Отчет по результатам самообследования факультета романо-германской филологии по направлению - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Отчет по результатам самообследования факультета романо-германской филологии по направлению - страница №1/6

Министерство образования и науки Российской федерации

Департамент образования города Москвы

ГОУ ВПО города Москвы Московский городской педагогический университет

Институт иностранных языков

Отчет по результатам самообследования

факультета романо-германской филологии

по направлению

031100.62 – Лингвистика (бакалавриат)

  1. Система управления и содержание деятельности института и факультета,

обеспечивающих подготовку выпускников по направлению

031100.62 – Лингвистика (бакалавриат).
1.1. Организация управления факультетом, обеспечивающим подготовку бакалавров, соответствует действующему законодательству, Уставу университета, Положению об институте иностранных языков, требованиям организационно-распорядительной документации университета и института. Факультет выполняет в срок приказы и распоряжения ректора, ректората, директора института, полномочных служб университета. В деканате и на кафедрах факультета имеются в наличии все документы, соответствующие утвержденной номенклатуре дел, в том числе должностные инструкции, планы работы и отчеты, протоколы заседаний кафедр, совета факультета, совета института, индивидуальные планы работы преподавателей.

Система управления факультетом обеспечивает выполнение действующего законодательства в области образования и уставных положений университета и института иностранных языков в целях эффективной подготовки специалистов.



1.2. На факультете работает 5 кафедр, укомплектованных специалистами высокой квалификации, среди которых 12 докторов наук и более 40 кандидатов наук. Это следующие кафедры:

Кафедра романской филологии. Возглавляет кафедру Щепилова Алла Викторовна, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, известный методист, автор концепции коммуникативно-когнитивного обучения вторым иностранным языкам.

Кафедра теоретической и прикладной лингвистики. До 2006 года кафедра называлась кафедрой общего и германского языкознания, которую возглавлял Радченко Олег Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, авторитетный специалист в области философии языка и германистики, избранный в 2007 году директором ИИЯ МГПУ. С этого момента кафедру возглавляет Фурманова Софья Львовна, кандидат филологических наук, доцент, специалист в области лингвистической историографии.

Кафедра западноевропейских языков и переводоведения, которая до 2007 года называлась кафедрой западноевропейских языков и сравнительного языкознания. Кафедру возглавляет Сулейманова Ольга Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, специалист в области когнитивной лингвистики и переводоведения.

Кафедра французского языка и лингводидактики, которая до 2008 года называлась кафедрой французского языка и современных технологий обучения. Кафедру возглавляет Сулханишвили Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, которая занимается проблемами грамматики французского языка.

Кафедра немецкого языка и современных технологий обучения. Кафедру возглавляет Бартош Дана Казимировна, кандидат педагогических наук, доцент, которая занимается проблемами преподавания немецкого языка.

Переименование трех кафедр вызвано их возросшей специализацией, усилением научного потенциала.

С 1 сентября 2007 года факультет является структурной единицей Института иностранных языков МГПУ.

В институте работает аспирантура по специальностям – «Теория языка», «Германские языки», «Романские языки», «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)».

Фундаментальные и прикладные вопросы, связанные с обучением иностранным языкам, подготовкой и переподготовкой учителей разрабатываются не только на уровне кафедр, но и в рамках научно-исследовательских лабораторий. С 2005 по 2008 гг. – в рамках лаборатории «Современные технологии обучения европейским языкам и подготовка педагогических кадров», которую возглавляла доктор педагогических наук Щепилова А.В. С 2008 года в рамках лаборатории «Исследование проблем языкового образования», которую возглавляет доктор педагогических наук, профессор Горлова Н.А.


1.3. Анализ планов работы пяти кафедр показал их полное соответствие проблемам, стоящим перед факультетом. Все планы включают перечень мероприятий по актуальным вопросам кафедральной жизни по разделам: учебно-методическая работа и издательская деятельность, научно-исследовательская работа, профориентационная работа. Планы работы кафедр за отчетный период выполнены полностью. Анализ протоколов заседания кафедр показал, что заседания проводились регулярно, как правило, 1 раз в месяц. В течение учебного года каждая кафедра проводила в среднем по 7-9 заседаний. Заседания запротоколированы. В протоколах отражены присутствие состава кафедр на заседаниях, повестка дня, содержание выступлений, решения кафедр. Рассматриваемые на заседаниях вопросы зависели от специализации кафедр. Наибольшее внимание на заседаниях кафедр уделялось следующим вопросам:

  1. разработка и переработка учебно-методических материалов. Так, два раза в год кафедры заслушивали всех преподавателей с отчетами по составлению учебно-методических комплектов дисциплин;

  1. организация педагогической и учебной практики студентов и отчеты о ее результатах;

  1. обоснование распределения курсов по выбору между профессорско-преподавательским составом (20% предлагаемых курсов ежегодно обновляется);

- обеспеченность кафедральной деятельности нормативными документами (утверждение и обновление программ государственной аттестации, учебных и педагогических практик, магистерских практик, научной работы магистрантов и т.д.);

- актуальность и научная значимость тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, уровень их подготовки;



  1. контроль знаний студентов с использованием рейтинговой системы оценивания, технологических карт;

  1. организация деятельности научных и академических консультантов в системе бакалавриата;

  1. подготовка материалов для межсессионного контроля, контроль за самостоятельной работой студентов, обновление экзаменационных и зачетных материалов;

  1. успеваемость студентов;

  1. лицензирование магистратуры;

  1. аттестация направления подготовки «Лингвистика» и специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»;

  1. проведение научных конференций;

  1. активизация деятельности студентов в рамках научного студенческого общества;

  1. отчеты о работе аспирантов и магистрантов кафедры;

  1. утверждение отзывов на диссертации и рекомендации к публикации трудов членов кафедры;

  1. сообщения членов кафедры о научных публикациях;

  1. направление членов кафедры на стажировку и в творческий отпуск;

  1. применение современных средств обучения, компьютерные методики тестового контроля знаний и умений студентов;

  1. анализ результатов ГИА и ГАК.

Таким образом, на заседаниях кафедр с достаточной степенью периодичности рассматривались основные вопросы, связанные с совершенствованием подготовки студентов, совершенствованием и обновлением методического обеспечения учебного процесса, повышением эффективности научно-исследовательской деятельности. Эти вопросы соответствуют задачам деятельности кафедр факультета – подготовке высококвалифицированных специалистов для системы образования г. Москвы, созданию научной и методической базы для качественного осуществления педагогического и лингвистического высшего образования. Обсуждение вопросов проходило в конструктивной обстановке, решения кафедр выполнялись в полном объеме, что свидетельствует об их реальности и конкретности.
1.4. Важную роль в управлении факультетом играл Совет факультета, который активно работал в 2005-2006 годах до момента его упразднения в связи с введением факультета в структуру Института иностранных языков. Работа Ученого совета факультета была нацелена на развитие и совершенствование системы подготовки студентов.

Ученый совет факультета выполнял следующие функции:

- управленческая,

- организаторская,

- методическая,

- совещательная,

- рекомендательная,

- прогнозирующая,

- контролирующая (оценивание, коррекция и корреляция).

В состав Ученого совета входили зав. кафедрами и по два-три представителя от профессорско-преподавательского состава, представляющие интересы кафедр. По мере развития системы подготовки студентов на факультете состав Ученого совета менялся. В начале учебного года на первом заседании Ученого совета рассматривался вопрос об изменении его состава. В начале 2003 года в состав ученого совета входило 11 чел., в 2005 году – 15 чел.

Работой Ученого совета руководил декан факультета – профессор А.В. Щепилова, которая выполняла обязанности председателя. Обязанности ученого секртаря выполнял зам. декана по научной и воспитательной работе – профессор Н.А.Горлова. Вся работа Ученого совета проводилась в соответствии с планом, который утверждался на первом заседании (и разрабатывался в соответствии с планом работы факультета).

В течение учебного 2005-2006 года было проведено 10 заседаний ученого совета, на которых рассматривались вопросы, связанные с организацией учебной, научной, воспитательной, проф. ориентационной работы и пр. Практически на каждом заседании Ученого совета заслушивались отчеты о проделанной работе по разным направлениям и принимались необходимые решения. Так, на первом заседании были рассмотрены следующие вопросы: отчет председателя отборочной комиссии факультета о результатах приема в 2005 году, структура приема абитуриентов в 2006 году и порядок проведения вступительной компании, об оплате обучения студентами, обучающимися на внебюджетной основе, о процентном соотношении абитуриентов целевого и общего набора, об усовершенствовании работы с абитуриентами целевого набора. На этом же заседании совета факультета был утвержден план работы Ученого совета и факультета, было принято решение:

- подготовить юбилейный Вестник МГПУ и посвятить его 5-летию факультета;

- усилить контроль за представлением диссертационных исследований в срок, более требовательно подходить к отчету аспирантов на кафедре;

- принять меры по увеличению процента остепенённости кадрового состава кафедр.

Одно из заседаний ученого совета факультета было посвящено рассмотрению таких вопросов, как:



  1. Отчёт о работе научно-исследовательской лаборатории, сотрудники которой (они же и преподаватели факультета) занимались разработкой стандартов нового поколения;

  1. отчёт о НИР кафедр и факультета;

  1. утверждение тем дипломных работ выпускников;

  1. вопрос о подготовке бакалавров и открытии магистратуры на факультете.

Заслушав отчёты о работе лаборатории и НИР кафедр и факультета, было отмечена положительная тенденция увеличения количества печатных работ, учебно-методических пособий для студентов с грифом УМО.

Заслушав информацию зам. декана по учебной работе о специальности «Лингвистика», было поручено кафедрам дать предложения по разработке программ по направлению специальности «Филологическое образование» (протокол № 4).

Большое внимание Ученый совет факультета уделял работе со студентами 5 курса и повышению качества их профессиональной подготовки. Так, например, шестое заседание Ученого совета было посвящено обсуждению и выдвижению кандидатур для участия в конкурсе «Педагогический дебют». Для участия было рекомендовано 7 студентов, успешно прошедших конкурс на факультете.

Повышению качества подготовки студентов способствовало рассмотрение на Ученых советах факультета вопросов, связанных с изменением учебных планов подготовки бакалавров и специалистов, о подготовке ко Дню факультета и вечеру встречи выпускников, о подготовке к научно-практической конференции и проведении Круглого стола по проблеме двухступенчатой подготовке бакалавров-магистров и специалистов (протокол № 7 от 27.02.06.).

Развитие системы подготовки студентов на факультете обеспечивалось за счет регулярных отчетов по всем ключевым позициям. Так, на заседании ученого совета факультета (протокол № 7) заслушивался отчёт зав. кафедрами о взаимодействии с базовыми площадками, о проф. ориентационной работе, о подготовке к проведению олимпиады по иностранным языкам. В ходе обсуждения данных вопросов было принято решение о необходимости проверить и перезаключить договора со школами, усилить профориентационную работу, особенно на базовых площадках, провести подготовку ко Дню открытых дверей. Для проведения олимпиады создать организационный комитет и рабочие комиссии.

Особое внимание уделялось организации учебной и научной работе на факультете. На девятом заседании Ученого совета были рассмотрены и обсуждены такие вопросы как:



  1. О проведении дней науки.

  1. Об усовершенствовании рейтинговой системы аттестации студентов.

  1. Об использовании информационно-компьютерных технологий и возможности медиатизации содержания учебных дисциплин.

  1. Промежуточные итоги эксперимента по двухступенчатой подготовке педагога-филолога.

При обсуждении вопроса о проведении дней науки был принято решение об усовершенствовании данной работы, и была принята «Инструкция о проведении дней науки на факультете», в которой было отмечено, например: «п. 9. считать участие в «Гумбольдтовских чтениях» предзащитой дипломных работ для студентов 5 курса».

Обсуждая вопрос о ходе эксперимента и введению индивидуально-ориентированного обучения на основе зачетных единиц, было принято решение о разработке сопроводительной документации эксперимента, а именно: технологических карт, макета индивидуального учебного плана студента и рабочего журнала преподавателя.

При обсуждении вопроса о ходе подготовки документации для лицензирования программ магистерской подготовки декан факультета А.В.Щепилова представила проект учебного плана магистерской программы «Методические технологии в филологическом образовании», проф. Радченко О.А. и проф. Сулейманова О.А. доложили о работе над проектом учебного плана 540300 «Филологическое образование». Было принято решение закончить работу по составлению учебных планов до конца семестра.

На заключительном заседании ученого совета был представлен отчет о работе Ученого совета и факультета за 2005-2006 учебный год. Были отмечены положительные результаты работы и отмечены нерешенные или возникшие проблемы. После обсуждения отчета было принято решение о совершенствовании образовательного процесса на факультете, о разработке стратегии использования спутникового телевидения на занятиях и в свободное от занятий время.

Важно отметить, что при принятии каждого решения определялись ответственные и дата исполнения.

Совершенствованию системы управления работой факультета через Ученый совет факультета способствовало рассмотрение вопроса о выполнении решений Ученого совета (протокол № 7).

Таким образом, работа Ученого совета строилась в соответствии с планом, в котором были обозначены все направления деятельности факультета: учебная, воспитательная, научная, проф. ориентационная, инновационная, экспериментальная.
1.5. С сентября 2006 года с учреждением Института иностранных языков управленческая, рекомендательная, прогнозирующая и контролирующая функции управления осуществляются Советом института. Совещательная, организаторская и методическая функции осуществляются рабочими комиссиями при декане факультета.

Организационно, работа Совета института организована согласно следующим положениям:

Планы подразделений ИИЯ согласуются с планом работы ИИЯ, принимаемом ежегодно на первом в учебном году заседании ученого совета (протоколы № 1 за 2006, 2007, 2008, 2009 гг.). Планы ИИЯ составляются с учетом наиболее актуальных для становления Института как единого коллектива вопросов и их решения в перспективе (дальней или ближней). Кроме того, кафедры и деканаты активно участвуют в подготовке плана и вносят заблаговременно свои предложения в течение года для их последующего включения в план.

За отчетный период Совет института уделял большое внимание организационным вопросам и вопросам, регламентирующим нормативную базу деятельности института, факультетов, кафедр, входящих в состав факультетов.

Совместно с ректоратом ученый совет обсуждал вопрос о совершенствовании структуры и перспективах развития Института иностранных языков МГПУ (протокол № 5 -2007-8 уч.г.), где было отмечена динамика организационной, научной, воспитательной и административно-хозяйственной работы, что позволило добиться существенных результатов в работе подведомственных подразделений (факультетов и кафедр). Вместе с тем, анализ работы показал необходимость дальнейшего совершенствования как структуры самого Института, так и организации работы по совершенствованию и унификации языковой политики на всех языковых кафедрах МГПУ: единая комиссия ГАК, единая приемная комиссия и т.д.


  1. Утверждено ПОЛОЖЕНИЕ об Ученом совете Института Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (протокол № 3-2008-9);

  1. Ежегодно директор ИИЯ О.А. Радченко представляет годовые отчеты (например, протокол №8-2007-8 уч.г.), которые конструктивно обсуждаются на Совете. Обсуждалось трижды Положение о ИИЯ МГПУ (протоколы № 1 и № 2 за 2007-6- уч. г. и за 2007-8 уч.г.). Слушался вопрос об административно-хозяйственной деятельности ИИЯ (протокол №4- 2007-8 уч.г.);

  1. Заслушивался вопрос о работе лабораторий ИИЯ и перспективах участия ИИЯ в программе «Столичное образование-5» (протокол № 8-2007-8 уч.г.: докл. директор ИИЯ О.А. Радченко):

  1. Заслушивался вопрос о развитии платных образовательных услуг в ИИЯ МГПУ (протокол № 6-2007-8 уч.г.; протокол № 5-2008-9 уч.г.).

Актуальными для формирования Института иностранных языков являлись вопросы работы отдельных кафедр факультетов, а также кафедры ОИК ИЯ Института:

  1. Неоднократно слушался вопрос о работе кафедры ОИК ИЯ (протокол № 5-2006; протокол № 6 и № 7-2008-9 уч.г.);

  1. Вопрос о переименовании кафедры западноевропейских языков и сравнительного языкознания в связи с изменением направления работы кафедры на название – кафедра западноевропейских языков и переводоведения (протокол № 5-2006-7 уч.г.);

  1. Вопрос о переименовании кафедры английского языка и СТО в связи с изменением направления работы на название – кафедра теории и методики обучения иностранным языкам (протокол № 4-2008-9уч.г.);

  1. Вопрос об организации работы на отделении дальневосточных языков и кафедре германской филологии (протокол № 2-2007-8 уч.г.);

  1. Вопрос о проблемах и перспективах развития отделения восточных языков (протокол № 9-2007-8 уч.г.).

Вопросы подготовки выпускников всех факультетов ежегодно заслушиваются на заседаниях ученого совета (протокол № 2-2006-7 уч.г.; протокол № 3-2007-8 уч.г.; протокол № 3-2008-9 уч.г.), а также вопросы организации педагогических практик (протокол № 3-2006-7 уч.г.).

Вопросы об открытии новых специальностей и направлений подготовки конструктивно обсуждаются на заседаниях ученого совета:



  1. Об открытии отделения восточных языков (протокол №3-2006-7 уч.г.);

  1. Об открытии подготовки по арабскому языку как второй специальности (протокол № 6-2008-9 уч.г.);

  1. О выполнении лицензионных требований по специальностям и направлениям (протокол № 3-2008-9); Об исполнении решения ученого совета ИИЯ от 25.XI. 2008 г. «О выполнении лицензионных требований по специальностям и направлениям» (протокол № 4-2008-9 уч.г.);

  1. О лицензировании магистратуры (протокол № 3-2006-7 уч.г.);

  1. утверждение «Положения о научно-исследовательской работе магистрантов Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ» (протокол № 4-2008-9 уч.г.);

  1. О реализации эксперимента по введению кредитно-модульной системы (протокол № 5-2006-7: декан ф-та романо-германской филологии А.В. Щепилова);

  1. О перспективах развития бакалавриата в ИИЯ (протокол № 3-2007-8 уч.г.: директор ИИЯ О.А. Радченко);

  1. О готовности и итогах государственной аттестации и вступительных экзаменов (протокол № 9-2007-8; протокол № 2-2008-9 уч.г.: деканы факультетовтов);

  1. Утверждение окончательного варианта Программы государственной аттестации по теории и методике преподавания иностранных языков и культур, по лингвистике, Положения о выпускных квалификационных работах специалитет и бакалавриат (протокол № 3-2007-8 уч.г.);

  1. Утверждение Положения о научно-исследовательской работе магистрантов.

Вопросы методического обеспечения учебного процесса:

  1. создание УМКД (протокол № 1-2006-7 уч.г.; протокол № 2-2007-8 уч.г.);

  1. Обсуждение и утверждение Положения об Итоговой государственной аттестации: направление «лингвистика» (бакалавриат); специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (протокол № 2-2006-7 уч.г.: декан ф-та РГФ А.В. Щепилова);

Итоги набора и результаты летней и зимней сессий регулярно докладываются деканами на ученом совете (например, протокол № -2006-7 уч.г.);

Конструктивными являются вопросы, посвященные перспективам комплектования библиотечного фонда в связи с открытием новых специальностей, магистратуры и докторантуры обеспеченности учебного процесса литературой (протокол № 2-2006; протокол № 6 и № 7-2007-8 уч.г. ).

Значимой является работа факультетов и дирекции по:


  1. созданию диспетчерской службы (Положение о диспетчерской службе – протокол № 1-2007-8 уч.г.);

  1. целевому использованию аудиторного фонда корпуса, его оснащения новыми техническими средствами (протокол № 2-2006-7 уч.г.; № 2007-8 уч.г. протокол № 8-200-8-9 уч.г.);

  1. вопрос об использовании ТСО в учебном процессе (протокол № 6-2007; зав. каф. АЯиСТО проф. Н.В. Языкова, проф. И.Н. Сулхинашвили), принято решение ученого совета «Использование современных ТСО в учебно-воспитательном процессе» и

  1. вопрос об эффективности использования компьютерных классов в ИИЯ (протокол № 7– 2008-9 уч.г.).

Координация работы кафедр, деканатов и дирекции осуществляется в научной деятельности, в частности:

· Утверждение тем выпускных квалификационных работ (ежегодно), тем диссертационных исследований (ежегодно, например, протокол № 6 и № 7-2007-8 уч.г.), тем докторских диссертаций (протокол № 6-2008-9);

· Ежегодные отчеты по научной работе за полугодие и календарный год (протокол № 4-2006); итоги научных сессий (протокол № 8-2007-8 уч.г.);

· Работа диссертационного совета (протокол № 4-2006-7 уч.г.);

· Представление к печати учебных и научных материалов кафедр (на каждом заседании совета);

· О работе с аспирантами (протокол № 6-2006-7качество обучения аспирантов, где принято Решение о графике отчетности аспирантов и соискателей на полный курс обучения с учетом форм и объемов проделанной работы; протокол № 6-2007-8 уч.г. – переход аспирантов с одной специальности на другую); Принято Положение о научном руководстве аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук в Институте иностранных языков МГПУ (протокол № 7-2008-9); утверждены рабочие Программы обучения аспирантов (более 40);

· Рекомендация в аспирантуру выпускников (ежегодно – май, июнь) по представлению кафедр и деканатов; о наборе в аспирантуру (протокол № 2 - 2007-8 уч.г.; протокол № 9 и № 10-2007-8 уч.г.); утверждение состава экзаменационных комиссий (аспирантура – протокол № 8-2007-8 уч.г.);

· Об открытии аспирантуры по специальности 10.02.05-романские языки (протокол № 2 -2007-8 уч.г.);

· О проведении ежегодных научных сессий (протокол №2-2007-8 уч.г.);

· Координация работы с РИО (план изданий по заявкам кафедр: протокол № 4-2007-8 уч.г.);

· Утверждено Положение о НИРС (протокол № 5-2008-9);

Кафедры и дирекция обращались к вопросам, касающимся воспитательной работы. Так, рассмотрена концепция воспитательной работы (протокол № 8-2008, зам. директора ИИЯ А.Е. Бажанов).

Все вопросы функционирования подразделений института обсуждаются коллегиально на Совете и решения по ним принимаются путем открытого голосования.
1.6. Таким образом, для работы кафедр факультета романо-германской филологии характерна высокая степень интеграции с другими подразделениями института в решении организационных, научных, воспитательных и прочих вопросов содержания деятельности. Помимо этого, кафедры активно взаимодействуют в решении учебных и методических задач. В качестве примера приведем следующие факты взаимодействия кафедр.

На уровне реализации учебного процесса практикуется привлечение преподавателей разных кафедр к чтению курсов, требующих межпредметного или интегративного подхода к содержанию образования. Например, кафедра романской филологии и кафедра немецкого языка и современных технологий обучения обеспечивают курс «Теория и методика многоязычного обучения». Кафедра романской филологии, кафедра теоретической и прикладной лингвистики и кафедра западноевропейских языков совместно обеспечивают модульную дисциплину «Современные проблемы лингвистики». Кафедра западноевропейских языков и переводоведения читает курс «Древние языки и культуры» не только на факультете романо-германской филологии, но и на факультете английской филологии. Высокая степень интеграции учебной работы кафедр прослеживается в преподавании студентам разных направлений и специальностей дисциплины «Второй иностранный язык». Так, кафедра западноевропейских языков и переводоведения обеспечивает обучение английскому языку как второму иностранному на всех отделениях факультета. Кафедра французского языка и лингводидактики обеспечивает обучение французскому языку как второму иностранному на отделении немецкого языка и на факультете английской филологии. Кафедра романской филологии обеспечивает преподавание второго иностранного языка (французского) и третьего иностранного языка (испанского, итальянского) на факультете английской филологии, осуществляет преподавание второго (итальянского) языка на отделении не только французского языка, но и отделении английского языка факультета романо-германской филологии. Распределение нагрузки между кафедрами пересматривается ежегодно с целью обеспечения эффективного использования научно-методического потенциала преподавателей всех кафедр факультета.

На уровне создания методического обеспечения учебного процесса кафедры также активно взаимодействуют. Положения о практиках, УМКД, прочие документы разрабатываются по общим моделям, принятым в ходе их обсуждениях на заседаниях рабочих комиссий. Практикуется издание совместных пособий, статей, взаимопосещение занятий.

Практикуются совместные заседания кафедр близкого профиля, например, кафедры романской филологии с кафедрой французского языка и лингводидактики, кафедры теоретической и прикладной лингвистики и кафедры немецкого языка и современных технологий обучения.

Научная работа кафедры координируется, как было отмечено выше, научным управлением Института иностранных языков МГПУ, что обеспечивает высокую степень согласованности в научной работе подразделений института. На обсуждение диссертаций приглашаются кандидаты и доктора филологических и педагогических наук из вузов-партнеров.

Специалисты кафедр приглашаются для рецензирования выпускных квалификационных работ, УМК, диссертационных исследований, выполненных аспирантами и соискателями других кафедр факультета, института, вузов-партнеров.


1.7. Профессорско-преподавательский состав кафедр факультета регулярно обновляет свои профессиональные знания и умения, проходя стажировки согласно плану повышения квалификации. Данные за отчетный период отражены в отчетах по самообследованию кафедр.

Нарушений трудовой дисциплины за отчетный период не отмечено, преподаватели регулярно заполняют отчетную документацию, проводят занятия в соответствие с расписанием, в случае болезни преподавателя организуются замены, изменения в расписание вносятся оперативно.

В управлении структурными подразделениями факультета используются современные информационные технологии: компьютеры, локальная сеть, Интернет.

2. Состояние воспитательной работы на факультете
2.1. Эффективность организации воспитательной работы определяется следующими критериями:

- высокий уровень учебной и профессиональной мотивации студентов;

- высокий уровень социально-личностной активности студентов (активное участие в жизни факультета и университета);

- ответственное отношение к своим обязанностям;

- высокий уровень самоорганизации;

- отзывчивость и взаимопомощь;

- стремление студентов к самореализации.

Главный показатель эффективности воспитательной работы: положительный эмоциональный климат на факультете, профессионально-личностное общение преподавателей и студентов, способствующее раскрытию их творческих способностей.


2.2. Воспитательная работа проводится руководством факультета, организацию и контроль осуществляет зам. декана факультета по воспитательной работе. Воспитательные мероприятия проводятся непосредственно кураторами групп и курсов, преподавателями кафедр.

В воспитательной работе факультет руководствуется законодательными документами федерального, регионального, вузовского уровней; Концепцией развития воспитания в МГПУ, Программой воспитательной работы со студентами МГПУ, приказами, регламентирующими воспитательную работу.

В ходе реализации воспитательной работы на факультете ответственные лица и преподаватели опираются на Положения о заместителе декана по воспитательной работе, о кураторе курса, о кураторе группы, о студенческом совете факультета, о студенческом самоуправлении на факультете романо-германской филологии, руководствуются Положениями о проведении смотров, конкурсов, и других мероприятий, проводимых на факультете, в Институте, в Университете и в городе Москве.

С целью повышения эффективности воспитательной работы на факультете разработано Положение о студенческом самоуправлении, в котором отражены общие положения, цель, задачи и направления деятельности, структура, права и обязанности руководящего органа – студенческого совета.


2.3. Модель студенческого самоуправления на факультете романо-германской филологии включает следующие Центры:

  1. Культурно-образовательный Центр «Энтузиаст» (организация и проведение праздников, концертов, вечеров, КВН и пр.);

  1. Культурно-оздоровительный Центр «На старт» (участие в спортивных соревнованиях, эстафетах, походах, экскурсиях и пр.);

  1. Центр «Абитуриент» (сотрудничество с базовыми площадками факультета, проведение проф. ориентационной работы, выступления агитбригад и пр.);

  1. Культурно-исторический Центр «Память поколений» (сбор и обобщение материалов об истории факультета и Университета и пр.);

  1. Научно-исследовательский Центр «Эрудит» (участие в разработке исследовательских проектов и их апробация на экспериментальных площадках);

  1. Информационно-рекламный Центр «Student.ru» (предоставление информации о готовящихся и проведенных мероприятиях, проведение опроса, анкетирования студентов и преподавателей факультета, своевременное заполнение сайта и пр.).

В рамках данных направлений проводится воспитательная работа на факультете.
2.4. Традиционно на факультете проводятся следующие мероприятия:

1. Посвящение в студенты первокурсников (сентябрь).

2. Анкетирование студентов первого курса «Мой вклад в развитие факультета» (октябрь). В анкетах студенты пишут о своих возможностях, творческих способностях, выбирают сферы деятельности и определяют своё участие в жизни факультета.

3. Концерт, посвященный Дню Учителя (октябрь). Традиционно этот концерт готовят первокурсники. Им помогают студенты второго курса, передавая эстафету. На этом концерте студенты «заявляют» о своих возможностях и проявляют свои творческие способности.

4. Участие в фестивале Дружбы народов, посвященному Международному дню студентов. Каждый год студенты представляют какую-либо страну и занимают призовые места (ноябрь).

5. «Новогодний калейдоскоп» (декабрь). Новогодний концерт, в котором принимают участие студенты всех курсов и отделений факультета. Этот концерт проводится в канун католического Рождества. В ходе подготовительной работы студенты сравнивают традиции и обычаи народов, более глубоко познают культуру родной страны и стран изучаемых языков.

6. Традиционным стало участие студентов факультета в Московском фестивале студенческого творчества «Фестос». Каждый год наши студенты занимают призовые места и становятся лауреатами конкурсов, например, «Мир танца», «Студенческий марафон эстрадной песни». Каждый год студенческий вокально-инструментальный ансамбль «Kenaz» становится лауреатом конкурса «Студенческий рок».

7. В апреле месяце на факультете проводится студенческая научно-практическая конференция, в которой принимают участие все студенты, представляя результаты исследований, проводимых в рамках курсовых и дипломных работ или в рамках инициативной тематики. Лучшие студенческие работы издаются в сборниках студенческих научных трудов. Студенты старших курсов публикуют научные статьи в журналах (например, «Иностранные языки в школе», в газете «Первое сентября»).

8. На факультете проводится фонетический конкурс, позволяющий раскрыть творческий потенциал студентов, их вокальные, ораторские, танцевальные способности (апрель-май).

9. Традиционным стало проведение Последнего звонка для выпускников (май). Студенты выпускных курсов передают символический ключ четвертому курсу с пожеланиями продолжать и крепить традиции факультета и Университета.


2.5. Студенты факультета принимают активное участие в городском фестивале «Юные таланты Московии» (Департамент образования города Москвы), в мероприятиях, проводимых Департаментом молодёжной и семейной политики.

На факультете созданы условия для развития творческих способностей студентов: приобретены музыкальные инструменты и предоставлена возможность для репетиций в зале, на сцене с использованием необходимого оборудования.

Активное участие принимают студенты факультета в спортивных соревнованиях различного уровня, занимают призовые места. Например, в 2009 г. студент Барский Андрей занял первое место в городских соревнованиях по настольному теннису.

Хорошая материальная база и интересные занятия обеспечивают условия для физического развития студентов. Например, в свободное время студенты имеют возможность играть в настольный теннис, который расположен на цокольном этаже.

Воспитанию гражданской позиции студентов способствуют познавательные автобусные экскурсии, которые организуются два-три раза в год, и которые значительно расширяют их кругозор, знакомят с культурой родной страны. Преподаватели французского отделения организуют для студентов экскурсии во Францию. Студенты немецкого отделения, благодаря сотрудничеству с Гёте-институтом проходят стажировку в Германии.

Большая воспитательная работа проводится во время занятий, в ходе которых студенты учатся самостоятельно мыслить и принимать ответственные (а не ответные) решения. Преподаватели факультета особое внимание уделяют развитию у студентов социальной активности и гражданской ответственности.

В ходе изучения иностранных языков у студентов формируются такие качества как терпимость, толерантность, уважение к другим народам. Студенты не только познают иностранный язык, но учатся понимать культурные традиции, нравы и обычаи других народов.

На занятиях по практике речи студенты изучают такие темы как «Здоровый образ жизни», «Что значит быть патриотом своей страны», «Семейные традиции» и др.

При изучении методики обучения иностранным языкам студенты - будущие учителя знакомятся не только с традиционными и новыми технологиями обучения, но и познают современные стратегии развития личности в семье, в группе сверстников, что способствует формированию рефлексивных способностей, умений критически относиться к своим поступкам, уверенности в своих силах.

Занятия проходят в форме диспутов и дискуссий, в ходе которых студенты учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


2.6. Проблемы и перспективы развития воспитательной работы:

Что касается проблем, то они связаны с введением двухуровневой системы подготовки «бакалавриат-магистратура» и необходимостью интеграции учебно-воспитательной и научной работы, с одной стороны. С другой стороны проблема связана с отсутствием целенаправленной подготовки студентов к профессии учителя, так как они получают квалификацию «бакалавр лингвистики». Значительное уменьшение часов на методико-психолого-педагогические дисциплины значительно снизит воспитательный потенциал предметов, что вызывает необходимость поиска новых резервных возможностей.

В связи с этим перспектива развития воспитательной работы на факультете видится в создании условий и разработке методического обеспечения (методических рекомендаций, памяток или инструкций для студентов), которые позволят студентам адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, осознанно и ответственно осуществлять выбор из предлагаемых альтернатив, что будет способствовать их профессиональному росту и социально-личностному развитию.

3. Международное сотрудничество
Основные направления международной деятельности и полученные результаты




Наименование мероприятий

Организация (страна, вуз и т.д.)

Тема

ФИО ответственного

Полученный результат

Участие в международных образовательных программах

1.

Научно-практический семинар

Колледж Св. Антония г.Оксфорд, Великобритания

Проблемы преподавания английской литературы

О.А. Сулейманова

Участие в работе семинара

2.

Экспертная работа в составе комиссии посольства Франции по приему французских сертификационных экзаменов уровней A1-A2-B1-B2-C1-C2

МГЛУ, Москва Французский культурный центр




О.А.

Дубнякова



Независимая экспертная оценка

3.

Литературный проект «Оксфорд-Россия»

Фонд «Оксфорд-Россия»

Проблемы преподавания английской литературы

О.А.

Сулейма­нова Н.Н.

Беклеме­шева Н.В.

Моржен­кова



Участие в проекте, написание методического обеспечения, пополнение библиотеки МГПУ (250 книг), выигран тендер на получение книг (300 книг)

4.

Перспективы сотрудничества:Видземская высшая школа

Латвия


Видземская высшая школа

Латвия


Установление контактов между вузами

М.В. Дьячков

Курс лекций

по теории языка



5.

Перспективы сотрудничества с вузами Канады

Университет Ватерлоо

Университет Мак-Гилл

Университет Гамильтон


Установление контактов между вузами

О.А. Радченко

Доклады

Лекции


Переговоры




Участие (членство) в международных ассоциациях и организациях

1

Российский союз германистов (РСГ).

Россия

Вопросы общего и германского языкознания

О.А.Радченко

И.- Э.С. Рахманкулова

В.А. Собянина

Н.Б. Пименова

С.Л. Фурманова

А.Е. Бажанов



Членство в РСГ: участие в заседаниях и конференциях, написание статей и тезисов

2.

Научное сообщество по истории языкознания

ФРГ

г. Мюнстер,



Вопросы общего и германского языкознания

О.А.Радченко

Участие в работе сообщества; обмен научным опытом

3.

Европейское лингвистическое общество (Society of European Linguistics, SEL)




Вопросы когнитологии и семантики

О.А. Сулейманова

Членство в организации,

написание статей и тезисов



4.

Международный союз германистов, IVG




Вопросы общего и германского языкознания

О.А. Радченко

Н.Б. Пименова



Членство в организации

5.

Общество немецкого языка

ФРГ

Вопросы германистики

О.А.Радченко

Участие в работе общества

6.

Международная хоровая ассоциация «Музыка Земли»

Интеркультура,

г. Польхайм -Гиссен



Хоровые конкурсы и фестивали

С.Б.Глотов

Организация хоровых конкурсов и фестивалей

7.

Национальное общество прикладной лингвистики, НОПриЛ

Россия, МГУ

Вопросы преподавания ИЯ и перевода

А.В. Нагорная

Членство в организации

8.

Национальное объединение преподавателей английского языка России, НОПАЯз

Россия

Вопросы преподавания ИЯ и перевода

А.В. Нагорная

Членство в организации

9.

Международный лингвистический коллоквиум

Магдебург

Германия


Вопросы преподавания ИЯ и перевода

О.А. Сулейманова

Работа в оргкомитете (проведение конференций, редактирование сборников статей по материалам конференций)




Сотрудничество с зарубежными вузами по обучению или трудоустройству учащихся

1.

Информационное мероприятия (представление вузов-партнеров

Институт немецкого языка, университет Геттинген (Германия)

Представление ВУЗа

А.Е. Бажанов

проект договора о сотрудничестве

2.

Прохождение стажировки в МГПУ студентами университета им.Гердера (Германия)

ГОУ ВПО МГПУ, факультет романо-германской филологии

Изучение методики преподавания иностранного языка

Свен Лисцок

Феликс Марков



Посещение занятий по дисциплинам предметного блока для студентов 1-4 курса специальностей «Иностранный язык (немецкий)» и направления «Лингвистика»; проведение открытых занятий.




Участие в международных выставках

1.

Выставка в рамках конференции ЮНЕСКО «Inclusive Education: the Way for the Future»

Департамент образования г. Москвы

Переводческие услуги

А.В. Нагорная, А.О. Каменев





Участие в международных научно-практических и научных конференциях, семинарах, коллоквиумах и т.д.

1.

43 Международ­ный Лингвисти­чес­кий Коллоквиум

Магдебург (Германия),

Ун-т им. Отто-фон-Гюрике, 10 – 13 сентября 2008 г.



Pragmantax II. The present state of linguistics and its branch disciplines

Н.В. Лягушкина

Н.С. Трухановс­кая,

И.В. Макарова,

Г.А. Парфенова



Участие в конференции, публикация статей

2.

Международная школа-семинар по психолинг­вис­ти­ке и когнитоло­гии

Москва, МГЭУ, 16 – 18 февраля 2008 г.

IV Березинские чтения. Человек говорящий и пишущий

О.А. Сулейманова

Участие в конференции, публикация статей

3.

Международная конференция «Лингвистика – 21 век»

03.-05.04.08

Самарский филиал МГПУ








О.А.Радченко


Выступление на трех круглых столах, на пленарном заседании

4.

Межвузовская научно-практическая конференция

Москва, МГПУ, 29 февраля 2008 г.

Вторые научные чтения ИИЯ. Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения, лингводидактики

О.А. Сулейманова, Н.В. Лягушкина

Участие в конференции, публикация статей

5.

25-я Международная конференция

по германистике



Санкт-Петер­бург

Германский фонд академических обменов






Н.Б. Пименова

Участие в конференции, публикация статей

6.

Междуна­родная конференция


Москва, РУДН, 25-26 марта 2008 г.

Профессионально-ори­ентированное обуче­ние иностранному язы­ку и переводу в вузе

Н.В. Лягушкина

Участие в конференции, публикация статей

7.

Межд. конф.

«Перспективы славистики»



Университет г. Гамбург,

Германия


Профессионально-ори­ентированное обуче­ние РКИ

М.В. Загребель­ная

Участие в конференции, публикация статей

8.

Международная конференция


РГГУ, Москва, ок­тябрь 2008

Конфликт в языке и коммуникации

Д.В. Вальков

Участие в конференции, публикация статей

9.

Международная конференция


Гамбург, Германия, ав­густ 2008

Perspectives on Slavistics

Перспективы славистики



Н.Б. Пименова

Участие в конференции, публикация статей

10.

Участие в юбилейных

.мероприятиях, посвященных 450-летию Йенского университета.



Йенский университет им. Ф.Шиллера, Отдел международных связей университета

450-летие университета

В.А Собянина

Участие в культурной программе, встреча с ректором университета, с бургомистром г. Йены, встреча на факультете и международный обмен опытом преподавания немецкого языка

15.

1 Международный съезд выпускников Йенского университета

Йена, Германия

450-летие университета

В.А Собянина

Участие

16.

IV межд.науч. конф.

«Романские языки и культуры: от Античности до современности»




Москва, МГУ

Преподавание французского языка как иностранного

Л.Г. Викулова

О.В. Тимашева

О.А. Дубнякова


Доклад, установление научных контактов

17.

Актуальные проблемы истории и теории романских языков. Межд. конф.

Москва

МГОУ


Преподавание французского языка как иностранного

Н.Г. Епифанцева

В.И. Корж

Л.Г. Викулова


Доклад, установление научных контактов

18.

IV Международная научная конференция


Польша

Варшава


Варшавский университет

Преподавание армянского языка как второго

А.С. Маркосян

Доклад, установление научных контактов

19.

Межд. науч. конф. «Тексты Розанова и мифологемы»

Костромской ГУ

Проблемы преподавания литературы

О.В. Тимашева

Руководство секцией

Доклад


20.

Межд. науч. конф.

«Отечественная война 1812года.Источники.Памятники. Проблемы»



Государственный Бородинский музей-заповедник

Проблемы преподавания литературы

О.В. Тимашева

Руководство секцией

Доклад


21.

IV международная научно-практическая конференция

МГГУ им. Шолохова

Образование как ресурс социально-экономического развития

Д.К. Бартош

Т.Б. Геращенко



Публикация статей

22.

9-ая Международная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения»

ИНИОН

Роль государства в преодолении кризисных явлений в семье (из опыта европейских стран)

Е.Ю. Голицына

Доклад, установление научных контактов

23

Международный семинар «Проблемы билингвального обучения»

Университет г. Монпелье (Франция)

Проблемы содержания обучения в билингвальных школах

А.В. Щепилова

Доклад




Академическая мобильность студентов, аспирантов

1.

стажировка в МГПУ студентов университета им.Гердера (Германия)

ГОУ ВПО МГПУ, факультет романо-германской филологии

Изучение методики преподавания иностранного языка

Свен Лисцок

Феликс Марков



Посещение занятий по дисциплинам предметного блока для студентов 1-4 курса специальностей «Иностранный язык (немецкий)» и «Лингвистика»; проведение открытых занятий.




Зарубежные стажировки преподавателей факультета

1.

стажировка

Германия Педагогический институт Карлсруэ

Научно-исследовательская работа в рамках стипендии Германской службы академических обменов

А.Е.Бажанов

Получен сертификат. Проведена подготовка к написанию монографии




Зарубежные командировки преподавателей факультета

1.

Договор о сотрудничестве с Бакинским Славянским университетом

Азербайджан

Баку



Общее языкознание, методика преподавания ИЯ

О.А.Радченко

Чтение лекций,

Обсуждение перспектив сотрудничества



2.

Договор о сотрудничестве с Киевским педагогическим университетом им. Драгоманова,

Украина

Киев


Посещение Киевского государственного университета им. Шевченко, Киевского педагогического университета им. Драгоманова,

А.Е.Бажанов

сбор материалов по двухступенчатой системе обучения, обмен опытом по организации учебной и научно. -исследовательской работы

3.

Работа в качестве приглашенного профессора

Марсель, Экс-ан-Прованс (Франция)




А.В.Щепилова

Чтение лекций, выполнение научной программы исследований, обсуждение перспектив сотрудничества

4.

Информационный визит по обмену опытом составления национальных и региональных стандартов преподавания иностранных языков

Берлин, Ганновер, Франкфурт

Германия


Стандартизация подходов к содержанию общего среднего и профессионального образования в рамках Болонского процесса

А.В.Щепилова

Посещения учебных заведений, министерств, круглые столы




Совместные издания учебно-методической и научной литературы

1.

Подготовка и издание учебной литературы

Издательство «Дрофа»

УМК для средней общеобразовательной школы

О.А.Радченко,

Г. Хебелер



Книга для чтения к учебнику серии УМК «Всё ясно!»

2.

Подготовка и издание учебной литературы

Издательство «Дрофа»

УМК для средней общеобразовательной школы

О.А.Радченко,

Г. Хебелер



Всё ясно! (учебник немецкого языка для образовательных учреждений), 8 класс

3.

Научно-практический семинар, выпуск научно-методического журнала

г. Оксфорд, Великобритания

Проблемы преподавания английской литературы, журнал Footpath

Н.В. Морженкова

Публикация статей в научно-методическом журнале

4.

Учебное пособие с аудиоприложением

Огайо, США

Английский для педагогов

А.В. Нагорная

Публикация пособия

следующая страница >>