Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады Управления Верховного комиссара и Генерального секретаря Техническая пом - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам... 1 179.54kb.
Бюро по правам человека и соблюдению законности Международные и национальные... 6 1031.1kb.
Доклад Совета по правам человека Двадцать четвертая сессия 7 2173.37kb.
Генеральный секретарь послание по случаю дня прав человека 1 22.69kb.
Уполномоченный по правам человека (омбудсман) азербайджанской республики... 3 1450.82kb.
Организация Объединенных Наций A/hrc/S-20/1 1 20.32kb.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1 206.77kb.
Доклад Специального докладчика в области культурных прав Фариды Шахид 2 546.58kb.
Доклад независимого эксперта по вопросу о положении в области прав... 2 454.13kb.
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области 1 194.69kb.
Доклад о развитии человеческого потенциала Генеральная Ассамблея 1 28.29kb.
Телефонные коды стран мира Afghanistan 1 128.71kb.
- 4 1234.94kb.
Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады Управления Верховного - страница №1/2




Организация Объединенных Наций




A/HRC/24/34



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

25 July 2013

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать четвертая сессия

Пункты 2 и 10 повестки дня



Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций по правам
человека и доклады Управления Верховного
комиссара и Генерального секретаря


Техническая помощь и наращивание потенциала

Положение в области прав человека в Йемене

Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящий доклад является четвертым периодическим докладом Верховного комиссара о положении в области прав человека в Йемене, представляемым в свете резолюций 18/19, 19/29 и 21/22 Совета по правам человека.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1 3

II. Справочная информация 2−19 3

А. Международная нормативная основа 2−3 3

В. Политические изменения 4−10 3

С. Ситуация в области безопасности 11−18 6

D. Гуманитарная ситуация 19 8

III. Положение в области прав человека и выполнение рекомендаций


УВКПЧ 20−54 9

А. Подотчетность и правосудие переходного периода 20−26 9

B. Задержания и насильственные исчезновения 27−31 11

С. Свобода выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций 32−34 12

D. Судебная система 35−36 13

Е. Права детей 37−42 13

F. Права женщин 43−45 15

G. Маргинальные группы 46−50 16

H. Сотрудничество с УВКПЧ 51−54 17

IV. Рекомендации 55−57 18



I. Введение

1. Настоящий доклад является четвертым периодическим докладом о положении в области прав человека в Йемене, представляемым Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) в соответствии с резолюциями 18/19, 19/29 и 21/22 Совета по правам человека. В нем содержится обновленный анализ общего положения в области прав человека в Йемене за период с 1 июля 2012 года по 30 июня 2013 года, в частности на фоне рекомендаций, содержащихся в предыдущих докладах Верховного комиссара и резолюциях 18/19, 19/29 и 21/22 Совета. Информация, содержащаяся в настоящем докладе, основана главным образом на результатах наблюдения за ситуацией в области прав человека, осуществляемого отделением УВКПЧ в Йемене (УВКПЧ-Йемен).



II. Справочная информация

А. Международная нормативная основа

2. Йемен является участником восьми из девяти основных международных договоров о правах человека, а также Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений. 11 июня 2013 года Кабинет утвердил ратификацию Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений и поддержал присоединение Йемена к Римскому статуту Международного уголовного суда. Кроме того, Йемен является участником всех четырех Женевских конвенций, а также Дополнительных протоколов I и II и Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, а также соблюдает обычные нормы международного гуманитарного права.

3. Будучи государством-участником указанных договоров, Йемен обязан уважать, защищать и осуществлять права человека всех находящихся под его юрисдикцией лиц. При обзоре выполнения Йеменом его договорных обязательств соответствующие договорные органы по правам человека отмечали значительное количество нарушений гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав в государстве.

В. Политические изменения

4. Инициатива Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ) и Соглашение о механизме осуществления для переходного периода ("соглашение переходного периода"), подписанные 23 ноября 2011 года, положили конец протестам 2011 года и содействовали политическому урегулированию конфликта в Йемене. Соглашением переходного периода предусмотрен переходный период до 2014 года, поделенный на два этапа: во время первого этапа 21 февраля 2012 года состоялись досрочные президентские выборы, в ходе которых был избран президент Абд Раббу Мансур Хади; на второй этап, охватывающий оставшийся период до 2014 года, запланированы национальный диалог, основанный на широком участии, рассмотрение поправок к Конституции Йемена, референдум по конституции, реформирование политического и избирательного законодательства, выборы членов парламента и местных советов и, если потребуется, президентские выборы. В соглашении переходного периода подтверждается, что после инаугурации президент и правительство национального единства созовут Конференцию по национальному диалогу (КНД)1. КНД была начата 18 марта 2013 года после нескольких переносов. Изначально она должна была начаться в середине ноября 2012 года, но откладывалась главным образом из-за отказа от участия в ней представителей южного движения "Аль-Хирак аль-Джануби" ("Аль-Хирак"). КНД представляет собой важнейший процесс, после завершения которого в сентябре 2013 года будет разработан проект новой конституции и состоится референдум по поводу ее принятия, а также будут проведены общие выборы в феврале 2014 года2. 20 июня 2013 года в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что Верховная избирательная комиссия Йемена объявила, что референдум по конституции состоится 15 октября 2013 года3.

5. В соответствии с Соглашением переходного периода обсуждения в рамках КНД велись в девяти тематических рабочих группах и обсуждаемые темы включали наиболее важные политические вопросы Южного Йемена, включая вопрос о Сааде, а также важные правозащитные аспекты, такие как государственное строительство (принципы и основы конституции), права и свободы, благое управление, независимые органы и социальные вопросы, национальное примирение и правосудие переходного периода. Вопросы, касающиеся отдельных групп населения, такие как женщины, молодежь и маргинальные общины, выводятся на передний план в работе КНД4.

6. Технический комитет КНД занимается решением вопросов, связанных с организацией работы КНД, в частности с тем, что касается представительства членов. Он постановил гарантировать представителям южного населения как минимум 50% от общего числа членов конференции, женщинам – 30%, а молодежи – 20% всех участвующих групп и объединений5. В результате участие в процессе приняли 565 представителей различных слоев общества. Несмотря на длительный и напряженный процесс назначения членов, большинство мест было в конечном итоге отдано основным политическим блокам. Это привело к недовольству представителей независимых молодежных движений, которые были в авангарде событий 2011 года в связи с недостаточным количеством предоставленных им мест. Такие группы меньшинств, как еврейские и исмаилитские общины, оказались вообще не представлены, а представители народа аль-ахдам6 получили только одно место, дающее им возможность представлять рекомендации в целях борьбы с глубоко укоренившейся дискриминацией членов их общины. Организация Объединенных Наций во главе со Специальным советником Генерального секретаря по Йемену вместе с другими международными и национальными заинтересованными лицами поддерживает этот процесс различными способами, в частности в целях обеспечения активного и осознанного участия в нем всех граждан Йемена в соответствии с резолюциями 2014 (2011) и 2051 (2012) (пункт 3 а)) Совета Безопасности.

7. Неучастие некоторых важных лидеров южных районов в сочетании с демонстрациями за независимость Юга, а также акциями протеста, организованными движением за независимость Южного Йемена "Аль-Хирак" в городах на юге страны, усилили неуверенность по поводу результатов процесса диалога. Подавление этих демонстраций, особенно 21 февраля 2013 года, обострило напряженность на юге страны.

8. Участие в КНД движения "Аль-Хути" (известного также как "Ансар-Аллах"), вооруженной группы, де-факто контролирующей мухафазу Саада и другие регионы Северного Йемена, стало существенным прогрессивным шагом. Вместе с тем разногласия в рамках процесса КНД, а также на севере страны между движением "Аль-Хути" и салафистскими группами и партией "Йеменское единение за реформы" вызывает серьезную обеспокоенность и ведет к ухудшению и без того неблагоприятной ситуации в области безопасности7.

9. В январе 2013 года на юге страны в качестве мер по укреплению доверия были созданы две новые комиссии: комиссия по вопросам собственности и комиссия по вопросам увольнений8 для устранения основных причин конфликтов в южных районах9. Комиссия по вопросам увольнений, состоящая из пяти судей и четырех офицеров, начала свою работу 13 марта 2013 года и к настоящему времени получила 60 000 жалоб от бывших военнослужащих и 29 000 жалоб от бывших гражданских служащих.10 Комиссия по земельным вопросам, состоящая из 5 судей и 24 сотрудников вспомогательного персонала, приступила к работе 10 марта 2013 года; было создано семь региональных отделений в южной части Йемена11. К настоящему времени комиссия приняла к своему рассмотрению 28 000 жалоб от лиц, утверждающих, что их земли были незаконно конфискованы правительством Северного Йемена после конфликта 1994 года. Мандаты комиссий рассчитаны на один год, но главы обеих комиссий считают, что для разрешения всех споров потребуется больше времени и финансирования.

10. Различные местные и международные участники, включая миссию Совета Безопасности, которая посетила Йемен в январе 2013 года, выражают обеспокоенность по поводу того, что бывший Президент Али Абдулла Салех и его сторонники, а также лидер движения "Аль-Хирак" и бывший Вице-президент Али Салем аль-Бейд пытаются препятствовать переходному процессу12 и способствуют ухудшению ситуации в области безопасности и гуманитарной обстановки. Кроме того, соперничество между двумя основными политическими партиями − "Совместное совещание партий" и "Всеобщий народный конгресс", по-прежнему возглавляемой бывшим Президентом Салехом, явным образом блокирует усилия Президента по внедрению и осуществлению необходимых реформ.



С. Ситуация в области безопасности

11. В течение отчетного периода УВКПЧ отмечает частые случаи блокады дорог вооруженными племенными группами и постоянные акты саботажа в сфере электроэнергетики и нефтегазовой промышленности, которые еще больше ухудшили гуманитарную ситуацию в стране. Также зарегистрированы случаи похищения иностранцев и убийств высокопоставленных военнослужащих и сотрудников органов безопасности, а также других лиц. Например, 13 февраля 2013 года в Сане был убит адвокат Халид аль-Сивари, занимавшийся делом, связанным с убийством протестантов в городе Сана 18 марта 2011 года. Другой адвокат Хассан аль-Давла, имевший отношение к делу об убийствах представителей оппозиции во время "пятницы чести", также был убит в Сане в декабре 2011 года.

12. По сообщениям средств массовой информации, ситуация в области безопасности на границе с Саудовской Аравией также существенно ухудшилась после событий, произошедших в Йемене в 2011 году, поскольку тысячи незаконных иммигрантов, торговцев оружием и наркотиками пытаются проникнуть на территорию Саудовской Аравии13. Кроме того, Йемен служит базой для "Аль-Каиды" на Аравийском полуострове, и Саудовская Аравия, как сообщается, пыталась, построив пограничное заграждение протяженностью 1 800 км, защитить свои границы от возможных проникновений и нападений на свою территорию и укрепить безопасность на границе с Йеменом14.

13. После начала операции "Золотые мечи" в мае и июне 2012 года вооруженные силы Йемена установили контроль над большей частью территории Абьяна, очистив основные населенные пункты от таких группировок, как "Аль-Каида" и "Ансар аль-Шариа". Вместе с тем во время отчетного периода зарегистрированы случаи убийств высокопоставленных военнослужащих и сотрудников органов безопасности: согласно некоторым сообщениям, эти убийства были актами возмездия со стороны "Аль-Каиды" и ее сторонников, вытесненных из занимаемых ими районов; по мнению других источников, эти акты представляли собой способы урегулирования местных политических споров. Хотя правительство утверждает, что сократило количество боевиков "Аль-Каиды" в различных мухафазах, эта группировка по-прежнему довольно активна в Йемене. Кроме того, в Абьяне были созданы поддерживаемые правительством местные народные комитеты для борьбы с боевиками "Аль-Каиды". Неоднородный состав народных комитетов Абьяна отражает политические и племенные отношения, сформировавшиеся после гражданской войны 1994 года15.

14. В рамках инициативы ССЗ и в соответствии с резолюцией 2051 (2012) Совета Безопасности второй этап переходного периода должен быть посвящен реорганизации сил безопасности и вооруженных сил под началом объединенной профессиональной национальной руководящей структуры. В течение отчетного периода Президент Хади издал декреты о роспуске первой бронетанковой дивизии и Республиканской гвардии и их передаче под контроль семи военных округов. Генерал Али Махсен аль-Ахмар, ранее возглавлявший первую бронетанковую дивизию, был назначен главным советником Президента, а генерал Ахмед Али Абдулла Салех − сын бывшего Президента, − командующий Республиканской гвардией, был назначен послом в Объединенных Арабских Эмиратах. Другие родственники бывшего президента, занимавшие высокие посты в органах безопасности и вооруженных силах, во время рассматриваемого периода также были смещены со своих должностей16.

15. Кроме того, 21 февраля 2013 года Президент издал декрет № 5 (2013 год) о реструктуризации Министерства внутренних дел с целью обеспечения надзора, подотчетности, борьбы с нарушениями прав и свобод граждан и борьбы с коррупцией. Декретом предусмотрено учреждение должности Генерального инспектора и создание Департамента по правам человека, подотчетного непосредственно Генеральному инспектору17.

16. Отделение УВКПЧ в Йемене получило большое количество сообщений от правозащитных групп о случаях гибели людей в различных частях Йемена в результате ударов, наносимых с применением беспилотных самолетов. В ходе интервью, проводимых отделением УВКПЧ в Йемене с семьями некоторых пострадавших в результате таких нападений, выяснилось, что официальных расследований по этим фактам не проводилось и никакого возмещения вреда семьям не предлагалось. УВКПЧ напоминает о предусмотренной международным правом обязанности государств обеспечивать привлечение к ответственности виновных во всех подобных случаях, в том числе путем проведения реальных, оперативных и эффективных расследований.

17. УВКПЧ с озабоченностью отмечает, что использование беспилотников для совершения целенаправленных убийств в Йемене сопряжено с отсутствием какой-либо прозрачности. Это еще больше обостряет проблему, связанную с отсутствием четкого правового обоснования нанесения ударов с использованием беспилотных самолетов, а также гарантий обеспечения соблюдения применимых норм международного права. Кроме того, низкая степень прозрачности привела к возникновению безнаказанности, в условиях которой жертвы лишены возможности обращаться за возмещением вреда18.

18. Видные государственные чиновники Йемена высказывают обеспокоенность по поводу законности использования беспилотных самолетов в соответствии с международным и внутренним правом, а также их эффективности в качестве стратегии по борьбе с терроризмом и рекомендуют доработать антитеррористическую стратегию и политику Йемена в целях обеспечения их соответствия нормам международного права. Национальные организации гражданского общества также призывают к прекращению использования беспилотников, что, по их мнению, подрывает суверенитет Йемена и вынуждает людей вступать в "Аль-Каиду" из чувства мести и отчаяния. Организации гражданского общества также поднимают серьезные вопросы, касающиеся возможности хотя бы в некоторых случаях ограничиваться задержанием соответствующих лиц, а не убивать их. Должностные лица, включая Президента Хади, однако, поддерживают практику использования беспилотных самолетов и утверждают, что она осуществляется Соединенными Штатами Америки в координации с властями Йемена и только с разрешения Президента.

D. Гуманитарная ситуация

19. По информации Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), по состоянию на май 2013 года 10,5 млн. человек нуждались в продовольственной помощи, из них около 5 млн. испытывали острую нехватку продовольствия; 6,4 млн. лиц не имели доступа к медицинской помощи и почти 1 млн. детей страдали от недоедания. Более 13 млн. человек не имели доступа к безопасной воде и системам канализации19. Без улучшения плачевной гуманитарной ситуации в Йемене невозможно гарантировать успех и устойчивость настоящего политического диалога.



III. Положение в области прав человека и выполнение рекомендаций УВКПЧ

А. Привлечение к ответственности и правосудие переходного периода

20. События 2011 года вывели на передний план вопрос привлечения к ответственности за нарушения прав человека в прошлом. Постоянно звучат призывы привлечь к ответственности виновных с каждой стороны и предоставить компенсацию пострадавшим и их семьям. В предыдущем докладе Верховного комиссара (см. A/HRC/21/37) была высказана озабоченность по поводу достоверности судебных расследований нарушений прав человека, совершенных во время беспорядков 2011 года. Что касается убийств, совершенных в ходе так называемой "пятницы чести" 18 марта 2011 года, то внимание отделения УВКПЧ в Йемене было обращено на тот факт, что Специальный уголовный суд 27 апреля 2013 года поручил Генеральному прокурору провести расследование в отношении 13 подозреваемых по данному делу, включая бывшего Президента Салеха и его племянника Йахиа. Генеральный прокурор обжаловал решение суда, но Апелляционный суд 5 июня отклонил его жалобу. В соответствии с процессуальными нормами расследование должно быть инициировано согласно постановлению Суда.

21. Что касается дела об организации взрыва в президентской мечети, в результате которого погибли и получили ранения несколько лиц, включая бывшего Президента Салеха, то 6 из 28 задержанных после 20 месяцев заключения были оправданы. Оставшиеся 22 человека 24 мая 2013 года организовали голодовку в качестве протеста против продолжительности их заключения. 2 июня 2013 года Министр по правам человека Хурия Машур объявила голодовку из чувства солидарности с 22 заключенными, которые содержались под стражей без суда на протяжении более шести месяцев, предусмотренных Уголовным кодексом20. В ходе интервью, проведенных отделением УВКПЧ в Йемене 2 июня 2013 года, опрошенные заключенные подтвердили, что их подвергали пыткам и принуждали к подписанию признательных показаний21. Они утверждали, что после первоначального задержания в неустановленном месте22 в декабре 2011 года их перевели в политическую тюрьму. Тогда Генеральный прокурор, как сообщается, пояснил, что им предъявлено обвинение в участии в организации взрыва в президентской мечети. 4 июня 2013 года Президент Хади издал указ об освобождении 19 из 22 задержанных. Генеральный прокурор вынес решение об освобождении 17 лиц, которые были выпущены на свободу 6 июня, и о скорейшем завершении следствия по делу в отношении оставшихся пяти задержанных.

22. В декабре 2012 года правительство ассигновало 2 млрд. йеменских риалов, что эквивалентно примерно 9 млн. долл. США, на выплаты пострадавшим в ходе событий 2011 года. Согласно декрету Президента № 8 (2012 год), семьям убитых или лиц, полностью парализованных в результате ранений, полученных в 2011 году, будет выплачен 1 млн. йеменских риалов, частично парализованным – 500 000 риалов, а каждое лицо, здоровью которого был причинен вред во время "революции", получит 360 000 йеменских риалов. Правительство заявило, что эти выплаты не следует рассматривать как компенсацию, или "вергельд". Бенефициары этих выплат не утрачивают права подавать жалобы и обращаться за возмещением вреда. По утверждению общества "Вафаа" − учреждения, уполномоченного распределять компенсацию, − общее число бенефициаров составит 3 786 человек.

23. Несмотря на это решение, лица, получившие ранения во время событий 2011 года, проводят акции протеста и демонстрации, требуя выполнения декрета, предусматривающего выплату компенсации семьям погибших и оказание медицинской помощи раненым. 12 февраля 2013 года силы безопасности насильственно разогнали забастовку и голодовку, организованные перед зданием, в котором работает Премьер-министр. Несколько лиц получили ранения, в том числе один из членов парламента, который участвовал в сидячей забастовке из чувства солидарности с протестантами.

24. В своих предыдущих докладах Совету по правам человека Верховный комиссар рекомендовала правительству Йемена провести прозрачные, независимые и соответствующие международным стандартам расследования по факту вызывающих доверие утверждений о грубых нарушениях прав человека, совершенных правительственными силами безопасности во время событий 2011 года (A/HRC/21/37, пункт 67 а)). В сентябре 2012 года была создана комиссия для расследования утверждений о нарушениях прав человека, совершенных в 2011 году23. Вместе с тем во время составления настоящего доклада члены комиссии назначены не были. УВКПЧ обеспокоено тем, что задержка с назначением членов комиссии может негативно сказываться на уровне доверия к расследованиям и вызвать сомнения в отношении возможности возмещения вреда и правовой защиты жертв нарушений прав человека, имевших место в прошлом.

25. Не отмечается никаких изменений в том, что касается Закона о правосудии переходного периода и национальном примирении. Законопроект, подготовленный Министерством по правовым вопросам, был представлен на рассмотрение Премьер-министра и Президента в мае 2012 года. Вместе с тем 5 января 2013 года Президент внес в парламент другой вариант этого закона. В преамбуле законопроекта, представленного Президентом, подтверждается неприкосновенность бывшего Президента и его сторонников. УВКПЧ вновь отмечает, что иммунитет от судебного преследования, предоставленный бывшему Президенту Салеху и его сторонникам в рамках инициативы ССЗ законом № 1/2012, существенно подрывает обеспечение привлечения к ответственности24.

26. По всей видимости, последний вариант закона о правосудии переходного периода, представленный Президентом, все еще находится на рассмотрении парламента, и никакого решения не будет принято до окончания КНД, запланированного на сентябрь 2013 года, или до вынесения рекомендаций Рабочей группой КНД по вопросу о правосудии переходного периода.



B. Задержания и насильственные исчезновения

27. Отделение УВКПЧ в Йемене не смогло получить официальных данных о количестве задержанных и лиц, лишенных свободы, содержащихся в тюрьмах и центрах предварительного задержания. Несмотря на решение Кабинета № 180 (2012), требующее освобождения всех лиц, задержанных за участие в событиях 2011 года, по сообщениям, полученным от местных НПО, общее число лиц, содержащихся в тюрьмах в связи с событиями 2011 года, составляет 68 человек25.

28. Как сообщают местные НПО, семьи 17 лиц, задержанных в различные дни 2011 года, не располагают информацией о судьбе или местонахождении их родственников. Отделение УВКПЧ в Йемене опросило семьи шести пропавших без вести лиц, и они сообщили, что их родственники были задержаны силами безопасности. Они обращались за информацией в министерства по правам человека, внутренних дел и безопасности, но не получили удовлетворительных ответов.

29. Отделение УВКПЧ в Йемене совершило несколько посещений центральных тюрем в Сане и Адене. В Центральной тюрьме Саны в апреле и июне 2013 года отделение УВКПЧ в Йемене опросило лиц, задержанных по обвинению в организации взрыва в президентской мечети, которые жаловались на пытки и жестокое обращение, практикуемые в тюрьме Департамента национальной безопасности26, а также сообщали, что два года содержатся под стражей без суда.

30. В марте 2013 года представители отделения УВКПЧ в Йемене посетили Центральную тюрьму Адена, в которой содержатся 785 заключенных, несмотря на то, что ее максимальная вместимость составляет 300 человек. 37 заключенных содержались без судебного постановления или других соответствующих документов. Среди них три члена движения "Аль-Хирак", задержанные в связи с участием в демонстрации 21 февраля 2013 года и обвиняемые в подстрекательстве к насилию. 25 других заключенных были арестованы Департаментом политической безопасности по обвинению в принадлежности к группировке "Аль-Каида". Директор тюрьмы признал, что есть и другие заключенные, содержащиеся под стражей без надлежащих документов, задержанные либо Центральными силами безопасности, либо Департаментом политической безопасности без судебного решения. Он также признал, что в тюрьме нет врача, который мог бы периодически обследовать заключенных на предмет выявления у них признаков пыток или проводить регулярные медосмотры.

31. Отделение УВКПЧ в Йемене подняло эти вопросы во время встречи с представителями Министерства внутренних дел в апреле 2013 года. Министр согласился с тем, что условия в тюрьме не соответствуют международным стандартам, сославшись на отсутствие у министерства необходимых средств для улучшения ситуации. Вместе с тем Министр заверил, что возьмет под свой контроль случаи продолжительного содержания под стражей, помещения под стражу без соответствующей санкции, а также дела 17 пропавших без вести лиц.



С. Свобода выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций

32. Различные группы продолжают проводить мирные демонстрации и сидячие забастовки по всему Йемену. В южных районах Йемена несколько демонстраций были разогнаны правительственными силами безопасности. Как подтверждает отделение УВКПЧ в Йемене, как минимум десять человек были убиты и еще больше − получили ранения 21 февраля 2013 года во время демонстрации за независимость юга. С тех пор движение за независимость южного Йемена "Аль-Хирак" призывает регулярно устраивать демонстрации и раз в две недели – забастовки в южных городах.

33. Несмотря на некоторые улучшения, по-прежнему вызывает озабоченность положение средств массовой информации и журналистов. В течение отчетного периода отделение УВКПЧ в Йемене зарегистрировало около 60 случаев угроз и физических нападений на журналистов со стороны сил безопасности и различных вооруженных групп, включая убийства и покушения27. Правительство не принимает никаких эффективных мер для привлечения виновных к ответственности, несмотря на неоднократные призывы к действиям со стороны журналистов и правозащитников. Кроме того, местная НПО "Фонд свободы", занимающаяся наблюдением за свободой прессы, отмечает, что с начала 2013 года в Суд по делам прессы было подано более 15 исков против журналистов28. С 2010 года Закон об аудиовизуальных средствах массовой информации находится на рассмотрении Кабинета29. Этот закон критикуется местными НПО за несоответствие международным стандартам. За отчетный период ситуация никак не изменилась.

34. Абдул Элах Хайдар Шайи, журналист, приговоренный в 2011 году к пяти годам лишения свободы по обвинению в деятельности, связанной с терроризмом, должен быть освобожден в ближайшее время. Судебный процесс по его делу подвергся резкой критике со стороны местных и международных правозащитных организаций за несоблюдение даже минимальных гарантий справедливого судебного разбирательства. Несмотря на демонстрации и сидячие забастовки, организуемые журналистами, требующими его освобождения, правительство не приняло никаких мер, кроме обещаний заняться этим вопросом.



D. Судебная система

35. Во время отчетного периода судьи продолжили организовывать забастовки, требуя более эффективного обеспечения физической безопасности, улучшения условий труда и жилищных условий. В апреле 2013 года судьи в мухафазе Сана устроили двухнедельную забастовку в качестве протеста против участившихся случаев угроз и физического насилия. В мае и июне 2013 года забастовки прошли также в различных южных мухафазах. Поступили сообщения примерно о 50 случаях получения судьями угроз от государственных должностных лиц, сотрудников сил безопасности, шейхов племен или неизвестных групп. Также поднимались вопросы безопасности, в частности в отношении членов и судей специальных комиссий: комиссии по вопросам собственности и комиссии по вопросам увольнений в южном Йемене. За последнее время правительство привлекло к судебной ответственности ряд правонарушителей, имеющих отношение к случаям угроз и физического насилия в адрес судей.

36. 14 мая 2013 года парламент принял поправку к Закону о судебной власти, которая находилась на его рассмотрении на протяжении некоторого времени и которая предусматривает укрепление независимости Верховного судебного совета от исполнительной власти. В этой связи были высказаны озабоченности по поводу независимости и компетенции судебных органов рассматривать споры в период предстоящих выборов. Во время написания настоящего доклада эта поправка все еще не была утверждена Президентом. Тем временем 26 мая 2013 года Конституционный суд вынес постановление о признании около 35 статей упомянутого Закона о судебной власти несоответствующими Конституции, тем самым оказав давление на правительство в целях ускорения процесса и заполнения юридического вакуума.

Е. Права детей

37. В 2012 году мирная передача власти и начало работы двухлетнего правительства переходного периода способствовали сокращению количества серьезных нарушений в отношении детей, в частности убийств и причинения вреда здоровью с использованием боеприпасов. Например, количество жертв мин, неразорвавшихся боеприпасов, взрывоопасных остатков войны, самодельных взрывных устройств и атак террористов-смертников среди детей возросло, особенно в затронутом конфликтом регионе мухафазы Абьян, и достигло своего пика в третьем квартале 2012 года, но пошло на спад после того, как Группа по вопросам деятельности, связанной с разминированием, получила доступ к этим районам30.

38. В 2012 году был достигнут ощутимый прогресс в деле запрещения вербовки детей на военную службу, которому, в частности, способствовал визит Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтах в ноябре 2012 года. Следует особо отметить меры, принимаемые правительством в целях запрещения этой практики, в частности комплексный пересмотр национального законодательства, касающегося военных вопросов31; резолюцию Кабинета № 212 (2012 год), согласно которой правительство Йемена официально одобрило Парижские обязательства о запрещении вербовки и использования детей в вооруженных конфликтах; и принятие резолюции Кабинета № 1 2013 года о пересмотре выполнения обязательства Йемена прекратить вербовку детей для участия в вооруженных конфликтах. Для осуществления обязательств правительства путем разработки плана действий по решению проблемы вербовки и использования детей в вооруженных конфликтах был создан межведомственный комитет, возглавляемый Министром по правовым вопросам, в состав которого также вошли Министр по правам человека, Министр обороны и Министр внутренних дел. Вместе с тем, несмотря на такой прогресс, практика вербовки и использования детей в вооруженных силах сохраняется по сей день. В докладе Генерального секретаря о детях и вооруженном конфликте (A/67/845-S/2013/245) за 2012 год группировка "Ансар аль-Шариат" была включена в список сторон, которые осуществляют вербовку и использование детей в вооруженных конфликтах32.

39. В течение отчетного периода были казнены два несовершеннолетних преступника, осужденных за убийство33. По информации ЮНИСЕФ, в настоящее время к высшей мере наказания приговорен 31 несовершеннолетний, и Президент уже утвердил такой приговор в отношении 4 из них. Более 150 несовершеннолетних могут с высокой долей вероятности быть приговорены к высшей мере наказания, если не будет принято никаких мер.

40. Согласно положениям Уголовного кодекса, суды могут приговаривать несовершеннолетних, осужденных за убийство, максимум к десяти годам лишения свободы, а Закон Йемена о благополучии несовершеннолетних лиц требует передавать детей в возрасте 15 лет и моложе под юрисдикцию судов по делам несовершеннолетних. Вместе с тем многие несовершеннолетние правонарушители все же предстают перед обычными уголовными судами. Кроме того, приговоры часто выносятся на основании признаний, полученных с применением насилия, или показаний, данных в отсутствие доступа к адвокату.

41. Регистрация рождений считается одной из основных проблем в области осуществления прав детей в Йемене, в частности права на справедливый судебный процесс и защиту от смертной казни. По информации, полученной ЮНИСЕФ, в 2006 году уровень регистрации рождений достиг лишь 22,3%, а регистрация детей в течение первого года жизни составила лишь 21% от общего числа зарегистрированных рождений. Большинство детей, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, не имеют свидетельств о рождении, из-за чего возникают трудности с определением возраста несовершеннолетних лиц на момент совершения ими преступления. В июне 2013 года Министр юстиции учредил Специальный технический комитет судебно-медицинской экспертизы, в состав которого вошли три врача. Комитет, в частности, уполномочен определять возраст лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, которые могут быть приговорены к высшей мере наказания, в случае наличия сомнений в отношении их возраста на момент совершения преступления, а также осуществлять надзор за ходом рассмотрения дел детей, предстающих перед судом по обвинению в совершении уголовных преступлений, на этапе следствия и вынесения приговора и давать свою оценку.

42. Смертная казнь несовершеннолетних является грубым нарушением обязательств, которые взяло на себя правительство во время универсального периодического обзора 2009 года, когда оно обязалось не выносить приговоров к высшей мере наказания за преступления, совершенные лицами, не достигшими 18 лет; обеспечить неприменение смертной казни к несовершеннолетним; пересмотреть применение смертной казни в отношении несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями; и принять незамедлительные меры по исключению несовершеннолетних из числа лиц, в отношении которых может быть вынесен смертный приговор (см. A/HRC/12/13).

F. Права женщин

43. В ходе рассматриваемого периода Национальная комиссия по делам женщин34 вела работу по стимулированию участия и обеспечения представленности женщин в процессе КНД. В марте 2013 года состоялась Национальная конференция по вопросам женщин, по итогам которой были вынесены рекомендации, отражающие потребности женщин во время переходного периода. Рекомендации, которые были представлены Президенту для их учета при разработке государственной политики, включали: 30-процентную квоту для женщин в законодательных, исполнительных и судебных органах; расширение экономических прав женщин и включение гендерных аспектов в государственный бюджет; улучшение услуг в области здравоохранения для женщин и детей; а также удовлетворение потребностей женщин, находящихся, в частности, в лагерях для перемещенных лиц.

44. Технический комитет по подготовке к КНД, состоящий из 29 членов, включая 6 женщин, уполномочен обеспечить, чтобы доля женщин во всех учреждениях, рабочих группах и органах составляла как минимум 30%35. Вопросы, касающиеся женщин и гендерного аспекта, выдвигаются на передний план в повестках дня рабочих групп КНД. Члены КНД организуют выездные мероприятия для изучения мнений населения, а также их потребностей и ожиданий в отношении КНД в том, что касается вопросов и озабоченностей, касающихся женщин.

45. В ноябре 2012 года была учреждена должность Советника Президента по вопросам женщин для наблюдения за выполнением рекомендаций Национальной комиссии по делам женщин, вынесенных в марте 2013 года36. В Верховную комиссию по выборам было назначено две женщины-судьи.



G. Маргинальные группы

46. Община "мухамашин" продолжает сталкиваться с дискриминацией. Хотя требования некоторых лиц, работающих в качестве уборщиков улиц, были удовлетворены посредством узаконивания их контрактов, положение большей части представителей этой общины по-прежнему оставляет желать лучшего. В апреле 2013 года представители общины "мухамашин" провели демонстрацию в столице, требуя предоставления им постоянных контрактов и социальных льгот, но согласились прекратить ее после того, как правительство пообещало решить эту проблему в течение двух месяцев.

47. Проблема внутреннего перемещения актуальна более чем для половины мухафаз страны, при этом 13 из 21 мухафазы являются либо источником, либо местом назначения таких переселений37. Общее количество перемещенных лиц в Йемене уменьшилось в апреле 2013 года до 299 000 человек по причине возвращения внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в свои дома, в частности в Абьяне, из-за общего улучшения ситуации в области безопасности, восстановления базовых услуг и активизации гуманитарной деятельности различных организаций. Несмотря на улучшения в отношении оказания некоторых базовых услуг, местные органы по-прежнему вынуждены прилагать существенные усилия, чтобы удовлетворить потребности возвращающихся лиц, особенно на юге страны38.

48. В то время как на юге страны отмечаются массовые возвращения, большинство ВПЛ в северных районах по-прежнему не желают возвращаться домой. К настоящему времени это сделали лишь около 10% зарегистрированных ВПЛ на севере страны. По информации Международной организации по миграции по состоянию на май 2013 года около 293 000 человек в Сааде, Хаддже, Амране, Дхамаре, Аль-Джафе и Сане по-прежнему имеют статус перемещенных лиц. Более 95% из них живут в принимающих общинах или в незаконных поселениях. В качестве основных препятствий для возвращения ВПЛ называют неудовлетворительную ситуацию в области безопасности, разрушенных домов и инфраструктуры, отсутствие базовых услуг и невозможность зарабатывать на жизнь. Политически активные лица опасаются возможного преследования со стороны групп, контролирующих некоторые районы северного Йемена39.

49. 25 июня 2013 года правительство утвердило национальную политику по решению проблемы внутреннего перемещения. Эта политика, разработанная Исполнительным органом по вопросам внутренне перемещенных лиц в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) в рамках широких консультаций со всеми заинтересованными сторонами, в том числе ВПЛ, включает три стратегические задачи: подготовка к новым перемещениям и защита граждан от недобровольных перемещений; защита и помощь ВПЛ и общинам, затронутым проблемой перемещения; и создание условий для длительных решений. После принятия этой политики будет создан специальный комитет под руководством Премьер-министра.

50. Согласно данным, представленным УВКБ, по состоянию на 30 апреля 2013 года количество беженцев было равно 242 000. По сравнению с 2012 годом количество мигрантов в Йемене сократилось. Вместе с тем мигранты по-прежнему сталкиваются с эксплуатацией, физическим и сексуальным насилием. Особое беспокойство вызывают сообщения об увеличении случаев торговли людьми, в том числе детьми, предположительно организованной сетью, в состав которой входят граждане Йемена, в том числе племенные вожди и должностные лица, а также граждане соседних государств, которые совершают грубые правонарушения в отношении мигрантов, такие как пытки, сексуальное насилие и рабство40.



H. Сотрудничество с УВКПЧ

51. В своей резолюции 21/22 Совет просил Верховного комиссара оказывать правительству Йемена техническую помощь и, по мере необходимости, вместе с ним выявлять дополнительные области оказания помощи, чтобы Йемен смог выполнять свои обязательства в области прав человека. 26 сентября 2012 года УВКПЧ и правительство Йемена подписали Соглашение с принимающей страной, официально учреждающее отделение УВКПЧ в Йемене.

52. Отделение УВКПЧ в Йемене, среди прочего, оказывает техническую помощь и содействие при разработке законопроектов, касающихся правосудия переходного периода. Отделение УВКПЧ в Йемене также сотрудничает с Министерством прав человека и Министерством по правовым вопросам в целях поощрения создания национальной комиссии по расследованию нарушений прав человека, имевших место в ходе событий 2011 года, и дает подробные комментарии по проекту декрета о создании этой комиссии. Большинство комментариев были учтены в уже изданных декретах.

53. Отделение УВКПЧ в Йемене также оказывало техническую помощь соответствующим государственным учреждениям и организациям гражданского общества в деле подготовки докладов для договорных органов Организации Объединенных Наций и для процесса УПО и проводило рабочие совещания для ряда национальных партнеров, включая Рабочую группу КНД по правам и свободам41.

54. Техническим комитетом, работающим под руководством Министерства по правам человека, в состав которого входят государственные должностные лица, представители полуправительственных организаций42 и организаций гражданского общества, был разработан Законопроект о создании национального правозащитного учреждения. С ноября 2012 года по всей стране при поддержке УВКПЧ и Программы развития Организации Объединенных Наций было проведено несколько консультаций с представителями гражданского общества и научных кругов, юристами, политическими партиями, государственными чиновниками и членами парламента. На момент написания настоящего доклада технический комитет вел работу по завершению законопроекта на основании полученных комментариев. Ожидается, что законопроект будет представлен на рассмотрение министерского комитета в сентябре 2013 года.

IV. Рекомендации

55. Верховный комиссар с удовлетворением отмечает прогресс, достигнутый в отношении укрепления поощрения и защиты прав человека в Йемене, учитывая существенные проблемы в области безопасности, политики и гуманитарной обстановки в стране. В русле ее предыдущих рекомендаций и основываясь на наблюдениях отделения УВКПЧ в Йемене, Верховный комиссар:



а) приветствует Конференцию национального диалога и включение в повестку дня вопросов прав человека. Она с удовлетворением отмечает усилия, предпринимаемые с целью обеспечения широкого участия в этом процессе, а также решение о выведении на передний план в работе КНД вопросов, касающихся женщин, детей и маргинальных групп населения;

b) одобряет решения Кабинета о ратификации Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений и присоединении Йемена к Римскому статуту Международного уголовного суда. УВКПЧ настоятельно рекомендует парламенту незамедлительно утвердить эти решения;

с) отмечает создание Комиссии по рассмотрению и урегулированию земельных споров и Комиссию по вопросам незаконного увольнения в южном Йемене как проявление приверженности правительства устранению долговременных проблем и формированию атмосферы доверия;

d) отмечает активное сотрудничество правительства с УВКПЧ и меры, принятые с целью учреждения независимого правозащитного учреждения, включая организацию консультаций с соответствующими государственными органами;

е) выражает сожаление в связи с тем, что с сентября 2012 года правительству так и не удалось достичь консенсуса в отношении назначения членов национальной комиссии по расследованию утверждений о нарушениях прав человека, совершенных в 2011 году. Эта задержка снижает уровень доверия к расследованиям и указывает на отсутствие твердой приверженности правительства возмещению вреда и восстановлению справедливости в отношении жертв нарушений прав человека в прошлом. УВКПЧ также сожалеет, что не было принято решения относительно Закона о правосудии переходного периода и национального примирения;

f) с озабоченностью отмечает продолжающееся содержание под стражей лиц, задержанных в связи с событиями 2011 года, несмотря на официальные обязательства по их освобождению. Она также отмечает частые случаи продолжительного содержания под стражей без суда и в отсутствие надлежащих санкций и документов. УВКПЧ также выражает обеспокоенность по поводу того, что мирные акции протеста, в частности в южном Йемене, подавляются, иногда с применением силы, при этом поступают сообщения о задержаниях, ранении и гибели протестующих.

56. Верховный комиссар рекомендует правительству Йемена принять следующие меры, некоторые из которых уже были предложены в ее предыдущем докладе:



а) ускорить процесс создания национальной комиссии по расследованию, назначив ее членов и обеспечив ее необходимыми для работы средствами;

b) отменить Закон об амнистии № 1/12 и обеспечить соблюдение международных норм в области прав человека, решив проблему безнаказанности лиц, ответственных за грубые нарушения прав человека, включая военные преступления и преступления против человечности;

с) отозвать законопроект о правосудии переходного периода и национальном примирении, представленный Президентом Парламенту в январе 2013 года, и представить пересмотренный проект, соответствующий международным стандартам и надлежащей практике;

d) освободить всех лиц, задержанных за участие в событиях
2011 года, в рамках надлежащих процессуальных норм и стандартов справедливого судебного разбирательства, проверить имена пропавших без вести лиц и информировать их родственников об их местонахождении;


е) обеспечить проведение оперативных, независимых и эффективных расследований утверждений о чрезмерном применении силы в контексте демонстраций, в частности в тех случаях, когда это привело к гибели людей;

f) обеспечить должный учет в процессе разработки конституции, который последует за КНД, участия женщин и прав женщин;

g) установить мораторий на применение смертной казни в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи по вопросу о моратории. До этого времени правительству следует обеспечить соблюдение прав, касающихся надлежащего процесса, включая гарантии справедливого судебного разбирательства в случаях, связанных с применением смертной казни, и обеспечить, чтобы смертная казнь не применялась в отношении несовершеннолетних;

h) обеспечить полное соответствие политики и стратегий по борьбе с терроризмом международному праву, включая нормы в области прав человека. В этой связи обеспечить, чтобы любое применение силы со смертельным исходом, в том числе использование беспилотников, не противоречило соответствующим нормам международного права, включая обязательства Йемена в области прав человека. В случае нарушения закона следует проводить независимые, беспристрастные, оперативные и эффективные расследования и обеспечивать жертвам эффективные средства правовой защиты.

57. Верховный комиссар рекомендует международному сообществу:



следующая страница >>