«Организация самостоятельной деятельности в доу в контексте фгт» Воспитатель: Тючкалова Елена Александровна. Южноуральск 2012 «Орган - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Организация самостоятельной деятельности в доу в контексте фгт» Воспитатель: Тючкалова - страница №1/1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Буратино»



«Организация самостоятельной деятельности в ДОУ в контексте ФГТ»

Воспитатель:

Тючкалова Елена Александровна.

Южноуральск 2012



«Организация самостоятельной деятельности в ДОУ в контексте ФГТ»
Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

- Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

- Формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

- Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.

«Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях, созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

Вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

Третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Самостоятельная деятельность не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания воспитанников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

На примере еженедельного тематического планирования образовательной работы с детьми на тему «Весна шагает по планете», в разделе самостоятельной деятельности детей мною были запланированы:


В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельностидетей целесообразно внести:

  • предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;

  • иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;

  • сюжетная живопись по теме «Мир животных»;

  • разнообразные наборы игрушек (домашние и дикие животные), природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;

  • наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра);

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Больница», «Поликлиника»;

  • литературные произведения для детского чтения (малые формы фольклора: «Солнышко – колоколнышко…», «Ты, трава ль моя…» и др.; сказки: «Заюшкина избушка», «У солнышка в гостях»; произведения русской классической литературы: «О.Белявская «Вербочки», В.Жуковский «Птичка», А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; произведения современной русской и зарубежной литературы: З.Александрова «Одуванчик», Е.Благинина «Дождик», М.Клокова «Воробей с берёзы…», Ю.Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Я.Колас «Цветок» (пер.сбелор.), Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.);

  • изобразительные материалы для отражения впечатлений детей об изменениях в природе (бросовый материал, обводки, контуры, тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов);

  • иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе

  • дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»;

  • настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

  • наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;

  • оборудование для игр-экспериментирований и игр-путешествий, связанных со здоровым образом жизни;

  • материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;

  • наборы одежды для кукол;

  • алгоритмы трудовых действий;

  • наборы-конструкторы для строительства различных построек;

  • изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.;

  • дидактические пособия для развития мелкой моторики.


«Мы маленькие исследователи»

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- картинки-схемы «Правильно – неправильно» - правила безопасного поведения в лесу, в группе, на участке при ознакомлении с окружающим миром.

- оборудование для игры с водой «Стираем платочки»

- необходимое оборудование для экспериментальной деятельности с водой (создать ситуацию, в которой дети убедятся, что снег - это вода, а в конце зимы -  снег грязный).

-  атрибуты для сюжетно-ролевых игр "Семья", "Магазин".

-  пазлы, мозаики.


Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольников является одной из главных ступеней на пути к развитию всесторонней личности, проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.