страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Общая информация - страница №1/1
![]() О правовом регулировании вопросов несостоятельности по законодательству Германии
Общая информацияОсновным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы банкротства, является «Положение о несостоятельности» от 1994г. (далее – Положение) с последующими изменениями и дополнениями. Его содержание таково. Первая часть: Общие положения Вторая часть: Открытие дела о несостоятельности. Имущество и участники процесса Первый раздел: Предпосылки открытия и процесс открытия дела Второй раздел: Конкурсная масса. Категории кредиторов Третий раздел: Арбитражный управляющий. Органы кредиторов Третья часть: Последствия открытия дела о несостоятельности Первый раздел: Общие положения Второй раздел: Исполнение сделок Четвертая часть: Управление конкурсной массой и её реализация Первый раздел: Гарантии в отношении конкурсной массы Второй раздел: Решение о реализации Третий раздел: Предметы имущества, в отношении которых существуют особые права кредиторов (право на выделения из общей конкурсной массы) Пятая часть: Удовлетворение требований кредиторов. Прекращение дела Первый раздел: Установление требований Второй раздел: РаспределениеТретий раздел: Прекращение дела Шестая часть: План проведения процедуры банкротства Первый раздел: Составление плана Второй раздел: Принятие и утверждение плана Седьмая часть: Самостоятельное управление Восьмая часть: Освобождение от оставшейся задолженности Девятая часть: Прочие незначительные дела о несостоятельности Первый раздел: Область применения Второй раздел: План ликвидации задолженности Третий раздел: Упрощенная процедура банкротства Десятая часть: Особые виды дел о несостоятельности Первый раздел: Дела о несостоятельности в отношении наследстваВторой раздел: Дела о несостоятельности в отношении совместно нажитого имущества Третий раздел: Дела о несостоятельности в отношении совместно управляемого и совместно нажитого имущества Одиннадцатая часть: Международное конкурсное право Первый раздел: Общие предписания Второй раздел: Дела о несостоятельности за рубежом Двенадцатая часть: Вступление в силу Помимо этого Положения ряда законов ФРГ, например, «Об акционерных обществах», «О коммандитных товариществах» «Об обществах с ограниченной ответственностью», содержат нормы, касающиеся вопросов роспуска, ликвидации и прекращения деятельности обществ по причине их несостоятельности. Естественно, во всех этих законодательных актах имеется множество ссылок Гражданский кодекс Германии. Законодатель оперирует в Положении следующими базовыми определениями:
Данный нормативно-правовой акт регулирует широкий спектр вопросов конкурсного производства, включая подачу заявлений кредиторов с имущественными требованиями и их признание судом по делам о несостоятельности, полномочия такого суда, создание органов, участвующих в процессе банкротства, очередность удовлетворения требований кредиторов, процедуры, в соответствии с которыми могут быть оспорены действия должника, функции, полномочия и оплата арбитражного управляющего и др. Нормы, касающиеся роспуска, ликвидации и прекращения деятельности акционерных обществ (АО), содержатся также в уже упоминавшемся выше законе «Об акционерных обществах». Важнейшими предпосылками для роспуска АО по праву ФРГ являются:
Следующим этапом является ликвидация. Она проводится после роспуска общества, если в отношении имущества должника не открыто конкурсное производство (статья 264 I Закона). В соответствии с законом «Об акционерных обществах» в период ликвидации общество сохраняет свое прежнее фирменное название, к которому должна делаться приписка i.L. – в состоянии ликвидации. На руководителя ликвидационного органа, не использующего при подписании документов это сокращение, может быть возложена ответственность за нанесение ущерба. После удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника начинается третий, завершающий этап – прекращение деятельности акционерного общества. В рамках этого этапа ликвидационный орган должен информировать торговый реестр о завершении процедуры ликвидации, на основании чего данное общество исключается из него. В отдельных случаях, когда после прекращения деятельности АО выясняется, что какая-то часть принадлежащего ему имущества по недосмотру или в силу иных причин не была учтена при проведении конкурсного производства, процесс ликвидации может быть возобновлен, причем в условиях существования акционерного общества. Если АО действительно удается выручить дополнительные средства, то они за вычетом понесенных расходов распределяются между его акционерами.
Осуществление органами власти функций кредитораВ соответствии со статьёй 12 Положения («Юридические лица публичного права») недопустимо открытие дела о несостоятельности в отношении имущества: а) Федерации или федеративной земли Германии; б) юридического лица публичного права, надзор за деятельностью которого осуществляет федеральная земля в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с Положением о несостоятельности, равно как и предшествовавшим ему и утратившим силу Положением о банкротстве, федеральные органы исполнительной власти Германии принципиально не имеют возможностей оказывать какое-либо влияние на ход процесса или вмешиваться в процедуру банкротства, включая взятие на себя функций кредитора или собственника имущества должника. В случае, когда органы государственной власти выступают в качестве кредитора должника, то есть имеют по отношению к нему требования, например, по уплате законодательно установленных налогов, сборов, штрафов и т.п., они приравниваются к остальным кредиторам и участвуют в проведении процедуры банкротства на общих основаниях. Органы государственной власти, равно как и другие кредиторы, должны в рамках дела о несостоятельности заявить свои требования к должнику. При разделе конкурсной массы они получают соответствующую квоту, исходя из объема их требований. Целесообразно отметить, что ранее, в период действия Положения о банкротстве, принцип равного отношения ко всем участникам процесса реализовывался недостаточно последовательно. Так, в соответствии с ним требования со стороны государственного и местных бюджетов имели приоритетный характер с точки зрения их удовлетворения. В настоящее время таких привилегий более не существует.
По праву ФРГ государство может принимать участие в хозяйственной деятельности либо непосредственно, либо через торговые компании, созданные в организационно-правовой форме акционерных обществ. Допускается как полное, так частичное владение такими компаниями. Наряду с традиционным для Германии экономическим участием в предпринимательской деятельности (например, в качестве акционера фарфоровых фабрик, владельца государственных земельных или лесных угодий, пивоваренных заводов), государство может являться держателем акций промышленных компаний, в частности концерна «Фольксваген», горнодобывающих предприятий, банков. Эта деятельность государства осуществляется на коммерческой основе, преследует цель получения прибыли и ведется в соответствии с гражданско-правовыми нормами. В случае открытия процедуры банкротства в отношении предприятий, в которых представлены экономические интересы государства, никаких специальных правил для его участников законодательством ФРГ не предусмотрено. Меры по предупреждению банкротстваКонкурсное производство по законодательству ФРГ является механизмом, позволяющим удовлетворить совокупные требования кредиторов путем реализации имущества должника и распределения между ними вырученных средств, либо путем принятия на основе специального регулирования плана банкротства, реализация которого направлена, прежде всего, на сохранение предприятия. Положение о несостоятельности не содержит никаких указаний в отношении осуществления органами государственной власти каких-либо мер, преследующих цель восстановления платежеспособности или устранения угрозы несостоятельности предприятия. Законодатель исходит из того, что вмешательство органов государственной власти в дела о несостоятельности нежелательно, поскольку в этом случае нарушается главенствующий принцип ведения таких дел: принцип использования рыночных механизмов при проведении процедуры банкротства. Предназначение Положения о несостоятельности состоит в регулировании вопросов вывода с рынка неэффективных собственников/предпринимателей или изменении финансового положения должника в лучшую сторону на основе использования рыночных методов. При этом конкуренция между эффективными и неэффективными собственниками не должна искажаться в пользу убыточных предприятий. Заинтересованность государства в сохранении несостоятельных компаний и продолжении их деятельности не должна противоречить рыночным законам. Исходя из этого, санация предприятий не является самоцелью при проведении арбитражной процедуры. Открытие дела о несостоятельности направлено, прежде всего, на максимально полное удовлетворение требований всех категорий кредиторов должника. Принуждение к уходу с рынка нежизнеспособных предприятий не менее важно, чем санация заслуживающих сохранения компаний. При этом законодатель исходит из того, что поддержка убыточных предприятий со стороны государства ставила бы в невыгодное положение эффективных собственников. С другой стороны, суд по делам о несостоятельности (но не государство) не может игнорировать возможность санации предприятия по следующим причинам:
Поэтому германское законодательство о банкротстве предполагает содействие бедствующим компаниям, но не за счет государства, а за счет собственных сил, использования собственных возможностей и ресурсов. Справедливости ради необходимо отметить, что ранее были случаи, когда исполнительные органы власти пытались идти вразрез с этим общим правилом (прежде всего, если речь шла о крупных структурообразующих компаниях) и вмешивались в процессы конкурсного производства (путем, например, предоставления финансовых поручительств, оказания влияния на выбор арбитражного управляющего и др.). Поскольку судебная власть в Германии независима, такие попытки имели и имеют крайне мало шансов на успех. Справочно: суд по делам о несостоятельности представляет собой самый нижний уровень судебной системы соответствующей федеральной земли Германии. В компетенцию таких судов входит рассмотрение вопросов несостоятельности предприятий/организаций. В случае необходимости правительства федеральных земель могут на основании соответствующего распоряжения усиливать суд по делам о несостоятельности за счет других судебных органов того же уровня. Существующие механизмы предоставления отсрочек В отношении публично-правовых требований (например, уплата налогов) отсрочка может быть предоставлена только финансовыми ведомствами (федеральным или земельными органами). Однако это имеет смысл только перед открытием дела о несостоятельности. Если же должник неплатежеспособен или имущественно несостоятелен, то предоставление отсрочек будет контрпродуктивным и повлечет за собой лишь перенос конкурсного производства на более поздний срок. При этом в Германии исходят из того, что чем позднее будет открыто дело о несостоятельности, тем меньше шансов на успешное финансовое оздоровление предприятия. Когда дело о несостоятельности открыто, а также представлен план проведения процедуры банкротства, кредиторы (в том числе, представляющие органы государственной власти) должны принять решение о целесообразности санации предприятия. В соответствии со ст. 4 Положения предоставление должнику отсрочки по уплате издержек, возникающих в связи с проведением процедуры банкротства, обусловливает невозможность до вынесения решения судом о несостоятельности предъявления к нему финансовых претензий со стороны государственного или земельных бюджетов, включая перешедшие на эти бюджеты требования со стороны адвоката, а также требования непосредственно к должнику самого адвоката. Суд по делам о банкротстве может аннулировать отсрочку, если
Описание форм, механизмов деятельности и процедур взаимодействия с органами государственной власти Как указывалось выше, участие федеральных органов исполнительной власти Германии в процедуре банкротства осуществляется на общих, определенных Положением основаниях. Согласно статье 9 (2) Положения Федеральное министерство юстиции уполномочено регулировать отдельные вопросы публикации извещения об открытии дела о несостоятельности в электронной информационно-коммуникационной системе (для издания Минюстом соответствующего предписания необходимо одобрение Бундесрата). Таким образом, взаимодействие носит чисто условный характер и ограничивается лишь регулированием отдельных технических вопросов проведения процедуры банкротства со стороны органов власти. Вопросы вознаграждения арбитражного управляющего В соответствии со статьей 56 Положения «В качестве управляющего должно назначаться независимое от кредиторов и должника физическое лицо, особо сведущее в деле и подходящее для данного конкретного случая». Таким образом, управляющим может быть только физическое лицо, причем в большинстве случаев – это специализирующийся на проведении процедуры несостоятельности адвокат. Статья 22 этого документа регулирует вопросы правового положения временного арбитражного управляющего. В ней, в частности, закреплено, что «Если назначен временный арбитражный управляющий, а на должника наложен запрет в отношении распоряжения имуществом, то права управления и распоряжения этим имуществом переходят на арбитражного управляющего.В этом случае временный арбитражный управляющий должен:
Статья 25 Положения («Отмена обеспечительных мер») гласит, что «Если полномочия распоряжаться имуществом должника перешли на временного арбитражного управляющего, то он до отмены своего назначения должен получить за счет имущества, которым он управлял, соответствующее вознаграждение». В соответствии со статьей 54 Положения – «Расходы по делу о несостоятельности» - к ним относятся:
В соответствии со статьёй 63 – «Вознаграждение арбитражного управляющего» - он имеет право требовать вознаграждение за управление предприятием, а также для покрытия разумных расходов, возникающих в связи с исполнением им своих обязанностей. Размер вознаграждения рассчитывается, исходя из стоимости конкурсной массы на момент завершения дела о несостоятельности (законодательство не содержит конкретных указаний на этот счет). Естественно, учитываются объем и сложность проведенной арбитражным управляющим работы. Если в отношении расходов по делу о несостоятельности предоставлена отсрочка, то арбитражный управляющий имеет право требовать вознаграждения и возмещения расходов из средств государственного бюджета, при условии, что стоимость конкурсной массы недостаточна для этого. Федеральное министерство юстиции уполномочено дополнительно регулировать вопросы вознаграждения арбитражного управляющего на основе издания соответствующих нормативных актов (предписаний). При этом органы власти не принимают участия в оплате труда арбитражного управляющего, даже если в компании, проходящей процедуру банкротства, представлены его интересы. Обеспечение защиты прав работников Вопросам защиты прав работников в процессе дела о несостоятельности уделяется большое внимание. Согласно статье 122 Положения суд дает согласие на проведение реорганизации предприятия, если это обусловлено его экономическим состоянием и при этом учтены социальные требования наемных работников. В статье 123 – «План социальных мероприятий» - говорится, что в таком плане, составляемом после открытия дела о несостоятельности, для компенсации или смягчения экономического ущерба, наносимого наемным работникам вследствие реорганизации предприятия, должна быть предусмотрена общая сумма средств в объеме заработной платы за два с половиной месяца для увольняемых работников предприятия. Обязательства, проистекающие из плана социальных мероприятий, относятся при распределении конкурсной массы к приоритетным обязательствам. При этом, однако, на удовлетворение требований в соответствии с планом социальных мероприятий (если не реализуется план банкротства) разрешено использовать не более одной трети стоимости конкурсной массы, которая при отсутствии такого плана была бы в распоряжении кредиторов и использовалась на цели удовлетворения их требований к должнику. В случае если совокупные требования по плану социальных мероприятий выходят за этот предел, то отдельные требования подлежат пропорциональному сокращению. До тех пор, пока в конкурсной массе имеются наличные средства, арбитражный управляющий должен с согласия суда по делам о несостоятельности осуществлять частичные платежи для покрытия требований, содержащихся в плане социальных мероприятий. План социальных мероприятий, составленный до открытия дела о несостоятельности, но не ранее, чем за три месяца до подачи заявления об открытии дела, может быть отклонен арбитражным управляющим или Советом предприятия. В этом случае требования наемных работников могут быть учтены при составлении плана социальных мероприятий в рамках уже открытого дела о несостоятельности. Если запланирована реорганизация предприятия и между арбитражным управляющим и Советом предприятия достигнут баланс интересов, в том числе в отношении работников, подлежащих увольнению и названых поименно, то положения Закона «О защите при увольнении» применяются следующим образом:
Если арбитражный управляющий увольняет работника, а тот, в свою очередь, подает жалобу, указывая, что трудовые отношения в связи с увольнением не расторгнуты или что допущена социальная несправедливость, то решение суда по трудовым спорам (земельного, первой инстанции, или федерального, второй инстанции) является обязательным для исполнения сторонами. Эти положения имеют силу и тогда, когда в основе проведения реорганизации лежит баланс интересов, а она осуществляется после продажи предприятия. В этом случае одной из сторон судебного разбирательства является новый владелец предприятия. Особенности банкротства отдельных категорий организаций Положение о несостоятельности имеет универсальный характер. Описание законодательных механизмов, регулирующих процедуры реорганизации коммерческих организаций Статья 122 Положения («Согласие суда на проведение реорганизации предприятия») гласит, что «Если планируется реорганизация предприятия, но между арбитражным управляющим и Советом предприятия в течение трех недель после начала переговоров или письменного приглашения начать переговоры, несмотря на своевременное и полном объеме информирования арбитражным управляющим Совета предприятия об этом, не удается достичь баланса интересов, как того требует статья 112 Закона о предприятиях, арбитражный управляющий может запросить согласие суда по трудовым спорам на проведение реорганизации». Справочно: Закон о предприятиях регулирует вопросы взаимодействия наемных работников и предприятия, как юридического лица, а также организационные формы такого взаимодействия. В целом эти вопросы регулируются шестой частью Положения – «План проведения процедуры банкротства». В соответствии со статьей 218 правом представления такого плана суду по делам о несостоятельности обладают арбитражный управляющий и должник. Представление плана должником может происходить одновременно с подачей заявления об открытии конкурсного производства. Если разработка плана возлагается на арбитражного управляющего собранием кредиторов, то он должен быть представлен суду по делам о несостоятельности в разумные сроки. При подготовке плана управляющим исполнительный комитет кредиторов (если таковой создан), Совет предприятия, исполнительный орган руководящих служащих предприятия и должник имеют право давать рекомендации. План должен состоять из констатирующей части, в которой описываются принятые и подлежащие принятию меры для обеспечения интересов участвующих сторон и прочие сведения, имеющие значение для кредиторов, и субстантивной части, где фиксируются изменения правового положения участников процедуры в результате реализации плана. Статья 222 Положения регулирует вопросы создания групп. При этом предписывается проводить разграничения между следующими категориями кредиторов:
Кредиторы, обладающие равным правовым положением, могут образовывать группы. Все участники каждой из групп обладают равными правами, а исключения допускаются только с их согласия. Работники предприятия должны быть объединены в отдельную группу. В статье 225 особо отмечается, что ответственность должника по денежным штрафам или аналогичным обязательствам не может быть снята или ограничена планом по окончании дела о несостоятельности. Любая сделка арбитражного управляющего, должника или иного лица с отдельными участниками процедуры банкротства, в результате которой они получают не предусмотренные планом выгоды, считается ничтожной. Если в плане проведения процедуры банкротства не установлено иного, должник освобождается от своих остаточных обязательств, а требования к нему со стороны кредиторов ограничиваются лишь предусмотренным в субстантивной части плана удовлетворением этих кредиторов. Если кредиторы должны получить покрытие своих требований за счет средств должника и за счет третьего, действующего предприятия, то к плану ведения дела о несостоятельности прикладывается опись имущества, в которой показываются предметы имущества и обязательства с указанием их стоимостного выражения (статья 229 Положения). Если в плане ведения дела о несостоятельности предусматривается продолжение деятельности предприятия должником, то к плану должно быть приложено его заявление о том, что он готов осуществлять такую деятельность. В случае, когда речь идет обществе без создания юридического лица или о коммандитном товариществе, основанном на акциях, к плану прилагается аналогичное заявление его участников, несущих персональную ответственность (статья 230 Положения). Суд по делам о несостоятельности в силу своих полномочий может в соответствии со статьей 231 Положения отклонить предложенный план, если:
Если план не отклонен (статья 232 Положения), суд по делам о несостоятельности направляет его на рассмотрение:
Далее следуют принятие и утверждение плана, утверждение прав голоса кредиторов и ряд некоторых других организационно-правовых процедур. Суд по делам о несостоятельности может принять решение об обособленном (отдельном) проведении голосования по плану. В этом случае промежуток времени между его обсуждением и временем проведения голосования не должен превышать одного месяца. На это голосование приглашаются только кредиторы, имеющие право голоса, и должник (статья 241 Положения). В отношении такого голосования может быть также принято решение о подаче голосов в письменной форме. Если оно приято, то суд по делам о несостоятельности направляет кредиторам, имеющим право голоса, бюллетени и сообщает им об их правах. Голоса учитываются только в том случае, если бюллетени поступили не позднее, чем за один день до проведения голосования. Для принятия плана кредиторами необходимо, чтобы в каждой группе (категории) кредиторов, имеющих право голоса:
При этом даже если необходимого большинства набрать не удалось, решение в пользу плана считается состоявшимся при условии, что:
После принятия плана проведения процедуры банкротства кредиторами и получения согласия с ним со стороны должника он должен быть утвержден судом по делам о несостоятельности, который перед принятием решения заслушивает арбитражного управляющего, исполнительный комитет кредиторов и должника. В утверждении может быть отказано по ряду правовых и формальных признаков. Заключительный раздел шестой части Положения регулирует вопросы выполнения принятого плана и контроля над его исполнением.
Вопросы защиты прав кредиторов, которым в Положении уделено особое внимание, самым тесным образом связаны с ответственностью участников (учредителей) предприятия и его органов управления. В соответствии со статьей 13 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество несет ответственность только принадлежащим ему имуществом. Закон, таким образом, исключает личную ответственность участников по обязательствам компании. Однако в исключительных случаях из этого положения могут делаться изъятия. Если, например, в ходе конкурсного производства в отношении ООО выясняется, что данное общество не владеет каким-либо имуществом, то оно:
Если конкурсное производство открыто в отношении общества без образования юридического лица или коммандитного товарищества, основанного на акциях, то личная ответственность его участника по обязательствам общества в период проведения процедуры банкротства может быть вменена ему только арбитражным управляющим. При возникновении кризисной ситуации Правлению предприятия настоятельно рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью. На орган управления в таких случаях возлагаются следующие обязанности:
В особых случаях в результате такой ситуации для Правления возникает целый ряд дополнительных обязанностей. В том числе, например, обязанность уведомить от лица акционерного общества органы управления другого общества различных форм собственности, в котором ему принадлежит значительная доля акций/паев/долей (статья 21 I). Аналогичные обязательства возникают при приобретении пакета акций, превышающим 50% акционерного капитала другой компании, созданной в любой организационно-правовой форме и действующей в соответствии с германским законодательством (статья 21 II). По Закону «Об операциях купли/продажи ценных бумаг» Правлению также вменяется в обязанность направлять подробные уведомления, если представляемая им компания приобретает, отчуждает или иным способом увеличивает, либо, соответственно, уменьшает свою долю в 5%, 10%, 25%, 50% или 75% в акционерном капитале другой компании, акции которой обращаются на фондовой бирже. В отношении Правления акционерного общества, акции которого котируются на национальной фондовой бирже, действует так называемая обязанность «Ad-hoc-Publizität» (статья 15 Закона «Об операциях купли/продажи ценных бумаг»). Её суть заключается в том, что новые обстоятельства, наступившие в деятельности компании и не известные широкому кругу заинтересованных лиц, должны безотлагательно публиковаться и, помимо этого, сообщаться соответствующей бирже, а также Федеральному ведомству по надзору над операциями с ценными бумагами. Если данная обязанность по недосмотру или намеренно нарушается Правлением, то это рассматривается как противоправное действие, караемое значительными денежными штрафами (та же статья). Правление акционерного общества по определению считается инсайдером, которому запрещено использование имеющейся у него инсайдерской информации. Если Правление, например, использует такую информацию, чтобы продать принадлежащие ему же акции заблаговременно (до того, как негативная инсайдерская информация станет общеизвестной), то данное деяние квалифицируется как недопустимая и наказуемая инсайдерская сделка (статья 12 того же Закона). Если акционерное общество не платит установленных налогов, то Минфин Германии может потребовать от Правления с указанием на его персональную ответственность, как органа управления, незамедлительно погасить задолженность. Особое значение это имеет для акционерных обществ, находящихся в кризисной ситуации. В соответствии с Положением о несостоятельности Суду по делам о банкротстве следует принять все меры для того, чтобы предотвратить ухудшение имущественного положения должника. Исходя из этого, в специальной юридической литературе обращается внимание на то, что деятельность ликвидационной комиссии должна носить предпринимательский характер, в том числе, с точки зрения формирования наибольшей по стоимости конкурсной массы для удовлетворения требований кредиторов. Для этого ликвидационная комиссия должна со ссылкой на роспуск АО пригласить кредиторов подать заявки об своих требованиях к несостоятельному должнику (ст. 267 закона «Об акционерных обществах»). Это процедура осуществляется путем троекратной и регулярной публикации в специальных изданиях (как правило, в «Бундесанцайгер»). Новые сделки могут заключаться только в тех случаях, когда этого требуют интересы ликвидации (ст. 261 закона «Об акционерных обществах»). Статья 115 Положения гласит, что «Выданный должником заказ (то есть в широком смысле договор купли/продажи), предметом которого является относящееся к конкурсной массе имущество, прекращает свое действие с момента открытия дела о несостоятельности». До тех пор, пока сторона, получившая заказ не знает об открытии конкурсного производства, такой договор считается действующим. Предъявляя требования о его исполнении, эта сторона договора становится кредитором. После погашения обязательств акционерного общества его правление распределяет оставшееся имущество между акционерами. В основу его раздела кладется доля каждого участника в акционерном капитале, при условии, что никто из акционеров не обладает преимущественными правами (ст. 271 закона «Об акционерных обществах»). При этом раздел имущества возможен только по истечении одного года после третьей публикации о ликвидации (ст. 272 закона «Об акционерных обществах»). Начало распределения имущества между акционерами имеет существенные правовые последствия, поскольку пока эта процедура не началась, общее собрание может принять решение о продолжении деятельности акционерного общества (для этого необходимо большинство голосов акционеров, представляющих три четверти акционерного капитала). В соответствии со статьей 97 Положения («Обязанность должника предоставлять сведения и содействовать ведению дела») должник обязан:
Если должник не является физическим лицом, эти положения относятся:
Ответственность участников (учредителей) по законодательству Германии настолько велика, что статьей 102 Положения предусматривается даже ограничение их конституционных прав в части, касающейся тайны переписки и телефонных разговоров. В соответствии со статьей 152 Положения арбитражному управляющему вменяется в обязанность ведение реестра всех кредиторов должника, о которых ему стало известно из торговых книг и деловых бумаг должника, в результате получения иных, предоставленных должником сведений, из заявок требований кредиторов, а также другим способом. В реестре различные категории кредиторов должны учитываться раздельно, в отношении каждого кредитора должны указываться основание для его требования и сумма требования. Статья 162 Положения регулирует вопросы отчуждения предприятия наиболее заинтересованным в этом лицам. К ним законодатель относит:
Важно отметить, что согласно статье 270 Положения – «Самостоятельное управление» - должнику может быть предоставлено право самому управлять конкурсной массой и распоряжаться ей под надзором поверенного. Решение об этом принимается судом по делам о несостоятельности. Уголовная ответственность по делам о банкротстве предусмотрена ст. 283 – 283d Уголовного кодекса ФРГ. Деяния такого рода рассматриваются как преступления против имущественных прав. Ст. 283 гласит, что: «(1) Лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом наказывается тот, кто при имущественной несостоятельности или при грозящей или наступившей неплатежеспособности:
а) составляя баланс таким образом, что получение информации об имущественном положении затрудняется; б) не составляя баланс своего имущества или не проводя инвентаризацию в установленные сроки;
(2) Также наказывается тот, кто, совершая указанные в части 1 действия, создает свою имущественную несостоятельность или неплатежеспособность. (3) Покушение наказуемо. (4) Кто в случаях:
(5) Кто в случаях:
(6) Деяние только тогда является наказуемым, когда лицо прекращает платежи и открывает конкурсное производство или отказывается от открытия производства ввиду отсутствия конкурсной массы. Статья 283с Предоставление преимуществ кредитору «(1) Тот, кто, зная о своей неплатёжеспособности, предоставляет кредитору гарантии либо удовлетворение, на которые кредитор не претендовал или претендовал не должным образом или не в срок, тем самым намеренно или сознательно предоставляет преимущества этому лицу перед остальными кредиторами, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом. (2) Покушение наказуемо. (3) Статья 283 абзац 6 действуют соответственно. Статья 283d «(1) Лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом наказывается тот, кто
(2) Покушение наказуемо. (3) В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до десяти лет. Особо тяжкий случай, как правило, имеет место, если лицо:
(4) Деяние только тогда является наказуемым, когда лицо прекращает платежи и открывает конкурсное производство или отказывается от открытия производства ввиду отсутствия конкурсной массы. Требования к переходу прав и обязанностей Вопросы перехода прав управления и распоряжения имуществом должника регулируются статьёй 80 Положения. В соответствии с ней с открытием дела о несостоятельности права должника управлять и распоряжаться имуществом, относящимся к конкурсной массе, переходят на арбитражного управляющего. Если должник в день открытия дела о несостоятельности воспользовался своим правом распоряжения имуществом, то предполагается, что это действие было совершено после открытия дела. Согласно статье 107 (1) Положения («Оговорка в отношении прав собственности»), если должник до открытия дела о несостоятельности продал какое-то движимое имущество с оговоркой в отношении перехода прав собственности и передал покупателю право владения этим имуществом, то покупатель имеет право исполнения договора купли/продажи. Это относится и к иным обязательствам должника, если они не выполнены или выполнены не полностью. Если должник до открытия дела о несостоятельности приобрел какое-либо движимое имущество на условиях оговорки в отношении прав собственности, но с правом владения этим имуществом, то арбитражный управляющий, потребовавший от продавца воспользоваться своим правом выбора, должен незамедлительно информировать продавца о сроке представления сообщения о его выборе. Справочно: по законодательству ФРГ оговорка в отношении прав собственности – это средство, обеспечивающее переход на покупателя права собственности на отчужденное имущество только после полной его оплаты. В целом переход прав и обязанностей оформляется договором между арбитражным управляющим и приобретателем имущества (прав/обязанностей). Ответственность членов ликвидационной комиссии Первое упоминание об органах кредиторов содержится в статье 59 Положения. Она гласит, что освобождение от должности арбитражного управляющего может осуществляться по представлению исполнительного комитета кредиторов или собрания кредиторов, которому арбитражный управляющий после окончания его полномочий должен представить отчет. Статья 67 положения посвящена назначению судом по делам о несостоятельности исполнительного комитета кредиторов, причем эта процедура должна предшествовать первому собранию кредиторов. В исполкоме кредиторов должны быть представлены кредиторы, пользующиеся преимущественными правами, кредиторы, имеющие наиболее крупные требования к должнику, а также мелкие кредиторы. В исполком должен входить один представитель работников по найму, если эта категория кредиторов не имеет значительных требований к должнику. Решение о создании исполкома принимается собранием кредиторов. Задачами исполкома в соответствии со статьей 69 Положения являются содействие арбитражному управляющему в ведении дел предприятия и надзор за его действиями. Вопросы ответственности исполнительного комитета кредиторов регулируются статьей 71 Положения. Согласно этой статье на членов комитета может быть возложена ответственность за нанесение ущерба только в случае виновного нарушения ими своих обязанностей. При этом они несут ответственность не перед всеми участниками дела о несостоятельности, а только перед кредиторами первой очереди (пользующимися привилегированными правами удовлетворения своих требований из имущества должника) и кредиторами должника. Отдельные кредиторы должника могут нести ответственность за причиненные убытки. Это имеет место, если они в ущерб общим интересам кредиторов в отношении удовлетворения их требований, или в ущерб интересам должника по минимизации объема задолженности, занимаются разного рода махинациями. Оспаривание сделок, совершенных должником в преддверии банкротства Регулированию этих вопросов посвящен третий раздел Положения. В соответствии с базовой нормой (статья 129) «Юридические действия, осуществленные до открытия дела о несостоятельности и ущемляющие права кредиторов, могут быть оспорены арбитражным управляющим». В рамках так называемого конгруэнтного обеспечения (статья 130) могут быть оспорены юридические действия, в результате которых кредитору была обеспечена гарантия или предоставлено удовлетворение,
В случае так называемого инконгруэнтного обеспечения (статья 131) могут быть оспорены юридические действия, в результате которых кредитору была обеспечена гарантия или предоставлено удовлетворение, на которые он не должен был претендовать, или претендовать в таком виде, либо в такое время,
Равным образом в суде могут быть оспорены преднамеренные действия должника, наносящие ущерб кредиторам. Правовые последствия таковы. То, что из имущества должника в результате оспариваемых действий было отчуждено, отдано, передано (с переходом права собственности), должно быть возвращено в конкурсную массу. Предписание в отношении неоправданного обогащения, при котором выгодоприобретатель знал о неправомерности своих действий, имеют ту же силу. |