О курсовой работе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
О курсовой работе - страница №1/2

ГОУ СПО

«Самарский медико-социальный колледж»


Утверждаю

Директор ГОУ СПО «Самарский

медико-социальный колледж»

______________ Кучинская О.Ф.

«10» октября 2011 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Самара, 2011

Пересмотрено на заседании методического Совета колледжа

ГОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»



Протокол № 2 от «10» октября 2011 г.

Составлено: заместителем директора по НМР ГОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» Павловой Т.Н. на основе учебно-методического пособия «Курсовая и выпускная (дипломная) работы» для студентов факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 (0406) – «Сестринское дело». - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 54 с., использованы “Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательном учреждении среднего профессионального образования” (письмо Министерства образования России от 5 апреля 1999 года № 16-52-55 ин/16-13), учебно-методическое пособие «Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления» И.Н. Кузнецов, издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Москва 2002 г.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Общие положения……………………………………………………




4

  1. Структура и объём курсовой работы………………………………..




8

  1. Порядок выполнения курсовой работы……………………...........

14







  1. Общие правила оформления курсовой работы……………..........

15







  1. Процедура защиты курсовой работы……………………………..

21







Приложения……………………………………………………………….

24


Приложение 1.

Примерная тематика курсовых работ по специальностям.




Приложение 2.

Понятийный аппарат курсовой работы.





Приложение 3.

Рекомендации по формулировке научного аппарата.




Приложение 4.

Календарный план выполнения курсовой работы.




Приложение 5.

Образец титульного листа курсовой работы.




Приложение 6.

Образец оформления содержания курсовой работы.




Приложение 7.

Составление библиографического описания (списка использованных источников и литературы).




Приложение 8.

Отзыв научного руководителя на курсовую работу.




Приложение 9.

Общие требования к содержанию и алгоритм создания мультимедийной презентации курсовой работы.




Приложение 10.

Протокол заседания экзаменационной комиссии по защите курсовой работы.






  1. Общие положения

Одной из наиболее действенных форм активизации и оптимизации учебно-педагогического процесса в среднем специальном учебном заведении, усиления его профессионально-прикладной направленности является подготовка и написание студентом курсовой работы по отдельной дисциплине учебного плана.

Курсовая работа – текущая работа учебно-исследовательского характера, выполняемая хорошо успевающими студентами колледжа по специальностям 060109.51 Сестринское дело, 060108.51 Фармация, 060101.52 Лечебное дело, 040101.52 Социальная работа.

Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальностям 060109.51 «Сестринское дело», 060108.51 «Фармация», 060101.52 «Лечебное дело», 040101.52 Социальная работа курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Курсовая работа, как самостоятельное исследование в области отдельного курса (дисциплины), имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических умений студентов в объёме пройденного курса. Курсовая работа предполагает разработку темы на базе основной дисциплины и может включать в себя знания, полученные при изучении иных предметов учебного плана.

Курсовая работа должна продемонстрировать глубину проработки студентами теоретических разделов курса (дисциплины), умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем изучаемого направления, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.

Курсовая работа подразумевает защиту в период экзаменационной сессии; результаты оценки курсовой работы приравниваются к курсовому экзамену.

За все сведения, изложенные в курсовой работе, порядок использования при ее составлении фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений нравственную и юридическую ответственность несет непосредственно студент – автор курсовой работы.


Цели выполнения курсовой работы:

  • научиться применять специальные знания и практические умения, полученные при изучении отдельных дисциплин в рамках подготовки студентов по специальностям 060109.51 «Сестринское дело», 060108.51 «Фармация», 060101.52 «Лечебное дело», 040101.52 Социальная работа;

  • развить навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой теоретических, экспериментальных и научно-практических исследований, используемых при выполнении курсовой работы;

  • выработать навыки работы с различными литературными источниками;

  • приобрести опыт систематизации полученных результатов выполненной работы и опыт их публичной защиты.



Общие требования к курсовой работе:

  • соответствие требованиям к уровню знаний студента на данном этапе обучения;

  • целевая направленность выполняемой работы;

  • четкость построения;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • полнота освещения рассматриваемых вопросов;

  • убедительность аргументации;

  • краткость и точность формулировок;

  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.

Курсовые работы выполняются по отдельным дисциплинам согласно учебному плану колледжа.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. Выполнение курсовой работы не освобождает студента от выполнения контрольных заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса.

Тематика курсовой работы предлагается студентам преподавателями цикловой методической комиссии (ЦМК), в рамках которой выполняется данная работа, ежегодно пересматривается и утверждается одновременно с графиком написания курсовых работ в начале учебного года.

Студенты могут предложить свою тему, обосновав при этом целесообразность ее выполнения и соответствие изучаемой дисциплине. При этом следует учитывать, что выбранная студентом тема должна быть актуальна в теоретическом или практическом отношении, обеспечена необходимой библиографией и информационными ресурсами. Примерные темы курсовых работ представлены в приложении 1.


Тема курсовой работы должна удовлетворять следующим требованиям:

  • быть конкретной, ее формулировка не должна дублировать название разделов учебника, учебного пособия или руководства;

  • соответствовать задачам теоретической и практической подготовки специалиста;

  • должна быть направлена на решение конкретных задач.

Курсовые работы выполняются в течение семестра и представляются студентами заместителю директора по учебной работе не позднее двух недель до начала очередной экзаменационной сессии. Основанием для допуска к защите курсовой работы являются:

  • оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к написанию курсовых работ требованиями;

  • отзыв научного руководителя работы и его подпись на титульном листе.

В отзыве научный руководитель дает краткую характеристику выполненной работы, приводит имеющиеся замечания, отмечает степень активности студента при работе над выбранной темой. Обязательным является наличие в отзыве предварительной оценки выполненной работы в форме вывода «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Отзыв должен содержать веские аргументы со стороны руководителя в случае выставления отрицательной оценки работы студента. Образец отзыва научного руководителя курсовой работы представлен в Приложении 8.

Допущенная к защите курсовая работа является, наравне с другими итоговыми зачетами, основанием для допуска студента к экзаменационной сессии.

Контроль качества и сроков выполнения курсовых работ, разработка методики выполнения курсовых работ по отдельным дисциплинам, организация защиты возлагается на председателя соответствующей ЦМК.

Материалы курсовой работы могут быть представлены на студенческую научную конференцию в виде доклада.

Общая схема написания курсовой работы должна соответствовать общей схеме хода научного исследования, поэтому основными этапами выполнения курсовой работы являются:


  • подготовительный;

  • этап проведения исследования;

  • написание текста работы;

  • оформление работы;

  • защита курсовой работы.

Соблюдение этих последовательных этапов позволит студенту самостоятельно выполнить курсовую работу на высоком научно-методологическом уровне и защитить её в период экзаменационной сессии.

Наиболее трудоёмкий этап – подготовительный. На этом этапе необходимо ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовых работ, выбрать тему, провести предварительную разработку научного аппарата исследования (актуальность темы, цель, объект, предмет исследования, задачи и методы исследования), уточнить с научным руководителем (преподавателем дисциплины) план работы, подобрать необходимую литературу, составить библиографический указатель по теме работы. Понятийный аппарат курсовой работы и рекомендации по формулировке научного аппарата даны в приложениях 2, 3.





  1. Структура и объем курсовой работы

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. Общий объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц печатного текста.

По структуре курсовая работа реферативного характера включает в себя:


  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

  • теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

  • список источников и литературы;

  • приложения.

По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:



  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

  • основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т.п.;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

  • список источников и литературы;

  • приложения.

По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера включает в себя:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

  • основную часть, которая обычно состоит из двух разделов:

  1. теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

  2. практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

  • список источников и литературы;

  • приложения.

На титульном листе указывается наименование учебного заведения и специальность; фамилия, имя, отчество студента; наименование темы и курса, в рамках которого выполняется данная работа; фамилия, имя, отчество научного руководителя (приложение 5).

Содержание (оглавление) включает в себя перечень разделов курсовой работы. Их названия и расположение должны точно соответствовать заголовкам текста и отражать их последовательность. В конце каждого раздела оглавления проставляется номер страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте, при этом знак «№» не ставится (Приложение 6).

Введение – первая и вступительная часть курсовой работы. Здесь осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы.

Введение должно содержать:



  • обоснование актуальности выбранной темы;

  • степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе;

  • цель исследования;

  • задачи исследования;

  • объект и предмет исследования;

  • место проведения исследования;

  • материал и методы исследования.

Актуальность темы исследования – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в различных сферах деятельности в настоящее время.

Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости, заинтересованности науки в ее разработке.



Цель исследования должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Задачи исследования – это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Объект исследования предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, деятельность предприятия (организации) и т.д.

Предмет исследования – здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Место проведения исследования – это лечебное или иное учреждение, выбранное студентом в качестве источника получения исследовательского материала.

Методы исследования выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом работы. Выбранный метод должен быть:

  • надежным, т.е. давать одинаковую информацию при многократном использовании;

  • объективным, т.е. независимым от личных пристрастий исследователя;

  • ориентированным на критерии оценивания получаемого материала;

  • согласованным с другими методами исследования этого же явления;

  • адекватным возможностям изучаемого объекта.

Выбор методов исследования совершается дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от цели и задач исследования отбираются методы различного анализа научных текстов (проблемный, сравнительный, критический и др.), обобщения, схематизации и т.д. При изучении практики отбираются другие методы: наблюдения, эксперимента, беседы, опроса и т.д. От правильности выбора зависит успех всего исследования.

Введение должно быть по возможности кратким (не более 1/10 всего текста или примерно 2-3 страницы).



Основная часть обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

При написании данного раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена курсовая работа, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.

Обзор литературы должен содержать логичное (в хронологическом или другом порядке) рассмотрение различных аспектов темы исследования, не должно быть беспорядочного изложения точек зрения различных авторов.

Важно помнить, что для написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени и др.

Вторым разделом является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект исследования, привести результаты практических исследований и направления их использования. В тех случаях, если студенты не располагают такими материалами, теоретические положения курсовой работы следует иллюстрировать статистическими данными из различных источников, данными центральной и местной периодической печати и т.д. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач курсовой работы стороны и особенности исследуемой проблемы.

Практическая часть курсовой работы является обязательным ее компонентом. Ее содержание должно полностью соответствовать поставленной в работе цели и выбранным для ее достижения задачам.

Обычно для раскрытия темы в курсовой работе достаточно двух глав (теоретической и исследовательской), которые делятся на параграфы. Использование подпараграфов не рекомендуется. Каждая глава начинается с новой страницы.

Каждая глава и параграф должны иметь свое содержательное название. Их заголовки формулируются проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теоретическим материалом. То же самое относится и к исследовательской части. Основная часть должна занимать большую часть работы.



В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы; здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по практическому использованию выводов работы и возможности использования полученных результатов в других научных исследованиях. Обычно для курсовой работы достаточно написания заключения в форме выводов по проделанной работе.

Выводы являются концентрацией основных положений работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие из материалов работы. Они должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач.



Список источников и литературы включает источники, изученные в процессе подготовки работы, в т.ч. те, на которые автор ссылается в тексте курсовой работы.

Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами и должен содержать 20 - 25 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор курсовой работы.

Список источников и литературы:


  • является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;

  • позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов);

  • характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

  • представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.

Библиографическое описание источников в списке источников и литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (Приложение 7).

Список изученной литературы должен включать только упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники.

Документы в списке источников и литературы должны быть расположены в следующей последовательности:


  • правительственные документы федерального уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

  • правительственные документы краевого и областного уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

  • стандарты и технические регламенты;

  • книги и статьи на русском языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

  • книги и статьи на иностранном языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

  • электронные ресурсы локального доступа;

  • электронные ресурсы удаленного доступа.

Приложение содержит материалы, отражающие образцы анкет, тестов, иллюстрации вспомогательного характера и др. Приложение следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах.

Общий объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц печатного текста.




  1. Порядок выполнения курсовой работы


Выбор темы
Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент.

При закреплении темы студент может высказать своё желание по выполнению работы по той или иной теме из предложенного списка. Документальное закрепление тем производится посредством внесения фамилии студента в утвержденный заместителем директора по учебной работе перечень тем курсовых работ. Данный перечень тем курсовых работ с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему студент не может.


Составление календарного плана подготовки курсовой работы
В самом начале работы студенту и научному руководителю необходимо составить календарный план подготовки курсовой работы (Приложение 4). При составлении календарного плана студент вместе с научным руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определяет необходимую литературу.


  1. Общие правила оформления курсовой работы


Параметры шрифта текста работы (в меню «Формат»). Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта -14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы – 25-30 страниц. Цвет текста – Авто или Черный. Текст печатается с одной стороны листа. В тексте используются кавычки «елочки». Не допускается применять кавычки «лапочки».

Отсчет страниц начинается с титульного листа. Номер страницы ставится по центру нижнего поля листа, начиная с листа «Содержание», которое нумеруется цифрой 2. Номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц в приложениях продолжает нумерацию основного текста.

Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на главы и параграфы. В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Наименование глав должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, параграфов, пунктов.

При делении работы на главы (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости параграфы могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров главы, параграфа и пункта, разделённых точками. Если глава или параграф состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Заголовки структурных частей курсовой работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ГЛАВА, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ) пишутся прописными (заглавными) буквами, с выравниванием по центру. Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14, полужирный, междустрочный интервал полуторный. В тексте работы названия глав полностью пишутся прописными буквами, кегль (размер шрифта) – 14, полужирный, междустрочный интервал полуторный.

Заголовки параграфов оформляют строчными (кроме первой буквы – прописной) буквами, шрифт – полужирный. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Выравнивание по центру.

Не разрешается оставлять заголовки в нижней части страницы, помещая текст на следующей.

При использовании дефиса «-», среднего тире «–» (ctrl + минус на боковой клавиатуре с цифрами) или длинного тире «—» (ctrl + alt+ минус на боковой клавиатуре с цифрами), выбирайте именно тот знак, который вам необходим.

Из всех общепринятых сокращений в курсовой работе используется только сокращение «и т.д.», а все остальные – пишутся полностью. При обозначении века используются только римские цифры. Например: «XX век». Инициалы и фамилия пишутся без пробелов. Например: «А.П.Чехов».

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Желательно помещать ссылку в том месте, где она наиболее подходит по смыслу.

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений, которые не требуют расшифровки в тексте (ВОЗ, МКБ, ЛФК и др.). Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой и пользуются в дальнейшем.



При оформлении таблиц, размещаемых как внутри текста, так и на отдельных листах, строка «Таблица 1» выравнивается по правому краю листа. В следующей строке пишется название таблицы без кавычек и точки в конце. Название таблицы не выделяется полужирным и выравнивается по центру. При наличии в тексте единственной таблицы номер ей не присваивается. Если таблица не умещается на одной странице, ее колонки нумеруются, и на следующей странице повторяется строка с номерами колонок без повторения их названия.

В ячейках таблицы:

  • допускается применять размер шрифта меньший, чем в основном тексте (12-13);

  • применяется одинарный интервал;

  • не должно быть абзацного отступа;

  • цифровые значения выравниваются по центру, буквенные – по левому краю;

  • центровка производится по горизонтали и вертикали;

  • заголовки колонок и строк таблицы пишутся с прописной буквы, а подзаголовки колонок – со строчной (если они составляют одно предложение с заголовком).

При оформлении иллюстративного материала (графиков, диаграмм, фотографий), размещенных как внутри текста, так и на отдельных листах, под иллюстративным материалом пишется слово «Рис.», проставляется его номер арабской цифрой, после которой ставится точка, и с прописной буквы пишется название и, при необходимости, поясняющий текст. Название рисунка выравнивается по центру. Точка в конце названия рисунка не ставится. При наличии в тексте единственного рисунка номер ему не присваивается.

Для таблиц и рисунков, размещенных в основном тексте работы, допустима только сквозная нумерация (отдельная для таблиц и отдельная для рисунков) арабскими цифрами по всему тексту. После названия рисунка и после таблицы всегда пропускается одна строка.

Таблицы и рисунки должны размещаться сразу после ссылки (первого упоминания) на них в тексте на данном листе или (если это невозможно) в начале следующего. Ссылка дается по типу «рис.1» в скобках или без них в зависимости от контекста предложения. При всех последующих ссылках на таблицу или рисунок эти ссылки дают с сокращенным словом «смотри». Например: «(см. рис. 2)». Сокращения «табл.» и «рис.» применяют в тех случаях, когда таблицы и рисунки имеют номера.

Приложение открывается отдельным листом, со слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (в центре листа), затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах.

В приложения выносятся поясняющие основной текст материалы, разрывающие этот текст более чем на один лист. Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами полужирным шрифтом. Если приложений больше, чем одно, все они нумеруются арабскими цифрами без знака «№». Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». В следующей строке с прописной буквы пишется название приложения. Название выделяется полужирным, выравнивается по центру. Точка после названия приложения не ставится.



Иллюстративный материал и таблицы, размещенные в приложении (например, серия фотоматериалов), имеет свою (только для данного приложения) нумерацию. Например: «Рис.1, Рис.2 и т.д.»

При оформлении текстов в приложениях допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте (11-13) и одинарный интервал.



Ссылки на приложения в тексте выпускной квалификационной работы обязательны и оформляются аналогично ссылкам на таблицы и рисунки.

Оформление ссылки на использованный источник осуществляется в конце предложения в квадратных скобках с указанием номера книги (источника) в списке источников и литературы, а при дословном цитировании, и с указанием номера страницы, с которой взята цитата. Например: «[4, с.25]».
Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д.

При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:



  • изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что ...,

  • на основе выполненного анализа можно утверждать ...,

  • проведенные исследования подтвердили...;

  • представляется целесообразным отметить;

  • установлено, что;

  • делается вывод о...;

  • следует подчеркнуть, выделить;

  • можно сделать вывод о том, что;

  • необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;

  • в работе рассматриваются, анализируются...

При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:



  • для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:

  • прежде всего, сначала, в первую очередь;

  • во-первых, во-вторых и т. д.;

  • затем, далее, в заключение, итак, наконец;

  • до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;

  • в последние годы, десятилетия;

  • для сопоставления и противопоставления:

  • однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;

  • как..., так и... ;

  • с одной стороны..., с другой стороны, не только..., но и;

  • по сравнению, в отличие, в противоположность;

  • для указания на следствие, причинность:

  • таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;

  • отсюда следует, понятно, ясно;

  • это позволяет сделать вывод, заключение;

  • свидетельствует, говорит, дает возможность;

  • в результате;

  • для дополнения и уточнения:

  • помимо этого, кроме того, также и, наряду с, в частности;

  • главным образом, особенно, именно;

  • для иллюстрации сказанного:

  • например, так;

  • проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;

  • подтверждением выше сказанного является;

  • для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:

  • было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;

  • как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;

  • аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;

  • по мнению А, как отмечает А, согласно теории А;

  • для введения новой информации:

  • рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;

  • перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;

  • остановимся более детально на...;

  • следующим вопросом является...;

  • еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является...;

  • для выражения логических связей между частями высказывания:

  • как показал анализ, как было сказано выше;

  • на основании полученных данных;

  • проведенное исследование позволяет сделать вывод;

  • резюмируя сказанное;

  • дальнейшие перспективы исследования связаны с...

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Выполненная работа сдается в переплетенном виде или в скоросшивателе.


  1. Процедура защиты курсовой работы

Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные учебным планом, перед специальной экзаменационной комиссией, сформированной заместителем директора по учебной работе, с участием непосредственного научного руководителя курсовой работы. В состав комиссии включаются председатели ЦМК, преподаватели.

Защита проводится в форме доклада, в котором излагаются мотивы выбора темы, характеризуются поставленные цели и задачи, предмет и методы исследования, полученные результаты и выводы, обосновываются предложения. При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал.

На защиту курсовой работы отводится до 0,5 часа. Затем зачитываются отзывы руководителя, заслушиваются ответы студента на замечания, сделанные в отзыве научного руководителя. Далее студенту может быть задан любой вопрос по курсовой работе, не только членами экзаменационной комиссии, но и всеми присутствующими на защите. После ответа студента на вопросы происходит открытый обмен мнениями, в котором также могут принять участие все желающие. В заключение автору работы представляется возможность защитить или разъяснить положения, которые вызвали возражения, ответить на замечания, дать справку.

Выступление студента должно сопровождаться мультимедийной презентацией, подготовленной в программе Power Point, которая способствует эффективности выступления докладчика. Общие требования к содержанию и алгоритм создания мультимедийной презентации курсовой работы представлены в Приложении 9.

По результатам защиты выставляется окончательная оценка, которая учитывает ответы студента на вопросы, заданные членами экзаменационной комиссии. Решение экзаменационной комиссии об оценке курсовой работы принимается на закрытом заседании. Путем открытого голосования простым большинством голосов членов комиссии (голос председателя является решающим при равном количестве «за» и «против») дается оценка каждой защите по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В тех случаях, когда защита курсовой работы признается неудовлетворительной, экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой. Курсовая работа оценивается в соответствии со следующими критериями:



5 «отлично» - избранная тема актуальна, в работе использованы различные научные методы исследования, представлено глубокое теоретическое обоснование темы, определена практическая значимость работы; работа написана хорошим литературным языком, выстроена в точной логической последовательности; содержание доклада последовательное, логичное, конкретное; свободное владение профессиональной терминологией; студент грамотно и четко отвечает на вопросы членов комиссии; оформление курсовой работы в соответствии с требованиями; отзывы руководителя положительные;

4 «хорошо» - в работе использованы однотипные методы исследования, работа содержит достаточно глубокое теоретическое обоснование темы, определена практическая значимость работы; содержание доклада последовательное, логичное, конкретное; свободное владение профессиональной терминологией; затруднение с ответами на вопросы членов комиссии; отступление от требований к оформлению курсовой работы; отзывы руководителя положительные;

3 «удовлетворительно» - в работе использованы однотипные методы исследования, работа содержит достаточно глубокое теоретическое обоснование темы, определена практическая значимость работы; содержание доклада непоследовательное, неконкретное; затруднения с ответами на вопросы членов комиссии; отступления от требований к оформлению курсовой работы; имеются замечания к содержанию и оформлению работы со стороны руководителя;

2 «неудовлетворительно» - вместо теоретического и практического исследования в работе содержатся только выписки из литературных источников, не проведены практические исследования; содержание доклада непоследовательное, неконкретное; студент плохо ориентируется в представленном материале; имеются замечания к содержанию и оформлению работы со стороны и руководителя.


Оценки курсовых работ объявляются студентам в день защиты после оформления протоколов заседания экзаменационной комиссии, которые составляются отдельно на каждую работу по установленной форме (Приложение 10). Протоколы подписываются председателем экзаменационной комиссии, ответственным секретарём и всеми членами комиссии и хранятся в архиве колледжа.

Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерная тематика курсовых работ

для специальности 060109.51 Сестринское дело


  1. Изучение и анализ работы сестринских служб.

  2. Организация работы сестринских служб в условиях поликлиники.

  3. Инновации в сестринских службах.

  4. Сестринское дело в офтальмологии (хирургии, педиатрии, гериатрии и т.д.).

  5. Организация работы сестринского персонала по профилактике осложнений у пациентов в условиях ЛОР-отделения (офтальмологии, хирургии, гинекологии и т.д.).

  6. Суициды как одна из главных психиатрических проблем. Участие медсестры в психологической адаптации пациента.

  7. Организация медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

  8. Внутрибольничные инфекции. Роль медсестры в осуществлении инфекционного контроля.

  9. Профилактика внутрибольничной инфекции. Инфекционная безопасность медицинского персонала.

  10. Организация сестринского дела в профилактической медицине и восстановительном лечении.

  11. Роль медсестры в обеспечении качества жизни и психического здоровья у пациентов, находящихся на лечении программным гемодиализом.

  12. Особенности организации сестринского дела в хосписе.

  13. Проблемы пациентов пожилого возраста и организация сестринского дела.

  14. Особенности деятельности медсестры по организации реабилитационных мероприятий у радикально пролеченных больных со злокачественными новообразованиями молочной железы.

  15. Роль медсестры в оказании помощи пациентам в терминальном состоянии.

  16. Роль медсестры в обеспечении качества жизни и психического здоровья у пациентов с инсультами.

  17. Ребёнок должен родиться здоровым.

  18. Материнское молоко – эликсир жизни.

  19. Правила гигиены в детском возрасте.

  20. Подготовка ребёнка к школе - важный этап в его жизни.

  21. Репродуктивное поведение женщин в России.

  22. Роль семьи в охране материнства.

  23. Роль медицинской сестры в профилактике возникновения климактерического синдрома.

  24. Возможности сестринской службы в удовлетворении универсальных потребностей пациентов старших возрастных групп и решении их проблем со здоровьем.

  25. Социальные и медицинские аспекты качества жизни пожилого человека.

  26. Методика обучения пожилого человека и его семьи основам рационального образа жизни.

  27. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников в геронтологической практике.

  28. Значение карты сестринского наблюдения за больным в реализации современных сестринских технологий.

  29. Роль семейной медицинской сестры в профилактике абортов.

  30. Оценка качества сестринской помощи на дому и в поликлинике.


Примерная тематика курсовых работ

для специальности 060108.51 Фармация


  1. Управление товарными запасами аптеки.

  2. Составление бизнес-плана фармацевтического предприятия.

  3. Анализ ценообразования на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства.

  4. Маркетинговое исследование фирм-производителей.

  5. Оценка конкурентоспособности фармацевтической фирмы.

  6. Ассортиментная политика аптечного предприятия.

  7. Упаковка лекарственных средств как элемент фармацевтического маркетинга.

  8. Создание учебного фильма «Аптека как система».

  9. Нормирование затрат труда фармацевтического персонала аптек.

  10. Анализ дистрибьюторской сети «Фитофарм НН».

  11. Аспекты фармакоэкономики при лечении ИБС.

  12. Применение БАДов для повышения иммунитета.

  13. Ассортиментная политика гомеопатических лекарственных препаратов.

  14. Рынок противоязвенных препаратов.

  15. Роль внешних показателей в определении подлинности сушеницы топяной и рациональные методы приготовления лекарственных форм из нее.

  16. Сертификация лекарственных средств. Предъявление требований к государственному контролю и сертификации лекарственных средств в аптечных предприятиях и учреждениях Самарской области.

  17. Организация контроля качества стерильных лекарственных средств в аптечных учреждениях Самарской области.


Примерная тематика курсовых работ

для специальности 060101.52 Лечебное дело


  1. Сравнительный анализ применения нетрадиционных и традиционных методов оздоровления детей дошкольного возраста по материалам ДОУ г. Самары.

  2. Анализ заболеваемости ОРВИ и гриппом у привитых и непривитых детей по данным детской поликлиники.

  3. Влияние факторов риска на возникновение заболеваний почек у детей. Роль медсестры в реабилитации больных детей.

  4. Анализ заболеваемости эпидемическим паротитом у детей в период эпидемии по данным детской поликлиники МСЧ.

  5. Осведомлённость кормящих женщин в вопросах грудного вскармливания и факторах, влияющих на лактацию (по данным детской поликлиники).

  6. Влияние ЭПАМ на повышение защитных сил при ОРВИ у детей 1-го года жизни по данным дома ребёнка.

  7. Влияние врожденных аномалий развития позвоночника на формирование сколиоза у детей.

  8. Анализ состояния здоровья детей с разной степенью недоношенности.

  9. Мониторинг здоровья населения участка поликлиники.

  10. Проблема возникновения конфликтных ситуаций и стрессов у среднего медицинского персонала центральной детской поликлиники.

  11. Проблема профессиональной деформации в работе медицинских сестер поликлиники.

  12. Анализ воздействия заболеваний, передающихся половым путем на репродуктивную функцию женщин и беременность.

  13. Сравнительный анализ работы школы сахарного диабета в городе Самаре за 20__-20__ годы.

  14. Значение лечебно-оздоровительных мероприятий по профилактике и реабилитации групп риска здоровья у детей до года.

  15. Клиническое проявление, диагностика и лечение диабетической гангрены стоп.

  16. Исследование влияний патологической беременности на развитие плода и новорожденных.

  17. Значимость школы сахарного диабета для улучшения качества жизни больных по г. Самаре.

  18. Анализ заболеваемости острым инфарктом миокарда у лиц разного возраста и пола.

  19. Значимость туберкулинодиагностики в выявлении виража туберкулиновых проб и профилактики туберкулеза у детей и подростков г. Самары.

  20. Влияние на репродуктивную функцию женщины заболеваний, передающихся половым путем.

  21. Значение реабилитационного лечения для детей больных пиелонефритом.

  22. Анализ заболеваемости сахарным диабетом населения города Самары.

  23. Влияние воспалительных заболеваний женских половых органов на репродуктивную систему женского организма.

  24. Влияние вредных факторов среды на беременность и плод.

  25. Задачи службы планирования семьи. Контрацепция, ее виды и эффективность.

  26. Эффективность диетического питания в реабилитации больных с язвенной болезнью желудка.

  27. О формировании здоровья дошкольника.

  28. Новые подходы в лечении раневого процесса.

  29. Сравнительная оценка эффективности использования гипотензивных средств в лечении больных с артериальной гипертензией.

  30. Сравнительный анализ заболеваний детей корью, краснухой по г. Самаре и зависимость заболеваний этой группы от активной иммунизации.

  31. Особенности течения укушенных ран у детей.

  32. Мониторинг здоровья детского населения участка детской поликлиники г. Самары.



Примерная тематика курсовых работ

для специальности 040101.52 Социальная работа


  1. Комплексно-ориентированные модели практики социальной работы.

  2. Место теории социальной работы в системе социальных наук.

  3. Методологические аспекты практики социальной работы.

  4. Методологические основы теории социальной работы.

  5. Методы психологии в социальной работе.

  6. Методы социологии в социальной работе.

  7. Механизм взаимодействия теории и практики социальной работы.

  8. Общефилософские принципы и особенности их использования в теории социальной работы.

  9. Объект и предмет социальной работы.

  10. Основание для типологий и классификаций клиентов социальной работы.

  11. Основные аспекты подготовки специалистов по социальной работе.

  12. Основные подходы к классификации категорий социальной работы.

  13. Основные подходы к классификации принципов теории социальной работы.

  14. Основные подходы к классификациям наук. Место теории социальной работы в системе наук.

  15. Основные принципы теории социальной работы.

  16. Основные тенденции подготовки специалистов по социальной работе.

  17. Основные тенденции разработки категориального аппарата в теории социальной работы.

  18. Основные тенденции взаимодействия теории и практики социальной работы.

  19. Основные формы социальной помощи в современном российском обществе.

  20. Основные функции теории социальной работы.

  21. Основные этапы развития социальной работы как науки.

  22. Особенности общения клиента и специалиста по социальной работе.

  23. Особенности организации социальной работы на разных уровнях социальной реальности.

  24. Понятие "клиент" в практике социальной работы. Основания для типологии и классификации.

  25. Понятие "социальной группы", основания для типологии.

  26. Понятие "социальный институт", основания для типологии и классификации.

  27. Понятие "субъект" в практике социальной работы. Основания для классификации субъектов практики социальной работы.

  28. Понятие “социальная защита”. Основные принципы защиты нетрудоспособных и семей с детьми в современных условиях.

  29. Понятие “социальная программа” и “социальный проект”.

  30. Понятие “социальные сети”, структура социальных сетей.

  31. Понятие закона и закономерности, особенности закономерностей в теории социальной работы.

  32. Понятие метода. Философские, общенаучные методы в социальной работе.

  33. Понятие объект практики социальной работы. Основания для классификации.

  34. Понятие объекта и субъекта практики социальной работы.

  35. Понятие парадигмы, основные подходы к рассмотрению парадигм теории социальной работы.

  36. Понятие практики: структура, формы, виды, основные компоненты практики.

  37. Понятие практики социальной работы.

  38. Понятие социальной защиты. Принципы и формы социальной помощи в современном российском обществе.

  39. Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем.

  40. Понятие социальной ситуации. Взаимосвязь социальной ситуации и проблем личности.

  41. Практика социальной работы; цели, средства, условия, задачи.

  42. Принципы социальных наук и особенности их использования в теории социальной работы.

  43. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

  44. Профессиональная и непрофессиональная социальная работа.

  45. Профессиональная социальная работа и добровольческая деятельность.

  46. Психолого-ориентированные модели практики социальной работы.

  47. Региональные модели организации социальной работы.

  48. Система благотворительности в истории России.

  49. Социальная политика и ее основные направления. Взаимодействие социальной политики и социальной работы.

  50. Социальная политика и социальная работа. Основные направления взаимодействия.

  51. Социальная работа в экстремальных ситуациях.

  52. Социальная работа и социальная педагогика (объект, предмет, методы, социально-педагогическая модель практики социальной работы).

  53. Социальная работа и социальная психология (объект, предмет, методы, ролевая теория в социальной психологии и социальной работе).

  54. Социальная работа и социология (объект, предмет, социолого-ориентированные теории социальной работы).

  55. Социальная работа и философия (принцип гуманизма в философии и социальной работе).

  56. Социальная работа как научная теория, основные этапы развития социальной работы как науки.

  57. Социальная работа как научная теория.

  58. Социальная работа как общественный феномен.

  59. Социальная работа как профессиональная деятельность.

  60. Социальная работа на индивидуальном, групповом, организационном уровнях.

  61. Социальная служба: понятие, типы, структура, положения.

  62. Социальное обеспечение; сущность, основные виды и формы.

  63. Социальное обслуживание: сущность и основные виды.

  64. Социальное проектирование в социальной работе. Понятие и сущность социальных проектов.

  65. Социальные услуги: понятие, стандарты, виды.

  66. Социальный надзор и его функции.

  67. Система оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах.

  68. Особенности социальная реабилитация инвалидов по слуху.

  69. Социальная адаптация пожилых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания.

  70. Ранняя реабилитация лиц со стойкими нарушениями жизнедеятельности.

  71. Медико-социальная реабилитация пожилых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения.

  72. Социально-бытовая адаптация пожилых и инвалидов.

  73. Социокультурная реабилитация пожилых и инвалидов.

  74. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания.

  75. Система социальной защиты пожилых и престарелых в Российской Федерации.

  76. Организация страховой деятельности и пути ее совершенствования.

  77. Особенности социальной работы с инвалидами в учреждениях социальной защиты.

  78. Современный «социальный портрет» клиента социальной службы.

  79. Социальная работа в культурно - досуговой сфере: тенденции и особенности.

  80. Современные программы работы с молодежью.

  81. Социальный работник как организатор досуга среди молодежи.

  82. Девиантное поведение подростков.

  83. Социальный работник и социальный педагог: вопросы профессиональной идентичности.

  84. Специфика клиента в системе образования.

  85. Диагностика школьной дезадаптации и проблемы социальной работы.

  86. Социальная работа с родителями.

  87. Система социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

  88. Современные модели социальной работы в пенитенциарной системе.

  89. Российская практика работы с «детьми улиц».

  90. Социальные модели в здравоохранении: тенденции и перспективы.

  91. Российское законодательство и проблемы детей-инвалидов.

  92. Система социального обслуживания пожилых людей.

  93. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

  94. Социальное обслуживание клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними.

  95. Социальная работа с наркозависимыми клиентами.

  96. Социальная работа с религиозными организациями.

  97. Виды социальной помощи, оказываемые пожилым и инвалидам в медико-социальных учреждения.

  98. Медико-социальный статус пожилых и инвалидов.

  99. Ранняя реабилитация лиц со стойкими нарушениями жизнедеятельности.

  100. Региональные программы по социальной защите различных категорий граждан


Приложение 2

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Автопрезентация – представление экзаменационной комиссии результатов собственной деятельности – курсовой или дипломной работы – и их публичная защита.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате проводится самоанализ проделанной работы: кратко излагается научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Акцентирование текста – процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное – благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.

Анализ – метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух или нескольких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве.

Анкетирование - сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Введение – вступительная часть текста, книги, ориентирующая читателя в дальнейшем содержании.

Валидность метода исследования – соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю.

Виды анализа – это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.

Виды (жанры) научной литературы – условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания. Теоретические — тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методические учебники и учебные пособия, методические разработки, рекомендации.

Внедрение – это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей, свои идеи, подходы, методы работы.

Выборка – определение единиц исследования. Это может быть выборка медицинского персонажа, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».

Генеральная совокупность – тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изучения совокупность явлений, фактов или людей идентична общей генеральной совокупности.

Гипотеза – составная часть научного аппарата исследования, выполняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей.

График – наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.

Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод движения от общего к частному.

Доступность исследования – принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность научной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы.

Естественный эксперимент – эксперимент, проводящийся в естественных условиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой.

Заголовок – название подраздела печатного издания.

Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной работы в виде разработанного научного аппарата.

Знание – языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, событий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактическим эквивалентом знаний в курсовой и дипломной работах выступает их содержание. По нему судят, каким знанием по данному вопросу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание – это результат учебной деятельности студента.

Индуктивный метод – такой метод изучения явлений, когда сначала собираются и описываются их частные признаки и проявления, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему.

Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.

Информация:

  • обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

  • реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

  • справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста.

Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.

Научная новизна исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкспертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные.

Научный аппарат исследования – перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности студента - исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем.

Понятийно-терминологический аппарат исследования – совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой и дипломной работе.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в границах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц).

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

  • исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

  • комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

  • научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Рандомизация – выравнивание исходных условий проведения эксперимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристикам.

Репрезентативность – возможность применения результатов эксперимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Самоэкспертиза – критический анализ собственной работы и определение ее научной новизны и практической значимости.

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Цель исследования – словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге сложной исследовательской работы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ

НАУЧНОГО АППАРАТА

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:



  • при выявлении проблемы исследования: что надо изучить (сделать) из того, что ранее не было изучено (сделано)?

  • при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?

  • при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать (решать) именно сегодня?

  • при определении объекта исследования: что будет исследоваться?

  • при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию, углубленному изучению или преобразованию?

  • при формулировке цели исследования: какой результат вы намерены получить в ходе исследования (решения проблемы)?

  • при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (В каждом параграфе, как правило, решается не более одной задачи). Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?

  • при выдвижении гипотезы исследования (в случае написания работы научно-исследовательского характера): каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?

Приложение 4


ГБОУ СПО

«Самарский медико-социальный колледж»



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения курсовой работы
студентом___курса________группы, специальности___________________

___________________________________________________________ ФИО

по теме ________________________________________________________________

________________________________________________________________




Этапа работы



Содержание этапов работы

Сроки

выполнения

этапа


Отметка

о выполнении














Студент подпись Ф.И.О.


00.00.0000 г.

Научный руководитель подпись Ф.И.О.


00.00.0000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГБОУ СПО

«Самарский медико-социальный колледж»

Курсовая работа
«Название»


Выполнил(а): Ф.И.О. студента, № группы, код, специальность (название) ______________________________________

Научный руководитель: Ф.И.О., должность ______________________________________
Самара, 0000 г.

Приложение 6


Образец оформления содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ


    1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх




    1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ГЛАВА 2. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ




    1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххxxxx




    1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххxxxx

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Приложение 2. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Приложение 3. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Приложение 4. Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ПРИЛОЖЕНИЕ 7



СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ (СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ)

Изучение литературы и составление библиографии – важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации.

Библиографический аппарат научной работы включает библиографический список, который оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления", и библиографические ссылки, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка».

Рекомендуется использовать три варианта заглавия списка литературы:



Литература – если включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет;

Список использованной литературы – если включается только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований;

Список использованных источников и литературы – если включаются, кроме изученной литературы, и источники (памятники литературы, документы и т.д.).

Список литературы к выпускной квалификационной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках:

  • алфавитная (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей);

  • по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке);

  • систематическая (по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении);

  • топографическая (по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам, т.д.);

  • хронологическая (хронология публикации документов или хронология событий);

  • по видам источников (официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т.д.).

В выпускной квалификационной работе рекомендуется использовать алфавитный способ расположения литературных источников, так как составляемый при этом список освещает конкретный вопрос или тему и количество рассматриваемых работ обычно невелико. В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются: официальные документы (государственные документы, приказы отдельных ведомств и др.).

следующая страница >>