«Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития» - страница №1/1




РЕКОМЕНДАЦИИ

участников «круглого стола» на тему:
«Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение

и перспективы развития»



28 февраля 2011 г.




Москва, Совет Федерации

Период студенчества – это время личностного и профессионального роста человека. Получая профессиональные навыки, студент должен быть в дальнейшем готовым не только к работе в узкопрофессиональном понимании, но и успешно включиться в различные виды деятельности, обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Сформировавшись, как социально активная личность, студент по окончании вуза будет конкурентоспособен на рынке труда. Социализация же невозможна без включения личности в различную общественную созидательную деятельность.

На современном этапе общественного развития России возрастает активность студенческой молодёжи. Она выражается, прежде всего, в развитии студенческого движения. Во всех субъектах Федерации с каждым годом появляется всё больше различных студенческих общественных формирований. Факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав.

В целях наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, для решения проблем молодёжи государством поддерживается и поощряется развитие студенческого самоуправления, создаются условия, способствующие самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.

Студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной и гражданской активности, поддержку инициатив.

С вступлением России в Болонский процесс обязательным условием аккредитации и аттестации учебного заведения становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. В связи с чем, студенческое самоуправление по праву может рассматриваться как одна из форм воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне развитой, творческой личности; подготовку студентов к будущей самостоятельной жизни, повышение их конкурентоспособных на рынке труда.

Студенческое самоуправление – это также одна из форм государственной молодёжной политики Российской Федерации, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения; наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях государства и общества, решения проблем студенческой молодежи.
Отличительными признаками студенческого самоуправления являются:

1. Системность – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

2. Автономность – относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке ее основных направлений; возможность формировать независимую и самостоятельную позицию в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.

3. Иерархичность – отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, как в образовательном учреждении в целом, так и в его структурных подразделениях, общественных студенческих формирований, установлении между ними взаимосвязей, разделении полномочий, степени ответственности и т.д.

4. Наличие органов самоуправления – выражается в создании на каждом уровне иерархии органов студенческого самоуправления: советов учебных групп и факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, советов, комитетов, правлений студенческих общественных объединений, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. В их компетенции находятся вопросы, связанные со спецификой избранной деятельности, отношениями между группами, в группе и др.

5. Связи с внешней средой – взаимодействие с органами управления образовательного учреждения, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, другими образовательными учреждениями, общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.

6. Самодеятельность – предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планирование деятельности, организация, мотивирование участников, контроль и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у органов студенческого самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.

7. Целенаправленность – предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

8. Выборность – органы студенческого самоуправления формируются на выборной основе.

9. Партнерство – основы взаимодействия органа студенческого самоуправления и администрации вуза носят партнёрский характер и закладываются в нормативно-правовых документах сторон.


К функциям органов студенческого самоуправления относят:

1. Представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения:

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения предложения о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность;

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения рекомендации о повышении или назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активное участие в научной и общественной деятельности;

- участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи;

- внесение предложений по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенческой молодежи;

- ходатайство перед администрацией учебного заведения при отчислении студента из образовательного учреждения или восстановлении на обучение, переводе с коммерческой формы обучения на бюджетную, заселении/выселении из общежития и других случаях;

- подготовка на рассмотрение руководства образовательного учреждения докладов, аналитических записок, рекомендаций в пределах своей компетенции.

2. Представление интересов студенчества конкретного образовательного учреждения вне самого образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном.

3. Разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении.

4. Взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу со студентами, по различным аспектам жизнедеятельности.

6. Руководство деятельностью органов студенческого самоуправления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т.д.).

7. Информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики;

8. Участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.
Понятие, формы и виды органов студенческого самоуправления

Сегодня студенческое самоуправление в каждом конкретном вузе имеет соответствующую форму, свои направления деятельности. В практике реализации студенческого самоуправления накоплен значительный опыт.

Отмечается многообразие видов органов студенческого самоуправления, сложившееся на современном этапе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации. Это – студенческие советы и комитеты, студенческие профсоюзные организации, молодёжные общественные организации, научные общества, движение студенческих отрядов, клубы по интересам, творческие объединения, студенческие советы в общежитиях.

На основе анализа практики работы органов студенческого самоуправления, резолюций студенческих форумов и рекомендаций государственных органов можно сделать вывод, что формами органов студенческого самоуправления чаще всего выступают:

1. Представительный орган студентов, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческий парламент, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам). Статус органа может определяться приказом ректора (директора), другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения.

2. Орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения. Таким объединением может быть студенческая общественная организация, союз студентов данного образовательного учреждения или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением. Статус этой организации определяется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения.

3. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности. Статус и полномочия профсоюзной организации в сфере студенческого самоуправления определяются коллективным договором (соглашением).

Институт студенческих профсоюзов – одно из явлений, сохранившихся со времён СССР. Он остаётся как формально, так и фактически, достаточно массовым.

Профсоюзы образуются по профессиональному принципу, но студенты – это не профессия, это социальная группа, искусственно объединённая для определённой цели – получить высшее образование. Однако действующих законодательных норм вполне достаточно для устойчивого существования студенческих профсоюзов в правовом и социальном поле.

Основная задача профсоюзов – отстаивать интересы трудящихся (обучающихся) и, прежде всего, их социальные права.


Как показывает практика проведения Всероссийских форумов по вопросам студенческого самоуправления, а также конкурсов среди органов студенческого самоуправления, такая форма как «Студенческий совет» получила большое распространение в вузах.

На уровне субъектов Федерации действуют следующие виды органов студенческого самоуправления:

1. Региональное студенческое общественное объединение (организация, ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций).

2. Студенческий координационный орган (совет), который может существовать как самостоятельное объединение.


Правовое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Порядок создания и деятельности общественных объединений определён Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Однако законодательством об образовании создание общественного объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования сужено до формы общественной организации, что неправомерно и неоправданно ограничивает инициативы студентов.

Общественные организации являются юридическими лицами – некоммерческими организациями. Они проходят государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с особенностями, предусмотренными для государственной регистрации частных некоммерческих организаций, установленными в гл. III Федерального закона «О некоммерческих организациях». Следует отметить, что общественные организации, цели создания которых соответствуют законодательству, вправе осуществлять свою деятельность и без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица в установленном порядке.

Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений, гарантируется п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании», а также п. 2 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По общему правилу ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет. Исключения установлены для детских и молодёжных общественных объединений.

Ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предусматривает возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше восьми лет. Поскольку на первых курсах высших учебных заведений есть студенты, не достигшие еще совершеннолетия, положения указанного Федерального закона актуальны и для студенческих общественных организаций.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования являются профессиональные общественные объединения работников высших учебных заведений. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Положения Закона распространяются и на студенческие профсоюзы, поскольку под работником в целях данного Закона понимается не только физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, но и лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования. Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важным шагом в развитии органов студенческого самоуправления стало «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», утверждённое письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2006 года № АФ-234/06.

Правовые основы студенческого самоуправления также закреплены:

в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»;

в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»;

в письме Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»;

в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации»;

в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики».

Одним из препятствий для расширения возможностей студенческого самоуправления эксперты называют отсутствие чётких формулировок о самоуправлении обучающихся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фактически самоуправление продекларировано, но не обеспечено в полной мере соответствующими документами нормативно-правового и распорядительного характера. На практике это приводит к тому, что в ряде вузов деятельность студенческих советов носит формальный характер, их влияние на принимаемые решения и возможности контроля за качеством образования ограничены. Во многих учебных заведениях не созданы соответствующие органы, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и прозрачность деятельности в сфере образования.

В соответствии с рабочей версией проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», представленной на сайте www.zakonoproekt2011.ru, в законодательство об образовании вводится термин «студенческое самоуправление».

Законопроектом устанавливается, что управление образовательной организацией независимо от её типа, вида, категории (при наличии) строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления (п.2 ст. 28). Законопроект при этом предусматривает, что в образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления.

Кроме того, в статье 34 законопроекта, посвящённой правам обучающихся, устанавливается, что обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать органы студенческого самоуправления (п.6 ст.34 законопроекта). В то же время, конкретной регламентации деятельности студенческого самоуправления законопроект не содержит.
Анализируя современные процессы самоорганизации студенчества, можно выделить ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправления:

- органы студенческого самоуправления всё более активно стремятся взаимодействовать с органами управления учреждением профобразования на основе принципов социального партнёрства;

- они становятся носителем активного начала, характеризующегося инициативой, деятельным участием в жизни коллектива, учебного заведения, городского сообщества, региона;

- молодые люди, входящие в состав органов самоуправления, стремятся обладать определёнными умениями и навыками общественной деятельности, достичь определённого уровня управленческой культуры, а также обеспечивают преемственность традиций;

- для студенчества, в лице органов их самоуправления, создаются условия свободы выбора, заключающиеся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала;

- студенческая среда всё активнее обеспечивает поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления.


Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами, повышает роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив в судьбе России.
Заслушав и обсудив информацию о развитии студенческого самоуправления, участники «круглого стола» рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:


  1. Ускорить рассмотрение в Государственной Думе законопроекта № 126208-5 «О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон направлен на определение статуса органа студенческого самоуправления как представительного органа обучающихся в высших учебных заведениях; предоставляет право студентам формировать органы студенческого самоуправления.

  2. Рассмотреть вопрос закрепления в российском законодательстве понятия «орган студенческого самоуправления (студенческий совет)", определения статуса, прав и полномочий таких советов и расширения перечня форм общественных объединений, участвующих в образовательном процессе (в том числе с учетом поправок к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подготовленных экспертной группой Российского союза молодежи).

  3. Содействовать более активному включению в работу экспертных советов и иных совещательных органов при профильных комитетах и комиссиях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представителей органов студенческого самоуправления и учету их мнения при принятии решений.


Правительству Российской Федерации:


  1. Поддержать инициативы по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации и закреплению в российском законодательстве понятия, статуса, прав и полномочий органов студенческого самоуправления (студенческих советов).

  2. Разработать и внедрить механизмы контроля за качеством образования и предоставляемых услуг (в распределении стипендиального фонда, жилищной сфере и других) с участием в них представителей органов студенческого самоуправления.

  3. Рассмотреть возможность выделения финансовых средств на проведение мероприятий по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации, в том числе проведение Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления в 2011 году.

  4. Предусмотреть включение раздела по развитию студенческого самоуправления в федеральную целевую программу «Молодежь России» на 2012-2016 гг.


Министерству образования и науки Российской Федерации:


  1. Оказывать поддержку в развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации.

  2. При разработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учесть поправки, подготовленные экспертной группой Российского союза молодежи и одобренные участниками «круглого стола», а также предложения, принятые на Всероссийском форуме по вопросам развития студенческого самоуправления 2010 года.

  3. Рассмотреть вопрос о возобновлении работы Совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

  4. Оказывать содействие органам студенческого самоуправления Российской Федерации в изучении, обобщении и распространении положительного опыта зарубежных стран и международных организаций по развитию студенческого самоуправления, содействовать развитию сотрудничества, обмену опытом.

  5. Провести анализ развития студенческого самоуправления в Российской Федерации и определить перечень действующих нормативно-правовых актов в данной сфере с целью последующей их актуализации с учетом проводимой модернизации российского образовании.


Министерству образования и науки Российской Федерации

совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:


  1. Поддержать инициативу проведения Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления в 2011 году.

  2. Содействовать формированию и развитию пула тренеров и экспертов по вопросам развития студенческого самоуправления на федеральном и региональном уровнях.

  3. Разработать образовательную программу – «Студенческое самоуправление» с целью профессиональной подготовки (повышения квалификации) руководителей органов студенческого самоуправления, работников образования, организаторов внеучебной работы вузов, а также специалистов органов по молодежной политике, занимающихся вопросами студенчества.

  4. Оказывать поддержку деятельности федеральных и межрегиональных лагерей, направленных на развитие студенческого самоуправления в Российской Федерации; в разработке, изготовлении и распространении методической литературы, касающейся деятельности органов студенческого самоуправления.


Министерству спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации:


  1. Оказать содействие в развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации, в том числе при реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и реализации программ по вовлечению молодежи в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества.

  2. Рассмотреть вопрос о создании в структуре Общественного совета при Минспорттуризме России комиссии (направления работы) по вопросам развития российского студенчества.


Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:
При оценке деятельности образовательного учреждения учитывать мнение органов студенческого самоуправления по условиям обучения и качеству образования; включать представителей органов студенческого самоуправления в комиссии по оценке качества образования.

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, избирательным комиссиям муниципальных образований:
1. Совместно с учебными заведениями и органами студенческого самоуправления реализовывать программы повышения электоральной активности и правовой культуры студенческой молодежи; содействовать формированию органов студенческого самоуправления на выборной основе, оказывать им необходимую консультативную и методическую поддержку.

2. Содействовать вовлечению представителей органов студенческого самоуправления в деятельность избирательных комиссий регионального и муниципального уровней, в том числе молодежных избирательных комиссий.


Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:


  1. Оказывать поддержку в развитии студенческого самоуправления в субъектах Российской Федерации и реализации программ, направленных на вовлечение молодежи в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества, в том числе посредством совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере.

  2. Поддерживать проведение региональных мероприятий и программ, направленных на развитие студенческого самоуправления и вовлечение молодежи в общественную деятельность.

  3. Совместно с союзом ректоров субъекта Российской Федерации, общественной палатой субъекта Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами оказывать поддержку, в том числе финансовую, деятельности региональных студенческих координационных органов (советов), студенческих общественных объединений (организаций, ассоциаций студенческих общественных организаций и др.).


Общественной палате Российской Федерации,

общественным палатам субъектов Российской Федерации:


  1. Оказывать содействие в развитии органов студенческого самоуправления; привлекать представителей органов студенческого самоуправления к обсуждению законодательства в сфере молодежной политики, образования и науки, включая предложения по закреплению правового статуса органов студенческого самоуправления в российском законодательстве.

  2. Совместно с органами студенческого самоуправления реализовывать мероприятия и программы, направленные на повышение гражданской активности, правовой грамотности студенческой молодежи.


Российскому союзу ректоров,

союзам ректоров субъектов Российской Федерации:


  1. Оказывать поддержку в создании и развитии органов студенческого самоуправления в высших и средне специальных учебных заведениях.

  2. Рассматривать органы студенческого самоуправления в качестве партнеров по реализации воспитательной функции в учебных заведениях, формированию у студентов навыков самоорганизации и самоуправления, развитию их личностных и профессиональных качеств.

  3. Содействовать демократизации студенческой жизни в учебных заведениях посредством формирования механизмов учета мнения студентов при принятии администрацией учебного заведения решений, затрагивающих права и законные интересы студенческой молодежи.

  4. Содействовать включению представителей студенчества в состав ученых советов образовательных учреждений.



Региональным и муниципальным молодежным парламентам

и молодежным правительствам:


  1. Оказывать содействие в развитии органов студенческого самоуправления на региональном и муниципальном уровнях.

  2. Вовлекать в свою деятельность представителей органов студенческого самоуправления; использовать опыт и привлекать ресурсы, организационные возможности и кадровый потенциал органов студенческого самоуправления для реализации молодежной политики, развития молодежного самоуправления и решения актуальных вопросов, затрагивающих права и законные интересы студентов и молодежи.


Органам студенческого самоуправления:


  1. Активно включаться в общественное обсуждение по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и закреплению в законе правового статуса студенческих советов и расширения перечня форм общественных объединений, участвующих в образовательном процессе. Содействовать организации и проведению мероприятий в учебных заведениях, направленных на обсуждение законопроекта, в том числе включению представителей органов студенческого самоуправления в общественные и экспертные советы.

  2. Содействовать включению представителей органов студенческого самоуправления в проведение общественного контроля по оценке качества предоставляемых образовательных услуг и качества услуг, предоставляемых в жилищном фонде (общежитиях), в распределении стипендиального фонда, в других сферах.

  3. Совместно с администрацией учебного заведения и заинтересованными сторонами реализовывать программы профориентации студентов и трудоустройства выпускников; поддерживать инициативы по созданию и совершенствованию деятельности студенческих отрядов.

  4. Выстраивать отношения сотрудничества со всеми общественными объединениями и структурными подразделениями учебного заведения с целью создания оптимальных условий для учебной и внеучебной деятельности студентов и аспирантов.

  5. Выстраивать отношения сотрудничества с молодежными парламентами и молодежными правительствами регионального и муниципального уровней по вопросам реализации молодежной политики и решения актуальных проблем студентов и молодежи.

  6. Выстраивать отношения сотрудничества с органами школьного самоуправления, оказывать содействие в их развитии и интеграции с деятельностью органов студенческого самоуправления.

  7. Активнее использовать организационные возможности, методическую и консультативную поддержку избирательных комиссий в процессе формирования органов студенческого самоуправления на выборной основе; популяризировать в студенческой среде программы и мероприятия избирательных комиссий, направленные на повышение электоральной активности и правовой культуры студенческой молодежи.

  8. Развивать демократические традиции студенчества, гражданскую культуру, патриотическое воспитание, принципы самоуправления, коллективной и личной ответственности за принимаемые решения.

  9. Проводить мероприятия, направленные на формирование культурных и нравственных ценностей в студенческой среде, развитие межкультурного диалога, отношений дружбы, мира и согласия.