Однако это все же не объясняет до конца, почему Грузия так важна для США - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Однако это все же не объясняет до конца, почему Грузия так важна для США - страница №1/1

@ЗАГОЛОВОК = Политика администрации Обамы в отношении бывших советских республик - часть-2

Президент же Никсоновского центра признал, что у него нет однозначного ответа на вопрос, почему Вашингтон продолжает делать ставку на нынешнего грузинского лидера. "Саакашвили позиционирует себя как главный американский вассал в регионе, как лидер, готовый ради США пойти на очень многое", - сказал политолог. Например, сейчас он готов направить в Афганистан дополнительно 900 военнослужащих. Для США, отчаянно пытающихся привлечь силы своих натовских партнеров, даже эта цифра существенна.

Однако это все же не объясняет до конца, почему Грузия так важна для США.

"Я хотел бы, чтобы у меня был уверенный ответ на этот вопрос, - продолжил Саймс. - Но у меня его нет".

На его взгляд, в американо-российских отношениях наблюдается какая-то странная ситуация: оба правительства высказались против разменов и решения проблем по принципу "услуга за услугу". Саймс напомнил, что при Никсоне и Киссинджере был распространен термин "увязка". Это когда стороны четко обозначали свои приоритеты и старались договориться между собой на основе взаимного учета интересов. При этом никто не испытывал никаких иллюзий по поводу того, что американские и советские интересы по многим вопросам серьезно расходятся. "Я, например, не вижу, чтобы сегодня США и Россия вели какие-то конкретные переговоры о необходимых увязках в двусторонних отношениях, - сказал Саймс. - Я ни разу не слышал, чтобы со стороны России было четко сказано: да, мы готовы доставлять через свою территорию американские военные грузы в Афганистан, быстро, бесплатно и без всяких ограничений, но взамен нам нужны гарантии того, что грузинский контингент в Афганистане не будет получать вооружения и подготовку, которые затем могли бы быть использованы против России". И та, и другая сторона, по мнению эксперта, проявляет чрезмерную деликатность друг к другу. В результате какие-то вещи четко не обговариваются и возникают взаимные претензии. Вести переговоры на основе системы "увязок", возможно, труднее, но в долгосрочном плане, убежден Саймс, "это помогло бы избежать недоразумений и взаимных разочарований".

После Украины и Грузии Саймс по приоритетности для администрации США выделил республики бывшего СССР, обладающие большими запасами полезных ископаемых. Это прежде всего Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. "Эти страны останутся важными для США даже если американцы сами не будут получать их углеводороды, - продолжил политолог. - Американские интересы состоят в обеспечении свободного доступа к энергоресурсам этих стран и чтобы эти ресурсы доходили до Европы, причем не через территорию Россию".

Но и здесь, как считает эксперт, политика Вашингтона претерпела серьезные изменения. Например, при Буше была развернута "агрессивная кампания", направленная на то, чтобы не допустить строительства трубопроводов, идущих в обход, скажем, Украины или Польши. В данном случае речь идет в первую очередь о проектах "Северный поток" и "Южный поток", которые были как "кость в горле" у предыдущей администрации. Тогдашняя госсекретарь Кондолиза Райс специально ездила в Грецию убеждать власти этой страны не допускать участия российского "Газпрома" в строительстве трубопровода, проходящего по их территории. "Я не вижу таких акций со стороны Обамы, - продолжил собеседник. - Что я вижу, так это понятное желание, чтобы не все трубопроводы проходили через территорию России". Точно так же, как Россия не хочет, чтобы все трубопроводы проходили по территории ее наиболее проблемных соседей. Такая позиция и с коммерческой точки зрения, и с точки зрения энергобезопасности является более объяснимой. Она не во всем для России приятная, но никак не враждебная. Саймс согласен с тем, что нынешние власти США в меньшей степени противодействуют энергетической политике Москвы. Он обратил в этой связи внимание на то, что, когда речь заходит о проекте "Северный поток", предусматривающий прокладку газопровода по дну Баренцева моря от России до Германии, "администрация Обамы никаких альтернатив ему не предлагает и не препятствует его реализации".

С момента прихода к власти новой администрации американские официальные лица неоднократно заявляли, что США не будут признавать российских сфер влияния на постсоветском пространстве. Это красноречиво продемонстрировала история с американской военной базой на территории бишкекского аэропорта Манас. Коалиционные силы во главе с США пользовались ею с 2001 года для поддержки военных операций в Афганистане. Она играла роль транспортного узла для снабжения войск, кроме того, оттуда посылались топливозаправщики для дозаправки самолетов в небе над Афганистаном. В начале 2009 года киргизские власти заявили о намерении добиться вывода американских военнослужащих со своей территории /соответствующий указ президент республики Курманбек Бакиев подписал в конце февраля/.

Наблюдатели связали это решение с тем, что Киргизия получила финансовую помощь от России. Действительно, Киргизия получила от Москвы немало. Были подписаны соглашения о безвозмездной финансовой помощи России Киргизии, о предоставлении Киргизии государственного кредита, и о "погашении части государственного долга в имущественной форме и списании оставшейся задолженности Киргизии перед Российской Федерации".

Однако вскоре после февральского визита Бакиева в Москву появились сообщения о закулисных переговорах, которые Киргизия ведет с США по поводу дальнейшего использования американцами Манаса. В июне между правительствами Киргизии и США было подписано соглашение о создании в районе бишкекского аэропорта Центра транзитных перевозок для доставки невоенных грузов в Афганистан для сил международной антитеррористической коалиции.

Партнеры России по СНГ называют подобные кульбиты политикой многовекторности. В последнее время к этому принципу во внешней политике стал активно прибегать и лидер Белоруссии Александр Лукашенко, считают американские эксперты. Наметилась тенденция нормализации отношений Минска с ЕС. Что касается отношений между Белоруссией и США, то здесь пока разворота не произошло. Полноценное дипломатическое присутствие так и не

восстановлено: в качестве условия для возвращения американского посла в Минск белорусское руководство выдвигает отмену на законодательном уровне введенных против Минска санкций и их правовой основы - закона о демократии в Белоруссии. Но в Вашингтоне по крайней мере уже не называют режим в Минске "последней диктатурой в Европе". США приветствовали решение Лукашенко помиловать американского гражданина Эммануила Зельцера, осужденного в прошлом году за использование заведомо ложных документов и покушение на промышленный шпионаж, однако дали понять, что ждут от него большего в плане улучшения демократического облика Белоруссии. "В отсутствие значимых шагов со стороны Минска трудно рассчитывать на какие- то серьезные изменения в двусторонних отношениях", - считает Пайфер.

"Белоруссия как была диктатурой, так ею и осталась, - категорично заявил Саймс. - С другой стороны, многие в России считают, что и в Америке не до конца демократическая система правления. С моей точки зрения, нельзя называть демократией режим Саакашвили. Ну а если посмотреть на некоторые центральноазиатские республики или тот же Азербайджан, то трудно найти аргумент, доказывающий, почему Белоруссия является менее демократичной, чем они". По словам политолога, в США любят навешивать ярлыки на тех, кто "не устраивает Вашингтон по каким-то причинам" и наоборот, весьма деликатно обходятся с теми, "кто является их союзниками или клиентами".

Президент Никсоновского центра считает правильным то, что при Обаме на Белоруссию перестали навешивать ярлыки, хотя, по его словам, "никаких демократических перемен за последнее время там не происходило". В отличие от Пайфера Саймс считает, что прагматичный подход, занятый администрацией Обамы, открывает возможность для нормализации отношений США с Белоруссией.

Этот же прагматичный подход делает возможным улучшение связей между Соединенными Штатами и Узбекистаном. По имеющимся сведениям, в их отношениях сейчас происходит разворот. Напомним, что в июле 2005 года, после того, как администрация Джорджа Буша подвергла критике узбекские власти за слишком жесткое реагирование на массовые беспорядки в Андижане, американским военным было предложено в шестимесячный срок покинуть военную базу "Ханабад". Что они и сделали 21 ноября 2005 года. В администрации Обамы заявляют, что ситуация с правами человека в Узбекистане по-прежнему тревожит США, но снабжение американских войск в Афганистане имеет больший приоритет в настоящее время. В начале 2009 года Вашингтон заключил соглашение с Ташкентом об использовании узбекской транспортной сети для доставки в Афганистан невоенных грузов. Не исключено, что американцы в итоге вернутся на базу "Ханабад". Все дело в цене вопроса.

Говоря о сферах влияния на постсоветском пространстве, президент Никсоновского центра высказал убеждение, что США и Россия могли бы не соперничать, а сотрудничать там без ущерба друг для друга. "Урок с "Манасом" говорит о том, что и Москва, и Вашингтон зачастую являются объектами манипуляций на постсоветском пространстве, - заметил он. - У целого ряда /бывших советских/ республик есть желание разыгрывать московскую карту в отношениях с Вашингтоном и, наоборот, вашингтонскую карту в отношениях с Москвой, чтобы получить преимущества для самих себя".



США и России, по его мнению, "надо не выталкивать друг друга с постсоветского пространства, а сосредоточиться на том, чтобы устанавливать там собственное присутствие в тех параметрах, которые соответствуют их интересам и которые приемлемы для партнера".

По мнению политолога, администрация Обамы не столько изменила направление политики США на постсоветском пространстве, сколько перестала "биться головой о стену", чем изредка занималась в конце своего пребывания у власти администрация Буша. "Цветные революции осуществлялись с американской помощью, но у этого процесса были свои местные корни, и эти корни к настоящему времени высохли, - считает Саймс. - Эпоха цветных революций ушла". --0--