«Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое развитие территории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры в ред. 1 48.61kb.
Ооо научно-проектное реставрационное предприятие «Симаргл». 1 526.17kb.
Об участии Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры... 1 104.85kb.
Социально-экономическое развитие Червенского района в первом квартале... 1 23.41kb.
Закон Калининградской области от 17 декабря 2003 г. N 344 "Об объектах... 1 369.12kb.
Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая... 1 354.87kb.
Семинарские занятия по истории славянских стран в средние века и... 1 197.8kb.
Программа дисциплины «Социально-экономическая система советской и... 1 281.29kb.
Начало войны (1775) 15 1 389.09kb.
О текущей ситуации 2 443.27kb.
Социально-экономическое развитие России после вступления в вто 3 1238.31kb.
А. Пентковский Студийский устав и уставы студийской традиции 1 248.29kb.
- 4 1234.94kb.
«Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое - страница №2/7

1.3. Теневые цены


В основе оценки общественной эффективности инвестиций лежат так называемые теневые цены. Неэффективность рынков и отсутствие пропорциональности между рыночными ценами и их подлинным альтернативными издержками являются основными причинами использования теневых цен. Расчет теневых цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (в частности, влияния монополистов, налогов, субсидий, пошлин и т.д.) и добавление неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов.

Общепризнанных методов расчета теневых цен не существует, однако в зависимости от конкретной ситуации, теневая цена ресурса будет равна либо его ценности при альтернативном использовании – альтернативной стоимости, либо издержкам увеличения предложения – предельным издержкам производства или импорта.

Расчет теневых цен осуществляется в зависимости от вида товаров: выделяются торгуемые и неторгуемые товары [32]. Наиболее распространенной является ситуация внешнеторгового товара, представленная на рис. 4.
В данном случае страна потребляет QD единиц товара, из которых на внутреннее производство приходится QS единиц, а объем предложения импорта составляет QD – QS. Когда государство устанавливает цену на товар, объем спроса возрастает с D1 до D2, но так как товар является импортом, возросший спрос удовлетворяется дополнительным импортом, который увеличился на величину Q1-QD. Общая стоимость потребления дополнительного товара для общества равна площади четырехугольника A при цене Pi. Соответствующей теневой ценой торгуемого товара будет являться импортно-паритетная цена, т.е. импортная цена с учетом транспортных расходов. Аналогично, теневая цена для экспортного товара равна экспортно-паритетной цене.

Рисунок 4



безымянный.jpg

Если товар подлежит уплате импортной пошлины, то возможны два варианта развития: теневая цена может быть равна импортной цене с учетом пошлины или может быть ниже. В первом случае внутренняя цена равна Pi(1+T), где Pi – импортная цена, T – ставка пошлины (рис. 5). Теневая цена определяется пересечением внутренних кривых спроса и предложения. В данных условиях исходное равновесие – Q0.


Рисунок 5

безымянный2.jpg

Реализация проекта сдвинет кривую внутреннего спроса с D1 к D2. В данном случае дополнительный спрос будет полностью удовлетворяться за счет импорта. Потребители не снижают уровень своего потребления, так как внутреннее производство остается на прежнем уровне. Стоимость, удовлетворяющая дополнительный спрос, созданный проектом, равна площади фигуры A. Объем импортных пошлин, взимаемых государством, равен площади четырехугольника abcd.

Определенные виды товаров не могут перемещаться между странами, т.е. являются неторгуемыми. Одна из наиболее распространенных причин возникновения таких товаров – транспортные издержки: затраты на производство товара внутри страны ниже, чем цены импорта с учетом транспортных расходов. К неторгуемым товарам относятся: строительство, оптовая и розничная торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, образование и различные виды услуг.

В данном случае Pi – экспортная цена за вычетом транспортных издержек, Pi(1+t) – импортная цена с учетом транспортных издержек (рис. 6).


Рисунок 6



безымянный3.jpg

В результате реализации проекта кривая спроса слегка смещается вправо, а также незначительно растет цена товара. Дополнительный объем спроса будет достигнут за счет снижения потребления и, частично, увеличения предложения. Затраты общества на покупку каждой дополнительной единицы товара будут равны QD. В результате, теневая цена для неторгуемого товара QD будет ниже, чем импортная цена с учетом транспортных издержек, но выше, чем экспортная цена за вычетом транспортных издержек.



1.4. Сравнительный анализ методик оценки эффективности государственных инвестиций


Наиболее распространенными в РФ являются следующие зарубежные и отечественные методики оценки эффективности государственных инвестиций:

  • Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (утв. Приказом Минрегионразвития РФ от 30 октября 2009 г. № 493) [2];

  • Руководство по анализу «затраты-выгоды» (cost-benefit analysis) инвестиционных проектов [28];

  • Метод экономического анализа Всемирного Банка [15].

Каждый из подходов опирается на ряд базовых принципов:

  • Моделирование денежных потоков с учетом влияния времени (концепция дисконтированных денежных потоков);

  • Анализ вариантов развития в случае реализации и нереализации проекта – для методик EC и ВБ;

  • Учет всех эффектов от проекта в денежном выражении, как экономических, так и внешних эффектов;

  • Анализ коммерческой и общественной эффективности проекта;

  • Учет неопределенности и рисков, связанных с реализацией проекта;

  • Использование критериев оценки эффективности, принятых в мировой практике (NPV, IRR, PI).

Сравнительный анализ указанных методик позволяет определить преимущества, недостатки и специфические черты каждой из них.

Официальная методика, утвержденная Минрегионразвития РФ, является довольно обобщенным документом, без конкретных указаний к оценке внешних эффектов. Экономическая эффективность определяется на основании макроэкономических эффектов, под которыми понимаются доходы, формирующиеся в экономике в результате прямого и косвенного влияния инвестиционного проекта на процесс образования доходов.

Данная методика не включает понятие теневых цен, отсутствуют рекомендации по длительности прогнозного периода, не осуществляется оценка нескольких сценариев развития (в случае реализации и нереализации проекта). Кроме того, в ходе экономического анализа возникает существенное допущение, необходимое для расчета прямого макроэкономического эффекта, согласно которому в краткосрочном периоде спрос на отечественную продукцию, порождаемый инвестиционной и производственной программами инвестиционного проекта, может быть удовлетворен за счет имеющихся ресурсов отечественных производителей. Другими словами, не учитывается ряд внешних факторов. Рассматриваемая методика не учитывает возможность возникновения неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

К положительным характеристикам Российской методологии можно отнести разнообразие критериев оценки эффективности государственных инвестиций. Кроме оценки критериев эффективности, принятых в мировой практике, в методике рассматривается удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта, индекс бюджетной эффективности, интегральный индикатор экономической эффективности.

Для эффективного анализа в данной методике необходимо упростить расчет некоторых показателей и параметров, а также разработать более систематический и подробный подход к оценке эффективности государственных инвестиций.

Наиболее общепризнанный и применяемый на практике методом оценки эффективности государственных инвестиций является метод экономического анализа, разработанный Всемирным Банком [12]. В основе методике находится оценка коммерческой эффективности. Далее, в результате применения ряда корректировок, осуществляется переход к экономическому анализу, который позволяет корректно оценить финансовый результат проекта для общества. Данные корректировки подразумевают преобразование финансовых цен в теневые цены в ходе расчетов.

Таким образом, при проведении экономического анализа NPV проекта рассчитывается аналогично коммерческой эффективности, но со следующими отличиями:


  • учитывается объективная стоимость потребления различных природных ресурсов;

  • применяются справедливые для общества цены на товары и услуги;

  • учитываются изменения отчислений в бюджет от финансовых потоков организации, осуществляющей проект.

Согласно методике ВБ в рыночной экономике общественная эффективность складывается из коммерческой эффективности, бюджетной эффективности и дополнительных эффектов, которые удается выделить и оценить. Это говорит о том, что методика ВБ достаточно полно и всесторонне учитывает различные результаты проекта. Однако, один вид общественных экстерналий в экономическом анализе все же не учитывается, а именно увеличение внутреннего спроса в случае реализации проекта приводит к изменению объемов производства внутри страны товаров и услуг смежных и периферических отраслей. Как следствие, это приведет к созданию новых рабочих мест в данных отраслях, увеличению отчислений в бюджет от финансовых потоков соответствующих компаний. Экономический эффект от данных изменений не оценивается.

Для анализа эффективности инвестиций, выделенных Европейским Союзом, применяется анализ «затраты-выгоды», разработанный Европейской комиссией. Данный подход позволяет оценить затраты и выгоды всех заинтересованных групп в денежном выражении в разные моменты времени.

Главной особенностью анализа является оценка общественной эффективности проекта в денежном выражении, которая включает в себя преобразование рыночных цен в теневые цены, расчет негативных и позитивных внешних эффектов, а также их дисконтирование с помощью социальной нормы дисконта.

Реализация проекта реставрации объектов Выборгского замка осуществляется по большей части на средства ЕС, а именно Международного банка реконструкции и развития, поэтому наиболее целесообразным для оценки эффективности инвестиций является использование методики – анализ «затраты-выгоды», разработанной Европейской комиссией.


Глава 2. Влияние развития туризма на социально-экономическое развитие региона

2.1. Туризм как фактор социально-экономического развития региона


На современном этапе развития мировой экономики туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей. Для многих стран и регионов туризм является основной отраслью специализации для устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

По сравнению с развитыми странами доля туризма в экономике РФ пока не велика. Однако согласно Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [1] туризм признается приоритетной отраслью экономики России и основной целью государства является создание благоприятных условий для развития туризма.

Туризм как фактор социально-экономического развития региона оказывает как прямое, так и косвенное экономическое воздействие на эконому региона. Доходы, получаемые различными экономическими субъектами, населением, государством, непосредственно от туристов относят к прямому эффекту от туризма. В качестве экономических субъектов выступают не только туристические компании, но и сопутствующие сектора, к которым относят транспорт, гостиничный и ресторанный бизнес, розничная торговля, сфера развлечений и другие. Для государства прямой экономический эффект от туризма проявляется в виде притока платежей и сборов в бюджеты всех уровней [10].

Косвенный эффект от туризма выражается в получении доходов экономическими субъектами региона в результате стимулирования общей экономической активности, связанной с расходами туристов.

Налоговые платежи, платежи по таможенным пошлинам и различного рода сборы являются основными статьями получения косвенных доходов от туризма для региональных и муниципальных бюджетов. Большая часть поступлений в бюджеты всех уровней взимается не с самих туристов, а с компаний и экономических субъектов, занимающихся обслуживанием туристов и туристического рынка в целом, таким образом, данные поступления рассматриваются как примеры косвенного влияния туризма.

Туризм оказывает существенное влияние на занятость населения. Однако, точная оценка занятости в сфере туризма усложняется из-за множества разнообразных секторов экономики, тем или иным образом связанных с туризмом. Основным отличием туризма от других отраслей является тот факт, что внедрение новых технологий не способствует высвобождению трудовых ресурсов, а, наоборот, сочетает возможности для обеспечения занятости. Кроме того, рост туристического потока на территорию региона приводит к увеличению занятости населения не только в туризме, но и в отраслях, входящих в региональный туристский комплекс.

Описанные выше эффекты могут быть наглядно продемонстрированы в результатах исследований влияния сохранения исторического наследия на территории США [27]. В период 1981-2002 годов расходы в штате Колорадо на восстановление объектов истории и культуры в размере 1,5 блн $ способствовали созданию 21327 рабочих мест, доходы домашних хозяйств возросли до 522,7 миллионов $, государство получило дополнительные доходы от налогов: 4 млн $ – налог на прибыль, 10,8 млн $ – подоходный налог и 27,4 млн $ – налог с продаж.

Влияние косвенных доходов от туризма на развитие региона оценивается с помощью эффекта мультипликатора. Важно отметить, косвенными доходами от туризма для региона является только та часть затраченных денежных средств, которая остается в пределах региона. Способность реализации таких доходов в регионе определяется уровнем социально-экономического развития региона, а именно, способностью производить такие товары и услуги, которые будут пользоваться спросом у туристов. Тем самым, эффект мультипликатора будет выше.



<< предыдущая страница   следующая страница >>