Осуждая картель грузовых авиаперевозчиков во Всемирный день конкуренции - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Осуждая картель грузовых авиаперевозчиков во Всемирный день конкуренции - страница №1/1

Осуждая картель грузовых авиаперевозчиков во Всемирный день конкуренции


Прадип Мета*
5 декабря 1980 года ООН приняла международный стандарт разработки закона о защите конкуренции посредством принятия Комплекса многосторонних принципов и правил контроля за ограничительными деловыми практиками, более известного среди международного сообщества как Документ ООН по вопросам конкурентной политики. Данный Документ использовался многими развивающимися странами для разработки и принятия новых законов о защите конкуренции. Начиная с порядка 30 стран в 1995 года, на сегодняшний день уже свыше 120 стран приняли новые законы или усовершенствовали действующие законы о защите конкуренции, и еще ряд стран – уже на подходе.
Недавно Документ был пересмотрен в ходе 6ой Конференции ЮНКТАД делегатами из свыше 100 развитых и развивающихся стран, которые также праздновали 30-летие со дня принятия Документа. Чтобы отметить этот юбилей, Международной сетью общественных организаций по вопросам конкуренции (INCSOC), международное объединение 164 практиков в сфере конкуренции, гражданских организаций, исследователей и законотворцев из 66 стран, было предложено считать 5 декабря Всемирным днем конкуренции.
Большее число делегатов Конференции поддержало данную идею и согласилось отпраздновать Всемирный день конкуренции в своих странах 5ого (воскресенье) или 6ого декабря (первый рабочий день). Между прочим, многие страны уже отмечают Национальный день конкуренции, как например страны-члены ЕС, Бразилия, Замбия и т.д., а другие страны уже задумываются над этим. Также было решено, что День конкуренции будет использоваться для того, чтобы повысить осведомленность людей и сплотить людей вокруг дела против картеля грузовых авиаперевозчиков, которые нанесли серьезный ущерб потребителям и экономике.
Хотя картели являются наиболее пагубными из всех антиконкурентных практик и очень тяжело выявляемыми и расследуемыми из-за присущего им тайного характера, в секторе авиаперевозок было еще сложнее, поскольку авиакомпании осуществляют свою деятельность по всему миру. Однако, как только была поймана одна компания, в мире получился эффект домино.
Немного позже, но и ЕС приняла решения по данному картелю, наложив крупнейший в истории штраф на 11 авиаперевозчиков общей суммой 799,4 млн евро (1,1 млрд долларов США) за ведение в глобальном картеле грузовых авиаперевозчиков, которые скоординировано действовали при установлении дополнительных сборов за топливо и обеспечение безопасности в период с 1999 по 2006 года. Среди компаний, на которые были наложены штрафы - Air France-KLM, British Airways, Cargolux, SAS, Singapore Airlines, Air Canada, Qantas, LAN Chile, Martinair and Japan Airlines. Lufthansa была прощена, поскольку она выдала секрет (заявила обо всем соответствующим ведомствам).

Обвинение Европейской Комиссией было не первым для большинства авиакомпаний, поскольку ранее Минюст США также обвинил крупнейшие мировые авиакомпании в сговоре в период с 2000 по 2006 годы по установлению цен на грузовые авиаперевозки. В 2009 три грузовых авиакомпании в США согласились выплатить штраф за одно и то же нарушение общей суммой 214 млн долларов США. По этому делу были обвинены 15 авиакомпаний с наложением штрафа общей суммой 1,6 млрд долларов США. Кроме того, три топ-менеджера грузовых авиакомпаний были приговорены к тюремному заключению. Согласованные действия по установлению тарифов на грузовые авиаперевозки начались в 2001 году и продолжались до февраля 2006 года. В 2008 году четырем авиакомпаниям, включая Air France-KLM и Cathay Pacific пришлось заплатить штрафы в США общей суммой 504 млн долларов США за участие в сговоре по установлению дополнительных сборов на грузовые авиаперевозки.


Комиссия по справедливой торговле Японии в 2009 году также заявила о том, что она наложит штраф на 10 компаний общей суммой 10 млрд йен за участие в картеле по установлению международных тарифов на грузовые авиаперевозки. В этом году, Комиссия по справедливой торговле Кореи наложила штрафы общей суммой 119,544 миллионов вон (около 100 млн долларов США) на 19 авиакомпаний за участие в картеле по поддержанию топливных сборов и продолжительное повышение дополнительных сборов на грузовые авиаперевозки в и из Кореи в период с 1999 по 2007 годы. Конкурентные ведомства ЮАР и Новой Зеландии также проводят расследования по данному картелю.
Картелю в секторе грузовых авиаперевозок следует уделять большое внимание всем заинтересованным лицам, поскольку картель оказывает негативное влияние на экономическое развитие и сокращение уровня бедности в развивающихся странах. Исследование, сделанное по заказу Международной ассоциаций грузовых авиаперевозчиков и Форума авиаперевозчиков в 2006 году, показало, что сектор грузовых авиаперевозок транспортирует около 29,9 % всех грузов в рамках международной торговли, имея годовой объем в 2,7 трлн долларов США. Исследование также показало, что Korean Air, Lufthansa, Singapore Airlines, Cathay Pacific и China Airlines являлись крупнейшими по мощности грузовыми и пассажирскими авиаперевозчиками. American Airlines и United Airlines предоставляют значительные услуги по грузовым авиаперевозкам, даже не используя преданных грузоперевозчиков, а авиалинии Lufthansa, Air France и KLM имеют наиболее широкий географических охват, обслуживая более 50 стран, а British Airways предлагает осуществление грузовых авиаперевозок в более чем 100 стран.
Поэтому крайне тревожным является тот факт, что почти все крупнейшие игроки на рынке грузовых авиаперевозок принимали участие в картеле, и стоит только догадываться о том ущербе, который нанесла деятельность картеля потребителям во всем мире.
Грузовые авиаперевозки специализируются на высокой стоимости весовых товаров (например, полезных ископаемых), скоропортящихся товаров, срочных чрезвычайных поставок и товаров, требующих высокой степени обеспечения безопасности. В большинстве своем, авиакомпании используются развивающимися странами для транспортировки либо конечных товаров для перепродажи, либо сырья для добавления стоимости для производства конечных товаров. Большинство из данных товаров проходят через цепочку наращивания стоимости большинства конечных товаров; поэтому картелизация транспортировки имеет серьезное умноженной воздействие на формирование цены на конечный товар.
Развивающиеся страны не освобождены от влияния картеля, поскольку значительная торговля посредством грузовых авиаперевозок осуществляется в этих регионах, часть которых находится под влиянием членов картеля. Отношение экспорта, перевозимого самолетами из менее развитых регионов, как например Африка и некоторые регионы Азии, превышает 10 %.
Что также очевидно, так это то, что конкурентные ведомства развивающихся стран должны иметь возможности присоединяться и наказывать такие международные картели, как только они раскрыты. Будучи ограниченным в ресурсах и, возможно, собственными слабыми законами, конкурентные ведомства в развивающихся странах должны идти на инновации и использовать различные доступные им средства для борьбы с международными антиконкурентыми практиками. Это может включать инициирование и расширение неофициального сотрудничества между ведомствами в тех странах, на которые оказал воздействие картель.

* Автор является Генеральным секретарем CUTS International и Председателем Международной сети гражданских организаций по вопросам конкуренции (INCSOC).