Обзор отрасли: производство мороженого Характеристика отрасли - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обзор отрасли: алмазодобывающая промышленность Характеристика отрасли 1 136.49kb.
Таможня не дает «добро» Среди работников деревообрабатывающей отрасли... 1 48.67kb.
7. Теория конкурентных преимуществ М. Портера 1 103.2kb.
Заседание «Основные направления повышения эффективности строительной... 1 57.1kb.
«Образцовая модель системы внутреннего контроля в атомной отрасли» 1 98.75kb.
Характеристика отрасли 1 316.3kb.
Предложения авиапредприятий отрасли по новым законодательным актам... 1 81.54kb.
Алексеев В. В. Обеспечение зимним обмундированием частей Вермахта... 1 97.35kb.
По итогам 2006 года Холдинг «Солнечные продукты» лидер масложировой... 1 17.33kb.
Рецепты очень вкусного мороженого для приготовления в мороженице 1 47.81kb.
Развитие маркетинговых коммуникаций хозяйствующих субъектов хлебопекарной... 1 364.51kb.
Дегустация мороженого 1 62.51kb.
- 4 1234.94kb.
Обзор отрасли: производство мороженого Характеристика отрасли - страница №1/1

Обзор отрасли: производство мороженого
Характеристика отрасли

Потребление мороженого в России продолжает оставаться низким. В среднем каждый россиянин съедает за год 2,6 кг мороженого, что ниже уровня 1990 г., когда этот показатель составлял 3,15 кг, и значительно ниже нормы, установленной институтом питания - 5 кг/год. При этом средний уровень потребления в Европе составляет 8 кг/год на человека, а в США - 20 кг/год. Снижение потребления мороженого в России происходит, несмотря на все усилия отечественных производителей, которые способны удовлетворить даже самый взыскательный вкус, выпуская более 300 марок мороженого.

Каковы же причины такого положения дел?

По мнению специалистов, основной причиной недостаточного спроса на мороженое является изменение предпочтений основного потенциального потребителя - молодежи, которая все чаще предпочитает мороженому пиво или газировку, что во многом происходит благодаря агрессивной рекламе этих товаров. Если в начале 90-х и после кризиса 1998 г. можно было списывать неудачи отрасли на то, что мороженое не по карману многим россиянам, то теперь разговоры об этом вряд ли будут правдой: даже в Москве, где цены наиболее высоки, самые популярные сорта мороженого стоят от 5 до 10 руб., а уже в Подмосковье цены значительно ниже, не говоря о регионах. Таким образом, главная беда российских мороженщиков - отсутствие средств на рекламную кампанию. Понимая это, Ассоциация "Российское мороженое" планировала начало рекламной кампании весной- летом 2001 г., однако, по всей видимости, средств на это оказалось недостаточно. Неплохой рекламной акцией, по мнению специалистов, является проведение фестивалей и праздников мороженого. Инициатором этих мероприятий является Ассоциация "Столичное мороженое". В 2000 г. праздники мороженого прошли в Санкт-Петербурге, Тамбове, Хабаровске, Туле, Сочи и др. городах.


Производственные показатели отрасли

Производство мороженого напрямую зависит от объема спроса. Снижение спроса ведет к снижению выпуска, так как мороженое - весьма скоропортящийся продукт. В 2000 г. прогнозировался рост производства мороженого на российских предприятиях, но прогнозы не оправдались и вместо роста отрасль продемонстрировала 3,5-процентное падение производства. В Москве спад производства составил 20%. Впрочем, по сравнению с 1996 г. (минимальный уровень производства) выпуск мороженого вырос на 54%.



Суммарные производственные мощности российских предприятий, по разным оценкам, позволяют выпускать до от 600 до 800 тыс. т мороженого в год, а в 2000 г., согласно данным Госкомстата, объем производства мороженого составил 338 тыс. т, так что в целом производственные мощности загружены менее чем наполовину. В 2001 г., вероятно, не удастся переломить ситуацию, так, по итогам первых 4 месяцев 2001 г. производство мороженого снизилось на 9,6% по сравнению с соответствующим периодом 2000 г., в мае наметился рост производства, а в июне производство мороженого вновь упало на 2,4% по сравнению с соответствующим периодом 2000 г.

По мнению специалистов, многие предприятия отрасли до сих пор испытывают на себе последствия кризиса 1998 г., который привел к резкому росту себестоимости продукции, так как многие компоненты для производства мороженого приходится закупать за рубежом.

Ориентировочная потребность отрасли в основных видах сырья составляет (тыс. т):

- молоко натуральное - 56,

- молоко сухое цельное - 25,

- молоко сгущенное цельное - 26,

- молоко сухое обезжиренное - 6,5,

- молоко сгущенное обезжиренное -16,

- масло сливочное - 35,

- сахар - 50,

- фруктовые наполнители и вкусовые добавки - 30.

Еще одну причину своих трудностей производители мороженого видят в высокой ставке НДС, составляющей 20%, что сказывается на цене мороженого, а, как известно, рост цен на продукцию отрасли отнюдь не способствует росту производства.


Рынок мороженого
Структура рынка мороженого

Показатель

1998

1999

2000

Собственное производство, тыс. т

334,1

350,2

338,0

Импорт, тыс. т

19,0

5,8

3,3

Экспорт, тыс. т

5,9

8,9

10,3

Потребление, тыс. т

347,2

345,9

331,0

Максимальный объем импорта мороженого пришелся на 1995 г. и составил около 40 тыс. т. В 1996-1997 гг. некоторые западные производители (Nestle, Mars, др.) организовали в России собственное производство мороженого, что способствовало сокращению импорта этого продукта (30 тыс. т в 1997 г.) и увеличению объема внутреннего производства. Кризис 1998 г. привел к дальнейшему снижению импорта мороженого. За последние 3 года импорт мороженого в Россию сократился в 8 раз. В 2000 г.объемы импорта упали на 40% и в настоящее время не превышают 1% от объема потребления. Основные поставщики - Турция, Венгрия, Германия, Финляндия, Франция, Польша, страны Балтии. Среди крупнейших зарубежных производителей мороженого, экспортирующих свою продукцию на российский рынок, можно назвать «Юнилевер КФТ» (Венгрия), «Санобаб» (Германия), «Айс-Мастри» (Польша), «Синмаа» (Эстония), «Валио» (Финляндия), «Давюроп» (Франция). Крупнейшими потребителями импортного мороженого являются Москва и Московская обл.


Крупнейшие российские импортеры мороженого

Фирма, местонахождение

Страна-экспортер

ООО «Юнилевер» (Москва)

Венгрия, Франция, Турция, др.

ООО «Шеллер Айскрем» (Москва)

Германия

ООО «Архей-М» (Москва)

Эстония

ООО «Парсел» (Москва)

Польша

ООО «Марс» (Московская обл.)

Франция, Испания

ООО «Паер» (Калининград)

Германия

ООО «Валио» (Санкт-Петербург)

Финляндия

Источник: журнал "Мороженое и замороженные продукты"
В последние годы российские производители мороженого пытаются компенсировать падение внутреннего спроса за счет расширения экспорта. Основными покупателями российского мороженого являются Казахстан (78% от всего объема экспорта), Азербайджан и Монголия. В 2000 г. объемы экспорта мороженого выросли на 14% по сравнению с 1999 г. Так, ОАО "Айс-Фили" в 2000 г. экспортировало 1% от объема производства, но уже в 2001 г. планирует увеличить объемы экспорта до 5%, а в 2002 г. - до 7%. Предприятие поставляет мороженое в Туркмению, Украину, Казахстан, Азербайджан, Белоруссию, Чехию, Израиль. Хладокомбинат "Сервис-Холод" поставляет в Израиль порядка 30 т мороженого в месяц. Хладокомбинат "Брянскхолод" экспортирует порядка 5% от объема производства.
Крупнейшие российские экспортеры мороженого

Фирма, местонахождение

Страна-импортер

ОАО «Айс-Фили» (Москва)

Азербайджан, Украина, Таджикистан, Казахстан

ООО «Нестле Фуд» (Москва)

Украина, Казахстан, Азербайджан

ГП «Ногинский хладокомбинат» (Московская обл.)

Азербайджан

ОАО «Волгомясомолторг» (Волгоград)

Казахстан, Азербайджан

ЗАО «Мороженое» (Калининград)

Чехия

ЗАО «Перспектива» (Владимир)

Казахстан

ГП «Иркутский хладокомбинат»

Монголия

Источник: журнал "Мороженое и замороженные продукты"
Значительные перемены происходят на московском рынке мороженого. Так, в 2000 г. все более заметными на московском рынке стали региональные производители, их продукция значительно дешевле продукции столичных фабрик, а ассортимент - разнообразнее, и поэтому региональное мороженое пользуется стабильным спросом в столице.
Налоговые проблемы отрасли

По мнению специалистов, сдерживает развитие отрасли отсутствие продуманной налоговой политики со стороны государства. Так, в 1998 г. ставка НДС на мороженое была снижена на до 10%, что стимулировало рост производства в отрасли. Однако с 1 июля 1999 г. ставка НДС была увеличена до 20%, в ряде регионов был введен налог с продаж, что поставило предприятия отрасли в непростую ситуацию: они не могли поднимать цены на свою продукцию, так как в этом случае она перестала бы пользоваться спросом, поэтому были вынуждены снижать производство.

Главным камнем преткновения в споре с налоговыми органами при определении размера ставки НДС при реализации мороженого являлось отнесение мороженого к молокопродуктам, к которым применяется ставка НДС в размере 10%. Согласно постановлению Правительства РФ от 27.05.99. N569, утвердившему Перечень продуктов питания, по которым применялась ставка 10%, мороженое не было отнесено к молокопродуктам. Благодаря вмешательству ассоциаций "Столичное мороженое" и "Российское мороженое", вопрос был решен в пользу производителей мороженого, и с 1 июля 2000 г. в отрасли снова действует пониженная ставка НДС за исключением мороженого, вырабатываемого на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда.

Отстаивая интересы производителей мороженого, Ассоциация "Столичное мороженое" подала иск в Арбитражный суд г. Москвы по вопросу отмены налога с продаж на мороженое. Решение суда было положительным для производителей мороженого, согласно Закону г. Москвы от 17.03.99 г. №14 "О налоге с продаж", мороженое входит в группу льготируемых товаров.


Крупнейшие предприятия отрасли

В настоящее время в России производство мороженого осуществляют около 300 предприятий, из них 73 хладокомбината системы "Росмясомолторга", 145 предприятий молочной промышленности, свыше 80 коммерческих организаций. Общие мощности по производству мороженого в России составляют 800 тыс. т/год. В 2000 г. основную часть продукции (более 70%) выпустили предприятия "Росмясомлоторга".



Мощности предприятий по производству мороженого, т в сутки


Предприятие

Проектная мощность, т в сутки

Ассортимент, кол-во наименований

ОАО "Айс-Фили" (Москва)

180

170

ОАО "Липецкий хладокомбинат" (Липецк)

100

100

ОАО "Сервис-Холод" (Москва)

70

90

ОАО "Коломенский хладокомбинат" (Московская обл.)

50

40

ОАО "Петрохолод" (Санкт-Петербург)

30

50

ОАО "Хладокомбинат №7" (Москва)

30

35

ОАО "Хладокомбинат №1" (Санкт-Петербург)

30

30

ООО "Метелица" (Москва)

20

40

ОАО "Новосибирский хладокомбинат" (Новосибирск)

20

5



Производство мороженого на предприятиях РФ, т


Предприятие

1997

1998

1999

2000

ОАО "Айс-Фили"

24500

27500

21500

17000

АООТ "Сервис-Холод"

8900

12500

12000

12000

ОАО «Петрохолод»

7120

9400

10000

Н/д

ОАО "Липецкий хладокомбинат"

Н/д

6500

9380

8174


OAO "Айс-Фили" (г. Москва)

Предприятие основано в 1932 г., первое мороженое выпущено 4 ноября 1937 г.

Производственные мощности фабрики позволяли выпускать 25 т мороженого в сутки. В 1992 г., в процессе приватизации, предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество “Айс-Фили” и сегодня является лидером по производству мороженого в России. К настоящему времени производственные мощности предприятия значительно выросли, но используются далеко не полностью. Так, предприятие выпускает 40-50 т мороженого в сутки при потенциальной мощности 180 т в сутки. Мощности по производству сухого льда составляют 1600 т в год, жидкой углекислоты - 500 т в год. Общее количество выпускаемых сортов мороженого составляет 40 наименований, а с учетом подвидов - 170 наименований. Среди них - эксклюзивные сорта "Лакомка", "Фили", пирожное-мороженое "Ассорти" и другие. Доля предприятия на российском рынке составляет около 10%, 20% продукции продается в г. Москве, остальное - в регионах по всей России. В начале марта 2001 г. на комбинате разгорелся конфликт, связанный с желанием владельца 37-процентного пакета акций - ОАО "Альтер-Вест" - сменить генерального директора предприятия. Конфликт до сих пор не исчерпан, собрание акционеров по этому вопросу состоится в августе 2001 г. Между тем, за 6 месяцев 2001 г. объем производства мороженого на предприятии вырос на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. до 8846 т, хотя специалисты утверждают, что если бы не конфликт в руководстве предприятия, рост мог бы быть и большим.
ОАО "Сервис-Холод" (г. Москва)

ОАО "Сервис-Холод" является одним из лидеров по производству мороженого в России. Первая партия мороженого выпущена на комбинате в июне 1947 г. На сегодняшний день предприятие оснащено оборудованием ведущих мировых фирм, производительность которого позволяет ежедневно выпускать до 80 т мороженого. В 1995-1996 гг. была проведена серьезная работа по улучшению упаковки и расширению ассортимента мороженого, и сейчас количество выпускаемых сортов составляет более 90 наименований. 30% продукции ОАО "Сервис-Холод" реализуется в Москве. В 2000 г. предприятие снизило объемы производства на 2,5%, рентабельность производства составила 17%. Летом 2001 г. группа компаний "Рамзай", один из крупнейших розничных продавцов мороженого в Москве, объявила о покупке более 30% акций ОАО "Сервис-Холод".


OAO "Хладокомбинат №7" (г. Москва)

Хладокомбинат №7 введен в эксплуатацию в 1933 г. и на сегодняшний день является крупным предприятием по производству мороженого; закупке, хранению и централизованному снабжению населения г. Москвы и Московской обл. молочными продуктами, а также продуктами животноводства. Предприятие располагает развитой инфраструктурой, включающей в себя производственные мощности, холодильные емкости, складские помещения, подъездные автомобильные и железнодорожные пути, вспомогательные производства. Все это позволяет хранить до 15 тыс. т продукции и сырья одновременно. Производственная мощность цеха сухого льда составляет более 6 т в сутки. Фабрика мороженого вырабатывает большой ассортимент пломбирных, сливочных, молочных и любительских сортов мороженого, всего более 35 видов.


ОАО "Петрохолод" (г.Санкт-Петербург)

ОАО "Петрохолод", крупнейший производитель мороженого Северо-западного региона, создано в 1993 г. на базе Ленинградского хладокомбината №6. Первое мороженое на комбинате было выпущено осенью 1946 г. В 1996 г. началась реконструкция фабрики мороженого, благодаря которой уже в 1997 г. объемы производства мороженого выросли в 1,5 раза, расширился ассортимент. В настоящее время фабрика мороженого производит около 10 тыс. т мороженого в год, ассортимент которого насчитывает более 40 наименований. Летом 2001 г. "Петрохолод" возобновил производство знаменитых "ленинградских сахарных трубочек". Проектная мощность оборудования, установленного в новом цехе компании, составляет 6000 порций в час. В начале 2001 г. предприятие приобрело новое оборудование датской фирмы Tetra Pack Hoyer, что позволит значительно повысить качество продукта, а также - установку по изготовлению натуральных ягодных наполнителей для мороженого. Таким образом, предприятие станет обладателем самого современного и качественного оборудования по производству мороженого в Санкт-Петербурге. В настоящее время около 40% продукции предприятия продается в Северо-Западном регионе, ОАО "Петрохолод" контролирует около 10% петербургского рынка мороженого.


ОАО "Коломенский хладокомбинат" (г. Коломна Московской обл.)

Цех мороженого на комбинате введен в строй в 1957 г. На сегодняшний день выпуск мороженого в месяц достиг 1200-1500 т, а ассортимент составил 40 наименований. Наряду с традиционно русским мороженым - брикет на вафлях, мороженое в вафельных и бумажных стаканчиках - предприятие стало выпускать эскимо в шоколадной глазури, чисто сливочное и с множеством наполнителей. В цехе установлено современное оборудование, изготовленное ведущими европейскими фирмами.


ОАО "Хладокомбинат №1" (г. Санкт-Петербург)

Комбинат основан в 1913 г., производством мороженого занимается с 1937 г. Предприятие является лидером в Санкт-Петербурге по производству мороженого, до 90% продукции реализуется в Санкт-Петербурге. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции насчитывает примерно 30 наименований. В 1998 г. комбинат "Хладокомбинат №1" запустил новую линию по производству мороженого мощностью 30 т в сутки.


ООО "Нестле - Жуковское Мороженое" (Московская обл.)

Концерн "Нестле является одним из признанных мировых лидеров в области производства и продажи мороженого. На российском рынке мороженое "Нестле" появилось в 1996 г. Весной 1997 г. было начато местное производство мороженого на совместном предприятии "Нестле-Жуковское Мороженое", созданном в 1996 г. в подмосковном городе Жуковский. В основу производства были заложены традиционные российские рецепты приготовления мороженого. В 1998 г. в корпорацию «Нестле» вошла фабрика мороженого в г. Тимашевске (Краснодарский край) - ОАО "Хладопродукт".


ОАО "Липецкий хладокомбинат" (г. Липецк)

ОАО "Липецкий хладокомбинат" впервые выпустил мороженое в 1980 г. и сегодня является одним из крупнейших производителей мороженого в России. Комбинат выпускает более 70 видов продукции, в настоящее время налажен выпуск крупнофасованного мороженого в пластиковой упаковке, состоящий из 14 наименований. К 2001 г. планируется производство многослойных рулетов. В мае 1999 г. была пущена в производство новая линия по производству брикетов, в 2000 г. была введена в эксплуатацию новая линия "Ролло-32", что позволит увеличить производство продукции до 100 т в сутки. Рентабельность реализации мороженого в 2000 г. составила 15% (в 1999 г. -30,5%). Причины снижения рентабельности специалисты компании видят в том, что рост стоимости затрат на производство значительно превысил рост стоимости мороженого.


ОАО "Холод" (г. Воронеж)

ОАО "Холод" производит более 40 наименований мороженого различных сортов, в том числе и мороженое с фруктовыми добавками, летом предприятие выпускает до 40 т мороженого в сутки. Для производства используется только натуральное сырье, которое проходит строжайший контроль качества. Доля предприятия на российском рынке составляет 2%. Продукция ОАО "Холод" известна не только в Воронеже и области, но и в Москве, Тамбове, Орле, Саратове, Нижним Новгороде и других регионах.


ЗАО «Моррос» (г. Ростов-на-Дону)

Производство мороженого на предприятии было освоено с конца 30-х годов. В настоящее время ЗАО "Моррос" является крупнейшим производителем мороженого на юге России с производственной мощностью 10000 т мороженого в год. В настоящее время предприятие испытывает определенные трудности, связанные с переоборудованием производства, а также с тем, что большие средства вкладываются в ремонт здания, построенного в 1929 г. После завершения реконструкции руководство предприятия планирует расширить ассортимент выпускаемой продукции до 30 наименований, изменить ценовую политику (ростовское мороженое будет стоить дешевле иногороднего примерно на 5%), частично заменить некоторые технологии на современные (отечественные и импортные), а также уделить особое внимание качеству.


ООО "Метелица" (г. Москва)

ООО "Метелица" основано в 1993 г., является одним из крупных производителей и импортеров мороженого. В производстве мороженого используется передовое оборудование ведущих фирм: датского концерна "Tetra Laval Food Hover" и итальянской фирмы "TEKNO-ICE". В мае 1999 г. предприятие было перенесено из Москвы в Подольский район Московской обл. Сейчас комбинат производит 20 т мороженого в сутки (5-7 тыс. т в год). Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает около 40 видов.


ОАО "Новосибирский хладокомбинат"

ОАО "Новосибирский хладокомбинат" является производителем мороженого, имеющего устойчивый спрос в регионе. Ежемесячный объем производства мороженого - свыше 400 т. Ассортимент включает 5 молочных и сливочных сортов, выпускаемых под собственной торговой маркой. Приобретенная хладокомбинатом современная линия “Straightline C” по производству мороженого позволяет значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции.


Крупнейшие промышленно-торговые компании

Основной тенденцией последних лет стало создание производственно-торговых холдингов, то есть объединение в рамках одной компании производственных и сбытовых предприятий. Ряд компаний, ранее занимавшихся лишь дистрибьюцией мороженого, объявили об открытии собственного производства, некоторые покупают уже действующие фабрики мороженого и "раскрученные" торговые марки. Такое объединение выгодно и производителям и продавцам: первые получают решение проблем со сбытом, вторые - прямые поставки товара.


ЗАО "АльтерВест" (г. Москва)

ЗАО "АльтерВест" - крупнейшее российское оптовое предприятие по продажам мороженого и замороженных продуктов, работает на российском рынке в течение 6 лет. Фирма предлагает покупателям более 300 наименований мороженого наиболее популярных отечественных и зарубежных производителей. В настоящее время фирма располагает тремя крупными дистрибьютерскими центрами в Москве и Московской обл. с современными морозильными емкостями общей мощностью 8000 т единовременного хранения. Дилерская сеть состоит из более чем 700 оптовых покупателей. В 1999 г. компания открыла собственное производство, а в 2001 г. объявила о вводе в строй новых мощностей мороженого на собственной фабрике в г. Губцево Московской обл. При запуске на полную мощность трех новых линий объем выпуска «АльтерВеста» достигнет примерно 15 тыс. т в год. ЗАО "АльтерВест" является держателем крупного пакета акций ОАО "Айс-Фили", планы по взятию фабрики под свой контроль по-прежнему находятся на повестке дня компании.


Торговый дом "РАМЗАЙ" (г. Москва)

Торговый дом "РАМЗАЙ" - коммерческая фирма образована в 1992 г частными лицами. Основное направление деятельности - торговля мороженым и свежезамороженными овощами и фруктами на рынке Москвы. Розничная сеть компании по продаже мороженого составляет в настоящее время около 600 киосков и 200 передвижных лотков, через которые в Москве продается до 25% всего порционного мороженого. В последние годы компания развивает собственное производство, для этого в 1999 г. "Рамзай" приобрел собственный хладокомбинат, а летом 2001 г. объявил о покупке более 30% акций ОАО "Сервис-Холод".


АО «Инмарко» (г. Новосибирск)

Фирма основана в 1992 г. и сначала занималась торговлей мороженым. В конце 1996 - начале 1997 гг. начало работать собственное производство. В июне 1998 г. фирма «Инмарко» приобрела контрольный пакет акций Омского хладокомбината, специализирующегося на производстве и продаже мороженого и хранении продуктов при низкой температуре, где началось производство недостающих в ассортименте «Инмарко» видов мороженого. В 1999 г. началось тесное сотрудничество между «Инмарко» и Новосибирским хладокомбинатом.


Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"