Общая характеристика курса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Общая характеристика курса - страница №1/1






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС - 2010 года издания и авторской программой по окружающему миру для 1-4 классов Плешакова А.А..

В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на работу по учебнику «Окружающий мир» в 1 классе, автор: А. А. Плешаков, в средней общеобразовательной школе села Красносельского Прохладненского района.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введен модуль ОБЖ.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Kaк? Когда? Почему? Зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.



Цель данной программы:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.



Задачи:

- Изучить различные процессы и явления окружающего мира;

-Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;

- Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;

- Развить представление о пространстве и времени.

-Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;


Основные типы учебных занятий.

Урок – наблюдение

Урок – поиск

Урок - игра

Урок - практикум

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующим требованиям:

- опора на актуальные для этого возраста вида деятельности – урок – игра.

Формы организации учебного процесса
Урок – основная форма организации учебного предмета. В нём сочетаются фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Формы контроля

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


Виды контроля:

входной, текущий, итоговый

фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточкам, тест.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир

в 1-м классе является формирование следующих умений:

-Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

-Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

-Развивать эколого-этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).



Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих УУД:



Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

-Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью,

рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.



Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Формировать умение работать в группах и парах.

-Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-государственную символику России: флаг, герб, гимн;

-государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- вести наблюдения в природе.

-различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

-называть основные особенности каждого времени года,

- уметь определять своё отношение к миру;

-знать названия дней недели;

-вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

-выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

-объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

-группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

-различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

- различать овощи и фрукты;

-выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

-особенности труда людей наиболее распространённых профессий.

-оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

-правила ОБЖ, уличного движения:

-знать безопасную дорогу от дома до школы;

-знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,

-правила перехода улицы;

-знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

-назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

- правила сохранения и укрепления здоровья;
В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:

-Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);

-Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.

Учебно - тематическое планирование

п. п.


Название разделов и тем.

Кол.

Часов


Формы контроля.

№ №

уроков


1.

Задавайте вопросы!

1

Входной

Фронтальная беседа



1

2.


Что и кто?



10

Фронтальная беседа

Тестирование.

Практическая работа.

.


2-11

3.

Как, откуда и куда?


6


Текущий.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

10-16


4.


Где и когда?



5


Текущий.

Индивидуальный.

Фронтальная беседа..

Тестирование.

Практическая работа


17 - 21


5.


Почему и зачем?



11


Текущий.

Решение кроссвордов.

Индивидуальный опрос.

Фронтальная беседа.

Тестирование.


22 - 33

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Задавайте вопросы (1 ч)

Раздел «Что и кто?» (10 ч)

№ урока

Название

Содержание

1.

Задавайте вопросы!


Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

2.

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?



Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.



3.

Что мы знаем о Москве?

Проект «Моя малая Родина»



Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.



4.

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?





Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.



5.

Что общего у разных растений?

Что растёт на подоконнике?




Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.



6.

Что растёт на клумбе?

Что это за листья?

Что такое хвоинки?



Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.


7.

Кто такие насекомые?


Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.

8.

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?




Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.



9.

Кто такие звери?

Что такое зоопарк?



Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

10.

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?




Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.



11.

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета?




Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.



Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Презентация проекта «Моя малая Родина».



Раздел «Как, откуда и куда?» (6 ч)

№ урока

Название

Содержание

1.

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?




Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.


2.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Как путешествует письмо?




Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.



3.

Куда текут реки?

Откуда берутся снег и лёд?




Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.



4.

Как живут растения?

Как живут животные?





Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.



5.

Как зимой помочь птицам?

Откуда берутся шоколад, изюм м мёд?



Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.


6.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Откуда в снежках грязь?




Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Экскурсия: Как путешествует письмо.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Презентация проекта «Моя семья».


Раздел « Где и когда?» (5 ч)

№ урока

Название

Содержание

1.

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа»

Когда придёт суббота?


Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.


2.

Когда наступит лето?

Где живут белые медведи?




Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.


3.

Где живут слоны?

Где зимуют птицы?




Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.



4.

Когда жили динозавры?

Когда появилась одежда?



Знакомство с эпохой жизни динозавров, их разнообразием.

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).



5.

Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?




История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.



Проект: «Мой класс и моя школа».


Раздел «Почему и зачем?» (11 ч)

№ урока

Название

Содержание

1.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Почему Луна бывает разной?




Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.



2.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Почему звенит звонок?



Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.



3.

Почему радуга разноцветная?

Почему мы любим кошек и собак?




Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.



4.

Проект «Мои домашние питомцы»

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?



Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.



5.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Почему их так назвали?



Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

История возникновения названий предметов.



6.

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?



Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.



7.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор.



Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет.



8.

Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда?




Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.



9.

Зачем строят корабли?

Зачем строят самолёты?




Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.




10.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?



Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.




11.

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово «экология»?




Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.



Практические работы: Фотографировать домашних животных (кошку, собаку). Простейшие правила гигиены.

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

П.П


Тема урока



Кол.

Час.


План.

дата


Дата проведен.




1 четверть - 9часов.

9







1.

Задавайте вопросы! Как мы будем находить

ответы на свои вопросы.



ОБЖ. Правила эвакуации и поведения учащихся по сигналам ГО.

1

06.09.







Что и кто?

8







2.

Что такое родина? Что мы знаем о народах России?

1

13.09.




3.

Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина»

1

20.09.




4.

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

1

27.09.




5.

Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике?

1

04.10.




6.

Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки?

1

11.10.




7.

Кто такие насекомые?

ОБЖ. Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила поведения.

1

18.10.




8.

Кто такие рыбы? Кто такие птицы?

1

25.10.




9.

Кто такие звери? Что такое зоопарк?

1

01.11.







2 четверть – 7 часов.

7







10.

Что окружает нас дома? Что умеет компьютер?

1

15.11.




11.

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета?



1

22.11.







Как, откуда и куда?

6







12.

Как живет моя семья?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?



1

29.11.




13.

Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо?

ОБЖ.Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила поведения.

1

06.12.




14.

Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед?

1

13.12.




15.

Как живут растения? Как живут животные?

1

20.12.




16.

Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад , изюм и мед?

1

27.12.







3 четверть – 9 часов.

9







17.

Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

ОБЖ. Безопасное поведение на льду. Новогодние праздники и правила поведения на них.

1

17.01






Где и когда?

5







18.


Когда учиться интересно? Проект " Мой класс и моя школа"

Когда придет суббота?



1


24.01




19.

Когда наступит лето? Где живут белые медведи?

1

31.01




20.

Где живут слоны? Где зимуют птицы?

1

07.02




21.

Когда жили динозавры? Когда появилась одежда?

1

14.02




22.

Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

ОБЖ. Безопасное поведение дома в различных бытовых ситуациях.

1

28.02







Почему и зачем?

11







23.

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной?

1

07.03




24.

Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок?

1

14.03




25.

Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак?

1

21.03







4 четверть- 8 часов.

8







26.

Проект "Мои домашние питомцы"

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?



ОБЖ. Безопасное поведение на природе.

1

04.04




27.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Почему их так назвали?



ОБЖ. Подготовка учащихся к проведению Дня защиты детей.

1

11.04




28.

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?



1

18.04




29.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор?



1


25.04




30.

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

1

02.05




31.

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?

ОБЖ. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

1

16.05




32.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?



1

23.05




33.

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово «экология»



ОБЖ.Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения на летних каникулах.

1

30.05







ИТОГО

33









Учебно - методическое обеспечение

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2010;

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.

6. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1класс.

7. Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2006.

8. Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.
Материально – техническое обеспечение:


  1. Классная доска.

  2. Магнитная доска.

  3. Персональный компьютер с принтером

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

Литература и интернет ресурсы

1. Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.



  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

3.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. М., Просвещение, 1985г

4.Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1971г.

5.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение, 1981г.

6.Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом. М., Лесная промышленность, 1990г.

7.Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО

8.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004г.