Основные методы регулирования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Основные методы регулирования - страница №1/1


    1. Основные методы регулирования

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов [17, c. 42]. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Существует следующая классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.

Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы.

Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.

Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.

Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты). Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ.

Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности [1].

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.


    1. Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании


Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам [14, c. 19-24].

 Единый таможенный тариф- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС (ТНВЭД ТС)


 Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет [6, c. 31].

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда. Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор [14, c. 47-49].

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. [8, c.14-19] Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития [11, c. 48].

Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

Рисунок 1. – Функции таможенного тарифа

Характеристика данных функций такова:


  • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

  • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

  • регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

  • торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами [16, с. 26].

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров государств- членов ТС при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе", которым предусматриваются следующие меры:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Анализ правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В этой связи приобретает значение деятельности Таможенных органов, как инструмента обеспечивающего экономическую безопасность государства.

За девять месяцев 2006 года таможенными органами возбуждено 2361 уголовное дело по преступлениям, отнесенным Законом к их компетенции, что на 20 % больше показателя аналогичного периода 2005 года.

По факту контрабанды (ст. 188 УК) возбуждено 1548 уголовных дел; 1 уголовное дело возбуждено по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189 УК); 774 уголовных дела приходится на преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц (ст.194 УК); 38 уголовных дел возбуждено по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК). По сравнению с январем – сентябрем 2005 года увеличилось число уголовных дел, возбужденных по ст. 188 “Контрабанда” на 17,5 %. В 2,2 раза снизилось количество возбужденных уголовных дел о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, что обусловлено прежде всего увеличением с 1 мая 2005 года минимального размера оплаты труда до 450 руб. и, следовательно, увеличением суммы невозвращения валютной выручки, необходимой для возбуждения уголовного дела до 4,5 млн. руб.. Кроме того, снижение количества уголовных дел возбужденных по ст.193 УК РФ, стало возможным благодаря проводимой отделами таможенной стоимости и валютного контроля таможен профилактической работе с участниками ВЭД по своевременному исполнению внешнеторговых контрактов и поступлению средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки РФ. Вместе с тем, возросло на 37,4 % количество уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей.

По товарному аспекту за 9 месяцев 2006 года показатели распределились следующим образом:

По статье 188 УК РФ – “Контрабанда”:

- товаров народного потребления – 350 уголовных дел;

- автомобилей – 260 уголовных дел;

- иностранной валюты – 180 уголовных дел;

- культурных, исторических ценностей – 114 уголовных дел;

- продуктов питания – 77 уголовных дел;

- сильнодействующих веществ – 47 уголовных дел;

- боеприпасов и патронов к гражданскому оружию – 35 уголовных дел;

- огнестрельного оружия – 20 уголовных дел.

По статье 193 УК РФ – “Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте”:

- иностранной валюты – 26 уголовных дел;

- цветных металлов – 2 уголовных дела;

- драгоценных камней – 1 уголовное дело;

- нефти и нефтепродуктов – 1 уголовное дело;

- товаров народного потребления – 1 уголовное дело;



По статье 194 УК РФ – “Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”:

- автомобилей – 462 уголовных дела;

- товаров народного потребления – 250 уголовных дел;

- продуктов питания – 48 уголовных дел;

- цветных металлов – 1 уголовное дело;

Общая стоимость незаконно перемещенных товаров и ценностей за 9 месяцев 2006 года составила 10,9 млрд. рублей, что на 5,2 млрд. рублей больше чем в аналогичном периоде 2005 года.

Общий размер уклонений от уплаты таможенных платежей за 9 месяцев 2006 года (ст.194 УК РФ) составил 9,86 млрд. рублей, что на 5,09 млрд. рублей больше чем в аналогичном периоде 2005 года.

Общий размер невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193) составил 15,8 млн. долларов США, что на 9,9 млн. долларов США меньше чем в аналогичном периоде 2005 года.

С января по сентябрь 2006 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 82 830 дел об административных правонарушениях (в аналогичном периоде 2005 года заведено (возбуждено) 69 571 дело о нарушениях таможенных правил (об АП)).

Три четверти правонарушений были совершены при перемещении товаров через таможенную границу в режиме импорта. При этом наибольшее количество правонарушений связано с нарушение сроков представления таможенной декларации (29 % от общего количества), а так же с не декларированием или недостоверным декларированием товаров и транспортных средств (16 % от общего количества).

Объектами правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, машины и оборудование, текстильные материалы и текстильные изделия, недрагоценные металлы, древесина и изделия из нее, товары народного потребления (одежда, обувь).

В настоящее время Президент и Правительство РФ возлагают на таможенные органы, как важнейший государственный институт, реализующий меры по защите экономического суверенитета следующие задачи:

- осуществление мер по борьбе с контрабандой, наркоторговлей и терроризмом;

- повышение эффективности государственной таможенной политики;

- совершенствования системы управления в таможенных органах;

- выполнение Целевой программы развития таможенной службы до 2010 года.



Основные направления действующего ТК ТС в РФ
Межгосударственные связи берут свое начало в международной торговле, являющейся одной из важнейших форм международных экономических отношений, представляющих собой систему торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами. Российская экономика все более интегрируется в мировую систему, активно включаясь в международное разделение труда. Этому способствует осуществляемые в России экономические реформы, основным направлением которых является право самостоятельного выхода на внешние рынки российских предприятий. В связи с этим встает вопрос и о применении системы мер по защите национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Выход предприятий на внешний рынок невозможен без знания и соблюдения таможенного законодательства.

Действующий Таможенный кодекс Таможенного Союза определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государств- участников ТС Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, активизацию связей экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание:
1. Изменение понятийного аппарата:


  • таможенный брокер заменен на таможенного представителя;

  • таможенный режим заменен термином таможенная процедура;

  • таможенное декларирование вместо «декларирование»

  • «регистрация таможенной декларации» вместо «принятие таможенной декларации»

  • введено новое понятие «экспресс-груз»;

  • исключены понятия «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», «таможенное оформление».

2. Появление новых форм таможенного контроля:

  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

  • проверка системы учета товаров и отчетности;

  • таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.

3. Введены новые положения о задержании товаров.

4. Исключены устная и конклюдентная форма декларирования.

5. Ограничен перечень документов при подаче декларации на товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта.

Таблица 1.- Количество возбужденных таможенными органами дел об АП с распределением по регионам



Наименование таможенного органа

Количество возбужденных дел об АП

Удельный вес, %

Центральное таможенное управление

19 632


24,2

Северо-западное таможенное управление

17 064


21,06

Сибирское таможенное управление

10 308

12,7

Приволжское таможенное управление

9 443

11,65

Южное таможенное управление

9 075

11,2

Уральское таможенное управление

7 684


9,48

Дальневосточное таможенное управление

6 624

8,17

Шереметьевская таможня

548

0,67

Домодедовская таможня

465

0,57

Энергетическая таможня

145

0,17

Внуковская таможня

30

0,037

Таблица 2.- Распределение дел об АП по субъектам правонарушения

Субъект правонарушения

Количество дел

Удельный вес, %

Должностные лица

9 518

11,49

Неустановленные лица

1 876

2,26

Физические лица

33 908

40,93

Юридические лица

37 528

45,3

Таблица 3.- Товарный аспект административных правонарушений

Наименование

Количество дел

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства

15 286

Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; и их части

6 362

Текстильные материалы и текстильные изделия

5 372

Недрагоценные металлы и изделия из них

4 728

Древесина и изделия из древесины

4 374

Продукты растительного происхождения

4 112

Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

3 347

Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование

3 218

Автомобили грузовые

3 150

Разные промышленные товары

2 802

Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители

2 200

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

1 931

Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них

1 871

Масса из древесины или из других целлюлозных материалов; бумага, картон и изделия из них

1 832

Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты

1 593

Прочие

18 309

Наказания по делам об административных правонарушениях были назначены в отношении следующих субъектов правонарушения

Субъект правонарушения

Количество дел


Сумма, млн. руб


Должностные лица

7 357

170,4

Физические лица

23 695

327,1

Юридические лица

26 936

3,23

По заключению зарубежных экспертов действующая редакция таможенного кодекса полностью отвечает современным требованиям и нормам международного права, что позволит сформировать современную правовую базу, которая позволит, таможенным органам при взаимодействии с другими правоохранительными и фискальными органами, обеспечить защиту экономической безопасности Российской Федерации.