|
Инструкции
|
Речевой материал
|
Оборудование
|
|
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь
|
|
Цели:
-
развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
-
формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
-
развивать слуховую память и слуховое восприятие
Задачи:
-
научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь
-
прививать умение ориентироваться в лексических признаках слова
|
|
1. Послушай пары слов, чем они различаются по звучанию и значению?
|
Ел-ель, был-быль, вес-весь, кров-кровь, цел-цель,угол- уголь, брат-брать
|
|
|
2. А теперь послушайте стихотворение про Ь
|
Мягкий знак хитрый знак -хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
Почему у дома угол
превратился сразу в уголь-
без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
чтоб на мель не село судно:
мягкий знак перечеркнуть -
и свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е.Измайлов)
|
|
|
Какие превращения слов произошли при использовании буквы Ь
|
|
|
|
3.Запишим эти пары слов в тетради и подчеркнем Ь
|
|
|
|
4.Работа с деформированным текстом. (стихотворение на доске)
|
Сосулки, как носы у цапел.
И тают, словно карамел.
Я слышу звон апрелских капел -
Поёт весенняя капелл.
|
Доска с записанным стихотворением
|
|
- Ребята, прочитайте стихотворение. В каких словах пропущен Ь? (предъявляются карточки после того, как ребята называют правильно слова)
|
|
Карточки со словами:
сосульки,
цапель,
карамель,
апрельских,
капель,
капель
|
|
Давайте исправим вместе ошибки и допишем в слова Ь
|
|
|
|
5.- Посмотрите на необычные волшебные цветы
|
|
карточки в виде цветка
|
|
Давайте соберем слова, прочитаем их
|
|
|
|
Какая буква стоит на конце каждого слова? Что делает мягкий знак? Он обозначает какой-нибудь звук?
|
|
|
|
Физкультминутка.
Учитель читает стихотворение и показывает действия, дети повторяют за ним.
|
Динь-дон, динь-дон,
Слышу тихий перезвон,
(Встать, руки вверх,
звоним в колокольчики)
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой.
( Наклон вперед, руки вытянуть,
изобразить движения колокольчиком)
Сяду рядышком, у пня,
Может он позвал меня?
(Присесть, руки под голову)
|
|
|
Какие цветы можно встретить в лесу?
|
|
|
|
Придумайте сказку о волшебном цветке Колокольчике, который выручил мальчика Колю из беды. (2 минуты дать детям подумать) 1-2 ребенка рассказывают сказку, если у детей не получается логопед начинает сказку сам, а дети продолжают. Молодцы ребята, интересная сказка получилась.
|
|
|
|
А теперь ребята последнее интересное задание на этом занятии.
Перед вами на доске картинки двух людей: турист с рюкзаком и девочка с котенком.
В рюкзаке у туриста много разных вещей для путешествия, он у него тяжелый и твердый. А котенок у девочки маленький, пушистый. У кого есть кошки или котята? Вы гладили котят, какие они? (Дети отвечают – мягкие.)
Так вот сейчас мы распределим картинки на 2 группы. Картинки , в названии которых нам будут встречаться звуки , звучащие мягко мы положим к девочке с котенком, а картинки , в названии которых нет мягко звучащих согласных мы положим к туристу.
|
|
Картинки: лось, гусь, лес, стол, пень, мел, сом, конь, слон, нос
|
|
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, до свидания.
|
|
|