Организация ученического самоуправления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Организация ученического самоуправления - страница №1/1

Организация ученического самоуправления

(Выступление на педсовете 01.04 2010 г.)

Амирова М.Г.- учитель начальных классов МОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»

Пояснительная записка


Концепция модернизации российского образования до 2010 года определила роль образования в развитии российского общества. В этом документе отмечается, что:

«Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…»

«…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении  для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.

 

Основная часть


Существуют несколько определений данного понятия

СЛАЙД  №2 «Определение понятия самоуправления ведущими педагогами»

Мы сформулировали  термин «самоуправление» следующим образом:



СЛАЙД №3 «Самоуправление в нашей школе»

Самоуправление  - правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся. 

И определили следующие задачи:



Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:

  1. Первый – классное ученическое самоуправление;

  2. Второй – школьное ученическое самоуправление;

  3. Третий – школьное соуправление

Взаимодействие всех участников педагогического процесса /учащихся, учителей и родителей/ по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.

СЛАЙД №4 «Первый уровень»

Структура первого уровня  - т.е. классное ученическое самоуправление может быть различной. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности.  Высшем органом данного уровня является классное собрание.



СЛАЙД №5 «Второй уровень»

Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива также может быть различной. В нашей школе – это Совет Президентов, который формирует министерства по направлениям. По необходимости создается Совет Дела для подготовки КТД. Высшем органом ученического самоуправления является конференция учащихся.



СЛАЙД №6 «Школьное соуправление»

Структура третьего уровня школьного соуправления – Совет школы. Этот орган соуправления состоит из председателей и представителей самоуправляемых коллективов.


При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых не должна перерасти бесконтрольную самостоятельность.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит деловая игра «Школьное государство»

СЛАЙД №7

Главная цель деловой игры «Школьное государство» - создание действующего самоуправления. 

Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях  структуры и функционирования государства,  анализ политических и исторических материалов.

Воспитательная  цель:

  • развитие умений и навыков самоорганизации, дисциплины, ответственности, осознанного участия в массовой работе

  • .развитие способностей самоопределения, самоанализа,  самоконтроля, самореализации, самовоспитания и самообразования.
    Участие в проекте принимают учащиеся 1-11 классов. 

СЛАЙД №8

Игра состоит из двух направлений:

Игра «Я  - гражданин» ( 5 – 11 классы) и игра «Городок малышат» (1 - 4 классы)

Этапы игры «Я – гражданин» (5-11 класс)

  1. Изучение основ демократического государства.

  2. Предвыборная  компания.

  3. Выборы Президента «Школьного государства»

  4. Инаугурация Президента.

  5. День самоуправления.

  6. Формирование и работа кабинета министров.

Этапы  игры  «Городок малышат»  (1-4 класс)

  1. Изучение основ демократического государства.

  2. Выборы Президента «Школьного государства»

  3. Ролевая игра «Если бы я был мэром города»

СЛАЙД №9 «КТД»

В ходе игры все дела школы организуются на основе технологии КТД. По окончании любого дела проводится коллективный анализ, основанный на опросе участников дела, подведение итогов и оглашение результатов на экране соревнований, практикуются публичные отчеты президента школы и министров.


Формирование единого школьного коллектива на основе КТД позволяет строить демократические взаимоотношения между детьми и взрослыми на принципах делового партнерства: доверие, уважение, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности.
Совместные КТД становятся основой зарождения школьных традиций /посвящение в первоклассники, старшеклассники, научно – практическая конференция «Старт в науку, предметные недели, дни самоуправления/
В работе с органами ученического самоуправления возможны и другие формы и методы:    

  1. Дискуссии;

  2. Круглые столы;

  3. Фестивали;

  4. Мастер – классы;

  5. Выездные сборы;

  6. Научно – практические конференции.

СЛАЙД №10 «Документы»

Нормативно – правовую базу функционирования ученического самоуправления представляют следующие документы:



  1. Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления

  2. Положение об Ученическом совете образовательного учреждения

  3. Положение о Совете Президента

  4. Положение о Министерствах

  5. Положение о Дне самоуправления

  6. Положение о конференции

СЛАЙД №11 «Результативность»

Что дает ученическое самоуправление?

Учащимся:



  1. развитие навыков работы в группе, в команде;

  2. ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

  3. ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

  4. выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

  5. защищает права ребенка;

  6. учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

  7. помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  1. организует свободное время детей;

  2. ведет к улучшению учебной результативности детей;

  3. снижает конфликтность в семье;

  4. дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;

  • сплотить детский коллектив;

  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

  • апробация инновационных технологий;

  • обобщение опыта работы через средства печати;  

Используемая литература.

  1. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. проф. И.А. Зимней. – 2 – е изд., доп. и  перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  2. Научно – методический журнал «Методист», 1 – 2006 год

  3.  Научно – методический журнал «Методист», 9 – 2007 год

  4. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: Практическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина, Т.К. Меркуловой. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с. 

Башлангыч классларда укучылар үзидарәсе”

Амирова М.Г.

Балачак еллары – һәр кеше тормышында шәхес буларак үсеш чоры. Балачакта һәркем файдалы эшчәнлектә катнашырга, яшьтәшләре белән аралашырга, коллективта үзен күрсәтергә, танылырга омтыла. Шуңа күрә бу чорда малайлар һәм кызларның төрле оешмаларга, төркемнәргә берләшүе бик табигый хәл. Укучылар балалар оешмаларында вакытны файдалы һәм кызыклы итеп үткәрергә өйрәнә, интеллектуаль, экологик, мәдәни, хезмәт, спорт – сәламәтләндерү, уен һәм башка төр эшчәнлектә катнаша.

Укыту – тәрбия эшен оештырганда мәктәптә ярдәм итәрдәй, укулары һәм тәрбияләре уңай булган укучыларга төп игътибар юнәлтелә.

Бер яктан караганда, бу дөрес тә, әмма, икенче яктан, баланың үз иптәшләрен әйдәп баручы булуы өчен, аның яхшы укучы, тәрбияле булуы гына җитми. Шуңа да без укытучылар коллективына ярдәм итәрдәй балаларны сайлауга бик җитди карыйбыз. Үзидарә составын ачык рәвештә сайлыйбыз.

Укучылар үзидарәсе баланы мөстәкыйльлеккә, кешеләр белән аралашырга, карар кабул итәргә һәм кылган гамәлләре өчен җавап бирергә өйрәтә. Үзидарә үсеше өчен гомуммәктәп тормышына катнашу һәм бердәм юнәлеш, үзәкләшкән җитәкчелек буенча эшләү мөһим. Педагогик коллектив үзидарә органнарының эшчәнлеген даими бәяли, иң катлаулы эшләрне башкарырга ярдәм итә.

Укучылар оешмасының төп бурычлары.


  1. Коммуникатив бурычлар. Бабаларны коллектив ярдәмендә тәрбияләү нигезендә тормышка ашырыла.

  2. Регулятив (җайга салу) бурычлар. Балаларның үз йөкләмәләрен башкарганда кешеләр арасындагы мөнәсәбәтләр җайга салына.

  3. Иҗтимагый мөнәсәбәтләр:

  • иҗтимагый – җайлашу бурычлары укучыларның киләчәк тормышка әзерлекле булуын күз алдында тота;

  • актуальләштерү бурычлары; һәр баланың киләчәктә үзен көчле шәхес итеп тоя алачагына ышаныч булуын күзаллый;

  • иҗтимагый - юнәлеш бирү бурычлары балалар хәрәкәтендә катнашучы һәр кешегә эшчәнлекне, карашларны ирекле сайлау мөмкинлеге бирә;

  • иҗтимагый – төзәтү бурычлары “бала- җәмгыять” мөнәсәбәтләрен җайга салу, коллектив тарафыннан шәхесне, җәмгыять тарафыннан коллективны төзәтү өчен мөһим;

  1. Оештыру бурычлары. Оешмага керүче баланың оештыру һәм иҗади сәләтен тормышка ашырырга ярдәм итә. Ял сәгатьләрен кызыклы һәм файдалы итеп оештыруны үз өстенә ала.

  2. Тәрбияви бурычлар. Һәрьяклап үсеш алган иҗади шәхес тәрбияләргә ярдәм итә.

Башлангыч сыйныф укучылары ТВБ балалар оешмасына караган эзтабарлар сафында тәрбияләнә. Алар үз колективларының тормышында, эшендә катнаша һәм аның:

а) туган җирне яратырга;

ә) эшчән, тырыш булырга;

б) кыю,намуслы,

көчле һәм ягымлы булырга;

в) өлкәннәрне хөрмәт итәргә дигән кагыйдәләрен үти.

Балалар оешмасының төп юнәлешләре:


  • татар халык бәйрәмнәрен, гореф- гадәтләрен саклау һәм үстерү (“Мирас” юнәлеше);

  • фән буенча түгәрәкләр, киңәшмәләр уздыру (“Өлгереш”);

  • мәктәпне чиста тоту, аны зәвык белән бизәү турында кайгырту (“Хезмәт”);

  • физик тәрбия бирү түгәрәкләре,күңелле стартлар оештыру,гигиена культурасын күтәрү (“Спорт- сәламәтләндерү”);

  • ветераннар белән очрашулар үткәрү (“Дуслык”);

  • мәктәп музеен экспонатлар белән тулыландыру, үзэшчән сәнгать эшләрен оештыру (“Иҗади эстетик”);

  • туристик сәяхәтләр оештыру, мәктәпне һәм аның тирә- ягын яшелләндерү,табигатьне саклау буенча төрле чаралар уздыру (“Экология”);

  • стена газета эшчәнлеген оештыру (“Матбугат үзәге”).


Үзидарәнең югары органы.

Җыелыш – үзидарәнең югары органы. Ул елына кимендә бер тапкыр үткәрелә. Үзидарә оешмасының идарә итүчесе булып отряд советы тора. Ул айга кимендә бер тапкыр җыела.



Һәрбер сыйныфта класс командиры сайлана . Аның эшен мәктәп укучылар үзидарәсе тикшерә.