Обобщение практики рассмотрения судами дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной во - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Обобщение практики рассмотрения судами дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми - страница №1/1

Обобщение практики рассмотрения судами дел, возникающих в связи с

обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны

и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, за период

с 2008 по 2011 года.

По заданию Верховного Суда Российской Федерации Самарским областным судом проведено изучение судебной практики рассмотрения дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, за период с 2008 по 2011 года.


В ходе изучения установлено, что судами области рассматриваются дела данной категории. Всего на обобщение поступило 72 дела. В 2008 году судом рассмотрено 1 дело, в 2009 году – 1 дело. В 2010 году судами рассмотрено 32 дела, в 2011 год – 38 дел.
В настоящее время правовую основу регулирования обеспечения жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, в Самарской области составляют:
Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и принимаемые в соответствии с ними областные законы и иные нормативные правовые акты Самарской области.
Подсудность

Изучение дел показывает, что у судов не возникает сложности при определении подсудности споров (родовой подсудности), в силу ст. 23 и 24 ГПК РФ данная категория дел подсудна районным судам в качестве суда первой инстанции.

Подсудность территориальная зависит от формы, в которую облечены требования.

При подаче в суд иска, подсудность определяется по правилам ст. 28 ГПК РФ, по месту нахождения ответчика.

При подаче заявления в порядке гл. 25 ГПК РФ об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, заявление может быть подано гражданином по своему месту жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решения, действия которых обжалуются.

Представляется правильным оформлять требования в виде искового заявления, если заявлены требования о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выплате субсидий и других споров о праве и оформлять требования в виде заявлений в порядке гл. 25 ГПК РФ, при обжаловании постановлений о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказе в принятии на учет и других случаях обжалований решений органов местного самоуправления, должностных лиц.


Лица, участвующие в деле

Как правило, истцами либо заявителями по такой категории дел являются граждане, поименованные в ФЗ «О ветеранах». Их можно разделить на несколько категорий: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, иные ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.


К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Исследование указанных норм права позволяют сделать вывод, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники ВОВ, перечисленные в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и» пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», лица, перечисленные в пунктах 2, 3, 4 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды ВОВ.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.



Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Истцы должны подтвердить свой статус и свои льготы путем предоставления в суд удостоверений установленного образца, выданных соответствующим органом, либо справок. Обобщение практики показало, что суды в основном правильно определяют категории ветеранов и указывают распространяемые на них меры социальной поддержки. Вместе с тем по некоторым делам суды ограничились отнесением истцов к ветеранам либо участникам ВОВ, не раскрывая полностью категорию ветерана, что повлекло за собой принятие неправильное определение мер социальной поддержки.
Прокурор обратился в Чапаевский городской суд в интересах Л*** А.И. с иском о признании незаконными действий Администрации г.о. Чапаевск и признании права за Л*** А.И. на обеспечение жильем в рамках ФЗ «О ветеранах», предоставлении социальной выплаты. В обоснование иска прокурор указал, что Л*** А.И. является инвалидом и относится к бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, что подтверждается удостоверением. На неё распространяются меры социальной поддержки как на инвалида ВОВ. 20.05.2010 года Л*** А.И. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран ВОВ. Постановлением главы г.о. Чапаевск от 07.07.2010 года Л*** А.И. снята с учета, без указаний оснований к снятию. Ответчик возражал на иск, считал, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей не включены в перечень лиц, относящихся к ветеранам ВОВ, и на них Указ Президента не распространяется. Суд, руководствуясь ст. пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента № 714, исковые требования удовлетворил. Решением от 19 декабря 2011 года признал за Л*** А.И. право с 20.05.2010 года на обеспечение жилым помещением как лица имеющего право на социальную поддержку в соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обязал Администрацию г.о. Чапаевск предоставить социальную выплату. Решение не обжаловалось. Вместе с тем, решение представляется неверным в части отнесения Л*** А.И. к категории ветеранов и определении мер социальной поддержки. Как было указано выше, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, являющимся инвалидами, предоставляются льготы и меры социальной поддержки как инвалидам ВОВ, которые закреплены в статье 14 ФЗ «О ветеранах», а не ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
Как правило, ответчиками по делу являются органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов в Самарской области, которые наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в Законе Самарской области от 11 июля 2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», постановке их на учет. Органы местного самоуправления наделены указанными полномочиями согласно Закону Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД (ред. от 06.12.2011г.) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местностей».
Вместе с тем, представляется правильным привлекать к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ), Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как оно является уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (ст. 6 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД), именно ему органы местного самоуправления представляют списки граждан и отчет о расходовании предоставленных субвенций (ст. 5 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД).
Обобщение практики показало, что большое количество исков подано прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ, что представляется правильным, так как инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны в большинстве своём люди престарелого возраста и по состоянию здоровья не всегда сами могут обратиться в суд за защитой своих прав.
Госпошлина

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ветераны Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции.


Анализ законодательства, предусматривающего обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации подписан Указ от 7 мая 2008 года № 714 (в ред. От 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в котором постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки
Федеральный закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно статье 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включая получение жилых помещений (пп.3, п.2, ст.13).
Меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны предусматривают, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пп.4, п.1 ст.14 № 5-ФЗ).
Меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пп.3, п.1 ст. 15).
Меры социальной поддержки военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период (относящиеся к ветеранам Великой Отечественной войны в силу пп.3 п.1 ст. 2): обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пп.4 п.1 ст. 17).
Меры социальной поддержки лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (относящиеся к ветеранам Великой Отечественной войны в силу п.3 ст. 2), предоставляются: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пп.3, п.1 ст. 18).
Меры социальной поддержки лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (относящиеся к ветеранам Великой Отечественной войны в силу п.2 ст. 2): обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (пп.6, п.1 ст. 19).
Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем только в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по категориям ветеранов. Поэтому при рассмотрении дел важно точно определять к какой категории относится ветеран и в какую очередь он должен быть поставлен. По письменным заявлениям граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 23.2.
При рассмотрении дел судам надлежит выяснять, не только к какой категории ветеранов относится истец (заявитель), но и на какие конкретно льготы имеет право, какой статьей ФЗ «О ветеранах» предусмотрена та или иная мера социальной поддержки. Не выясняя эти вопросы, суды допускают ошибки при рассмотрении дел.
Х*** В.Ф. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Свои требования мотивировал тем, что является участником ВОВ, проживает с семьей дочери в трехкомнатной квартире, общей площадью 65,7 кв.м. В квартире зарегистрировано 4 человека: истец и его дочь, зять, внук (собственники квартиры в порядке приватизации). Считает себя нуждающимся, так как фактически в жилом помещении проживают шестеро человек: истец и его дочь, зять, внучка, внук с женой. Распоряжением заместителя мера городского округа Тольятти ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответчик возражал, ссылался в обоснование на то, что Х*** В.Ф. в 2007 году продал жилой дом, общей площадью 43,8 кв.м., в настоящее время проживает в квартире, общей площадью 65,7 кв.м., в которой зарегистрировано четыре человека, и, следовательно, на каждого члена семьи приходится по 16,4 кв.м., что превышает учетную норму. Суд, установив указанные выше обстоятельства, удовлетворил иск, придя к выводу, что фактически в спорной квартире проживают не четыре, а шесть человек и, следовательно, на каждого члена семьи приходится менее 14 кв.м., в связи с чем, признал истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, решение суда представляется неправильным. Не каждый участник Великой Отечественной войны имеет права на такую меру социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Судом было установлено и материалами дела подтверждается, что Х*** В.Ф. является ветераном – участником ВОВ. Согласно удостоверению истец имеет право на льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах». В силу ст. 17 названного закона военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Кроме того, представляется неверным вывод суда о нуждаемости в улучшении жилищных условий на основании свидетельских показаний о фактической численности проживающих в квартире граждан без регистрации. Так из материалов дела следует, что внучка истца – Б*** А.А. имеет регистрацию по иному адресу: ***. Решение не обжаловалось.
Меры социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
При рассмотрении каждого дела судам надлежит выяснять, являются ли бывшие несовершеннолетние узники концлагерей инвалидами либо нет. Поскольку бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются меры социальной поддержки как участникам ВОВ, а бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, являющимися инвалидами, - как инвалидам ВОВ. Истцы должны подтвердить свой статус и свои льготы путем предоставления в суд удостоверений установленного образца, выданных соответствующим органом, и справок.

Ч*** И.И. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском о предоставлении жилого помещения, мотивируя следующим. Он отнесен к категории несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и является инвалидом второй группы. Полагал, что должен быть обеспечен жильем на основании Указа Президента № 714 с составом семьи два человека. Ответчик возражал на иск, считал, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей не включены в перечень лиц, относящихся к ветеранам ВОВ, и на них Указ Президента не распространяется. Суд своим решением от 08 июня 2011 года иск удовлетворил, признав, что в силу ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ на истца распространяются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов ВОВ. Определением Судебной коллегии Самарского областного суда от 09 августа 2011 года решение суда отменено, вынесено новое, которым в иске Ч*** И.И. отказано. Судебная коллегия пришла к выводу, что суд неправильно толковал и применил нормы материального права. Судебная коллегия согласилась, что Ч*** И.И. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей приравнен к инвалидам ВОВ. Вместе с тем полагала, что Указ Президента направлен на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и на лиц, приравненных к ветеранам ВОВ, не распространяется. Такая правовая позиция представляется верной и находит подтверждение в определении Верховного Суда Российской Федерации (от 18.11.2011г. № 14-В11-16).
В ФЗ «О ветеранах» с 2008 года по 2011 год неоднократно вносились изменения.

На период с 1 января 2008 года ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 29.12.2004г. № 199 –ФЗ) закон в действующей редакции предусматривал меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.



Судом при рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, что в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года в соответствии со ст. 49, 51 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях. Жилищный кодекс РСФСР, действовавший до 1 марта 2005 года, закреплял право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение в пользование жилого помещения без учета его имущественного положения (ст.ст. 28, 29 ЖК РСФСР).
Федеральным законом от 29 июня 2009 года внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», в том числе, слово «января» заменено на «марта». Пункт 4 чт. 14 изложен в следующее редакции " обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
Федеральным законом от 29 июня 2009 года в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" вновь внесены изменения, которыми исключены "и вставших на учет до 1 марта 2005 года", слова "Инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" заменены словами "Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз". Статья 23.2 дополнена пунктом 3.1 следующего содержания: по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Пункт 11 изложен в следующей редакции: "Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации".

После внесения вышеуказанных изменений судам необходимо учитывать, что ветераны ВОВ, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, также должны обеспечиваться жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах», как и вставшие до 1января, 1 марта 2005 года. Однако судам надлежит проверять, не получали ли ранее истцы как ветераны мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.


Федеральным законом от 6 мая 2010 года внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», в том числе, пп.4 п.1 ст. 14, пп.3 п.1 ст. 15, пп.4 ст. 17, пп.3п.1 ст. 18 дополнены словами «при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения». Действия положений в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При рассмотрении данной категории споров необходимо учитывать положения Жилищного кодекса Российской Федерации и нормы права субъекта РФ - Самарской области.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, ветеранам ВОВ достаточно быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, для распространения на них мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Основания признания гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 ЖК РФ.

Судам следует учитывать, что в силу ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.


При рассмотрении дел данной категории судам надлежит руководствоваться Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» № 87-ГД от 11 июля 2006г. (в ред. Законов Самарской области от 07.11.2007 N 129-ГД, от 03.04.2008 N 34-ГД, от 10.10.2008 N 105-ГД, от 10.11.2008 N 124-ГД, от 31.12.2008 N 171-ГД, от 13.08.2009 N 93-ГД, от 05.10.2009 N 103-ГД, от 09.02.2010 N 14-ГД, от 23.03.2010 N 29-ГД, от 07.10.2010 N 99-ГД, от 02.02.2011 N 6-ГД)
Статья 2 . Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан
1. Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

2. Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:

2.1) граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а именно:

а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б) участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

2.2) отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

Статья 3. Признание отдельных категорий граждан нуждающимися в жилых помещениях


1. Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Т*** Н.В. обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с иском к Администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и о принятии на учет в качестве нуждающегося, мотивируя следующим. Является инвалидом ВОВ, проживает с дочерью в двухкомнатной квартире общей площадью 30,8 кв.м., принадлежащей им на праве общей долевой собственности. Дом, в котором расположена квартира, не пригоден для проживания, включен в реестр аварийных домов г.о. Жигулевск. Суд правомерно удовлетворил иск, так как Т*** Н.В., проживая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в силу продпункта 3 пункта 1 ст. 3 Закона Самарской области № 87-ГД от 11 июля 2006г, является нуждающимся в жилом помещении. Решение не обжаловалось.
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При разрешении споров суды исходят из приведенных выше норм права, в целом правильно разрешая споры, к каждому делу подходя индивидуально. Обобщение практики показало, что в ряде случаев суды признавали продажу, дарение жилых помещений как действия направленные на ухудшение жилищных условий и отказывали в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ряде случаев суды приходили к выводу, что продажа дома была вынужденной мерой и не была направлена на ухудшение жилищных условий с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Б*** Е.Ф. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском, в котором просила обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя следующим. Она является ветераном ВОВ, обратилась с заявлением о постановке на учет в Мэрию и получила отказ на том основании, что она ухудшила жилищные условия, продав дом. Истица проживала в ветхом доме, жилой площадью 26 кв.м., расположенном по адресу: ***. После смерти мужа, здоровье истицы ухудшилось, в силу её престарелого возраста (87 лет) за ней потребовался постоянный посторонний уход. Продав в 2009 году дом, 1937 года постройки, Б*** Е.Ф. переехала к сыну в г. Тольятти. Проживает и зарегистрирована в трехкомнатной квартире по адресу: ***, общей площадью 66 кв.м.м, жилой 43 кв.м.. Кроме истицы в квартире зарегистрированы семь человек. Проанализировав все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что продажа дома с последующим переездом к сыну была вынужденной мерой и не была направлена на ухудшение её жилищных условий с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением суда от 23 августа 2011 года исковые требования Б*** Е.Ф. удовлетворены. Определением Судебной коллегии Самарского областного суда от 25 октября 2011 года решение оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Подобная судебная практика представляется правильной.


П*** В.М. обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском, в котором просил обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя следующим. Является участником ВОВ. До 2006 года проживал с сыном в ***, общей площадью 39,6 кв.м. Сын злоупотребляет спиртным, поэтому в связи с ухудшением здоровья вынужден переехать к внучке по адресу: ***. В квартире зарегистрированы: он, внучка и её муж и сын. В 2010 году обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося и получил отказ, с которым не согласен. Ответчик возражал против иска, ссылаясь на то, что истец ухудшил свои жилищные условия, подарив сыну 16.08.2006 года принадлежащую ему ½ долю квартиры по адресу: ***. Судом установлено, что П*** В.М. действительно в 2006 году подарил 1/2 доли квартиры сыну и зарегистрировался в квартире, где проживает внучка. Однако фактически истец проживает в г. Инза, получает там пенсию, медицинское обслуживание. Решением от 31 января 2011 года суд отказал в удовлетворении исковых требований П*** В.М.. Такое решение является верным.
И*** А.И. обратилась в Чапаевский городской суд Самарской области с исковым заявлением о признании незаконным постановление главы г.о. Чапаевск об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указала, что является вдовой участника ВОВ и имеет льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Проживает в квартире по адресу: ***, общей площадью 44,8 кв.м., принадлежащей П*** А.И. и П*** Ю.Т. - её дочери и зятю, на праве собственности. В жилом помещении зарегистрированы вместе с истицей собственники и их сын. 05.08.2010 года она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, определенных Законом Самарской области № 87-ГД. Постановлением от 15.12.2010 года она снята с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий. Ответчик иск не признал, мотивируя снятие истицы с учета тем, что представитель И*** А.И. – П*** А.И. совершила действия, в результате которых истица стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что в квартире по адресу: ***, с 14.07.2010 года по 22.12.2010 года была зарегистрирована С*** И.Ю. (дочь П*** А.И.), у которой на праве совместной собственности имеется квартира по адресу: ***. Снятие с регистрационного учета С*** И.Ю. суд признал умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решением от 18 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований И*** А.И. отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 апреля 2011 года решение отменено, постановлено новое, которым постановление Администрации от 15.12.2010 года признано незаконным, Администрация обязана поставить И*** А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления – 17.01.2011 года. Судебная коллегия пришла к выводу, что самой И*** А.И. не было предпринято каких-либо умышленных действий по ухудшению жилищных условий. От её воли не зависела постановка и снятие с регистрационной учета С*** И.Ю., членом её семьи истица не является.

3. Социальные выплаты не предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма и не выполняющим требований частей 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, в результате чего соответствующие помещения стали непригодными для проживания.



Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований Самарской области отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.
Следует обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел данной категории, при удовлетворении исков, необходимо выяснять и отражать в резолютивной части решения: с какого времени данный гражданин должен быть поставлен (восстановлен) на учет, поскольку обеспечение жилыми помещениями, так же как и социальные выплаты, происходит в порядке очередности; к какой категории относится гражданин, в какую очередь должен быть поставлен на учет, поскольку органы местного самоуправления должны вести учет нуждающихся в жилых помещения граждан, раздельно по каждой из категорий.

Однако как показало обобщение практики рассмотрения дел, не по всем делам суды устанавливают указанные обстоятельства.


Ю*** А.Ф. обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском о восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на то, что в 1995 году встал в очередь на улучшения жилья. В 2007 году был исключен из очереди, о чем узнал только в 2010 году. Суд указал, что Ю*** А.Ф. является участником ВОВ, на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Решением от 27 мая 2011 года иск удовлетворил, обязал Мэрию восстановить Ю*** А.Ф. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В резолютивной части не указано, в какую именно очередь надлежит восстановить истца, что вызовет сложности при исполнении решения. Представляется, что в данном случае нормы материального права применены не верно. Из материалов дела усматривается, что истец является инвалидом ВОВ, что подтверждается удостоверением. На него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14, а не ст. 15 ФЗ «О ветеранах», как указал суд.

Статья 4. Учетная норма площади жилого помещения


В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина:

для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.


Ч*** Н.И. обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области об оспаривании решения заместителя мера городского округа Тольятти об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Свои требования мотивировал тем, что является участником ВОВ и проживает в квартире по адресу: ***, где собственником 1/3 доли является его дочь. Летом 2010 года обратился в Мэрию с заявлением о предоставлении ему сертификата на приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента от 7 мая 2008 года. 03 сентября 2010 года получил отказ в связи с обеспеченностью жилой площади не ниже учетной нормы. Просил действия должностного лица признать неправомерными, а отказ – незаконным. Решением суда от 19 января 2011 года в удовлетворении заявления было отказано. Суд правомерно пришел к выводу, что обеспечение жильем участников ВОВ производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъекта РФ. Ч*** Н.И. проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 65, 4 кв.м. Кроме него в квартире зарегистрированы дочь истца, её муж и сын. Уровень обеспеченности жилой площадью на одного человека более 14 кв.м. Суд правильно отказал Ч*** Н.И. в удовлетворении заявления, поскольку заявитель не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Определением судебной коллегией Самарского областного суда от 02 марта 2011 года решение суда оставлено без изменения, а жалоба Ч*** Н.И. – без удовлетворения.
Статья 5. Норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина
1. В Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина:

для категорий граждан, указанных в пункте 2.1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 36 квадратных метров общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.


Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006г. № 77 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Согласно Порядку, формирование списков граждан, указанных в пунктах 2.2 и 3 части 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», осуществляется ежегодно до 1 января органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по месту жительства граждан.

2.2. Списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждаются уполномоченным органом местного самоуправления.

2.3. Списки граждан, указанных в пунктах 2, 2.1 и 4 части 2 статьи 2 Закона, не позднее 5-го числа квартала, следующего за отчетным, представляются в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.

2.4. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежеквартально формирует сводные списки граждан, указанных в пунктах 2, 2.1 и 4 части 2 статьи 2 Закона, и не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Копии данных списков представляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

3.1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.

3.2. Заявление регистрируется в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - книга учета), которая ведется по установленной форме жилищной комиссией и хранится в сейфе.

3.4. Жилищная комиссия органа местного самоуправления (далее - жилищная комиссия) в течение 30 дней со дня поступления заявления о постановке на учет и документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, рассматривает это заявление, организует проверку жилищных условий заявителя с составлением акта обследования жилищных условий и принимает решение о постановке на учет гражданина или отказе в постановке на учет.

Жилищная комиссия в недельный срок со дня принятия решения извещает гражданина в письменной форме о принятом решении и в случае отказа в постановке на учет указывает мотивы отказа.

3.5. Список граждан, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - очередники), утверждается уполномоченным органом местного самоуправления. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке.

3.6. На каждого очередника заводится учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Учетные дела очередников хранятся в сейфе.

3.7. Жилищная комиссия ежегодно в срок до 1 января уточняет списки очередников.

В случае если в составе сведений, представленных заявителем и членами его семьи при принятии на учет, произошли изменения, указанные граждане обязаны представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае жилищная комиссия должна осуществить проверку обоснованности отнесения граждан к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь представленных документов.

В случае если основания для постановки на учет отпали, жилищная комиссия решает вопрос о снятии очередника с учета.

5.1 Для получения социальной выплаты очередник представляет в органы местного самоуправления нотариально заверенное заявление о предоставлении социальной выплаты (с приложением необходимых документов, перечисленных в этом пункте).

5.2 Органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении социальной выплаты в течение десяти рабочих дней после поступления в местный бюджет средств из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области.

5.4 В случае гибели или смерти гражданина социальная выплата передается в соответствии с гражданским законодательством его семье.

5.5 Предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

5.6. Во внеочередном и первоочередном порядке социальная выплата предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством.

6.2. В соответствии с Законом обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2, 4 части 2 статьи 2 Закона, осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.



Т*** В.Е. обратился в Приволжский районный суд Самарской области о включении в состав наследства социальной выплаты. В обоснования иска указал, что его мать – Т*** К.Г. являлась вдовой участника ВОВ, которой постановлением Администрации Хворостянского района от 13 декабря 2010 года была предоставлена социальная выплата на обеспечение жильем в размере 1.060.200 руб. Т*** К.Г. умерла 06 февраля 2011 года. Представитель Администрации Хворостянского района исковые требования признал, представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области также просил иск удовлетворить. Суд, руководствуясь ст.ст. 218, 1100, 1112, 1183 ГК РФ, п. 5.4 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и решением от 01 апреля 2011 года иск Т*** В.Е. удовлетворил. Решение не обжаловалось.
С*** Г.П. обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с иском о включении в состав наследства имущественных прав и признании права на получение наследства, мотивируя следующим. Её отец – Ш*** П.И. был признан как ветеран ВОВ нуждающимся в улучшении жилищным условий и поставлен на учет. 21.12.2010 года отец получил уведомление о явке в Мэрию для оформления социальной выплаты. 27.01.2012 года Ш*** П.И. умер. Она обратилась в Мэрию с заявлением о выплате ей, как наследнице, социальной выплаты. В выплате было отказано. Суд установив, что при жизни Ш*** П.И. распоряжения о предоставлении социальной выплаты ветерану ВОВ не издавалось, следовательно, право на получение социальной выплаты у Ш*** П.И. не возникло, а соответственно этого права нет и у истицы. Решением 21 ноября 2011 года в иске С*** Г.П. отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 января 2012 года решение оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Подобная судебная практика представляется правильной.


Глава городского округа Самара в постановлении от 11 ноября 2008 года № 988 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» постановил:

1. Установить учетную норму в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения, для граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"


Постановлением Главы городского округа Самара от 26.08.2008г. № 666 (в ред. от 19.12.2011г. № 1973) «О комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара» утверждено Положение о комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара.

К компетенции Комиссии относятся:



3.1. Постановка на учет, отказ в постановке на учет и снятие с учета граждан, относящихся к отдельным категориям в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Дела по заявлениям граждан об оспаривании решений администрации местного самоуправления об отказе во включении в отдельный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, ввиду того, что указанные лица на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года не вставали судами Самарской области в период с 2008 по 2011 года не рассматривались.
Заключение: Как показало обобщение по рассматриваемой категории дел, суды, несмотря на сложность данных дел, в основном рассматривают их в соответствии с требованиями закона. По результатам настоящей справки предлагается обсудить возможность проведения семинаров и круглых столов с судьями области, рассматривающих данную категорию дел.

Судья Самарского областного суда Е.С. Уланова