаменационной комиссии на основе оценок:


  • научного руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР соответствующего уровня;

  • рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;

  • членов ГАК за содержание работы, ее защиту, включая доклад, ответы на замечания рецензента и вопросы членов экзаменационной комиссии.

Основными критериями оценки дипломной являются:

  • глубина анализа выбранной темы, умение разобраться в затронутых вопросах;

  • самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме;

  • использование в работе последних нормативных актов и научной литературы;

  • полнота решения всех тех задач, которые автор поставил перед собой в работе;

  • грамотность, логичность, ясность и доступность в изложении материала;

  • безупречное качество оформления работы;

  • яркий и емкий характер выступления.

ВКР бакалавров выгодно совмещают как теоретичную, так и практическую составляющие; многие из них содержат практические предложения. Прослеживается самостоятельная позиция авторов исследования. Структура работ в основном достаточно логична, при исследовании использован достаточный объем теоретической литературы, судебной практики и законодательства.

Председатели экзаменационных комиссий отмечают достаточно высокий уровень подготовленности при защите выпускных квалификационных работ полностью соответствующий целевым установкам образовательной программы.

Итоговый государственный экзамен по английскому языку состоял из двух частей: письменной и устной. К письменной части относилось работа с текстом и выполнение теста в течение 90 минут. Кроме этого, под руководством научного руководителя кафедры специализации и лингвистического руководителя с кафедры английского языка студенты готовят краткую научную работу по теме своего диплома. Устная часть экзамена состоит в презентации на английском языке этой научной работы и ответов на вопросы экзаменационной комиссии по ней.

Уровень знаний по английскому языку показывает хороший уровень языковой подготовки для успешного конкурирования на рынке труда, в том числе и для ведения дальнейшей научной деятельности.



    1. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе:

На факультете начиная с 2008 году образовано Научное студенческое общество. Студенты принимают активное участие в ежегодном конкурсе научно-исследовательских студенческих работ факультета права, в проводимых ежегодно Днях науки и в студенческой секции Международной конференции НИУ ВШЭ. Кроме этого, силами преподавателей факультета организуются и проводятся круглые столы и научные студенческие конференции. В частности 17-19 апреля 2013 г. на факультете права ВШЭ прошел конкурс — вторая модель Международного уголовного суда для студентов высших учебных заведений.

Силами сотрудников кафедр факультета образовано и успешно действуют 3 научных студенческих кружка (кафедры административного, гражданского права и теории права и сравнительного правоведения). Кроме этого, силами сотрудников лаборатории теоретических исследований права и государства организован и действует еженедельный межфакультетский семинар.

Кафедра предпринимательского права активно использует такую форму проведения занятий, как деловые игры. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Деловая игра является методом эффективного обучения и закрепления пройденного материала, поскольку помогает соединить абстрактный характер учебного предмета и реальный характер применения действующих норм. Проведению деловой игры предшествует лекционный курс.

Так, в рамках специального курса «Корпоративное право» доцентом кафедры предпринимательского права Чеховской С.А. проводится учебная деловая игра «Общее собрание акционеров». Выделяется (по желанию) несколько групп студентов, так, чтобы были сформированы органы управления акционерного общества, счетная комиссия, аудитор. Все студенты являются в учебных целях акционерами, но пакеты акций, которыми они обладают, могут быть не равными. Преимущества, как правило, получают те студенты, которые активно посещали лекции. Студенты-акционеры с момента объявления о подготовке к учебному общему собранию и до проведения деловой игры-общего собрания могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им акциями, составляя при этом необходимые правовые документы, которые обязательно оцениваются преподавателем. Неактивные студенты-акционеры получают задания от преподавателя, которые касаются купли-продажи, передачи в залог акций, выдачи доверенности на участие в общем собрании и др.

В момент проведения деловой игры практикуется решение неожиданных задач: предоставление неправильно оформленных доверенностей, предоставление доверенностей, выданных нерезидентом, предоставление исполнительных документов, выданных в связи с арестом акций и др. Деловая игра позволяет проявить студентам полученные знания, имеющиеся лидерские качества, умение творчески решать задачи, навык работать в команде. Тем самым данная форма обучения помогает решить комплексную задачу подготовки специалиста, который может быть очень востребован на рынке труда в дальнейшем.

Кафедра трудового права проводит деловые игры по основным темам трудового права: «Источники трудового права», «Социальное партнёрство». В учебный процесс внедряется работа студентов с учебными видеокейсами по профильной дисциплине «Трудовое право», например, по темам «Оплата и нормирование труда», «Рабочее время», «Время отдыха», «Материальная ответственность работодателя». Также проводятся круглые столы (например, по международно-правовому регулированию труда). 11 декабря 2013 г. на факультете права НИУ ВШЭ состоится уже Девятая ежегодная межвузовская научно-практическая конференция «Трудовое законодательство: пробелы и коллизии».

Интерактивные методики преподавания используются при проведении курса «Международный процесс», который является факультативом для 2 и 3 курса и проводится доцентом кафедры международного права В.Н. Русиновой на английском языке. Занятия проводятся в форме тренингов, деловых игр, симуляционных (игровых) судебных процессов в Международном суде ООН, Европейском суде по правам человека и Международном уголовном суде.

Преподаватели кафедры судебной власти и организации правосудия привлекают к участию в процессе обучения студентов на факультете российских и зарубежных высококвалифицированных специалистов в области права.

На факультете поощряется привлечение студентов к проводимым их преподавателями научным исследованиям. Совместные гранты «Учитель-Ученик» при финансировании НИУ ВШЭ за отчетный период проводились под руководством профессора, д.ю.н. Морщаковой Т.Г., профессора, д.ю.н. Фогельсоном Ю.Б. профессора, д.ю.н. Н.Ю. Ерпылевой и т.д .
2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы. Соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ФГОС/ОС НИУ ВШЭ: обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.
В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»;

- учебный план на весь срок обучения - БУП;

- учебные планы текущего учебного года- РУПы;

- совокупность рабочих учебных программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (критерии оценивания, порядок формирования итоговой оценки по дисциплине, примерный перечень вопросов по промежуточной/итоговой аттестации, виды текущего контроля и примерный перечень заданий к ним) содержатся в УМК. Ознакомится с ними можно на кафедрах, кроме того они размещены в базе дисциплин на сайте.

Периодичность обновления программ по всем дисциплинам, в том числе и программам практик для дисциплин базовой (основной) части – не реже 1 раза в 3 года, для элективных дисциплин – не реже, чем 1 раз в два года, базовые учебники, указанные в программах не старше 5 лет.

В программу дисциплины включены также

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ);

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ;

- методические указания по самостоятельной работе студентов;

- методические указания преподавателю.

Фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине, комплекты образцов экзаменационных билетов обновляется ежегодно и хранятся на кафедрах.

В подготовке студентов не последнюю роль играют компьютерный класс и методические кабинеты, существующие на факультете. Кабинеты оборудованы персональными компьютерами, подключенными к правовой системе «Консультант Плюс», а также электронной базе библиотеки НИУ ВШЭ, что позволяет студентам знакомиться с теоретическими и практическими материалами, статьями в зарубежных научно-практических журналах, например, База данных NATLEX, JStore, ProQuest и другие в режиме реального времени. Это позволяет им более успешно и эффективно следить за изменениями в правовой среде не только в России, но и за рубежом, успешно анализировать изменения и вырабатывать свой взгляд на тенденции развития законодательства.

По многим учебным курсам, читаемым на факультете, чтение лекций сопровождается демонстрацией презентаций, включающие схематическое изложение текстов нормативных правовых актов, судебной практики и доктрины по соответствующим темам. При этом используются мультимедийные проекторы, установленные в основных лекционных аудиториях. Это помогает систематизировать излагаемый материал. Презентации наглядно представляют сложный юридический материал (в частности, соотношение нормативного текста и его толкования) и тем самым способствуют его усвоению студентами.

Многие преподаватели факультета организовали общение со студентами с использованием сети Интернет (в НИУ ВШЭ с 2011 года действует специальная система для работы преподавателей со студентами в интерактивном режиме – LMS) для разъяснения вопросов, возникающих у студентов при самостоятельной работе.

Использование студентами доступа по сети Интернет к ресурсам отечественных и зарубежных библиотек при подготовке письменных работ на некоторых кафедрах (например, на кафедре предпринимательского права) поощряется повышением оценок.

Профессором кафедры судебной власти и организации правосудия, д.ю.н. Нестеровым А.В. создана компьютерная система тестирования остаточных знаний студентов по дисциплине «Криминалистика». Данная система представляет собой совокупность программных средств, компьютерной техники, базы данных и технологических операций (процесса взаимодействия студентов и преподавателей с тестовыми заданиями, включающего анализ и статистическую обработку полученных результатов). При проведении тестирования используются программные средства в виде программы тестирования «Тесты on-line», разработанной в Лаборатории учебных программных средств НИУ ВШЭ. Программа «Тесты on-line» представляет собой программный комплекс, включающий программу тестирования, с помощью которой выполняется процесс тестирования студентов в компьютерных классах, и сервисных программ, с помощью которых преподаватель вводит, корректирует и проверяет необходимую для проведения тестирования информацию и просматривает результаты тестирования.

Программный комплекс работает в связке с базой данных, используемой для хранения всей необходимой для проведения тестирования информации (тексты вопросов и задач, списки групп студентов, результаты тестирования и т.п.).

За 2011-2013 годы созданы тесты и по другим базовым профессиональным учебным дисциплинам (финансовое право, гражданское право (общая часть), история отечественного государства и права, теория государства и права))

Перечень специального программного обеспечения, используемого в учебном процессе:



  • система «Антиплагиат»,

  • LMS,

  • Cправочно-правовые базы данных: «Консультант+», «Гарант», «Кодекс», Infotrak One File, ProQuest, Science direct, Jstore, База данных NATLEX, Экспертная юридическая система «Lexpro».

В организации учебного процесса:

  • Система АСАВ (сопровождение учебного процесса от поступления до выпуска)

  • Система ИсПро (база договоров со студентами, обучающимися на договорной основе)

  • Система СДОУ (электронного документооборота)

Все компьютеры оснащены стандартным системным обеспечением и выходом в Internet. Кроме этого, работает Wi-Fi сеть.

Для обучения студентов имеется полностью оснащенная криминалистическая учебная лаборатория.

Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы учебно-методической документацией соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ:

Требования к образовательным результатам (компетенциям), указанным в ПУД соответствует ОС НИУ ВШЭ.



    1. Достаточность и современность учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); наличие в библиотечном фонде достаточного количества основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы; наличие и уровень программно-информационного обеспечения учебного процесса по циклам дисциплин учебного плана.

Учебный процесс в полной мере обеспечен современной учебной и учебно-методической литературой. Студенты пользуются фондами библиотеки НИУ ВШЭ, включая учебный и научный абонемент, читальными залами во всех учебных корпусах университета. На факультете права есть свой читальный зал, обеспеченный необходимой периодикой, основной литературой, компьютерами с выходом в Интернет и местами для подключения ноутбуков к Интернету.

Кроме того, есть Wi-Fi сеть, работает электронная библиотека (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm ).

При кафедрах финансового права, уголовного права, предпринимательского права, трудового права, международного частного права функционируют учебно-методические кабинеты, которые работают в режиме читального зала по удобному для студентов и преподавателей графику, утвержденному деканом факультета в соответствии с Трудовым кодексом РФ (при кафедрах предпринимательского, уголовного, финансового права и др.).

Целью создания учебно-методических кабинетов является обеспечение научного и учебного процессов научной, учебной и методической литературой, определение потребности в ее приобретении, и планов издания, координация издательской деятельности, совершенствование подготовки научных и педагогических кадров и повышения их квалификации.

Основной задачей учебно-методического кабинета является организация и координация:


  • выполнения научных исследований по направлениям деятельности кафедры;

  • разработок методических и научных проблем, связанных с совершенствованием учебного процесса по дисциплинам, читаемым ППС кафедры;

  • связи научных исследований с учебно-воспитательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к научно-исследовательской работе и активного использования результатов исследования в учебном процессе.

Например, на кафедре предпринимательского права в методическом кабинете создана выставка книг «Классика российской цивилистики». Студенты и преподаватели могут в удобное для них время ознакомиться и поработать с книгами (56 томов). В кабинете есть периодические издания журналов и книг, содержащие статьи преподавателей кафедры, с которыми студенты и преподаватели также могут ознакомиться, и взять через абонемент для подготовки по спецкурсам кафедры. Методический кабинет кафедры предпринимательского права организует научно-исследовательские конференции студентов.

Заведующая методическим кабинетом кафедры предпринимательского права аккумулирует инновационные методики обучения; участвует в разработке и тиражирует современные технологии обучения. В частности в методическом кабинете организовано обсуждение слайдов лекций по Российскому предпринимательскому праву (I-ой части). Создан банк данных слайдов.

В методическом кабинете студенты могут получить все необходимые методические материалы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре, а также, воспользоваться компьютерами, принтерами, Интернетом. Методический кабинет оказывает помощь в создании и тиражировании методических материалов к проведению занятий и консультаций. В методическом кабинете систематизированы лучшие письменные работы студентов

Учебно-методический кабинет при кафедре финансового права в своей деятельности выполняет следующие функции: научную и учебно-методическую.

1. Научная функция состоит в накоплении информационных ресурсов, используемых при проведении научных исследований и учебного процесса:


    • программы НИР факультета права;

    • базы данных, формируемые за счет приобретения информации преподавателями, аспирантами и студентами;

    • научные отчеты кафедры;

    • научные издания: монографии, статьи, диссертации и авторефераты сотрудников кафедры (ППС, аспиранты, соискатели);

    • ресурсы сети Интернет, имеющие отношение к тематике НИР кафедры;

    • информация о возможностях публикации результатов научных исследований, о научных конференциях, симпозиумах, семинарах по темам исследований.

2. Учебно-методическая функция заключается в:

    • подготовке предложений по обеспечению учебного процесса учебной, методической и научной литературой, технических средств при осуществлении учебного процесса, а также определении потребности в их приобретении.

    • формировании базы данных учебно-методической литературы по кафедрам и дисциплинам.

    • участии в подготовке плана издания учебников, учебных пособий, методических указаний, рекомендаций и в координации издательской деятельности.

    • размещение имеющихся материалов на сайте кафедры.

Учебно-методический кабинет при кафедре финансового права оказывает организационно-техническую помощь:

    • по тиражированию научных результатов и учебно-методической литературы по кафедре;

    • по доступу к базам данных, имеющихся в научно-методическом кабинете;

    • по поиску информации в сети Internet для подготовки и проведения учебного процесса по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

 В библиотечном фонде имеется достаточное количество основной литературы, что подтверждается Приложением № 6.

    1. Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами: оценка кадрового обеспечения по циклам дисциплин на соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин; доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание; процент штатных преподавателей по образовательной программе, принимающих участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности.

На факультете права создан уникальный преподавательский состав. Многие преподаватели являются знаковыми фигурами в юридическом сообществе. Так, кафедру гражданского права возглавляет Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проф. А.А.Иванов, кафедрой судебной власти и организации правосудия руководит заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в отставке д.ю.н., проф. Т.Г.Морщакова; кафедру конституционного и муниципального права возглавляет д.ю.н., ординарный профессор М.А.Краснов.

61% преподавателей программы (в долях ставок) имеют ученую степень кандидата и доктора наук, из них степень доктора наук- 28,4%. (по блоку ГСЭ - , 63,4% и 9,8%, по профессиональному - 84,5% и 42,5% соответственно).

Для проведения НИС (НПС) привлекаются не только штатные преподаватели факультета, но и практики-юристы.

Структура научно-педагогических кадров факультета отражена в таблице Приложение 7.

Сотрудники факультета регулярно повышают свой профессиональный уровень. Осуществляется это в следующих направлениях:

- стажировки в зарубежных университетах;

- сотрудничество в пределах грантов;

- овладение навыками информационной работы путем обучения в системах «Консультант +» и «Гарант»; повышение квалификации по различным курсам, например, «Управление знаниями: формирование компетенций современного преподавателя и научного сотрудника для работы с информационными ресурсами», «Использование электронных библиотечных ресурсов» и т.д.;

- изучение иностранного языка.

Избрание на вакантные должности проводится согласно Приказу Минобразования России от 26.11.02 № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации»

Регламента организации и проведения конкурсного отбора претендентов на должности профессорско-преподавательского состава в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», принятого ученым советом НИУ ВШЭ (протокол от 01.03.2013 г. № 44).


    1. Результаты освоения основной образовательной программы и качество подготовки обучающихся: уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов за 2010-2013 г; уровень требований и результатов при проведении промежуточных аттестаций студентов; измерительные материалы и процедуры для оценки образовательных результатов, доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины по ООП ВПО; срезовые данные по освоению содержания «ядра подготовки», результаты государственной (итоговой) аттестации; измерение компетенций выпускника на выходе.


Качество на входе.

План приёма на места для обучения по профессиональной образовательной программе подготовки по направлению 030900.62 «Юриспруденция» за счёт средств, обеспеченных государственным финансированием, с 2010 по 2012 год не менялся и составлял 135 мест. В 2013 году он увеличился до 162 мест.

Начиная с 2010 года заметно возросло число поступивших по результатам олимпиад. Их общее количество увеличилось с 148 человек в 2012 году до 179 человек, а их доля в бюджетном приеме превышает 58%.

Качество подготовки абитуриентов растет год от года. Если в 2010 году проходной балл по ЕГЭ был 332 из 400, то в 2013 – 375.



Оценка качества освоения программ

При самообследовании контроль остаточных знаний не проводился. Показатели текущего контроля знаний сведены в таблицу (Приложение 7б).

При проведении промежуточного и текущего контроля знаний используется фонд контрольных заданий кафедр, который ежегодно обновляется.

Анализ качества итоговой государственной аттестации.

По данной программе подготовки бакалавров выпуск не проводился. По образовательной программе 030500.62 «юриспруденция» было 2 выпуска: в 2012 – 15 человек, в 2013 – 22 человека.

Организация ИГА проводилась согласно проказу ректора «Об организации итоговой государственной аттестации в 2012 году», «Об организации итоговой государственной аттестации в 2013 году» соответственно.

Программа производственной практики, отчеты и дневники практики , имеются в наличии, договоры по базам практик сведены в таблицу (Приложение № 5)

Программы по дисциплине «Теория государства и права» и междисциплинарного итогового экзамена имеются в наличии, утверждены на кафедрах и размещены на сайтах кафедр, сайте факультета. Там же размещаются и рекомендуемый перечень тем ВКР. Порядок выбора темы студентом закреплен регламентом

В программах также имеются методические рекомендации о порядке проведения госэкзамена. Перед проведением госэкзамена проволятся установочные лекции.

Протоколы ГАК по проведению госэкзамена и защите ВКР оформлены в соответствии с порядком ведения делопроизводства, подписи членов ГЭК соответствуют утвержденному приказом проректора составу ГЭК и ГАК по направлению подготовки «юриспруденция».

По результатам проведения: в 2012 году было допущено 18 бакалавров, 15 успешно прошли итоговые государственные испытания, Качественная успеваемость экзамена по дисциплине «Теория государства и права» - 88,9%, по междисциплинарному экзамену по направлению подготовки – 66,7%, по защите ВКР – 60%. 2 бакалавра получили неудовлетворительную оценку по итоговому междисциплинарному экзамену по направлению подготовки (ответы на сдавших итоговый государственный экзамен характеризуются как слабые, студенты не владели базовыми понятиями дисциплин юриспруденции.), 1 не был допущен к защите ВКР из-за отсутствия самого диплома.

По результатам проведения: в 2013 году было допущено 25 бакалавров, 22 успешно прошли итоговые государственные испытания, Качественная успеваемость экзамена по дисциплине «Теория государства и права» - 73,9%, по междисциплинарному экзамену по направлению подготовки – 88,5%, по защите ВКР – 86,7%. 1 бакалавр получил неудовлетворительную оценку по защите ВКР (обнаружен плагиат), 1 не был допущен к защите ВКР из-за отсутствия самого диплома, 1 бакалавр не явился на защиту по неуважительной причине.

В целом, подготовка бакалавров соответствует как ОС НИУ ВШЭ, так и ФГОС-3 по направлению подготовки 030900.62 «юриспруденция»

2.9. Связь с работодателями и оценка качества подготовки выпускников: сведения о трудоустройстве выпускников: оценка востребованности выпускников; наличие отзывов, рекламаций на подготовку выпускников, функционирование базовых кафедр, договоры на целевую подготовку.

7 из 22 закончивших обучение в 2013 году по образовательной программе подготовки бакалавра поступили на различные магистерские программы факультета права.

Данных о трудоустройстве остальных выпускников нет.


    1. Выводы и рекомендации.

Необходимо наладить мониторинг трудоустройства выпускников факультета права


следующая страница >>