Особенности развития зарубежной журналистики 19 века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики... 6 1024.31kb.
В 11. 00 311ауд. Особенности развития зарубежной журналистики 19в 4 1530.36kb.
Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий 1 275.98kb.
«штерн» как тип информационного иллюстрированного еженедельного журнала 1 304.77kb.
Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы 1 388.07kb.
Освещение проблем терроризма в россии и германии немецкой качественной... 1 301.16kb.
Мобильные газеты как сегмент системы сми стран западной европы 1 339.15kb.
Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика Научный журнал 1 72.41kb.
Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика Научный журнал 1 165.72kb.
Учебно-методический комплекс к курсу «история отечественной журналистики... 1 261.14kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 021100 Юриспруденция... 2 505.83kb.
- 4 1234.94kb.
Особенности развития зарубежной журналистики 19 века - страница №1/3

Введение в мировую журналистику

Ответы на вопросы и всё такое

Нет билетов: 7, 8, 10, 25, 29, 30, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 45, 46.




  1. Особенности развития зарубежной журналистики 19 века.

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеон – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике. Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов. Так, в 1807 г. на реке Гудзон был спущен первый пароход – новое средство передвижения, позволившее ускорить процесс обмена информацией. Позже, в 1829 году Стефенсон изобретает первый паровоз (“ракета”). Всё больше и больше изобретений происходит в 19 в. Всё быстрее и качественнее становится журналистика благодаря новым технологиям. 1839 – фотография Тагера (на стеклянных таблицах), 1844 – азбука Морзе, 1858-60 – прокладка трансатлантического кабеля, что позволило передавать молниеносно информации уже на разные материки, 1876 – Белл изобретает телефон, 1879 – микрофон, 1881 – телефон в России. Техника оказала сильное влияние на развитие газетного дела: бумагу стали делать из соломы и древесины, что удешевило стоимость газеты, используются новые печатные машины, что увеличивает тираж, механизируется наборный процесс.

В 19 в. журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журналистских материалов. Вводится в эксплуатацию новая форма новостей – перевёрнутая пирамида: основная новость

Изменяется также и стиль. Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе.

Таким образом, журналистика в 19 в. становится:

-быстрее, -достовернее, -выразительнее.

Не менее важны социально-экономические изменения. На смену мануфактуре приходит промышленное производство. Если в 18 в. большинство населения – крестьяне, то в 19 в. появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. С развитием промышленного производства развивается и культура. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория. Появляются новые экономические проблемы. Развивалась в основном лёгкая промышленность, которой нужна реализация. То есть появляется экономическая база для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появляются дешёвые газеты. Их цена ниже себестоимости.

В 19 в. появляется массовая журналистика. Теперь газеты выпускается не только для богатого, но и для малообразованного населения. Журналистика становится частью культуры. Появляются новые функции – развлекательные.

В 18 в. журналистика была достаточно партийной. В 19 в. остаётся партийность, но появляется и газеты не для политического влияния – коммерческие газеты. Появляются проблемы продажной и заказной журналистики.

Выделяют три этапа развития журналистики в 19 в.:


  1. 1800 – 1833-36 гг.

Развитие массовой журналистики.

  1. 1833-36 – 1867

Становление массовой газеты. Америка – “Sun”. Франция – “La Presse”. Персональный журнализм – активное участие главного редактора в газете, его статьи.

  1. 1870 – 1900

Развитие коммерческой журналистики. Всеядность газет.


  1. Совершенствование техники и технологии журналистского дела в 19 веке.

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеон – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике. Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов. Так, в 1807 г. на реке Гудзон был спущен первый пароход – новое средство передвижения, позволившее ускорить процесс обмена информацией. Позже, в 1829 году Стефенсон изобретает первый паровоз (“ракета”). Всё больше и больше изобретений происходит в 19 в. Всё быстрее и качественнее становится журналистика благодаря новым технологиям. 1839 – фотография Тагера (на стеклянных таблицах), 1844 – азбука Морзе, 1858-60 – прокладка трансатлантического кабеля, что позволило передавать молниеносно информации уже на разные материки, 1876 – Белл изобретает телефон, 1879 – микрофон, 1881 – телефон в России. Техника оказала сильное влияние на развитие газетного дела: бумагу стали делать из соломы и древесины, что удешевило стоимость газеты, используются новые печатные машины, что увеличивает тираж, механизируется наборный процесс.

В 19 в. журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журналистских материалов. Вводится в эксплуатацию новая форма новостей – перевёрнутая пирамида: основная новость

Изменяется также и стиль. Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе.

Таким образом, журналистика в 19 в. становится:

-быстрее, -достовернее, -выразительнее.


  1. Коммерциализация газетно-журнальной индустрии в 19 в.

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеон – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике. Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов.

В 19 в. журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журналистских материалов. Вводится в эксплуатацию новая форма новостей – перевёрнутая пирамида: основная новость

Изменяется также и стиль. Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе.

Таким образом, журналистика в 19 в. становится:

-быстрее, -достовернее, -выразительнее.

Не менее важны социально-экономические изменения. На смену мануфактуре приходит промышленное производство. Если в 18 в. большинство населения – крестьяне, то в 19 в. появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. С развитием промышленного производства развивается и культура. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория. Появляются новые экономические проблемы. Развивалась в основном лёгкая промышленность, которой нужна реализация. То есть появляется экономическая база для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появляются дешёвые газеты. Их цена ниже себестоимости. Основная их задача – развлекать население. Так появляется массовая газета. И т.д. про рекламу и деньги.



  1. Рекламное и газетное дело в 19 в.

19 век – поворотный момент в истории не только журналистики в целом, но и в рекламе в частности. Так, социально-экономические изменения, произошедшие в начале 19 века приблизили понятия газетного дела и рекламы. Если в 18 в. большинство населения – крестьяне, которые в большинстве случаев безграмотны, то в 19 в. появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. С развитием промышленного производства развивается и культура. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория. Появляются новые экономические проблемы. Развивалась в основном лёгкая промышленность, которой нужна реализация. То есть появляется экономическая база для рекламы.

Развитие рекламы происходило по разным сценариям в различных странах Европы и Америки. По целому ряду причин развитие рекламы в Англии и в США пошло разными путями. В то время как в Англии реклама приобрела статичный характер, динамизм американской рекламы стал очевиден уже в первой половине 19 в. Различные темпы развития рекламного дела в этих странах зависели от многих причин. Существенным препятствием для развития рекламы в Англии было введение государственного налога на публикацию рекламных объявлений в газетах – налога, который оставался в силе до 1853 г.

Введение акцизных налогов было одной из причин недовольства американских колонистов, поэтому после победы Соединенных Штатов в войне за независимость правительство не вводило таких налогов.

Потребности, связанные с ведением войны 1861-1865 гг., ускорили неизбежный процесс промышленной революции в США. Механизация изменила отношения между продавцом и покупателем. Товары стали производится быстрее и в количествах слишком больших, чтобы их можно было продать в районе расположения предприятия. Возникла необходимость найти способ распространения сведений о достоинствах товара среди отдалённых потребителей, и реклама явилась решением этой проблемы.

Среди важных факторов, способствовавших развитию рекламы в конце 19 – начала 20 в. стало возникновение современного рекламного агентства. В Англии рекламные агентства существовали уже в 1800 г., а первые американские рекламные агенты начали свою деятельность в начале 40-х годов 19 в. Как в Англии, так и в США рекламные агенты были первоначально лишь посредниками по продаже места для размещения рекламы в газетах и журналах.

В начале 19 в. рекламодатели стали более требовательными. Размеры рынков увеличились, выросли и ассигнования на рекламу. В это время рекламные агентства стали оказывать такие услуги, как написание текстов рекламных объявлений, создание иллюстраций, выбор типографий, а иногда и анализ условий рынка, конечно, по современным понятиям, весьма примитивный.




  1. Формирование элитарной и массовой прессы в 19 в.

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеон – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике. Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов.

Техника оказала сильное влияние на развитие газетного дела: бумагу стали делать из соломы и древесины, что удешевило стоимость газеты, используются новые печатные машины, что увеличивает тираж, механизируется наборный процесс.

В 19 в. журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журналистских материалов. Вводится в эксплуатацию новая форма новостей – перевёрнутая пирамида.

Изменяется также и стиль. Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе.

Таким образом, журналистика в 19 в. становится: -быстрее, -достовернее, -выразительнее.

Не менее важны социально-экономические изменения. На смену мануфактуре приходит промышленное производство. Если в 18 в. большинство населения – крестьяне, то в 19 в. появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. С развитием промышленного производства развивается и культура. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория. Появляются новые экономические проблемы. Развивалась в основном лёгкая промышленность, которой нужна реализация. То есть появляется экономическая база для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появляются дешёвые газеты. Их цена ниже себестоимости.

В 19 в. происходит разделение газет на массовые и элитарные. Массовая журналистика (газета) – понятие, появившееся благодаря рекламе, так как она стоила ниже себестоимости, а окупалась в основном за счёт рекламы. Если элитарная пресса – пресса для образованных, обеспеченных людей, которые интересуются политикой, общественной жизнью и новостями, то читатель массовый газеты ищет скорее скандалы, разные развлекательные материалы, а также ищет рекламу. Из-за того, что массовые газеты продаются огромными тиражами, у них огромная аудитория, многие элитарные издания закрываются, единицы продолжают существовать, но небольшими тиражами за счёт подписки.

В США раньше, чем в Европе, стала появляться массовая пресса – “The press и “Sun” – конкретные примеры массовой журналистики. В них печатались различные истории, сказки, романы и т.д. Редакторы нашли путь к читателю. Б. Дей впервые ввёл в газету сенсации, криминальную хронику, анекдоты.

“Figaro”, “Temp”, “Moniteur” – элитарная журналистика.


  1. Концентрация печати в конце 19 – нач. 20 в.

Джозеф Пулитцер. Он был одним из самых известных магнатов эпохи "нового" журнализма. В 1883 году он приобрел обанкротившуюся газету "Уорлд", которую сделал типичным образцом газеты новой журналистики.

"Уорлд" Пулитцера сразу привлек к себе широкое общественное внимание. Информация ("ньюс") публиковавшаяся там отличалась от материала других газет тем, что сообщала о более оригинальных, драматических фактах. На полосу попадало все, что отличалось необычностью, сенсационностью. Например, уже в первом выпуске рассказывалось о шторме в штате Нью-Джерси, причинившим убыток в миллион долларов; опубликовано интервью с осужденным убийцей накануне его казни, материал о волнении на острове Гаити...

Однако наиболее выдающейся идеей Пулитцера стала мысль о "крестовых походах" - так сам делец называл предпринимаемые им в газете различные общественные компания. "Уорлд" выступал с призывом обложить налогом предметы роскоши, добиваться принятия закона о наказании за покупку голосов. Пулитцер считал, что день был потрачен впустую, если в его газете не появлялся какой-нибудь очередной "крестовый поход" или какая-нибудь громкая сенсация.

Расчет Пулитцера на коммерческий эффект сенсации и дешевой демагогии оправдался. Уже за первые три месяца тираж его детища удвоился, а в 1887 году достиг 250 тысяч экземпляров. Объем газеты резко возрос. Стало выходить ее вечернее приложение. Штат газеты в период наибольшего преуспевания составлял 1300 человек. Она приносила миллион долларов ежегодного дохода! Еще к одному из нововведений Пулитцера стоит отнести особый вид сенсационного, или, как он говорил, "динамического" репортажа, появление которого в газете требовало от репортера какого-либо выдающегося поступка. Таким "подвигом" явилось, например, кругосветное путешествие журналистки Элизабет Кохран (Нелли Блай). Нельзя не отметить и введенная Пулитцером постоянная "редакционная полоса", ставшая затем важным средством печатной пропаганды.

Газета "Уорлд" ввела также в практику своеобразный вид саморекламы ("промоушн") в виде отрезных купонов выигрышных лотерей.

Широкий размах деловых операций, связанных с изданием газеты, породил новую профессию - руководителя-менеджера. В его обязанности не входило чисто редакционное руководство, а лишь издательская сторона дела. А оно уже в решающей степени стало зависеть от рекламодателей.

Совместное действие этих и ряда других факторов породило в прессе США наряду с появлением новых газет процесс ликвидации, слияния, трестирования различных изданий периодики, особенно ежедневных и еженедельных газет. Однако процесс консолидации прессы первое время еще не приводил к общему падению числа газет и других периодических изданий (что стало характерным для более позднего периода). Наоборот, число их даже увеличилось. Изменения "населения" газетного мира до самого конца XIX века и в первом десятилетии XX века давали в общем положительный баланс, несмотря на гибель огромного числа газет-"неудачников". Одновременно возрастали тиражи газет.

Таким образом, значение проявления "нового" журнализма в 80-90-х годах прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высоко развитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе, соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на мировую арену в качестве могучей державы.




  1. Развитие ежедневной прессы.




  1. Развитие журнальной периодики в 19 веке.




  1. Первые американские концерны печати конец 19 - начало 20 века.

До второй мировой войны имя американца Херста было символом мощи пропагандистских средств в одних руках: 28 ежедневных газет, 13 журналов, ряд агентств и радиостанций. Впоследствии империя Херста поубавилась.

Концерн Скриппса-Говарда имеет даже более старинную родословную чем херстовский. У его истоков стоял Э. Скрипс, основавший в 1878 г. "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1938 году руководителем треста стал его партнер Говард. Потомки обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении 18 газет, в том числе "Вашингтон Дейли ньюс". общий разовый тираж газет концерна превышает 3 млн. экземпляров. Годовой доход исчисляется 200 млн. долл., а прибыль - 10-12 млн. долл. Концерны принадлежит 95% акций одного из крупнейших информационных агентств США и мира - Юнайтед Пресс Интернэшнл.

Газетный концерн Маккормика-Паттерсона возник из слияния бизнеса двух семей миллионеров. этот концерн не только издаёт ряд крупнейших газет ("Чикаго трибюн", "Нью-Йорк Дейли ньюс" и др. тиражом 3,5 млн. экз.), но и владеет радиостанциями и бумажными предприятиями.

Газетный трест семьи Коулсонов был основан в 1903 г., и в последствии превратился в империю новостей, которая включает четыре журнала "Лук" (закрылся в 1971), "фамилии серкл", "Венчур", "Харпнес", Четыре телеканала и 11 газет.

Кроме того позднее появились "цепные монополии" "Ньюхауз ньюспейперс" (22 газеты общим тиражом около 6 Млн. экз.), "Найт ньюспейперс" (свыше десяти газет, включая синдикат "Чикаго Дейли ньюс"), "Ганнет компани" (свыше 50 газет, три телеканала, 6 радио станций), концерн Генри Люса (журналы "Лайф", "Тайм", "Форчун" разовым тиражом около 13 млн. экз., а также 9 радио- и тв-станций и два бумажных предприятия).

(все цифры даны на 1972 год)





  1. Первые английские концерны печати.




  1. Пiявление и развитие информационных агентств.

В 1835 aенгерский делец Шарль Гавас расширил свое переводческое бюро. кроме коммерческих новостей, он стал распространять переводы политических. у него были корры в других странах и для распространения новостей он использовал голубей и оптический телеграф.

В 1850 Iауль Юлиус Рейтер решил использовать голубей в более широких масштабах для распространения коммерческих новостей по Германии. но в это же время создали прямую телеграфную связь между Парижем и Берлином, и голуби оказались не у дел. к тому же в Берлине был конкурент - Вольф. тогда Рейтер перебрался в биржевой и банковский центр Европы - Лондон. рейтер основывает там свое агентство и продает новости коммерсантам, в Европе у него сеть корров.

Появление телеграфа побудило Гаваса и Рейтера заняться сбором политновостей. редакторы все больше убеждались в преимуществе агентсткого сервиса, т.к. редакции не могли позволить себе содержать корров в других странах.

В eонце концов Рейтер, Гавас и Вольф разделили сферы влияния. в 1859 между ними был заключен первый договор, по которому Рейтер получал целиком английские новости, Гавас - франц, а Вольф - нем. однако у Рейтера осталась корреспондетская агентура в немецких городах, что мешало Вольфу. тогда он решил опереться на помощь собственного правительства. канцлер Бисмарк дал указания немецкому гос электрическому телеграфу оказывать предпочтение немецкому агентству в очередности передачи материалов.

Кiлониальная экспансия европейских стран на Востоке и возрастающая роль Америки в международных делах заставили думать о глобальном разделении сфер влияния. соответствующее соглашение между тремя агентствами было подписано в 1870.

Вольфу досталась Австрия, Скандинавские страны и Россия. Гавас получил франц колонии и средиземноморские страны Европы. Рейтер стал хозяином в Британской империи и странах дальнего Востока.

Еuе в 1848 на территории США начало действовать агентство ассошиэйтед пресс. в начале 20 века рядом с ним выросло другое - юнайтед пресс.

Тaм временем совершенствовалась техника агентсткого дела. в 1880 Рейтер закупил пишущие машинки. с 1882 информацию стали регулярно передавать в редакции по телефону. в 1883 Юлиус Рейтер на заседании правления своего агенства заявил о закупке прототипа нынешнего телетайпа.

Кiнкуренция со стороны америк агентств потребовали поддержки европейских агентств со стороны газетных предприятий. вот почему родилась идея о передачи владения агентствами под коллективный контроль ассоциаций газетных владельцев.

В ?оссии первое агентство информации - РТА - было создано в 1894. в зарубежных новостях оно полностью полагалось на агентство Вольфа. в 1904 возникло СПб агентство - ПТА.




  1. Процесс перехода от “персонального” к “новому” журнализму.

Переход от персонального к новому журнализму Основным признаком "персонального" журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы. Таким образом, линия органа массовой информации целиком и полностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость - ведь это основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К "новому" журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Внутри административного руководства газетного издания стали обособляться функции управления.

Таким образом внутренние и внешние события в США на рубеже нового столетия и вызвали к жизни "эпоху нового журнализма", что требовало от капиталистической прессы совершенно иные методы идеологического воздействия на читателей.

Процесс отхода от принципов примитивной

"персональной" журналистики и появления "новой" происходил, разумеется, постепенно. При этом стоит заметить, что некоторые важные элементы, характерные для сегодняшней американской прессы, были взяты из практики "персонального" журнализма.

Переход прессы США от приемов "старого" журнализма к "новому" осуществлялся многими путями.

Американская пресса стала более явно, чем когда-либо в прошлом, добиваться повышения своей роли как идеологического оружия, ориентируясь на возрастающий интерес американцев к тому, что происходит в их стране и за ее пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, пресса США широко развернула кампанию по "защите интересов простого человека". На страницах газет стали приводиться примеры общественных разоблачений. А уж сенсационные факты коррупции в правительственных сферах и в высших органах партийной бюрократии - постоянно не слезали со страниц газет. С небывалой для того времени активностью средства массовой информации начали включаться в президентские избирательные кампании, откликаться на другие крупные политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и иллюстраций также изменились в соответствии с задачей апеллирования к сознанию и разуму рядового читателя. Стали менее обычными личные выпады главных редакторов друг против друга. Пресса переставала выполнять роль автоматического выразителя персональных мнений "шефа" - редактора или какого-либо партийного босса. Газета стала зависеть от влиятельных монополитических кругов, направлявших всю политическую жизнь в стране и использующих для этой цели в равной мере как партийную машину, так и машину печатной пропаганды.

Характерным признаком перехода прессы на новые методы работы явилось также и то, что фундаментальной функцией газеты становилось распространение информации. Преобладающее место в прессе стало принадлежать не прежней газете, содержавшей главным образом "вьюспейпер" (взгляды и мнения), а новой - являющейся газеты "новостей" ("ньюспейпер"). Конкретная политика газеты стала находить свое выражение не столько в редакционном мнении, сколько в тенденции и методах отбора и обработки публикуемых газетой фактов. Таким образом, репортер становился центральной фигурой в системе органа печати при "новом" журнализме. Поэтому к нему стали предъявляться все более высокие и разносторонние требования. Характерно, что в этот период значительно усилилась тяга "представителниц слабого пола" к журналистской профессии. В 1886 г. во всей прессе США работало 500 женщин-журналистов, а уже через два года в одном только Нью-Йорке их насчитывалось свыше 200 женщин-журналистов.

В связи с тем, что свежая информация выдвинулась на первое место в газете, чрезвычайно возросли требования к оперативности отклика прессы на текущие события, причем в дальнейшем эти требования все более повышались по мере усовершенствования технических средств связи. Среди ежедневных газет США стали преобладать вечерние (т.е. выходящие после полудня), так как они могли содержать освещение "сегодняшних" событий. По этой причине многие газеты выходили два раза в день - утренний и вечерний выпуски. Последний, обычно, был рассчитан на какую-либо определенную группу читателей.

Назовем несколько имен известных деятелей американской журналистики. В 50е-80е года XIX века по стране "гремели имена" Джеймса Беннета ("Джеральд"), Хорейса Грили ("Трибьюн"), Самюэля Боулса ("Спрингфилд репабликен"), Уильяма Брайана ("Нью-Йорк пост"). Затем настал черед были Чарльза Даны ("Нью-Йорк сан"), Эдвина Годкина ("Нейшн" и "Нью-Йорк ивнинг пост"), Генри Уотерсона ("Луизвилл курьер джорнел"), подготовивших почву для перехода прессы на базис "нового" журнализма.

На базу крупного предпринимательства становилось также дело покупки места в газетах и журналах для опубликования рекламы. Посредниками между рекламодателями и газетами становились рекламные агентства. В 1917 г. большинство их объединилось в "Амэрикен ассошиэйшн оф адвертайзинг эдженсиз" (ассоциацию рекламных агентств США). Доход от рекламы стал решающей статьей дохода газет и журналов.

Законы капиталистического развития, распространяясь на прессу США как одну из отраслей экономики страны, вызвали в прессе ряд явлений, свойственных американской экономике в целом и характерных для развития США начала XX века. Важнейшим из них была постепенная и неуклонная монополизация предприятий прессы. Эта тенденция выразилась при этом не только в укрупнении масштабов газетного дела, но и в концентрации "производства информации", приведшей позднее к возникновению монополистических предприятий информационной промышленности".

Совместное действие этих и ряда других факторов породило в прессе США наряду с появлением новых газет процесс ликвидации, слияния, трестирования различных изданий периодики, особенно ежедневных и еженедельных газет. Однако процесс консолидации прессы первое время еще не приводил к общему падению числа газет и других периодических изданий (что стало характерным для более позднего периода). Наоборот, число их даже увеличилось. Изменения "населения" газетного мира до самого конца XIX века и в первом десятилетии XX века давали в общем положительный баланс, несмотря на гибель огромного числа газет-"неудачников". Одновременно возрастали тиражи газет.

Таким образом, значение проявления "нового" журнализма в 80-90-х годах прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высоко развитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе, соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на мировую арену в качестве могучей державы.


  1. Наполеон и его политика в области печати.

17 янв. 1800 – консульский указ о газетах. (период консульства). Газеты “ могут служит “оружием в руках врагов республики”. Было закрыто 60 газет из 73, издававшихся в Париже и пригородах. Все печатное дело под контролем. Для осуществления контроля создано особое “Бюро печати”. Но офиц. цензуры не было. В 1803 при “Мин.Юсте”( министерство юстиции) возникает спец. “комиссия для просмотра”. “Moniteur” становится рупором Наполеона. Наполеон говорил: “ Дайте понять редакторам газет… что я никогда не потерплю, чтобы мои газеты говорили и действовали против моих интересов, что редакторы могут выпускать ядовитые статейки, но пусть они знают, что в одно прекрасное утро им зажмут рты”. 7 авг. 1805 г.- Наполеон начал грабеж изданий. Налоги, штемпельные сборы. И тд. Причем он всегда аргументировал свои действия. Так, налоги, штемп. сборы и тд. он объяснял тем, что на эти деньги будут выплачиваться “ пособия и пенсии литераторам”. Естественно, не в этом была его цель. 6 ноября 1807 года – было рекомендовано не печатать статьи политического характера. Политика только в “Moniteur”. В 1811 году осталось лишь 3 опасные газеты “Journal de l’ Empire” ( бывший “Journal de Debats”), “Gazette du France”, “ Journal de Paris”. Производилась неофициальная конфискация журналов. Декрет об этом был сожжен в 1814 году.

Тем не менее, Наполеон делал вид, что цензуры не существует. И он называл должность цензора постыдной. 5 февраля 1810 г.- о типографщиках и книгопродавцах. Все тоже – прижимают. 6 апр. 1814 – конец Наполеона I. Сенат опубликовал указ: “ Свобода печати полная, за исключением законной репрессии за преступления, которые могут произойти из-за злоупотребления этой свободой”. 21-22 окт. 1814 – новый закон уже при Бурбонах “ всякое произведение по объему не меньше 20 – ти листов может быть издаваемым без всякой цензуры”. Возможно, они считали, что наиболее опасные вещи содержатся в произведениях менее, чем 20 страничного формата ( наверное, газеты). Это, кстати, позже переняли и в России.

По закону книгопродавец или типографщик должны были принести присягу. Но сразу же было внесено дополнение: “ Ни одно периодическое издание ни в Париже, ни в провинции не может выходить без спец. разрешения, которое во всякое время можно было взять обратно”.

5 марта 1815 года Наполеон покидает остров. По приезде во Францию, Наполеон издает декрет от 22 апреля 1815 – о свободе печати. Его взгляды полностью переменились. Он стал верить в то, что свобода печати – абсолютное благо, он готов был отстаивать эти принципы. Но битва при Ватерлоо поставила крест на судьбе Наполеона. Говорят, что и в изгнании он выступал за полную свободу печати. Таков был наполеон – противоречивая личность.




  1. следующая страница >>