Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр социальных инноваций - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр... 1 358.55kb.
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация 1 24.38kb.
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков 1 117.34kb.
Некоммерческое партнерство 1 17.64kb.
Закон «О национальной платежной системе» 1 56.05kb.
Некоммерческое партнерство «российское теплоснабжение» 2 344.67kb.
Элективный курс по обществознанию «Реальный потребитель» 3 1151.29kb.
Российская Федерация некоммерческое партнерство «союз строителей... 1 86.36kb.
Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по... 1 71.31kb.
Состав экспертного Совета по рассмотрению проектов в рамках губернаторского... 1 138.65kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков... 1 96.49kb.
- 4 1234.94kb.
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр социальных инноваций - страница №9/9


Психопатологические факторы:

- психические расстройства и заболевания;

- депрессивные расстройства;

- маниакальные расстройства;

- амотивационные расстройства;

- патология волевой деятельности – компульсивность;



- синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Индивидуально-психологические факторы

риска злоупотребления психоактивными веществами


  1. Негативная «Я-концепция ребенка» (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под алиянием неадекватной оценки взрослыми личности ребёнка.

  2. Усвоение наркогенных паттернов поведения в результате подражания негативным моделям.

  3. Несформированность дифференцированных нравственных критериев и норм поведения.

  4. Недостаточная развитость коммуникационных навыков, что затрудняет процесс адаптации в школе и социализации в целом.

  5. Неумение или невозможность, из-за давления со стороны взрослых, проявить инициативу.

  6. Неуспешность в учебной деятельности, школьная дезадаптация.



Нарушения семейных взаимоотношений,

повышающие риск первых проб ПАВ
Реализация семейных функций:

  • отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;

  • насилие в семье;

  • снижение функции социального контроля. А также неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;

  • нарушение эмоциональных отношений, неуважительные, взаимотвергающие отношения в семье;

  • невовлечённость членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений и т.д.;

Супружеские взаимоотношения:

  • затяжные, стойкие конфликты между родителями;

  • преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения («заключение мира» в процессе совместного распития спиртного, «уход» в работу, гемблинг и т.д.);

  • «втягивание» ребёнка в супружеские конфликты: использование его в качестве «аргумента» при выяснении отношений несогласованность родительских позиций;

Родительско-детские взаимоотношения:

  • расширение сферы родительских чувств;

  • предпочтение детских качеств в подростке;

  • проекция на ребёнка нежелаемых качеств;

  • неразвитость родительских чувств;

  • гипер- и гипопротекция;

  • недостаточность требований, предъявляемых к подростку;

  • неустойчивость и противоречивость стиля воспитания;

  • конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества в родительско-детских отношениях, директивность и вспыльчиаость;

  • низкий авторитет родителей в глазах подростка;

  • чрезмерная концентрация родителей на ребёнке, либо, напротив, излишнее дистанцирование от него;

- недостаточная или патологическая привязанность.
Анкета

Создание безопасного климата в семье
Ответьте на вопросы: да, нет, иногда.

  • Следите ли вы за статьями в журналах, программах по TV и радио на тему о воспитании? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?

  • Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

  • Единодушны ли вы с супругом в воспитании детей?

  • Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

  • Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

  • Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

  • Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

  • Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

  • Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

  • Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

А теперь подсчитайте очки:

Да – 2 очка

Иногда – 1 очко

Нет - 0


Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете весьма смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные, а также домашние проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, вам еще необходимо кое-что улучшить.
Анкета
Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта банальная истина тем более актуальна, когда речь идет о болезни, полностью излечиваемой лишь в 7% случаев (именно таков процент абсолютного избавления от наркотической зависимости в развитых странах). Все родители желают добра своим детям. Калеча им жизнь, они попросту не ведают, что творят. Поэтому полезно задаться вопросом: а не унаследовали ли я от своих родителей бациллу несвободы, не кроется ли в наших семейных традициях проклятие зависимости?

Практика показывает, что родителям, "подавляющим" своих детей и насаждающим в них "несвободу", очень трудно это осознать. Между тем, первичную самодиагностику на выявление такого родового наследия можно провести, ответив на простой тест:



  1. Ложась спать, думаете ли Вы о том, "что день грядущий нам готовит"?
    а) всегда; б) иногда; в) никогда;

  2. Переходя улицу, Вы всегда соблюдаете правила движения?
    а) всегда; б) обычно; в) почти никогда;

  3. Если вас вызывает к себе руководитель, Вы испытываете тревогу:
    а) всегда; б) иногда; в) никогда;

  4. Часто ли Вы опаздываете на встречу:
    а) почти всегда; б) иногда; в) практически никогда;

  5. Если Вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то Вы: а) с ходу вступаете в конфликт; б) реагируете по принципу: собака лает - ветер носит; в) молча переживаете обиду;

  6. В споре вы:

а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения; б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента; в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта;

  1. Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
    а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь; б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет; в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное;

  2. По Вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:

а) рекомендациями специалистов; б) здравым смыслом и жизненным опытом; в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе.

Посчитайте набранные Вами баллы. Система предельно проста: в вопросах 1-3 за ответ:

а) - 2 балла; б) - 1 балл; в) - 0 баллов.

В вопросах 4-6 за ответ:

а) - 0 баллов; б) - 1 балл; в) - 0баллов.

Вопрос 7 за ответ:

а) - 0 баллов; б) - 2 балла; в) - 1 балл.

Вопрос 8 за ответ:

а) - 2 балла; б) - 0 баллов; в) - 1 балл.

А теперь, посмотрим, что у нас получилось.

От 0 до 6 баллов - Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!

От 6 до 10 баллов. Ваша свобода органично сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.

Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.

Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.

Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".

Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.

Во много раз повышает риск приобретения ребенком зависимости и употребление матерью некоторых психоактивных веществ, в том числе и по медицинским показаниям. Если Вам довелось заболеть во время беременности, обязательно сообщите врачу о своем положении, чтобы он назначал лечение с учетом этого обстоятельства.
Анкета
(При составлении анкеты были использованы Материалы Международной конференции «Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактика и терапия» проходившей в 2003 году в Казани.)
Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анонимном опросе по теме: «наркотизация» и ответить на следующие вопросы: (отметить галочкой)


  1. Бывают ли безопасные наркотики?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Можно ли употреблять наркотики без последствий?

а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Считаете ли вы, что алкоголь или табак это наркотик?

а) да; б) нет; в) не знаю.

4. Достаточно ли у вас информации о симптомах и признаках, которые говорят об употреблении наркотиков?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. Говорите ли вы о проблеме наркотиков с Вашим ребенком?

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Вы думаете, что в основном наркоманами становятся только дети из неблагополучных семей?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7. Сможете ли вы, не рассказывая «страшилки», объяснить вашему ребенку кто такой наркоман?

а) да; б) нет; в) не знаю.

8. Будете ли вы обсуждать проблему наркомании, если она вдруг возникнет в вашей семье, с вашим ребенком, с супругом (ой)!

а) да; б) возможно; в) постараюсь скрыть.


  1. Считаете ли вы что у курящего подростка большая вероятность попробовать наркотики, чем у некурящего подростка?

а) да; б) нет; в) не знаю.

10. Как вы считаете, однократное употребление легких наркотиков может привести к употреблению более тяжелых наркотиков?

а) да; б) нет; в) не знаю.

11. В случае подозрения употребления вашим ребенком наркотиков, что бы вы сделали?

а) сразу стали бы кричать на него и угрожать, ему чем - либо; б) сказали бы себе, не может быть, с моим ребенком это не может случится, и ни чего не сделали; в) рассказали бы родственникам; г) обратились бы специалистам;


    1. Что бы вы сделали, если бы заметили, что ваш ребенок общается с наркоманом?

а) просто запретили бы общаться, ничего не объясняя; б) постарались бы объяснить какие могут быть последствия; в) ничего бы не сделали; г) обратились бы к специалистам;

13. Отметьте, какие из ниже факторов могут толкнуть подростка к употреблению наркотиков;

а) конфликт в семье; б) индивидуальные психологические переживания; в) проблемы в семье; г) неблагополучное социальное окружение; д) любой из перечисленных факторов;

Анкета
Анкета, направленная на изучение характера отношения родителей к наркомании.

1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?

а) не пить; б) не курить; в) заниматься спортом;

г) не употреблять наркотики; д) полноценно питаться.

2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

а) да; б) частично; в) эта проблема меня пока не волнует; г) нет.

3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?

а) да; б) нет.

4. Если бы Вы узнали, что Ваш друг (знакомый, родственник) употребляет наркотики, Вы:

а) немедленно прекратили бы с ним (с ней) отношения;

б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;

в) постарались бы помочь излечиться;

г) попросили бы дать наркотик попробовать.

5. Наркотик стоит попробовать:

а) чтобы придать себе смелость и уверенность;

б) чтобы легче общаться с другими людьми;

в) чтобы испытать чувство эйфории (кайфа);

г) из любопытства;

д) не стоит пробовать в любом случае.

6. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:

а) да; б) нет.

7. Наркотик делает человека свободным:

а) да; б) нет.

8. Наркотик избавляет от обыденности жизни:

а) да; б) нет.

9. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:

а) да; б) нет.

10. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Например, травка – «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания:

а) да; б) нет.

11. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

а) да; б) нет.

12. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:

а) да; б) нет; в) если есть сила воли, то да.

13. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:

а) да; б) нет.

14. Если бросать, то лучше бросать:

а) постепенно; б) сразу; в) бросить невозможно.

15. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:

а) да; б) нет.

__________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Пол ________________

Образование

Ваш возраст __________




цит. по: Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане.-Казань, 2006 г.

Косарецкая С.В. «Наркотики в подросково-молодежной субкультуре» (тезисы Всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» в Москве, 2003г

(Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: в 2 Т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.2 – С. 10-127)

Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань:ЗАО «Новое знание», 206. – 132с.

Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – 200с.

цит.по: Ю.Ю. Комлев Тенденции наркотизации подросково – молодежной среды в Татарстане. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – 64с.

цит. по: Ю.Ю. Комлев Тенденции наркотизации подростково – молодежной среды в Татарстане. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – 64с.

Цит. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва.:Педагогика, 1991.- 480с.

Самоорганизация несовершеннолетних и молодежи – развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами (Руководство для специалистов по работе с молодежью и молодежных лидеров)/ М.:, 2003. – 287 с.

Слободчичков В.И. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии.- М., 2003.- 114 с.

Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.:Изд-во Питер, 2000.-512с.

<< предыдущая страница