Образ идеального правителя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Образ идеального правителя - страница №1/1


Образ идеального правителя:

1) Ода «Фелица» - Державин.

2) «Ода на ​день восшествия на всероссийский престол её Величества».Императрица Елизавета Петровна - Ломоносов

3) Пушкин «Капитанская дочка»

4) Пушкин «Пётр I»

5) Слово о полку.. Святослав Киевский

6) Фонвизин—Недоросль

7)Маякосвкий-«В.И.Ленин»



Тяжёлая жизнь крестьян:

Некрасов «Несжатая полоса»

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

Пушкин «Деревня»

Гоголь «Мёртвые души»

Воинская повесть:

Шолохов «Судьба человека»

Твардовский «Василий Тёркин»

Кондратьев «Сашка»



Элегия о судьбе:

Есенин «Клён ты мой опавший»

Есенин «Отговорила роща золотая»

Пастернак «Гамлет»



Комедийное начало, чтобы было на ревизора похоже:

Чехов «Хамелеон»

Чехов «Толстый и тонкий»

Чехов «человек в футляре»

Булгаков «Собачье сердце»

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Салтыков-Щедрин «Сказки»

Патриотическое:

Цветаева «Тоска по Родине»

Ахматова «Не с теми я, кто бросил Землю»

Лермонтов «Прощай, немытая Россия»



Проблема отцов и детей:

Тургенев «Отцы и дети»

Пушкин «Евгений Онегин»

Грибоедов «Горе от ума»



Красота природы, схожая с февралем у Пастернака

Пушкин «Зимнее утро»

Фет «Шёпот, робкое дыханье»

Любовный треугольник:

Штольц – Ольга Ильинская – Обломов «Обломов» - Гончаров

Печорин – Мери – Грушницкий «Герой нашего времени» Лермонтов

Тихон – Катерина – Борис «Гроза» - Островский

Базаров – Одинцова – Аркадий «Отцы и дети» Тургенев

История грустной любви в стихах:

Ахматова «Песня последней встречи»

Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Тютчев «Я встретил Вас и все былое»

Есенин «Письмо к женщине»

Проблема воспитания:

«Недоросль» Фонвизин

«Евгений Онегин» Пушкин

Грибоедов «Горе от ума»

Тургенев «Отцы и дети»

Сытые:

Господин из Сан-Франциско

Крыжовник Чехов

Эгоизм:

Раскольников «Преступление и наказание»

Печорин «Герой нашего Времени»

Старуха Изергиль

Лара – Горький

Альтруизм:

Данко – Горький

Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание» Достоевский

Философские споры:

«На дне»


«Отцы и дети»

Горе от ума

«Преступление и наказание»

Тема творчества

Державин.Памятник

Ломоносв, Брюсов

Пушкин я памятник себе..

Бунин «Антоновские яблоки»

Чехов «Вишнёвый сад»



Тема ответственности человека:

Тургенев «Ася»

Пушкин «Капитанская дочка»

Памятник – подведение итогов:

Ломоносов

Пушкин

Державин


Маяковский «Во весь голос»

«Злонравия достойные плоды»:

Фонвизин «Недоросль»

Пушкин «Деревня»

Радищёв «Путешествие из Петербурга в Москву»

Гоголь «Мёртвые души»



Мистика в стихотворениях

Жуковский «Лесной Царь»

Сологуб «Недотыкомка»

Лермонтов «Демон»

Пушкин «Бесы»

Противоречивый образ женской натуры:

Софья «Горе от ума» Грибоедов

Ася «Ася» Тургенев

Наташа Ростова «Война и мир» Толстой



Борцы за старые взгляды на мир:

Фамусов «Горе от ума»

Простакова «Недоросль»

Кабанова «Гроза» Островский

Павел Петрович Кирсанов «Отцы и дети»

Образы слуг:

Савельич «Капитанская дочка»

Осип «Ревизор»

Захар «Обломов»



Элегия:

Жуковский «Море»

Лермонтов «Сосна»

Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы»




Образ города:

Город N «Ревизор» Гоголь

Петербург Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург Некрасова

«Ионыч» Чехов – Губернский город С

Москва Булгакова, Ершалаим



Тема невыразимого:

Федор Тютчев SILENTIUM!

Фет «Как беден наш язык»

Пастернак «Без названия»



Несчастная любовь:

Тютчев «О, как убийственно мы любим»

Фет «Ты отстрадала, я ещё страдаю»

Пушкин «Сожженное письмо»

Некрасов «Я не люблю иронии твоей»

Тип Обломовых:

Обломов


Гаев и Раневская «Вишнёвый сад» Чехов

Сатира:

Салтыков-Щедрин

Чехов

Аверченко



Зощенко

Булгаков


Искали смысл в жизни и в конце через страдания изменились:

Пьер Безухов «Война и мир»

Григорий Мелехов «Тихий Дон»

Евгений Онегин

Иван Бездомный - Иван Николаевич Понорев «Мастер и Маргарита»

Герои предприниматели:

Лопахин «Вишнёвый сад»

Чичиков «Мёртвые души»

Штольц «Обломов»

Господин из Сан-Франциско

Природа – внутренний мир:

Толстой


Тургенев «Ася»

Тютчев


Фет

Семья:

«Война и мир»

«Тихий Дон»

Обновление поэтических форм:

Хлебников

Маяковский

Трагедия Крепостных:

Некрасов


Ася

Тупейный художник – Лесков



Психологизм

Ахматова


Есенин

Лермонтов



Смена поколений

Пушкин «Вновь я посетил» - Есенин «Русь Советская»



18 век:

Фонвизин (1745- 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии

Державин (1743 - 1816) русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его

Первая половина 19 века:

Жуковский (1783 - 1852) основоположник романтизма в русской поэзии. Годы творчества: 1797—1852

Грибоедов (1790?1795 - 1829) русский драматург (комедия ГОРЕ ОТ УМА)

Пушкин (1799 - 1837) Годы творчества: 1813—1837, Направление: романтизм, реализм

Лермонтов (1814 - 1841) русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Гоголь (1809 - 1852) русский писатель малороссийского происхождения, драматург, поэт, критик, публицист



Вторая половина 19 века:

Островский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Тургенев (1818 - 1883)

Тютчев (1803 - 1873) Годы творчества: 1813—1873 Жанр: фрагмент

Фет (1820 - 1892) - русский поэт-лирик, Основное содержание его поэзии — любовь и природа. представитель так называемой «чистой» поэзии.

Гончаров (1812 - 1891) Годы творчества: 1840—1869 Направление: реализм

Некрасов (1821- 1877)

Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) Направление: сатира, реализм Жанр: роман, хроника, рассказ, сказка

Л.Н. Толстой (1828 - 1910) Направление: реализм

Достоевский (1821 - 1881) Годы творчества: 1846–1880. Направление: реализм



Конец 19 - начало 20 века:

Чехов (1860 - 1904) - русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в мировой литературе. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии, был практикующим врачом.

Род деятельности: прозаик, драматург

Бунин (1870 - 1953) выдающийся русский классик. реализм.

Блок (1880 - 1921) - русский поэт-символист.

маяковский(1893-1930) - футурист.

Годы творчества: 1912—1930

Есенин (1895 - 1925) Направление: новокрестьянские поэты, имажинизм

Цветаева (1892 - 1941) Годы творчества: 1908—1941 Жанр: Символизм модерниз

Мандельштам (1891 - 1938) сначала символист потом акмеист.

Ахматова (1889 - 1966) акмеист в молодости

Шолохов (1905 - 1984) классик русской литературы. Тихий Дон - драма,эпопея

Булгаков (1891 - 1940) романист, драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Твардовский (1910 - 1971) реализм

Пастернак (1890 - 1960) Направление: модернизм, постмодернизм. Жанр: сатира, антиутопия, биография

Солженицын (1918 - 2008) Жанр: повесть, рассказ, публицистика, эссе, роман, «крохотки», лексикография. острые общественно-политические темы.



Символизм Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок, Мережковский, Гиппиус, Минский, Иванов

Акмеизм Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам

Футуризм Хлебников, Маяковский, Крученых, северянин, Бурлюк, Каменский, Пастернак, Асеев, Аксенов

Классицизм Ломоносов, Сумароков, Кантемир, Тредаиковский

Сентиментализм Карамзин

Романтизм Рылеев, Жуковский, Лермонтов, Тютчев

Реализм Толстой, Достоевский, Чехов


Василий Андреевич Жуковский (1783-1852гг) был незаконнорожденным сыном турчанки и был усыновлён Андреем Ивановичем Жуковским. В. А. Жуковский учился в Москве, писать начал рано.
Жуковский был редактором журнала «Вестник Европы», входил в общество «Арзамас», был наставником Александра II. Участвовал в войне 1812года. Помогал Пушкину, Бородинскому, Лермонтову, представителям декабристов. Освободил от крепостной зависимости своих крестьян.
Благодаря Жуковскому в поэзию вошли:
- Тема невыразимого (продолжили Тютчев, Фет)
- Тема воспоминаний (и печальных, и радостных, чувство меланхолии – светлой печали).
Жуковский написал всего около 40 баллад.
Типология баллад Жуковского.
1. Тема смерти – потери близкого человека (Ж. пережил несчастную любовь к Марии Протасовой и ее смерть): «Эллонова арфа», «Эльвина и Эдвин», «Узник».
2. Тема преступной страсти и любви: «Замок Смальгольм».
3. Темные стороны человеческой привязанности: «Рыбак».
4. Переводные баллады: «Лесной царь», «Кубок».
Баллада «Светлана» (1808-1812гг).
В тот же период Ж. пишет про-ия «Кассандра», «Громовой».
«Светлана» посвящена младшей сестре М. Протасовой Александре Воейковой в честь её свадьбы.
Хронологически и жанрово «Светлана» связана с балладой «Людмила».
Смысл «Светланы».
Сюжет дан в рамках гадания девушек в крещенский вечерок. бытовая сцена с предметами того времени («светлица», «сани», «подблюдные песни», «тесовые ворота»). Ж. стремится передать атмосферу юности, женственности.
Светлана – верная, способная долго ждать, сильно чувствовать, неветреная, глубоко религиозная. В финале Светлана обретает счастье, которое является ее собственной заслугой.
Баллада о том, как любовь победила смерть. «Верь в доброту, верь в любовь, верь в провидение» - и обретешь счастье.
Отказ от элемента фантастики.
Поэтика баллады.
Своеобразие ритма. Чередование трех- и четырехстопного хорея. Передан пульс игры, биение сердца, стук копыт лошадей, духовная песня.
В произведении присутствует и внешняя динамика (много глаголов в начале, во сне), и внутренняя (душевный мир героини изменчив). Постоянное напряжение.
Цветовая гамма: белый – доминирующий – цвет снега, победа над черным, победа над тьмой. Ощущение загадочного. Белый голубь – реминисценция (скрытая цитата) из Библии: сошествие на Христа Святого духа в виде голубка. Голубь – символ любви, чистоты, посланник небес, спаситель.
Белое полотно, которым закрыт мертвец.
Белый противопоставляется черному. Темна даль дороги, впотьмах перед избушкой.
Огни, блеск огней. Свечи, зеркало, свет в дверь церкви, в поле огонек из окон избушки, свеча в хижине, блеск глаз. Праздничность, загадочность, но вместе с тем – огни – символ перехода человека в иной мир.

2. В чём Г.Р. Державин видит истинную награду поэтического таланта? (На примере стихотворения «Памятник»).
Гавриил Романович Державин был одним из самых выдающихся поэтов 18века. Признавая величие своего таланта, он в стихотворении «Памятник» подчеркнул свои заслуги: «первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», «и истину царям с улыбкой говорить», а также высказал мысль, что он имеет право на поэтическое бессмертие: «О муза! возгордись заслугой справедливой», «Чело твоё зарёй бессмертия венчай». Именно творческое бессмертие, т.е. заслуженную известность, уважение и славу среди своего народа и будущих его поколений, и считал Державин истинной наградой талантливого поэта.

В "Недоросли" поднимается несколько проблем:


1) Воспитание, образование
2) Семья, брак (матриархат)
3) Общественно-политическая - служение Отечеству
4) Крепостное право

"Слово о полку Игореве" было создано примерно в восьмидесятых годах 12века, автор неизвестен.
Русь времён "Слова о полку Игореве".
"Слово" создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - "полугосударств" - враждовали между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Половцы, народ тюркского происхождения, заняли ещё в середине 11века степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой очень мощную военную силу. Русским князьям в начале 12века удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять мирное население русских сёл и городов, а раздоры русских княжеств создавали возможность для новых половецких вторжений.
Система образов в произведении "Слово о полку Игореве".
Игорь - амбивалентный образ: смелый, деятельный, но не идеальный - не дальновидный, не осознающий необходимость объединения городов.
Бой тур Всеволод - брат Игоря, деятельный, энергичный, целеустремлённый. Но он не только не остановил Игоря, но и пошёл в поход вместе с ним.
Ярославна - образ-символ самой русской земли. Когда плачет Ярославна, плачет словно сама русская земля. Отголоски образа Ярославны встречаются в произведениях 19-20х веков - "Гроза" Островского, "Реквием" Ахматовой, в произведениях Цветаевой.
Святослав Киевский - двоюродный брат Игоря и Всеволода. Идеальный образ. Воплощение мудрости, силы. Гармония: князь грозный - князь милостивый. Неравнодушен к русской земле (Сон Святослава, его "золотое слово").
Олег Гореславович - дед Игоря и Всеволода. Смутьян (противопоставлен Владимиру Мономаху - противнику вражды). Его образ проходит через весь текст, является сквозным.
Всеслав Полоцкий - князь-оборотень. Ночью - волк, преодолевающий огромные расстояния.
Боян - внук языческого бога творчества и свободы Велеса. Певец старого времени.

Поэтика произведения.


Насыщенность символикой. Образы вырастают до символов. Особенно выражена символика явлений природы: предупреждение, зловещее предзнаменование - затмение Солнца - образ чёрного Солнца(возникающий также в финале "Тихого Дона") - образ смерти. Звуковая символика: стон рус. земли, плачь Ярославны, стонет Киев, Чернигов, вой волков, лай лисиц, скрип телег, свист, говор птиц, зверей, гул земли. Цветовая символика: тьма - зло, смерть; свет - гармония, мир, добро.
Основные тропы: сравнения(связаны с животными) и гиперболы(связаны с князьями).
НОВАТОРСТВО ФОНВИЗИНА:
1. Герои произведения не ходячие маски, их образы намного сложнее тех, что появлялись в традиционных классицистических произведениях. Примеры:
- Г-жа Простакова - грубость, ханжество, но в финале - страдающая отвергнутая мать.
- Ранее в классицистических произведениях учителя - всегда положительные герои, воплощение доброго, просветительского начала. Ф. делает учителей и с отрицательными чертами.
2. Речь каждого героя индивидуализирована. Речь:
...г-жи Простаковой - бедная, отрывистая, грубая, безграмотная, иногда льстиво-подобострастная.
...Правдина, Стародума, Софьи, Милона - грамотная, умная.
...Вральмана - искажённая речь иностранца.
...Кутейкина - церковно-славянские слова, цитаты из церковных книг.
...Цыфиркина - использование математических терминов, а также слов, используемых в военном быту (т.к. он до этого от долго служил).
3-я черта отхода от классицизма. Представители классицизма часто обращались к вселенскому, общему, подходящему для любых времён и народов. У Ф. очень чёткое отражение конкретного времени и конкретной страны.


Денис Иванович Фонвизин (1745-1792гг).
Комедия «Недоросль».
Фонвизин – «властелин сатиры». Он рано осознал, что будет именно сатириком.
В 23года Фонвизин пишет пьесу «Бригадир».
В 36лет – в 1781году – Д.И.Фонвизин пишет главный текст в своём творчестве - комедию «Недоросль». 1782год – пьесу поставили на сцене, но она сразу же была запрещена властями. Позже, когда пьесу всё-таки разрешили, она была поставлена на «Царицынском лугу» и произвела настоящий фурор: зрители кидали кошельки на сцену!
Фонвизин служил, потом ушёл в отставку. В произведении «Недоросль» он косвенно отразил события 1773-75годов (в этот период шли крестьянские войны). Фонвизин хотел показать, что крестьянство «нездорово» и видел две основные причины этого «недуга»:
- вырождение русского дворянства, его произвол,
- отсутствие образования, дурное воспитание.
Происходило размытие понятий добра и зла.

Произведение «Недоросль» имеет два мощных источника – сатира и публицистика. В одно и то же время с «Недорослью» Ф. пишет публицистический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах».



Художественное пространство комедии.
Все события происходят в одной захолустной усадьбе – поместье Простаковых.
Похожая атмосфера у Гоголя в «Ревизоре», в пьесах Островского.
Время – 18век. Всё действие пьесы происходит в течении суток – 24часов.
Система образов.
Строгое деление на приятные и неприятные образы персонажей. Первых характеризует готовая мудрость, благородство, идеальность. К ним относится в первую очередь Стародум.
Стародум резко критикует политику екатерининских времён, противопоставляя ей политику Петра I. Стародум против разврата, греха. Он осознаёт этот «недуг»: «Настолько больно государство, что если пригласить врача, врач сам может заразиться». Речь Стародума полна афоризмов. Его разговор с Софьей расшифровывает нравственные понятия. Слова Стародума – мысли самого Фонвизина.
Г-жа Простакова (девичья фамилия - Скотинина) – грубая, безграмотная помещица, не желающая принять что-либо новое; любит сына любовью, которая духовно калечит юношу. Это слепая любовь. Праздность и безделье – норма жизни для Простаковой. Она очень жадная, и у неё особое отношение к деньгам: заполучение богатства всеми способами – главное достоинство человека. Для неё служит примером её отец Скотинин – обогатившийся взяточник. Фонвизин создавал образ Простаковой как укор правительству. Г-жа Простакова относится к слугам хуже, чем к животным (показательная сцена – эпизод с Тришкой и кафтаном). В финале её дом оказывается под опекой Правдина. Этим Фонвизин как бы показывает путь правительству. В конце пьесы образ Простаковой становится сложнее – она предстаёт перед нами как страдающая отвергнутая мать. Возникает чувство жалости к Простаковой.
Последнее слово комедии – фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».
Митрофан – лодырь, бездельник, хитрец, чёрствый эгоист; необразован, невоспитан. Относится к слугам как к животным (как и его родители).
Показательная сцена – экзамен Митрофана. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Ф. показывает, что таково новое поколение.
Правдин – безупречно честный правительственный чиновник, которому поручено наблюдать за взяточниками.
Второстепенные персонажи связаны либо с Простаковой (Скотинин), либо с Митрофаном (Еремеевна, учителя).
Скотинин – брат Простаковой. Типичный мелкий мошенник, грубый, невежа, идеалом которого оказывается жизнь в хлеву среди свиней.
Еремеевна – «мама», т.е. няня, Митрофана, кормилица. Простаковым служит сорок лет, она рабски привязана к этому дому. У Еремеевны развито чувство долга. Защищает Митрофана от нападок. А за свои труды получает от хозяев ругань, злобу, агрессию и 10руб. в год (копейки). Её обзывают: «ведьма», «бестия», «собачья дочь».
Учителя:
Цыфиркин – математик. Трудолюбивый, знающий. Получает копейки. В финале он не берёт с Простаковых денег, т.к. не смог ничему выучить Митрофана.
Кутейкин – учитель рус. языка, церковного слова. Недоучившийся семинарист, испугавшийся «бездны премудрости». За свою работу старается взять как можно больше денег.
Вральман – врун, проходимец, бывший кучер Стародума. Он считает, что учителя Митрофану не нужны, что Митрофан устал и наука ему ни к чему.

В конце жизни Фонвизин задумает выпускать журнал, представляющий собой переписку самого себя со Стародумом «Друг честных людей, или Стародум».


Черты классицизма и новаторство Фонвизина.
ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА:
- Тема ума, образования, воспитания, нации и всего, что связано с просвещением.
- Единство места(одна усадьба), времени(24ч), действия(одна история).
- "Говорящие" имена и фамилии.
- Один герой - одна черта характера (Софья - мудрость, Правдин - искренность, Скотинин - грубость, Простакова - невежество).
- Счастливый конец. Ф. показывает представителям власти какой путь они могут выбрать в связи с русским дворянством.
Жанр "Недоросли": классицизм + реализм. (классицизм > реализм)



ТВОРЧЕСТВО ТЮТЧЕВА
Периодизация творчества:
1-й период - начальный, 20-е годы. Стихотворения Тютчева* условны, умозрительны. Но уже в 1820-е гг. эти признаки начали исчезать, уже здесь его поэзия проникнута глубокой философской мыслью. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.
2-ой период - 30-е - 40-е годы. Т. продолжает оставаться поэтом мысли. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве (например, «Из края в край, из града в
град...»)**.
3-й период - 50-е - 60-е годы. Тревожные мотивы углубляются и перерастают в мрачное, безысходное восприятие жизни.
Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил ее И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г. И опять Т. устраняется от подготовки издания, его готовил зять И. С. Аксаков
СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А. А. АХМАТОВОЙ 1.Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии Анны Ах матовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.
2. Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация.
Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества.
Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда - неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека.
РОССИЯ В ЛИРИКЕ БЛОКА И ЕСЕНИНА Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает: Россия, ншщая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля"Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла являются слова: "И вечный бой! Покой нам только снится! Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль". Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее. В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине.
Природа и человек
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова “Дядя Ваня”, сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы “Человек и природа”.

Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение “Не то, что мните вы, природа...” отражает отношение поэта к природе, его понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.


Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета.
Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало
знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека,
который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она
находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира. Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений - "Незнакомка". Оно входит в цикл "Город", в котором с такой пронзительностью прозвучала тема "черного города", враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Вершиной мировой поэзии является также блоковское "О доблестях, о подвигах, о славе..." Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что "только влюбленный имеет право на звание человека". Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество - о России. И у С.А.Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к РодинеЕсенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, еще более - внутренней. О том, что Есенин - крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты - стать "певцом и глашатаем" отчего края. Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений.

Тема дороги Многие Русские поэты и писатели использовали образ дороги в своих произведениях Лермонтов "Выхожу один я на дорогу", Некрасов "В дороге", "Кому на Руси жить хорошо", Гоголь " Мертвые души", Баратынский "Дорога жизни", Пушкин " Капитанская дочка", "Телега жизни", "Зимняя дорога".
Дорога - это литературно-художественный образ. Дорога- это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Она так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги- монотонное гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном и то сладкое чувство невесомости и неизбежности, с которой навсегда оставляешь каждую версту, стой она посреди изумительного пейзажа или мрачного гиблого места Мир дороги подвижен, его можно располагать в новый порядок, узор. Ритм движения передает мысли и нарушает привычную вязкость логики; в дороге любая мысль легка, все дышит свободой.
"Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога!..
Что такое дорога? Символ жизненного пути, "телега жизни"?
С утра садимся мы в телегу:
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..

Тема назначения поэта и поэзии
Русская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова — к револю¬ционерам-демократам были той школой, в кото¬рой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества.
Так, стихотворения А. С. Пушкина «Вольность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали сво-бодолюбивые идеи, передовое общественное сознание. В стихотворении «Кинжал» Пушкин осуждает массовый террор якобинцев и одновременно славит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судии позора и обиды». Многими декабристами это стихотворе¬ние было воспринято как призыв к свержению самодержавия.
Поэзия Некрасова продолжала развивать луч¬шие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым.
В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа.
Лермонтов Ещё.

Любовь
Измена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):
А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» - «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:
Испытание любовью: Обломов
гореве”. Возрождение поэзии на Руси — это и возрождение стихов о любви: Державин, Жуковский, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок, Гумилев, Цветаева, Есенин, Мандельштам, Твардовский, Симонов, Высоцкий, Окуджава
«Вишневый Сад»
1. Центральный образ пьесы

Вишневый сад выведен в название произведения, т.е. он является центральным персонажем. Все действие пьесы проиходит на фоне этого сада. Он все время присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, о нем мечтают, его вспоминают. Центральный образ пьесы объединяет все персонажи. Интересно, что первоначально Чехов назвал пьесу "вИшневый сад" (в этом варианте исчезала поэзия и терялось значение символа).

2. Малая родина

Это укромный уголок природы, он красив той тихой уютной красотой, которая притягивает человека к родному дому. Для Раневской и Гаева вишневый сад - это их родовое гнездо, где они выросли, где прошли их детство и юность. Такие места становятся чатсью самого человека.

3. Символ красоты

Сад - олицетворение природы, которая всегда оказывала влияние на души людей. Нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев не только оставляет неизгладимый след в душе, но и подчеркивает мелочность человеческих отношений, несовершенство людей перед лицом прекрасной природы.

4. Символ уходящего

продажа вишневого сада символизирует уход класса дворян из жизни России, конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, умные и образованные, не в силах сохранить свой лад, лучшую часть своей жизни.

5. "Вся Россия - наш сад"

Эти слова Трофимова - симовл будущего, прекрансой новой жизни России. Но сумеют ли люди молодого поколения вырастить новый цветущий сад? Этот овпрос остается в пьесе открытым.



Тихий Дон.

1. Действующие лица.

В период великих потрясений в России в романе показаны судьбы многих людей. Исследователь С.Н.Семанов создал алфавитный перечень персонажей - их оказалось 699 человек (это больше, чем в "Войне и мире"). Среди них есть подлинные исторические деятели: генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казаки Подтелков, Крывошлыков, Фомин. Основные герои вымышлены: семья Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Кошевых, Моховых и др. Вымышлен и сам хутор Татарский. В типичных образах казаков Шолохов обобщил выразительные черты русского народа, широкий круг действующих лиц представляет людей самых разных социальных прослоек. Важное место занимают в романе женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.



2. Массивный охват событий.

Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи. Шолохов изобразил не только донские хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилев, Ростов, Новороссийск. События романа охватывают большой период жизни России: с мая 1912 года по март 1922 года, когда на Дону уже отгремела Гражданская война. В романе отражены и драматические события народной жизни, и многие человеческие судьбы. Перед читателем проходят тысячи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев.



3. Проблематика

Основная проблематика раскрывается в противопоставлении человеческого быта донских казаков античеловечности войны. Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана писателем через судьбы донских казаков и конкретно через жизненный путь Григория Мелехова. Подчеркивается трагизм братоубийственной Гражданской войны. Война - главная причина распада старого жизненного уклада, она принесла в казачий мир разруху и запустение. Объективно изображая противоборствующие стороны, автор сочувствует Григорию Мелехову и изображает Гражданскую войну как трагедию всего народа.



Прототип героя

У Григория Мелехова существует прототип - это казак хутора Базки Харлампи Васильевич Ермаков, человек редкой храбрости.


Мастер и Маргарита

Создание.

Писатель работал над романом с 1928 по 1940 год (последние вставки он продиктовал жене за 3 недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был "роман о дьяволе" - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 год Булгаков сжег рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 году он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.



Название.

Булгаков, довольно долго искал название романа: "Инженер с копытом", "Черный маг", "Сатана", "Черный богослов", "Князь тьмы", "Копыто инженера", "Консультант с копытом". В 1937 году появился окончательный вариант - "Мастер и Маргарита".

Эпиграф взят из "Фауста" Гете: "...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо...". Эпиграф и название многое проясняют в позиции атвора. Мастером, Великим Архитектором природы в масонской литературе называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Публикация.

В 1940-е годы роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впервые он был опубликован в 1966-1967 году в журнале "Москва" с многочисленными цензурными купюрами. В ответ появился полный машинописный "самиздатовский" текст романа. И лишь в 1973 году роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологическая работа над произведением, поскольку не существует окончательного авторского текста.



Жанр.

Жанр был определен автором как "фантастический роман". Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многоплановое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведен московский быт 1930-х годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.



Композиция.

Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой - о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы 20 века и 30-е годы 1 в н.э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней пред Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетные линии сливаются в одну.



Сюжетные линии

В романе можно выделить несколько сюжетных линий:

- философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;

- любовная - Мастер и Маргарита;

- мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.

Особенности

Этот роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.

Роман многослойный и допускает различные толкования.

Роман адресован читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей


"Вижу много недостатков в современном быту: благодаря складу моего ума отношусь к ним сатирически и изображаю их в своих произведениях...Я сатирик" (Булгаков"

"Свита Воланда утрирует реальные пороки людей и доводит их до агрессивного ожесточения. Публика отвечает на шутку Коровьева отрубить голову Бенгальскому согласием и Бегемот с восторгом отрывает голову Жоржу Бенгальскому, а потом приставляет ее на прежнее место"

Советское общество самоуверенно и считает себя хозяином своей судьбы. На вопрос Воланда: "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?", Бездомный отвечает, что "сам человек и управляет!".

По мнению Берлиоза (председатель Массолита) Иисус "самый обыкновенный миф", "простая выдумка". "Большинство нашего населения сознательно и давно перестали верить в сказки о Боге" - говорит он Воланду.

Все эти цитаты можно использовать в ответах, связанных с московскими главами. Но обязательно упомянуть о Семплиярове (которого разоблачили на сеансе черной магии), Степане Лиходееве ( директов Варьете), Римском (финдиректор), буфетчике Варьете (Соков), Варенухе, Бездомном, Н.И. Босом (представитель домкома, взяточник), Алоизий Могарыч (доносщик)

Начать сочинение можно так: "Мастер и Маргарита" - роман не только сатирический и философский, это роман "городской".
Матренин Двор.

«Матренин двор» - один из наиболее ярких рассказов, олицетворяющих идею праведничества. «Праведник—человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии; человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требований нравственности» (толковый словарь Ушакова). Жить не по лжи—заведомо неисполнимый образ жизни, главная героиня—Матрена—заведомо недостижимый идеал. Но автор оставляет возможность пусть и не достижения его, но хотя бы приближения к нему. Односельчане Матрены так и не поняли этого, они относились к ней потребительски, плакали фальшивыми слезами на похоронах, а потом и растащили все ее имущество. Матрена—праведница не только потому, что добра, неприхотлива, смиренна, но главным образом потому, что она выше материальных интересов. Матрена не умела культурно одеваться, за что муж не любил ее; не выкармливала глупого поросенка, хотевшего лишь пищу; спасала от пожара фикусы, а не избу; работала на людей бесплатно. Автор считает, что все земные заботы—низкие заботы, а главное—это духовная сила человека, его нравственное возвышение. Но праведничество Матрены определяется не только этим. Она способна преодолеть все страдания, приспособиться к нечеловеческим условиям. Столько перестрадав, Матрена не озлобилась, не возненавидела людей, которые отнеслись к ней безжалостно и потребительски. Но, преодолевая страдания, героиня становится сильнее духом, не зря у нее еще имя такое—Матрена, святая Матрена. Ведь даже после страшной гибели женщины говорят, что Господь руку ей оставил правую, чтобы она могла ему на том свете молиться. Почти всегда герои Солженицына предстают вне нормальных обстоятельств человеческого бытия, в ”страдательном”, неблагополучном положении: в лагере на общих работах, под смертным гнетом болезни, в нищете и ничтожестве, как, например, Матрена. Но это материальное запустение, а не духовная нищета, в состоянии которой пребывает большинство людей, окружающих Матрену, в том числе и ее близкая родня, которая так и не смогла понять, что всё это не недостатки героини, а ее достоинства. Автор не просто жалеет о неудавшейся жизни своей героини, но восхищается ею и сожалеет о том, что люди так и не поняли, что рядом с ним живет праведник. Но если есть хотя бы один такой человек, как Матрена, значит, остается надежда, что мир еще не совсем одичал и устоят в нем нравственные ценности.



На дне.

1.История создания и название

Написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отмечал, что пьеса - итог его почти 20-летних наблюдений над миром "бывших людей". Первоначально пьеса называлась "Ночлежка", потом "Без солнца". В названии "На дне" заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на "дно", уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

2. Новаторство

Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира - обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.

3. Жанр

Горький изображает сознание людей "дна". Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлжки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд - это характерно для жанра философской драмы.

Но все--таки социально-философская драма.

4. Проблематика

Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных (Достоевский, Гоголь!!!) в русской литературе. В центре - спор о человеке. Главное в этом споре - проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле ( со всей ее безысходностью для персонажей "дна"), или жить иллюзиями.

Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше - истина или сострадание?

5. Два уровня конфликта

Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой - внутренний, обычно философский. В пьесе на поверхности лежит социальный конфликт: общество виновато в существовании "дна". Философский конфликт ставит вопрос: "Что важнее для человека - ложь или правда?"
«Отцы и дети»

Тургенев чрез весь роман проводит мысль о недостаточности, как дворян, так и разночинцев. Первые пасуют в сложных жизненных ситуациях, не обладая уверенностью, свойственной разночинцам. Базаров страдает от ущербности своей философии.


Базаров и Павел Кирсанов представляют два наиболее продвинутых типа российского общества после отмены крепостного права. Евгений Базаров — демократ-разночинец, Павел Кирсанов — дворянин-либерал.

Автор сталкивает этих двух персонажей, чтобы показать сильные и слабые стороны их идеологий.

Идейная схватка — это многочисленные споры между Базаровым и Павлом Петровичем. У них нет схожих взглядов на какую-либо проблему, они спорят абсолютно обо всём: о самопожертвовании ради народа, об искусстве, о природе.

Побеждает в этой идейной схватке нигилист Евгений Базаров.

Почему проигрывает Павел Петрович?

Базаров доказывает несостоятельность Павла Петровича как дворянина-либерала. От аристократизма остались только выхоленные ногти, от либерализма — бессмысленные разговоры с народом, от прогресса — английский рукомойник.

Также Павел Петрович пренебрегает своими «принсипами» и вызывает Базарова на дуэль, что в очередной раз доказывает противоречивый характер дворянства: говорят одно, а делают совсем другое или вовсе не делают.

Почему побеждает Базаров?

У Базарова довольно удобная, практически ни к чему не обязывающая позиция: разрушить всё, а строить придут другие.

Также немаловажную роль в победе сыграл радикальный характер Базарова. Он уверен в себе и своих убеждениях.

— Всё отрицаем.

— Всё?


— Всё.

Базаров до конца остаётся верен своим нигилистическим идеалам. Примером этому может послужить эпизод прощания Одинцовой с Базаровым. Она целует его, но он понимает, что она делает это из жалости. Базаров не желает, чтобы его жалели даже на смертном одре.

Тургенев показывает, что дворянин либерал перестал быть «героем времени» из-за своего бездействия и пустословия. «Героем времени» становится морально ущербный демократ-разночинец.

«Обломов»



1. Типичный барин

Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живет, как ему нравится: ест, пьет, спит. Его идеал - "безмятежность и покой". Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительный статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дивана. (Использован прием антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погруженный в созерцание мир Обломова).

2. Типичный русский характер

Милый "русский ленивец" вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуга. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его). Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами "хрустальная душа". Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже а Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем. Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него писатель дает в главе "Сон Обломова".

3. Итог жизни

Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат. Он медленно и верно порывает со внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья тихо и незаметно, "как будто остановились часы, которые забыли завести".

Обломов умер, так и не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты и жизни. Его мечта о "целом" человеке, об "утраченном рае", не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый дает свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своем выборе или нет.

Сон Обломова - 9 глава!



Причины "обломовщины"

1. Общество

"Обломовщина" - социальное явление, сложившеемя в русском обществе. Появление Обломова - закономерный итог жизни общества, которое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины "обломовщины" героя, начиная с его детства.

2. Воспитание

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями, в условиях русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о "хлебе насущном". Жизнь в Обломовке сделала из него лентяя, который все время устает: сначала от светской жизни, от службы, похже от любви и, наконец, просто устает жить. "Обломовщина" порождена патриархально-дворянским бытом.

3. Русский национальный характер.

Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национального характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость - все это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для нее более органичен Обломов. Поэтичный, душевный, сердечный, он ближе нам, чем рационалист Штольц с его прагматизмом. И.С.Тургенев писал: "Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить Обломова".

4. "Болезнь русского дворянства"

Н.А.Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" назвал "обломовщину" своего рода "болезнью русского дворянства", заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой общественной деятельности. Критик считал Обломова заключительным звеном в цепи "лишних людей", имея в виду Онегина, Печорина, Рудина и др., которые не могли найти себе применения в жизни. Добролюбов назвал роман Гончарова "знамением времени", т.е. злободневным, имеющим важное общественое значение.



Анализ фрагмента:

Каков сюжет эпизода? Какова связь с сюжетом произведения?

В чем своеобразие композиции (на что можно разделить, каково

соотношение между частями?)

Кто из персонажей участвует в эпизоде?

Какова роль пейзажа, деталей, интерьера?

От чьего лица ведется повествование? Есть ли лирические отступления?

Какие худ.приемы использует автор? Есть ли образы-символы?

Если есть диалог – отметьте своеобразие их речи.

Какова роль эпизода в произведении?(хар.персонажа, оценка событий, переломный момент, изображение внутреннего состояния)

Какова проблематика эпизода? Какова связь с проблематикой произведения?
Шаблонные цитаты.

«По мнению некоторых критиков, …»

«Роман (повесть, рассказ и т.д.) отражает сложный период в истории государства…»

« В написании этого произведения сыграли важную роль некоторые факты (случаи из жизни и т.д.) автора»

«Роман был воспринят критиками неоднозначно….»

« в этом рассказе (стихотворении и т.п.) видна перекличка с произведениями других авторов того времени….»

« В произведении можно заметить некоторые детали, имеющие многогранное смысловое значение…»
Некоторые действующие лица:

Фонвизин. «Недоросль»

Простаков.Гж.*Простакова, жена его.Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама Митрофанова. Правдин. Стародум.

Софья, племянница Стародума. Милон.

Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых.


Чехов А.П. ВИШНЕВЫЙ САД

Раневская Любовь Андреевна, помещица.Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Действие происходит в имении Л. А. Раневской.


Островский А.Н. Гроза

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его,молодой человек, порядочно

образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-тилет, полусумасшедшая.

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Война и мир

Князь Николай Андреевич Болконский, Князь Андрей Болконский, его сын, Княжна Марья, сестра князя Андрея

Граф Илья Андреевич Ростов

Наташа, его дочь

Соня, кузина Наташи, Ахросимова, родственница Ростовых

Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, Пьер Безухов

Элен Безухова, Анатоль Курагин, брат Элен

Поручик Долохов, приятель Курагина

Ямщик Балага, Цыганка Матреша, Подполковник Денисов,

Платон Каратаев, Император Александр I, Перонская,

Дуняша, горничная Ахросимовой, Лакеи – Гаврила, Тихон, Щербатый, Федор, Матвеев, Старостиха Василиса, Тришка,

Вестовой князя Андрея, Мавра Кузьминична - ключница Ростовых,Молодой фабричный,Лавочница, Иванов, Адъютант Кутузова, Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1805 по 1812 год
Преступление и наказание

Раскольников Родион Романович

старуха-процентщица Алена Ивановна

Лизавета, Разумихин, Лужин Свидригайлов, Пульхерия Александровна, соня, порфирий петрович, Илья Петрович порох, Заметов, Зосимов, Дунечка, Мармеладова катерина Ивановна,

Амалия людвиговна, Мармеладов Семен, Николай Миколка,

Марфа Петровна, Никодим Фомич,


Гоголь. Ревизор.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. Жена его. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Иван Кузьмич Ш пекин, почтмейстер.

Петр Иванович Добчинский городские Петр Иванович Бобчинский помещики. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Осип, слуга его. Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Федор Андреевич Лю люков Иван Лазаревич Растаковский Степан Иванович Коробкин

Степан Ильич Уховертов, частный пристав. Свистунов

Пуговицин полицейские. Держиморда

Абдулин, купец. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.

Жена унтер-офицера. Мишка, слуга городничего.



Слуга трактирный. Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.



Большинство персонажей второго плана представлены как двойники Печорина (или же наоборот - антиподы):
1.Казбич. Оба убийцы. Некоторые сцены с этими героями почти дублируются.
2. Азамат. С ним П. сближает целеустремленность, страстность, желание во что бы то нистало достичь цели, даже если для этого нужно сделать дурной поступок.
3. Грушницкий предстает как комический двойник-антипод Печорина. они в многом похожи - возраст, соц. положение, оба нередко воспринимают жизнь как игру, надевая психологические маски. Однако близость поведения и мировоззрения этих героев мнимая: если Гр. "играет в скуку", то П. по-настоящему страдает от хандры и тоски.
4. Доктор Вернер также противопотавлен П.
5. Янко выступает как своеобразный двойник. Героев сближает сремление к активному действию, перемене мест, страсть к бурям, оба эгоистичны и способны бросить на произвол судьбы тех, кто зависм от них.
6 Особый двойник - странствующий офицер. они с П. одного возраса, соц пложения, оба в потоянных скитниях, оба ценят своё одиночество, знают, то такое хандра.

Тема родины: Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”.
Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот.
Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”,
Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”.
Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками.
Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.
Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова.
Не небесам чужой Отчизны —
Я песни Родине слагал! —:
заявлял поэт в стихотворении “Тишина”.

Рифмы:

Мужская - на посл.слог

Женская – на предпосл.слог

Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)

Сквозная рифма — проходящую через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)

Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвертый слог или дальше — используется значительно реже остальных

Точная - та, в которой созвучны окончания слов после ударного гласного (волны — полны)

Неточная рифма — та, в которой нетождественны послеударные согласные (устав — удар)


Размеры:

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых .

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

ЯМБ - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин).

ХОРЕЙ - стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак).

ДАКТИЛЬ - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин).

АМФИБРАХИЙ - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром").

АНАПЕСТ - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок).

Преемники Пушкина

Природа - обиталище поэта. Впервые встречаем чисто русский пейзаж (Зимнее утро). Противостояние общества и природы, природы-символ свободы.Реалистичное исследование воздействия природы на становление характера человека(ЕО)



Лермонтов. Противостояние природы и общества, общество - ложь и фальш, природа- неиспорченность чуловека. Глубокие параллели между жизнью природы и человеком.Единение обоих - романтический идеал.

Тютчев. Философское восприятие пейзажа. Не противопоставляет человека природе. Контраст между цивилизацией и природой. Человек и природа - часть единого мира. Передача психологического состояния героя через настроение природы.

Фет. Пейзажный психологизм. С помощью картин природы он показывает трудные для литературного изображения душевные состояния.

Толстой. Природа показывает человеку как мудро и спокойно надо жить. В "вим" она появляется в ключевых эпизодах, когда в нравственном развитии героев наступает перелом. Символ подлинной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии.

Тургенев. Создание определенного эмоционального состояния через пейзаж. Внутренний мир героев воссоздается через обращение к прирое. Природа - безусловная жизненная ценность. через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка его характера.

Чехов. Природа выполняет нравственно-оценочную функцию. Она указывает человеку на подлинные ценности. нелепая жизнь в городе не оставляет места природе. Чеховские персонажи зачастую не замечают пейзажа, их сердце черствеет. Природа часто побуждает персонажа задуматься над своей повседневной ждизнью и соотнести ее с вечностью(Дама с собачкой)

Есенин. Одушевление природы не былохудожественным приемом, для него природа и так обладала душой. Природа Родины. Он любил природу, сам был ее часть.