От «востока» до - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
От «востока» до - страница №1/1

ОТ «ВОСТОКА» ДО «СОЮЗА»

Космические корабли серии «Восток» оказались очень удобными для первых пилотируемых полетов. В начале августа 1967 года Герман Титов на корабле «Восток-2» много раз облетел нашу планету. Он выполнил большую программу научных наблюдений Земли из космоса и даже впервые заснял на кинопленку космические пейзажи.


Еще год спустя, в августе 1962 года, на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» Андриан Николаев и Павел Попович совершили первый групповой полет. Они переговаривались по радио друг с другом, и в этом полете родилось космовидение – непосредственная телевизионная передача из кабин космонавтов на Землю.


В июне 1963 года на «Востоке-5» и «Востоке-6» вышли в космос Валерий Быковский и Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт. Полет Быковского продолжался около пяти суток – по тем временам рекордная продолжительность пребывания человека в состоянии невесомости.
Это были необычные полеты! Все тут совершалось впервые, и первые шаги в космосе (с сегодняшней точки зрения) были, естественно, робкими. Но именно эти шесть кораблей серии «Восток» проторили дорогу новым героям.

На смену первым космическим кораблям пришли новые корабли серии «Восход». Они были многоместными. Кроме спускаемого аппарата и приборного отсека, «Восход-2», например, имел шлюз для выхода в открытый космос. Такой выход был совершен Алексеем Леоновым в марте 1965 года. А еще раньше, в октябре 1964 года, В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров на «Восходе» впервые во время полета находились в кабине без скафандров – это был первый полет экипажа из трех человек.


Корабли «Восток» и «Восход» подготовили почву для программы «Союз». Многоместные корабли серии «Союз» предназначены для длительных полетов, маневрирования, сближения и стыковки на орбитах как друг с другом, так и с другими аппаратами и, наконец, для выполнения транспортных операций по обслуживанию орбитальных станций – доставки на них экипажей космонавтов и различных грузов. Надежды, которые возлагали конструктора на космические корабли типа «Союз», полностью оправдались.


 Наиболее яркое отличие этих кораблей от остальных заключается в том, что спускаемый аппарат: у кораблей серии «Восток» и «Восход» он был шарообразным, а у «Союзов» кабина, в которой располагаются космонавты, по форме напоминает автомобильную фару. В отличие от шара такая форма при полете в атмосфере обеспечивает, как говорят специалисты, аэродинамическое качество: эта форма создает, как крылья самолета, подъемную силу. А эта особенность немаловажна – из-за нее при спуске на Землю (в частности прохождение через атмосферу Земли) снижаются перегрузки в 2 – 2,5 раза. Бортовые реактивные двигатели позволяют ориентировать нужным образом спускаемый аппарат относительно набегающего потока воздуха.


Внутри кабины размещены кресла космонавтов, радиоаппаратура, системы жизнеобеспечения и аппаратура для активного управления полетом. Как и на корабле «Восток», кабина космонавтов имеет три иллюминатора, через которые ведутся наблюдения во время полета. Пользуясь специальным люком в верхней части кабины, можно перейти в орбитальный отсек корабля.


Этот отсек похож по форме на кабину корабля «Восток». Назначение же его иное. По существу, орбитальный отсек – это лаборатория, в которой проводят научные исследования, едят, отдыхают, занимаются физкультурой. В орбитальном отсеке четыре иллюминатора. Через них ведутся наблюдения и киносъемка. Здесь, в этом отсеке, также есть радиоаппаратура, системы жизнеобеспечения, сервант для пищевых продуктов.

Если космонавтам надо выйти в космос, орбитальный отсек используется как шлюз – в нем есть внешний люк, который открывается и автоматически и вручную. Общий объем двух помещений – кабины и орбитального отсека – около девяти кубических метров.


Над орбитальным отсеком виден стыковочный узел, а под кабиной – приборно-агрегатный отсек, где сосредоточены двигательные установки корабля и разная техника, обеспечивающая космонавтам комфорт: агрегаты системы терморегулирования, энергопитания, аппаратура радиосвязи, приборы для управления кораблем, а также счетно-решающие устройства.


Снаружи на приборно-агрегатном отсеке, кроме антенн, укреплены панели солнечных батарей, напоминающие крылья. От этих батарей, имеющих площадь 14 квадратных метров, подзаряжаются бортовые химические электробатареи, обеспечивающие весь корабль электроэнергией. На транспортных кораблях солнечные батареи не устанавливаются.

Корабли серии «Союз» - очень сложные и многоцелевые инженерные сооружения. Программа «Союз» начала выполняться еще в апреле 1967 года.


В январе 1969 года произошло важнейшее событие в мировой истории космонавтики: космические корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались в космосе, образовав первую экспериментальную орбитальную станцию. В экипаж станции входили: В. Шаталов, А. Елисеев от «Союза-4» и Б. Волынов, Е. Хрунов от «Союза-5».

Станция обращалась вокруг Земли почти по круговой орбите на средней высоте 215 километров. После стыковки Елисеев и Хрунов в скафандрах с автономными системами жизнеобеспечения совершили выход в открытый космос и впервые перешли из одного корабля в другой. В полете кораблей «Союз» и на образованной ими орбитальной станции постоянно велись различные научные наблюдения, что, впрочем, делается при каждом космическом полете.


Четыре с половиной часа работала в космосе первая орбитальная станция, после чего космические корабли расстыковались и возвратились на Землю.


В 1970 году А. Николаев и В. Севастьянов на корабле «Союз-9» осуществили рекордный по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли. По тем временам 18 суток было очень много, притом, что техника была не приспособлена, на должном уровне, для таких полетов. Этот полет доказал, что пребывание в космосе (если применять средства для укрепления мышц, так как мышцы в невесомости расслабляются и теряют свою упругость) может быть достаточно длительным.


Возникла новая более трудная задача: создание особых, специально оборудованных долговременных орбитальных станций.