страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности продукции зао - страница №1/1
![]() Севастопольский институт банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины Кафедра математики, экономической кибернетики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Економика предприятия» на тему «Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности продукции
Выполнил: студент ___________Горелов А.В. Ф.И.О. группа ЭК-01 Проверил: должность Ф.И.О.
Севастополь – 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………..3 1. АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ……………………………………………….5 1.1 Характеристика рынка пивоваренной продукции Украины ………………5 1.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия …………..9 1.3 Анализ деятельности предприятия на рынке ……………………………..14 2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ ……………………………………………...19 2.1 Определение производственной программы ……………………………...19 2.2 Расчет потребности в основном капитал ………………………………….21 2.3 Вычисление численности персонала и расходов на оплату труда ………22 2.4. Оценка потребности в оборотных фонд 23 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЗАО "ОБОЛОНЬ............……24 3.1 Расчет показателей эффективности использования фондов предприятия24 3.2 Определение показателей рентабельности и точки безубыточности ……26 Выводы …………………………………………………………………………..28 Список литературы ……………………………………………………………...30 ВСТУПЛЕНИЕ Одной из приоритетных задач Украины на этапе экономического развития является повышение конкурентоспособности предприятий, от которых, в первую очередь, зависит, как благосостояние населения, так и конкурентоспособность Украины на международном уровне. Одно из эффективных решений данной проблемы состоит в разработке и реализации эффективной производственной программы предприятия, которая способствует повышению его конкурентоспособности. Существующие общепринятые методики развития конкурентоспособности предприятий и методы ее повышения способствуют успешному функционированию предприятий на рынке Украины. Поэтому их активное использование в деятельности отечественных предприятий становится необходимостью. Целью курсовой работы является обоснование развития производства ОАО «Оболонь»и предоставление предложений по повышению уровня конкурентоспособности его продукции на основании анализа целесообразности производства данной продукции и ее конкурентоспособности на рынке. Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкурентоспособности предприятия, законодательные и нормативные акты Украины относительно исследуемой тематики. Информационную базу исследования составили официальные материалы Госкомстата Украины, данные финансовой и статистической отчетности предприятия, материалы научных конференций, результаты собственных расчетов, данные из сети Интернет. РОЗДЕЛ 1 АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ
Пиво — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Содержание этилового спирта в большинстве сортов пива 3–6 % об. (иногда и выше, крепкое содержит как правило 8 % об., иногда даже и до 12 % об.), сухих веществ (в основном углеводов) — 7–10 %, углекислого газа — 0,48–1,0 %. Пиво — третий по популярности напиток в мире (после воды и чая) и самый популярный алкогольный напиток в мире. Это делает производство пива крайне прибыльным. Мониторинг розничной торговли в Украине за период февраль – июнь 2009 г. показал, что объем рынка пива сократился на 18.3% в литровом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом снижение рынка в июне 2009 г. по сравнению с июнем 2008 г. составило 32.6% в литровом эквиваленте. Средняя цена за 0,5 литра в июне 2009 г. по сравнению с июнем 2008 г выросла на 18,0%. Мы рассмотрим производство пива трёх наименований(Оболонь светлое, Оболонь живое, Оболонь крепкое) торговой марки Оболонь В начале августа «Оболонь» выпустила свой первый социальный отчет. Документ отображает прогресс компании в сфере ответственного ведения бизнеса и устойчивого развития в 2007-2008 годах. Кроме прочего, этот отчет является первым в пивной отрасли и в то же время наиболее результативным в Украине. Основная миссия социального отчета – ознакомить все заинтересованные стороны с деятельностью компании «Оболонь». Например, немногие знают, что компания «Оболонь» перерабатывает и использует 86% отходов производства. Или то, что уже долгие годы «Оболонь» является одним из крупнейших меценатов и благотворителей в Украине, на средства которого возобновлены и построены десятки церквей и архитектурных достопримечательностей, финансируются культурные и благотворительные организации, кинопроизводство, книгоиздание и тому подобное. Летом 2008-го компания одной из первых отреагировала на стихийные паводки на Западной Украине, выделив миллион гривен и продукцию для пострадавших. А средняя заработная плата на ЗАО «Оболонь» выросла в 2008 году на 18%. Также в 2008 году компания достигла значительных успехов в уменьшении влияния на окружающую среду: на 33% уменьшено выбросы зерновой пыли от работы элеватора, на 43% уменьшено образование отходов пивной дробины, удельное образование отходов снижено на 36%. Цифры и факты о компании «Оболонь» из социального отчета: 7500 – количество работников всех корпоративных структур ЗАО «Оболонь» 4 176 млн. грн. – выручка от реализации продукции в 2008 г. 2,95 млрд. полулитровых бутылок – количество произведенной продукции за 2008 г. 27,6% – доля ТМ «Оболонь» на внутреннем рынке пива в 2008 г. (первое место) 75,5% – доля компании «Оболонь» в украинском экспорте пива 46 млн. грн. – расходы на экологические программы ЗАО «Оболонь» в 2007-2008 гг. 67% – номинальная доля повторно использованной воды на ЗАО «Оболонь» 86% – доля повторного использования отходов собственного производства 33 – количество стран, в которые «Оболонь» экспортирует продукцию 9 500 – количество людей, которым провели экскурсии на главном заводе ЗАО «Оболонь» в 2008 г. 110 из 121 – количество заполненных социальных показателей по международному стандарту GRI делает отчет компании «Оболонь» наиболее результативным в Украине. Пиво является алкогольным напитком и согласно закону Украины его производители должны помимо прочих налогов платить и акцизный сбор. В последнее время увеличивается акцизный сбор на производство пива, что приводит к повышению цен, а следовательно к понижению спроса и сокращению выпускаемой продукции, а это в свою очередь приводит к сокращению рабочих мест. А так как пивная отрасль производит конечный продукт, и одно рабочее место в пивной отрасли обеспечивает 15-20 рабочих мест на предприятиях инфраструктуры. Производство пива зависит от погодных условий. Так, например, в летние (жаркие месяцы) производится вдвое больше пива чем в зимние (холодные) Объёмы производства пива в Украине в 2009 - начале 2011 года помесячно в млн. дал. показаны на рисунке 1.1 Рисунок 1.1 – Статистика производства пива помесячно. Объемы производства пива растут последние пять лет благодаря привлечению крупных по сравнению с другими отраслями, инвестиций, модернизации оборудования, маркетинговой политике. Динамика производства пива на Украине показана на рисунке 2.2 Рисунок 1.2 - Производство пива в Украине, млн. дал В Украине экспорт пива превышает импорт. По итогам 2010 года из Украины было вывезено 26 095,2 тыс. дал пива. В четверке лидеров главенствующую позицию в рейтинге экспортеров пива занимает компания "Оболонь" – более 80 процентов от общего объема экспорта в натуральном выражении. По оценкам экспертов, продажа пива растет главным образом за счет благоприятных погодных условий. Кроме того, к факторам роста рынка отнесены увеличение продаж напитков высокого и среднего ценовых сегментов, а также общее подорожание продукта, вызванное ростом цен на сырье. Так, цены на солод выросли на 90%, на хмель, в зависимости от сорта, - в 3-4 раза. За 2009 г. на 20-30% увеличилась стоимость стеклянных бутылок и на 15% - стоимость ПЭТ-бутылок. Но из-за жесткой конкурентной борьбы заводы-производители пива в 2009 г. подняли цены лишь на 9-12%. В 2010г. рост цен на пиво составило 12-15%. Производители оптимизировали различными способами затраты на производство, некоторые компенсировали удорожание сырья также за счет уменьшения доходов. Так, на ЗАО "Оболонь" рентабельность уменьшилась на 7 пунктов. За 2010 г. потребление пива на 1 человека в Украине вырос на 10 л (до 61 л). Увеличились продажи пива среднего и высокого ценовых сегментов. В 2010 г. при сравнении с 2009 р.реализация пива среднего ценового сегмента (59% рынка) выросла на 37%, премиум-сегмента (13,6% рынка) - на 30%. В денежном выражении украинский пивной рынок за 2009 г. вырос на 35%. 1.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия История корпорации берет начало в 1974 году, когда начался намыв площадки для строительства пивоваренного завода. Открытие производства было приурочено к Олимпийским играм 1980 года. В качестве экспертов привлекли чешских специалистов – всемирно известных мастеров пивоварения. Именно они и определили место строительства новой пивоварни. Выбор места для строительства определялся главным фактором – наличием больших запасов мягкой и кристально чистой воды. Сегодня вода из глубин юрского горизонта (290 м) обеспечивает высокое качество нашей продукции. Вскоре предприятие дало толчок к формированию крупнейшей в Украине корпорации по выпуску пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, минеральной воды. Свое название завод получил не сразу – лишь в 1986 году – благодаря одноименному району города Киева. Слово «Оболонь» происходит со времен Киевской Руси – так назывались низкие приречные луга. Построенная по чешскому проекту, пивоварня варила пиво, которое быстро приобрело широкую популярность. После получения Украиной независимости корпорация «Оболонь» первой начала экспортные поставки хмельного напитка в страны Европы и США. Пиво под торговой маркой «Оболонь» во всем мире стали воспринимать как традиционно украинское пиво. Через четверть века «Оболонь» превратилась в известный в мире бренд. Сегодня люди на пяти континентах ассоциируют «Оболонь» с украинским пивом №1. Структура корпорации «Оболонь» формировалась долгие годы под воздействием стратегии развития, которая направлена на диверсификацию, переход на сырье собственного производства, инновационный подход, абсолютную экологическую безопасность и полную социальную ответственность. Корпорация «Оболонь» объединяет главный завод, два отдаленных цеха, два дочерних предприятия и четыре предприятия с корпоративными правами. В целом в корпорации работает около 7,5 тыс. людей. Основные структурные единицы корпорации «Оболонь» Главный завод в городе Киев: ПАО «Оболонь» (производство пива, безалкогольной продукции, минеральной воды, пивной дробины и др.) Дочерние предприятия: ДП ПАО «Оболонь» «Пивоварня Зиберта», г. Фастов, Киевская обл. (производство пива) ДП ПАО «Оболонь» «Красиловское», г. Красилов, Хмельницкая обл. (производство минеральной воды, слабоалкогольных и безалкогольных напитков).
ПАО «Ахтырский пивоваренный завод», г. Ахтырка, Сумская обл. (производство пива, безалкогольных напитков, солода). ПАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод», АР Крым (производство безалкогольных напитков). ЧАО «Бершадский комбинат», г. Бершадь, Винницкая обл. (производство слабоалкогольных напитков, солода). ЧАО «Дятьковцы», г. Коломыя, Ивано-Франковская обл. (производство солода). ООО «Оболонь Агро», пгт. Чемеровцы, Хмельницкая обл. (сельскохозяйственное производство, выращивание ячменя, крупного рогатого скота и свиней). ЧАО «Рокитновский стеклянный завод», пгт. Рокитное, Ровенская обл. (производство стеклотары).
Производственный комплекс в г. Александрия, Кировоградская обл. (производство безалкогольных и слабоалкогольных напитков, переработка ПЭТ бутылки, производство бандажной ленты). Солодовый завод в пгт. Чемеровцы, Хмельницкая обл. (производство солода). Завод в Киеве имеет проектную мощность 14 млн. гл. пива в год. Это делает предприятие крупнейшей пивоварней Европы. За последние два года на заводе установлена уникальная варочная система, которая может осуществлять 12 варок в день по 750 гектолитров холодного сусла. Особенность этого нового варочного порядка немецкой фирмы Ziemann в том, что он позволяет экономить расходы на тепловую энергию при варке в два раза. А энергоемкость является одним из приоритетных заданий, которые стоят сегодня перед инженерами корпорации. Одним из предметов гордости является уникальная установка по выделению пива из отработанных дрожжей, которая производит 500-600 тыс. дал пива в год. Подобные технологии позволяют наладить практически безотходное экологически чистое производство. Ведь ответственное отношение к окружающей среде — это тоже один из приоритетов «Оболони». Гарантией высокого качества продукции также выступают четыре мощных фильтрационных установки, выполненных на заказ киевского завода немецкой фирмой КHS. Самый большой из фильтров имеет мощность 950 гектолитров в час Фильтрационная система «Оболони» не имеет аналогов не только в Украине, но и в Европе. Уникальной для Украины является крупнейшая линия разлива в стеклянные бутылки, мощность которой составляет 110 тыс. бутылок в час. В 2008 году стала в строй линия разлива напитков в банки, которая может наливать 60 тыс. банок в час, причем объем тары может быть как 0,25 л, так и 0,3 л, и 0,5 л. Значительно модернизирована и линия разлива пива в кеги – сейчас ее мощность составляет 1 тысяча 50-литровых кег в час. «Пивоварня Зиберта» в г. Фастов Киевской области после реконструкции последних двух лет выросла в современное, высокотехнологическое предприятие. В ходе масштабного инвестиционного проекта стоимостью свыше 40 млн. евро установлено современное немецкое оборудование для производства пива. В результате производственные мощности предприятия увеличены в 15 раз и составляют 1,5 млн. гектолитров пива в год. Соответственно увеличены установки для брожения пива и линии разлива в разные виды тары. Для изготовления качественного продукта не меньше оборудования важно сырье. Одним из основных компонентов для пивоварения является солод. С целью получения отборного солода корпорация «Оболонь» построила солодовый завод в Чемеровцах Хмельницкой области – одно из самых современных предприятий континента. Для комплектации производства были приглашены ведущие мировые компании. Объемы инвестиций составили $100 млн. Мощность предприятия составляет больше 120 тыс. тонн солода в год. Для этого завод обрабатывает 180 тысяч тонн ячменя (450 тонн в сутки). На солодовне внедрено немало инновационных решений, которые позволяют существенно улучшать технологические процессы и уменьшать расход ресурсов. Например, используются грядки солодоращения круглого типа, система сухой транспортировки ячменя вместо водной. В сушильном отделении осуществляется рекуперация горячего воздуха, минимизировано использование холода, а мембранная система очистки сточных вод является уникальной для Европы. Наряду с пивоварением, не менее важным направлением деятельности корпорации является производство напитков. В частности, это основная специализация ДП «Красиловское» в Хмельницкой области. Это совершенное предприятие по выпуску безалкогольных и слабоалкогольных напитков, минеральной воды. С помощью новейших технологий работники ДП «Красиловское» успешно решают вопрос гармоничного сосуществования больших производственных мощностей и экологически чистой природной зоны. На всех заводах «Оболонь» автоматизация играет большую роль. Основные производственные функции осуществляют машины, а люди лишь контролируют процесс. Это свидетельствует не только о технологическом совершенстве производства, но и соблюдении самых строгих стандартов качества продукции и высоком уровне организации всех процессов. А благодаря опытнейшим технологам, многие из которых работают в отрасли уже свыше четверти века, «Оболонь» имеет возможность внедрять передовой опыт, создавать новые вкусы, постоянно совершенствовать рецептуру напитков. Для этого на предприятиях работают самые современные лаборатории – экспериментальная, производственная, радиологическая и технического контроля. Они обеспечивают как постоянный анализ качества продукции на всех этапах производства, так и разработку инновационных продуктов. Таблица 1.1 – Финансовые показатели деятельности ЗАО "Оболонь", млн. грн.
По данным таблицы 2.1 высокий доход от реализации сложился в 2010 г. Производство продукции в 2008 г. было максимально убыточным. Выручка от реализации продукции в 2010 г. составила 378,8 млн. грн. В структуре выручки 17% занимает НДС, 11% составляет акцизный сбор (рис. 2.4). Рисунок 1.3 – Структура дохода от реализации продукции ЗАО "Оболонь" Другие операционные затраты – 2743 тыс. грн. В таблице 1.2 приведений анализ показателей баланса предприятия.
Таблица 2.2 – Анализ показателей баланса ЗАО "Оболонь", млн. грн. По данным таблицы 2.4 в течение шести лет растет валюта баланса. Предприятие вкладывает средства в новое производственное оборудование. Так стоимость основных средств возросла в 7 раз и составила 1211 млн грн, оборотные активы увеличились в 15 раз и составили 3184 млн. грн. Данные проиллюстрировано на рис. 1.4. Рисунок 2.7 – Динамика оборотных и необоротных активов предприятия ЗАО "Оболонь", тис. грн. К 2010 г. выросла дебиторская задолженность предприятия, уменьшились текущие обязательства, что свидетельствует о нестабильном состоянии предприятия. Таким образом, на ЗАО "Оболонь" негативные тенденции перемежаются с положительными показателями деятельности. Поэтому для определения эффективной работы предприятия необходимы новые предложения. 1.3 Анализ деятельности предприятия на рынке На рынке пива Украине действует более 50 предприятий, где работает около 200 тысяч человек. Но лидерство делят между собой четыре пивоваренных холдинга, составляет около 95 процентов в общем производстве пива: "Сан Интербрю Украина", "Оболонь ", Baltik Bevereges Holding, "Сармат". Пивзаводы меньшего масштаба производят каждый примерно по 0,4 млн. дал пива в год: АО "Радомышль", "Пивзавод на Подоле", "Запорожский пивзавод № 1", "Бердичевский пивзавод", "Микулинецкий пивзавод" Бровар "," Уманьпиво ", Лисичанский пивзавод, "Нежинский пивзавод"и другие. Предприятия Украины выпускают более 400 наименований продукции. По мнению аналитиков агропромышленного комплекса, отечественный рынок пива заполнен лишь на 70%, что позволяет ему и дальше развиваться. Структура рынка пива по производителям представлена на рис. 2.8. 2005 р. 2003 р. 2010 р. Рисунок 1.5 – Структура ринка пива Украины по производителям, % По данным рис. 2.8 значительную долю пивного рынка - 38% занимает производитель "Сан Интербрю Украина", 30% рынка принадлежит компании ЗАО "Оболонь", 20% - Baltik Bevereges Holding. Всего 4% рынка занимают другие предприятия. При этом заметим, что судьба крупных производителей пива на рынке ежегодно растет, тогда как другие малые заводы-производители уменьшают присутствие своей продукции на рынке, Т.Е. вынуждены сокращать производство. Таким образом, в Украине продолжается процесс укрупнения рынка пивобезалкогольной продукции.
Рисунок 1.6 – Структура продажу пива в Украине по производителям, % Пивная продукция в Украине реализуется в стеклянной бутылке, ПЭТ-бутылки, а также жестяных банках. Структура продаж по типам упаковки приведена на рис. 1.7. На рынке пива превалирует пиво в стеклянной бутылке - 52,2% продаж. Жестяная банка занимает наименьшую долю - 6,2 процента. Причем продажу пива за три последних года в жестяной банке возросло в 2,5 раз. Рисунок 1.7 – Структура продаж пива в Украине по типу упаковки, % Для ЗАО "Оболонь" перспективным направлением производства является разлив пива в ПЭТ-бутылки, стеклянные бутылки нового облегченного образца. Традиционно ЗАО "Оболнь" выпускает разливное пиво в кегах. ОАО "Мелитопольский пивоваренный завод" выпускает ежегодно 200 - 300 тыс. дал пива и, таким образом, по объемам производства относится к малым производителей пива. Производство и реализация продукции ЗАО "Оболонь" в 2009 г. и в 2010 г. приведены в таблице 2.6. Таблица 1.3 – Производство и реализация продукции ЗАО "Оболонь"
В структуре производства ЗАО "Оболонь" превалирует производство пива бочкового - 86% общего объема. Бутылочного пива и в ПЭТ-бутылки пиво занимают в структуре производства и реализации по 7%. Также завод производит и реализует безалкогольные напитки и минеральную воду (14% от общего объема). Товарность производства ЗАО "Оболонь" составляет 100%. Маркетинговая стратегия ЗАО "Оболонь" направлена на производство качественной продукции по умеренным ценам, ориентированным на чувствительных к ценам потребителей. Основной задачей маркетинга ЗАО "Оболонь" с начала 2007 года было расширение ассортимента своей продукции. Проведенное исследование деятельности и рынков сбыта продукции ЗАО "Оболонь" показало, что для предприятия необходимо искать пути вывода предприятия из уровня убыточности на прибыльный уровень. РОЗДІЛ 2
ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ 2.1 Определение производственной программы Одним из путей повышения прибыльности предприятия и его конкурентоспособности является расширение рынков сбыта, что требует разработки производственной программа с расчетом всех необходимых ресурсов и ее эффективности. Выход на новые рынки приводит к увеличению объемов производства продукции предприятием. Если в 2010 г. ЗАО "Оболонь" в составе "Украинской пивной группы" на рынке пива Украины занимал 0,2%, то в 2011 г. предлагаем увеличить данный показатель до 0,3%. В 2010 г. ЗАО "Оболнь" производил пиво в обычных стеклянных бутылках, ПЭТ-бутылках, бочковое. В 2011 г. предлагаем расширения объемов производства по следующей номенклатуре: - пиво в стеклянных бутылках нового облегченного образца; - разливное пиво в кегах; - пиво в ПЭТ-бутылках. В этом случае производственная программа ЗАО "Оболонь" будет определена в следующем составе и объемах, представленных в таблице 3.1. Таблица 2.1 – Разработка производственной программы на 2011 р. для ЗАО "Оболонь"
Приготовление пивного сусла состоит из пяти основных технологических стадий: - Подготовка зернопродуктов (очистки, сортировки, измельчения); - перевод экстрактивных веществ зернопродуктов (крахмал, белки и др.) в раствор, то есть сусло, в результате приготовления затора (затирки); - Фильтрование затора (отделение сусла); - Кондиционирование (охмеленного) сусла кипячением его с хмельными препаратами; - Освещение и охлаждения сусла. 2.2 Расчёт потребности в основном капитале Для выполнения запланированной производственной программы необходимо производственное оборудование (основное и дополнительное), а также транспортные средства, организационная техника, прочие основные фонды. Обобщенный их состав приведен в таблице 2.2. Предприятие несет затраты на закупку и затраты основных фондов в виде амортизации, которая включается в расчет финансовых результатов предприятия. Поэтому необходимо вычислить, какая амортизация будет в 2011 г. В 2010 г. она составляла 840,3 тыс. грн. Состав оборудования в 2011 г. не изменился, но балансовая стоимость уменьшилась, поэтому, соответственно уменьшится амортизация (табл. 2.2). Таблица 2.2 – Расчёт амортизационных затрат для выполнения производственной программы на 2011 г. для ЗАО "Оболонь", млн. грн.
Стоимость оборудования запланированная на уровне 2010 р. в сумме304,3 млн. грн. Сумма амортизации по производственной программой для ЗАО "Оболонь" составит 22,3 млн. грн. 2.3 Вычисление численности персонала и затрат на оплату труда Таблица 2.3 – Расчёт численности персонала для производственной программы на 2011 г. для ЗАО "Оболонь"
По данным производственной программы рассчитана необходимое количество персонала для ее выполнения - 1280 человек, в том случае 1100 человек основных рабочих. Расчет численности персонала показал возможность сокращения основных рабочих по сравнению с прошлым годом за счет увеличения действительного годового фонда рабочего времени до нормативного. Так, работники в 2010 г. отработали по 1430 часов рабочего времени (на предприятии наблюдались простой и нестабильная работа) вместо нормативных 1650 часов для данного предприятия. Соответственно сократилась численность аппарата управления, что позволит сэкономить расходы на оплату труда. Расчет необходимой суммы на выплату зарплаты для обеспечения производственной программы 2011 показал, что эта сумма составляет 784 8000 грн. Таблица 2.4 –Расчёт заработной платы на 2011 р. для ЗАО "Оболонь"
Начисления на зарплату в фонд социального страхования – 2 943 000 грн .. 2.4 Оценка потребности в оборотных фондах На основании фактических затрат ЗАО "Оболонь" и по методике, приведенной в "Методических рекомендациях к написанию курсовой работы по дисциплине " Экономика предприятия "рассчитываем потребность в оборотных фондах предприятия, Т.Е. материальные затраты предприятия. Таблица 2.5 - Расчет материальных затрат на производство продукции ЗАО "Оболонь", млн. грн. .
Материальные затраты предприятия на производственную программу составляют 1128,7 тис. грн. РОЗДІЛ 3
ОЦЕНКА ЕФФЕКТИВНОСТИ РОЗРАБОТАНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГАММЫ ДЛЯ ЗАО "ОБОЛОНЬ" 3.1 Расчет показателей эффективности использования фондов предприятия В таблице 3.1 проанализированы показатели эффективности фактической деятельности предприятия ЗАО "Оболонь ". Таблица 3.1 - Эффективность деятельности ЗАО "Оболонь"
На предприятии растет фондоотдача с 1,36 до 3,06 благодаря позитивным и негативным факторам. К положительным отнесем увеличение основных фондов на предприятии. К негативным - уменьшение объемов производимой продукции. Соответственно, уменьшается фондоемкость продукции с 0,73 до 0, 22. Растет фондовооруженность труда. Оценка эффективности деятельности предприятия по разработанной производственной программе проводится следующим образом: 1) эффективность использования основного капитала предприятия осуществляется по следующим критериям: - Фондоотдача (Фо):
где: РП - стоимость годового объема реализованной продукции, грн; Сок - среднегодовая стоимость основного капитала (основных фондов), грн. Фо = 1894000 грн / 12113300 грн. = 0,15 - Фондоемкость - величина обратная фондоотдач, грн. Фе = 12113300 грн. / 1894000 грн. = 6,395 - Фондовооруженность труда (Фв): Фв = ОФ / Чппп, грн. / чел, (2) где: ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов, грн; Чппп - численность промышленно-производственного персонала, чел. Фв = 12113300 грн. / 1280 человек = 9463,5 грн. / чел
- Коэффициент оборачиваемости (Коб): Коб = 1894/1128,7 = 1,67
Кз = Оборотные средства / Доход от реализации продукции (3) Кз = 1128,7 / 1894 = 0,59
Соо = 360 / 1,67 =216 дней Таким образом, показатели эффективности использования основных фондов, рассчитанные по новой производственной программой, растут. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала составляет 1,67, а срок одного оборота оборотного капитала - 216 дней, что является средним показателем для пивобезалкогольной подотрасли. 3.2 Определение показателей рентабельности и точки безубыточности Проведенный анализ фактических показателей деятельности предприятия показал (табл. 2.1), что ЗАО "Оболонь" в 2010 г. увеличил чистую прибыль на 533 млн гривен по сравнению с аналогичным периодом. При этом себестоимость реализации уменьшилась а прибыль возросла. Согласно разработанной программы расходы предприятия в 2011 г. составят следующую сумму (табл. 3.2). Таблица 3.2 – Состав затрат на новую производственную программу для ЗАО "Оболонь", тис. грн.
Общие расходы ЗАО "Оболонь" составят по производственной программе 3089,00 тыс. грн. По новой, разработанной нами производственной программой, доходы и прибыли предприятия будут следующие (табл. 3.3). Таблица 3.3 –Расчёт дохода и прибыли по производственной программе 2011 р., тис. грн.
Рассчитаем рентабельность производства по новой производственной программой и точку безубыточности. Расчетные данные поместим в таблицу 3.4.
Рентабельность пивоваренного производства по разработанной производственной программе составит 8%. Таким образом предприятие выйдет на прибыльный уровень. ВЫВОДЫ
Приоритетная задача Украины на этапе экономического развития является повышение конкурентоспособности предприятий. Одно из эффективных решений данной проблемы состоит в разработке и реализации эффективной производственной программы предприятия, которая способствует повышению его конкурентоспособности.
Список литературы 1. Азоев Г.Л. Геленков А.П. Конкурентный преимущества фирмы - М.: Новости, 2000. - 254 с. 2. Афанасьев М.В. Экономика предприятия: Учеб. - Метод. пособие. - К.: КНЕУ, 2003. - 410С. 3. Балабанова Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга: (Монография) / Л.В. Балабанова, А.В. Кривенко. - Донецк: ДонДУЭТ, 2004. - 147 с. 4. Бойчик И.М. Экономика предприятия. Учеб. пособие. - М.: Атика, 2004. - 480с. 5. Джеймс Симпсон Уилсон. Компания росла путем слияний и поглощений / / Бизнес. - 2008. - № 21. - 26.05.08. - С. 86-87. 6. Реструктуризация: [Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. спец. 7.050106 "Учет и аудит" / Ф.Ф. Ефимова, С.И. Шкарабан, Е.В. Мных и др.]; Ред.: Ф.Ф. Ефимова; рожью. инж.-технол. ин.-т. - М.: "Рута", 2003. - 679 с. Введение: с. 672-675. 7. Экономика предприятия: Учебно-метод. Пособие. для сам ост. изучению дисц. / Г.А. Швиданенко, С.Ф. Покропивний, С.М. Клименко и др. - К.: КНЕУ, 2000. - 248с. 8. Экономика предприятия: Учебник / Под общ. ред. С.Ф. Покропивного. - К.: КНЕУ, 2004. - 528с. 9. Котлер Ф., триас где Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей: Пер. с англ. - СПб.: "Нева", 2004. - 192 с. 10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. - 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг .- М.; СПб; К.; Издательский дом "Вильямс", 2002. - 944 с. 11. Окландер М. А. Особенности маркетинговой системы предприятия / / Маркетинг в Украине: Сб. наук. трудов. - К.: КНЕУ, 2007. - № 2. - С. 45-55. 12. Павлова В.А. Конкурентоспособность предприятия: оценка и стратегия обеспечения. - Д.: Изд-во ДУЭП, 2006. - 276 с. 13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - 7-е изд, испр. - Мн: Новое знание, 2001. - 704 с. 14. Семенов Г.А., Панкова Н.А., Семенов А.Г. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: учеб. лит-ры, 2005. - 328 с. 15. Статистический ежегодник Украины за 2006 год / Гос. комитет стат. Украина; Под ред. А.Г. Осауленко. - М.: "Консультант", 2007. - 552 с. 16. Статистический ежегодник Украины за 2008 год / Гос. комитет стат. Украина / Под ред. Осауленко А. Г. - М.: Изд-во «Консультант», 2009. - 572 с. 17. Силивончик А. Силивончик В. Пили да слыла / / Бизнес. - 2008. - № 21. - 26.05.08. - С. 84-85. 18. Силивончик А. струйным рядами / / Бизнес. - 2008. - № 17-18. - 05.05.08. - С. 114-117. 19. Технико-экономические расчеты на предприятии: Учеб. пособие. - М.: учеб. литературы, 2005. - 184с. 20. Технология пивоваренные и безалкогольного производства / В.А. Домарецкий. К.: Вища шк, 2006. - 191 с. 21. Украина - 2009: Статистический сборник. - М.: Госкомстат, 2010. |