Очерки материалистического понимания истории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Очерки материалистического понимания истории - страница №9/9

Типография «Красный пролетарий» Госполитиздата Министерства культуры СССР. Москва, Краснопролетарская, 16.
Примечания

1
«Ринашита» Л» 3, 1954, стр. 183—184.


2
В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 37, стр. 69.


3
В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 2, сгр. 4.5.3.


4
«Ринашита» Л'? 4, 1954, стр. 254.


5
См. Материалы VIII съезда ИКП, Госполитиздат, 1957, стр. 108.


6
Настоящее мое сочинение не представляет собой исправления Манифеста, приспособления его к современным условиям; я не даю также здесь анализа Манифеста и комментария к нему. Пишу, как об этом свидетельствует и само заглавие, лишь в память о Манифесте.


7

Я подразумеваю ту форму, которая фигурирует в Манифесте под ироническим названием немецкий, или «истинный», социализм



(«Истинный социализм» — одно из направлений реакционного мелкобуржуазного социализма, получившее в 40-х годах XIX в. распространение в среде «образованных» людей Германии. Его идеологи — К. Грюн, М. Гесс, Г. Криге и др.— обращались не к пролетариату, а к мелкой буржуазии с ее филантропическими иллюзиями. Отрицая классовую борьбу, проповедуя освобождение человечества посредством «любви», «истинный социализм» «ударился в самую отвратительную беллетристику и любвеобильную болтовню» (Энгельс)

). Этот параграф, непонятный для людей, недостаточно хорошо знакомых с немецкой философией того времени, особенно с некоторыми ее направлениями, отмеченными печатью далеко зашедшего вырождения, был с полным основанием опущен в испанском переводе.

8
Термина «критический коммунизм», «экономический материализм» (стр. 142), «экономическая социология» (стр. 198) Лабриола употребляет, имея в виду теорию научного социализма или материалистическое понимание истории.—Ред.

9
Инкунабулами (от лат. incunabula — раннее детство, первые шаги) называли первые книги, напечатанные наборными буквами в начальную пору книгопечатания. О «Манифесте Коммунистической партии» Лабриола говорит как о первой книге, в которой в сжатой и яркой форме изложены идеи научного социализма.


10
Читая на протяжении последних восьми лет университетские курсы лекций под названием «Происхождение современного социализма», или «Общая история социализма», или же «О материалистическом понимании истории», я располагал временем и возможностью изучить подобную литературу, четко систематизировать ее и наметить ее перспективы. Эта работа, трудная и сама по себе, становится особенно затруднительной в Италии, где социалистические школы не имеют никаких традиций и где партия существует еще столь недавно, что она не может служить поучительным примером возникновения и развития социалистического движения. Однако этот очерк не представляет собой воспроизведения какой-либо из моих лекций. Лекции не повторяют книг, на основании которых они созданы, точно так же как опубликованные лекции на самом деле не являются книгами в строгом смысле этого слова.


11
Необходимо настаивать на применении выражения «демократическое обобществление средств производства», так как, во-первых, выражение «коллективная собственность» содержит известную теоретическую ошибку, поскольку оно заменяет реальное экономическое явление юридическим определением, а, во-вторых, п умах многих представление о коллективной собственности смешивается с представлением о росте монополий, все более широком переходе в руки государства предприятий общественного пользования и со всеми прочими фантасмагориями постоянно возрождающегося государственного социализма, подоплекой которого является увеличение экономических средств угнетения в руках класса угнетателей.


12
Первое издание, напечатанное в Лондоне в феврале 1848 года, которым я обладаю благодаря особой любезности Энгельса, содержит 23 страницы ин-октаво. Я хочу здесь попутно отметить, что я преодолел искушение добавить к своему сочинению библиографические примечания, ссылки на литературу и цитаты, ибо, встав на этот путь, я написал бы научный труд или даже целую книгу, а не очерк. Читатель, надеюсь, поверит мне на слово, что на этих страницах пет ни одного намека или указания, которые не основывались бы на источниках и фактах, непосредственно связанных с данным предметом, более того — па всей совокупности источников и фактов.


13
«Союз коммунистов» (1847—1852) — первая коммунистическая международная революционно-пролетарская организация, зародыш революционной партии рабочего класса. Создателями и руководителями «Союза» являлись К. Маркс и Ф. Энгельс, написавшие по поручению «Союза» первый программный документ марксизма — «Манифест Коммунистической партии»


14
«Наброски к критике политической экономии» впервые появились в «Немецко-французском ежегоднике», Париж, 1844, стр. 86—114 (Deutsch - Französische Jahrbücher», Paris, 1844), а первое издание книги «Положение рабочего класса в Англии» вышло в свет в Лейпциге в 1845 году.


15
«Союз справедливых» — тайная революционная организация рабочих — приверженцев идей утопического социализма. Возник в Париже в 1836 г. в результате раскола существовавшей там с 1834 г. немецкой революционно-демократической организации — «Союза отверженных». Окончательно оформился в 1837 г. Руководителями союза были К. Шаппер, PI. Молль, Г. Бауэр и др.


16
Эгалитаризм (от фр. egalite — равенство) — мелкобуржуазная утопическая теория, стремящаяся к устранению противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности.


17
артизм — первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарско-революционное движение в Англии. Чартистское движение началось в 30-х годах XIX в. В 1838 г. все требования рабочих были оформлены в виде законопроекта, получившего название «Народная хартия» («Чартер»), откуда и произошло название движения.


18
В последние годы появилось много юристов, которые пытаются найти во внесении поправок к Кодексу гражданского права практическое средство улучшить положение пролетариата. Почему же они не требуют у папы, чтобы он возглавил Союз свободных . мыслителей? Из этих юристов более всего поражает тог итальянский писатель, который, занявшись недавно классовой борьбой, настаивает на том, чтобы наряду с кодексом, гарантирующим права капитала, был создан другой кодекс —с целью охраны прав труда!


19
Таким развитием этих мыслей является «Капитал» Маркса, который я не колеблюсь назвать в данном аспекте философией истории.


20
Я готов согласиться с Антоном Менгером, что Сен-Симон не был фактически утопистом, подобно Фурье и Оуэну — типичным и классическим утопистам.


21
«Новая Рейнская газета. Орган демократии» («Neue Rheinische Zeitung. Organ der Demokratie») — боевой орган пролетарского крыла демократии. Выходила ежедневно в Кёльне под редакцией К. Маркса с 1 июня 1848 г. по 19 мая 1849 г


22
Благодаря содействию Берлинского партийного архива (Partei Archiv) я имел в течение нескольких месяцев в своем распоряжении полный комплект этой газеты, которую нигде нельзя найти.


23
Карл Маркс. Нищета философии, Париж и Брюссель, 1847 (Misere de la Philosophie par Karl Marx, Paris et Bruxelles, 1847).


24
А. Лабриола имеет в виду нехмецкого экономиста и социолога А. Шеффле (1831—1903), который в своих работах «Капитализм и социализм» (1870), «Квинтэссенция социализма» (1874) и др. выступил против научного социализма, извратив основные идеи учения К. Маркса и Ф. Энгельса.


25
Я говорю — небольшая книжка, имея в виду форму, которую придали этому произведению в целях пропаганды в 1884 году. Первоначально она была опубликована в «Новой рейнской газете» («Neue Rheinische Zeitung») в апреле 1849 года в виде статей, воспроизводивших лекции, прочитанные Марксом в «Брюссельском немецком рабочем обществе» в 1847 году.


26
Термидор — контрреволюционный переворот во Франции в период буржуазной революции, произведенный 27 июля 1794 г. (9 термидора по революционному календарю, применявшемуся во Франции в 1793—1805 гг.). Этот переворот ликвидировал якобинскую диктатуру и привел к власти контрреволюционную буржуазию.


27
23—26 июня 1848 г. было подавлено восстание парижского пролетариата. 28 мая 1871 г. после ожесточенных боев пала последняя баррикада Парижской коммуны


28
Имеется в виду крестьянско-плебейское восстание в Северной Италии в 1304—1307 гг. под руководством Дольчино (сын священника, глава еретической секты «апостольских братьев») Это было первое крупное восстание крестьян в Западной Европе XIV в.


29
Имеется в виду установление революционной народной власти в Мюнстере (Мюнстерская коммуна) под руководством анабаптистов (см. прим. 28) в 1534 г. Мюнстерские анабаптисты, следуя своим представлениям о «тысячелетнем царстве», которое якобы должно установиться на земле, провели ряд мероприятий в городе (устройство общих трапез, уравнительное распределение аредметов потребления и т. д.), пытаясь осуществить на практике учение сектантского уравнительного коммунизма. Главное же значение Мюнстерской коммуны — в ее антифеодальной направленности. В июне 1535 г. коммуна была разгромлена феодальными войсками.


30
Табориты — сторонники революционного крестьянско-пле-бейского течения в антифеодальном национальном движении чешского народа в XV в.— гуситских войнах. Получили название от города Табора, который был основан в 1420 г. как политический центр левого крыла гуситов


31
Милленарии (от лат. mille — тысяча) — приверженцы распространенного в средние века религиозно-мистического учения о «тысячелетнем царстве Христа», которое якобы должно наступить на земле перед «концом мира»


32
Фратичелли (итал. Iraticelli — братцы) — итальянские монашеские или полумонашеские объединения в XIV—XV вв. Характерная черта фратичелли — крайний аскетизм, отказ от всякой собственности и резко отрицательное отношение к официальному католицизму. В более тесном смысле название «фратичелли» применялось к группе, обосновавшейся в Сицилии в первой четверти XIV в. и распространившей свое влияние на всю Италию.


33
«Zur Kritik der politischen Oekonomie», Berlin, 1859, стр. IV— VI предисловия (см. К. Маркс. К критике политической экономии, Госполитиздат, 1953, стр. 6—8).


34
Речь идет о кёльнском процессе коммунистов 1852 г., устроенном прусским правительством над 11 членами «Союза коммунистов», обвиненными в «государственной измене» и «заговоре» против прусского государства. В работе «Разоблачения о кёльнском процессе коммунистов» (1853) К. Маркс не только документально доказал необоснованность обвинений, но и вскрыл полицейские махинации и подлоги, при помощи которых создавалось обвинение.


35
Эти статьи, появившиеся в журнале «Новая рейнская газета, Политико-экономическое обозрение» («Neue Rheinische Zeitung, Politisch-ökonomische Revue»), Гамбург, 1850, были недавно объединены Энгельсом (Берлин, 1895) в одну брошюру под названием «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», которой было предпослано введение Энгельса.


36
Это произведение Маркса впервые было напечатано в Нью-Йорке в 1852 году в журнале. Впоследствии много раз публиковалось в Германии. Теперь его можно прочесть и по-французски — Lille, 1891, ed. Delory.


37
Маркс никогда не отходил от политической борьбы. Что касается отношения Маркса к Интернационалу после Гаагского конгресса, то об этом он сам высказался так: «Нет, я не ухожу из Интернационала, и остаток моей жизни, как и моя прежняя деятельность, будет посвящен торжеству социальных идей, которые, как мы в этом глубоко убеждены, рано или поздно приведут к господству пролетариата во всем мире» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIII, ч. II, стр. 670).- Ред.


38
В предисловии к цитированной книге «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и в некоторых других работах Энгельс подробно останавливается на объективном развитии новой революционной тактики.


39
Малой придавал этим словам другое значение: да будет это известно читателю! Впрочем: ne sutor ultra crepidam (сапожник пусть судит не выше сандалии).


40
В этом отношении весьма поучительна история тред-юнионов, тем более что она скрывает от многих необходимую эволюцию социализма.


41
Когда я впервые писал эти слова, я имел в виду главным образом французских социалистов. Но происходившая недавно дискуссия по вопросу об аграрной программе, предложенной на обсуждение социал-демократии Германии, подтверждает правильность моих указаний на неизбежные трудности (примечание к второму изданию, октябрь 1895 года).


42
Лабриола имеет в виду государственный переворот 18—19 брюмера VIII г. (9—10 ноября 1799 г.), в результате которого Наполеон Бонапарт пришел к власти, и государственный переворот 2 декабря 1851 г., когда Луи Наполеон захватил власть.


43
Иначе обстояло дело в Германии. Социализм проник туда извне после 1830 года, получил распространение как литературное течение и подвергся затем изменениям философского характера, типичным выразителем которых был Грюн. Но еще до появления нового учения (т. е. научного коммунизма.— Ред.) пролетарский социализм достиг значительной и характерной для него самобытности в пропаганде и трудах Вейтлинга. Как отметил Маркс в 1844 году в парижской газете «Vorwärts» («Вперед»), это был гигант в колыбели.


44
Это многие называют марксизмом. Но марксизм есть и остается учением. Партии же не заимствуют сущности и названия у учения. «Moi je ne suis pas marxiste» («Я не марксист») говорил (отгадайте, кто?)—сам Маркс!


45
Молль впервые установил связь между «Союзом» и Марксом и обсуждал с ним вопрос о редактировании Манифеста. Позднее он погиб во время восстания 1849 года в столкновении при Мурге.


46
В предисловии к III тому «Капитала» Маркса, Гамбург, 1894, стр. XIX—XX. (См. «Капитал», т. III, Госполитиздат, 1955, стр. 19.) Дата 1845 г. относится главным образом к книге «Die heilige Familie» («Святое семейство»), Франкфурт, 1845, которую написали совместно Маркс и Энгельс. Эту книгу в первую очередь следует прочитать тем, кто хочет проследить теоретические истоки исторического материализма.


47
«Басня о пчелах» — стихотворная философская сатира английского демократического писателя-моралиста и экономиста Ман-девиля (1670—1733). В этой «Басне» дана острая критика пороков буржуазного общества


48
Я кончаю этим именем, потому что Кабе был как раз современником Манифеста. Не думаю, что мне следует идти дальше — до дилетантских форм Беллами и Герцки.


49
«Заговор равных» — утопически-коммунистическое движение во Франции в 1795—1796 гг. Находилось под руководством тайного общества «равных» во главе с революционером и утопическим коммунистом Г. Бабефом (1760—1797). «Заговор равных» сыграл некоторую роль в развитии идей коммунизма.


50
Крестьянская война в Германии —крупнейшее крестьянское восстание в Германии в 1524—1525 гг. Было вызвано усилением крепостнической эксплуатации в конце XV — начале XVI в., тесно переплелось с реформацией


51
Жакерия — крестьянское восстание во Франции в 1358 г., получившее название по кличке «Жак-Простак», данной крестьянам феодалами. Несмотря на поражение, восстание способствовало освобождению крестьян от личной крепостной зависимости


52
Речь идет о восстании чомпи (чомпи — наемные рабочие шерстоткацких мануфактур Флоренции XIV в.) в 1378 г. В июле того же года восстание привело к созданию нового правительства, во главе которого стал Микеле ди Ландо, оказавшийся предателем. В августе чомпи, убедившись в предательстве ди Ландо, организовали свой революционный комитет и попытались захватить власть, но потерпели поражение.


53
Здесь А. Лабриола имеет в виду не О. Бальзака, великого французского писателя XIX в., которого упоминает на следующей странице, а Жана Луи Геза Бальзака (1597—1654) — французского писателя времен Ришелье, оказавшего своими утонченными по форме, но бедньши по содержанию произведениями известное влияние на развитие французской прозы


54
Меркантилизм — экономическая политика ряда европейских феодальных государств в XV—XVIII вв., выражавшая интересы нарождавшейся буржуазии, стремившейся ускорить накопления капиталов в стране путем развития внешней торговли, торговых войн и порабощения отсталых народов, а также система экономических взглядов, обосновывающих эту политику


55
Физиократы — одно из направлений буржуазной классической политической экономии, возникшее во второй половине XVIII в. Основное положение физиократов заключается в том, что только земледельческий труд является производительным трудом. Физиократы перенесли центр исследования из обращения в производство и впервые стали рассматривать экономические процессы в аспекте воспроизводства


56
В качестве примера приведем случай с Мабли и Мерсье де ла Ривьер, компилятором доктрины физиократов, не говоря уже о Годвине, Галле и др.


57
Антону Менгеру несколько лет тому назад показалось, что именно в лице этих писателей он открыл творцов научного социализма и что позднее они стали жертвой плагиата!


58
По этой именно причине Визер и подобные ему критики предлагают отказаться от теории стоимости Рикардо, ибо она ведет к социализму.


59
В те годы зародилась, главным образом в Пруссии, иллюзия социальной монархии, которая, минуя эпоху либерализма, якобы разрешит гармонически так называемый социальный вопрос. Эта фантастическая идея позднее воспроизводилась в бесконечных вариациях катедер-социализмом [59] и государственным социализмом. Таким образом, к различным формам идеологического и религиозного утопизма прибавилась новая форма — бюрократически-фискальная утопия, т. е. утопия кретинов.


60
Например, Роджерса.


61
Кто бы мог несколько лет тому назад помыслить о том, что вскоре будет открыто и получит достоверную интерпретацию древнее вавилонское право?


62
Примечание 189 к стр. 682 четвертого немецкого издания. Соответствует стр. 315 французского перевода. (См. К. Маркс. Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 721, примечание 189.)


63
Это генетическое исследование было главной темой и объектом моего первого очерка — «В память о Манифесте Коммунистической партии», который и является вступлением, необходимым для понимания всего остального.


64
Катедер-социализм (от нем. Katheder — кафедра) — либерально-буржуазное течение, возникшее во 2-й половине XIX в. и объединившее группу германских буржуазных профессоров (А. Вагнер, Л. Брентано, В. Зомбарт), проповедовавших с университетских кафедр апологетические теории мирного врастания капитализма в социализм.


65
Нарративный (от лат. Narrata refero — передаю рассказанное) — здесь в смысле: имеющий описательный характер


66
Анабаптисты («перекрещенцы») — в период реформации (см. прим. 29) члены плебейской религиозной секты и их приверженцы в Германии, Швейцарии и Нидерландах. Выступали за крещение в сознательном возрасте. Отрицание анабаптистами церковной иерархии, требование общности имущества означали протест против феодального строя. Сыграли значительную роль в Крестьянской войне 1525 г. в Германии


67
Реформация — социально-политическое движение эпохи разложения феодализма в Западной Европе (XVI в.), направленное против феодализма и принявшее форму религиозной борьбы с католической церковью.


68
Социальный дарвинизм — антинаучное направление в буржуазной социологии, переносящее на общественную жизнь биологические законы. Желая придать своим идеям наукообразную форму, социальные дарвинисты широко используют теорию Дарвина (например, распространяют на общество закон естественного отбора) и его мальтузианские ошибки.


69
Промискуитет — термин, обозначающий предполагаемую стадию ничем не ограниченных брачных отношений, предшествовавшую установлению каких бы то ни было норм брака и форм семьи.


70
Современная Австралия.— Ред.


71
Колониальная политика при капитализме никогда не способствовала экономическому и культурному развитию порабощенных стран, а, наоборот, препятствовала такому развитию, беспощадно эксплуатируя народы и богатства этих стран.— Ред.


72
Речь идет об общинном землепользовании в России,— Ред.


73
Ассигнаты — бумажные деньги периода французской буржуазной революции конца XVIII в. Функционировали в 1789— 1796 гг


74
Прериальское восстание народных масс Парижа против термидорианского конвента происходило 1—4 прериаля III г. Республики (20—23 мая 1795 г.). Восставшие заняли здание конвента и декретировали восстановление якобинской конституции 1793 г., но не сумели использовать достигнутый успех. 23 мая восстание было подавлено


75
Речь идет о Парижской коммуне 1789—1794 годов.— Ред.


76
Варварские правды — записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв. Являются важным источником для изучения разных этапов перехода народов Западной Европы от первобытнообщинного строя к феодальному


77
Каноническое право — в христианской церкви совокупность церковных правил (канонов). Регулирует внутреннее устройство церкви, церковных учреждений, взаимоотношения церкви и государства и некоторые вопросы жизни верующих. Впервые было кодифицировано в XII в.


78
Несомненно, философии свойственны те аспекты, о которых здесь говорит А. Лабриола; при этом следует помнить, что предметом марксистской философии как науки являются наиболее общие законы природы, общества и мышления.— Ред.


79
В своей «Истории культуры» (в 4 томах) немецкий историк и географ Ф. Гельвальд (1842—1892) выступает как сторонник эволюционной теории и близко примыкает к органической школе (для которой законы развития общества аналогичны законам развития биологического организма) в социологии.


80
Я имею в виду в данном случае ценный труд К. Каутского «Классовые противоречия 1789 года» (К. Kautsky, Die Klassengegensätze von 1789). [В русском переводе: «Классовые противоречия в эпоху Французской революции». Харьков. 1923).


81
Речь идет об итало-абиссинской войне 1895—1896 годов.— Ред.


82
Напоминаю, что первое издание этой книги снабжено датой 10 марта 1896 года. (Примечание к переизданию.)


83
К. Marx. Misere de la Philosophie, Paris, 1847, p. 178. (См. К. Маркс. Нищета философии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, 2 изд., стр. 185).


84
Manifest der Kommunistischen Partei, London, 1848, p. 16. (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1958, стр. 60).


85
К. Marx. Zur Kritik der politischen Oekonomie, Berlin, 1859, стр. VI предисловия (См. К. Маркс. К критике политической эко номии, Госполитизда-т, 1953, стр. 8).




86
Engels. Е. Dühring's Umwälzung der Wissenschaft, 3 Ausg., Stuttgart, 1894, S. 305—306 (См. Ф. Энгельс. Аьти-Дюринг, Госпо-яитиздат, 1957, стр. 267, 269).
<< предыдущая страница