«Необычный царь» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Необычный царь» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

начальная общеобразовательная школа №29 имени Героя Советского Союза Олега Петровича Матвеева города Тулы


Урок окружающего мира в 4 классе.



Тема урока: «Необычный царь».

Автор: Шмерега Светлана Вячеславовна

учитель начальных классов

Тула, 2010 - 2011 учебный год



Цель: создать образ царя Петра I и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников; охарактеризовать годы правления и значение деятельности Петра для России; развивать речь детей.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Hе иди по течению, не иди против течения,

иди поперек него, если хочешь достичь берега. Эпиграф урока на доске.

-Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам чётко идти к намеченной цели и достигнуть её.

Давайте договоримся о правилах работы.


  • Начинать и заканчивать выполнение заданий будем по сигналу колокольчика.

  • Используем сигнальные карточки. На столах круги трёх цветов:

Зелёный – согласен, все ясно

Красный – не согласен, не понимаю

Жёлтый – сомневаюсь


  • Прохождение каждого этапа урока отслеживаем в листе самооценки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Прочитайте четверостишье А.С.Пушкина.



То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

-Как вы думаете, о каком человеке были написаны эти строки? Чем занимался этот человек? Как называем человека, который умеет многое?



3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- А чтобы узнать, о ком пойдёт речь, посмотрите на слайд. На каком рисунке, по вашему мнению, изображён русский царь? Слайд №3.

-Почему человека, изображённого слева, нам трудно назвать царём.

Если дети не назвали ещё Петра, то показываю следующий слайд. Слайд №4.

На нём фото знакомых детям исторических личностей и их фамилии. Соединив парами фото и фамилию, приходим к выводу, что остался Петр Первый. Петр много знал и умел, это обычное дело для царя.

-Как нам сформулировать тему урока? (НЕОБЫЧНЫЙ ЦАРЬ). Слайд №5.

-Чтобы в конце урока ответить на вопрос, чем необычен царь, подумайте и скажите, кто что хочет узнать о Петре Первом.

4.Проектирование и фиксация нового знания.

Давайте попробуем составить план, по которому мы будем работать. Слайд №6 и в то же время появляется на доске.

План.

1. В какое время жил?



2. Внешность и характер.

3. Что сделал для России?


- Как вы думаете, в какое время жил царь Петр? Начать с вопроса «А что вы знаете про Петра Первого»?

Я хочу, чтобы вы узнали больше, согласны?

Просмотр отрывка из фильма. Задание детям « Запомните или запишите, когда родился Пётр Первый». После просмотра, задать вопрос «Когда родился?» и «Как приветствовала Москва рождение будущего царя?»



Если фильм не пойдёт.

-В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой в тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны родился сын. Царевича назвали Петром. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам бог приветствует его появление новой звездой.

Слайд №6.

- Он был крепкого здоровья, рос быстро, не по годам. Ранние годы протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни Петр потерял отца. Петр не смог вовремя получить хорошего образования, поэтому учился всю жизнь.

- Кто знает, в каком возрасте, Пётр был провозглашён царём?

Прочитайте текст и закончите его последнее предложение. Слайд №7.

Когда Петру было 10 лет, умирает его старший брат Фёдор и царём был провозглашён Петр. Но реально власть перешла к его сестре Софье, которая была властной, честолюбивой и умной женщиной. Итак, реально российским государством стала управлять Софья, так как ... Проверка по тому же слайду. Пётр был ещё маленьким).

-Можно ли в 10 лет управлять целым государством?

-Подумайте и выберите правильный вариант последующего развития событий: Слайд №8.

1. Софья стала управлять государством, во всём советуясь со своей мачехой, матерью Петра.

2. Софья стала управлять единолично, а Пётр с матерью были удалены подальше от Кремля.

Проверка по тому же слайду.

-С той поры Петр с матерью находились в опале и были вынуждены жить не в Кремлевском Дворце, а в подмосковных селах: Преображенском, Семёновском и Измайловском. В Москве они появлялись лишь для участия в официальных церемониях.

Именно это обстоятельство лишило юного Петра возможности получить соответствующее его статусу образование. Но отсутствие духовной пищи щедро компенсировалось свободой. Петр сам придумывал себе занятия и развлечения.

-С раннего детства мальчика стали забавлять игрушки и игры военного характера. Тяга к таким забавам привела к тому, что в придворных мастерских для него изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, мастерились игрушечные знамена.

Слайд №9.

-Для забавы Петру построили крепость. Как она называлась, вы поймёте, если подберёте синонимы к слову «забавный».



необычный

реформа

забавный

странный, непривычный

преобразование, изменение

потешный

Самопроверка по эталону. Слайд №10.

-Итак, как называлась крепость в селе Преображенском? (ПОТЕШНАЯ).

-Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семёновский и Преображенский. Как вы думаете, какие полки в будущем стали опорой для взрослого царя? Почему?

Слайд №11. Вопрос. Однажды с Петром произошёл случай, который пробудил в нём страсть к мореплаванию. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.



Работа с компьютером. Дети открывают документ и читают.

-Однажды Петр в усадьбе своего родственника увидел брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания на море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот бот и спустить его на реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нём страстную любовь к мореплаванию, хотя Россия в то время не имела выхода к незамерзающим морям. Старый английский бот известен как «дедушка русского флота».

- Какой была Россия во время вступления Петра на престол?
Я дополню ваши ответы.

Россия сильно отставала от стран Европы. В стране почти не было инженеров и учёных, армия плохо вооружена и обучена, не было военного флота. Между боярами и дворянами шла постоянная борьба за власть.

Нужно было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, которые были захвачены Швецией. Тогда у России появился бы выход к морю, и она смогла бы торговать с другими государствами. Также нужен был выход Чёрному морю.

Итак, какой была Россия во время вступления Петра на престол?



Внешность и характер. Слайд №12. Работа в группах. Дети выбирают слова, подходящие к описанию внешности Петра.

Карточки детей.

Высокого роста

Низкого роста

Красивые черты лица

Волосы светлые и прямые

Волосы чёрные, вьющиеся

Стройный, крепкий

Толстый, вялый

Открытый, смелый взгляд

Трусливый взгляд

Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны.

Пётр постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. Петр понимал, что без коренных преобразований, реформ, Россия не станет великой державой.



Что сделал для России? Работа в парах. Проверка по слайдам.

Армия при Петре Первом. (на рабочих листах детей) Слайд №13.

В России создается мощная постоянная армия. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением.

На Дону и на Балтике был создан военно-морской флот. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами.

Создание регулярной армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система. Каждые 20 дворов должны были направить одного парня 15-20 лет от роду для службы в рекрутах. Рекруты – новобранцы, срок службы которых составлял 25 лет.

В 1716 году Петр Первый, написал Устав из 68 глав.

Образование при Петре Первом . Слайд №14.

 Петр ставил своей целью создание могущественного государства. Для этого нужно было распространить среди народа знания, повысить их культуру. Петр открывал «цифирные», навигационные, артиллерийские и инженерные школы. Наиболее талантливых он отправлял на учёбу за границу.

Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться, а затем должен был идти служить. Без справки об образовании дворянину не давали разрешения жениться. Новым было то, что даже выходцы из народа имели возможность получить образование.

Итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. 



Культура и быт. Слайд №15.

Он ввёл новый календарь ( Новый год стали праздновать 1 января) и велел отсчитывать годы от Рождества Христова.

Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге, создавались библиотеки. С 1702 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости", печаталось много книг.

Петром I была создана Кунсткамера - первый русский музей –где собирали коллекции исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам. Это было началом музейного дела в России.  

Изменения в быту. Привычная одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки, шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Запрещалось ношение бород. Пётр проводил балы, на которые приглашались целые семьи, женщины стали «выходить в свет», учиться вести себя в обществе, поддерживать разговор.

Экономика. Слайд №16.

В эпоху Петра I российская экономика поднялась на новую ступень развития, сделав поистине гигантский скачок. В первую очередь это коснулось промышленности, в особенности тех отраслей, которые работали на нужды армии и флота: металлургической, оружейной, судостроительной, суконной, полотняной, кожевенной.

В 1723 году на Урале был построен самый большой железоделательный завод в России, из которого в дальнейшем развился город Екатеринбург. В промышленных целях основаны города Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил.

В Туле и Сестрорецке заработали оружейные заводы, в Петербурге и под Москвой - пороховые.



Строительство Санкт-Петербурга. Слайд №17.

Работа по учебнику с. 98 – 100.



Образование империи. Пётр стал первым императором России. Слайд №18.

Движущей силой всех преобразований Петра была война, которая требовала и финансовых, и человеческих вложений.

Слайд №19-20.

Азовские походы (1695 – 1696гг.) за выход к Чёрному морю.

Северная война со Швецией (1700- 1721 г.): поражение под Нарвой (1700г.), победы в битве у деревни Лесной (1708г.), в Полтавской битве (27 июня 1709г.), Гангутском сражении (лето 1714г.) за выход к Балтийскому морю.

Русско – турецкая война (1710 – 1713) за окончательный выход к Чёрному морю

В 1721 году Пётр принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Россия стала Империей.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Обратимся ещё раз к словам Пушкина. Слайд №21.



То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

Расскажите, о каких чертах характера и преобразованиях Петра Первого рассказал Пушкин.



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд №22.

Составление синквейна по теме:



  1. Одно существительное

  2. Два прилагательных

  3. Три глагола

  4. Предложение из четырёх слов

  5. Существительное: синоним, обобщение, заключение.

Например: Слайд №23.

  1. Пётр I

  2. Энергичный, деятельный.

  3. Управлял, преобразовывал, строил.

  4. «Прорубил окно в Европу»

  5. Реформатор.


7. Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение теста. (по вариантам)

Первый вариант.

1. В каком возрасте Петр был провозглашён царём?

- В 20 лет - в 10 лет - в 40 лет

2. Как называлась первая печатная газета?

-Правда -Ведомости -Слобода

3. Как назывался первый русский музей?

-Кунсткамера -Эрмитаж -Третьяковская галерея

4. Как назывался город на Неве, который стал столицей России?

-Москва -Тула -Санкт – Петербург

5. Какие перемены произошли в России при Петре Первом?

-Создание флота - Крещение Руси -Празднование Нового года 1 января

Второй вариант.


  1. В каком веке родился Пётр Первый?

-в 20 веке -в 17 веке -в 18 веке

2. Какой называют английский бот, который послужил началом создания флота в России?

-«брат русского флота» -«отец русского флота» -«дедушка русского флота»

3. Что произошло в России в 1721 году?

-родился Пётр Первый -Россия стала империей -

4.Как называлась крепость, которую построили для забав Петра?

-Преображенская -Потешная -Забавная

5. Какие перемены произошли в России при Петре Первом?

-Россия стала империей -Создание славянской азбуки -Европейская мода

Проверка по эталону. Слайд №24.

1. В 10 лет

1. В 17 веке.

2. «Ведомости»

2. «Дедушка русского флота»

3. Кунсткамера

3. Россия стала империей

4. Санкт-Петербург

4. Потешная

5. Создание флота

Празднование Нового года 1 января



5. Россия стала империей

Европейская мода



8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд №25.

-Какую цель мы ставили?

-Какое новое знание мы получили на уроке?

-Можно ли про Петра Первого сказать, что он шёл поперек течения, чтобы достичь берега?

-Оцените свою работу на уроке.

Литература

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 207 с. : ил.



2. Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (Мастерская учителя).

http://fotki.yandex.ru/users/irina7442/view/44850/

http://carabaas.1adds.com/5434793.html

http://www.shishimora.ru/smert-alekseya-mixajlovicha-nachalnoe-obrazovanie-petra/

http://www.persons-info.com/index.php?id=156&v_ddb=12&v_mmb=10&res_mode=740

http://www.samy.ru/moralist/ftapok.htm

http://xtreme.ws/page/8811/

http://www.phenomenonsofhistory.com/site/?p=8970

http://www.gotula.ru/gallery/gallery.htm