Образование: начальное профессиональное образование - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образование: начальное профессиональное образование профессия: оператор... 1 195.94kb.
Образование: начальное профессиональное образование профессия: хозяйка... 1 229.47kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 336.08kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 353.51kb.
Образование: начальное профессиональное образование 1 144.27kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины стратегический маркетинг Кафедра... 4 548.35kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины банковские информационные системы... 4 640.99kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины разработка банковских информационных... 1 328.25kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины теория экономических информационных... 1 331.6kb.
Учебная программа дисциплины пс рупд 1 204.73kb.
Направление 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное... 1 19.37kb.
Огнева М. В., №219-953-030 Приложение №5 Краткие рекомендации для... 1 99.17kb.
- 4 1234.94kb.
Образование: начальное профессиональное образование - страница №1/1


СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


___________________________________________________________

ПРОФЕССИЯ: СБОРЩИК ОЧКОВ

ОСТ 9 ПО 02.7.2-2000

Издание официальное


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Управление кадровой Заместитель Министра

политики Министерства образования Российской

Экономики Российской Федерации

Федерации

В.А. Болотов


" 28 " марта 2000 г. " " ___________2000 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ: СБОРЩИК ОЧКОВ


ОСТ 9 ПО 02.7.2-2000


Издание официальное
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Управление кадровой Заместитель Министра

политики Министерства образования Российской

Экономики Российской Федерации

Федерации

В.А. Болотов


“ 28 " марта 2000 г. " " ___________2000 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ
Начальное профессиональное образование

Initial vocational education

Профессия: Сборщик очков

Profession: Assembler of spectacles


ОСТ 9 ПО 02.7.2-2000

Дата введения __________________


Пояснительная записка

к федеральному компоненту Государственного образовательного

стандарта начального профессионального образования

по профессии “Сборщик очков”:

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии “Сборщик очков” включает документы:

______________________________________________________________________

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания отраслевого и профессионального циклов обучения.

Организация обучения по профессии осуществляется на основе Перечня профессий начального профессионального образования.

Документы, определяющие федеральный компонент содержания общетех-нического цикла обучения представлены в виде стандарта по предмету: “Черчение”, который издается отдельным выпуском.

При организации обучения лиц, имеющих основное общее образование и получающих в учреждениях начального профессионального образования среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руководствоваться документами, определяющими федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (с учетом профиля подготовки).

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а так же их теоретические основы.

В структуре федерального компонента содержания общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов выделены блоки учебного материала (общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный), предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой).

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 уровень - продуктивное действие, то есть создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации, на основе изученных ранее типовых действий.

При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:

- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

- уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения по профессии “Сборщик очков” разрабатываются образовательными учреждениями НПО на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию, а также программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Минобразования России и с учетом национально-региональных условий.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и уровни их усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит одним из оснований для выдачи выпускникам документов государственного образца об уровне образования и квалификации.

Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА




  1. ПРОФЕССИЯ начального профессионального образования:

Сборщик очков

Профессия по ОК 016-94:

Сборщик очков (3-4 разряд)




  1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ

Сборка очков для коррекции зрения.


  1. КВАЛИФИКАЦИЯ

В системе непрерывного профессионального образования профессия “Сборщик очков” относится к 3-й ступени квалификации.

Уровень общего образования, требуемый для получения профессии в ее рамках - среднее (полное) общее; уровень профессионального образования – начальное профессиональное.

Тарификация работ (группа квалификации) сборщика очков устанавливается на предприятии совместно с образовательным учреждением в соответствии с действующей системой тарификации, в зависимости от характера изготавливаемых изделий.

Повышение квалификации сборщика очков осуществляется:

- в образовательных учреждениях и на предприятиях для обновления и расширения знаний и умений, а также для достижения более высокой квалификации в данной сфере профессиональной деятельности.
4. Содержательные параметры профессиональной деятельности.


Виды профессиональной
деятельности

Теоретические основы
профессиональной деятельности

1

2

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Выполняет сборку простых оптических узлов.


Виды, марки и сорта используемых материалов, их свойства.

Допуски и технические измерения.

Правила чтения чертежей и схем.

Сведения из геометрической оптики.

Технология слесарных и слесарно-сборочных работ.

Назначение и приемы выполнения основных слесарных операций.

Технология сверления и зенкования.

Сведения из технической механики.

Технология сборки неразъемных соединений сваркой, пайкой, клепкой и склеиванием.

Виды разъемных соединений, используемые в оптических узлах.

Оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для сборки оптических изделий, их устройство и приемы работы.

Методы и средства контроля качества обработки и сборки.

Требования к организации рабочего места и безопасности труда при выполнении сборки простых оптических узлов.


Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических требований, норм и правил по охране труда.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса.

Основные положения Законодательства по охране труда.

Правила безопасности на предприятии и в мастерских.


Анализирует экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности.


Экономика отрасли и предприятия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Читает прописи рецептов для простой коррекции зрения.


Нарушения зрения, их основные причины и возможность коррекции.

Правила чтения прописи рецептов для коррекции зрения.




Выполняет проверку очковых линз.


Способы проверки рефракции и оптического центра линзы.

Дефекты, выявляемые внешним осмотром.

Классификация, типы и характеристики очковых линз, общие технические требования.


Выполняет подготовительные работы по обработке оптических деталей и заготовок.

Технология разметки и обрезки линз. Устройство станка для изготовления шаблонов. Устройство станка для обрезки линз, правила и приемы работы на нем.

Технология фасетировки, обточки и сверления отверстий в линзах. Приемы обработки деталей вручную и с применением станков различных видов.




Выполняет сборку и юстировку очков с соблюдением всех параметров, предусмотренных прописью рецепта.


Технология сборки очков. Требования, предъявляемые к сборке очков.

Правила и приемы вставки линз в различные типы оправ. Способы подгонки линз при несоответствии светового проема и правки очковых оправ после вставки линз.

Измерительный инструмент и приспособления, применяемые при контроле очковых оправ и очков, его назначение, устройство, настройка, правила и приемы работы.

Технология юстировки очков в соответствии с анатомическими требованиями лица.

Инструмент, применяемый для юстировки, его устройство, правила и приемы работы.

Требования, предъявляемые к сборке очков по индивидуальным заказам.

Требования к организации рабочего места и безопасности труда.


Ремонтирует очковые оправы

Виды дефектов.

Способы ремонта очковых оправ.

Инструмент, применяемый при ремонте очковых оправ.


Проверяет соответствие очков прописи рецепта и требованиям ГОСТа.

Методы контроля заданных величин рефракций, положения главных сечений и оптических центров.

Методы контроля выправки очковых оправ.

Измерительный инструмент и приспособления, применяемые при контроле соответствия очков прописи рецепта и требованиям ГОСТа.


5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Возраст - не моложе 16 лет.

Пол - не регламентирован.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Минздрава Российской Федерации.

Федеральный компонент содержания

отраслевого и профессионального циклов

обучения



№№
п/п

Учебные элементы и уровни их усвоения

1. Отраслевой блок

1.1.

1.2.

1.3.

Материаловедение

Автоматизация производства

Экономика отрасли и предприятия

2. Общепрофессиональный блок

2.1.

Слесарные работы

2.1.1.


Основные слесарные операции: виды, назначение, сущность, приемы и последовательность выполнения.

Слесарный инструмент и приспособления: виды, назначение, правила выбора, приемы пользования.

Контроль качества выполнения слесарных работ (2): наиболее вероятные дефекты, методы и средства их выявления и исправления.

Требования к организации рабочего места и безопасности выполнения слесарных работ (2).

Выполнение слесарной обработки деталей (2).


2.2.

Допуски и технические измерения

2.2.1.

Размеры: виды (номинальный, предельный, действительный), предельные отклонения, допуск размера, поле допуска.

Посадки: виды, назначение, системы допусков и посадок.

Квалитеты и параметры шероховатости поверхности.

Допустимые погрешности.

Требования к поверхности оптических деталей (2).


2.2.2.

Основы метрологии.

Основные характеристики измерительных инструментов и приборов (интервал, цена деления шкалы, диапазон показаний, пределы измерений).

Средства измерения отклонения форм поверхности.

Средства для измерения линейных и угловых размеров.

Средства для измерения шероховатости поверхности.

Калибры и их основные типы.

Погрешности измерений.


2.3.

Сведения из технической механики.

2.3.1.

Неразъемные соединения: виды (сварка, пайка, клепка, склеивание), назначение, физическая сущность, достоинства и недостатки.


2.3.2.

Разъемные соединения: виды (винтовые и шарнирные), назначение, физическая сущность, достоинства и недостатки.


2.4.

Слесарно-сборочные работы

2.4.1.


Понятие о технологическом процессе сборки и его элементах. Технологическая документация.



2.4.2.

Сборка неразъемных соединений: способы, последовательность и приемы выполнения.

Используемое оборудование, приспособления, инструмент (2): виды, назначение, правила выбора.

Контроль качества сборки (2): методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, меры их предупреждения и способы устранения.

Выполнение сборки неразъемных соединений (2).




2.4.3.

Сборка разъемных соединений: способы, используемое оборудование, приспособления, инструмент, последовательность и техника сборки.

Устройство и принцип работы пневматического оборудования и инструментов (гайковертов, винтовертов) (2), правила работы с ними.

Контроль качества сборки (2): методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, методы их выявления, предупреждения и устранения.

Выполнение сборки разъемных соединений (2).





2.5.

Основные сведения о материалах оптического производства

2.5.1.

Оптическое стекло (2): состав, маркировка, механические, физические и химические свойства оптического стекла. Взаимодействие оптического стекла с химическими веществами (2).

Бесцветное оптическое стекло: классификация, маркировка.

Оптическое стекло специального назначения: кварцевое, бескислородное, малого коэффициента расширения.

Цветное оптическое стекло: назначение, маркировка, способы получения.

Оптические полимеры (2): характеристика, механические, физические, химические и оптические свойства полимеров. Взаимодействие оптических полимеров с различными химическими реагентами, химическая устойчивость (2).


2.5.2.

Абразивные материалы и инструменты, применяемые при сборке очков.

Материалы, применяемые при изготовлении очковых оправ. Требования, предъявляемые к материалам (2).

Цветные металлы, применяемые для изготовления очковых оправ (2). Основные физико-механические и химические свойства, способы получения, марки.

Материалы, применяемые для изготовления пластмассовых оправ (целлулоид, этролы) (2): основные требования, способы получения, назначение и применение.

Перспективные материалы, применяемые в мировой практике.


2.6.

Сведения из физической оптики

2.6.1.

Физическая оптика. Волновая теория света, элементы волнового процесса.

Электромагнитная природа света.

Оптическое излучение: диапазон, виды (монохроматическое, хроматическое).

Дисперсия света.

Интерференция света.

Дифракция и поляризация света.




2.7.

Сведения из геометрической оптики

2.7.1.

Основные положения и законы геометрической оптики.

Показатель преломления. Полное внутреннее отражение. Преломление света в плоскопараллельной пластине.




2.7.2.

Основные показатели линзы (преломление света, параметры, фокусы, оптическая сила, формула). Построение изображения в линзе точек и предмета. Действительное и мнимое изображение. Увеличение линзы.


2.8.

Гигиена и охрана труда

2.8.1.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах. Режим рабочего дня.

Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.

Пожарная безопасность; причины возникновения пожаров; меры пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.

Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током).


2.8.2.

Основные положения Законодательства по охране труда. Охрана труда женщин и подростков.




3. Профессиональный блок

3.1.

Правила чтения прописи рецептов

3.1.1.

Единая система обозначений средств оптической коррекции.

Правила составления рецептов: обязательные сведения.




3.2.

Общие сведения о физиологии и патологии органов зрения

3.2.1.

Физиология органов зрения.

Строение глаза: основные элементы (роговица, хрусталик, сетчатка, радужная оболочка), их функции и свойства.

Оптическая система глаза: способы получения изображения.


3.2.2.

Патология органов зрения: виды дефектов (миопия, гиперметропия, астигматизм, пресбиопия, амбиопия, косоглазие и др.), причины возникновения, методы коррекции.

Краткие сведения о приборах, предназначенных для диагностики глаз.

Возможность коррекции зрения с помощью очков.


3.3.

Общие сведения об очковых линзах и конструкции очковых оправ

3.3.1.

Классификация, типы и характеристики очковых линз. Оптический центр линзы, геометрические центры оправы очков. Общие технические требования.


3.3.2.

Металлические и пластмассовые очковые оправы: их классификация (по их применению, по видам, по виду изготовления пластмассовых оправ), основные параметры, конструкция, типоразмеры.


3.3.3.

Основные приемы при макетировании образцов (2). Учет цветовой гаммы. Порядок утверждения образца. Конструкторская документация на очковую оправу (2).

Способы подбора оправ по индивидуальным особенностям лица, для детей (2).




3.4.

Технология сборки и ремонта очков

3.4.1.

Способы проверки и подготовки деталей оптических узлов к сборке (2).

Технология проверки рефракции очковых линз и простановки центра с помощью диоптриметра (2).

Дефекты, выявляемые внешним осмотром (2).


3.4.2.

Технология разметки линз.

Способы разметки стигматических, астигматических и бифокальных линз.

Создание призматического действия у однофокальных очковых линз (2).

Приспособления, применяемые при разметке очковых линз.

Технология изготовления шаблонов.

Станок для изготовления шаблонов (2): устройство, особенности конструкции, принцип действия.

Выполнения разметки линз и изготовление шаблонов (2).


3.4.3.

Технология обрезки линз.

Станки для обрезки линз: устройство, особенности конструкции (2).

Способы подготовки станка к работе (2). Приемы работы на станке (2). Правила обрезки линз без децентровки и с указанием о ней (2).

Технология общипывания линз после обрезки вручную.

Выполнение обрезки линз на станке и общипывания вручную (2).


3.4.4.

Технология обточки и фасетировки линз.

Универсальный заточной станок (2): назначение, принцип действия, устройство, приемы работы.

Автоматический и полуавтоматический фасеточный станок) (2): назначение, особенности конструкции, принцип действия и правила работы на них.

Приемы работы на станке (2). Технология фасетировки и обточки линз вручную и на полуавтоматических станках без предварительной обрезки линз (2).

Приемы обточки и фасетировки линз различных рефракций (2).

Выполнение обточки и фасетировки линз (2).







3.4.5.

Технология сверления отверстий в очковых линзах.

Станок для сверления отверстий в очковых линзах (2): устройство, особенности конструкции, принцип действия.

Сверла, используемые для сверления линз: типы, свойства, назначение.

Метод долбления отверстий с помощью ультразвука (2).

Установка для долбления отверстий с помощью ультразвука (2): назначение, особенности конструкции, принцип действия, настройка, правила работы на ней.

Выполнения работ по сверлению отверстий в линзах (2).




3.4.6.

Технология сборки и юстировки очков.

Последовательность выполнения операций при сборке. Специфика сборки очковых оправ (2).

Виды сборочных единиц (ободок с блоком замыкания, рамка в сборке, заушник в сборе, оправа предварительно собранная под отделку и окончательную сборку) и требования к ним (2).

Разогрев пластмассовых очковых оправ. Устройство подогревателей различных видов (2). Процесс вставки линзы в оправу (2).

Особенности вставки линз в полуободковую очковую оправу или оправу с закреплением линз винтами (2).

Способы правки очковых оправ после вставки линз (2). Проверка правильного положения заушников и носовых упоров в соответствии с техническими требованиями.

Техника юстировки очков относительно глаз (2): изменение формы заушников и носовых упоров согласно анатомическим особенностям лица.

Выполнение сборки и юстировки очков (2).




3.4.7.

Методы и средства контроля качества сборки очков.

Измерительный инструмент и приспособления, применяемые при контроле очковых оправ. Приемы работы с шаблонами и калибрами.

Контроль качества собранных очковых оправ по дополнительным данным, заданным технологической документацией (2).

Приборы для контроля очков (диоптриметр, кератометр, полярископ, измерительная линейка) (2): назначение, устройство и приемы работы.

Настройка приборов (2).

Выполнение контроля заданных величин рефракций и натяжения в очковых линзах (2).






3.4.8.

Технология ремонта коррегирующих очков.

Способы ремонта очковых оправ.

Виды работ, выполняемых при ремонте очковых оправ (пайка, склеивание) (2): приемы выполнения, применяемый инструмент и приспособления.

Замена отдельных деталей очковых оправ (заушников, носовых упоров, декоративных накладок).

Ручной пресс для замены шарниров (2): устройство, назначение, особенности конструкции, правила работы на нем.

Набор инструментов для замены отдельных деталей очковых оправ.

Замена линз в очковых оправах.

Выполнение работ по ремонту очков (2)




Распределение времени обучения по профессии

СБОРЩИК ОЧКОВ”



по разделу “Профессиональная подготовка”



Количество часов



на базе среднего (полного) общего образования



на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования


Сроки обучения
1 год 3 года


Профессиональная подготовка


1150

2248


Резерв времени


50

100


Консультации


50

350


Экзамены


18

108





ПРОЕКТ СТАНДАРТА РАЗРАБОТАН ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Директор Института

развития профессионального

образования МО РФ Смирнов И.П.


Зам.директора Института

развития профессионального

образования МО РФ Федотова Л.Д.


Руководитель разработки

Зав.лабораторией методического

обеспечения профессий



машиностроения и связи Новикова Т.Т.


Исполнитель Климова Л.А.