страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Невероятная явь войны (по повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой») Цель - страница №1/1
![]() Невероятная явь войны (по повести К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой») Цель: подготовить учащихся к восприятию произведений К. Воробьева, вызвать интерес к его творчеству; развивать мыслительные способности учащихся, навыки самостоятельной работы с литературой; воспитать чувство непримиримости к проявлению насилия, воспитать в человеке Гражданина.
проектор, песни военных лет, видеокадры, эпиграф к уроку: Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов. Ход урока.
На предыдущем уроке мы с вами говорили о поэзии военных лет. Но тема войны отражается не только в поэзии, но и в прозе. Война и гуманизм, святая ненависть к врагу и сострадание, элементарная человеческая жалость.… В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина Воробьева, Василя Быкова, Виктора Астафьева, В. Кондратьева и др. Сегодня для обсуждения мы взяли прозу К. Воробьева. (объявляется тема и эпиграф) (на экране) Художественные и человеческие вершины, которых достиг Л.Н.Толстой в изображении войны, близки и современному писателю К. Воробьеву. Он также показывает страшную сторону войны. (слайд 2. Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Еще не может быть и нет… А. Твардовский Подлинный героизм и патриотизм проявляются в будничном, обыденном, в скромности простого солдата, отмахивающего от госпиталя, говоря, что оторванное снарядом ухо «само просохнет». Как бы вслед за Л.Н.Толстым, К. Воробьев показывает, что чудес не бывает, на войне в человеке проявляется то, что он накопил себе в мирной жизни. Герой многих произведений К. Воробьева – его ровесник, наделенный автобиографическими чертами. Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженным, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтоб сказать об том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.
- Каково ваше читательское впечатление от повести «Убиты под Москвой»? В 1961 году Константин Воробьев написал повесть «Убиты под Москвой». Напечатана она в журнале «Новый мир». Официальные круги были недовольны этой публикацией, что сразу сказалось на критических отзывах на книгу. Имя Воробьева перестало упоминаться в печати. Но писатели-фронтовики Кондратьев, Астафьев, Е.Носов высоко оценили эту повесть». - Вспомним сюжет повести. Началась война. (слайд 6 – «Вставай, страна огромная»). Где и как происходят события в повести? (Слайд 7 – война). В основе сюжета повести – один военный эпизод; события происходят в самом начале войны , поздней осенью 1941 года, под Москвой. Это время, когда немцы стремительно наступают, а советская армия отступает, и в направлении от западных границ СССР к центру России иногда целые дивизии или полки, иногда роты или взводы попадают в окружение. (слайд 8, 9 – просмотр докум. кадров военных лет) - Что вы можете сказать об участниках этих событий? Кто они, эти герои? В повести Воробьева на «подмосковных полях» оказывается учебная рота кремлевских курсантов. Двести сорок красивых и здоровых молодых людей, специально отобранных для службы в Кремле. Все они одного роста – 183 см. На вооружении у них были самозарядные винтовки и бутылки с бензином. Они богатыри, и внешне и внутренне похожи на былинных героев. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Кому подражают курсанты, кто является для них кумиром и идеалом? Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего офицера. подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок. Радуясь своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели, главный герой повести Алексей Ястребов думает о себе» «Как наш капитан». Все оттенки голоса капитана сохраняет лейтенант Ястребов, отдавая приказы. Рюмину он во всем верит и без слов его понимает. В ночном бою в селе, когда должно было произойти что-то страшное, Алексей хотел одного – видеть Рюмина, быть рядом с ним. -Что происходит с курсантами на фронте? (Они попадают в окружение)- Что предпринимает капитан Рюмин? Он принял решение, что курсанты не должны знать об окружении, потому что они должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении. Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не увидев боя. Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта, как и своя, вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой». Решение, действие, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе всё человеческое. - Что произошло с Рюминым? Поняв трагичность положения, Рюмин кончил жизнь самоубийством. Перед смертью он произнес: «За это нас нельзя простить ни когда!» -Как он умирает? Кто был в момент смерти с ним? (с. 18) -Какие перемены произошли в Алексее после смерти Рюмина? Как раскрывается в этом отрывке внутреннее состояние Алексея? Прочитайте этот отрывок в тексте.
- И всё же, многое, очевидное для капитана Рюмина, для него так и останется неясным. Курсанты не обеспечены в полной мере боеприпасами, их не прикрывает артиллерия. Их жизни мог спасти своевременно выполненный приказ отступать, но такой приказ передан из штаба не по форме: устно, через связного, его передал неизвестный Рюмину майор. Эта халатность предрешает исход: приказ следует перепроверить. В результате он не выполняется своевременно – курсанты окружены и гибнут. Это первая причина гибели роты. Рюмин слепо верит в то, что всё произойдет так, как он предполагает. Он ведет свою роту в бой впервые, прямо с учебных занятий. Как подсказывает ему теоретическое знание, враг может прийти только с запада, а тот приходит с востока. Слепая вера, расчет, основанный на сугубо теоретических представлениях, становятся порой причиной гибели роты. Поэтому он чувствует свою вину и кончает собой.
-Немного отдохнули, а теперь работаем дальше. Что же было главным, что Алексей Ястребов увидел на фронте? (смерть) Чью смерть? Как автор изображает бой с танками? Перескажите этот эпизод.
-Алексей начинает внимательнее всматриваться в людей, задумываться о поступках бойцов и своих в том числе. О чем он думает, когда оказывается с одним курсантом в воронке? -Как вы думаете, почему Алексей одерживает победу? Он одерживает победу потому, что в трагическом и жестоком мире, где «хозяин всему теперь война», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с Родиной. -Как вы думаете, почему в поле зрения автора попадают именно кремлевские курсанты? В основе повести – оборона и сражение за Москву. Воробьев и сам участвовал в описываемых событиях. Более 60 лет прошло с того дня, когда последний залп орудий возвестил о победе. А мы все говорим о войне, читаем о ней книги, думаем, размышляем, с волнением сознавая, что есть еще среди нас «живые страницы» этих событий, хотя их становится все меньше и меньше. Слайд 11. Глянь на живых, Пока они живые… Их мужество в те годы грозовые Спасло от рабства вольную страну. Глянь на живых. Они ведь смерть встречали. И смерть поныне снится им порой. Они грустят, Они скорбят ночами О тех друзьях, что спят в земле сырой… П. Крученюк. -Прав Астафьев. Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как о самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного, чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами. Невозможно быть счастливым, когда кругом льется кровь. Но, к сожалению, и в наше мирное время погибают такие же молодые солдаты. Сколько новых «горячих точек» появилось на карте мира! Вспомните Афганистан, Чечню. Сколько парней из нашего села лицом к лицу сталкивались с этой современной проблемой войны и мира, теряли своих друзей. А наш односельчанин Тимофеев Юрий, который служил в Чечне, 20 февраля 2004 года за боевые заслуги награжден медалью Суворова. (слайды 12,13) Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением «Ветераны войны» (читает заранее подготовленный ученик) Ветераны – наша боль и гордость… Отдает сыновний им поклон, Одолев смущение и робость Мальчик юный, но уже седой. На груди не светятся награды, Нет морщин глубоких на лице. Мать безусого солдата рада,- Сын живой, - он воевал в Чечне. И уносит из горячих точек Память сердца плач и стон детей. Никогда такого не захочет Пожелать родной семье своей. Отдавая свой поклон сыновний, Он мечтает только об одном: Чтоб не повторился ужас снова, Чтобы мир вернулся в каждый дом. Писатель-гуманист Воробьев призывает нас задуматься над ценностью человеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь. Домашнее задание (на выбор учащегося)
|