Опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема опыта 2 493.81kb.
Курсовая на тему "Использование персонала в транспортной компании" 4 625.67kb.
Уголовно-правовые запреты в сфере информационно-коммуникативных технологий 1 45.18kb.
Из опыта работы: библиотечно-библиографические занятия в начальных... 1 171.73kb.
Использование интегрированных уроков в начальных классах коррекционной... 1 54.6kb.
Икт – технологии: повышение эффективности самообразования педагогов 1 37.96kb.
Психофизиологические технологии как фактор повышения эффективности... 1 89.45kb.
Ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей... 1 96.08kb.
Дружная семья 1 36.63kb.
Использование икт в начальных классах 1 59.66kb.
Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в современной... 1 60.71kb.
Остров мертвых 7 глава 1 7 умереть в италбаре 110 глава 1 110 свет... 8 3782kb.
- 4 1234.94kb.
Опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения эффективности - страница №1/2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боброводворская средняя общеобразовательная школа»

«Использование коммуникативных технологий как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах».

Автор опыта:

Яковлева Татьяна Константиновна.

учитель начальных классов



Губкинский район

2012
Содержание:


  1. Информация об опыте - 2

2. Технология опыта - 5


3.Результативностьотпыта - 13
4.Библиографический список - 15
5. Приложение - 17

1.Информация об опыте.

Тема опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах».

Условие возникновения, становления опыта.

В свете современных требований к школе, перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного и деятельного отношения к учебному процессу.

Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстрационного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

В Боброводворской школе учителем начальных классов Татьяна Константиновна работает вот уже 33 года. Для учителя урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.

Главной задачей учителя является вовлечь учащихся в активный

познавательный процесс с использованием коммуникативных образовательных технологий, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать

их для самостоятельного постижения знаний, для повышения эффективности образовательных процессов. Именно с этой позиции

обобщен опыт использования коммуникативных образовательных технологий.



Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Эффективность процесса обучения в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства, умения управлять процессом формирования знаний учащихся,

развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования активной познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных образовательных технологий. Ведущей является идея формирования умения ученика включаться в учебную деятельность в качестве субъекта, способности работать в сотрудничестве, проявлять коммуникативные способности.


Совершенствование форм и методов работы– это непрерывный процесс. Работа по использованию коммуникативных образовательных технологий как повышение эффективности образовательного процесса в начальных классах продолжается в течении четырёх лет. На протяжении нескольких лет накопила опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Продолжив личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный познавательный процесс, пришла к

выводу, что эффективным в данном направлении будет использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников.

Использование данной методики позволяет повысить качественный уровень усвоения программного материала, способствует созданию благоприятного микроклимата в классе. Приобретенные навыки позволили выпускникам моего класса менее болезненно адаптироваться при переходе в среднее звено, практически не снизив качественный уровень знаний. .



  • Длительность работы над опытом.

  • Длительность работы над опытом – 3 года.

  • I. этап 2009 – 2010 уч/г:

  • изучение литературы по теме опыта;

  • диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

  • диагностика уровня развития коммуникативных навыков ;

II. этап 2010 – 2011 уч/г:

  • разработка системы учебно-дидактических игр по развитию коммуникативных образовательных навыков

  • изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

III. этап 2011 – 2012 уч/г:

опытная работа по развитию коммуникативных образовательных навыков для повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах



Диапазон опыта

Создание условий для формирования познавательных интересов учащихся, активного деятельного отношения к учебному процессу должны стать основной задачей каждого педагога. В опыте эти условия рассмотрены через использование технологий, в частности – коммуникативных.

Роль данных технологий, использованных в опыте, заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а также формировании коммуникативных навыков школьников: умение вести диалог, работать в сотрудничестве (в группах, парах), дискутировать.


Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в преобразовании образовательной системы начального звена: коммуникативные технологии используются как средство формирования коммуникативных навыков школьников и как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах. Особенности методики, описанной в опыте, позволяют ее использование в учебном процессе на каждом из предметов, изучаемых в начальной школе, а также в системе воспитательной работы учителя.



Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта являются идеи И.И.Аргинской,

П.М. Эрдниева, Н.Б. Истоминой, Н.И. Озерова, в основе которых - использование коммуникативных образовательных технологий для повышения эффективности образовательных процессов. Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности:

- Опора на опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения.

- Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

- Индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и возможности класса в целом, групп учащихся и каждого ребенка в отдельности.

- Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов.

- Развитие образовательных потребностей учащихся.

- Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание результатов обучения, а также их творческих возможностей.

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющий в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение – необходимое условие существования индивида. Образование младшего школьника и его речевое развитие все более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а

также саморазвитие ученика как личности со своими интересами, потребностями их осуществить.

В науке в последние годы наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация – более широкое понятие. Коммуникация – это связь, общение, взаимодействие.


2. Технология опыта

Цели - коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий как представляет ребёнок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.

Значение общения в групповой, парной работе не сливается со значением коммуникативных элементов сотрудничества – особое внимание к партнёру определяется именно тем, что он выступает для ребёнка не только как субъект познавательной деятельности.

Учитель Т.К.Яковлева считает, что достижение поставленных целей начальной школы и возможно при использовании в учебном процессе коммуникативных образовательных технологий.

В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие (образовательные), развивающие, воспитывающие.

Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими целями операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. Воспитывающие цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа для воспитания.

Средства достижения цели

Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как будем действовать (как будем добывать новую информацию), кто или что нам поможет. Именно с этого момента начинаю основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. На этом этапе особая роль отводится учителю. Во-первых педагог продумывает максимально возможные варианты использования различных средств информации. Это могут быть справочники и энциклопедии, словари, таблицы, схемы, текст учебника, графики, тесты, напечатанные для каждого ученика, и, наконец, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей. Во-вторых, продумывает и организовывает с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный, и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной,

групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации: либо она дробится, либо укрупняется, дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы.

На этом этапе использует учитель Т.К.Яковлева различные методические приемы и именно по их характеру определяет, в какой технологии смоделирован урок. Если на основном этапе имеет место учебная дискуссия или прием взаимообучения, то этот урок, построен с использованием коммуникативных образовательных технологий.

Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Её цель – обобщение и рефлексия. В это время возвращается к началу урока и выясняет, на какие вопросы (затруднения), которые возникали у нас в начале урока, мы теперь сможем ответить? А какие вопросы так и остались без ответа? Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации домашнего задания: познакомиться с материалом учебника и поискать ответы на нерешенные вопросы. Если ответов нет – организовать самостоятельный информационный поиск с привлечением других средств информации. Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Дети овладеют знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность. Составляющим

компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать взаимодействие учащихся и учителя,перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач

Учебный диалог использует для развития речевой деятельности младших школьников при определенных условиях, главными из которых

являются учет возрастных, психофизиологических особенностей становления речевой деятельности детей младшего школьного возраста, психологическая и педагогическая готовность учителя начальных классов к организации учебного диалога и дальнейшему обучению учащихся вести диалог, учет роли сверстников в речевом развитии младших школьников. Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения.

Задачи:

1 класс - Обучение умению задавать вопросы учителю,

запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);

- работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении

совместных действий;

- обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.
2 класс - Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам.

- работа в парах: планирование совместных действий, само-и взаимооценка;

- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи ( под руководством учителя);



- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование)

3 класс - Самостоятельная постановка вопросов по содержанию

учебной проблемы.

- работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само-и взаимооценка;

самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;

- обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)
4 класс Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);

- ведение групповой, общеклассной дискуссии;

- устный монолог-рассуждение, монолог- доказательство.

Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать мне многопланово, многовариантно. Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному мною. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.

Организация учебно - воспитательного процесса

Для формирования умения сотрудничества во время урока педагог Т.К.Яковлева работает с детьми маленькими группами, в итоге к работе привлекает весь класс. Во время такой работы учащимся даю возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняет он тему или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания,

проверяет результаты работы, анализирует, систематизирует и оформляет выводы. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми». Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе учитель собирает учеников с разным уровнем знаний, разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность сомореализации каждого ученика.

Каковы же особенности работы в группах?

1. Как и перед любым уроком, учитель должен предварительно подготовиться, заранее определить цель и содержание работы, основать для себя и для своих учеников, почему именно эту проблему целесообразно решать «групповым» методом. Отметим, что работа группами позволяет объяснить новый материал, повторить и закрепить пройденный, проверить усвоен ли материал, обобщить работу и т.д.


  1. Деление класса на рабочие группы.

Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию, по индивидуальным особенностям учеников. Главное быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, «сильные» или «слабые» ученики. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения,

необходимо рассаживать учеников лицом друг к другу. Во время работы групп обязательно учитель подходит к ним. Слушает обсуждения учеников, при необходимости вмешивается в разговор, при этом не влияет на мнения учеников и ход их мыслей, помогает преодолевать трудности организационного плана, если они возникли.

3.Ученики вместе с учителем разрабатывают «правила группы», что помогает им в дальнейшем добросовестно соблюдать и выполнять требования.

Правила совместной работы.



  1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

  2. Работать по плану.

  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности.

  4. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

4. Объявление темы работы.

По усмотрению задания могут сопровождаться подробными объяснениями, обусловленными трудностями работы, степенью

владения учебным материалом и уровнем возможностей при выполнении работ такого характера, темпераментом и характером

межличностных отношений учеников, входящих в группы, видом задания (интересное, загадочное, логическое и т. д.). С помощью вопросов можно выяснить, понятно ли задание, представляют ли ученики свои дальнейшие шаги. Вот пример учебного задания, работа над которым может проходить в группе.

Учебное задание: «Закрепить и обобщить знания учащихся о словах обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета».

Задание для учеников: «Каждая группа получит два конверта. В одном из конвертов находятся карточки со словами, называющими предмет, признак предмета, в другом – соответствующие вопросы.

Вам необходимо достать карточки с вопросами из второго конверта,

сгруппировать и вокруг каждого вопроса собрать слова, отвечающие на

данный вопрос. Образуются три группы слов, которые нужно

переписать в тетрадь столбиками».

5. Контроль над работой в группе.

Во время работы учитель подходит к группам и следит за ходом обсуждений в них; все ли участники активны, помогают ли друг другу (особенно тем ученикам, которые не вникли в суть задания, темы) в усвоении учебного материала, что с точки зрения сотрудничества является главной особенностью и продуктивным средством при работе маленькими группами. В это время обращает внимание на тех учеников, у которых возникают трудности при работе в группах, а при обнаружении пассивных учеников отмечаю, что в той или иной группе есть пассивные ученики, и даю задание ученикам вовлечь их в работу. При этом поддерживает «благополучное» течение обсуждений, воодушевляя пассивных учеников, при необходимости помогать им. Но чрезмерное вмешательство в работу группы неуместно.

6. Когда все группы закончат работу, каждая группа выбирает одного ученика, который представляет результат работы. Нецелесообразно

выбирать представителя группы до начала работы: это приведет к уменьшению числа активистов. Когда каждая группа выберет своего представителя, начинается следующая, проверочная, стадия работы.

7. Проверка результатов работы – это этап, где каждый из представителей докладывает о результатах работы своей группы. Важно говорить не только о результатах, но и «пути достижения»: какие были собраны материалы, каким образом была разделена работа, кто за что отвечал. Члены группы слушают своего представителя, при необходимости добавляют, обобщают его выступление.

8. При оценке результатов учитель Т.К.Яковлева я берёт во внимание не работу отдельных учеников, а степень сотрудничества (участия) и качество представления результатов.

Естественно, в начальных классах не на всех уроках можно осуществить работу с маленькими (малыми) группами. Подобную работу организую, при обобщении учебного материала, считая существенной не балловую

оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть, обоснован: оцениваю группу и каждого ученика ответственного за общую (групповую) оценку. Именно это и является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу.



Групповую работу успешно применяю на уроках Мир вокруг нас. При этом класс, в зависимости от темы урока, делится на 4-5команд (групп). В каждой команде выделяю для себя «лидеров» (1-2человека), «сильных» учеников (1-3 человека), «средних» (2-3 человека) и «слабых» (2-3 человека). Это деление основано не только на общих показателях успеваемости, здесь, прежде всего, учитываю психологические особенности детей. Поэтому в каждой группе «генератор идей» (предлагает путь решения), «критик», «исполнитель» (проверяет возможные варианты ответа). Данную методику применяю на уроках Мир вокруг нас, взяв за основу задания рубрик учебника «Подумай!» и «Проверь себя». Выполнив задания, один-два ученика от каждой группы знакомят класс со своими вопросами и дают подготовленный ответ. Все остальные группы участвуют в обсуждении результатов. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу 12-15 учащихся против 4-6 при обычной организации.

Приведу фрагмент урока Мир вокруг нас в 3 классе, демонстрирующий на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы детей.

Урок «Жизнь животных». «Кто как приспособлен».

- Как вы думаете: могут ли жить в наших лесах белые медведи? Почему?

п/о детей – (Не могут, так как питаются рыбой, тюленями, а не орехами, ягодами и грибами, им жарко будет у нас).

- А почему в наших лесах не живут слоны?

Подвожу учеников к выводу: животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают.



Групповая работа. Каждая группа получает конверт, в котором находятся рисунки птиц, вопросы и задание:

- Чем питается эта птица, как она приспосабливается, чтобы прокормиться? Обратите внимание на ноги и клюв этой птицы.

Во время выполнения задания подхожу к каждой группе, оказываю помощь, консультирую.

Через несколько минут, ученик у доски излагает мнения своих товарищей. Подобная атмосфера обеспечивает гуманистическое учебно-воспитательное поле, где каждый ученик раскован, свободен, готов к поисково-творческой работе, а это и есть условия для развития личности.

Процесс общения всегда протекает непросто. Наблюдая за ним, я вижу только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия, однако за ним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним. То же самое можно отнести к общению детей друг

с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность,

обладающую своими потребностями и желаниями. А неблагополучие в одной сфере общения влечет за собой неудачи в другой.

Способность к общению включает в себя:



  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

  2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);

  3. Умение организовать общение («Я умею»).

Поэтому задача педагога Т.К.Яковлевой состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки. Конечно, в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН И т. д. Ученики очень любят занятия по этической грамматике «Уроки вежливости», викторины , на которых вместе с героями сказок, выполняя различные задания и упражнения, они незаметно овладеют нормами культуры поведения.

Становление первого аспекта коммуникативных способностей – «Я хочу общаться» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни. Это и медлительность, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страх. Причин здесь много: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания; тип

нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения и наследственные заболевания. Учитывая эти обстоятельства, необходимо помочь ребенку пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно. Поэтому в своей практике учитель использует ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желание совместного взаимодействия с ними.

Например, игра «Новоселье».

Учащимся учитель предлагает нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с окружающими.

Вторым этапом в работе по развитию коммуникативных способностей у детей является формирование умения организовать общение – «Я знаю». Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Действуя в соответствии с ними, младший школьник учится соотносить свои поступки

с объективными требованиями, заключенными в них, а само правило служит ребенку ориентиром в выборе определенных действий или оценке поведения сверстников. Очень важно воспитать осознанное отношение к правилам поведения, которое, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:

- знание правил,

- понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личностной значимости для себя и для окружающих;

- соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения.

Поэтому в работе с детьми учитель Т.К.Яковлева опирается, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, используя разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Прочно вошли в практику создание и анализ речевых ситуаций,

подбирая ситуации из литературы. После разыгрывания конкретных ситуаций, проведения игр и игровых упражнений очень важно проанализировать вместе с детьми действия и поступки каждого ребенка, обсудить разнообразные варианты выхода их сложных ситуаций с тем, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширили представление об этических и нравственных нормах морали.



Отслеживание результатов

В результате анализа ситуаций учитель подводит учащихся к следующим выводам:

«Мы часто оцениваем поступки, умственные способности,

предметы и должны научиться делать это корректно. Осторожно. Оценочные высказывания часто эмоциональны. Значит необходимо научиться следить за словесным выражением оценки.

Давая оценку человеку, его поступкам, мы оказываем воздействие на него. Это воздействие может быть положительным, т.е. мы приносим радость слушающему, побуждаем человека к дальнейшему проявлению того или иного качества, укрепляем дружеские отношения. Но воздействие бывает и отрицательным, мы оскорбляем, обижаем людей. Необдуманная фраза может стать причиной ссоры, разрушить дружбу.

Наша оценка может не совпадать с оценкой того же предмета или поступка, данной многими людьми.

Мы не всегда правильно оцениваем кого или что-либо. Не в любой ситуации оценка уместна».

Наблюдая за поведением детей в жизни, можно сказать, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть своё нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребёнок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента «Я умею» сопряжено, прежде всего, с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности детей, постоянное упражнение их в совершении тех или иных поступков, в

результате чего у них появляется возможность «учиться» на своих ошибках. Приобретённый таким образом опыт создаёт возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно затормаживает желание ребёнка, мешающие выполнению правил поведения. Для реализации выше поставленных задач учитель использует метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребёнок не только обнаруживает имеющий у него

эмоциональный опыт, но и развивает его, вставая перед необходимостью создание его, личностного смысла, собственных мотивов и установок.

Примеры ситуаций. Две девочки поссорились, помири их.

Анализ фактов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на любознательность ребёнка, на развитие познавательной активности. Механизм такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребёнком коммуникативных задач, относящихся к уровню внеситуативно-личностной формы общения.

Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Воспитание речевой культуры школьников может успешно

осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива и родителей по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.



3.Результативность опыта.

Учитель Т.К.Яковлева, используя коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, учитель добился положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, работа с тестами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным главным образом отразились на успеваемости учащихся.

Качество знаний по предметам составило в 2010-2011 учебном году 70%, в 2011-2012 – 72%, при 100% успеваемости.

Качество знаний по предметам за 2010-2011 учебный год

2 «А»класс 14учеников


Предметы


1 полугодие

2 полугодие

Математика


68%

68%

Русский язык


68%

72%

Чтение


68%

80%

Качество знаний по предметам за 2011-2012 учебный год


3»А» класс 14 учеников

Предметы


1 полугодие

2 полугодие

Математика


68%

71%

Русский язык


71%

71%

Чтение


81%

81%

Итоговые контрольные работы за 1 полугодие

2011 -2012 учебный год 3 «А» класс 14 учеников

Писали работу 14 учеников.



Предметы

«5»

«4»

«3»

Качество

Русский язык

20%

55%

25%

75%

Диктант













Математика

20%

50%

25%

70%

Контрольная р.













Качество знаний по предметам за 2012 – 2013 учебный год

4»А» класс 14 учеников



Предметы


1 полугодие

2 полугодие

Математика







Русский язык







Литературное чтение









Уровень воспитанности класса.
В 4 «А» классе обучается 14 человек. Из них 7-девочек и 7- мальчиков. За 4 года совместной учёбы дети очень сдружились. Все учащиеся активно и с желанием принимали участие в делах класса и школы. Добросовестно выполняли свои поручения, работу по самообслуживанию, обязанности по классу и столовой, всегда стараются прийти на помощь своим товарищам. Посещение кружков, секций – всё это помогло сформировать коллектив.

На уроке ребята активно работают, ответственно относятся к выполнению домашней работы, на переменах самостоятельно организовывают и проводят игры. Для выявления результативности своей деятельности по предметам, воспитания младших школьников была использована методика Н.К.Капустина по определению уровня воспитанности учащихся.

.

4.Библиографический список.
1.Л.В. Гончарик. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. – Журнал «Начальная школа» 2004 №11

2. В.И. Кром. Активизация познавательной деятельности на уроках математики. – Журнал «Начальная школа». 1999 №8

3. Н.И. Озерова Формирование коммуникативной культуры детей. – Журнал «Начальная школа». 2004. №11.

4. Н.А. Песняева. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебнои диалоге. – Журнал «Начальная школа». 2005 №5

5. Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педегогических специальностей. Белгород :издательство Белгородского университета. 1998.

6. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя \ Под редакцией Т.А. Ладыженской.- М.Педагогика, 1990.

7 Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. Просвещение, 1986.

8. Г.И. Щукина. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М. Просвещение,1994.

9. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Школа – Пресс,1998.

10. И.И. Аргинская, П.М. Эрднева. Коммуникативные образовательные технологии как средства повышения образовательных процессов. –

М. Просвещение, 1998.

5.Приложение:
1. Приложение №1 – конспекты уроков

Урок обучения грамоте в 1классе.

Тема урока «Звуки [т], [т,], буквы Т, т.».

Урок литературного чтения в 2классе

Тема урока: «Писатели – детям»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных

мужского и среднего рода».



2. Приложение №2.  Правила совместной работы.

3. Приложение №3 Анкета. Уровень воспитанности учащихся.

4. Приложение №4 – «Учимся жить дружно».

Тема: Звуки [т], [т,], буквы Т, т.

Цели: познакомить учащихся с буквой т и со звуками, которые она обозначает; вырабатывать навыки осознанного чтения;

развивать речь, логическое мышление, память;

расширять кругозор учащихся о нашей республике;

прививать интерес к чтению детской литературы.

 Оборудование: Букварь Т.М. Андриановой, рабочая тетрадь, буквы, слоговая таблица, картины природы Башкортостана, иллюстрации велосипеда, вертолета, корабля, машины, трамвая, троллейбуса, разрезные картинки для каждого.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Прозвенел и смолк звонок,

  3. Начинается урок.

  4. Мы за парты тихо сели

  5. И на доску поглядели.




  1. Постановка темы и цели урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по нашей республике. Мы сможем поближе познакомиться с ее достопримечательностями и узнать много нового. А путешествовать будем под таким девизом:

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.

Вдумайтесь в эти слова и скажите, что они обозначают?Я думаю, что среди нас сегодня не будет лентяев.


  1. Повторение изученного.

  2. Итак, отправляемся в путь. Каждое путешествие – это различные приключения, открытия, разные способы передвижения. Предлагаю начало пути проделать на велосипеде. Сели на велосипеды, поехали.

  3. Звучит песня «Качу, качу куда хочу».

  4. А дорога у нас дальняя, петляет. Попробуйте на ней найти слова.

  5. Собираем слова. (Автобус, горка, норка, каток, будка)

Ф

К

О

Б

Ы

Г

А

В

Т

У

Д

О

Н

О

А

С

К

Р

О

Р

К

Й

А

М

Делаем первую остановку. Мы приехали в Бурзянский район нашей республики. Он известен на весь мир пещерой Шульган-Таш. Будьте внимательны, история родного края всегда интересна. В этой пещере много древних наскальных рисунков (показ). А вот еще рисунки. Часть из них стерло время. Попробуем их восстановить.

Восстанавливаем буквы.



К  М  А  У  В  И

На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)Какая буква в каждой группе лишняя и почему?

Пещера Шульган-Таш состоит из нескольких залов. Предлагаю пройтись по лабиринтам пещеры. Чтобы не заблудиться, вам нужно успевать за мной.

Чтение по слоговой таблице.

Ну вот, в пещере мы побывали. На перемене мы с вами еще посмотрим вот эту книгу, а кто-то может летом совершит туда путешествие с родителями.

 


  1. Новая тема.

  2. Дальше наш путь будет проходить по горам, поэтому на велосипеде мы ехать не сможем. Продолжим путешествие на вертолете. Все заняли свои места. В путь!

Почему не взлетаем? (нет винта)

Придется нам немного потрудиться и сделать винт для нашего вертолета. Ведь не зря наш девиз: Труд кормит, а лень портит. Составление винта из кусочков, приклеивание его в тетрадь.

Ребята, а на какую букву похож винт? На что еще похожа буква Т?

Пока мы летим, давайте поближе познакомимся с этой буквой. Наш звук помогает работать моторчику вертолета. Покажите, как работает моторчик от нашего звука. Что можно сказать о звуке [т]?

Дети дают характеристику звука.

Пора совершить посадку. Необычный дом расположился в горах. А кто жильцы этого дома?В какой подъезд заселим букву Т?Мы узнали, как живут буквы. Давайте покажем, как живем мы.

Физкминутка "Вот так!”

–Как живешь?        – Вот так!– Как идешь?          – Вот так!

– А бежишь?           – Вот так!

– Ночью спишь?     – Вот так!

– Как даешь?          – Вот так!

– А берешь?           – Вот так!

– Как молчишь?     – Вот так!

– Как грозишь?      – Вот так!

– Как летишь?        – Вот так!

– А сидишь?           – Вот так!

Вот мы снова в полете. Мы пролетаем над санаторием Красноусольск. Нам интересно совершить здесь посадку.Прочитайте название. Назовите изученные нами буквы.Назовите все гласные; согласные; твердые согласные; мягкие.

Сколько слогов в слове?Кто сможет назвать буквы, которые мы еще не учили?

А кто знает, чем знаменит санаторий Красноусольск?

Это здравница, где люди могут поправить свое здоровье, отдохнуть, набраться сил. Основное лечение здесь проводится с помощью минеральной воды, которая богата минералами и витаминами. Нам тоже предложили попробовать эту воду, что мы и сделаем в перемену. А еще этот минеральный источник нажурчал нам несколько слов, в которых встречается наша новая буква. Давайте откроем учебники на странице 63 и прочитаем их. Самостоятельное чтение.



Чтение ручейком.

А вот еще задание. Попробуйте дать общее название каждой группе слов и продолжить ее.



Чтение столбиков слов, название, продолжение 2-3 словами.

Ну что, пора снова в путь. Посмотрите, куда мы прилетели?

В городе Уфе есть несколько вокзалов. Мы совершим посадку на речном вокзале.

Какой транспорт мы здесь можем увидеть?

Капитан корабля приглашает нас совершить прогулку по реке Белой на своем корабле. Пока мы будем кататься, давайте прочитаем текст на странице 63. Прочитайте текст сначала самостоятельно и назовите незнакомые вам слова.Давайте прочитаем текст еще раз и попробуем придумать ему название.

Повторное чтение 1 учеником

Как озаглавим?

Кто такие туристы?

Можно ли нас сегодня назвать туристами?

Мы причалили обратно к вокзалу. Предлагаю пройтись по улицам города. А чтобы было веселее идти, выполним некоторые движения.

Физкультминутка.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем и кружимся потом.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки разведем и сядем все потом.Посмотрите, наша буква. А вот еще! Но что она здесь делает?

Этот знак с нашей буквой говорит людям о том, что здесь остановка трамвая, а здесь остановка троллейбуса. Ребята, а кто помнит, как нужно обходить трамвай? А троллейбус?

А где еще на дороге может встретиться буква Т?

В городе Уфе очень много интересных мест, куда можно сходить. Но, к сожалению, у нас нет времени. Нам еще нужно успеть вернуться домой. Но вы можете побывать там с родителями. А где, нам расскажут наши товарищи.



(Дети рассказывают наизусть стихи, а учитель показывает эти достопримечательности.)

 Николай Грахов «Я живу в Уфе»

Проплываю осторожно под мостом автодорожным.

Волна блестит, качается, Уфа в ней отражается.

Прихожу играть, ребята, к памятнику Салавата –

Так хотелось бы и мне на лихом скакать коне!

 Опоздал купить билет – не увижу я балет.

Мороженое вкусное, а настроенье грустное!

 Отпросились мы у мамы, и пошли к театру драмы.

Мы идем, глядим вокруг: я и Шарик – верный друг!

Пусть дождь идет, но я сухой, я в цирке нашем был

И зонтик свой над головой, как фокусник раскрыл!

 Я елку по площади гордо несу, ей было так грустно в дремучем лесу!Я дома ее всю украшу, как елку на площади нашей!

 Вот стоит дворец спортивный, а вокруг искрится снег.

Я – на лыжах. Я – активный и спортивный человек.

Домой мы поедем на машине. Пока едем домой, успеем выполнить еще одно задание. Расшифруйте слово.

Какое слово получилось?

 5.                 Итог урока.

 С какой пословицы мы начали наше путешествие?

Подтвердили ли мы ее делами?

Что нового узнали во время путешествия?

Что запомнили о букве Т?

Вы сегодня очень хорошо потрудились. Я думаю, лентяев среди нас не было, и все заработали наградки за свой труд.

Приложение№2

 Правила совместной работы.



  1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

  2. Работать по плану.

  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности.

  4. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

4. Объявление темы работы.

Приложение№3

Анкета


следующая страница >>