страница 1 |
|
Похожие работы
|
Особенности организации работы школьного консилиума: из опыта работы - страница №1/1
![]() Особенности организации работы школьного консилиума: из опыта работы Попова Елена Борисовна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Ачинска телефон служебный 8-39151-7-67-70, телефон сотовый 8-908-222-90-02, электронная почта soleil.06@mail.ru
Если рассматривать нормативные основы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее ПМПк), то они определены следующими нормативными документами разных уровней:
При построении работы школьного консилиума мы исходили из теоретических положений М.Р. Битяновой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, что психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей. Консилиум объединяет предоставленную учителями, классными руководителями, школьным медицинским работником, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом информацию об отдельном ребенке, классе, параллели. На основе целостного видения проблемы коллектив единомышленников разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником. При организации деятельности школьного консилиума необходимо помнить, что носителем проблемы развития ребенка являются не только он сам, но и его родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка (см. Рис. 1)
Основное внимание специалистов школы должно быть сосредоточено не на проблеме, а на ребенке, у которого есть проблема и, следовательно, на желании помочь ему. Исходя из этого основными принципами сопровождения ребенка в условиях школы являются:
Опыт нашей работы показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Таким образом, консилиум позволяет:
Психолого-педагогический консилиум проводится:
Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик. Важно отметить, что план работы школьного ПМПк разрабатывается в августе с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года, включается в общий план работы школы на учебный год и циклограмму деятельности школы. ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.
Для эффективной и компетентной работы консилиум должен объединять носителей психолого-педагогической, родительской, медицинской, правовой культуры. ПМПк создается из числа сотрудников учреждения, а также специалистов, привлекаемых на договорной основе по решению администрации образовательного учреждения. Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положения о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:
Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию. Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки. Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума:
Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу (параллели классов), которая включает в себя: результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников. Содержание предъявляемой психологической информации зависит от формы проведения консилиума. При проведении консилиума по классу (параллели классов) изучению подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. Важно отметить, что информация в них о ребенке или его семье облекается в формы:
Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне консилиума. При проведении внепланового заседания консилиума по проблеме конкретного ребёнка, которое проводится при обязательном присутствии его родителей (законных представителей) данные могут быть обобщены следующим образом: 1. Описаны психологические особенности:
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от возрастной; психической; социальной нормы. 3. Описаны конкретные проявления этих нарушений:
4. Указаны причины существующих нарушений. 5. Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику. 2. Информация классного руководителя Классный руководитель представляет на консилиум: результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом, в которой фиксирует:
Характеристика школьника складывается из следующих показателей:
Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию. 3. Учитель-логопед: в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз. 4. Информация учителя-дефектолога предоставляет на консилиум информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития. 5. Информация медицинского работника Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Выделяются три основных показателя: 1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
2. Факторы риска нарушения развития:
3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения. Проведение внепланового заседания ПМПк. Регламент его проведения должен быть четко прописан в Положении о ПМПк. В МОУ «СОШ № 1» он следующий:
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы школьной психологической службы с детьми, имеющими особенности развития - для каждого ребенка составляется индивидуальная модель сопровождения (комплексная программа). Такое заседание консилиума всегда проводится только в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося. Ведущим консилиума является председатель ПМПк. Он:
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения. 2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику Участники консилиума отвечают на вопросы:
Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. 3 этап. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку. Протокол подписывается родителями (законными представителями) и всеми участниками ПМПк. Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей). Также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку может быть назначен ведущий специалист. Это в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Главные задачи ведущего специалиста:
В заключении отметим, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Также всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам). Литература
|