Отчет об участии в международном педагогическом семинаре «Стратегии и практики современного образования: Опыт Швеции» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронная газета русской диаспоры в Швеции 3 409.65kb.
Опыт зарубежных стран: лесопромышленный комплекс Финляндии, Швеции... 1 92.33kb.
Отчет о прождении операторской практики с 08. 02. 99 по 13. 1 385.6kb.
Отчет о прохождении производственной практики студента группы сд... 3 429.58kb.
Отчет по преддипломной практике База практики : Ночной клуб «Барин»... 9 3016.11kb.
Социалистических республик и правительством швеции о международном... 1 89.44kb.
Центрального комитета коммунистической партии советского союза 34 11078.22kb.
Поэтические страницы александр сизов 1 258.16kb.
Отчет об участии в конференции Общества по развитию социоэкономики... 1 105.16kb.
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических... 1 140.48kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Отчет о деятельности Бюджетного учреждения «Национальный ансамбль... 1 256.14kb.
- 4 1234.94kb.
Отчет об участии в международном педагогическом семинаре «Стратегии и практики современного - страница №1/1

Отчет

об участии в международном педагогическом семинаре «Стратегии и практики современного образования: Опыт Швеции»
Я, Баскакова Светлана Владимировна, начальник управления образования городского округа «Город Губаха», участвовала в международном семинаре, который проходил с 29 сентября по 08 октября 2013 в г. Харносанд, Швеция.

Руководители семинара:

Eduardo Gran Villanueva-Contreras, Harnosand folkhogskola, Sweden

Елена Робертовна Ядровская, Центр «Альфа-Диалог», Россия

Координаторы семинара:

Olga Lysova, Harnosand folkhogskola, Sweden

Дарья Худякова, Центр «Альфа-Диалог», Россия

Организаторы семинара:

Учебный центр «Harnosand folkhogskola»

Автономная некоммерческая организация «Центр дополнительного образования – «Альфа-Диалог»

За время пребывания в г. Харносанд (Швеция) посетили следующие образовательные учреждения:



  1. Средняя школа рана «Murberg»

  2. Средняя школа «Murbergsskola»

  3. Учебный центр «Harnosand folkhogskola»

  4. Среднешведский университет

  5. Школа «Kristinaskolan»

  6. Школа спасателей «Raddningsgymnasium»

  7. Гимназия «Harnosands gymnasium»

Кроме этого, в Норвегии посетили филиал Университета прикладных наук в г. Оса.

Швеция давно известна не только высоким качеством образования, но и тем, что обучение на каждой ступени является бесплатным, т.к. учебные заведения полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Благодаря отличной репутации на мировом рынке колледжи и университеты Швеции с каждым годом привлекают все большее число иностранных студентов.

Образовательная система Швеции находится под контролем Министерства образования страны, и специально созданные комиссии разрабатывают учебные программы, единые по всей стране. Основной чертой современной системы образования Швеции является ее демократичность, т.е. все дети, независимо от их социального положения и национальности, имеют равные права получить образование.

Государство гарантирует всем шведским детям в возрасте от 1 до 5 лет место в детском саду. Посещение дошкольных учреждений не обязательно, как и в большинстве других государств. Так же необязателен к посещению и подготовительный класс, в который производится набор детей, достигших возраста 6 лет.

Предшкола, является старшей ступенью дошкольных учреждений. Здесь, преимущественно в игровых ситуациях, шестилетние дети овладевают началами чтения и письма. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада.

В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется мера зрелости ребенка, возможные отклонения в физическом и психическом здоровье.

Даже маленький ребенок рассматривается как независимая личность, которую нужно растить, не нанося урон его душе и разуму, не калеча, не унижая. Детей воспитывают так, чтобы они умели сами принимать решения.

Ребенок сам должен все осознать и захотеть ходить на горшок и т.п. Обычно это происходит года в три. И нет ничего необычного в четырехлетнем ребенке, сидящем в коляске и жующем соску!

Детей воспитывают так, чтобы они росли независимыми, умели сами принимать решения. Например, даже крохотного малыша, когда он просит пить, можно спросить, что он хочет — чай или сок, — чтобы дать ему возможность сделать выбор самостоятельно. И это шведы повторяют на разных уровнях в отношении все более серьезных проблем. Ребенка учат осознавать ответственность за принятые решения и быть готовым к их последствиям.

С самого раннего возраста шведским детям прививают и умение правильно относиться к деньгам. Установка следующая: хорошо иметь деньги, но, чтобы их иметь, нужно работать, и тогда ты их ценишь. Детей учат тратить разумно, составлять собственный бюджет, потому что деньги ребенок получает раз в неделю или раз в месяц. Кроме того, родители могут оплачивать детям некоторую работу по дому. Своими финансами дети распоряжаются по собственному усмотрению. Сходить в кино, кафе, парк развлечений — за свой счет. Или экономят, чтобы купить что-то более крупное. Маленькие приобретают игрушки, те, что постарше, — кассеты, компакт-диски с записями любимых исполнителей (кстати, очень много «детских» денег уходит в Швеции именно на это), девочки копят на модное платье, если оно не запланировано семейным бюджетом.

Половое воспитание детей в Швеции начинается еще с детского сада в доступной для них форме. Собственно, происходит оно и в семье. Шведы знают: когда дети начинают задавать вопросы на эту тему — они готовы к получению правдивых и доступных для их понимания ответов. Секс в Швеции — не запретная тема: о нем говорят много и открыто.

В Швеции дети получают полную информацию о том что такое сексуальные отношения в возрасте 5-6 лет. Информация включает такие вопросы как опасность и признаки педофилии.

В общем гармоничное сексуальное развитие должно начинаться с периода развития ребенка, в котором половые функции еще не начали работать. А следовательно прививается рациональное отношение к этой сфере человеческих отношений.

Рукоприкладство в отношении ребенка категорически запрещено.

Днем дети в основном находятся в детском садике, а если родители хотят пойти куда-нибудь в вечернее время, они нанимают «бэбиситтера» (часто это старшие школьники).

Обучение в шведской школе разделено на 2 этапа — общеобразовательная средняя школа (Grundskola) и гимназия (Gymnasieskola). Школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет, но по желанию родителей дети могут пойти в школу и в 6 лет. Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Общее среднее образование включает в себя следующие ступени: начальную (1 - 3 классы), промежуточную (4 - 6 классы) и старшую (7 - 9 классы), что составляет 9 лет обучения в школе. Выпускных экзаменов в школе нет.

В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется мера зрелости ребенка, возможные отклонения в физическом и психическом здоровье.

В первых трех классах все предметы ведет один учитель.

В промежуточных 4-6 классах обязательной школы все предметы также ведет один учитель.

Начиная с пятого класса мальчики и девочки, по возможности, занимаются раздельно.

Специализация обучения в старших, 7-9 классах, осуществляется за счет выборных дисциплин и альтернативных курсов математики и иностранных языков.

Преподавание выборных дисциплин организуется в том случае, когда каждую из них избирает не менее пяти учеников.

Разброс в уровне подготовки выпускников обязательной школы был и остается очень значительным. Дело в том, что на протяжении семи лет обучения в ней отметки - текущие и годовые - не выставляются. Второгодничества нет. Учитель обычно уведомляет родителей лишь об экстраординарных отклонениях в учебе и поведении детей. Только в старших 7-9 классах выводятся семестровые оценки.

Спорту отводится огромное место в воспитании как в школе, так и в семье.

В школьной программе присутствует история искусств других стран мира. Но специализированных студий, школ, кружков, где учат балету, рисованию, лепке и т. д., в стране нет. Музыкальных школ всего несколько на всю страну.

Читают шведские школьники в основном то, что необходимо по школьной программе.

Примечательно, что каждый житель Швеции говорит по-английски, так как в школе его учат с самого раннего возраста.

Для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей.

Многие программы дают обучение в форме «один курс в одно время, другой в другое», поэтому вам не надо распаляться на изучение нескольких предметов одновременно. Обычно за семестр получается, таким образом, по 3-4 предмета. По окончанию каждого курса – экзамен, что также может рассматриваться как нечто положительное, поскольку вы сразу применяете и проверяете пройденные знания. Технические программы заметно отличаются по уровню сложности по сравнению с гуманитарными.

На каждой программе или курсе ограниченное число мест, поэтому конкурс на поступление существует. При рассмотрении заявок на конкурсной основе будет также учитываться и иметь вес ваше предыдущее образование и опыт работы.

По окончании школы более 97 % учащихся продолжают обучение в гимназии, учебные программы которых имеют различную направленность: профессиональную, техническую или академическую (социальные и естественные науки). Гимназии академического и технического направления готовят учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Разнообразные программы гимназий связаны между собой, и учащиеся имеют возможность переходить из одних программ в другие. Учебная программа включает в себя изучение обязательных дисциплин, предметов по специализации и дисциплины, которые каждый ученик выбирается для себя самостоятельно. Длительность обучения в гимназии составляет 3 года.

В настоящее время в рамках шведской средней школы насчитывается 17 национальных программ, основой учебных программ которых являются 2-4 основных предмета ориентации. Учебная программа состоит из 4 компонентов: обязательные предметы, предметы специализации, ориентационные предметы и дисциплины, которые каждый ученик выбирается для себя индивидуально.

Школьный год в Швеции составляет, в среднем, 190 дней (но не менее 178) с пятидневной учебной неделей. В начальных классах дети занимаются по 6 часов в день, но их количество возрастает до 8 в ходе обучения в гимназии. Выпускные экзамены по окончании гимназии были отменены правительством в восьмидесятых годах.



Образование в шведском университете дается в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний с учителем или без. Экзамены – в форме написания домашних работ или работ в аудиториях, экзаменационные семинары также частое явление. Некоторые моменты в обучении обязательны для посещения, как например лабораторные или семинары – ваше отсутствие на них компенсируется самостоятельной письменной работой. Однако, вы сами выбираете, что вы должны посещать, а что нет: главное, чтобы все обязательные работы были сданы вовремя и зачтены.

В Швеции также существует система кредитов. Для нас, не знакомых с этой системой, это порой ставит в недоумение. 1 кредит равен 1 недели обучения в университете (1 семестр – 20 кредитов). Эта система введена для легкости составления планов курса и подсчетов пройденных человеком часов обучения.

Всего в Швеции функционирует около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. В университетах страны обучается около 300 тыс. студентов.

Высшие учебные заведения Швеции можно разделить на:

- университеты и университетские колледжи;

- неуниверситетский сектор высшего профессионального образования.



Оценка качества образования в Швеции:

До 2011 г. знания учащихся оценивались по трехбалльной системе: "зачет с отличием", "зачет", "незачет".

В 2011 году разработана и введена новая оценка качества школьного обучения, которая состоит из 6 ступеней:

I ступень – А

(не достиг результатов)

II ступень – В

Промежуточные результаты

III ступень – С

IV ступень – D

V ступень – Е

VI ступень – F

(достиг результатов)

По окончании девяти классов все дети получают диплом. Чтобы поступить в гимназию необходимо иметь 3 положительных оценки (по английскому, шведскому, математике).

Для обучения на профессиональном направлении – 5 положительных оценок, на академический цикл – 9 положительных оценок должен иметь ученик.



Система высшего образования Швеции включает в себя следующие уровни:

Степени по новой системе в Швеции:

Первый преддипломный уровень обучения:

1) диплом об окончании университета (2 года обучения, 120 кредитов);

2) степень бакалавра (3 года обучения, 180 кредитов).

Второй уровень - уровень специализации:

1) степень магистра (2 года обучения, 120 кредитов);

2) однолетняяя магистерская подготовка (1 год, 60 кредитов).

Предпосылкой для приема на программы обучения второго уровня является наличие преддипломной степени как минимум в 180 кредитных единиц.

Третий уровень - исследовательский (Докторат)

1) степень лиценциат (степень между бакалавром и доктором, 120 кредитов, 2 года обучения)

2) степень доктора (240 кредитов, 4 года обучения)

Для получения студенческой визы, требуется следующий пакет документов:

действующий внутренний паспорт;

действующий загранпаспорт;

анкета-заявление, заполненная на шведском или английском языке;

3 фотографии (3,5 Х 4,5);

справка о зачислении Вас в учебное заведение Швеции на конкретную учебную программу;

регистрационное свидетельство приглашающего учебного заведения;

аттестаты и дипломы полученного образования;

подтверждение средств на проживание (выписка с банковского счета);

разрешение родителей на выезд в случае, если вы несовершеннолетний;

медицинская страховка.

Есть школы – образование для взрослых. Финансируются муниципалитетом. Учатся те, кому не удалось на предыдущем этапе, либо необходимо повысить предыдущую оценку. Требования намного ниже. Есть направление для эмигрантов (первое – научить шведскому). Все кто приезжают в Швецию должны иметь право на обучение в таких школах; образование бесплатное.

Образование для педагогов

I уровень – 3,5 года (детский сад) – 210 баллов

Базисные предметы

II уровень



  1. (с 1 по 3 класс) – 4 года – 240 баллов

  2. (с 4 по 6 класс) – 4 года – 240 баллов

  3. Продленка – свободная школа – 3 года – 180 баллов

Преподаватели по предметам

  1. 7 – 9 класс – 4,5 года – 270 баллов

  2. Гимназия – 4,5 года – 300-330 баллов – высший уровень

В Швеции не хватает педагогов математики, природоведения. В прошлом году только 1 человек получил диплом по химии по всей Швеции.

Прошел обучение – стажировка 1 год – работаешь учителем



Первый год у учителя наставник, который ему помогает.