Одна из первенцев гоэлро первые шаги Ивановской энергетики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Одна из первенцев гоэлро первые шаги Ивановской энергетики - страница №1/1

Одна из первенцев ГОЭЛРО

Первые шаги Ивановской энергетики.

Ивановская область, пожалуй, самая маленькая по площади из субъектов Российской Федерации. Но как говорится: «Мал золотник, да дорог!» В дни своего исторического образования к 1918 году - это был третий по значимости промышленный регион России, уступающий по концентрации производства, лишь Москве и Петербургу. В краевой историографии есть понятие «Иваново-Вознесенский промышленный район». В этот регион входили местности с широко развитой текстильной промышленностью фабричного типа. Электрификация района развивалась, так сказать, кустообразно. Первым электрифицированным городом на территории Ивановской области считается Шуя, уездный город, в те времена. В 1909 году, Шуя имела свою электростанцию и освещалась 95 дуговыми фонарями по 850 свечей каждый.1 Кроме Шуи из уездных городов региона собственную электростанцию имел лишь Данилов в Ярославской губернии.

При крупных фабриках находилась одни или несколько электрических установок. К 1912 году их число в Иваново-Вознесенске достигло 20 единиц.2 Это были, как правило, дизельные двигатели с генераторами и паровые машины различной мощности. Основным производным материалом этих силовых установок был пар. Электричество получалось как побочный продукт и использовалось на освещение производственных помещений, контор, рабочих бараков и прилегающих улиц.

В Иваново, тогда безуездном городе Владимирской губернии, уличное освещение ведет свою историю с 23-24 декабря 1910 года, а по новому стилю с 5 на 6 января 1911 года. Об этом есть несколько строчек в местной официальной газете «Ивановском листке». Так в номере от 23 декабря 1910 года было размещено информационное сообщение следующего содержания: «с завтрашнего дня ( с 24 декабря 1910 г.) с 5 часов вечера до 6,5 часов утра город будет освещаться электричеством.3 Практически одновременно электрическое освещение было проведено в пожарное депо, арестантский дом, квартиру полицмейстера и чуть позже в Иваново-Вознесенской больнице мастеровых и рабочих. Все электросеть представляла собой кабельные сети, разных уровней напряжения, которые связывали 16 трансформаторных будок. Электричество производила дизельная электростанция «Товарищества завода механических изделий».

В 1918 году была образована Иваново-Вознесенская губерния. Есть телеграмма, датированная 20 июня 1918 года. Вот ее текст: «Наша губерния официально утверждена сегодня двадцатого, под названием Ивановской. Поздравляю. Фрунзе».4 После национализации, победившим пролетариатом промышленности, в том числе и электростанций, на территории Ивановского региона появились две государственные электрические станции в Иваново-Вознесенске и Шуе. Кроме них электричество вырабатывалось на тех же фабричных установках по всей губернии. Это были «кустовые» электрические сети, не соединенные в единую цепь. Первый план электрификации ивановской губернии был создан в 1919 году. Он предусматривал перевод электростанций и силовых установок на местное топливо, взамен привозного мазута и каменного угля. Согласно этому плану предполагалось создать в три этапа три энергетических района – электроцентрали, связанные между собой цепями линий электропередачи. Но этим планам не суждено было сбыться – помешала гражданская война.
Губернская электроэнергетика в планах ГОЭЛРО.

В начале февраля 1920 года по предложению В.И. Ленина сессия ВЦИК приняла резолюцию «Об электрификации России».

План ГОЭЛРО был ориентирован на преимущественное использование местного топлива на основе тщательного анализа пропускной способности транспортных средств (железнодорожного и водного транспорта). В соответствии с планом электрификации РСФСР Центральный промышленный район (ЦПО) был разделен на подрайоны: Московский, Волжский и Южный. «Иваново-Вознесенская станция №5» под таким названием в Волжском подрайоне значилась электроcтанция, намеченная к строительству в Иваново-Вознесенской губернии, и предназначенная для следующего:

«Первоочередная Иваново-Вознесенская районная станция предназначена для электрификации крупнейшего текстильного района, охватывающего собою Иваново-Вознесенск, Шую, Кохму, Середу, Яковлевское, Родники, Вичугу, Кинешму и пр. … Для электрификации текстильного района в первую голову проектируется кольцевая воздушная линия 115 тыс. вольт, проходящая последовательно через Иваново, Середу, Плес, Семигорье, Наволоки, Кинешму, Вичугу, Родники, Шую и обратно в станцию. В будущем от этого кольца предполагаются ответвления по берегу реки Волги до Юрьевца и до Нерехты на соединение с сетью Ярославской станции. …

Кроме Иваново-Вознесенской районной станции к этой сети, вероятно, будут присоединены теплосиловые установки красильных и отделочных фабрик, главным образом Иваново-Вознесенска… Суммарная мощность таких установок на весь район намечается в масштабе 10-20 тыс. квт».5

6 мая 1927 года постановлением СТО СССР «О сооружении Иваново-Вознесенской районной электрической станции» было положено начало строительству ИвГРЭС в Иваново-Вознесенской губернии. Она была признана станцией союзного значения. Строительство первой очереди было закончено 5 октября 1930 года. В истории Ивановской энергетики этот день считается началом работы ИвГРЭС.6

Передачу электроэнергии потребителям предполагалось осуществлять посредством линий электропередач и подстанций, на которых ток высокого напряжения трансформировался в энергию с напряжением 110 тыс. вольт. И требовалось построить в кратчайшие сроки в годы второй пятилетки. Их строительство осуществлялось таким образом, чтобы связать энергосистему ИПО (Ивановской промышленной области) с энергосистемами Московской, Нижегородской, Северной и Ленинградской областей и удовлетворить развивающиеся потребности в электроэнергии области.

Согласно пояснительной записке к графикам их электрических нагрузок, составленной в июле 1933 года, все потребности ИПО по своему территориальному положению были разбиты на энергетические группы, имеющие свои самостоятельные базы.

В строительстве линий электропередач из-за строгого режима экономии металла в то время широко практиковалось применение деревянных опор. В основном они строились на 35 и 110 кВ. В первой половине 1930-х годов линиями на 110 кВ была охвачена большая часть территории Центрально-Промышленного района. В 1933 году такой линией были соединены Горьковская и Ивановская энергосистемы, а в 1935 г. Московская и Горьковская энергосистемы. В августе 1933 года Горьковская ГРЭС достигла проектной мощности 204 мВт.7

Подробная характеристика линий электропередач построенных к этому времени на территории ИПО содержится в докладной записке в обком ВКП (б) по вопросу «Перспективы электроснабжения ИПО ИвЭКОМ (Ивановский энергокомбинат) в 1936-1939 гг».8

Если кратко пересказать документ, то в первую очередь требовалось усиление линий ИвГРЭС – Тейково – Иваново, Иваново-Шуя, Шуя – Ковров, Середа (Фурманов) -Вичуга. Из стратегических соображений требовалось продублировать двухцепные линии электропередачи, заменить участки из разномастных проводов на провода и изоляторы единого стандарта с большей пропускной способностью. Были вопросы и по состоянию подстанций. Такой важный город–порт на Волге, как Кинешма, не имел постоянной подстанции. Электроснабжение производилось от установок местных фабрик, крайне изношенных и ненадежных. Ивановская высоковольтная сеть также была нестабильна. Из-за перегрузок энергосистемы возникали большие потери. Основные производственные потребители не имели резервного электроснабжения. Низковольтная (распределительная) сеть не подвергалась реконструкции, в результате чего на городских окраинах, лампочки в жилых домах горели в полнакала.

В то время перед «Ивэнерго» (с 1930 года – РУ - районным управлением) существовали сложности в изыскании медного провода для линий электропередачи. Его добывали всеми возможными законными способами. Одним такой способ подсказало ОГПУ! Об этом свидетельствует докладная записка полномочного представительства ОГПУ по ИПО от 22 февраля 1933 г. зампреду облисполкома т. А.С.Волкову. В ней говорилось следующее:

«… в связи с поставленной задачей – проведением электрификации Середского, Родниковского и Вичугского районов, нами (ПП ОГПУ) проработан вопрос по ряду районов о наличии медного лома и других медных изделий, являющихся излишними, которые возможно было бы безболезненно изъять для целей электрификации. В результате этой работы нами учтено по ряду районов следующее: на ситцевых фабриках области находится 29281 шт. медных печатных валов… Такого количества валов с рисунками, безусловно, не требуется…».

Другим источником получения цветного металла, по их мнению, могли бы стать церковные ценности. По этому вопросу в записке говорилось: «...по добытым нами данным только с пяти районов, имеется возможность безболезненно изъять с закрытых бездействующих церквей 197 тонн колоколов…». Таким образом, как утверждалось в записке «потребное количество меди для линии электропередачи Шуя – Родники (80 тонн медного провода) может быть безболезненно покрыто за счет указанных выше ресурсов. Из этого же количества считаем возможным изъять и потребное количество меди для линии Родники - Вичуга».9

На областном уровне вопрос об изъятии излишков цветмета решен был положительно. Лом был обменен в профильной организации на медный провод. К вопросу о заготовке лома колокольной бронзы вернулись в ноябре 1933 года. В результате президиумом облисполкома было принято решение об изъятии в церквях области 150 тонн колокольной бронзы с разбивкой по 15 районам. Наибольшее количество лома предполагалось изъять в районах: «Вязниковском – 17 тонн, Суздальском – 38 тонн, Нагорьевском- 12 тонн, Вичугском – 30 тонн, Лежневском - 9 тонн. В остальных это количество варьировалось от 3 до 5 тонн колокольной бронзы. Ответственность за ее заготовку и вывоз из глубинных районов области была возложена на областную контору металлолома».10

Тем не менее к началу Великой Отечественной войны электроэнергетика области находилась в состоянии дефицита. Мощности существующих электростанций не хватала на покрытие производства и коммунальные нужды. Дефицит к лету 1941 года составлял – 25 МВт.11


Электроэнергетика региона в годы ВОВ и восстановление энергообъектов после войны.

После разделения в 1936 году ИПО (Ивановской промышленной области) Ивановская область продолжала оставаться крупным административно-территориальным образованием РСФСР. Она включала в себя современную Владимирскую область, граничила с Московской и Рязанской областями и была составной частью Московского военного округа. С первых часов войны она оказалась на военном положении.

С наступлением немцев под Москвой в октябре 1941 года, город Иваново и прилегающие к нему районы постановлением ГКО от 22 октября были объявлены тыловыми районами фронта и меры оборонного характера ужесточились. Вся Ивановская промышленность работала на армию.

Сетевое предприятие того времени называлось Ивэлектросеть и входило в состав районного энергетического управления (РЭУ) «Ивэнерго». Перед сетевым предприятием стояла очень трудная задача: с минимальными потерями обеспечить надежное, бесперебойное электроснабжение работавших на оборону организаций. Работать приходилось при дефиците запчастей и рабочей силы. Но, тем не менее, стабильное электроснабжение заводов и фабрик было обеспечено.

Коллективам электросетевых предприятий удавалось в годы войны не только поддерживать в рабочем состоянии линии электропередачи, но и строить новые. Так в 1943 году протяженность воздушных линий электропередачи увеличилась на 132,4 км за счет постройки новых линий: Комсомольск-Нерехта, Комсомольск-Иваново, Шуя-Южа, Иваново-Шуя. Общая протяженность ЛЭП напряжением 110 кВ РЭУ «Ивэнерго» в годы войны составляла 537 км и 295 км для линий напряжением 35 кВ.

Для надежного электроснабжения Горьковской энергосистемы была построена линия Шуя-Южа протяженность 60км. Межсистемная ВЛ была построена в рекордно короткие сроки – 2 месяца, зимой с 31 октября 1942 года по 1 января 1943 года.

Постройка новой ЛЭП была так необходима, что было принято решение строить ее без технического проекта и сметы, используя аналоги сооружения подобных линий. Кроме ивановцев, линию строили и работники Горьковского энергокомбината, ученики ремесленного училища, колхозники Шуйского и Палехского районов.

Работать приходилось в условиях зимы, при постоянном недостатке теплой одежды, на голодном пайке. Однако, в декабре 1942 года линия Шуя-Южа была поставлена под рабочее напряжение 110 кВ и принята в эксплуатацию в положенный срок.

Одновременно была увеличена мощность Ковровской подстанции за счет установки дополнительных трансформаторов и синхронного компенсатора 7,5 тыс. кВА. Это позволило уменьшить потери при транспорте электроэнергии и создать дополнительный резерв по надежности электроснабжения оборонных предприятий в Горьковской энергосистеме.

Ивановская область к 1944 году стала уже глубоким тылом и постепенно переходила к мирной жизни. В ноябре 1944 года в Ивэлектросети была принята в эксплуатацию первая очередь Кинешемской подстанции. В городах восстанавливалось освещение улиц, светофоры на перекрестках. Завершалась Великая Отечественная война. Страна лежала в руинах. Требовалось топливо, требовалась электроэнергия, требовались рабочие руки. Дефицит мощности достигал - 40 мВт., если взять за точку отсчета 2-3 года нормальной работы промышленности. О строительстве ИвТЭЦ -2 в Иваново вновь заговорили после окончания Великой Отечественной войны. Строительство ИвТЭЦ-2 соответствовало приоритетным задачам пятого пятилетнего плана и осуществлялось согласно установленным срокам. Введение ее в эксплуатацию состоялось лишь 11 ноября 1954 года.

Особенно тяжким положение с электрификацией было в сельском хозяйстве. В этой связи добиться даже незначительного увеличения производства сельскохозяйственных продуктов можно было лишь путем дальнейшего напряжения человеческих сил или электрификации колхозов и совхозов области. Докладная записка секретаря обкома тех лет содержала информацию и по сельской электрификации. В ней указывалось, что на весну 1945 г. в Ивановской области было электрифицировано лишь 8% сельских хозяйств.12 В 1945 году этот вопрос планировалось разрешить путем постройки малых ГЭС и линий электропередачи от них к ближайшим населенным пунктам и сельхозпредприятиям. Три такие малые ГЭС на Нерли были построены и внесли свою лепту в электрификацию сельской местности. Кроме них в Ивановской области того времени работало до строительства каскада гигантских плотин и ГЭС на Волге 37 (!) малых ГЭС. Но многие хозяйства оставались не электрифицированными. Эту и многие другие задачи предстояло решить в 19 и 20 пятилетке.
Развитие электросетевого комплекса региона в 1950-1990 годы.

В 50-60 годы была осуществлена электрификация значительной части сельхозпредприятий. Этот вопрос решался за счет постройки ЛЭП 110 кВ. Горьковская ГЭС- г. Кинешма и строительство подстанции в Юрьевецком районе на для снабжения электроэнергией промышленных городов Пучеж, Юрьевец, а также сельской местности прилегающих пяти районов области.13

В тоже время было принято решение электрифицировать сельское хозяйство путем присоединения населенных пунктов к существующим линиям электропередачи. В итоге электрифицированные колхозов в области к концу 1960 года должны были составить 83,5% от их общего количества.

Производственная мощность сетевого хозяйства РЭУ «Ивэнерго» на начало 1961 года составляла: линий 110 кВ – 734 км; линий 35 кВ – 906 км; сельских линий 6-10 кВ – 3489 км; сельских линий 0,4 кВ – 5819 км; подстанций 110 кВ – 13 штук общей мощностью 378 тыс. кВа; подстанций 35 кВ – 59 штук – 255 тыс. кВа; сельских подстанций 6-10 кВ – 2579 штук общей мощностью 78 тыс. кВа. Высшим напряжением электрических сетей являлось 110 кВ.14

С 1960 по 1970 год производилось дальнейшее строительство электрических сетей, с целью присоединения новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В эти годы Ивановская энергетическая система входила в Единую энергетическую систему (ЕЭС) европейской части СССР и непосредственно была связана с четырьмя системами Мосэнерго, Горэнерго, Костромаэнерго и Ярэнерго. Взаимоотношения между системами в части перетоков мощности, величины напряжения, частоты отключения и ввода в ремонт межсистемных линий, турбин и котлов, выборы установок релейной защиты регулировались диспетчерской службой ОДУ ЕЭС.15

На 1 января 1970 года в энергосистеме имелось 124 понизительные подстанции. Протяженность линий электропередач 220, 110, 35 кв (с учетом кабельных ЛЭП 35 кв) составила 4440,916 км. Из них линии электропередачи 220 кв имели протяженность 422, 761 км, 110 кв - 1811, 258 км и 35 кв – 2206, 897 км.16



1 Отчет Шуйской городской управы по устройству электрического освещения в г. Шуя 1907-1909 гг. Шуя. 1910. с.7.

2 Балдин К.Е., Кохова Л.А. От кустарного села к индустриальному «мегаполису». Иваново 2004. с. 237-238.

3 Ивановский листок № 279 от 23 декабря 2010 г.

4 ГАИО Ф-33. оп. 1. д. 89. л.52

5 План ГОЭЛРО. М. 1955. с. 349-350.

6 Развитие электроэнергетического хозяйства СССР. Хронологический указатель. М.: Энергоатомиздат.1987с.36.

7 Развитие электроэнергетического хозяйства СССР. Хронологический указатель. М.: Энергоатомиздат. 1987. с.41-42.

8 ГАИО. ФП. 327. Оп.5. Д. 977. Л.85-87.

9 ГАИО. ФР. 1510. Оп.1. Д.3532. Л. 23-24.

10 ГАИО. ФР. 1698. Оп. 1.Д. 22 а. Л. 111.

11 ГАИО. ФП. 327. Оп. Д. 1247. Л. 14.

12 ГАИО. ФР. 1348. Оп. 59. Д. 136. Л. 8.

13 ГАИО. ФР.1348. Оп. 59. Д. 166. Л. 7-10.

14 ГАИО. ФР. 1348. Оп.59. Д. 316. Л. 90-76.

15 ГАИО. ФР. 2184. Оп. 8. Д. 717а. Л. 145.

16 ГАИО. ФР. 2184. Оп. 8. Д. 937. Л.133-134.