Отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год ростов-на-Дону 2011 Основные научные направления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год ростов-на-Дону 2011 Основные - страница №1/5



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования


«Южный федеральный университет»
Факультет психологии

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ЗА 2011 ГОД

Ростов-на-Дону

2011


  1. Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность).





Научное направление

Коды по ГРНТИ


Научный руководитель



Научное направление факультета психологии ЮФУ «Медико-психологическая и социально-психологическая диагностика и коррекция личности и группы»



Член-корр. РАО, доктор биологических наук, профессор П.Н. Ермаков

1.

Психофизиологические механизмы высших психических функций

15.21.35 кафедра психофизиологии и клинической психологии

Член-корр. РАО, доктор биологических наук, профессор П.Н. Ермаков

2.

Личность: реализация личности в разных сферах деятельности

15.21.51

кафедра психологии личности



Доктор психологических наук, профессор С.Т. Джанерьян

3.

Социально-психологические механизмы и факторы формирования представлений о социальных явлениях в российском обществе

Ценностно–смысловой подход к общению

Социальная психология внешнего облика и экспрессивного поведения человека


15.41.21

15.41.39


15.41.43

кафедра социальной психологии



Доктор психологических наук, профессор В.А. Лабунская, доктор психологических наук, профессор

Рюмшина Л.И.




4.

Психологические аспекты управления и обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников и структурных подразделений в учреждениях, организациях и на предприятиях.

15.81.25, кафедра психологии управления и акмеологии

Доктор психологических наук, профессор А.В. Сидоренков

5.

Юридическая психология.

15.41.59;

кафедра юридической и военной психологии



кандидат психологических наук, доцент С.Б. Целиковский


6.

Гуманистические модели современного образовательного процесса

14.01.07

кафедра педагогики и педагогической психологии



Доктор педагогических наук, профессор В.Т. Фоменко

7.

Проблемы психологии смысла: смыслообразование, смысложизненные стратегии детей и молодежи, жизненные ценности и особенности самоактуализации личности, смысловая самореализация личности; коммуникативные и социально-психологические установки личности

Технологии направленного и опосредованного транслирующего воздействия антитеррористического и антиэкстремистского в учебной среде.

Смыслообразование инициирующее мыслительную активность человека.

Толерантность в поликультурной образовательной среде: стрессоустойчивость и социальная адаптация




18.09

кафедра общей психологии и психологии развития



Доктор психологических наук, профессор И.В. Абакумова

8.

Актуальные проблемы развития высшего профессионального образования в России и за рубежом

14.35.01

кафедра психологии и педагогики высшей школы



Доктор педагогических наук, профессор О.Д. Федотова

9.

Психология здоровья. Оздоровительные ресурсы физической культуры. Психология кризисных и экстремальных состояний

15.81.99

кафедра психологии здоровья и физической культуры



Кандидат биологических наук, профессор О.С. Васильева


Расшифровка основных направления научной деятельности в 2011 г.
I. Психофизиологические механизмы высших психических функций. Код ГРНТИ 15.21.35 (научный руководитель, зав. кафедрой психофизиологии и клинической психологии, доктор биологических наук, профессор, член-корр. РАО, П.Н.Ермаков). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:

1.Бабенко В.В., д.б.н., проф., профессор - Когнитивная психофизиология

2.Воробьева Е.В., д.пс.н., профессор - Психология когнитивных процессов: психофизиологические и психогенетические аспекты

3.Ермаков П.Н., д.б.н., профессор, чл.-корр. РАО – Психофизиологические механизмы высших психических функций,

4.Ермаков П.Н. , д.б.н., профессор, чл.-корр. РАО –Противодействие идеологии экстремизма и терроризма

5.Дикая Л.А., к.пс.н., доцент – Мозговые механизмы творческой активности

6.Криченко Е.В. , к.пс.н., ст.преподаватель – психологическая коррекция жертв домашнего насилия

7.Куприянов И.В. к.ф.н., преподаватель – Интернет-зависимость

8.Труфанова О.К. к.пс.н., доцент – Психологические особенности больных соматическими заболеваниями

9.Дунаев А.Г. к.пс.н., ст.преподаватель – Психологические особенности личности с химической зависимостью

10.Кирой Валерий Николаевич ,д.б.н., профессор - Нейрофизиологические механизмы формирования функционального состояния мозга

11.Кирой Валерий Николаевич ,д.б.н., профессор - Психофизиологические механизмы формирования функционального состояния человека-оператора

12.Аралова Марина Петровна, к.пс.н., доцентПсихическое развитие детей с онкопатологией

13.Аралова Марина Петровна, к.пс.н., доцентТеоретические основы гештальт-терапии

14.Полянская Екатерина Анатольевна к.пс.н., ст.преподаватель - Психологические и психофизиологические корреляты успешности профессиональной деятельности.

15.Полянская Екатерина Анатольевна к.пс.н., ст.преподаватель - Психофизиологические механизмы кинезиологических коррекций.

16. Кац Е.Б. к.п.н., преподаватель – Психофизиологические предпосылки одаренности

17.Дикий И.С. преподаватель – Психофизиологические механизмы лжи

18.Середина Н.В. ст.преподаватель – Личность в экстремальных ситуациях

19.Кирой В.Н. д.б.н., профессор - Электрографические корреляты когнитивной и психомоторной деятельности.

20. Криченко Е.В. , к.пс.н., ст.преподаватель – Психология травмы.


II. Личность: реализация личности в разных сферах деятельности. Код ГРНТИ 15.21.51 (научный руководитель, зав. кафедрой психологии личности, доктор психологических наук, профессор С.Т. Джанерьян). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:

  1. Ценностно-смысловые отношения личности (Джанерьян С.Т., Шерет Т.Д., Письменова А.А.)

  2. Самосознание; профессиональное самосознание. (Джанерьян С.Т.)

  3. Психологическое проблемы профессиональной карьеры. (Джанерьян С.Т.)

  4. Психология жизненного пути личности. (Габдулина Л.И.)

  5. Самовыражение личности в общении. (Шкуратова И.П.)

  6. Самораскрытие личности в общении и творчестве, диагностика и коррекция стрессовых и посттравматических стрессовых расстройств методами арт-терапии и телесно-ориентированной терапии, телефонное и кризисное консультирование (Зинченко Е.В.)

  7. Дискурсивное производство психологических знаний и советская пси-культура в сталинскую эпоху (Орлова Г.А.)

  8. Специализированное «зрение» в СССР и конструирование советской версии субъектности (Орлова Г,А.)

  9. Исследование, диагностика, коррекция и развитие личности методами нейролингвистического программирования. (Прокопьева Е.В.)

  10. Личность в контексте бизнеса, психология самоменеджмента. (Прокопьева Е.В.)

  11. Исследование, диагностика, коррекция и развитие личности методами трансперсональной психологии и психосинтеза. Перспективы исследования личности в холономной парадигме. (Афанасенко И.В.)

  12. Психология мотивации личности; идеалы образа жизни личности (Гвоздева Д.И.)

  13. Жизненные планы личности.(Астафьева И.Н.)

  14. Монетарное поведение личности. (Письменова А.А.)

  15. Феноменология современной семьи (Тащёва А.И.)


III. 1. Социально-психологические механизмы и факторы формирования представлений о социальных явлениях в российском обществе. Код ГРНТИ 15.41.21. (Научный руководитель: зав. кафедрой социальной психологии, доктор психологических наук, профессор В.А. Лабунская).

2. Ценностно–смысловой подход к общению. Код ГРНТИ 15.41.39. (Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Л.И. Рюмшина).

3. Социальная психология внешнего облика и экспрессивного поведения человека. Код ГРНТИ 15.41.43. (Научный руководитель: зав. кафедрой социальной психологии, доктор психологических наук, профессор В.А. Лабунская).

Научные направления конкретизируются в следующих научно-исследовательских темах:

1. Социально-психологические и этнопсихологические факторы дискриминации человека на основе его внешнего облика (зав. кафедрой социальной психологии, д–р психол. наук, проф. В.А. Лабунская, канд. психол. наук, преподаватель Д.В. Погонцева)

2. Влияние значимых других на формирование перфекционистского отношения к своему внешнему облику (зав. кафедрой социальной психологии, д–р психол. наук, проф. В.А. Лабунская)

3. Гендерно-возрастные различия восприятия и интерпретации внешнего облика (канд. психол. наук, доцент Е.В. Белугина).

4. Социально-психологические факторы затрудненного общения (зав. кафедрой социальной психологии, д–р психол. наук, проф. В.А. Лабунская, канд. психол. наук, доцент Е.Д. Бреус).

5. Особенности социального познания у лиц с диалогической и манипулятивной направленностью в общении (д–р психол. наук, проф. Л.И. Рюмшина).

6. Социально-психологические факторы трансформации представлений о Другом (зав. кафедрой социальной психологии, д–р психол. наук, проф. В.А. Лабунская, канд. психол. наук, препод. В.Д. Альперович).

7. Социально-психологические факторы ограничений в сфере межличностного общения (зав. кафедрой социальной психологии, д–р психол. наук, проф. В.А. Лабунская, канд. психол. наук, доцент Г.В. Сериков)

8. Конструирование сексуальной привлекательности и гендерной идентичности личности (канд. психол. наук, доцент Д.В. Воронцов).

9. Конфликтная компетентность сотрудников организаций и внутриорганизационные отношения (канд. психол. наук, доцент Е.Д. Бреус).

10. Психологические особенности восприятия визуальной рекламы (канд. психол. наук, доцент И.В. Введенский).

11. Отношение к Другому представителей различных этнических групп (канд. психол. наук, доцент Г.В. Сериков).

12. Социально-психологические детерминанты отношений и взаимоотношений личности (канд. психол. наук, доцент Т.А. Шкурко).
IV. Психологические аспекты управления и обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников и структурных подразделений в учреждениях, организациях и на предприятиях. Код ГРНТИ 15.81.25, 15.81.35, 15.81.70 (научный руководитель, зав. кафедрой психологии управления и акмеологии, доктор психологических наук, профессор А.В. Сидоренков). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:


    1. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп (А.В. Сидоренков, Н.Ю. Ульянова).

    2. Психологическая компетентность профессионала (Т.Н. Щербакова).

    3. Психология совместной деятельности в организациях (В.А. Терехин).

    4. Проблемы личностно-профессионального становления специалиста в процессе получения высшего образования (Помаз Г.С.).

    5. Тренинговые технологии в работе с кадрами (Самойлова Г.С.).

  1. Человек как развивающаяся психологическая система. Код ГРНТИ 15.21.41, 15.21.45, 15.81.21 (научный руководитель, профессор кафедры психологии управления и акмеологии, доктор психологических наук, профессор А.К. Белоусова). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:

    1. Исследование особенностей взаимодействия в совмещенных психологических системах. (А. К. Белоусова).

    2. Онтогенетические аспекты развития совместной мыслительной деятельности (Т.В.Павлова).


V. Юридическая психология. Код ГРНТИ 15.81.57 (научный руководитель – зав. кафедрой юридической психологии и военной психологии, кандидат психологических наук, доцент С.Б. Целиковский). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:


  1. Моделирование в криминальной и криминалистической психологии (доц. Целиковский С.Б.).

  2. Методологические проблемы судебно-психологической экспертизы (проф. Михайлова О.Ю.)

  3. Правопонимание (образ права) в постсоветскую эпоху (проф. Котова Т.А.).

  4. Психологическое содержание представлений о террористе и террористическом акте у жителей разных регионов Южного федерального округа (доц. Самойлина Т.Г.).

  5. Психологические проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних (доц. Труве Э.И.)

6. Виктимизация различных демографических групп (доц. Михайлюк Е.Б.).

7. Психология судебной деятельности (доц. Брижак З.И.).



  1. Психология группового преступного поведения и организованных преступных формирований (ст.преп. Осипян Н.Б.).

  2. Психолого-правовые проблемы формирования гражданского общества ст.преп. Геворкян Г.Г.).

  3. Психодиагностика скрываемой информации (преп. Иванов Р.С.).


VI. Гуманистические модели современного образовательного процесса. Код ГРНТИ 14.01.07 (научный руководитель, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии, доктор педагогических наук, профессор В.Т. Фоменко). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:

  1. Когнитивная и смысловая структура образовательного процесса. (Фоменко В.Т.)

  2. Управляемое самостоятельной обучение как система организации учебного процесса в высшей школе (Юшко Г.Н.)

  3. Интеграционные процессы в образовании (Дышлюк И.С.)

  4. Проблема развития школьников средствами одаренности. (Кореневская М.Е.)

  5. Профессионально-творческого развития будущих специалистов в условиях университетского образования (Богомолова Г.П.)

  6. Дидактические основы развития индивидуальности учащихся (Тельнова О.В.)

  7. Развитие личности в условиях профильного гуманитарного образования (Прищепа Е.М.)

  8. Воспитание здоровой личности в контексте духовной культуры православия (Панькова И.И.)

  9. Построение образовательного процесса на диалоговой основе. История и теория университетского образования. (Каменева И.Ю.)

  10. Исследование профессионального мастерства учителя и его смысловой сферы (Олейникова А.М.)


VII. Код ГРНТИ 18.09 (научный руководитель – доктор психол. наук, проф. И.В. Абакумова)

1. Проблемы психологии смысла: смыслообразование, смысложизненные стратегии детей и молодежи, жизненные ценности и особенности самоактуализации личности, смысловая самореализация личности; коммуникативные и социально-психологические установки личности;

2.Толерантность в поликультурной образовательной среде: стрессоустойчивость и социальная адаптация.

3. Смыслообразование инициирующее мыслительную активность человека.

4.Технологии направленного и опосредованного транслирующего воздействия антитеррористического и антиэкстремистского в учебной среде.

Научные направления конкретизируются в следующих научно-исследовательских темах:

1.Феноменология страхов детей и взрослых; профессиональная психологическая помощь детям и их родителям; феноменология копинг-стратегий; психологические аспекты формирования организационной культуры образовательных учреждений. (Гриднева С.В.)

2. Проблемы психологии смыслообразования, смысложизненных стратегий студентов, жизненные ценности и особенности самоактуализации личности, смысловая самореализация личности, изучение психологических эффектов интерактивных технологий обучения. (Богуславская В.Ф.)

3.Направленные технологии формирования идеологии антитеррористического мышления. Психологическая безопасность личности в современном образовательном пространстве. (Звездина Г.П.)

4. Проблема инклюзивного обучения детей и подростков с проблемами в развитии. (Мирошниченко С.С.)

5. Деформации смысловой сферы подростков с компьютерной зависимостью. (Мирошниченко А.В.)

6. Психолого-педагогические аспекты формирования системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, разработка и внедрение методов формирования толерантных отношений в поли-этноконфессиональных регионах РФ. (Кара Ж.Ю)

7. Дискурсивное производство психологических знаний и советская пси-культура в сталинскую эпоху. Специализированное «зрение» в СССР и конструирование советской версии субъектности (Орлова Г,А.)

8. Изучение социально-психологических причин и условий, способствующих распространению идеологии терроризма в разных группах населения (Бабиянц К.А.)

9. Смысложизненные стратегии молодежи различных социальных и конфессиональных групп (Крутелева Л.Ю.)

10. Историческая метапсихология. (Шкуратов В.А.)

VIII. Актуальные проблемы развития высшего профессионального образования в России и за рубежом. Код ГРНТИ 14.35.01 – Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы. Общие вопросы (научный руководитель, зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования, доктор педагогических наук, профессор О.Д. Федотова). Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:


  1. Международное и сравнительное образование. Историко-теоретические и методологические основы европейской педагогики (Федотова О.Д.);

  2. Стандартизация трудоемкости освоения образовательных программ. (Сафонцев С.А.);

  3. Развитие научных и теоретических основ мировой педагогики в условиях глобализации (Чигишева О.П.);

  4. Дистанционное образование (Дядиченко Е.А.);

  5. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе (Бутенко В.С.);

  6. Организация образовательного процесса в странах Европы (Дубовер Д.А.);

  7. Разработка модели компетентности обучающегося в условиях введения нового поколения образовательных стандартов. (Черных О.В.).


IX. Психология здоровья. Оздоровительные ресурсы физической культуры. Психология кризисных и экстремальных состояний Код ГРНТИ 15.81.99 (научный руководитель, зав. кафедрой психологии здоровья и физической культуры, кандидат психологических наук, профессор О.С. Васильева).

Научное направление конкретизируется в следующих научно-исследовательских темах:

  1. Образовательные, развивающие и оздоровительные ресурсы физической культуры.

  2. Здоровье студента как предмет комплексного психосоматического исследования.

  3. Культура здоровья, психология здоровья.




  1. Проведение научно – исследовательских работ в области фундаментальных, прикладных исследований и разработок на основании контрактов, договоров и соглашений с Заказчиками.

1. Тема "Особенности взаимодействия больших полушарий при решении человеком когнитивных задач разного уровня» в рамках аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)". Номер проекта 2.1.3/1351 (руководитель – д.б.н., профессор, член-корр. РАО Ермаков П.Н.). Кафедра психофизиологии и клинической психологии. Объем финасирования в 2011 году - 2445900 руб. ГРНТИ 15.21.35 фундаментальная
Результаты:

- определены особенности межполушарных и внутриполушарных взаимодействий при решении творческих задач разной сложности;

- определены психофизиологические предпосылки успешного решения конвергентных и дивергентных задач учащимися с различными видами и уровнями одаренности;

- определены особенности когнитивного развития детей на фоне хронической

соматической патологии;

- установлены особенности вегетативного реагирования на эмоциональные компоненты когнитивной деятельности у лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии.

- определены особенности межполушарной асимметрии спонтанной и вызванной активности при зрительном поиске целей первого и второго порядка;

- определены особенности межполушарной асимметрии спонтанной и вызванной активности в условиях определенности и неопределенности целевого стимула первого и второго порядка;

- определен вклад полушарий в решение задачи различения модулированных

текстур (стимулов второго порядка) с использованием метода определения

локальных источников вызванной активности с помощью метода независимых компонент.

2. «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Южном или Северо-Кавказском федеральном округе» грант Министерства образования РФ (руководитель – д.б.н., профессор, член-корр. РАО Ермаков П.Н.). Государственный контракт от 26.10.2011 № 03. Р 20.11.0095 с Министерством образования и науки Р.Ф. Объем финансирования в 2011 году 11,5 млн. руб.

Кафедра психофизиологии и клинической психологии, кафедра общей психологии и психологии развития, кафедра социальной психологи, кафедра юридической психологии и военной психологии.
3. Психолого-педагогические аспекты формирования системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, разработка и внедрение методов формирования толерантных отношений в поли-этноконфессиональных регионах РФ. Разработка технологий направленного и опосредованного воздействия в процессе формирования системы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности (руководители д.б.н., проф., член-корр. РАО Ермаков П.Н., д.пс.н., проф., член-корр. РАО Абакумова И.В.).
Кафедра психофизиологии и клинической психологии, кафедра общей психологии и психологии развития, кафедра социальной психологи, кафедра юридической психологии и военной психологии.

Результаты:

Проведение антитеррористического Всероссийского Интернет-фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи по противодействию идеологии экстремизма в сети Интернет «Пользователи Интернета против экстремизма», 03 сентября  2011 г., г. Ростов н/Д.

4. Тема "Проведение научных исследований психофизиологических механизмов лжи". Срок реализации проекта: октябрь 2010 - ноябрь 2011. Государственный контракт с МИНОБРом № 14.740.11.0675 от 12 октября 2010 г. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (руководитель аспирант Дикий И.С.). 500 тыс. руб. Кафедра психофизиологии и клинической психологии

Результаты:

Выделены специфичные для реализации лжи мозговые механизмы пространственно-временной динамики последовательных паттернов активности коры мозга.

Выявлены взаимосвязи психофизиологических информативных признаков инструментальной детекции лжи, основанных на вегетативных реакциях, с особенностями функциональной межполушарной асимметрии (ПЛО и стиля мышления) у участников полиграфных проверок. Наибольшие различия изменчивости показателей вегетативных реакций при реализации ложных и правдивых ответов обнаружены у лиц с правым парциальным ПЛО, тогда как у лиц с левым и смешанным ПЛО эти различия выражены меньше.

Выявлен комплекс специфичных для реализации лжи когнитивных процессов, который включает в себя восприятие релевантного стимула, его категоризацию, переключение внимания, обработку воспринимаемой информации, выбор правдоподобного ответа и принятие решения о реализации ложного ответа.

Выделены специфичные для реализации лжи нейрофизиологические механизмы, отражающиеся в позитивно-негативном комплексе пространственно-временной динамики параметров компонентов P300, N400 и P650 в левых лобных и центральных теменных зонах коры мозга.

Показано, что мозговые корреляты лжи отличаются устойчивостью к влиянию на них индивидуально-типологических особенностей испытуемых, в том числе особенностей межполушарной функциональной асимметрии, что позволяет считать точность и достоверность результата детекции лжи достаточно высокой.

Разработана комплексная методика регистрации специфичных нейрофизиологических реакций, сопровождающих проявление лжи.

Разработана нейрокогнитивная модель реализации ложных ответов, которая включает регуляторные и собственно когнитивные компоненты.

Проведено сопоставление эффективности разработанной методики с эффективностью детекции лжи с помощью полиграфа. Показана более высокая точность детекции лжи с помощью разработанной в рамках проекта методики.

Разработаны инновационные технологии обнаружения скрываемой информации нейрофизиологическим методом и рабочие программы учебных дисциплин, учебно-методические пособия для подготовки кадров с высшим психологическим образованием, специализирующихся в сфере профессионального отбора: рабочая программа спецкурса «Нейрофизиологические механизмы когнитивных процессов, обеспечивающих проявление лжи»; рабочая программа спецкурса «Нейрофизиологические методы выявления скрываемой человеком информации»; учебно-методическое пособие к спецкурсу «Нейрофизиологические механизмы когнитивных процессов, обеспечивающих проявление лжи»; учебно-методическое пособие к спецкурсу «Нейрофизиологические методы выявления скрываемой человеком информации».

Внедрены в учебный процесс разработанные инновационные технологии и рабочие программы учебных дисциплин, учебно-методические пособия для подготовки кадров с высшим психологическим образованием, специализирующихся в сфере профессионального отбора.

По полученным результатам НИР в рамках проекта Диким И.С. подготовлена и принята к рассмотрению в Диссертационном совете факультета психологии Южного федерального университета кандидатская диссертация «Психофизиологические особенности реагирования субъектов в условиях инструментальной детекции скрываемой информации». Защита запланирована на 19.11.2011.

Проведена оценка возможности создания конкурентоспособных инновационных технологий и рабочих программ учебных дисциплин, учебно-методических пособий для подготовки кадров с высшим психологическим образованием, специализирующихся в сфере профессионального отбора, разработаны рекомендации по использованию результатов проведенных НИР, включая предложения по коммерциализации.

Разработана программа внедрения результатов НИР.

5. Российским гуманитарным научным фондом поддержан научно-исследовательский проект основного конкурса 2011 года «Разработка методов и технологии комплексного психологического исследования малых групп в организации» (№ 11-06-00029а). Руководитель проекта: А.В. Сидоренков. Кафедра акмеологии и организационной психологии. Российский гуманитарный научный фонд. 300000 руб. Номер темы внутренний (РГНФ-НИЧ-466) и внешний (№ 11-06-00029а). Код ГРНТИ: 15.21.69, 15.01.77.
Результаты:
Разработаны экспресс-методики: методика изучения предметно-деятельностной и социально-психологической сплоченности группы и подгрупп (опросник №1), методика изучения предметно-деятельностной эффективности группы и подгрупп (опросник № 2), методика изучения социально-психологической эффективности группы и подгрупп (опросник №3), методика изучения социально-психологической адаптации индивида в группе и подгруппе (опросник №4), методика изучения межличностной идентичности в группе и подгруппах (опросник №5), методика изучения микрогрупповой и групповой идентичности в группе и подгруппах (опросник №6), методика изучения противоречий в группе и подгруппах (опросник №7), методика изучения межличностного доверия в группе и подгруппах (опросник №8), методика изучения группового и микрогруппового доверия в группе и подгруппах (опросник №9), методика изучения нормы продуктивности в группе и подгруппах (опросник №10), методика изучения мотивов объединения и мотивационного единства в группе и подгруппах (опросник №11), методика изучения нормы открытости группы и подгрупп (опросник №12), методика изучения лидерства, вклада в групповую деятельность, стиля межличностного поведения индивида в группе и подгруппе (опросник №13).

Разработка методик включает:

1. Описание природы и выделение операциональных признаков каждой социально-психологической характеристики группы (подгруппы, индивида), для изучения которой разрабатывается инструментарий.

2. Определение методических принципов построения каждой методики: тип измерительной шкалы, структура шкалы, оценка выраженности признаков по шкале, количество и форма заданий, критерии формулировки заданий, способ обработки результатов и др.

3. Создание инструкции для испытуемого и стимульного материала, ключей и интерпретации результатов по каждой методике.

4. Оценка содержательной валидности пунктов методик посредством метода экспертных оценок. В качестве экспертов по каждой методике выступили два-три специалиста с базовым психологическим образованием и со стажем профессиональной деятельности. Корректировка стимульного материала по результатам экспертизы.

5. Оценка очевидной валидности пунктов методик посредством метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступили 20-25 работников трудовых коллективов разного профиля деятельности.

6. Проведение первого исследования по всем методикам на выборке от 10 до 22 производственных групп (отделов, смен и т.п.) в организациях и на предприятиях разного профиля деятельности.

7. Обработку результатов исследования и оценку: эмпирического распределения (опросники №№ 1-10, 12-13); дискриминантной валидности методик, содержащих субшкалы (опросники №№ 1-3, 5-9, 13); надежности-согласованности (опросники №№ 1-4, 8-10, 13); диагностической силы пунктов (опросники №№ 4, 12-13).

8. Проведение повторного исследования (через 3-4 недели) по методикам (опросники №№ 5-10, 13) на той же выборке производственных групп.

9. Обработку результатов повторного исследования и оценку ретестовой надежности методик (опросники №№ 5-10, 13).

10. Расчет по всем методикам нормативных данных (среднее и стандартное отклонение) и выделение на их основе статистических зон.

11. Составление по каждой методике окончательного варианта ключей, способа обработки первичных результатов и интерпретации.

Подготовлено описание каждой методики, включая природу изучаемой характеристики, процедуру разработки и показатели оценки методики и др.

По результатам исследования подготовлены: три научные статьи, четыре учебно-методических пособия, рабочая программы дисциплины «Методы исследования малых групп в организации» для психологических факультетов вузов.

Разработано 13 методик изучения разных социально-психологических характеристик производственной группы, неформальных подгрупп и работников в группе. Процедура создания методик включает описание социально-психологических характеристик, составление инструкции и стимульного материала, ключей и интерпретации, проведение исследования и оценку репрезентативности выборки, надежности и валидности, составление нормативных данных. Подготовлено полное описание каждой методики, включая природу изучаемой характеристики, процедуру разработки и показатели оценки методики и др.

По результатам исследования опубликована одна научная статья и две статьи находятся в печати в журналах, рекомендованных ВАК, изданы четыре учебно-методических пособия, подготовлена рабочая программа дисциплины «Методы исследования малых групп в организации» для психологических факультетов вузов.

Разработанный инструментарий внедряется в научно-образовательный процесс вузов (Московский государственный университет, Южный федеральный университет, Южно-российский государственный университет экономики и сервиса) и работу с кадрами в организациях г. Ростова-на-Дону.

Разработанный комплект методического инструментария планируется использовать на втором этапе реализации проекта для создания компьютерной технологии комплексного изучения производственных групп в организациях.
6. Грант РГНФ №11-36-00239а1, тема «Идеалы образа жизни личности современной городской учащейся молодежи: половозрастной и гендерный аспекты» (руководитель – д.пс.н., профессор Джанерьян С.Т.). Кафедра психологии личности, 200 000 рублей, рег. номер РГНФ-НИЧ-463, номер РГНФ №11-36-00239а1, код ГРНТИ 15.21.51.
Результаты:

По проекту проведено эмпирическое исследование, в результате которого установлены виды, характеристики идеалов образа жизни личности школьников (102 человека), студентов техникума (121 человек) и студентов ВУЗа (143 человека) в связи с их поло-гендерными и личностными особенностями. По результатам исследования и в соответствии с планом проекта опубликованы статьи в центральных научных изданиях:

1) Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Характеристики видов идеалов образа жизни личности и личностные особенности городской учащейся молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 10. (в печати) (0,6 п.л.)

2) Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: поло-гендерный аспект // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №10. (в печати) (0,8 п.л.)

3) Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Идеалы образа жизни личности городской учащейся молодежи: цели и направления психологического сопровождения // Объединенный научный журнал. 2011 (в печати) (0,6 п.л.)

В фонд представляется научный отчет по проекту.

7. «Психологическое сопровождение оптимизации ценностно-смысловых отношений личности и способов её самореализации в различных сферах жизнедеятельности», рук. Джанерьян С.Т., программа «Развитие сети национальных университетов», 235 980 рублей, № 1-К-11-19 , код ГРНТИ 15.21.51. Кафедра психологии личности.

8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ № №23/3854 «Исследование эффективности технологий организационного и научно-методического сопровождения мероприятий по внедрению принципов Болонского процесса в научно-образовательную деятельность экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии» (руководитель – д.пед.н., профессор Федотова О.Д.) (2011г.). Кафедра психологии и педагогики высшего образования.

Ростовский филиал Российской Таможенной академии

Хоздоговор, по НИЧ ЮФУ № 23/3854;

Сумма 99920 руб.

Код ГРНТИ 14.35.01 – Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы. Общие вопросы


9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ № 215/ 3869 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Исследование эффективности и качества практико-ориентированного образования и педагогических технологий формирования конкурентоспособных выпускников Ростовского филиала Российской таможенной академии с позиций компетентностного подхода» (руководитель – д.пед.н.,профессор Федотова О.Д.) (2011г.) Кафедра психологии и педагогики высшего образования.

Ростовский филиал Российской Таможенной академии

Государственный контракт № 215/3869

Сумма – 262 000 руб.



Код ГРНТИ 14.35.01 – Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы. Общие вопросы
10. Тематический план АВЦП тема РОСТ НИЧ – 734. Сумма 2482,97 руб. Руководитель Ермаков П.Н. Кафедра психофизиологии и клинической психологии, кафедра общей психологии и психологии развития, кафедра социальной психологии, кафедра юридической психологии и военной психологии, кафедра психологии управления и акмеологии.

4.Публикации /библиографические списки/ (в соответствии с таб.22.).
4.1.а. Монографии, изданные зарубежными издательствами

  1. Барабанова В.Б. Спорт проблема человекоразмерности. Изд-во Saarbrucken,Cermany, 2011. 181 с. 9 п.л.

  2. Федотова О., Оганнисян Л. Педагогика диаспоры. Базовые компоненты в этнопедагогическом наследии Микаэла Налбандяна. Saarbrücken: Lampert Academic Publishing. 2011. – 200 S. – 8,3 п.л. (ФРГ)

  3. Гриднева С.В., Тащёва А.И. Личностные детерминанты страхов и стратегии совладающего поведения у детей 9-10 лет. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011, 175 с. ISBN: 978-3-8443-5337-2. (8 п.л.)

  4. Мирошниченко А.В. Трансформация смысловой сферы юношей с различным уровнем компьютерной зависимости: монография. Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG 2011, 202 с. (10 п.л.)

  5. Лабунская В.А., Архангельская Л.С. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011. 140 с. (8,0 п.л.).

  6. Рюмшина Л.И. Онтопсихология общения. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG, Германия. 2011. 366 стр. (17 п.л.)

  7. Эльяфи Е.Я. Идентичность сотрудников в ситуации организационных изменений. Социально-психологический аспект Издано LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011. (7 п. л.)



4.1.б. Монографии, изданные российскими издательствами

    1. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. – 256 с. (14,9 п.л.).

    2. Сафонцев С.А., Черных О.В. Интегративный подход к измерению компетентности как латентной переменной: Монография. Ростов н/Д.: Изд-во РКСИ, 2011. 75 с. (4,7 п.л.)

    3. Шкуратова И.П., Белянин В.П. Диалоги о человеке, говорящем и пишущем.-Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2011. 213с. (10 п.л.)

    4. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Психология общения. Монография. Изд-во КГБУ, 2011, 243 с.(10 п.л.)

    5. Коллективная монография: «Психология смысложизненных стратегий поколения молодых» (Технологии формирования антитеррористического мыш­ления). Москва: Кредо. 2011 в печати. (10 п.л.)

    6. Юшко Г.Н. Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения //Монография. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2011.196 м.п. (9 п.л.)

    7. Панькова И.И. Опережающее здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 200 с. 10 п.л.

    8. Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей: монография /Е.В. Воробьева.- Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.- 222 с. (10 п.л.).

    9. Перехов А.Я. Женские сексуальные дисфункции (совместно с М.И.Коганом). М., Практическая медицина, 2011. – 206 С. (5 п.л.) - совместитель


4.1.в. Главы в коллективных монографиях
1.Воробьева Е.В. Спектральная мощность ЭЭГ при выполнении вербальных операций у близнецов с разным уровнем мотивации достижения // Глава в коллективной монографии «Современная экспериментальная психология» / Под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – Т.1. Глава 22. С.397-412 (1 п.л.). – глава коллективной монографии.

2.Дикая Л.А. Экспериментальное исследование функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с разным уровнем креативности в процессе решения образных творческих задач / Современная экспериментальная психология: В 2 т. / Под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - Т. 1. Глава 25. С. 449 - 462. (1 п.л.). – глава коллективной монографии.



4.2. Перечень сборников научных трудов
4.2.а. международных и всероссийских конференций, симпозиумов, проведенных факультетом:

  1. Материалы форума Юга России «Психология и кадровые технологии: перспективы развития». Ростов-на-Дону. 24-25 ноября 2011 г. Кредо. 142 с.

  2. Материалы антитеррористического фестиваля «Мир Кавказу» (электронное издание). 2011.

  3. Материалы ХХХIХ научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии. Кредо. 2011.- 226 с.

4.2.б. другие сборники (включаются каталоги и сборники научных достижений, выпуски периодических изданий (если есть журналы) в области науки и техники:


1. Российский психологический журнал. 2011. № 1.

2. Российский психологический журнал. 2011. № 2.

3. Российский психологический журнал. 2011. № 3.

4. Российский психологический журнал. 2011. № 4.

5. Российский психологический журнал. 2011. № 5.

6. Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 1.

7. Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 2.

8. Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 3.

9. Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 4.
4.3. Перечень учебников и учебных пособий
4.3.а. с грифом учебно-методического объединения (УМО) или научно-методического совета (НМС):

1. Брижак З.И., Волочай С.Н. «Особенности сексуальных преступлений, совершенных в отношении детей различного возраста». Москва, 2011. 36 с. (1,5 п.л.).

2. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. Издание второе, дополненное (региональный гриф УМО) Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2011, 449 с. (11 п.л.)

3. Васильева О.С.,Филатов Ф.Р. Психология и культура здоровья. Учебное пособие . Изд .ЮФУ Ростов-н-Дону. 2011г. с176., 7,3 п.л.

4. Лунин Ю.А., Евстафьева Н.М. Методические рекомендации «Подготовка к соревнованиям по троеборью и сдаче контрольных нормативов в беге на 100 метров»//Типография ЮФУ 2011г., 13 стр. , 0,5 п.л.

5. Труве Э.И. «Социально-психологические проблемы сиротства в России» Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011. 42 с. (2,5 п.л.).

6. Труве Э.И. «Основные формы замещающей заботы о детях и подростках, лишенных родительского попечительства» Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011. 50 с. (2,9 п.л.).

7. Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции: учебное пособие для студентов вузов. // Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. 198 с., 8,3 п.л.

8. Барабанова В.Б. Рабочая программа по физической культуре профиль архитектура. Изд-во ЮФУ, Ростов-на-Дону 2011, 25 с. 1п.л.

9. Барабанова В.Б. Рабочая программа по физической культуре профиль декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Изд-во ЮФУ, Ростов-на-Дону 2011, 25с. 1п.л.

10. Возрастная психология: учебник / под ред. А.К.Белоусовой. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 591 с. (32,8 п.л.). (авт. вклад – 2,8 п.л.)

11. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. 174 с. (10,2 п.л.).

12. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Электронный учебник "Психодиагностика". Ростов-на-Дону, 2011. (12 п.л.)
4.3.б. Учебники и учебно-методические пособия (с грифом Минобрнауки России):

1.Перехов А.Я. Игровая зависимость: клиника, патогенез, терапия. Ростов-на-Дону, ГОУ ВПО «РостГМУ», 2011. – 304С. (3 п.л.)


4.3.в. Учебники и учебно-методические пособия (с грифами других федеральных органов исполнительной власти)
4.3.г. Учебники и учебно-методические пособия (с другими грифами):

  1. Сидоренков А.В., Ульянова Н.Ю. Методики изучения предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности малых групп в организации: учебно-методическое пособие. Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. – 26 с. (1 п.л.).

  2. Помаз Г.С., Полтавцева Л.И., Буткова Т.А., Упорникова-Пивоварова И.В., Митракова Е.Н.Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России», 2011, 88 стр. 3,8 п.л. (авт. вклад – 2 п.л.).

  3. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления: учебное пособие. Ростов н/Д: ЮФУ, 2011. 168 с. (9,3 п.л.). Гриф РИСО. (авт. вклад – 4,7 п.л.).

  4. Щербакова Т.Н. Основы акмеологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ИПК и ПРО, 2011. (8 п.л.).

  5. Щербакова Т.Н. Психология компетентности профессионала: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ИПК и ПРО, 2011. (8 п.л.).

6. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Кластерное моделирование образовательного процесса: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во РКСИ, 2011. 62 с. (3,9 п.л.)

7. Дядиченко Е.А. Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе в условиях многоуровневой системы педагогического образования (для магистрантов первого года обучения физического факультета). Часть 2. (Учебно-методическое пособие). Ростов-н/Д.: Южный федеральный университет –2011. с. 64. (3,42 п.л.)

8. Богуславская В.Ф. , Абакумова И.В. «Толерантность как фактор формирования безопасного образовательного пространства ВУЗа» УМП на модульной основе с диагностическо-квалиметрическим обеспечением. Издание: ЮФУ Ростов-на-Дону, 2011. (1,5п.л.)

9.Звездина Г.П. Учебное пособие «Рекомендации по разра­ботке заданий по СРС, основанных на технологиях корпоративного взаимодей­ствия и работе с текстами, отличающихся содержанием типовых тем, планов, наличием примеров, с учетом бюджета времени на их выполнение по направлению подготовки магистров 030300 Психология, специали­зирован­ной программы подготовки «Общая психология», 2011 г. (электронная версия) 125 с. (6,4 п.л.)

10. Кара Ж.Ю. «ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Выпуск 1: ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ. Программа развивающего тренинга. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2011 г. – 34 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (1,58 п.л.)

11. Кара Ж.Ю. «ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Выпуск 2: ШАБЛОН ДЛЯ ДРУГОГО. Программа развивающего тренинга. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2011. – 33 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (1,5п.л.)

12. Кара Ж.Ю. «ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Выпуск 3: ПРЕДРАССУДКИ. Программа развивающего тренинга. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2011. – 34 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (1,58п.л.)

13. Кара Ж.Ю. «ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Выпуск 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК. Программа развивающего тренинга. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2011. – 32 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (1,5п.л.)

14. Кара Ж.Ю. «ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ». Выпуск 5: РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ. Программа развивающего тренинга. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2011 г. – 31 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (1,49п.л.)

15. Кара Ж.Ю. Крутелёва Л.Ю. Программа развивающего тренинга «ЛИЧНОСТНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ В МИРЕ РАЗНООБРАЗИЯ». Методические указания для руководителей, педагогов и психологов образовательных учреждений. – М.: КРЕДО, 2011 г. – 14 с. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2011 г. (0,75 п.л.)

16. Каменева И.Ю. Диалог в образовательном процессе. (Учебное пособие.) Ростов-на-Дону: Изд-во «ВУД», 2011. (4,1п.л.)

17. Каменева И.Ю. Методика воспитательной работы. (Учебно-методическое пособие.) Ростов-на-Дону: Изд-во «ВУД», 2011. (1,1п.л.)

18. Каменева И.Ю. Педагогика. (Учебно-методический комплекс.) Ростов-на-Дону: Изд-во «ВУД», 2011. (1,3п.л.)

19. Каменева И.Ю. Педагогика. (Учебно-методическое пособие.) Ростов-на-Дону: Изд-во «ВУД», 2011. (1,3п.л.)

20. Каменева И.Ю. Пути формирования педагогического мастерства. (Учебно-методическое пособие.) Ростов-на-Дону: Изд-во «ВУД», 2011. (1,2п.л.)

21. Колесина К.Ю. по практике устной и письменной речи английского языка для студентов старших курсов филологических факультетов «Man and Nature». Ростов-на-Дону, 2011. (3,5 п.л.)

22. Бреус Е.Д. Учебно–методическое пособие на модульной основе с диагностико–квалиметрическим обеспечением по учебной дисциплине «Психологические основы управления персоналом» (специалитет). Часть II. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 35 с. (2,03 у.п.л.)

23.Введенский И.В., Воронцов Д.В. Учебно-методические указания к образовательной программе магистратуры «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 «Психология». Часть 3. Семестр 1. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 76 с. (4,13 у.п.л.)

24. Воронцов Д.В. Социально-психологические методы воздействия на личность и группу: учебное пособие (магистратура) по учебной дисциплине «Социально–психологические методы воздействия на личность и группу». Части I-IV. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. (7,5 у.п.л.)

25. Лабунская В.А. Визуальная психодиагностика личности: учебное пособие (магистратура) по учебной дисциплине «Социальная психология экспрессивного поведения». Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 122 с. (7,09 у.п.л.)

26. Лабунская В.А., Альперович В.Д. Учебно-методические указания к образовательной программе магистратуры «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 «Психология». Часть 1. Общенаучный цикл. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 78 с. (2,13 п.л.)

27. Погонцева Д.В. Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Основы социально-психологического тренинга» (бакалавриат). Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 46 с. (2,67 у.п.л.)

28. Погонцева Д.В. Факторы оценки внешнего облика (на основе зарубежных исследований): учебно–методическое пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением (специалитет) по учебной дисциплине «Психология управления впечатлением». Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2012. Части I-II (3,83 п.л.).

29. Шкурко Т.А. Социальная психология танца: учебное пособие по учебной дисциплине «Основы танцевально–экспрессивного тренинга» (бакалавриат). Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 115 с. (6,68 у.п.л.)

30. Рюмшина Л.И. Учебно-методические указания к образовательной программе магистратуры «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 «Психология». Часть 2. Дисциплины по выбору. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 16 с. (0,41 п.л.)

31. Рюмшина Л.И., Воронцов Д.В., Сериков Г.В. Учебно-методические указания к образовательной программе магистратуры «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 «Психология». Часть 3. Семестр 2. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 65 с. (2,03 п.л.)

32. Шкурко Т.А., Бреус Е.Д., Белугина Е.В. Учебно-методические указания к образовательной программе магистратуры «Социальная психология» по направлению подготовки 030300 «Психология». Часть 3. Семестр 3. Ростов–на–Дону: изд–во Южного фед. ун–та, 2011. 65 с. (3,78 у.п.л.)

33. Осипян Н.Б. Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий. Дисциплина «Юридическая психология». Специальность 030501.65 «Юриспруденция». // Российская таможенная академия, Ростовский филиал. Ростов-на-Дону, 2011. 35 с. (1,5 п.л.).


следующая страница >>