Образовательная программа Проект фэп «Школа индивидуального образования» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Образовательная программа (начальная школа) 14 5429.35kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 684.8kb.
Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое... 19 8538.32kb.
Образовательная программа основного общего образования Муниципального... 8 4268.12kb.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального... 5 1983.15kb.
Образовательная программа «Начальная школа 21 века» 1 73.04kb.
Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №3... 8 3923.76kb.
Microsoft Power Point Рекомендации в свободной форме: 1-2 слайд Титульный... 1 17.39kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу... 12 4866.54kb.
Пионерская организация 1 35.97kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа Проект фэп «Школа индивидуального образования» - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательный лицей №6»

Кировский район

г. Красноярск
Инновационная образовательная программа

Проект ФЭП «Школа индивидуального образования»
Директор лицея № 6 Алексей Викторович Лапков

Адрес 660094, Красноярск, ул. Кутузова 52

Телефоны (3912) 607201, (3912) 60-98-41

e-mail: gsi006@kraslan.ru

сайт: http://liceum6.ru

Приказ о присвоении статуса ФЭП № 691 от 04.03.02

Научный консультантдоцент КрасГУ, кандидат философских наук
Мария Моисеевна Миркес

Аналитическая записка

Приоритетная задача развития лицея - выход из образовательного пространства в социальное через социальное партнерство учащихся, родителей, педагогов, бизнес-партнеров и общественности.

Новое содержание получило взаимодействие администрации и педагогов лицея с учащимися и родителями учащихся. Создан и реально работает Местный общественный фонд развития лицея (МОФ), который играет ведущую роль по созданию условий развития лицея и укреплению его материальной базы. МОФ апробирует и оформляет партнерство в образовании и осуществляет выход на постоянно действующую схему образовательного процесса, в который будут включены представители «реального мира взрослых», понимающие необходимость в новом поколении, умеющем работать и быть успешным.

Цели и основные идеи

Создание «Школы индивидуального образования» в рамках массовой школы обеспечит самоопределение и самореализацию каждого субъекта образовательного процесса.

Согласно нашей идее лицей состоит из двух виртуальных пространств, в которых происходит соответственно массовое и индивидуальное образование.

Создание Школы индивидуального образования означает такое обустройство образовательного пространства, которое обеспечит:


  • инициирование самоопределения участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, возможно, родителей – и выстраивания ими индивидуальных образовательных траекторий;

  • поддержку, образовательное обеспечение и консультирование субъектов Школы;

  • оформление прецедентов самоопределения, выстраивания образовательной траектории, движения по этой траектории и ее коррекции;

  • предъявление этих прецедентов всем участникам образовательного процесса.

Преодоление внешних и внутренних границ образовательного пространства лицея, требующее рефлексии и самоопределения, позволит любому участнику образовательного процесса различать ситуации самоопределения, развития и обучения.

Принципы устройства образовательного пространства:

  • разнообразие,

  • открытость,

  • продуктивность.

Такое обустройство возможно, на наш взгляд, за счет создания активного, сложноустроенного образовательного пространства, двигаясь в котором, ребенок (и любой другой участник образовательного процесса) начинает самоопределяться, проектировать собственное становление и реализовывать себя как в учебных предметах, так и на поприще общественных дел, личного творчества и так далее.


Исходные теоретические положения

Следуя Б. Д. Эльконину, мы считаем, что именно преодоление границ сложноустроенного пространства обеспечивает необходимую для развития (понимания и становления себя) событийность.



Для этого части пространства и – главное – границы между ними должны быть означены и предъявлены всем «жителям» пространства, преодоление границ должно требовать напряжения и быть представлено самому субъекту движения.

Индивидуальное образование обеспечивается за счет:

  • разворачивания веера возможных образовательных программ, представленных кружками, элективными курсами, факультативами, спецкурсами, профильными классами, социальными практиками и проектами и другими общественными делами;

  • предоставления возможности выбора образовательной программы, на основе этого выбора формируется индивидуальная образовательная траектория учащегося;

  • создание сложноустроенного образовательного пространства, собирающего в себе упомянутый веер образовательных программ;

  • особая работа педагогов, направленная на педподдержку в самоопределении учащегося и обеспечение действительного личного выбора;

  • представления учащимся различных образов взрослого человека (встречи с учеными, спортсменами, бизнесменами…, привлечение к работе в лицее преподавателей и студентов вузов города, родителей…);

  • богатого списка дополнительных образовательных услуг.

Индивидуальное образование может проходить на разном материале: в рамках базовых или дополнительных учебных предметов, в художественном творчестве, спорте, в общественно значимых делах, через личные и коллективные инициативы (овладение сложным предметным материалом, участие в олимпиадах и конференциях, создание газеты и написание стихов, обустройство кабинета, проведение дискотеки, проведение маркетинговой акции, создание журнала для предприятия партнера, получение разряда в спорте, подготовка и поступление в вуз …).

Действия по реализации проекта

В образовательное пространство лицея эффективно внедряются социальные практики, направленные на получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладения этим опытом, разрешение конкретной социальной проблемы за счёт собственной активности, совместной деятельности учащихся и взрослых.

Ежемесячно проводится семинар, на котором решаются проблемы социализации образования, выхода в открытое образовательное пространство, индивидуализации образования. Инициативная группа педагогов и учащихся выявила и привлекла возможных социальных партнёров:

  1. Автоколонна № 1265,

  2. Сервис-центр «Volvo» - КАМАЗ,

  3. Детский противотуберкулезный санаторий «Пионерская речка»,

  4. Дом малютки,

  5. Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями,

  6. Агентство общественных инициатив,

  7. Городской совет ветеранов

  8. СЗТМ,

  9. ЖЭУ № 5,

  10. ООО «Хозяюшка» и др.

Создается образовательная программа, отражающая систему работы с партнёрами. Эффективно решается главная задача социальных практик – развитие у жителей района и города, лицеистов и всех партнёров чувства единства, солидарности, гражданской активности и ответственности за новое поколение через совместные реальные дела.

Представлен первый положительный опыт социуму на Ярмарке хлеба, Ярмарке цветов, через волонтёрское движение и участие в грантовых проектах:

«Живая память»,

«Общение без преград»,

«Мы поможем»

«Мы поможем сказать наркотикам: Нет!» и др.

В результате выпускник лицея имеет реальный опыт собственных действий в различных предметах и областях деятельности, сформированные жизненные ценности и интересы, что задает его высокую конкурентоспособность на жизненном пути

Определена структура практикума «Образовательное партнерство»:


  • Координационный Совет (представители всех сторон)

  • Экспертный совет – бизнес-партнеры лицея

  • Кураторы проектов и практик – бизнес-партнеры лицея

  • Предъявители практик и проектов

Требования к проектам и практикам

    • Личная заинтересованность (цель должна быть интересна лично);

    • Практика должна выходить за рамки группы проектировщиков, менять социальную ситуацию в лицее, районе, мире…

    • Практика должна решать какую-либо проблему в каком-либо реальном деле и, в частности, в лицее.

    • Приветствуются практики, решающие проблему в деле партнеров,

    • Результаты практики должны быть ясно видны (доступны экспертизе),

    • Практика должна предполагать новое дело, выходящее за рамки возможностей его авторов. Дело должно быть сложным и интересным, оригинальным.

Определены этапы движения и ожидаемые результаты

Этапы движения:

  • Пробное совместное действие (конкурс стипендий). Вовлечение в партнерство родителей и других взрослых.

  • Формирование соответствующего образовательного института.

  • Конструирование различных форм партнерства в образовании.

  • Выход на постоянно действующую схему образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • У детей будет формироваться способность к автономному действию.

  • Последовательные образовательные акции, в результате которых:

  • Будут заданы новые нормы труда педагогов, заданы новые ориентиры на новое содержание образования, в основе которого лежит формирование базовой компетенции.

  • Будут активизированы различные субъекты территории и сформирована площадка, на которой они смогут обсуждать будущее территории и соответствующие установки для образовательного процесса.

Апробируются и оформляются конкретные формы реализации партнерства в образовании.

Экспериментальная работа направлена на расширение образовательного пространства через создание новых мест для индивидуального образования, на проектирование и внедрение новых форм образования, на организацию индивидуального сопровождения учащихся и педагогов в исследовательской и проектной деятельности.

Проблемы социального партнерства решаются и через взаимодействие с разными образовательными учреждениями:


  • Факультет довузовской подготовки КГМА по программам медико-биологического класса.

  • КрасГУ – Правовая и Математическая школы.

  • КГПУ – индивидуальное сопровождение учащихся и педагогов в исследовательской и проектной деятельности.

  • Федерация Интернет – образования, Детский образовательный центр – информатизация образовательного пространства.

Начиная с 2004-2005 учебного года, проводятся проектные семинары с учащимися 9-х классов, родителями учащихся и учителями лицея по созданию образовательного заказа на профильное образование в 10-11 классах на следующий учебный год.

Определены проблемы, связанные с образовательными результатами учащихся:

  • отсутствие коммуникативной компетентности,

  • неспособность к автономному действию,

  • неумение применить полученные знания на практике,

  • низкая мотивация к образованию

Отсюда следующая задача: выстроить систему элективных курсов так, чтобы она соответствовала специфике старшего школьного возраста и решала выявленные проблемы.

Основная проблема внедрения проекта «Социальная практика как новый формат элективного курса» состоит в осуществлении мониторинга результативности, в отсутствии критериев внутренней и внешней экспертизы, над определением которых работает проектная группа.

На семинаре по выработке критериев профессионального стандарта педагога и критериев оценки деятельности ОУ по трем уровням принято «Положение о поощрениях педагогов», в основе критериев которого положительная динамика результативности педагогической и инновационной деятельности.


Параметры, по которым отслеживается успешность движения в проекте

  1. Участие родителей в создании системы дополнительного образования и оформление гражданского заказа на образование

  2. Точки инициативности детей в образовательном процессе (что происходит по их инициативе, их средствами и лежит на их ответственности?).

  3. Количество детских и учительских проектов, успешно реализующихся в лицее.

  4. Заказы учителей на самообразование.

  5. Отслеживание намерений выпускников по отношению к их будущему. Судьбы выпускников.

  6. Прецеденты соорганизации инициатив: конфликтность или договаривание, совместное действие.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД 2003-2010 ГОДА
Расширение рамок проекта ФЭП «Открытое индивидуальное образование» через формирование гражданского заказа.


п/п

Мероприятие (задача)

Предполагаемый результат

Срок реализации

Примечания

1.

Выстраивание общественного управления образованием в лицее.


  1. Реальное участие МОФ и Совета старшеклассников в управлении образованием в лицее (практико-ориентированная деятельность, привлечение партнеров в образование.

  2. Делегирование ряда полномочий МОФ и Совету старшеклассников (организация социально-профессиональных практик).

  3. Становление детской организации «Радуга»

2004-2007

2006


2004-2007

На данный момент МОФ в большей мере привлекает дополнительные финансовые ресурсы для материально-технического оснащения лицея.

2.

Вовлечение в обсуждение и проектирование образования в лицее учащихся, родителей, общественности.

  1. Совместно принятые локальные акты лицея.

  2. Нормативно оформленные инициативы в образовании.

  3. Активное участие в конкурсах социальных грантов, проводимых Краевым Комитетом Молодежи

2006-2007

2007


2004-2010

По инициативе МОФ учрежден стипендиальный фонд для одаренных учащихся

3.

Создание партнёрских отношений учащихся и педагогов лицея с родителями и бизнес-партнерами, жителями микроучастка лицея.

  1. Самостоятельно организованные учащимися акции и мероприятия.

  2. Становление традиций в проведении совместных акций и мероприятий для микрорайона (Зимний праздник «Разгуляй», Масленица, Праздник детства, День Лицеиста, День здоровья).

2006-2010
2009

В лицее есть положительный опыт проведения мероприятий для жителей микрорайона и участия в грантовых конкурсах.


Повышение качества образования


п/п

Мероприятие (задача)

Предполагаемый результат

Срок
реализации


Примечания



Поиск и внедрение новых форм погружения в учебный предмет, профильные погружения

  1. Повысится мотивация учащихся к обучению.

  2. Будут ликвидированы пробелы и систематизированы знания учащихся.

  3. Учащиеся получат опыт проектной деятельности.

  4. Высокие результаты ЕГЭ.

  5. Готовность и осознанный выбор учащимися профильного класса.

2005-2010

(по особому плану)








Разработка и внедрение индивидуальных программ для одаренных детей.

1. Увеличение количественных и качественных показателей участия в предметных олимпиадах, НОУ, интеллектуальных конкурсах.

2005-2010






Повышение профессионального уровня педагогов

1. Положительная динамика количества учащихся, овладевших ключевыми компетентностями.

2. Внедрение педагогами эффективных технологий и программ обучения.



2003-2010






Учреждение конкурса «Золотой глобус». Разработка Положения о конкурсе.

        1. Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности.

2005






Внедрение современных технологий, методов и форм обучения

Системное внедрение ИКТ в образовательный процесс

Внедрение практикоориентированных методов обучения.

Внедрение деятельностного метода.



1. Повышение мотивации учащихся к образованию.

2. Овладение учащимися способами самостоятельного изучения предмета и применения полученных знаний на практике.




2003-2010





Создание системы предпрофильного и профильного образования,
ориентированной на индивидуализацию и социализацию образования.



п/п

Мероприятие (задача)

Предполагаемый результат

Срок
реализации


Примечания

1.

Внедрение новых форм в систему взаимодействия с КрасГУ, КГМА, КГПУ по предпрофильному и профильному образованию учащихся и педагогов.

  1. Высокий уровень исследовательских, творческих, проектных работ учащихся и педагогов.

  2. Положительная динамика сдачи ЕГЭ и поступления в вузы.

  3. Выход за рамки лицея, стабилизация партнерских отношений, привлечение новых социальных партнеров.

2006-2010
2006-2010
2006-2010


В лицее отработана система взаимодействия с вузами по проблемам профильного образования.

2.

Разработка и внедрение новых образовательных форматов, направленных на формирование компетенций (коммуникативная, умение работать с проблемой, способность к автономному действию).



  1. Наличие нормативной базы (договоры, совместная программа работы).

  2. Внедрение проекта «Социальная практика как новый формат элективного курса».

  3. Появление новых проектов.

  4. Сформированные компетенции (коммуникативная, умение работать с проблемой, способность к автономному действию)

  5. Разработаны технологии (методики) организации, проведения акций, мероприятий по предъявлению учащимися образовательных результатов в проектной, исследовательской, практико-ориентированной деятельности.

2004-2007
2004-2007
2005-2010

2006-2010

2006-2010


В лицее отработан механизм поиска партнеров в образовании и взаимодействия с ними.
Выход за рамки лицея, стабилизация партнерских отношений, привлечение новых социальных партнеров и ресурсов

3

Внедрение БУП-2004.

  1. Новое расписание занятий в профильной школе, с учетом модулей и индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

  2. Широкий спектр элективных профильных курсов нового формата.

2006-2007

2006-2010



Выход на городское профессиональное сообщество по профильному образованию

4

Выход на городское профессиональное сообщество по профильному образованию через проведение городского методического фестиваля.

  1. Становление партнерских отношений в профильном образовании.

  2. Взаимовыгодное использование ресурсов сообщества.

2006-2010
2007-2010





5

Создание web-страницы по профильному образованию на сайте лицея.

  1. Своевременное отражение информации о достижениях, проблемах и перспективах профильного образования в лицее.

2006-2010

Информация для педагогов, учеников, родителей, партнеров по образованию.


Информатизация образовательного процесса


п/п

Мероприятие (задача)

Предполагаемый результат

Срок реализации

Примечания



Создание Информационного центра

  1. Появление механизма управления информационного пространства лицея, оперативно реагирующего на изменения контингента учащихся и преподавательского состава

2005-2007






Создание единой локальной сети. Организация постоянного доступа к средствам Интернет для учителей и учащихся.

  1. Вся вычислительная техника лицея будет объединена в единое информационное пространство и иметь постоянный выход в Интернет.

  1. Участие в телекоммуникационных проектах.

  2. Обмен информацией с другими ОУ посредством Интернет.

  1. Разработка и внедрение модели районного компьютерного фестиваля с привлечением преподавателей вузов и компьютерных фирм.

2003-2005

2003-2009


2005-2009

Материально-техническая база

Информационное взаимодействие с другими ОУ



Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  1. Внедрение ИКТ в образовательный процесс.

  2. Внедрение сетевой оболочки «КМ-школа» в образовательный процесс лицея.

  3. Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса.

  4. Участие в краевом проекте дистанционного образования детей-инвалидов.

2005-2006

2006-2007


2007-2009

2006-2009



Образовательный процесс



Курсовая подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

  1. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.




2005-2009

Методическая поддержка педагогов



Организация дополнительного образования лицеистов.

  1. Увеличение числа учащихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; участие в сетевых образовательных проектах; работа лицейского компьютерного клуба – программирование, создание мультипликационных образовательных работ, видео и аудио монтаж, компьютер для младших школьников и пр.

2005-2009






Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс

  1. Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера.

2007-2008

Методическая поддержка педагогов


Здоровье сохраняющее направление




Мероприятие

Предполагаемый результат

Срок реализации

Примечание



Создание системы мониторинга здоровье сберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении

Получение объективной и всесторонней информации о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его развития на основе здоровье сберегающей деятельности.

2006-2010

В лицее проходят разовые мероприятия по отслеживанию состояния здоровья учащихся.



Совершенствование психологической службы в лицее.

  1. Создание особого положительного микроклимата в лицее.

  2. Своевременное решение конфликтных ситуаций.

2006-2010

Выстраивается система работы психолога по решению конфликтных ситуаций в учебном процессе в направлении учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-родитель.



Активное участие в грантовых проектах направленных на создание условий для занятий спортом

Выход за рамки лицея.

Появление новых проектов.

Разработка новых форм массовой пропаганды здорового образа жизни.


2005-2007

Учащиеся лицея под руководством учителей выиграли и реализовали гранты: «Мы за будущее без СПИДа», «Мы поможем каждому сказать наркотикам нет!»,



Пропаганда здорового образа жизни среди жителей микрорайона

Проведение ежегодной лицейской спартакиады на уровне микрорайона.

Выход за рамки лицея, привлечение новых партнеров по спортивным мероприятиям.



2005-2007

Лицейская спартакиада проходит в лицее с 2000 года.



Привлечение новых партнеров в систему дополнительного образования с целью появления новых мест для занятий спортом

Стабилизация процесса нарушения здоровья, в том числе ОДС.

Общеукрепляющее воздействие на организм, направленное на улучшение деятельности всех систем и органов.

Новы спортивные секции, высокий процент занятоти учащихся во внеурочное время.


2005-2007

Разработана и реализовывается система занятий лечебной физкультуры при сколиозе.

В лицее отработана система взаимосвязи с спортивными организациями района