Ориан тлитай - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция "Как вырастить здорового ребенка" 1 14.02kb.
- 4 1234.94kb.
Ориан тлитай - страница №1/1

Ориан тлитай


Известно высказывание из Торат-коhаним, которое Раши приводит в качестве комментария в начале этой главы:

Какая связь между субботним годом и горой Синай (почему подчеркивается, где была дана заповедь об этом)? Разве все заповеди не были даны на Синае? Однако (понимать следует так:) подобно тому, как (заповедь о субботнем годе) с ее общими и частными положениями и деталями изречена на горе Синай, так и все (заповеди) с их общими и частными положениями и деталями изречены на горе Синай.

Мидраш приводит следующее мнение рабби Акивы: «общие и частные положения были изречены на горе Синай, а затем повторены в Шатре Собрания и были повторены затем в третий раз в степях Моава».

Итак, согласно рабби Акиве, дарование Торы вместе с его общими и частными положениями повторяется трижды. Это тройное повторение имеет настолько огромное значение, что благодаря ему Тора даже получила название «Ориан тлитай» (тройной Торы). Каким образом это толкование сочетается с простым смыслом, согласно которому Тора называется так благодаря тому, что она состоит из трех частей – Пятикнижия (называемого просто Торой), Пророков и Писания? Следующее объяснение прольет для нас свет на вопрос – для чего нужно было трижды повторять дарование Торы.



Тора, Пророки и Писания, что в Торе

Разделение на Тору, Пророки и Писания является разделением сущностным, поскольку:



  • Тора является словом Всевышнего, изреченным в действительности самим Б-гом,

  • «Пророки» - это слово Всевышнего, услышанное и усвоенное разумом Пророка (каждый пророк принимает и высказывает свое пророчество согласно своему стилю как указание Свыше, спускающееся вниз к нему самому),

  • «Писания» - изречения самого человека, удостоившегося этого благодаря святости уровня духа (руах) своей души, они проявляются от него к людям как внутренний Б-жественный поток, бьющий из него снизу вверх подобно чистому роднику.

Три «вида» дарования Торы – на Синае, в Шатре Собрания и в степях Моава намекают на тесную взаимосвязь между Торой, Пророками и Писаниями внутри самой Торы (Пятикнижия):

  • Дарование Торы на Синае является Актом получения Торы всем народом Израиля одновременно из уст самого Святого Благословенного (две первые заповеди – непосредственно, а восемь следующих уже через Моше) – это есть понятие «Тора» внутри Торы.

  • Речи Моше в Шатре Собрания – это пророчества Моше. Они являются самыми выдающимися пророчествами из произнесенных когда-либо от имени Всевышнего.

  • В степях Моава Моше сам произнес всю книгу Дварим, когда «Шхина говорила его устами (буквально: из его горла)». Эти речи были подобны бьющему из глубины Души внутреннему роднику духа святости (корень этого «бесконечного родника» имеется в потенциале у каждого еврея благодаря «искре Моше» в его Душе) – это корень Писаний, что в Торе.

[Подобно тому, как в Торе Моше есть три раздела – Пятикнижие, Пророки и Писания, – так и у самого Моше есть три раздела, записанные им самим. В Талмуде написано: «Моше записал свою книгу и главу Билам (Балак) и Иов: «свою книгу» - то есть Тору, записанную Моше (Пятикнижие), «главу Билам» - «его пророчества и притчи», относящиеся к сфере пророчеств, поскольку Билам был одним из наиболее выдающихся пророков народов мира (эта глава как бы стоит особняком в Пятикнижие - Моше узнал о событиях, происходивших в главе Балак благодаря пророчеству, полученному им издалека), а «Иов» - это одна из книг Писаний, разумеется].

Три вида приготовлений перед дарованием «Ориан тлитай»

Дарование Торы народу Израиля происходило только после Исхода из Египта и предшествующих ему чудес, и оно является целью и причиной Исхода - «когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Б-гу на этой самой горе». Более того, объясняется, что весь египетский галут был предназначен для того, чтобы стало возможным дарование Торы. Согласно этому, очень желательно внимательно изучать и искать в каждом из чудес Исхода детальную подготовку к конкретным частям Торы – к Пятикнижию, Пророкам и Писаниям.

Важно отметить, что чудеса, которыми сопровождался Исход - десять казней египетских – являются подготовкой к самому Акту дарования Торы, это так сказать Тора, что в Торе, данная на горе Синай. Поэтому объясняется, что десять египетских казней предназначались для подготовки народа к раскрытию и выявлению Десяти Заповедей, услышанных на горе Синай из уст самого Всевышнего. И в целом, раскрытие сущности Б-га во время Исхода из Египта – «открылся им Царь всех царей и спас их» - явилось подготовкой к раскрытию Всевышнего и слушанию Торы из Его уст - «Я Āвайе, Б-г твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства».

Окончанием и «печатью» Исхода из Египта - «ибо египтян, которых вы ныне видете, не увидете более никогда» - были события, связанные с рассечением Красного моря. Корнем пророчеств всего народа Израиля (всех последующих событий) также служит раскрытие Красного моря, ведь, как известно «то, что видела рабыня на море не увидели ни Йехезкель и ни прочие пророки». И в любом случае раскрытие Красного моря является как бы введением к аспекту пророчеств в Торе.

Какая еще дополнительная «Геула» была между рассечением Красного моря, когда полностью завершилось спасение из Египта, и Актом дарования Торы?

Хотя после рассечения Красного моря народ Израиля полностью освободился от египетского ига, он был вынужден пройти еще через одну войну по дороге к горе Синай – войну с Амалеком (пытавшимся преградить им подступы к горе). Прямым продолжением десяти египетских казней и рассечения Красного моря является подготовка к двум судьбоносным событиям, полученным Свыше, Торе в Торе и Пророков в Торе – в то время как война с Амалеком, непохожая на них и отдельная от них, является подготовкой аспекта Писаний в Торе.

Явным признаком этого служит корень к-т-в (корень ктувим - Писания), появляющийся в Торе впервые (так как «все следует за первым появлением в Торе») сразу же за окончанием войны с Амалеком: «И сказал Б-г Моше: "запиши ] ктов[ это на память в книгу и внуши Йеошуа, что сотру я совершенно память об Амалеке под небесами"»! Мудрецы даже толковали эту строфу о стирании памяти об Амалеке в «Ориан тлитай» (Пятикнижие, Пророках и Писании как одном целом) так: «"запиши ] ктов[ это" – написанное здесь и в Мишне Тора – это "память" на написанное в Пророках, "в книгу" – написанное в Мегиле». Клипа забвения и сомнения Амалека (עמלק=ספק) хочет заставить нас забыть о Б-ге и вызвать у нас сомнение «есть ли Б-г среди нас или нет», и только когда мы находим в себе силы превозмочь Амалека, обнаруживаем, что «есть … Б-г среди нас!» и тогда слово Святого Благословенного проявляется в нас как дух святости. Аспект ктувим относится к разуму даат, а Амалек – ам молек (Слово «Амалек» делится на два слова, состоящих из тех же букв, ам-молек – народ, стремящийся нас обезглавить, т.е. отделить голову от тела, разум от чувств, разделить между двумя частями основного Имени י-ה и ו-ה, - он противится в основном именно сфире даат).

Каждый год мы заново готовимся к дарованию Торы, предшествующие Шавуоту праздники подводят нас вплотную к получению Торы в этот день - «времени вручения нашей Торы»: первый день Песаха – день Исхода из Египта – это день подготовки к раскрытию Торы, что в Торе. Седьмой день Песаха – день рассечения Красного моря – день подготовки к раскрытию пророчеств, что в Торе. Однако подготовка к третьему аспекту – духу святости, что в Торе, менее видна, чем в двух предыдущих, поскольку нет никакого праздника, отмечаемого в честь победы над Амалеком (а Пурим еще относится к предыдущему году, хотя есть мнение Раби Нахмана из Брацлава, что в неявном виде подготовка к новому году начинается уже в Пурим; к Песаху готовятся начиная с 1-го Нисана, а к Шавуоту – в период отсчета омера). Следует отметить, что в наше время именно Лаг ба-омер, праздник дарования сокровенной части Торы, готовит к раскрытию Писаний в Торе – внутренняя часть Торы обнаруживается как дух святости в нас самих посредством нашей души (как сказано «душа человека обучает его»).



Хохма, бина, даат

Итак, после того, как мы сформулировали вкратце, в общих чертах, что представляют собой три составные части Торы – собственно Тора (или так называемая внешняя Тора), пророчество и дух святости, проведем также параллели с внутренними силами человеческого разума – хохмой, биной, даатом (как известно, именно он непосредственно управляет нашими чувствами и действиями):



  • О Торе сказано, что она является отблеском чистой Б-жественной мудрости, и она воспринимается так, как и была произнесена, то есть на основе полного битуля (самоотречения, внутреннего аспекта сфиры хохма), без какого-либо привлечения воображения или пророческого стиля.

  • Источником пророчества является сфира бина – в ней все воспринимается согласно инструментам разума пророка, силы его воображения или пророческого стиля.

  • Дух святости – это уже сила познания - «в даате – это святое наитие» - когда человек преисполняется внутренней солидарностью с изучаемым материалом, оно начинает бить из него подобно ручью.

Эту последовательность – хохма, бина, даат – можно также отобразить в рамках шестого правила толкования Торы рабби Ишмаэлем – в хохма вся идея освящается в целом, как первый общий проблеск, являющийся ключом ко всему, что в дальнейшем будет развиваться и разветвляться; бина детализирует и описывает цельную картину сути отблеска мудрости – на основе изучения и акцентирования внимания на каждой детали, всех возможных смыслов и разветвлений этой идеи; сила даат собирает и вновь концентрирует все детали в одно сфокусированное целое, в котором ясно выражено наставление, нужное уже в основном непосредственно для сферы действия.

Интеграция интуитивных и рациональных постижений

Теперь можно глубже понять высказывание рабби Акивы о том, что и детали заповедей были даны на горе Синай – то есть даже в общей мудрости-хохме можно распознавать будущие детали, и уникальное раскрытие в Шатре Собрания (сила бины) появляется уже на Синае (сила хохмы). Разумеется, детальное представление, каково оно есть, не похоже на представление более конкретное – и поэтому была необходимость в более подробном повторе речей в Шатре Собрания – но сила детализации бины обнаруживается в хохме. В понятиях Каббалы появление корня бины в хохме называется «hабэн бэхохма» - постижение рационального внутри интуитивного, а появление проблеска хохмы в бине – «хакем бэбина» - постижение интуитивного внутри рационального.

Для наглядной иллюстрации добавим, что хохма и бина – это силы видения и слушания соответственно – проблеск хохмы подобен прямому видению, охватывающему всю картину, а анализ бины – слушанию, при котором картина складывается лишь после подробного ее описания. Написано, что во время дарования Торы «весь народ видел звуки…». Рабби Акива придерживался мнения мудрецов, согласно которому «народ видел то, что обычно слышат, и слышал то, что обычно видят». На горе Синай в самом видении происходящего (посредством хохмы) был аспект слушания, при котором свойственно размышлять над конкретными деталями.

Постоянное обновление услышанного на Синае

Эта глава начилась с высказывания из Торат-коhаним: «Какая связь между субботним годом (шмита) и горой Синай?»

Как мы уже отмечали, Тора, полученная нам на горе Синай, является отблеском чистой Б-жественной мудрости, относящейся к сфире хохма, главным свойством которой является постоянное обновление.

В субботний год (называемый шмита) по закону Торы должникам прощаются все долги, а сельскохозяйственные поля не обрабатываются. В этот год все поля должны отдыхать от работы, обновляясь, чтобы в следующем году они могли вновь давать высококачественные урожаи, а работники сельского хозяйства имели в тот год больше свободного времени для изучения Торы.



А главная задача года шмиты – способствовать проникновению ощущения обновленности – как во время изучения Торы, так и во всем Творении и в душе каждого еврея (в Зоаре отмечается, что Всевышний «смотрел в Тору и создавал мир», да и само Синайское откровение произошло в весенний сезон всеобщего обновления мира). Каждая суббота напоминает нам об обновлении Акта Творения в каждое мгновение (и сама Тора была дана именно в шабат, причем весь мир настолько потрясен, что в тот день никто ничего не делал).

Но только год шмиты – «суббота земли» – способствует внедрению этого явления в самый низ, как в духовном, так и в материальном аспектах этого понятия, и настолько, что каждый может это почувствовать (включая самых простых, даже невежественных евреев). Все могут удостоиться освежить в своей памяти ощущение обновления дарования Торы! Благодаря свойству постоянного обновления, приобретенному нами при даровании Торы, изучающий может заново углубиться в базовые правила толкования Торы, открывая затем скрытые в ней детали.