Организация объединенных наций cat - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация объединенных наций cat - страница №2/7

Глава 2: Международные договоры
71. Порядок осуществления международных правовых актов в СРЮ основан на Конституции СРЮ.
Статья 16
Союзная Республика Югославия добросовестно выполняет обязательства международных договоров, участником которых она является.
Международные договоры, ратифицированные и промульгированные в соответствии с настоящей Конституцией, и общепринятые положения международного права являются неотъемлемой частью внутреннего правопорядка.
72. Законы о ратификации международных договоров были приняты Союзной скупщиной по предложению Союзного правительства. Документы о подтверждении (ратификации) международных договоров были изданы президентом СРЮ. Должным образом ратифицированные и опубликованные международные договоры являются неотъемлемой частью внутреннего правопорядка и как таковые подлежат немедленному введению в действие.
73. Конституционная хартия содержит две статьи, которые непосредственно требуют прямого претворения в жизнь международных договоров.
Статья 10
Положения международных договоров о правах человека и меньшинств и гражданских свободах, распространяющиеся на территорию Сербии и Черногории, подлежат непосредственному соблюдению.
Статья 16
Ратифицированные международные договоры и общепринятые нормы международного права имеют преимущество над законами Сербии и Черногории и законами государств-членов.
74. В соответствии с Конституционной хартией, Скупщина Сербии и Черногории принимает законы и другие документы, регулирующие соблюдение норм международного права и конвенций, определяющих обязанности СиЧ по сотрудничеству, и ратифицирует международные договоры и соглашения СиЧ (статья 19). Скупщина делает это по предложению Совета министров (статья 33). Законы, принимаемые Скупщиной Сербии и Черногории, и положения, принимаемые Советом министров, промульгируются президентом Сербии и Черногории (статья 26).
75. СФРЮ, т.е. СРЮ в качестве ее правопреемника, ратифицировала значительное число международных договоров, особенно в области прав человека. В этой связи следует особо упомянуть о следующих международно-правовых договорах, принятых в рамках Организации Объединенных Наций: Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него; Международная конвенция против апартеида в спорте; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Конвенция о правах ребенка; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о политических правах женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о рабстве; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, связанных с рабством; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами; Конвенция о статусе апатридов; Конвенция о статусе беженцев; Протокол, касающийся статуса беженцев; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
76. Став полноправным членом Совета Европы в апреле 2003 года, СиЧ взяла на себя обязательство присоединиться и ратифицировать основные документы Совета Европы, касающиеся защиты прав человека. К ним относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств; Европейская хартия местных языков или языков меньшинств; Европейская социальная хартия и, в особенности, Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая является наиболее важным договором в области, рассматриваемой в настоящем докладе.
77. С учетом сферы применения Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, также важно отметить, что СРЮ стала участницей Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах; Европейской конвенции о выдаче; Конвенции о передаче осужденных лиц; Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями; и Европейской конвенции о передаче уголовного судопроизводства.
Суды в СРЮ
78. Суды в СРЮ защищают права и свободы граждан, права и интересы юридических лиц, образованных на основе закона, а также конституционность и законность. Эти функции выполняют суды общей юрисдикции и специальные суды.
79. В соответствии с организацией судебной власти в СРЮ, рассмотрение дел по защите прав и основных свобод человека проводится в судах общей юрисдикции, начиная с муниципальных и окружных судов и кончая Верховными судами республик-членов в качестве высших судебных инстанций. Особую роль в деле защиты этих прав и свобод играет Союзный конституционный суд. Правовая система СРЮ позволяет любому человеку возбуждать судебные дела, т.е. подавать конституционные жалобы в Союзный конституционный суд в связи с нарушением в результате какого либо индивидуального акта или действия прав и свобод человека и гражданина, с тем чтобы признать недействительным соответствующий акт или запретить деяние, нарушающее какое либо из прав и свобод, гарантируемых Конституцией СРЮ.
80. Дела, связанные с уголовными преступлениями, совершенными в отношении военнослужащих, и некоторые уголовные преступления, совершенные военнослужащими, рассматриваются в военных судах.
81. Муниципальные суды являются судами первой инстанции, которые, помимо рассмотрения гражданских дел и дел, связанных с вопросами занятости и другими вопросами, также полномочны рассматривать уголовные дела. Они выносят решения по уголовным преступлениям, наказуемым в качестве высшей меры наказания штрафами или тюремным заключением сроком до десяти лет, если законом не предусмотрено, что окружной суд решения по таким преступлениям правомочен выносить; выносят решения по уголовным преступлениям, рассматривать которые они правомочны на основании какого либо специального закона; проводят расследования; выносят решения по апелляциям, подаваемым на решения судей, ведущих судебные следствия, и принимают решения по возражениям в отношении обвинительных актов по уголовно наказуемым деяниям, подпадающим под их сферу компетенции; принимают решения по требованиям о предоставлении компенсации, подаваемым лицами, которые были необоснованно осуждены или лишены свободы; проводят разбирательства и вносят предложения по просьбам об отмене приговоров и прекращении действия мер безопасности и/или правовых последствий приговора; и принимают решения по этим вопросам, если ими были вынесены приговоры или приняты меры.
82. Муниципальные суды выносят решения по уголовным делам в палатах из трех членов в составе судьи и двух присяжных заседателей, за исключением дел, связанных с уголовными преступлениями, наказуемыми тюремным заключением на срок не более одного года или штрафом; такие дела рассматриваются одним судьей. Следственные действия проводятся судьей, ведущим судебное следствие, и лишь в исключительных случаях полицией   в основном по указанию судьи, ведущего судебное следствие. Апелляции на решения судьи, ведущего судебное следствие, рассматриваются палатой в составе трех членов.
83. Обычно окружные суды являются апелляционными судами, а также в особых случаях, предусмотренных законом, и судами первой инстанции. Они являются судами первой инстанции в тех случаях, когда выносят решения по уголовным преступлениям, наказуемым тюремным заключением на срок более десяти лет, и уголовным преступлениям, выносить решения по которым они уполномочены законом. Они проводят расследования, выносят решения по апелляциям, подаваемым на решения судей, проводящих судебное следствие, и выносят решения по возражениям в отношении обвинительных актов по уголовным преступлениям, подпадающим под сферу их компетенции. Они принимают решения по просьбам об отмене принятых на основании решений судов приговоров и прекращении действия режимных мер или правовых последствий приговоров, связанных с запретом на приобретение определенных прав, если они выносили эти приговоры или принимали меры. Наконец, они проводят разбирательства и принимают решения по просьбам об экстрадиции приговоренных и обвиняемых лиц.
84. Будучи самым высоким судом, Верховный суд, как правило, выносит решения по делам, связанным с использованием средств правовой защиты в отношении решений нижестоящих судов. В частности, он правомочен рассматривать дела, связанные с использованием обычных средств правовой защиты в отношении решений окружных судов; чрезвычайных средств правовой защиты в отношении действительных по закону решений, когда это предусмотрено законом; апелляции, подаваемые в суды третьей инстанции на решения судов второй инстанции; и дела, связанные с использованием средств правовой защиты в отношении решений, принятых Верховным судом при закрытых дверях. Верховный суд также правомочен в первой инстанции выносить решения по просьбам о защите прав и свобод граждан, установленных конституцией той или иной республики/государства-члена, если такие права и свободы были нарушены окончательными индивидуальными актами и не было предоставлено никаких других средств судебной защиты.
85. Обычно судопроизводство проводится в двух инстанциях; в трех инстанциях оно проводится лишь в тех случаях, когда суд второй инстанции выносит приговор, предусматривающий 20 лет тюремного заключения, или если он подтвердил приговор суда первой инстанции, предусматривающий указанную меру наказания. Судопроизводство проводится в трех инстанциях также в тех случаях, если суд второй инстанции изменяет оправдательный вердикт суда первой инстанции и выносит свой собственный приговор о признании обвиняемого виновным.
86. Союзный суд СРЮ являлся судом федеративного государства. Компетенция этого Суда регулировалась Конституцией СРЮ (статьи 108 110), Законом о Союзном суде и законами об уголовном судопроизводстве (гражданские и уголовные). Согласно Конституции СРЮ, компетенция Союзного суда распространялась на область прав и свобод человека, с тем чтобы он был правомочен выносить решения в последней инстанции, когда это предусматривалось союзным законодательством. Он принимал решения по делам, связанным с использованием чрезвычайных мер правовой защиты в отношении решений, принятых в республиках-членах по делам, касавшимся применения союзных законов и законности окончательных административных актов, принимаемых союзными органами.
87. Суд Сербии и Черногории был учрежден в соответствии с Конституционной хартией (статьи 46 49). Он уполномочен выносить решения, в частности, по апелляциям, подаваемым гражданами в связи с нарушением учреждениями СиЧ прав и свобод, гарантируемых им Конституционной хартией, если не было предоставлено какое либо другое средство правовой защиты. Решения Суда являются обязательными и не предполагают права подачи апелляции. Суд принял все нерассмотренные дела и досье Союзного конституционного суда и Союзного суда, в отношении которых он обладает компетенцией на основе Конституционной хартии (статья 12 Закона об осуществлении Конституционной хартии государственного содружества Сербии и Черногории, Официальная газета СиЧ № 1/2003). Работа суда более точно регулируется Законом о Суде Сербии и Черногории (Официальная газета СиЧ, № 26/2003).
Суды в Республике Сербия (после октября 2000 года)
88. В соответствии с Конституцией Республики Сербия:
а) Республика Сербия основана на принципе господства права (статья 1);
b) судебной властью обладают суды, действующие по нормам статутного и общего права (статья 9);
с) суды, действующие по нормам статутного и общего права, защищают права и свободы граждан, права и интересы индивидов и юридических лиц и обеспечивают соблюдение конституционности и законности (статья 95);
d) суды, действующие по нормам статутного и общего права, являются автономными и независимыми в своей работе и выносят решения на основе Конституции, законов и других общих нормативных актов (пункт 1 статьи 96);
е) судьи назначаются пожизненно; основания для прекращения срока пребывания судьи в должности и/или его/ее увольнения установлены в Конституции; наличие таких оснований устанавливается Верховным судом, который информирует об этом Национальную скупщину, и судья не может быть переведен на другую должность против его/ее воли (статья 101);

f) организация, учреждение и юрисдикция судов, а также порядок судопроизводства в них определяются законом (статья 102).


89. После перемен, произошедших в октябре 2000 года, в Сербии началась работа по созданию новой судебной системы, которая была бы более эффективной, современной и рациональной. Был принят ряд законов, основанных также на опыте и организации других судебных систем, в особенности стран Европейского союза.
90. Закон о судоустройстве, Закон о судьях, Закон о Высоком совете юстиции, Закон об органах государственной прокуратуры и Закон о сферах и пределах территориальной подсудности/территориальной компетенции судов и органов государственной прокуратуры ("Официальный вестник РС", № 63/2001) были приняты на втором заседании регулярной сессии Национальной скупщины Республики Сербия в ноябре 2001 года.
91. В 2002 и 2003 годах были приняты законы о внесении поправок в Закон о судоустройстве, Закон о судьях, Закон о Высоком совете юстиции, Закон об органах государственной прокуратуры и Закон о сферах и пределах территориальной компетенции судов и органов государственной прокуратуры ("Официальный вестник РС", № 42/2002, 27/2003 и 39/2003).
92. В сентябре 2002 года Конституционный суд Республики Сербия принял решение ("Официальный вестник РС", № 60/2002) о приостановлении до принятия окончательного решения исполнения отдельных действий и мер, предусматриваемых статьями 7, 10, 15, 16 и 18 Закона о внесении поправок в Закон о судьях.
93. В отличие от Закона о судах 1991 года, Закон о судоустройстве содержит точные и принципиальные положения, регулирующие деятельность судов в качестве автономных органов государственной власти. Суды создаются и распускаются на основе закона и независимы от законодательной и исполнительной властей государства. Компетенция судов устанавливается законом, предусматривающим, в частности, право гражданина быть судимым судьей, дело которому передается в соответствии с заранее установленными правилами. Запрещается оказывать воздействие на суды, и определяется право оспаривать работу судов.
94. В этих принципиальных положениях суды определяются как организационно и функционально независимые от исполнительной и законодательной ветвей органы власти.
95. Как уже отмечалось, в соответствии с Законом 1991 года, суды были учреждены как суды общей юрисдикции и коммерческие суды. Верховному суду Сербии в судебной системе был придан в основном статус апелляционного суда с учетом его задолженности по судопроизводству. Законом о судоустройстве были созданы суды общей юрисдикции: муниципальные и окружные суды, Апелляционный суд и Верховный суд Сербии, а также специальные суды, включая коммерческие суды, Высокий коммерческий суд и Административный суд. Верховный суд Сербии, Апелляционный суд, Высокий коммерческий суд и Административный суд являются судами республиканского уровня.
96. Новый закон предусматривает сохранение за окружными судами как компетенции первой инстанции, так и компетенции по рассмотрению апелляций, а также создание четырех апелляционных судов (в Белграде, Крагусваце, Нише и Нови-Саде), компетентных рассматривать апелляции на решения муниципальных и окружных судов. Ожидается, что его положения обеспечат большую унификацию судебной практики.
97. Новый закон также предусматривает неприсутственные дни в судах, с тем чтобы сбалансировать количество рабочих и отпускных дней у судей, а также обеспечить, чтобы люди не возбуждали судебные иски, за исключением чрезвычайных случаев, в определенные периоды года.
98. Законом о судоустройстве в работу судов были внесены важные новшества. Так:
а) правила процедуры судов определяются министром, занимающимся вопросами юстиции, с согласия Председателя Верховного суда Сербии (по Закону 1991 года, этот общий нормативный акт принимался министром юстиции);
b) наблюдение за соблюдением правил процедуры судов может осуществлять только человек, отвечающий требованиям, установленным для лиц, принимаемых на работу в суды, за деятельностью которых должно осуществляться наблюдение. Материалы, собранные в ходе наблюдения, сдаются на хранение председателю вышестоящего суда и Председателю Верховного суда Сербии. В отличие от Закона 1991 года, Закон о судоустройстве предусматривает обязанность председателя суда, находившегося под наблюдением, информировать председателя следующего вышестоящего суда, Председателя Верховного суда Сербии и министра, занимающегося вопросами юстиции, о мерах, принятых для устранения недостатков, выявленных во время проверки;
с) очень важным новшеством стало ведение личного досье на каждого судью, присяжного заседателя и сотрудника суда. Данные, содержащиеся в личных досье, являются официальной тайной, собираются для материалов департаментов людских ресурсов (которые до этого не велись) и содержат информацию о квалификации, возрасте и т.д. всех сотрудников. В то же время они являются источниками быстро доступной, достоверной биографической информации, которая имеет первостепенную важность для выдвижения лучших кандидатов на выборах судей. Это было расценено как важное усовершенствование, поскольку по Закону 1991 года общие и профессиональные данные хранились в министерстве юстиции и часто были неполными, чаще всего почерпнутыми из биографий, в которые они включались самими кандидатами на должности по их усмотрению. Согласно новому закону, на министерство, занимающееся судебной системой, возложена обязанность вести личные досье судей, содержание которых регулируется этим законом. Обновление данных, содержащихся в личном досье, может осуществляться на основе правил процедуры судов в качестве генерального акта указанного министерства. Министерство будет также вести личные досье присяжных заседателей и других сотрудников судов;
d) согласно новому закону, министерство, занимающееся судебной системой, утвердило правила внутренней организации и систематизации штатного расписания судов, посредством которых были заложены основы применения норм права в судебном порядке, находящем свое воплощение в исполнении законов и других положений, касающихся организации и работы судов. Это было очень важно, поскольку в ходе изучения прежней практики было установлено, что сотрудничество между судами и соответствующим компетентным министерством было недостаточным, что привело к ряду недостатков в правилах, касающихся понимания внутренней организации судов, рабочих мест и определяющих их элементов. Поэтому в законе были приняты важные новшества в том, что касается сотрудников судов (новые названия рабочих мест, новые должности, производственные аттестации и т.д.). Параметры определения численности сотрудников судов должны быть установлены Высоким советом юстиции;
е) наблюдение за деятельностью судов и его регулирование, возложенное на министерство юстиции Республики Сербия, было полезным и важным новым инструментом, созданным на основе Закона о судоустройстве, тем более, что иногда обстоятельства, в которых работали суды, могли иметь неблагоприятные последствия для безопасности людей и имущества.
99. Суды работали в палатах и департаментах; в палатах рассматривались, а в департаментах согласовывались позиции палат в одной и той же правовой сфере. Статус постоянной палаты определяется годовым распределением объема работы судов, которое проводится их председателями.
100. Законом о сферах и пределах территориальной подсудности/компетенции судов и органов государственной прокуратуры всего было создано 138 муниципальных, 30 окружных и 18 (вместо прежних 16) коммерческих судов, и были определены сферы и пределы их территориальной компетенции. Муниципальные суды были созданы для того, чтобы рассматривать и выносить решения по широкому кругу правовых вопросов, подпадающих под сферу компетенции муниципального суда в районах юрисдикции того же окружного суда. Так, например, Первому муниципальному суду Белграда было поручено рассматривать вопросы международно-правовой помощи и меры, предпринимаемые в связи с судебными поручениями на территории города Белграда. Второй муниципальный суд отвечает за кадастровые вопросы в районах компетенции Первого, Второго, Третьего и Пятого муниципальных судов; Третий муниципальный суд - за исполнение уголовных наказаний; а Четвертый муниципальный суд - за правоприменение. Наконец, на Пятый муниципальный суд была возложена обязанность принимать решения о платежных поручениях и разбирать споры, которые могут возникать в связи с жалобами на такие поручения.
101. Доступ граждан к судам обеспечивается за счет положений Закона, предусматривающих, что суд не может отказать в защите в делах, подпадающих под сферу его компетенции.
102. Независимость судей также обеспечивается законами посредством обеспечения определенных гарантий, таких, как:


  • Пожизненное пребывание в должности (т.е. пребывание в должности до выхода в отставку).




  • Судьи не переводятся и не прикомандировываются на другие места работы без их согласия.




  • Материальная обеспеченность (оплата соответствует важности занимаемой должности).




  • Иммунитет от преследований за высказанные во время исполнения обязанностей мнения и отданные голоса; уголовные преследования не производятся без одобрения Национальной скупщины.




  • Свобода принятия решений (решения принимаются на основе собственной оценки судьей фактов и действующих положений).




  • Невозможность изменить предписанный объем работы (определяется путем ежегодного распределения работы).




  • Произвольное распределение дел (судьи получают дела в соответствии с графиком, установленным правилами процедуры соответствующего суда).




  • Право на ассоциацию.




  • Право на оплачиваемую профессиональную подготовку (вид и метод подготовки определяется Верховным судом Сербии).

103. Независимость судебной власти от исполнительной и законодательной достигается за счет обязанностей каждой, особенно исполнительной власти, уважать и выполнять имеющие исковую силу судебные решения. Кроме того, запрещено оказывать на суды какое-либо воздействие.


104. Порядок избрания судей регулируется Законом о судьях, который устанавливает условия и процедуры избрания судей и вступления их в должность.
105. Условиями избрания судей являются, в частности, наличие гражданства СР, диплома об окончании юридического вуза, сдача экзамена при поступлении в коллегию адвокатов и пригодность для работы судьей с той точки зрения, что кандидат отвечает требованиям для работы на государственных должностях. Помимо сдачи экзамена при поступлении в коллегию адвокатов, предполагается, что кандидат должен иметь некоторый опыт работы по юридической специальности: два года для судьи муниципального суда; четыре года для судьи коммерческого суда; шесть лет для судьи окружного суда; восемь лет для судьи апелляционного суда, Высокого коммерческого суда или Административного суда; и двенадцать лет для судьи Верховного суда Сербии.
106. Процедуру избрания судей начинает Высокий судебный совет, который публикует объявления о вакансиях в Официальном вестнике Республики Сербия и ежедневной газете Политика. В течение пятнадцатидневного срока приема заявлений кандидаты подают заявления с резюме в Высокий судебный совет. Кандидаты из судов препровождают через суды личные досье (содержание которых определяется законом и правилами судебной процедуры). Работодатели кандидатов представляют Высокому судебному свету мнения о квалифицированности и качествах кандидатов, после чего совет формулирует подробные избирательные предложения и препровождает их Национальной скупщине Республики Сербия, которая избирает судей из числа предложенных кандидатов.
107. До вступления в должность судьи принимают должностную присягу в присутствии Председателя Национальной скупщины Республики Сербия, а Председатель Верховного суда принимает присягу перед Национальной скупщиной.
108. Судья вступает в должность на церемониальной сессии всех судей суда, для работы в котором он был избран. Действие полномочий избранного судьи в прежнем суде прекращается при его вступлении в должность в новом суде. Судья считается неизбранным, если без оправдательных причин он не вступает в должность в течение двух месяцев после избрания.
109. Высокий судебный совет, будучи органом, предлагающим кандидатуры, состоит из постоянных и приглашенных членов. Постоянными членами являются: Председатель Верховного суда Сербии, Государственный прокурор Республики Сербия, министр юстиции, представитель коллегии адвокатов и член, избираемый Национальной скупщиной Республики Сербия (видный юрист, который может не являться судьей, государственным прокурором или заместителем государственного прокурора). В число приглашенных членов входят шесть судей, избираемых Верховным судом Сербии.
110. Судами общей компетенции являются муниципальные, окружные и апелляционные суды, а также Верховный суд Сербии, тогда как специальными судами являются коммерческие суды и Высокий коммерческий суд.
111. Наивысшей судебной инстанцией Республики Сербия является Верховный суд Сербии. Другими судами республиканского уровня являются Высокий коммерческий суд и Административный суд, находящиеся в Белграде.
112. Следующим в иерархии апелляционных судов после Высокого коммерческого суда и Административного суда является Верховный суд Сербии. Высокий коммерческий суд является следующим вышестоящим судом среди коммерческих судов, а апелляционные суды являются следующими вышестоящими судами для окружных и муниципальных судов.
113. Мелкие правонарушения регулируются Законом о мелких правонарушениях, в который после его принятия несколько раз вносились поправки. Так, этот Закон регулирует:
a) организацию и функционирование органов, рассматривающих мелкие правонарушения;
b) ответственность и наказания за мелкие правонарушения, систему санкций и процедуру правоприменения. Разбирательства в первой инстанции проводят муниципальные магистраты.
114. Исходя из своих полномочий, правительство Республики Сербия приняло решение об учреждении органов по рассмотрению мелких правонарушений и определении числа магистратов в органах и палатах, выносящих решения по мелким правонарушениям. На основе этого решения было создано 11 таких палат (в Белграде, Валево, Заечаре, Крагусваце, Кралево, Лесковаце, Нише, Смедерево, Узице и Нови-Саде)1 и 173 муниципальных органа по рассмотрению мелких правонарушений.
115. Муниципальные органы и палаты, выносящие решения по мелким правонарушениям, являются автономными государственными органами. Они принимают решения на основе Конституции, законов и других положений и отвечают за свою работу перед правительством Республики Сербия.
116. Количество магистратов в органах, рассматривающих мелкие правонарушения, было определено решением правительства Республики Сербия по предложению министра юстиции. Муниципальные органы, рассматривающие мелкие правонарушения, которые состоят из двух или более магистратов, избирают главного магистрата на четырехлетний срок. Главный магистрат может быть переизбран. В муниципальных органах, занимающихся мелкими правонарушениями, которые состоят только из одного магистрата, этот магистрат также выполняет функции главного магистрата. Магистрат не может быть избран в парламент и/или местные советы, занимать политическую или административную должность или выполнять какую-либо другую функцию, работу или обязанность, которые могут влиять на его самостоятельность или независимость или подорвать его репутацию или репутацию органа или палаты по рассмотрению мелких правонарушений. Магистрат может быть уволен без его согласия.
117. В ноябре 2001 года на рассмотрение и утверждение законодательными органами был представлен проект закона о мелких правонарушениях и магистратуре, когда пересмотренный текст проекта был представлен правительству Республики Сербия. В апреле 2002 года он был представлен на утверждение Национальной скупщине.
118. Новые положения, содержащиеся в проекте закона о мелких правонарушениях и магистратуре, занимающейся рассмотрением мелких правонарушений, были призваны обеспечить согласование с законами Европейского союза. Органам, рассматривающим мелкие правонарушения, были даны соответствующие названия   магистратуры по мелким правонарушениям; был учрежден орган второй инстанции   Магистратура Республики Сербия по мелким правонарушениям   как инструмент согласования судебной практики и карательной политики на всей территории Сербии. Были увеличены размеры минимальных и максимальных штрафов: с 200 до 20 000 динар для физических лиц или лиц, несущих ответственность в рамках юридических лиц, с 4 000 до 400 000 динар для юридических лиц и с 2 000 до 200 000 динар для предпринимателей. Кроме того, размеры обязательных штрафов были увеличены с 200 до 2 000 динар для физических лиц и лиц, несущих ответственность, и с 200 до 20 000 динар для юридических лиц и предпринимателей.
119. По просьбе заключенного может быть использована процедура условно-досрочного освобождения. Просьба подается в Магистратуру по мелким правонарушениям Республики Сербия через магистратуру первой инстанции, принявшую соответствующую меру наказания.
120. До принятия решения по такой просьбе палата в составе трех магистратов Магистратуры Республики Сербия определяет, истек ли установленный законом срок, необходимый для условно-досрочного освобождения. Она также запрашивает у администрации тюрьмы, в которой заключенный отбывает наказание, отчет о его поведении и выполнении трудовых обязанностей. В этом отношении она всегда учитывает его трудоспособность и другие обстоятельства, указывающие на то, была ли достигнута цель наказания, если такой отчет не прилагается к просьбе, представленной заключенным.
121. Было внесено предложение о принятии общего закона, т.е. с целью согласования положений о мелких правонарушениях, содержащихся во всех законах Республики Сербия, с положениями проекта закона о мелких правонарушениях и магистратуре, занимающейся рассмотрением мелких правонарушений, направленного на усовершенствование соответствующей процедуры и обеспечение большей экономии и эффективности.
Военные суды
122. Помимо судов общей юрисдикции, военные суды также обладают определенной юрисдикцией в области защиты прав и свобод человека. Военные суды функционируют как в мирное, так и в военное время. Военная сфера не является изолированным сегментом общества, и ее деятельность регулируется правилами, которыми также регулируется и деятельность гражданской части общества, т.е. принципами международного права, регулирующими применение силы. До промульгации Конституционной хартии ведение уголовного судопроизводства в армии и/или министерстве обороны в СРЮ, в ходе которого были возможны нарушения Конвенции, находилось в ведении военных судов. Военные суды, военные прокуроры и учреждения, обеспечивавшие исполнение уголовных санкций, будучи частью судебной системы, проводили свою деятельность, руководствуясь гражданскими уголовно-процессуальными правилами, уголовным законодательством и правилами, регулирующими исполнение уголовных санкций (процессуальные и материальные положения), которые также применялись судами общей юрисдикции.
123. Как в мирное, так и в военное время военные суды и военные прокуроры, три из них в СиЧ (Белград, Ниш и Подгорица), а также Верховный военный суд и Верховный военный прокурор (в Белграде) выносили свои решения, руководствуясь теми же процессуальными и материальными законами, которые применялись обычными судами.
124. Правовая основа существования военных судебных органов в качестве федеральных судебных учреждений заложена в Конституции СРЮ, которая предусматривает учреждение военных судов и военных прокуратур на основе союзного закона (статья 138). Закон о военных судах ("Официальная газета СРЮ", № 11/95, 74/99 и 3/02) и Закон о Военном прокуроре ("Официальная газета СРЮ", №№ 11/95 и 3/02), содержащие подробные положения об организации, компетенции и деятельности военных судов и военной прокуратуры, были приняты на основе указанного конституционного положения.
125. Военные суды были учреждены, а военные прокуроры - назначены президентом СРЮ. Прокуроры выполняли свои функции без ограничения сроков пребывания в должности, были независимыми и автономными и были обязаны следить за вопросами, представляющими интерес для упорядочения судебной практики и унифицирования правоприменения, и изучать их.
126. Военные суды судили военнослужащих за уголовные преступления, гражданских лиц, находящихся на службе в югославской армии, за уголовные преступления, совершенные при выполнении официальных обязанностей; других гражданских лиц за уголовные преступления, совершенные против югославской армии, перечень которых содержится в Законе о военных судах; и военнопленных. В спорных случаях эти суды обладали компетенцией по определению того, кто может считаться военнопленным. Кроме того, они выполняли другие обязанности, предусмотренные союзным законом и проистекающие из характера судопроизводства.
127. Военно-дисциплинарные трибуналы при генеральном штабе югославской армии рассматривали нарушения дисциплины в первой инстанции, а военно-дисциплинарный трибунал при генеральном штабе югославской армии выносил решения по нарушениям во второй инстанции.
128. Максимальными мерами наказания по Закону о югославской армии за нарушения дисциплины могут быть тюремное заключение на срок до 20 дней и лишение возможности быть профессиональным военным, а также, в особых случаях, тюремное заключение на срок до 60 дней (статья 165). Однако лица, которым на момент совершения дисциплинарного нарушения было меньше 18 лет, не могли быть приговорены к тюремному заключению.
129. По Закону об амнистии от 7 октября 2000 года до 31 декабря 2001 года было помиловано 9 910 человек. Они были помилованы за уголовные преступления, связанные с непринятием мер по защите воинского подразделения (статьи 214 и 215, Уголовный закон СРЮ), и уголовные преступления, связанные с незаконным освобождением от обязательной национальной службы (статья 217, УЗ СРЮ). Из всех помилованных лиц 2 024 являлись солдатами, 834   офицерами и сержантами и 7 052   лицами, не являвшимися военнослужащими югославской армии.
130. Конституционная хартия предусматривает изменения в организации военных судебных органов посредством передачи компетенции военных судов, военных обвинителей и военных прокуратур органам республик   членов государственного содружества в соответствии с законом (статья 66). В соответствии с положениями указанного Закона об осуществлении Конституционной хартии военные прокуратуры прекратили свое существование в день вступления в силу Конституционной хартии (статья 16). Другие военные судебные органы продолжали работать до принятия закона, предусматриваемого статьей 66 Конституционной хартии, в течение шести месяцев после ее вступления в силу (статья 24).
Органы государственного управления
131. К числу органов государственного управления относятся правительственные органы, обладающие компетенцией по решению вопросов, затрагиваемых Конвенцией. Особо следует упомянуть об организационной структуре государственных органов СРЮ и бывшего союзного министерства юстиции, в состав которого входил также сектор по правам человека. Министерство отвечало за вопросы, связанные с осуществлением свобод и прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией СРЮ, и осуществляло надзор за деятельностью судебной системы в области прав человека, а также работало в направлении ее развития и совершенствования. Министерство осуществляло административный надзор за исполнением союзных законов и других союзных положений в области обеспечения и защиты прав человека. Оно также наблюдало за положением дел в области свобод и прав человека и гражданина в отношении конкретных категорий населения. Кроме того, оно следило за осуществлением принятых международных актов и документов в области свобод и прав человека и гражданина, представляло соответствующие доклады и выполняло другие задачи в сфере своей деятельности.
132. В Сербии и Черногории функции союзного министерства юстиции, касающиеся осуществления и наблюдения за осуществлением свобод и прав человека и гражданина, гарантируемых Конституционной хартией, международными договорами и внутренним правом, равно как и прав и свобод, связанных с вопросами выдачи, взяло на себя вновь созданное министерство по правам человека и меньшинств. В то же время все законы, входившие в сферу компетенции союзного министерства юстиции, были переданы министерствам юстиции государств - членов государственного содружества. В соответствии с Конституционной хартией министр по правам человека и меньшинств осуществляет наблюдение за обеспечением прав человека и меньшинств и координирует с компетентными органами государств-членов работу по осуществлению и соблюдению международных конвенций, касающихся защиты прав человека и меньшинств.
133. Министерство иностранных дел Сербии и Черногории и министерства юстиции и внутренних дел и другие соответствующие органы государств - членов государственного содружества обладают определенными полномочиями в рамках сферы своей деятельности по осуществлению международных конвенций в области прав человека, а значит и Конвенции.
134. Парламентские органы - Скупщина Сербии и Черногории и Национальная скупщина Республики Сербия - также обладают определенными полномочиями по осуществлению конвенций в области прав человека. В СРЮ в Союзной скупщине существовала постоянная комиссия по наблюдению за обеспечением и защитой прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантируемых Конституцией СРЮ, законодательством и другими положениями и общими законами. Кроме того, комиссии было поручено, в частности, наблюдение за соблюдением обязательств, взятых на себя СРЮ вследствие подписания и ратификации международных документов о правах и свободах человека. Более того, она высказывала мнения и вносила предложения в отношении полного и эффективного обеспечения и защиты гарантированных прав и свобод человека и гражданина.
135. В Союзной скупщине СРЮ также существовала постоянная комиссия по рассмотрению жалоб и предложений граждан. В ее состав входили представители парламентских политических партий, и ее главная обязанность заключалась в рассмотрении жалоб, петиций, предложений и апелляций граждан и предложении соответствующей парламентской палате и другим компетентным органам мер по рассмотрению и решению соответствующих вопросов. В Национальной скупщине Республики Сербия также есть комиссия по рассмотрению жалоб и предложений.
Исполнение уголовных санкций
136. Порядок обращения с заключенными регулируется положениями Закона об исполнении уголовных санкций ("Официальный вестник РС", № 16/97). Этот закон был приведен в соответствие как с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, так и с Европейскими тюремными правилами. Практика обращения с заключенными основана на концепции перевоспитания. Помимо положений Закона об исполнении санкций, образ жизни и работы заключенных в пенитенциарно-исправительных учреждениях более подробно был определен Указом о внутреннем распорядке, принятом министром юстиции.
137. Порядок обращения с заключенными регулируется положениями УПК и Закона об исполнении уголовных санкций, основной посылкой которого является запрет на оскорбление личности и достоинства обвиняемого. В учреждениях, где исполняются уголовные наказания, обвиняемые и осужденные лица всегда содержатся раздельно. Находящиеся под стражей содержатся в камерах раздельно, и в интересах защиты следствия они содержатся отдельно от сообщников и лишены возможности общения. Запрещено также и общение с заключенными из других камер.
138. Находящиеся под стражей лица содержатся в тех же условиях, что и осужденные. Разница в обращении заключается в том, что содержащиеся под стражей лица имеют право на большее число посещений, чем осужденные, а также право есть свою собственную пищу, носить свою одежду, обувь и/или пользоваться собственным постельным бельем. Содержащиеся под стражей не выполняют тюремных работ, но они могут работать, если они того пожелают. Установлен особый порядок тюремных работ, который регулирует специальная служба.
139. Находящиеся под стражей лица содержатся в камерах группами, если только судья, проводящий судебное следствие, не представляет письменного требования об одиночном содержании в течение точно установленного срока. Группы составляются с учетом особенностей характера содержащихся под стражей лиц.
140. Мужчины и женщины содержатся под стражей раздельно, и их смешение не допускается. Министр юстиции принимает указ о внутреннем распорядке в отношении осуществления мер содержания под стражей.
141. В соответствии с Законом об исполнении уголовных санкций женщины направляются в пенитенциарно-исправительные учреждения для женщин. Эти учреждения существуют отдельно от мужских и организованы с учетом потребностей женщин, отбывающих в них наказание. Охранниками, медицинским персоналом и другими работниками этих учреждений, которые находятся в непосредственном контакте с заключенными, являются женщины.
142. Порядок обращения с несовершеннолетними правонарушителями регулируется положениями УПК и Закона об исполнении уголовных санкций и, по сравнению с порядком обращения со взрослыми правонарушителями, имеет ряд собственных отличительных черт.
143. Программы обращения с несовершеннолетними правонарушителями определяют экспертные группы воспитательно-исправительных учреждений. Заключенные включаются в состав учебных групп в соответствии с возрастом, умственной зрелостью и другими личными качествами, а также с учетом необходимых программ обращения. Несовершеннолетние заключенные содержатся отдельно от взрослых заключенных.
144. По мере возможности, тюремные работы в воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей проводятся с учетом навыков и способностей заключенных и в соответствии с возможностями, существующими в пенитенциарно-исправительных учреждениях. Продолжительность рабочего дня устанавливается таким образом, чтобы имелось достаточно времени для учебы и профессиональной подготовки, а также спорта и досуга. Кроме того, Закон об исполнении уголовных санкций предусматривает оказание помощи после освобождения (статьи 286-288).
145. В практике судов, находящихся на территории районного суда Белграда, судьи, государственные обвинители, социальные работники и представители полиции два раза в год посещают воспитательные учреждения для несовершеннолетних. Кроме того, проводятся слушания с целью осуществления контроля за используемыми воспитательными мерами, а также встречи с родителями либо в учреждениях, либо по месту жительства несовершеннолетних правонарушителей, с тем чтобы начать подготовку и создать условия для их реинтеграции после освобождения с самого начала отбывания ими своих наказаний. Эти меры разрабатываются экспертом, психологом районного суда и первого муниципального суда в Белграде, который также наблюдает за их осуществлением.
146. Несовершеннолетние правонарушители мужского и женского полов отбывают свои наказания в отдельных учреждениях: в пенитенциарно-исправительном учреждении для несовершеннолетних заключенных мужского пола в Валево и специальном отделении для несовершеннолетних правонарушителей женского пола пенитенциарно-исправительного учреждения в Пожареваце.
147. Направление и прием в то или иное учреждение, отсрочка и прекращение исполнения наказаний, включение в учебные группы, питание, посещения и право несовершеннолетних правонарушителей на занятия спортом регулируются Законом об исполнении уголовных санкций. Этот закон также регулирует характер выполняемых ими тюремных работ, их образование, посещение обычной школы и дисциплинарные наказания в воспитательно-исправительных учреждениях, а также порядок отбывания наказаний несовершеннолетними правонарушителями.
148. Наказания в виде тюремного заключения назначаются в исключительных случаях и составляют 2% от общего числа наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей ежегодно. Воспитательно-исправительные учреждения поддерживают постоянную связь с семьями или опекунами несовершеннолетних правонарушителей в течение всего срока их пребывания в тюрьме, с тем чтобы добиться их успешного перевоспитания и социальной реинтеграции после освобождения из тюрьмы.
149. При поступлении в тюрьму заключенным выдаются письменные памятки об их правах и обязанностях. Текст соответствующего закона и правил внутреннего распорядка выдается заключенным на весь срок их пребывания в тюрьме (если они неграмотны, этот текст им зачитывается). При поступлении в тюрьму заключенных сначала направляют в специальное осмотровое отделение, где их оценивают с точки зрения делинквентности, а также состояния здоровья, в социологическом и ином планах с целью их классификации и включения в соответствующую программу перевоспитания.
150. В тюрьме с заключенными обращаются так, чтобы обеспечивалось уважение их личности и достоинства и поддерживалось их физическое и психическое здоровье. Они имеют право на размещение в соответствии с установленными нормами и современными санитарными и местными климатическими условиями (минимум 8 м2 на человека в жилых помещениях, в которых они содержатся). Они имеют право на питание, необходимое для поддержания хорошего здоровья и силы; бесплатное нижнее белье, одежду и обувь, соответствующие местным климатическим условиям; право обращаться с просьбами к компетентным властям; вести неограниченную переписку; получать юридическую помощь, касающуюся порядка отбывания своих тюремных наказаний. Они имеют право на посещения супругами, детьми, приемными детьми, родителями, приемными родителями и другими родственниками; проводить определенное время в гостевых комнатах во время посещений супругами и детьми; получать посылки и денежные переводы; а также работать и получать за это вознаграждение. Кроме того, им предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, а также право иметь при себе ребенка младше одного года, если речь идет об осужденной женщине, имеющей ребенка. Кроме того, они имеют право получать информацию и ежедневные газеты, периодические издания и пользоваться доступом к другим средствам массовой информации; начальное и среднее образование организовано в пенитенциарно-исправительных учреждениях в соответствии с общими правилами и положениями; уважается и религиозная культура. К числу прав заключенных также относится право подачи жалоб начальнику тюрьмы в связи с нарушением какого-либо права и/или правила, а также право обращаться с петициями к директору вышестоящего учреждения (например, в Департамент исполнения тюремных наказаний), если ответ на жалобу не получен или если он расценивается как неудовлетворительный.
151. Служба охраны обеспечивает безопасность и защиту как заключенных, взрослых и несовершеннолетних, так и работников тюрьмы. Она также обеспечивает охрану и защиту собственности пенитенциарно-исправительного учреждения, равно как и помещений и рабочих мест, в которых живут и работают заключенные, и поддерживает внутренний порядок в таких учреждениях. Сотрудники службы охраны носят специальную форму и имеют оружие. Работа и организация этой службы, ее экипировка, оружие, полномочия и униформа ее сотрудников, а также порядок их использования регулируются положениями законов и правил, регулирующих функционирование этой службы. В дополнение к общим требованиям, предусматриваемым Законом о государственной службе, кандидаты должны быть молодыми, иметь, по крайней мере, среднее образование и быть профессионально подготовленными, а также быть психически и физически пригодными для работы в этой службе. До принятия на работу будущие сотрудники проходят соответствующую подготовку и сдают экзамен с целью проверки знаний и физической готовности перед межведомственной комиссией, учреждаемой министром юстиции.
152. В 2002 году для работников тюрем был проведен ряд учебных курсов, включая, в частности, подготовку тюремной охраны, проведенную международными экспертами с помощью Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
153. Помимо службы охраны, которая обеспечивает защиту и безопасность заключенных, столь же важной является работа службы перевоспитания, которой поручены перевоспитание заключенных и их подготовка к социальной реинтеграции посредством использования современных мер и методов.
154. Пользуясь вышеуказанными правами, заключенные также обязаны соблюдать правила поведения, предусмотренные законом и правилами внутреннего распорядка. Заключенный может быть подвергнут дисциплинарному наказанию за нарушение правил в ходе дисциплинарного производства, где ему предоставляется возможность для своей защиты и проверки своего заявления. Дисциплинарные наказания назначаются начальником тюрьмы и включают в себя выговор, лишение льгот и помещение в одиночную камеру. Прежде чем принять самую суровую меру наказания, которой является одиночное заключение, начальник тюрьмы должен получить заключение врача относительно того, способно ли наказуемое лицо с психической и физической точек зрения вынести одиночное заключение.
155. Дисциплинарное наказание в виде одиночного заключения, предполагающее постоянное нахождение заключенного в специальной комнате (камере) при ежедневной прогулке в тюремном дворе продолжительностью не менее одного часа, не лишает его других прав. Лиц, находящихся в одиночном заключении, ежедневно посещает врач, и содержание в такой камере прекращается в том случае, если врач подает письменное заявление о том, что продолжение такого заключения вредно для здоровья заключенного.
156. В случае нарушения дисциплины дисциплинарное наказание, предполагающее одиночное заключение, не может продолжаться более 15 или 30 дней. Общая продолжительность пребывания в одиночном заключении в течение одного календарного года не может превышать шести месяцев. Решение о помещении в одиночную камеру может быть обжаловано.
157. Исполнение дисциплинарных наказаний, предполагающих лишения льгот и помещение в одиночное заключение, может быть отложено на срок до шести месяцев, если устанавливается, что цель наказания может также быть достигнута без исполнения соответствующей меры наказания.
158. Дисциплинарное производство и компенсационная процедура в связи с причинением заключенными ущерба намеренно или вследствие грубого упущения проводятся в двух инстанциях. Решения по жалобам, поданным заключенными в связи с решениями, принятыми начальником тюрьмы после разбирательств в первой инстанции, принимает директор Департамента исполнения тюремных наказаний. Если устанавливается, что цель дисциплинарного наказания была достигнута, то директор тюрьмы может прекратить дисциплинарное наказание до его истечения.
159. Никаких ограничений в отношении общения между заключенными не установлено. Также нельзя ограничивать число посещений и право на переписку или другие права, предусмотренные законом. Заключенные имеют право один на один, без присутствия охранников, беседовать с уполномоченными должностными лицами министерства юстиции Республики Сербия, рассказывать о своих проблемах, и эта возможность часто используется. Заключенные имеют право обращаться с прошениями к компетентным органам, и их прошения рассматриваются и служат основой для принятия надлежащих мер, если компетентные органы сочтут такие меры необходимыми.
160. Помимо этих прав, заключенные, которые хорошо себя ведут и добросовестно работают, имеют право на другие льготы, которые могут быть предоставлены начальником тюрьмы. Они включают в себя расширенное право на получение посылок, расширенное право на посещения, посещения без наблюдения в гостевых комнатах, время на пребывание в специальных гостевых комнатах без присутствия других заключенных и встречи вне тюрьмы. Они также могут предполагать лучшие условия содержания, увольнения из тюрьмы, посещения семьи и/или родственников в выходные и праздники, поощрительные отпуска продолжительностью до семи дней в году и ежегодные отпуска вне тюрьмы.
161. С целью обеспечения защиты заключенных и/или содержащихся под стражей лиц от пыток или прочих видов жестокого обращения им предоставлено право обращаться с прошениями и жалобами в случае какого либо нарушения прав, предоставленных им законом, или нарушения какого либо правила. Все жалобы, подаваемые начальнику тюрьмы или надзорной службе, рассматриваются, и их основания в срочном порядке изучаются2. Кроме того, регистрируется каждый случай применения силы и оценивается необходимость ее применения, после чего в министерство юстиции Республики Сербия направляется соответствующий отчет.
162. Жалобы на жестокое обращение и пытки поступают редко, особенно от заключенных, отбывающих длительные приговоры. Вместо этого они обычно просят перевести их в другие тюрьмы. Наиболее часто жалобы связаны с неоказанием медицинской помощи, поскольку многие заключенные, которые не имели средств или возможности пройти медицинский осмотр и получить медицинскую помощь до заключения, имеют обыкновение просить об этом, находясь в тюрьме.
<< предыдущая страница   следующая страница >>