Отчет по практике в детском оздоровительном лагере - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Отчет по практике в детском оздоровительном лагере - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого»

Кафедра практической психологии и педагогики

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Выполнили:

Студентки 3 курса группы А (550191)

очной формы обучения

факультета психологии

Специальности «Педагогика и психология

с доп. спец. социальная педагогика»


Сорокина Маргарита Владимировна

Апухтина Анна Владимировна


Проверил:
Содержание

    1. Отрядная план-сетка работы на смену……………………………..

    2. Макет отрядного уголка…………………………………………….

    3. Список отряда, с указанием интересов, хобби, увлечений членов отряда…………………………………………………………………..

    4. Конспект отрядного мероприятия «Конкурс актерского мастерства»…………………………………………………..

    5. Конспект спортивного мероприятия………………………………….

    6. Конспект отрядного мероприятия «День наоборот»…………………

    7. Описание 5 методов стимулирования активности детей……………..

    8. Выводы и рекомендации по социально-педагогической деятельности вожатого…………………………………………………………………


Отрядная план-сетка работы на смену.

1-Й день

 

Заезд в лагерь.



Операция «Уют»

2-Й день

 Знакомство с лагерем. Собиралочка (Разведай, выясни, спроси)

Верёвочный курс


3-Й день

Торжественная линейка открытия лагерной смены. Пионерский костер.

Праздничная шоу-дискотека


4-й день

Старт-Тинейджер


Фабрика звезд



5-й день

Спортивный праздник. Открытие малых олимпийский игр.

Весёлый экспресс


6-й день

Конкурс «Актерское мастерство»



7-й день

Русский день

Кулинарный поединок


8-й день

День искушения

Веселый футбол (сборная детей лагеря и представителей пед.состава)


9-й день

Конкурс Мисс лагеря

Диско во времени


10-й день

День Индейца. Ищем клад, варим кашу и граем в лесу на свежем воздухе.

Просмотр фильма


11-й день

Турнир рыцарей

Гавайская вечеринка


12-й день

Президентские гонки в лагере.

«Выборы. Презентации предвыборных программ. агитация»

Просмотр фильма



13-й день

Гала-концерт

«Шанс»


14-й день

Экскурсия в Москву.



15-й день

День Симпатий

Конкурс «Валентинки»

Клубная вечеринка



16-й день

День Самоуправления. Умные, умелые на солнце загорелые

Украденный полдник

Дискотека «Мадагаскар»



17-й день

День наоборот.

Видео-конкурс «Сам себе режисер». «Фильм о нашем отдыхе в лагере»


18-й день

День находок в лагере.

Захват базы (ночная игра для всего лагеря)


19-й день

День "Следствие вели...".

Веселые старты. Закрытие малых олимпийский игр.


20-й день

Торжественная линейка закрытия лагерной смены. Пионерский костер.

Вожатский концерт.

Прощальная дискотека



 21-й день -

Выезд из лагеря

Программа была реализована во время второй смены в летнем лагере.

Программа содержит:

- общелагерные мероприятия и праздники;

- отрядные творческие дела;

- систему личностного роста каждого ребенка через занятия в творческих мастерских по интересам;

- спортивно-оздоровительные мероприятия;

- экскурсии, киносеансы, дискотеки.

Большинство детей активно участвовали в мероприятиях лагеря, предпочитая праздники и экскурсии. При лагере действовали различные кружки, творческие мастерские, наиболее популярными из которых являлись кружок рисования, туристический кружок.

От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали активное участие в экскурсиях, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх.

В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желая вливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детского коллектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря.

Анализ содержания мероприятий показал достаточно высокий уровень познавательного потенциала. Дети получили массу положительных эмоций: грамоты, призы, движение, игры, соревнования, - все это способствовало улучшению психосоматического здоровья детей.




Макет отрядного уголка.

Список отряда, с указанием интересов, хобби, увлечений членов отряда.
Таблица 1

п/п

Список отряда

Интересы, хобби, увлечения

1

Вика Н.

Танцы, рисование, чтение книг, катание на роликах

2

Виталик Ш.

Компьютерные игры, рыбалка, конструктор

3

Даша К.

Вышивание, рисование, поделки

4

Женя В.

Футбол, шахматы, шашки

5

Коля Г.

Футбол, плавание, рыбалка

6

Лена И.

Пение, танцы, рисование, ухаживать за цветами

7

Лена Ч.

Рисование, лепка, собирать пазлы

8

Максим Л.

Компьютерные игры, футбол, рисование

9

Настя Л.

Танцы, вышивание, лепка

10

Оля Б.

Поделки, лепка, рисование

11

Паша Г.

Футбол, волейбол

12

Рома Г.

Шахматы, поделки, рисование

13

Саша К.

Футбол, компьютерные игры, волейбол

14

Саша С.

Компьютерные игры, футбол, волейбол, шашки

15

Таня М.

Рисование, поделки, танцы, вышивание

При лагере действовали различные кружки, творческие мастерские, наиболее популярными из которых являлись кружок рисования, туристический кружок, кружок танцев, "Сделай сам".

Девочки, которые увлекались танцами создали свою группу, которую назвали "Seven sky". На конкурсе талантов они заняли первое место и получили "золотой" кубок.

Мальчики, увлекавшиеся футболом, создали футбольную команду "Обана" и участвовали в соревнованиях по футболу с педагогическим составом. По окончании матча, выяснилось, что победила дружба, счет 1:1.



Конспект отрядного мероприятия.

Название мероприятия: Конкурс актерского мастерства.

Обоснование выбора мероприятия: самовыражение детей, выражение актерских способностей, сплочение коллектива.

Основные игровые задачи: показать актерские способности.

Возраст детей: 10-13 лет

Роли: ведущий, участники, жюри.

Реквизит, оформление: музыкальное сопровождение, карточки с оценками. Стул, чемодан, швабра, подушка, расчески, заколки, шпильки, резинки для волос, краски, карандаши, фломастеры.

План мероприятия:

Ведущий проводит различные конкурсы, в которых участвуют все дети отряда, демонстрируя свои актерские способности. Конкурсы оценивает жюри. После каждого конкурса один или несколько участников, набравших наименьшее количество баллов, выбывают (получая при этом поощрительные призы), пока не останется один участник - победитель.

Задания конкурса:

1. Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами:

Скрип дверей; Листание книги;

Как жариться котлета; Кипящий чайник;

Заводящийся транспорт; Вентилятор;

Заводящийся транспорт; Как лыжник идет по снегу;

2. Ребятам нужно изобразить, как садиться:

Обезьяна; Наказанный Буратино;

Один из трех толстяков; Пчела на цветок;

Один из трех толстяков; Очень усталый человек.

3. Изобразить походку человека:

Хорошо пообедавшего;

У которого жмут ботинки;

Неудачно пнувшего кирпич;

Одного оставшегося ночью в лесу.

Артиста балета;

Туриста несущего тяжелый рюкзак.

4. Мимикой и звуками изобразить:

Как вас облили супом в столовой;

Как на вас в лесу напала стая комаров;

Как вы входите в узкую дверь вдвоем.

5. Мимикой и звуками изобразить:

Встревоженного кота;

Грустного пингвина;

Восторженного кролика;

Хмурого орла;

Разгневанного поросенка.

6. Мелодию песни "Солнечный круг":

Прогавкать;

Промяукать;

Промычать;

Проквакать;

Прокукарекать (прокудахтать).

7. Прочитать стихотворение "Идет бычок качается…", словно:

Оправдываясь перед товарищем;

Обидевшись на кого-нибудь;

Хвастаясь перед друзьями;

Рассердившись на младшего брата;

Испугавшись собаки.

8. Нарисовать фантастическое животное или растение и придумать ему название.

9. Показать жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы:

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда;

Любишь кататься, люби и саночки возить;

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;

На чужой каравай рот не разевай.

10. Изобразить танец:

Со шваброй;

Со стулом;

С чемоданом;

С подушкой.

11. Шумовой оркестр. Требуется исполнить любую популярную песню, но аккомпанировать на любом подручном материале, найденном в помещении: на швабре кастрюлях и т.д. Время на подготовку 5 минут.

12. Изобразить скульптуры - "жертвы спорта":

Штангиста, не успевшего вовремя отпрыгнуть от штанги;

Вратаря, поймавшего шайбу зубами;

Парашютиста, забывшего, за что нужно дернуть;

Горнолыжника, не убежавшего от лавины.

13. Придумать рекламу:

Обогревателя для пупка;

Пуговиц трехдырочных;

Съедобных тарелок;

Гибкого зеркала;

Шнурков быстрорастворимых.

14. Создать прическу:

"Атака левым флангом ";

"Несжатая полоса";

"Взрыв на макаронной фабрике";

"Фонтан на площади".

15. Придумать рассказ про:

Собаку, которая жила в холодильнике;

Ворону, любящую кататься на велосипеде;

Щуку, играющую на гитаре.

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности: предлагалось детям с интересом провести время, возможность проявить свои актерские способности, посоревноваться командами, еще больше подружиться.

Предполагаемые результаты: проявление актерских способностей детей, сплоченность коллектива, ввести "отверженных" детей в общий коллектив.

Полученные результаты: "отверженные" дети были приняты в коллектив, благодаря своим "неожиданно" открывшимся способностям. В этом конкурсе победила ДРУЖБА. Были награждены не только участвующие команды, но и отдельные участники в различных номинациях.

В номинации "Самый смешной" победил Максим Л. и был награжден сладким призом "медалькой"

В номинации "Самый активный" первое место занял Рома Г. и был награжден сладким призом.

Приз зрительских симпатий получила Лена Ч. ,а лучшим актером был признан Виталик Ш., за что и был награжден почетной грамотой.

Анализ проведенного мероприятия: конкурс прошел весело и был успешным для многих ребят, команды соревновались друг с другом проявляя свои творческие способности, дети болели друг за друга. В ходе мероприятия дети еще больше сдружились друг с другом, неуверенные в своих способностях ребята еще больше поверили в себя, кто-то из детей открыл в себе новые способности. Детям мероприятие очень понравилось, они выдвинули предложения проводить такие мероприятия чаще.

Конспект отрядного мероприятия "День наоборот".

«ДЕНЬ НАОБОРОТ»

Цель – развивать фантазии и творческие способности детей.

Задачи:



  • заинтересовать детей участием в программе;

  • дать возможность проявить детям свои творческие способности;

  • поощрить детское творческое воображение.

Сценарий:


Утром вывешиваются шуточные режимы дня и праздничное меню:

РЕЖИМ ДНЯ:


8.45 Легкая пробежка от Владивостока и обратно

9.00 Завтрак переносится на следующую неделю

9.30 Прививки от обжорства

10.00 Купание в стиральной машине

10.30 Время ха-ха

11.00 Время хи-хи

11.30 Время хо-хо

12.00 Футбол для тех, кому за 10, участвуют команды «Воспитатели» и «Дети»

Праздничное меню:
Ужин (вместо завтрака)

  1. Каша из топора

  2. Компот из бантиков

  3. Дырка от бублика


Обед 

  1. Суп с пуговицами

  2. Ножки от стульев под майонезом «Кальве»

  3. Сахар с чаем без чая и сахара


Полдник

  1. Шнурки свежемороженые

  2. Пластиковые стаканчики из под йогурта

Ход мероприятия
Вожатые предлагают провести сегодняшний день наоборот в одном ботинке, в одежде наизнанку, со смешными причёсками. Вечером вожатые устраивают игру.


Вожатый:
- дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на нашей игре, которая одновременно является и соревнованием. Здесь вы должны показать свой ум, смекалку и силу. Итак, сформируем 2 команды (Формирует команды). Но, как известно, безымянных команд не бывает. Сейчас мы дадим время нашим участникам посовещаться и решить, как же будет называться их команда (Они думают и называют).

1. конкурс «Реклама». Дети демонстрируют рекламу:


  • червивого яблока

  • пустой консервной банки

  • лопнувшего шарика

  • перегоревшей лампочки


2. Конкурс комических походок. В этом конкурсе принимают участие все желающие. Ведущий предлагает изобразить походку:


  • младенца

  • человека, разбитого радикулитом

  • балерины

  • солдата


3. Конкурс страшно смешных гримас. Ведущий предлагает всем желающим состроить смешные гримасы, которые оценивает жюри.

4. Конкурс «Меню». Дети должны составить свое меню этого дня.

5. Конкурс «Математиков».

А теперь узнаем, кто же считает лучше и быстрее.

700*600 = 420000 200*600 = 120000

500*30 = 15000 70*700 = 49000

900*9000 = 8100000 3000*5 = 15000

6. Конкурс «Гонки на тачках»
От каждой команды требуется по 1 мальчику и девочке. Мальчик держит девочку за ноги, а она передвигается на руках. Кто быстрее достигнет цели, тот и победил.

Анализ мероприятия:

В ходе мероприятия поставленная цель и задачи были реализованы. Детям очень понравился "День наоборот". Каждый ребенок смог дать волю своим фантазиям и придумать себе образ на целый день. Дети проявляли свою активность в течении всего дня. Ребятам очень понравились вечерние конкурсы, в которых у них был очередной шанс проявить свои актерские и творческие способности.



По итогам конкурсов победила дружба, участники были награждены почетными грамотами и сладкими призами.


Конспект спортивного мероприятия.
Название мероприятия: Открытие малых олимпийских игр.

Задачи мероприятия:

1. Активизация физкультурно-спортивной  работы и участие всех детей в спортивной жизни лагеря;
укрепление здоровья и физического совершенствования детей;

2. Воспитание общественной активности и организаторских способностей участников;
3. Сплочение коллектива.

Возраст: 10-13 лет

Оборудование: скакалка, мяч, обруч, кегли, карта, клад.

Цель участников спортивного мероприятия выиграть и найти клад спрятанный на территории лагеря (легенду о кладе можно придумать в зависимости от того, что представляет из себя клад). В начале команды придумывают себе названия и выбирают капитанов (1 минута).

I. Клад найдут только самые быстрые – эстафеты (за каждый этап 1, 2 или 3 балла (0 если команда не справилась совсем) 

1. Эстафета со скакалкой – допрыгать до контрольного пункта и вернуться обратно, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию. 
2. Эстафета со скакалкой – взять скакалку в одну руку и перепрыгивая через скакалку добежать до контрольного пункта, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию. 
3. Эстафета с мячом – довести мяч до контрольного пункта и вернуться, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию. 
4. Эстафета с тремя мячами – 1 мяч зажат коленями, остальные два в руках – нужно добежать до контрольного пункта и вернуться с 3 мячами в руках. 
5. Эстафета с мячом – довести ногами вокруг кеглей мяч до контрольного пункта и вернуться с мячом бегом, побеждает команда, участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию. 
6. Эстафета с мячом в парах – зажать мяч между головами и добежать до контрольной точки, вернуться с мячом, зажатым между головами. 
7. Эстафета с обручем – перепрыгивая через обруч добраться до контрольного пункта, вернуться бегом, с обручем в руках, побеждает команда участники которой быстрее всех преодолеют дистанцию. 
8. Эстафета с обручем и мячом – один участник команды (капитан) становится на контрольной линии с обручем, члены команды по очереди ведут мяч до контрольного пункта и оттуда бросают, стараясь попасть в обруч (баскетбол) – обручем можно ловить мячи, побеждает команда забросившая больше всех мячей. 
9. Эстафета с обручем и кеглями – катить обруч вокруг кеглей, стараясь не сбивать, до контрольного пункта, вернуться обратно бегом с обручем в руке. 
10. Эстафета с кеглями (собрать все кегли) - на контрольном пункте находятся кегли, участники добегают, берут 1 кеглю и возвращаются, побеждает команда собравшая все кегли. 

II. Поиск карты. Участники команд должны на территории лагеря ( каждый в своем квадрате) найти кусочки карты (подсказки) спрятанные в различных предметах (команды должны четко инструктироваться – где искать и что искать), собрав вместе эти кусочки можно прочесть подсказку (загадку) и определить, где же находится клад. На этом этапе команды получают 3, 2 и 1 балл. 

III. Поиск клада. По карте (по подсказке) участники команд ведут поиск клада –

По сумме баллов во всех состязаниях жюри определяет команды занявшие 1, 2, 3 места в спортивном состязании. 

Анализ проведенного мероприятия:

По итогам конкурса выяснилось, что победила дружба. Все участники соревнования были награждены почетными грамотами и сладкими призами.

Все с удовольствием принимали активное участие в олимпиаде. Было много смеха, шуток, позитивной энергии. Дети были эмоциональны, быстро ориентировались в ситуации. Участники показали собранность, нацеленность на победу.  Была отмечена высокая заинтересованность ребят, хорошая организация, но не все дети были внимательны и сосредоточены, некоторые терялись при выполнении новых заданий, хотя через некоторое время снова входили в атмосферу соревнований. Ребята поверили в свои возможности, многие сумели преодолеть свой страх перед неудачей,  а те, у кого почти все получалось (Саша К., Саша С., Вика Н., Коля Г., Женя В.) показывали образец выполнения эстафет.

В целом,  команды играли собранно, слажено, на эмоциональном подъеме.

Методы стимулирования активности детей.

Коллективно творческое дело

Технология коллективной творческой деятельности, разработанная ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников, описана довольно подробно. Суть ее предельно проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии педагога, вожатого, воспитателя как воодущевителя, подсказчика, помощника советчика Дети сами проводят свои КТД сами оценивают их, обсуждают, если в этом есть необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле.

Педагог лишь подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе; передает им свои опыт по ходу дела. Взрослый руководитель принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Он ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла; постоянно опирается на микроколлективы своего класса (отряда): звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого ребенка в том или ином КТД.

Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» помогут, такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно «развести» по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства (в том числе в лагере - палатки, палаты, корпуса). Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по одному партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу.

Группа - главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Взрослому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем не обязательно должна быть командная роль. И дети, и сам руководитель устают от такой вечной командности. В творческом деле педагог может быть лидером (там, где дело связано со здоровьем детей: например, в походе); членом совета дела (отвечать за какую-то часть КТД); оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключается.

Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

КТД - это разнообразие, это новый элемент в старом деле, это «изобретение», фантазия, дерзость. ( Приложение 1 ).

Интеллектуальная игра - индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Чаще всего педагоги выделяют следующие требования к активизирующим задачам: сочетание посильности и определенной трудности – постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся.

Участие в интеллектуальных играх требуют от школьников развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования. (Приложение 2).



Выводы и рекомендации по социально-педагогической деятельности вожатого.

Вывод:

Таким образом, вожатый в лагере это работа, которую нельзя со всей ответственностью назвать работой. В полном смысле этого слова. Скорее, это приключение, которое каждый, посвятивший свою жизнь вожатству, проходит по-своему. Для кого-то это приятное и беззаботное времяпровождение, кто-то проходит становление непросто, набивая всевозможные шишки. Работая вожатым в лагере, приходится взаимодействовать с самыми разными людьми. Во-первых, это дети. И далеко не каждый ребёнок – ангел воплоти. Да, в лагере всегда есть чудо-дети, незаменимые помощники вожатого. Такие и зарядку проведут вовремя и проверят, помыли ли малыши руки перед обедом. Но, встречаются и такие уникальные экземпляры, от которых рыдает весь лагерь, и от которого руководство пытается как можно скорее избавиться. Это одна из важнейших трудностей в работе вожатого.



Ребенок, как нам кажется, ждет от вожатого веселого, интересного, занимательного общения, ждет понимания. Поддержки, ждет ответов на свои непростые вопросы, ждет творчества, отдыха и свободы. 

Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый должен быть эрудированным. Сфера его знаний должна быть настолько широка, чтобы удовлетворить интересы детей с разным кругозором. Вожатый должен меняться вместе с членами детской организации. Если вожатый не демонстрирует своего развития, то коллектив может выйти из – под его влияния. Важнейший этап работы вожатого – целенаправленность. Вожатый должен знать, чего добивается, к чему стремится, для чего он проводит коллективные творческие дела (КТД), тренинги, «огоньки».Центральное место в системе целей и задач вожатого должна занимать личность ребенка – ее благополучное развитие в условиях и в процессе групповой (коллективной) деятельности. Ребенок – цель работы вожатого, а не средство его самовыражения. 

Рекомендации вожатому.

Что делать, если дети не хотят спать?


Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?


Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?


Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?


Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:
- Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
- Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
- Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?


Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Можно ли наказать непослушного ребенка?


Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.

Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?


- Принимать ребенка таким, каков он есть.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
- Жить с ребенком общей жизнью.
- Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
- Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?


Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
- методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
- методом совместного обсуждения разногласий.

Заповеди вожатого!

1. Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

2. Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

3. Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.

4. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.

5. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

6. Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

7. Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.

8. Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

9. Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.

10. Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.

11. Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.

12. Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".

13. Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

14. Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

15. Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

16. Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.

17. Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.

18. Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.

19. Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.

20. Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию

И еще несколько советов:

  • Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

  • Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.

  • Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.

  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  • Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.

  • Если ребенку плохо, поставь себя на его место.

  • Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

  • Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

  • Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.

  • Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.

  • Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце. Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.

  • Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.

  • Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

Конфликтная ситуация №1

Мальчик Рома 13 лет приехал в лагерь первый раз. Он из многодетной семьи, одет скромно. Тихий, спокойный старался быть незаметным в первые дни пребывания в лагере.

На пятый день смены у лидера отряда Саши пропадает мобильный телефон. Он жил в одной комнате с Ромой. До пропажи, Рома интересовался мобильным телефоном Саши. В результате Саша обвинил Рому в воровстве при всем отряде. Началась травля Ромы, со стороны детей в отряде. Его стали обзывать вором, игнорировать. Он пытался оправдываться, но его некто не слушал.

Решение:


Мы выслушали каждого участника конфликта по очереди.  Уточнили, в чем состоит проблема (из-за чего произошел конфликт), а именно:

- что каждый из участников  хочет или не хочет в ситуации взаимодействия;

- что нужно или важно для каждого из конфликтующих в сложившейся ситуации.

Вели беседу и побуждали участников на то, что бы каждый мог предложить несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации. Т.к. договориться не получилось, мы обратились к администрации лагеря. Уже через несколько дней телефон был найден. Его нашли ребята из другого отряда.

В связи со случившейся ситуацией мы решили, что все дети будут сдавать свои телефоны в специальное хранилище. Хочешь поговорить с родителями – приди в любое время, позвони и снова сдай на хранение.

Приложение №1

  «Буриме»


 Название это французское и означает - «Рифмованные концы». Игра заключается в том, что бы на заранее заданные рифмы написать стихи. Проводится в виде конкурса. Например: дело, класс, смело, раз.

Наш Петруша знает дело,

Хоть смотрите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

 «Шарады»


Играющие делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-то слово или фразу (по договоренности). Потом выбирают кого-то из команды соперников и говорят ему загаданное слово на ухо. Этот человек должен изобразить без помощи слов это слово, а его команда старается отгадать. На отгадку дается время. Потом команды меняются ролями. Можно вести счет игре. Иногда придумывают систему знаков для облегчения отгадывания.

«Сказка»


 Всем участникам предлагается сочинить сказку, но только не сначала, а с конца. Каждый игрок может говорить по одной фразе, которую все записывают. За тем эти фразы зачитываются, но уже сначала, т.е. от последней фразы к первой.

 «Сколько знаешь ты имен?»


 Играющий должен сделать быстро 10-15 шагов, называя на каждом мужское или женское имя. Имена должны быть только мужские или женские, дважды одно упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.

 «Сиамские» близнецы»


 Две – три пары ребят (можно больше) привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Эти как бы пары «наоборот» должны сплясать «барыню», станцевать танго или вальс, пробежать десять метров туда и обратно как «сиамские» близнецы.

 Сказочник

       Гостям напоминаются сюжеты известных русских сказок и предлагается составить и рассказать новые версии - в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д. Победителя определят гости с помощью аплодисментов.

 Смех


 Человеческий смех порой называют "многоликим". Это означает, что смех может иметь много оттенков, может выражать очень разные эмоциональные состояния человека. Диапазон смеха невероятно широк: от детского "гуканья" до старческого "кхеканья", от заливистого девчоночьего до мужского сдержанного, от смеха, а ля Фантомас до смеха, а ля комиссар Жюв.... Попробуйте засмеяться так, чтобы ваш смех все могли назвать...

 

надменным;



простодушным;

заискивающим;

восторженным;

зловещим.

  Новость одной строкой

 Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень короткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: "Новость одной строкой". Попробуйте составить однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова должны быть такие:

— Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;

Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;

Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;

Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;

Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное — чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.

  Немое кино

 Звук появился в кино в начале 30-х годов 20 века. До этого кино было "немым". Это значит, что актеры, снимавшиеся в фильмах тех лет, не произносили слов: для передачи чувств, мыслей, желаний они использовали яркие, выразительные жесты. Попробуйте, подражая актерам той эпохи, создать немой фильм по мотивам басен И.А.Крылова:

—   "Ворона и лиса";

—   "Стрекоза и муравей";

      —  "Квартет";

—   "Волк и ягненок";

—   "Демьянова уха".                             

 Новые дорожные знаки            

 Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в "азбуке дорог". Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории "предупреждающие" и называются так:

— "Осторожно: глухие старушки";

"Осторожно: низко летящие кометы";

"Осторожно: жидкий асфальт";

"Осторожно: злые террористы";

"Осторожно: неприятные запахи".

  Старая сказка в новой лексике

 Когда люди одной профессии разговаривают друг с другом, они всегда используют в своей речи слова, непонятные или малопонятные другим людям. Эти слова чаще всего являются какими-то специфическими терминами. Совокупность этих терминов называют "профессиональной лексикой". Конечно, профессиональную лексику необходимо использовать только в рамках профессиональной деятельности, но иногда люди забывают об этом и говорят на своем особом языке даже тогда, когда это совсем не нужно. Например, они могут, используя свой профессиональный язык, рассказывать сказки маленьким детям. Попробуйте показать, как это у них получается. Вспомните некоторые сказки Г.Х.Андерсена ("Огниво", "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Стойкий оловянный солдатик", "Дюймовочка") и перескажите их так, чтобы в повествовании максимально использовалась лексика...

— военная;

медицинская;

юридическая;

политическая;

педагогическая.

 Танцы «Спина к спине»

 Танцы бывают одиночные, парные и групповые. Парные танцы исполняют, стоя лицом к лицу и поддерживая друг друга за руки, плечи или талию. Также при этом мужчина и женщина глядят друг другу в глаза. А что будет, если появится мода исполнять парные танцы, стоя спиной к спине? Попробуйте проверить, что из этого получится. Станцуйте "затылок в затылок" такие известные танцы, как...

— вальс;

кадриль;

фокстрот;

самбо;

                        — твист.

Приложение №2

 Игра "Верно — неверно"


Для игры нужно заранее приготовить список вопросов. Из числа гостей формируются 2 команды. Их нужно усадить в ряд друг напротив друга, а на каждом конце между двух рядов установить 2 стула: один будет обозначать «верно», другой — «неверно».
Ведущий зачитывает утверждения из списка каждой паре соперников по очереди. Если им кажется, что утверждение верно, они должны как можно быстрее занять «верный» стул, и, соответственно, если неверно, — оккупировать другой стул. Кто сделает это первым и не совершит ошибки, получает очко. Тематика вопросов может соответствовать теме вечеринки или быть произвольной. Например:
1. В ноябре 30 дней.
2. Нью-Йорк — столица Соединенных Штатов Америки.
3. В футбольной команде И человек.
4. Виагра — средство для повышения потенции.
5. Голландия — то же самое, что и Нидерланды.
6. В слове «любовь» 7 букв.
7. Рост манекенщицы не должен быть меньше 180 см.
8. В сказке «Репка» 8 персонажей. Количество и сложность вопросов определяется составом участников.

Эрудит-лото (О, счастливчик!)

1. Гостиница «Россия» не была включена в «Книгу рекордов Гиннеса» из-за

а) Отсутствия удобств

б) Больного количества «ночных бабочек».

в) Государственной собственности на нее.

г) Из вредности.

2. "Двойным бриллиантом" назывался

а) Главный приз кинофестиваля в городе Куала-Лумпур.

б) Главный труд великого талмудиста 11 века Михоэлса.

в) Первый в мире кроссворд.

г) Самогон самой высокой очистки во Владимире эпохи поздней перестройки.

3. Настоящий джентльмен может пригласить на танец даму, сидящую за соседним столиком только после того, как

а) Даст в морду ее кавалеру.

б) Подарит ей букет цветов.

в) Выпьет четвертую рюмку.

г) Перетанцует со всеми дамами, сидящими за его столом.

4. Японская школьная форма скопирована

а) Парадной самурайской.

б) Формы американских десантников.

в) Формы русских гимназистов.

г) Формы советских милиционеров

5. Некоторое время медали Чемпионаты СССР по фехтованию разыгрывались за сражения на

а) Палках

б) Офицерских кортиках

в) Штыках

г) Мечах харалужных.

6. В Средние века на факультете свободных искусств в основном занимались

а) Живописью и рисованием.

б) Физкультурой и спортом

в) Математикой и музыкой

г) Интригами и шашнями.

7. Екатерина II собиралась, да так и не собралась поставить памятник

а) Петру Великому

б) Себе самой

в) А.С. Пушкину

г) Вольтеру




Игра "Проложить маршрут"


Многим знакома игра, в которой каждому требуется составить цепочку слов по принципу чайнворда: последняя буква предыдущего слова должна совпадать с начальной буквой последующего: «береза - акация - ясень - нарцисс - столетник...» и т.п. (например игра "Города"). При этом выбор слов ограничивается какой-нибудь определенной темой, например только названия растений или только названия городов и т. п.

Буквы «ь» и «ъ» в расчет не принимаются - берется буква, которая предшествует им в слове. Кто в течение пяти минут сумеет составить наиболее длинную цепочку слов, тому и присуждается победа в игре. 

Игра становится еще более занимательной, когда заранее даются «слово-старт» и «слово-финиш», то есть начальное и конечное слова будущей словесной цепочки. Задача играющих - составить маршрут, найти промежуточные слова между «стартом» и «финишем» в пределах заданной темы. 

Допустим, начальное слово - «поезд», а конечное - «станция». Чтобы привести «поезд» на «станцию», можно пользоваться словами только железнодорожного лексикона. В приведенном примере достаточно двух таких промежуточных слов: поезд - депо - откос - станция. Но в иных случаях «маршрут» может оказаться весьма длинным и извилистым.


Игра "2 буквы"


Первый участник говорит слово - существительное, желательно в единственном числе. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест. Кроме того, если на две последние нельзя придумать слово (метель), то нужно придумать на две предпоследние (ел) и так далее. 

Весь прикол в объяснениях и в том, что мозг начинает очень яростно работать. И самое интересное это то, что все знают, о чем идет речь, но конкретно об этом никто не говорит. Например: Птица -> Стоит на одной ноге, ест лягушек -> (Цапля) -> То, что ест цапля -> (лягушка) -> в чем варят борщ -> (кастрюля)...


Игра "Составь акростих"


Игрокам нужно написать стихотворение, но начальные буквы слова во главе каждой строчки должны составлять имя человека или какое-либо слово. Например: 

Моя любовь к тебе сильна, 


И нет любви конца. 
Шипов от розы ждет она, 
А может быть венца. 

ИЛИ:


Дерзай, невинное дитя,
Интригу жизни постигая !
Мишенью быть - избавь лихая ,
А в мудрости найти себя!

Данные стихотворения посвящены Мише и Диме, чьи имена можно прочесть сверху вниз по первым буквам. Можно объявить целый конкурс на написание послания в стихах, на создание акростиха.


Игра "Ассоциации"


Играющим предлагается написать на листке два столбика, из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Затем для каждой из четырех пар слов — по одному слову из каждого столбика — нужно придумать некоторые связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими: 

— кошка греется под лампочкой; 


— у кошки усы, как спираль у лампочки; 
— кошка круглая и теплая, как лампочка; 
— глаза у кошки горят, как лампочки; 
— форма головы у кошки напоминает лампочку. 

Дается пять минут на выполнение задания. Затем нужно просуммировать все ассоциации по каждой из четырех пар. Обсуждаются самые интересные ассоциации, выбирается самый выдающийся мастер ассоциации.


Игра "Черный ящик"


Игрок одной из команд ставит на стол два ящика. В них могут быть зеркало, очки, пуговицы, искусственные цветы, веер и т. д. Задача игрока: рассказать о вещи, которая лежит в ящике, подбирая удачные выражения, используя примеры из жизни и сравнительные характеристики. Команда соперников должна угадать, какая вещь лежит в ящике.

Игра "Перевертыши"

Ведущий предлагает гостям произнести привычный, знакомый текст пословицы взамен тому, который прозвучит:


1. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят... (Дареному коню в зубы не смотрят.)
2. Учиться нужно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи — век учись!)
3. Если взялся за какое-то дело, доводи его до конца, даже если это сделать трудно! (Взялся за гуж:, не говори, что не дюж!)
4. Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадежно, непрочно. (Где тонко, там и рвется.)
5. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться. (Как аукнется, так и откликнется.)
6. Не берись за незнакомые дела. (Не зная броду, не суйся в воду.)