"О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольствен - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
"О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной - страница №1/3



С Т Е Н О Г Р А М М А
"круглого стола" Комитета Государственной Думы

по аграрным вопросам на тему: "О развитии сельского хозяйства

в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности"
Здание Государственной Думы. Зал 830.

16 апреля 2009 года. 12 часов.

Председательствует председатель Комитета по аграрным вопросам В.П.Денисов


Председательствующий. Всем добрый день!

Начинаем работу "круглого стола" "О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности".

В работе "круглого стола" принимают участие более ста человек. Это депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители правительства, Александр Васильевич Петрик заместитель министра сельского хозяйства, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, представители средств массовой информации, аграрной науки, общественных объединений, все, кому интересна тема, заявленная в названии нашего "круглого стола". Она очень актуальна тем более в условиях проявления кризиса в Российской Федерации, в том числе и в агропромышленном комплексе.

Особо хочу отметить, что по нашему приглашению на "круглый стол" прибыла большая делегация из Германии. Это депутаты Бундестага, представители Министерства сельского хозяйства, представители конкретного бизнеса, которые изъявили желание не только поприсутствовать, но и активно участвовать в нашей работе, рассказать о тех явлениях, которые происходят в немецкой экономике, насколько они корреспондируются с теми проявлениями кризиса, которые мы имеем в нашей стране. Я думаю, что это будет взаимообогащающий обмен мнениями, самое главное - насколько совпадает наше видение в антикризисных программах, которые в обоих государствах сегодня разработаны.

Ведётся синхронный перевод. И выступающих я бы хотел попросить делать некие перерывы в своей информации, для того чтобы переводчики тоже себя комфортно чувствовали в нашем общении.

Предлагается провести наш "круглый стол" в течение трёх часов без перерыва, до 15 часов, с принятием соответствующих документов по итогам. Если будет желание выпить чай, перекусить, это можно сделать в одном из буфетов Государственной Думы. Сотрудник комитета покажет, где они находятся.

По регламенту есть такое предложение. Приветствие - до пяти минут. Выступление - до десяти минут. Доклады - до 20 минут. Единственное, Александр Васильевич Петрик, с учётом того, что он сразу три темы освещает, мы его не будем ограничивать, мы его попросим тоже 20 минут. И потом подведём итоги перед принятием решения.

Я не буду злоупотреблять временем в качестве ведущего, лишь только обозначу несколько моментов, связанных с ситуацией в российской экономике и в агропромышленном комплексе. Все прекрасно знают, что последние шесть месяцев мы работаем в очень напряжённом режиме. Все ветви власти: законодательная, исполнительная, на федеральном уровне, на региональном уровне, везде разработаны антикризисные программы. В этих программах есть соответствующие разделы, касающиеся аграрной экономики.

Буквально вчера Государственная Дума рассматривала и вносила корректировки в бюджет 2009 года. Основные параметры всем известны. В материалах, которые участники "круглого стола" получили, они обозначены. Я не буду просто за неимением большого времени останавливаться на соответствующих статьях, тех или иных, которые в федеральном бюджете заложены. Скажу лишь то, что нам удалось отстоять все основные параметры, которые были представлены по агропромышленному комплексу, касающиеся развития производства.

Сложен достаточно неплохой портфель, который будет стимулировать развитие кредитования в стране в части участия федерального центра в погашении ставки рефинансирования для кредитов заёмщиков. Увеличен уставной капитал Россельхозбанка и Росагролизинга, которые будут работать в достаточно напряжённом режиме.

Буквально несколько дней назад состоялось итоговое заседание коллегии Министерства сельского хозяйства (по итогам 2008 года), где также рассматривались антикризисные меры. Создано несколько новых структур, которые должны помочь крестьянам справиться со стихией рынка. Я имею в виду топливную компанию, зерновую компанию. Впервые в истории, можно сказать, названы пороговые цены, по которым государство будет входить на рынок в части закупок зерна в плане проведения кампании по интервенциям, что достаточно хорошо воспринято в аграрном сообществе. Действительно, отношения государства и аграрного бизнеса на зерновом рынке должны быть прозрачными, и это первый шаг к тому, чтобы это произошло.

Я на этом, пожалуй, хотел бы остановиться. И хочу предложить выступить господину Мальтверту Хельмуту Цольмеру - заместителю Председателя Комитета по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германского Бундестага.

Пожалуйста.

М.Х.Цольмер. Глубокоуважаемый заместитель министра господин Петрик, уважаемый господин Денисов, председатель аграрного комитета, уважаемые дамы и господа. Мы - делегация Германского Бундестага приехали сюда, чтобы отметить 15-летие аграрно-политического диалога между Германией и Россией и надо сказать, вот это собрание свидетельствует о том, что у нас действительно очень хорошее сотрудничество было налажено, которое пошло на пользу обеим сторонам. Поэтому сегодня мы встречаемся за этим "круглым столом", имея в виду сельское хозяйство в условиях кризиса. Я очень рад тому обстоятельству, что на ряду с коллегами из аграрного комитета Госдумы, присутствуют представители и министерств, и неправительственных организаций, общественности, большое спасибо за организацию этого мероприятия.

Я хотел бы использовать возможность для того, чтобы сделать несколько замечаний в отношении актуальной ситуации в сельском хозяйстве и в экономике Германии. Мы действительно находимся в такое очень волнующее время, это финансовый кризис, которого не была в таких размахах со времён Второй мировой войны. И в этом смысле действительно подвержена этому, прежде всего, реальная экономика, она заражена этим кризисом. Действительно, имеет место и обрушение порой в реальной экономике Германии. По-прежнему является чемпионом мира по экспорту и кризис ударил по Германии как вы сами понимаете очень сильно.

Если мы говорим об экспорте и о нашем чемпионстве, то мы должны сказать, что в 2008 году 53 миллиарда евро это рост в 15 процентов, это опять новый практически рекорд. Мы можем гордиться у нас в сельском хозяйстве.

Я точно также хотел бы отметить, что аграрный экспорт положительно развивался до сих пор. Имеется в виду сельское хозяйство в Германии, есть одна из несущих опор нашего экономического развития. Я считаю архиважным отметить это, особенно то, что касается сотрудничества в этой сфере с Россией, действительно формировалось и продолжает формироваться положительно. Порядка 25 процентов у нас был рост по экспорту. Последняя "зеленая неделя" в Берлине с мощным и важным присутствием российских экспонентов, господин Путин присутствовал на этой выставке-ярмарке, подчеркивал сколь важную роль аграрный сектор играет во всей экономике. Взять ли защиту растений, семеноводство, растениеводство, питание животных, кормление животных, выращивание животных, нужно сказать, что в основном мы достаточно хорошо работаем, мы производим великолепную первоклассную продукцию. У нас очень важная технология и ноу-хау, которые можем предложить для освоения рынков в будущем в рамках международного сотрудничества.

Но есть и проблемы. Я хотел бы выделить одну из таких проблем. Какая проблема сейчас действительно играет большую роль - это производство молока.

В прошлом году наши крестьяне не только в Берлине выходили на массовые демонстрации - производителей молока, я имею в виду, они демонстрировали падение цен на рынке молочно-товарной продукции, поскольку очень мощный прессинг ценовой существует в результате различных мер по дискаунту. Если взять экономическое развитие в рамках Евросоюза, то надо сказать, что расширяется квота на молоко и в 2015 году она полностью закончит своё существование.

В настоящий момент надо сказать ситуация драматично обострилась. У нас где-то 20 евроцентов литр молока стоит. Крестьяне, производители молока, говорят, что 35-40 центов им нужно для того, чтобы работать с покрытием издержек.

Проблема для нас большая, и мы пытаемся принять все необходимые меры, создавая, так называемые, молочные фонды, чтобы поддерживать крестьянина, для того чтобы они могли принимать решение оставаться на рынке или уходить с рынка, поскольку у нас сейчас гигантское перепроизводство имеет место. В этом смысле, с другой стороны, падает спрос международный на молоко.

Вы знаете, субсидии в данном случае применяются, для того чтобы содействовать экспорту молока. Но вы сами понимаете, что этот инструмент мы рассматриваем достаточно критично.

Надо сказать, что в целом в сельском хозяйстве Германии имеет место тенденция к укрупнению хозяйств, сокращается занятость, растёт производительность труда. Я думаю, это тенденция, которая будет продолжаться. Я виду добрые шансы на развитие для германского аграрного комплекса, особенно, если посмотреть международный срез. Вы видите, что спрос будет повышаться в международном масштабе, потому что шесть миллиардов, а предполагается девять миллиардов человек. Естественно, речь идёт о климатических изменениях, которые воздействуют и на производство сельхозпродукции.

Речь идёт о том, что очень динамика ценовая не равномерна. Она зависит и от ценовой политики в отношении энергоносителей. Надо сказать совершенно откровенно, что, прежде всего, обеспечение сельскохозяйственного производства, для того чтобы обеспечить глобальную независимость и безопасность продовольственную. Поэтому это тема номер один для нас. И, естественно, борьба с голодом, борьба с недоеданием, является одной из важнейших задач.

Вы знаете, что сельское хозяйство Германии интегрировано в систему Евросоюза. Мы в настоящий момент ведём дискуссию, как в 2013 году будет обстоять дело с аграрной политикой в рамках Евросоюза. Дискуссия пока ещё не завершена. Конечно, вопрос в том, сколько мы сможем выделять средств на нужды сельского хозяйства в будущем. И действительно ведутся дискуссии, они будут ещё более жаркими, для чего и на какие цели используются эти средства. Для непосредственных платежей сельхозтоваропроизводителям, потому что это первая опора или же, прежде всего, на расширение, на освоение сельских территорий - это вторая несущая опора. Мы, естественно, предполагаем финансировать это направление, что отмечается и в розданных документах. Это очень важный момент и для вас.

Вы дали пять минут мне. Пять минут истекли практически. Что остаётся сказать, подытоживая своё выступление. Наша точка зрения - сельское хозяйство - это действительно абсолютное приоритетное развитие в рамках экономики. Нужно обеспечить будущее сельскому хозяйству. Я уверен, что наш сегодняшний диалог и доброе сотрудничество между Германией и Россией действительно внесут свой вклад в это.

Ещё раз большое спасибо за организацию "круглого стола".



Председательствующий. Господин Цольмер, мы можем вас не ограничивать во времени, можете продолжать. Но я думаю, что будут ещё вопросы и можно будет то, что не удалось высказать сейчас, в выступлении озвучить.

Я хочу обратиться к аппарату. Я смотрю многие российские участники без средств перевода. Это говорит о том, что все знают немецкий язык или у нас какая-то техническая есть неувязка? Где Калинин Николай Иванович?



. Зарядить не все успели.

Председательствующий. Вот у нас и с экономикой так, то не зарядим, то перезарядим. Я прошу извинить, как только зарядят эти устройства, их надо будет обязательно получить, потому что информация действительно очень интересная.

Я хочу предоставить слово заместителю министра статс-секретарю сельского хозяйства Российской Федерации Петрику Александру Васильевичу. Тема его заявлена: итоги реализации госпрограммы "Развитие сельского хозяйства в 2008 году и перспективы её реализации в 2009 году и в условиях кризиса".

Пожалуйста, Александр Васильевич.

Петрик А.В. Спасибо.

Уважаемый Валентин Петрович, уважаемый господин Цольмер, уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать всех участников "круглого стола" и благодарен за приглашение в нём участвовать. Если говорить об итогах 2008 года, то мы вполне ими удовлетворены. Это был первый год реализации пятилетней государственной программы развития сельского хозяйства, которая у нас принята на 2008-2012 годы. И общий индекс продукции сельского хозяйства составил 110,8 процента, 10,8 прирост процента. Это самый высокий прирост в истории новой России. Наибольший рост отмечен в растениеводстве 117,6 процента и против 103,4 процента в животноводстве.

И можно так в целом сказать, что сельское хозяйство нашей страны сделало ещё один шаг по восстановлению утерянного в 90-е годы. По общему выпуску уровень 90-го года восстановлен у нас на 87 процентов, по растениеводству он превышен почти на треть, а по животноводству на 40 процентов отстает. И неслучайно в аграрной политике России приоритет отдается в последние годы животноводству, и этот приоритет будет сохранен. Говоря об этих цифрах, мы понимаем, что и дальнейшие темпы должны будут обеспечены в сельском хозяйстве за счёт и вовлечения не обрабатываемых сегодня земель и за счёт повышения эффективности ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. В России сосредоточено 9 процентов селькохозяйственных угодий мира, но производится всего 1,5 процента мировой добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Поэтому из сопоставления этих цифр и видны наши перспективы.

Если говорить о растениеводстве, то лидером является, безусловно, производство зерна. Прибавка за год, благодаря применению более совершенных технологий и, конечно, погодным факторам составило 26,5 миллиона тонн, что позволило пополнить, как государственные резервы более чем в два раза и укрепить статус страны экспортера этого стратегического продукта. При этом хочу заметить, что наш экспорт растёт, несмотря на то, что уже три года подряд мировое производство зерновых увеличивается. Это значит, что по зерновым Россия становится вполне конкурентоспособной страной. И зерновое хозяйство - это наше стратегическое преимущество. Кроме того, хорошая динамика отмечена в производстве подсолнечника, овощей, картофеля. К сожалению, почти не изменилось производство сахарной свеклы, нет прогресса в оленеводстве. Если говорить о животноводстве, то вот этот рост на три с небольшим процента обеспечен, конечно, за счет прибавки в мясном животноводстве.

Произведено 9,3 миллиона тонн мяса, что на 6,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. В основном это обеспечено за счёт существенного прироста в птицеводстве и в свиноводстве. Что касается мяса крупного рогатого скота, то здесь у нас не наблюдается роста, поэтому неслучайно правительство в прошлом году приняло специальную программу отраслевую по развитию мясного скотоводства в Российской Федерации. В пределах статистической ошибки увеличение производства молока и шерсти - порядка 1 процента. На уровне прошлого года осталось производство яиц.

Вот коллега Цольмер говорил о том, что их больше всего волнует ситуация в молочном животноводстве. У нас тоже эта проблема среди животноводческих проблем номер один. Мы не можем стабилизировать и поголовье крупного рогатого скота в целом, и поголовье коров. Вся прибавка обеспечивается за счёт роста продуктивности стада. Но если мы не остановим эту тенденцию сокращения поголовья, я думаю, что нам трудно будет обеспечить общий рост производства молока.

Причём последней новацией в этой области является (наряду с развитием мегаферм, которые получили, можно сказать, прописку в рамках приоритетного национального проекта) то, что теперь Виктор Алексеевич Зубков высказал инициативу по развитию семейных животноводческих ферм, и этот проект уже начнёт реализовываться в пяти пилотных областях в 2009 году.

Если говорить о сопоставлении темпов роста в сельском хозяйстве с темпами роста экономики в целом, то должен заметить, что благодаря росту в зерновом хозяйстве темпы роста в сельском хозяйстве в 2008 году превзошли средние по экономике и в пищевой промышленности, чего не наблюдалось у нас с 2002 года. Но темп роста импорта был всё равно выше, и наша пищевая промышленность остаётся в существенной степени импортозависимой. Удельный вес импорта в продуктах мяса составляет 38,2 процента, в молоке - 23,2 процента.

Произошло также изменение структуры сельского хозяйства в 2008 году. Уменьшилась доля личных подсобных хозяйств. Это связано с тем, что продолжается старение российской деревни, всё большее число сельских жителей отказывается от ведения личного подсобного хозяйства, а также в связи с тем, что наибольший рост отмечен в растениеводстве, которое сосредоточено в основном в сельскохозяйственных организациях. Удельный вес коллективных предприятий и фермеров соответственно увеличился в структуре выпуска отрасли на 5,5 процента, сельскохозяйственных организаций и фермеров - около 2 процентов, а доля хозяйств населения снизилась.

Если говорить о финансовых результатах года, то должен сказать, что в принципе улучшилась финансовая устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей как за счёт роста бюджетной поддержки сельского хозяйства, так и за счёт участия в программах финансового оздоровления. Около 12 тысяч сельскохозяйственных организаций участвовало в этих программах. В 2008 году были внесены поправки в Закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Мы надеемся, что большее количество хозяйств в нём будет участвовать. Но, скажем, доля убыточных хозяйств снизилась на семь процентных пунктов. Общая рентабельность сельскохозяйственного производства сложилась на уровне 15 процентов.

Но должен сказать, что нас беспокоит высокая степень заакредитованности хозяйств. С одной стороны, это радует, что в сельское хозяйство привлекается всё большее количество кредитных ресурсов. Но отношение общей кредиторской задолженности по всем обязательствам к выручке, если сравнить с суммой выручки, то общая кредиторская задолженность снижена всего на 2,5 процента. А в 2007 году этот показатель составлял 7 процентов. Таким образом, мы отмечаем напряжённость по этим характеристикам.

Если говорить о социальных результатах, то третий год темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве больше, чем в целом по экономике. В 2008 году номинально среднемесячная зарплата возросла на 37 процентов. В то же время в целом по экономике - на 26. Однако если сравнивать уровень зарплаты в сельском хозяйстве по отношению ко всей экономике, то это всего 45 процентов - около 8 тысяч рублей.

Что ещё следует отметить, говоря о результатах года, если говорить о факторах в достижении этих успехов? Безусловно, это рост бюджетно-кредитной поддержки сельского хозяйства. Расходы на сельское хозяйство из федерального бюджета в 2008 году составили 138,3 миллиарда рублей, включая взносы в уставные капиталы Россельхозбанка и Росагролизинга, и увеличились по сравнению с 2007 годом в 2,7 раза. Почти до 2 процентов увеличился их удельный вес в общих бюджетных затратах, то есть это сейчас 2 процента. Хотя, если посмотреть на удельный вес сельского хозяйства в производстве валового внутреннего продукта, то это 4,7 процента.

Впервые в 2008 году мы в Министерстве сельского хозяйства посчитали суммарный показатель совокупной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России он составляет всего лишь, по нашим расчётам, около 11 процентов, а в странах, скажем, ОЭСР - это 23 процента. То есть мы по-прежнему отмечаем, что уровень совокупной государственной поддержки сельского хозяйства у нас ниже, чем в других развитых в сельскохозяйственном отношении странах. И, учитывая, что нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям приходится не только на внешнем, но и на внутреннем рынке конкурировать с высокосубсидированным импортом, мы должны отметить, что они находятся в неравных конкурентных условиях. Поэтому я считаю (по нашему мнению), что увеличение бюджетной поддержки сельского хозяйства - это объективная потребность. И следует сказать, что, несмотря на кризис, эта бюджетная поддержка будет увеличена в 2009 году. Примерно из федерального бюджета мы предполагаем, что она составит около 182 миллиардов рублей.

Если говорить о структуре поддержки, то главный удельный вес занимают субсидированные кредиты. Это больше половины всех затрат на сельское хозяйство и в федеральном, и в консолидированном бюджете. И следует сказать, что здесь наблюдался рост кредитования сельского хозяйства благодаря именно программам субсидирования. Мы планируем, что и в 2009 году будет рост кредитов.

Но только хотел отметить, что в 2008 году произошло снижение на 30 процентов суммы субсидированных инвестиционных кредитов. С одной стороны, это следствие более жёсткой политики банков, уже начиная с осени 2008 года, что ясно, исходя из условий мирового финансового кризиса. А с другой стороны, также мы чувствуем некоторый пессимизм в настроениях инвесторов. Поэтому ставится задача, во-первых, о пролонгации инвестиционных кредитов на три года, и мы надеемся, что такое решение будет принято. А также приняты решения по увеличению субсидирования процентных выплат по кредитам с двух третей ставки рефинансирования Центрального банка до 80 процентов, а по кредитам, направляемых на молочно-мясное животноводство и до 100 процентов ставки рефинансирования Центрального банка.

Очень важным элементом нашей политики становится регулирование ресурсных и продуктовых рынков в сельском хозяйстве. Хоть в совокупных затратах госпрограммы на эти цели отпускается порядка 1-2 процентов средств программы, но, учитывая правила то, что это делается путём таможенно-тарифного регулирования. И изменение правил торговых режимов на внутреннем рынке, это очень важный фактор и роста доходности сельского хозяйства и учёта интересов и сельхозтоваропроизводителей, и переработчиков, и потребителей сельхозпродукции.

В 2008 году, мы считаем, произошла принципиальная вещь - государство стало обращать больше внимание не только на продуктовые рынки, но и на ресурсные рынки для сельского хозяйства. Оно приняло меры по регулированию рынка минеральных удобрений, рынка комбикормов для птицеводов и свиноводов и рынка дизельного топлива. Была выплачена компенсация удорожания этих ресурсов для сельхозтоваропроизводителей.

В 2009 году эта линия продолжается. Заключены соглашения между союзами сельхозтоваропроизводителей и производителями минеральных удобрений. Создано государственная кампания по обеспечению горюче-смазочными материалами сельхозтоваропроизводителей и зафиксированы на уровне января 2008 года цены на ГСМ на период весенней кампании.

Что касается других ресурсных рынков, то эти меры также будут рассматриваться. И вообще утверждена методика мониторинга цен на сельхозпродукцию, цен на ресурсы и услуги сельского хозяйства. Ежеквартально министерство совместно с Росстатом и Минэкономразвития будет проводить оценку цен на ресурсы и на продукцию, и компенсировать потенциальные потери сельхозтоваропроизводителей. И вот по первому кварталу мы уже собираемся первые итоги такие подвести.

Что касается продуктовых рынков, то естественно главное внимание уделялось зерновым интервенциям, объём которых был очень существенно расширен, что позволило стабилизировать зерновой рынок.

Что касается рынка молокопродуктов, то это тоже нас очень беспокоит, снижение закупочных цен, цен на сырьё, на молоко. Уже предприняты меры таможенно-тарифного регулирования, повышены пошлины на сухое молоко и на сливочное масло.

Что касается рынков мяса, то сохраняются квоты на мясную продукцию. И даже по мясу птицы эта квота уменьшена на 300 тысяч тонн. И вообще принято решение, что по мере роста собственного производства мясного, мы будем последовательно снижать ввозные квоты и вводить соответствующие более жёсткие пошлины на внеквотные поставки.

Предпринимались меры также по налаживанию взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельхозпродукции с торговыми сетями. Сейчас соответствующий проект федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации готовится. Будет также подписан кодекс добросовестной практики между поставщиками продукции и торговыми сетями.

Что хотелось ещё сказать, о новациях в области аграрной политики в 2008 году. Это относительно большее внимание проблемам политики сельского развития. Коллега Цольнер говорил о двух столпах европейских германской политики: агропродовольственная политика и политика развития территорий. В Российской Федерации создан тоже такой формат. Министерство разработало концепцию устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. Министерство приступило к формированию системы сельскохозяйственного консультирования. Сейчас в центре сельскохозяйственного консультирования уже создаются, в 58-и субъектах Российской Федерации, это в областных центрах и 419 центров на районном уровне создано. И эта политика будет продолжена.

И последний сюжет, на котором я хотел остановиться, учитывая, что уже истекает 20 минут, отведенные мне для выступления, это земельная политика. Вы знаете, коллеги, что до 2008 года происходило в рамках общей политики регулирования оборота объектов недвижимости. И эта функция была закреплена за Министерством экономического развития. В мае 2008 года эта функция выстраивание земельной политики в сельском хозяйстве и регулирование оборота сельскохозяйственных земель передана Министерству сельского хозяйства. И сейчас мы разворачиваем эту работу по пяти направлениям.

Первое. Это совершенствование земельного законодательства, в частности разрабатывается совместно с депутатским корпусом внесение поправок в земельное законодательство в части оборота земельных долей.

Второе направление. Это организация государственного мониторинга земель, используемых в сельском хозяйстве или предназначенных для сельского хозяйства при помощи сети почвенных обследований и дистанционного зондирования с помощью спутников.

Третье направление. Снижение издержек по оформлению земельных участков для сельхозтоваропроизводителей. Мы даже пошли на такое жесткое условие, мы обусловили с 1 января 2010 года предоставление субсидий по краткосрочным кредитам для сельхозтоваропроизводителей, которые мы направляем в субъекты Российской Федерации с таким условием, наличие в субъектах Российской Федерации региональных и муниципальных программ землеустройства.

И четвёртое направление. Это усиление земельного контроля. Созданы земельные комиссии в рамках территориальных отделений Россельхознадзора.

И пятое направление. Это совершенствование управлений федеральными землями.

В заключение я хотел сказать, что все направления, о которых идёт речь, они зафиксированы в государственной программе, как я уже сказал, пятилетней. В рамках этой программы Министерство сельского хозяйства заключает соглашение со всеми субъектами Российской Федерации. Показатели программы транслируются субъектам Российской Федерации, под эти целевые индикаторы выделяются соответствующие деньги. И в мае 2008 года Министерство сельского хозяйства впервые разработает национальный доклад о выполнении госпрограммы и о положении в сельском хозяйстве. Это наш будет русский аграрберихт. Этот доклад будет представлен в мае в правительство. И после одобрения правительства Законодательному Собранию. И на основе этого доклада будут приниматься коррективы, вноситься коррективы в механизмы политики, в механизмы государственной программы. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Александр Васильевич, за обстоятельный доклад.

Я хотел обратиться ко всем участникам нашего "круглого стола", особенно, кто представляет субъекты Федерации, записываться для выступлений и возможные вопросы формулировать, они наверняка возникнут.

Потому что сейчас я предоставлю слово одному давнему моему знакомому, другу, можно сказать, доктору Йоргу Виндешу - директору департамента развития сельских территорий аграрного производства, лестного хозяйства и лесной промышленности федерального Министерства продовольствия сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ.

Он пожелал выступить по теме: "Состояния АПК в Германии и странах ЕС". И, предваряя его выступление, хочу сказать, что это один из тех представителей немецкой стороны, которые на протяжении многих-многих лет активно участвует в расширении российско-немецкого диалога. Такая программа действует и между комитетами Государственной Думы и Бундестага, между Министерствами сельского хозяйства обеих стран и, хотя он заявил о ситуации в Германии и ЕС, я с удовольствием хотел вас просить и высказать ряд моментов, касающихся российской экономики и российского АПК, потому что вы знаток наших вопросов и проблем.

У нас вчера была длинная двухчасовая дискуссия по всем вопросам. Я думаю, что то, что вы вчера говорили и сегодня повторите, это будет для российских специалистов очень ценной информацией.

Прошу вас, пожалуйста.



Йорг Виндеш. Большое спасибо, господин Денисов, за столь любезное приветствие.

Уважаемые господа депутаты Госдумы, уважаемые господа депутаты германского Бундестага, уважаемые дамы и господа, у меня действительно задача очень объёмная, которую передо мной поставили, но, учитывая лимит времени, я буду концентрироваться в ходе своего выступления, которое, собственно говоря, существует и в письменном виде.

Я в основном сконцентрируюсь на рынках, что следует ожидать в ближайшие годы в сельскохозяйственном секторе у нас в Германии, в Европе, и это естественно скажется и на положении в России.

Вы видите здесь определённые пункты, как я их наметил. Три первые пункта - это влияние интервенции и сельское развитие. Я не буду говорить об этих пунктах, потому что, если появится желание, то мы можем в рамках дискуссии четвёртый и пятый пункты обсудить.

Что касается последствий финансово-экономического кризиса, оба предыдущих оратора говорили о том, что здорово нам досталось от этого кризиса, имея в виду, что в конце 2007 года и в начале 2008 года были весьма оптимистично настроены в отношении агропромышленного комплекса. Агротехники, крупнейшие производители сельхозтехники в Ганновере, предприятие потерпело фиаско, и тут сгустились первые тёмные тучи, прежде всего, кризис недвижимости в США, у нас мы почувствовали, услышали, увидели на собственной шкуре, так сказать, в 2008 году эти последствия, особенно, что касается банковского сектора.

Что это означало для сельского хозяйства? Этот вывод говорит о следующем. Этот финансовый кризис стал глобальным экономическим кризисом. Речь идёт о спаде спроса, и это привело к тому, что экспорт аграрной продукции у нас сократился на 30 процентов на сегодняшний день. А экспорт для сельхозпроизводителей Германии - это огромная роль, потому что каждый четвёртый евро нашего национального совокупного продукта поступает из экспорта. Мы третья по величине экспортная держава аграрных продуктов. Первая - США. Второе место - это Голландия, третье - это Германия (можно увидеть на этой карте, которая здесь есть).

Почему мы можем это позволить? Потому что 35 миллионов тонн сои, белковых веществ завозится в Германию, здесь они доводятся до высшей степени переработки и используются затем. Сельское хозяйство, конечно, должно страдать от этих финансовых последствий. Может быть, не столь сильно, как это касается других секторов промышленности, особенно, что касается сокращения кредитования. Потому что кризис банковский, естественно, он сказывается на всей экономике, но не столь сильно на сельском хозяйстве. Причина здесь следующая. У нас есть три банковские системы, банки, которые в основном занимаются аграрным бизнесом, международным, то есть речь идёт практически о том, что занимаются вот этими дутыми объектами недвижимости. И надо сказать, что у них действительно собственный капитал достаточно хорош, особенно если взять старые западные земли, здесь собственный капитал банков очень хорош. И надо сказать, сельхозтоваропроизводители имеют достаточно большую рентабельность. Потому что они имеют достаточно большие сельхозтоваропроизводители, в том числе и собственность земельную.

Если взять федеральное правительство, если взять деятельность федерального правительства по демпфированию финансового экономического кризиса, то следует отметить, что целый ряд мер был принят. Прежде всего, мы предоставили деньги в самой различной форме со стороны федерального правительства. В общей сложности 50 миллиардов евро. Эти 50 миллиардов евро должны поддержать банковский сектор, малое, среднее предпринимательство, тем самым и развитие сельских территорий. Дополнительно принимаются меры и со стороны других государств-членов Евросоюза, но точно также это меры поддержки и со стороны Еврокомиссии, так что мы можем исходить из того, по крайней мере на уровне федерального правительства предприняли всё возможное для того, чтобы каким-то образом поддемпфировать вот это падение конъюнктуры на сегодня.

Дамы и господа, я перехожу, наверное, к самому важному пункту, каким образом мы оцениваем дальнейшую тенденцию развития аграрных рынков. Потому что это будет важным, отвечая на вопрос, а как дальше нам работать в сельском хозяйстве в Германии и здесь, в России? Если взять Еврокомиссию, то она исходит из того, что последствия этого финансово-экономического кризиса до 2011 года. Этот год, следующий год будут иметь место ценовой прессинг на аграрные рынки, прежде всего, это давление будет ощущаться на мясных изделиях, на молочно-товарной продукции с высокой степенью переработки. И мы считаем, что 2011 год - это перелом и там наметится положительная динамика развития. И здесь две основные компоненты, которые поддерживают положительно. С одной стороны, это оздоровление мировой экономики. И речь пойдёт о том, что спрос потребительский в пороговых странах возникнет более высокий. Скажем, в Китае, в Евросоюзе, ведь у нас 500 миллионов человек, потребителей на внутреннем рынке Евросоюза. И многие потребители, особенно это страны Центральной и Восточной Европы, члены нашего союза. Они сейчас, конечно, затягивают пояса потуже. Они меньше тратят на продовольствие, на продукты питания, но мы считаем, что, конечно, конъюнктура здесь будет более благоприятной. Мы исходим из того и рассчитываем, что спрос увеличиться и в России, когда мы наконец-то перейдём через этот 2011 год.

Каким образом всё выглядит на отдельных рынках? Если я буду говорить об отдельных рынках и прогнозах, динамики их развития, то следующая предварительная оценка имеется, с одной стороны, прогнозная оценка брюссельской комиссии. С другой стороны, прогнозная оценка ОСР в Париже. И собственные прогнозные оценки наших исследовательских центров. Эти прогнозные оценки делались в различные временные моменты и в основном до этого финансово-экономического кризиса. Некоторые были подработаны до обвала цен 2006-2007 года.

И надо найти общий знаменатель для этих оценок, то тогда мы имеем следующий результат. Мы исходим из того, что зерновые рынки некоторое время, в краткосрочной перспективе будут испытывать прессинг, то есть речь идёт о том, что цены будут на нынешнем уровне где-то заморожены, но в средней перспективе эти цены повысятся.

Мы исходим из того, что производство и потребление в рамках Евросоюза, что касается потребления свинины, то где-то с 2011 года будет наращиваться производство.

Мы исходим из того, что сокращение производства говядины при одновременном росте импорта, потому что у нас по-прежнему будет увеличиваться зависимость над импортом говядины при росте цен.

Что касается мяса птицы и потребления, то в рамках Союза потребление будет расти, и в основном за счёт собственного производства мы будем покрывать эту потребность, но здесь есть и задел определённый для импорта.

Господин ... уже говорил о том, что очень сложное положение на рынке молочно-товарной продукции. Сейчас мы находимся в той ситуации, когда в рамках Евросоюза у нас практически мировые цены на молоко существуют. Что это означает? 20 евроцентов за литр молока. Это те цены, по которым ни один оферент на всём земном шаре может производить молоко, естественно, наши молочно-товарные фермы тоже. Я думаю, что мы где-то начнём выбираться, достигнув дна этого ущелья, скоро пойдёт наверх.

Дамы и господа, вы видите несколько обзорных материалов в графическом исполнении. Я хотел бы отметить лишь только три момента. Это динамика развития зернового рынка в рамках Евросоюза до 2015 года, то есть нельзя, конечно, сравнивать, что в это в рамках ЕС, потому что за 1995-2015 год три раза расширялся наш союз. И это тенденция основная, которую вы видите, когда речь идёт об импорте (это голубая линия, внизу она достаточно стабильная). Экспорт тоже достаточно стабилен. То есть дополнительное производство, перепроизводство, которое имеет у нас место по этой оценке, в основном будет направляться на производство биоэтанола.

Иными словами, Евросоюз при нормальных условиях, если, конечно, не брать конъюнктурные краткосрочные колебания, но среднесрочные тенденции не будут давать дополнительных существенных экспертных объёмов на мировой рынок. Потому что тот прирост производства, который у нас есть, естественно, будет направляться на другие цели, имея в виду и дискуссию о климатических изменениях, выбросы двуокиси углерода. Поэтому естественно будет это дополнительное зерно направляться на производство биотоплива.

Что касается свиного мяса и рынка. Основная информация, как вы видите, совершенно очевидна. Речь идёт о том, что есть мало относительно возможности для импорта на рынок Евросоюза, но и экспорт заморозится где-то на нынешнем уровне. У нас не будет производиться дополнительного давления. Мы просто будем производить несколько больше в отношении чего, мы считаем, что это будет потребляться и в Евросоюзе. Особенно, когда мы приняли Польшу, Венгрию, Чехию, Румынию, Болгарию в Евросоюз, когда там начнёт подниматься доходность у населения, то естественно будут дополнительно потребляться продукты питания, и здесь будет в рамках Союза реализовываться дополнительное производство мяса свинины.

Дамы и господа, это, наверное, интересная графика. Это, прежде всего, рынок сыра, как видите, естественно, фрагментарно, если взять всё производство сыра. Это как раз тот самый сектор, где мы выходим в оценках из того, что будем больше производить сыра, и больше сыра мы будем потреблять в принципе. Будет весьма сильно нарастать потребление сыра в отличие от других рынков. Здесь, конечно, экспорт играет более существенную роль, чем в отношении других продуктов, но и здесь экспорт всё-таки достаточно стабильные показатели. И мы исходим из того, что здесь существенно больше будем производить сыра, но это дополнительное производство будет в рамках Евросоюза потребляться. И вот только три цифры хотел показать, каким образом мы оцениваем динамику развития в России 2005-й, 2007 год и до 2017 года. Мы исходим из того, что зерно и грубые сорта, то есть я имею в виду, прежде всего, зернобобовые и кукурузу с 80 миллионов до 153 миллиона тонн возрастёт, довольно равномерно. То есть что касается производства зерновых, производства кукурузы, зернобобовых здесь, естественно, будет существенный прирост. Надо сказать, что здесь на более низком уровне тоже планируется прирост масленичных культур, с семи миллионов до 60 миллионов евро.

Что касается сахарной свеклы, то 27 до 84 миллионов евро. А что касается картофеля, то мы исходим здесь из того, что здесь достаточно будет устойчивым в этот промежуток времени производства картофеля. Россия, конечно, будет каким-то образом участвовать, по нашей точке зрения, в этом оживлении экономики, но повторяю, особенно, что касается пропашных культур, наверное.

Дамы и господа, что более интересно, нежели объёмы - это цены. Каким образом динамика цен будет изменяться, имея в виду фон кризисный? И позвольте мне сказать несколько слов в этом отношении. Как я уже говорил, я повторюсь, может быть, кто сделал прогнозную оценку, это ОСР, это Евросоюз, США и наши собственные научно-исследовательские центры в Германии. Эти оценки прогнозные зиждятся на определенных посылах. И основные посылы и предположения свидетельствуют о том, что развитие экономики, развитие дохода из расчета на душу населения и это очень важный пункт, это динамика развития цен на нефть. Потому что нефть это энергозатраты. Я, может быть, несколько более конкретно коснусь, мы предположили, готовя эти прогнозные оценки, что к 2015 и 2017 году мы должны исходить из реальной цены 100 долларов за баррель. Можем исходить, 100 долларов за баррель. Но, наверное, это не так много, если посмотреть на нынешние цены, когда мы говорим о 50 долларов. Однако я совершенно сознательно говорю, что мы опасаемся, по крайней мере по сегодняшней точке зрения, что вполне может существенно повыситься цена. И это положительно для сельхозтоваропроизводителя. Почему, скажу позже. Но это для всей остальной экономики отрицательный фактор. Так вот я подчеркиваю, эти прогнозы составлялись из расчёта 100 долларов за баррель нефти, и причем в реальных ценах с учётом инфляции. Таким образом, мы констатируем, если мы посмотрим этот график, вы видите это зерно, затем грубые зерновые, скажем, это кукуруза, вы видите определённый рост, который мы уже прошли. И вот где-то на этом уровне мы будем производить достаточно устойчиво.

2007 год. Здесь нет этого пика ценового, поскольку до 2007 года составлялся прогноз. Но квинтэссенция заключается в том, и это касается и других рынков, как я покажу несколько дальше, цены у нас будет более стабильные, они будут выше, чем в прошлом, но в ближайшем будущем они не будут на том уровне, как мы имели их в 2006-2007 годах. В реальной экономике.

Это указание на то, что это достаточно волотильные рынки. Это оптовые цены в Германии, это срочный рынок, ... И вы видите внизу голубую линию. Это интервенции для обеспечения стабильности цен на рынке Евросоюза. И вы видите, что внизу достаточно стабильно эта голубая линия идёт. Это показывает на то, что у нас были высоко волотильные рынки в прошлом и в будущем, наверное, нам рассчитывать придётся на то, что сталкиваться будем часто с этой волотильностью, динамичным изменени5ем рынка.

Динамика развития по масличным культурам. Практически та же тенденция. Относительно высокий уровень, особенно что касается растительных масел. Если брать жом, то здесь именно как раз те самые люди зарабатывают деньги, которые перерабатывают масличные культуры на маслобойках.

Здесь вы видите динамику изменения цен по сахару-сырцу, по рафинаду. Тенденция идёт вниз. Так ли сохранится эта тенденция? Я немного сомневаюсь. Потому что если взять краткосрочную перспективу на рынке сахара, то, скорее, всё-таки чуть более положительная тенденция будет, нежели то, что мы видим сейчас, особенно если привязывать цены на сахар к рынку нефти. Тогда выглядит всё совсем по-другому, нежели то, что я вам показываю.

Итак, производство мяса. Здесь достаточно легкая тенденция к повышению до 2015 года. Что касается говядины и телятины - это и в Евросоюзе, и на мировых рынках достаточно стабильная ситуация. Что касается свинине сравнима динамика с говядиной и телятиной. Ну и скажем цены на мясо птицы достаточно стабильны, они как бы не вписываются в этот общий график. И в данном случае речь идёт о крупном потенциале производственном в Южной Америке, когда это производство сказывается на эту тенденцию, дамы и господа.

Я перехожу к рынку молока, и это, наверное, самое интересное для нас. Почему? Да потому что мы можем констатировать на этом графике, что достаточно низкий уровень в Германии и в ЕС имел место на рубеже тысячелетия, 2003, 2004 годы, потом резкое повышение до 2006 года, 2007 года. Это было вызвано ростом спроса в соответствующих пороговых странах, в том числе и в России возросла потребность в молочно-товарной продукции. Так что цена в рамках Евросоюза оказалась слишком высокой на молоко. Что это значит? Потому что мы платили 50 центов за литр молока на рынках спотов, и 50 центов привели к тому, что потребитель как-то ушел из этого потребления, потому что у потребителя были альтернативы. С одной стороны, частный потребитель промышленная переработка молока. Не обязательно брать масло для того, чтобы, предположим, готовить мороженое пирожное и так далее, можно брать растительные жиры. Были составлены рецептуры, имея в виду, что они повлекли за собой и падение спроса. и у нас, и на мировых рынках.

Возьмите мелонин, возьмите Китай в данном случае, когда вы знаете этот скандал в Китае, но речь идет о том, что новые контракты сейчас заключаются с молочно-товарными фирмами где-то 20-24 евроцента за литр молока. Мы надеемся, что мы через это ущелье слез прошли все-таки. И мы говорим о том, что этому есть свои основания. Мы исходим из того, что часть производителей уйдут из молочно-товарного производства в рамках Евросоюза. Но проблема-то остается - а кто уйдет с рынка? Потому что у нас две группы есть производителей. Так называемые семейные предприятия - 30-40 голов, и есть у нас перспективные предприятия, которые, по крайней мере, говорят о себе как о таковых - 300 голов и больше.

Семейное предприятие, как правило, не имеет большой нагрузки на капитал. Как правило, собственные руки, которыми они трудятся. А предприятия, ориентированные на будущее, они строились на кредитах, они должны выплачивать кредиты, они берут наемную рабочую силу. Поэтому мы исходим из того, что это падение цен будет не слишком продолжительным. Я думаю, что достаточно долго будут утверждаться на рынке эти предприятия, семейные в том числе, которые у нас развиваются и достаточно стабильны.

Слайд. Интересный обзор, с моей точки зрения, потому что он отражает цены закупочные (это красная линия - в Германии), это 27 центов - 2006 год. Сейчас мы ещё упали ниже, как вы видите. И рядом вы видите интервенционную цену, по какой цене государство закупает молочные продукты, то есть масло и сухое молоко. Эти интервенционные цены, они развиваются параллельно с рыночной ценой. И в 2004 году, год реформы, они существенно снизились, интервенционная цена соответствует 24 центам. Однако эти цены интервенционные, они ограничены, потому что ограничены и контингенты закупки со стороны государства. То есть интервенция государства в настоящий момент не является существенной гарантией для сельхозтоваропроизводителей, по крайней мере, в молочно-товарном секторе.

Дамы и господа, таким образом, я перехожу к последнему моменту. У меня, по-моему, пять минут осталось или шесть.

Речь идет о том, какую роль играют цены на нефть, какое влияние это оказывает на сельскохозяйственное производство. Раньше нас научили, у нас в Германии, и думаю, что в России то же самое, когда мы занимались агроэкономией, роль цены на зерно, что цена здесь играла решающую роль. Каковая ценовая структура в сельском хозяйстве цены на мясо, молоко и так далее. Потому что цена на зерно была основной ценой для обеспечения кормовых средств, для обеспечения всех других отраслей сельского хозяйства. И поэтому цены на зерно, здесь этим ценам уделяли очень большое внимание. Сейчас данная цена на зерно утеряла эту функцию, сейчас решающую роль для сельского хозяйства играет цена не нефть. Цена на нефть здесь решающую роль играет именно потому, что сельхозпродукцию можно использовать в энергетических целях. Для выработки энергии, 2 килограмма ... это один литр мазута.

И такие же цифры у нас в отношении сахара. Это означает, что определенное количество стран, особенно США и Бразилия, они имеют возможность перестраивать своё производство, то есть переходить от производства пищевой продукции и перейти к производству выработки энергии.

Вот данный порог в секторе сахара в Бразилии находится где-то на рубеже 50-60 долларов за баррель. Если цена на нефть стоит 50-60 долларов за баррель, то сахар стоит 100 долларов за тонную, то, конечно, бразильцам выгоднее производить энергию. Сейчас было 150 долларов за баррель и поэтому очень большое количество сахара и кукурузы было использовано для выработки биатанола в США и Бразилии и с такими последствиями, что в связи с неурожаем здесь сократилось предложение на рынках и здесь, конечно, произошло повышение цен на сельхозпродукцию.


следующая страница >>