Название работы: История развития и становления высшей технической школы в городе Юрге - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История становления и развития авиационно-спортивных клубов Восточной... 1 349.12kb.
История становления и развития экскурсионной деятельности 1 181.38kb.
Латинские пословицы и афоризмы Alma mater. – Мать-кормилица (образное... 1 22.97kb.
Награды сотрудников Дворца творчества № п/п 1 115.49kb.
Сочинение История Конституции основа демократии России Пушникова... 1 84.62kb.
Лондонская фондовая биржа и ее роль в современной мировой экономике 2 529.18kb.
Анализ воспитательной работы мбоу «сош №54 с углубленным изучением... 3 733.14kb.
История становления и развития спортивной прессы России 2 539.33kb.
Воспитательной работы школы 1 137.78kb.
I. Философия, ее предмет, история становления и развития 12 5009.82kb.
История развития электроники 5 1185.65kb.
Литература Чхартишвили Григорий Шалвович (Борис Акунин) 3 Математика... 1 24.43kb.
- 4 1234.94kb.
Название работы: История развития и становления высшей технической школы в городе - страница №1/1

Номинация: история организаций, учреждений, предприятий

Название работы: История развития и становления высшей технической школы в городе Юрге

ИВАНОВА Евгения Михайловна, Юргинский технологический институт (филиал)

«Национального исследовательского Томского политехнического университета»,

город Юрга
1.1. Высшая школа в Юрге - веление времени
В ноябре 1957 года история высшего технического образования в Западной Сибири пополнилась новыми страницами. В г. Юрге Кемеровской области был открыт учебно-консультационный пункт Томского политехнического института. Сам по себе факт вполне рядовой. Таких учебно-консультационных пунктов по стране открывалось немало. Разница в том, что если другие учебно-консультационные пункты были либо краткожителями, либо оставались такими, какими и родились, то Юргинский УКП, развиваясь, на каждом новом этапе обретал новый статус: от учебно-консультационного пункта заочного факультета к механико-машиностроительному факультету Томского политехнического института с двумя формами обучения: дневной по системе завод-втуз и вечерней, а от него – к филиалу политехнического университета при производственном объединении «Юргинский машиностроительный завод».

Общие тенденции развития высшей технической школы в 1950-1960 годы определялись состоянием научно-технического прогресса и потребностями производства. Пятидесятые годы – это время ускоренного развития восточных районов страны, в том числе и Кузбасса. Здесь на новой технической основе предусматривалось развитие традиционных отраслей экономики: металлургической, химической, машиностроительной, электротехнической и др. Структурные сдвиги в сибирской индустрии привели к тому, что в общем объёме производства возросла доля машиностроения и металлообработки. В Кемеровской области только за 15 лет (к середине 50-х годов) машиностроение и металлообрабатывающая промышленность выросли в 27 раз. Появились предприятия оборонного и хозяйственного назначения, оснащенные самой современной техникой мирового уровня или требующие таковую. Юргинский машиностроительный завод был из одним немногих флагманов машиностроения в стране.

К началу 60-х годов машиностроительное производство развивалось под воздействием комплексной механизации и автоматизации, нового приборостроения. При этом возросшему уровню производства не соответствовал уровень инженерной подготовки кадров. Должности инженерно-технических работников замещались в основном «практиками». В Кемеровской области дипломированные инженеры и техники составляли 35% из числа ИТР. Уникальный по своему оборонному и хозяйственному значению Юргинский машиностроительный завод в послевоенные и более поздние годы, терпевший отток специалистов, возвращавшихся к «родным берегам», не мог сидеть на голодном инженерном пайке.

Инженерный голод особенно остро поставил вопрос о развитии различных форм вечернего и заочного образования. Центр тяжести в подготовке специалистов без отрыва от производства был перенесен на стационар, который позволял сокращать отсев студентов-заочников, доходивший до ½ их состава.

Высшая техническая школа была озадачена подготовкой инженеров по остродефицитным специальностям, к которым относилось и инженерное машиностроение. При этом речь шла об обеспечении объема и качества подготовки. Это было время массового открытия учебно-консультационных пунктов вузов и техникумов, рабфаков на предприятиях и в учебных заведениях, создания школ рабочей молодежи, школ мастеров. Учеба без отрыва от производства становилась одной из важных форм обучения, способствовавшей пополнению вузовской аудитории. Вечернее и заочное высшее техническое образование получает свое развитие не только в вузах, но и на базе крупных промышленных предприятий.

Развитию инженерного образования без отрыва от производства способствовал закон о связи школы с жизнью и меры, принятые по улучшению вечернего и заочного образования.

Отраслевые министерства и ведомства усилили материально-техническую и организационную помощь. К 1967 г. в самостоятельных заочных и вечерних институтах обучалось более половины всех студентов вузов страны.

К середине 60-х годов подготовка специалистов по вечерней и заочной системе велась в 26 городах Сибири. Контингент заочников в инженерных вузах составлял 58%. Вечерники и заочники в Томском политехническом институте составляли почти 60% от общего состава студентов.

В 60-е годы в системе высшего технического образования были созданы заводы-втузы. Первые пять – в 1960 г. на крупных предприятиях Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Пензы и Днепродзержинска. Завод-втуз позволял регулярно чередовать обучение с работой, давал студенту-производственнику возможность систематически и последовательно осваивать все процессы производства, связанные с его будущей профессией.

Этот опыт и тенденции к многообразию форм подготовки инженерных кадров без отрыва от производства были учтены при создании и развитии учебно-консультационного пункта Томского политехнического института и Юргинского машиностроительного завода.

Среди различных факторов, способствовавших рождению учебно-консультационного пункта политехнического института в г. Юрге, следует отметить исторически сложившиеся устойчивые связи этого старейшего технического вуза страны с Кузбассом.

Еще в декабре 1926 г. на первом краевом научно-исследовательском съезде, созванном по инициативе томских ученых, было принято решение: объединить научно-исследовательские силы для развития экономики края и готовить инженеров с учетом индустриализации Сибири, страны в целом. Непосредственное отношение к выполнению этих задач имел механический факультет Томского (а затем Сибирского) технологического института. Высокопрофессиональным консультантом по турбогенераторам электростанций Кузбасса был доцент В.А. Надежницкий. Профессора И. Н. Бутаков и Н. И. Карташев оказывали практическую помощь железной дороге. Развитие энергетического хозяйства Кузбасса связано с именем профессора Г.И.Фукса. Механический факультет в тесном сотрудничестве с другими факультетами участвовал в строительстве Кузнецкого металлургического завода. Научный и организационный штаб Кузнецкстроя - Тельбессбюро возглавлял крупный специалист по горячей обработке металлов ректор института профессор Н.В. Гутовский.

Уже тогда, в конце 20-х годов, на механическом факультете готовили инженеров более чем по 10 специальностям. Одна из них – фабрично-заводская. Здесь, на механическом, работали ученые-педагоги высокой квалификации, создатели школы металлографов и термистов – Т.И. Тихонов и А.Н. Добровидов, создатель физической теории процесса резания металлов А.М Розенберг, талантливый инженер – изобретатель прибора для испытания резцов доцент Н.А. Балакин. На механическом отделении ТПИ в период его становления была открыта кафедра электротехники, которая долгие годы оставалась единственной в сибирских вузах. Выпускники этой кафедры внесли существенный вклад в развитие энергетики не только сибирского края, но и других регионов страны. Сибирский механико-машиностроительный институт, созданный на базе факультета в 1930 г., был официально назван «головным втузом страны». Главная задача этого втуза – утолить инженерный голод индустриальных строек Сибири. К началу первой пятилетки на общее число рабочих Западной Сибири инженеров приходилось 0,03 процента.

Сибирский механико-машиностроительный институт с двумя факультетами, машиностроительным и энергетическим, готовил инженеров по 11 специальностям. В их числе были такие специальности, как механико-сборочная, обработка металла давлением, сварочное производство, двигатели внутреннего сгорания, теплоэнергетическая, электрооборудование промпредприятий.

Все эти специальности нуждались в поддержке завода, как и завод в них. Еще в начале 30-х годов многотиражка «За кадры» писала: «Немыслимо, чтобы машиностроительный втуз был вне завода, чтобы он не был заводом-втузом».

Став в 1934 г. индустриальным, а в 1944 политехническим, институт вновь объединил прежде самостоятельные институты и продолжал свою деятельность по индустриальному развитию края, укреплению обороноспособности страны в предвоенные и военные годы. Учёные института последовательно отстаивали идею развития машиностроения в Кузбассе на основе создания новейших технологий и оборудования, соответствующего мировым стандартам.

Уже в предвоенные годы развивались различные формы связи томских политехников с предприятиями и хозяйственно-управленческими органами Кузбасса. Среди них можно назвать научно-технические консультации учёных, привлечение практиков-производственников к преподаванию, научно-производственные конференции, просветительская деятельность, организация курсов повышения квалификации для инженеров, проводившихся сотрудниками института на местах. Много хороших специалистов, крупных руководителей отдельных предприятий Кузбасса выросло из выпускников Высших инженерных курсов, организованных в Томском политехническом в 1948 году.

Все эти и другие формы связи науки с производством на новом уровне были востребованы, когда встал вопрос о создании подразделения заочного факультета ТПИ в г. Юрге на базе крупного и высокооснащённого машиностроительного завода.

1.2. УКП - воля людей

Во время Великой Отечественной войны из европейской части СССР было эвакуировано и размещено на станции Юрга несколько заводов, которые были объединены в один – Юргинский машиностроительный завод (ЮМЗ), вступивший в строй действующих предприятий страны в феврале 1943 г. как завод оборонного значения.

Место размещения завода было достаточно удобно: близость транссибирской железнодорожной магистрали, сырьевых, энергетических и водных ресурсов. Но после окончания войны, когда многие рабочие и служащие стали возвращаться в родные места, стала остро ощущаться нехватка квалифицированных специалистов. Юргинский регион был в основном районом сельскохозяйственным. Поэтому сразу же во время и после войны на предприятии создаётся система подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. Эвакуированный в Юргу Ленинградский военно-механический техникум готовил специалистов-машиностроителей среднего звена.

Но для обеспечения выпуска и освоения новых видов вооружения и мирной техники требовались высококвалифицированные инженерные кадры, которые в основном направлялись на завод из Ленинградского военно-механического института и Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана.

Прибывавшие по разнарядке министерства специалисты отрабатывали 3 года и под разными предлогами возвращались на постоянное место жительства в европейскую часть страны. Суровый климат и непростые сибирские условия отрицательно сказывались на закрепляемости кадров. На многих инженерных должностях работали выпускники Юргинского машиностроительного техникума. Привлечение выпускников различных технических институтов страны, помимо указанных, имело ещё ряд недостатков: долгая адаптация конкретных условий производства; низкая приживаемость и высокая текучесть из-за невозможности заранее определить деловые и нравственные качества приглашаемых инженеров. Поэтому в 50-е годы со всей остротой встаёт вопрос о подготовке кадрового инженерного состава специально для машиностроительного завода. Выход был найден: готовить инженеров по заочной форме обучения из числа наиболее перспективных рабочих и мастеров.

История появления учебно-консультационного пункта Томского политехнического института в г. Юрге связана не только с объективной потребностью в инженерных кадрах для машиностроительного завода. Она связана с историей общественной активности, с возникновением различных форм проявления этой активности в рамках той идейно-политической атмосферы, которую формировала правящая партия. Повсеместное движение за звание «бригад коммунистического труда» обязывало рабочих, служащих учиться и повышать свой уровень профессиональной квалификации. Всевозможные комиссии партхозактива контролировали учёбу, администрация старалась создать возможные условия для сочетания работы и учебы, открывались школы рабочей молодежи, мастеров, вечерние техникумы, филиалы, учебно-консультационные и опорные пункты вузов. Администрация, общественные организации Юргинского машиностроительного завода активно способствовали этой деятельности.

Ещё в середине 50-х по инициативе директора завода В.В.Лобанова, начальника отдела подготовки кадров Ф.В.Силантьева, начальника ремонтно-строительного цеха С.Ф. Лузикова при поддержке властей города началось создание «Дома техники» как культурно-просветительного центра для заводской и городской молодежи. Предполагалось, что главным назначением такого центра будет повышение технического уровня рабочих с помощью разных форм обучения и просвещения.

Массовая тяга молодежи к учебе привела к пониманию необходимости открыть в городе учебно-консультационный пункт любого близлежащего вуза, родственного по профилю к машзаводу. Таким вузом стал Томский политехнический, который в 50-е годы значительно расширил масштабы подготовки специалистов по остродефицитным специальностям, таким, как радиотехника, автоматика, физика и атомная энергетика, приборостроение и инженерное машиностроение. Здесь шёл бурный рост численности студентов в связи с реорганизацией и открытием новых факультетов. В 1956/1957 учебные годы из 9 тыс. студентов более 2-х тысяч приходилось на вечернее и заочное отделения. Не хватало преподавателей и площадей для реализации учебного процесса, что заставляло администрацию обдуманно относиться к созданию учебных подразделений на периферии. И все же инициатива юргинцев была поддержана. Ректор А.А. Воробьев, проректоры Г.Н. Кок, А.П. Казачек, В.К.Нечаев и деканы А.Л.Фальков, В.Ф. Куцепаленко, В.А. Воскресенский оценили открытие УКП на базе Юргинского машиностроительного завода как дело престижа института. Позже этой же позиции придерживались ректоры И. И. Каляцкий, И. П. Чучалин, Ю. П. Похолков и проректоры Самойлов П.А., Сесюнин Б.М., Тырышкин М. А., Боярко Ю. Л и Водопьянов А.В.

Открытию УКП способствовал личный контакт учёных ТПИ с инженерами-специалистами Юрмаша. К середине 50-х годов в институте успешно проводились исследования, связанные с атомной энергетикой. Юргинский завод нужен был политехникам как изготовитель механизмов для бетатрона. На этой основе и состоялась встреча ученых с главным инженером завода Д.С.Фроловым, гл. технологом Н.А.Герасимовым, гл. механиком С.А. Войца, старшим инженером-конструктором Н.А. Парфеновым. Все они были активными сторонниками организации в Юрге высшего технического образования. Выполнив «бетатронный» заказ института, они смогли найти общий язык в решении вопроса об открытии учебно-консультационного пункта ТПИ.

Активными помощниками создания учебного центра политехнического вуза в Юрге были специалисты завода, окончившие механический техникум и стремившиеся повысить свой профессиональный уровень, поднять свой социальный статус и дать надежное будущее своим детям.

Для детализации истории возникновения УКП в городе Юрге обратимся к воспоминаниям Дердюка И. Г., бывшего в то время инспектором отдела подготовки кадров Юргинского машзавода: «Все начиналось в 1955 году. На заводе остро не хватало специалистов с инженерным образованием, и еще более вопрос осложнился в связи с отменой ограничений на увольнение работников завода по собственному желанию. Так называемые «западники» стали искать места на предприятиях Европейской части Союза и в Средней Азии. В это время ЮМЗ начал усиленно развиваться: строились и вводились новые корпуса, цехи, участки. Резко возросла численность рабочих, а для управления ими нужны были руководители подразделений и ИТР. Директором завода в то время был Лобанов Василий Васильевич, который всегда поддерживал любые прогрессивные начинания в коллективе. А идею подготовки инженерных кадров на месте подсказал, и я это утверждаю, работавший в то время начальником отдела подготовки кадров Силантьев Федор Васильевич. Инженер по образованию, он имел репутацию «ходячей энциклопедии». Среди многих руководителей, в частных разговорах, эта идея не поддерживалась, но директор был «за».

Суть идеи – создать при заводе УКП ТПИ, дать возможность желающим получить высшее образование по профилю специальностей завода непосредственно в Юрге. Предлагалось чтение лекций по двухсменной системе, выполнение лабораторных работ и сдача экзаменов, зачетов и курсовых работ непосредственно в Юргинском УКП.

Здесь следует напомнить, что уровень послевоенной жизни был еще невысок. Желающие учиться были не так уж и молоды, создали семьи. Средств, необходимых для учебы заочно с частыми дальними поездками, часто не хватало. А это был весомый аргумент и ответ на вопрос, почему в то время юргинцы не учились на заочных отделениях.

Итак, идея создания УКП в Юрге возникла. Федор Васильевич Силантьев лично начал составление списков желающих учиться в ТПИ непосредственно в Юрге. Были и опросы, и объявления. В общем, было сделано все, чтобы все знали как плюсы, так и минусы заочной учебы. Желающих учиться было много.

Началась соответствующая переписка с ректоратом ТПИ. В Томске сначала недоумевали: «Как это в какой-то Юрге наберут достаточно студентов для открытия УКП?!». А их, если мне не изменяет память, необходимо было набрать 175 человек. Ректорат ТПИ поставил условие, что для создания УКП завод должен создать учебно-лабораторную базу. Дирекцией все условия для создания УКП были приняты.

Осенью 1956 года в клубе «Луч» было проведено грандиозное собрание всех желающих учиться. Собрание проводил лично директор завода В.В.Лобанов. Для участия в собрании были приглашены общественные организации завода и большая делегация ректората ТПИ.

Думаю, что масса присутствующих в зале и выступления убедили ректорат ТПИ, что созданный УКП в Юрге будет жизнеспособным. И, как видим сейчас, все оправдалось: УКП не только жив, но и развился до технологического института с очной формой обучения. Кстати, это была первая мечта Силантьева Ф.В., а конечная – создание в Юрге политехнического института.

В 1957 году было переоборудовано жилое здание для создания УКП. Параллельно были созданы группы по 25-30 человек по подготовке подавших заявления к вступительным экзаменам. Занятия проводились в средней школе № 10. Руководил подготовительной работой инженер Дубровин Николай Иванович.

Итак, в 1957 году закончились занятия в подготовительных классах. Однако численность отважившихся учиться из числа работающих заводчан была ниже требуемой. Тогда было принято решение о привлечении к экзаменам молодежи, поступающей на завод. Если мне не изменяет память, количество абитуриентов превысило 220 человек.

1957 год. Осень. Экзамены сданы, документы отправлены в Томск, произошло зачисление студентов-заочников, создана материально-техническая база УКП, и в сентябре-октябре, думаю, числа 15 октября, начались занятия.

1.3. УКП в 60-70-е годы

Итак, 1 ноября 1957 года учебно-консультационный пункт ТПИ на базе Юргинского машиностроительного завода и механического техникума был открыт. Занятия были организованы по вечерне-заочной форме обучения. Число обучавшихся было меньше, чем определялось официальной документацией, но достаточно, чтобы этот учебный центр действовал. Необходимо особо отметить, что вопрос подготовки к вступительным экзаменам в Томский политехнический институт был одним из центральных для руководства УКП. Были организованы специальные курсы, на которых проводилась предварительная подготовка абитуриентов. В начале на этих курсах были задействованы учителя городских школ и преподаватели Юргинского механического техникума. Да и посещали их не только абитуриенты УКП ТПИ. Пишут бывшие студенты первого выпуска Смирнов М. П., Трофимович Н. Ф.: «После принципиального решения об открытии УКП ТПИ в Юрге на повестку дня выдвинулись более конкретные вопросы. Необходимо было организовать подготовительные курсы для сдачи вступительных экзаменов. В начале 1957 г. такие курсы при школе №10 были организованы. Преподавателями были учителя средних школ, механического техникума и специалисты машиностроительного завода: Акифьева В.С., Ашкинадзе М.Б. и др.

Курсы посещались большим количеством юргинцев, которые готовились к поступлению и в другие вузы Новосибирска, Новокузнецка и т. д. На вступительные экзамены для поступления в ТПИ пришло более 300 человек, а на первый курс ТПИ было зачислено только чуть более 100 студентов.

В начале шестидесятых годов курсы по подготовке к вступительным экзаменам продолжали действовать. Работа курсов совершенствовалась благодаря приобретаемому опыту и становилась все более приближенной к требованиям именно политехнического института. Вспоминает бывший студент Токарев В.Ф.: «В период занятий на подготовительных курсах с большой заботой, вниманием и терпеливым отношением делились с нами своими знаниями преподаватели УКП: Беклемешева О.П., Голунова М.А., Петрухин Н.И., Плеханова В.Г., Штром Л.Н. Это благодаря их усилиям и желанию помочь нам, людям, не сумевшим по разным причинам в более молодые годы (а нам уже в то время было более 25-37 лет) получить высшее техническое образование, удалось поступить в Томский политехнический институт.

Можно судить самим, какой титанический труд был вложен в каждого из нас этими преподавателями в то время. Ведь многие из нас имели перерыв после окончания образовательной средней школы от 10 до 20 лет.

Вспоминая сегодня пройденное, прожитое, поистине с огромной благодарностью восхищаешься вдохновенным, творческим трудом преподавателей, которые готовили нас в стенах нашего УКП для поступления в институт…Итак, 51 человек слушателей УКП 1961 года были приняты в Томский политехнический институт и зачислены студентами на первый курс заочного электромеханического факультета».

До образования самостоятельных заочных факультетов энергомеханического и электротехнического и в первые годы их существования УКП обеспечивал учебный процесс на обоих. Студенты зачислялись на специальности: информационно-измерительная техника, светотехника и источник света, электропривод и автоматизация промышленных установок, автоматика и телемеханика, электрические системы, электроснабжение промышленных городов, технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, технология органического и нефтехимического синтеза, технология электрохимических производств, тепловые электрические станции, промышленная теплоэнергетика, оборудование и технология сварочного производства.

С образованием в Кемерове УКП для «электротехников» в Юрге остался энергомеханический факультет. Для него здесь существовали благоприятные условия, в числе которых профессионально-производственная база – машиностроительный завод.

Нелегко приходилось налаживать учебный процесс первым заведующим УКП Л. Н. Штрому, (он же был директором механического техникума), Л.Н. Евсеевой, Н.И. Лялькиной. Нехватка была во всем: от учебных корпусов и учебных пособий до преподавательского состава.

Вспоминает бывший студент УКП, а затем главный механик ЮМЗ В.И. Брюхов: «С 1961 года заведующим УКП была назначена Евсеева Лидия Ильинична. В этот период дела на УКП пошли гораздо лучше. Значительное событие в делах УКП произошло, когда мы учились на 3 курсе. По просьбе студентов было проведено общестуденческое собрание, на которое было приглашено тогдашнее руководство завода в лице директора завода Евсеева В.Д., гл. инженера Мокина А.М., председателя завкома Закусилова П.Ф. Собрание прошло бурно, были высказаны претензии к руководству завода. По предложению Мокина А.М. был избран студенческий совет, председателем которого был избран автор этих строк. Студенческий совет сыграл определенную роль в жизни студентов-заочников. Помогал им в оформлении учебных отпусков, переводе, начиная с третьего курса, на инженерно-технические должности, в предоставлении жилья и в улучшении жилищных условий. Руководство завода по ходатайству студенческого совета шло на это. Разумеется, помощь оказывалась только успевающим студентам».

О первых студентах-заочниках УКП необходимо сказать особо. Это были люди со сложившимися взглядами на жизнь, с устоявшимися ценностями. Их университетами были школы рабочей молодежи, ФЗО, техникум, армия, завод. Все они были созидателями, «трудягами». Через «тернии к звездам» пришли в инженерию первые выпускники-политехники в Юрге: Николай Филиппович Трофимович, Петр Иванович Козлюк, Виктор Алексеевич Алексеевский, Федор Александрович Конюхов, Борис Тихонович Ковков и др. Многие из них, например, П.И. Козлюк, В.И. Брюхов, В.А. Алексеевский, были участниками Великой Отечественной войны. В 30 лет стал студентом Виктор Алексеевич Алексеевский – фронтовик, выпускник Юргинского механического техникума, один из лидеров общественных организаций завода, впоследствии начальник конструкторского бюро отдела механизации и автоматизации. Его вспоминания более всего характеризуют первых студентов УКП: «Вот закончится война… Сколько раз мы повторяли эти слова с друзьями в 1943-1945 гг.

У каждого были свои мечты. Моя мечта – институт. Но закончилась война с Германией, в сентябре началась война с Японией. И только в 1950 году осенью удалось вернуться домой и поступить в ЮМТ. Окончив ЮМТ, поступил на машзавод, затем – вечерняя школа, 10 класс, подготовка к сдаче экзаменов в ТПИ, т. к. в 1957 г. в Юрге открылся УКП ТПИ. 1959-1997 гг. За этот период завод освоил много новых изделий, построил прекрасные корпуса цехов, внедрил новейшую технику и технологии, и во всем этом есть частица нашего труда. В этом, по-моему, и заключается смысл жизни».

Военному летчику Петру Козлюку после демобилизации пришлось начинать свою инженерную карьеру со слесаря, а вечерами в техникуме готовить себя к почти гражданской специальности. В институт поступал Петр Иванович уже старшим технологом. Федор Александрович Конюхов. Его отец был дважды репрессирован, с 18 лет он остался без матери. Его университетами до поступления в вуз были алюминиевые и машиностроительный заводы, вечерний техникум. К диплому подошел, будучи старшим мастером и начальником отдела.

Среди выпускников – заочников всего энергомеханического факультета ТПИ 1966 года только двое получили дипломы с отличием. Один из них – Владимир Иванович Брюхов, главный механик ЮМЗ, лауреат Государственной премии. В институт он пришел через 10 лет после окончания техникума. За плечами был 1-й Белорусский фронт и ранение в 19 лет. Учеба и работа в должности техника, конструктора, старшего инженера-конструктора привели его к высшему инженерному образованию с красным дипломом. Через полтора года после блистательной защиты диплома В.И. Брюхов становится руководителем дипломных проектов у Б.П. Гоголева, Г.В. Осипова, Н.С. Сальнихина, М.Н. Саломатова. С их именами связана модернизация резьбонарезных и вертикально-сверлильных станков, спецагрегатов станков для сверления глубоких отверстий. Это был заказ завода. Одну из экзаменационных комиссий по выпуску инженеров-механиков в 1965 г. возглавлял главный технолог ЮМЗ Н.А.Герасимов, который до конца 70-х годов вел курс «Технология машиностроения» и руководил дипломными проектами. В числе тех, чьи проекты получили высокую оценку аттестационной комиссии, были Александр Павлович Чурбанов и Александр Иванович Лыгин. К инженерному диплому они шли тем же путем, что и их предшественники. Среди выпускников 1967 года – Василий Васильевич Емец и Петр Петрович Молтусов.

В.В. Емец окончил институт, когда ему было почти 40. Прежде чем получить диплом инженера – электромеханика, и стать главным электромехаником и энергетиком завода, он прошел свои рабочие университеты в качестве слесаря, мастера, зам. начальника цеха. На защиту дипломного проекта «Асинхронный двигатель для деревообрабатывающих станков» он выходил уже главным энергетиком завода. Учась в Юргинском механическом техникуме, Петр Молтусов смог закончить среднюю музыкальную школу, а, будучи студентом вуза, он уже работал инженером-конструктором.

В числе «шестидесятников», получивших диплом инженера-механика по сварочному производству, был 43-х летний главный сварщик завода Андрей Николаевич Пешков и Валериан Тимофеевич Федько, долгое время возглавляющий филиал ТПУ в г. Юрге. Проект Пешкова «Участок сборки и автоматической сварки кожуха нагревательной печи» получил высокую оценку у профессора А.Н. Добровидова. Через год после своей защиты Андрей Николаевич в качестве председателя ГЭК подписывал протокол заседания комиссии, достойно оценивший проект выпускницы ка-федры сварки Пешковой Светланы Андреевны. Дипломники всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку управленцев завода, которые были руководителями проектов, рецензентами, консультантами, но главное – помощни-ками. По этому поводу с теплотой и благодарностью выпускники 60-х годов говорят о руководителях завода В.В. Ло-банове, В.Д. Евсееве, А.М. Мокине, инженерах Н.А. Бакуне, В.П. Нестерове, В.И. Сущеве, Е.М. Гусеве, В.А. Магдике, В.Г. Лузине, Б.Ф. Лелюхе и д.р.

В 1966/67 учебном году на Юргинском УКП кроме 5 штатных преподавателей ТПИ работало 16 совместителей. Среди них инженеры машзавода – Бакун А.П., Бут В.А., Воскобойников Ю.К., Герасимов Н.А., Гусев Е.И., Котельников А.И., Мансуров М.Г., Некрасов А.И., Нестеров В.П., Порхаев Б.В., Поршной Л.Л., Топоров Э.В., Шендель Н.П. Кроме этого здесь работали преподаватели механического техникума: Голунова М.А., Долинский Б.В., Панков Г.В.; инструктор ГК КПСС Семенов М.П. Не чурались периферии и профессора. Вместе с деканом выезжали для организации и ведения учебного процесса Г.И. Фукс, А.И. Зайцев. Профессиональную помощь местным преподавателям оказывали доценты Варлаков В.Д., Куфарев Г.Л., Кожевников Д.В. Они читали лекции, проводили преддипломные консультации.

Перед сессией обзорные лекции и консультации проводились профессорско-преподавательским составом из ТПИ: А.Ф. Анисимовым (металлорежущие станки и инструменты), А.А. Батаки (ядерная физика), А.Н. Ереминым (автоматизация производственных процессов), И.Р. Коняхиным (сопромат), А.А. Козловым (металлорежущие станки), Симоновым Г.В. (экономика отрасли), Ю.С. Прокофьевым (организация планирования производства). Ощутимые результаты в стабилизации работы УКП приносили контакты Студенческого совета с руководителями завода: директором В.Д. Евсеевым, гл. инженером А.М. Мокиным, председателем завкома П.Ф. Закусиловым, секретарями парткома завода и цехов.

К 1965/66 уч. году в УКП занимались 340 студентов, из них 63 – женщины. Основной контингент представляли 3 специальности: технология машиностроения, металлорежущие станки; оборудование и технология сварочного производства; электропривод и автоматизация промышленных установок. До 60% студентов обучались по специальности технология машиностроения. Для них занятия на УКП были организованы вплоть до 6-го курса. Начиная с 8-го семестра, они выезжали в Томск для сдачи зачетов и экзаменов.

В УКП в то время работали 5 штатных преподавателей: М.С. Чебоненко (история КПСС и политэкономия), Л.Е. Шашина (высшая математика), Н.И. Лялькина (теоретическая механика и сопротивление материалов) и, как уже говорилось, совместители с завода и механического техникума. Преподаватели поддерживали постоянную связь с кафедрами ТПИ, с деканатом. Деканы Воскресенский В. А., Лукьянов В.Г. и методисты Буркова Р.И., Кузнецова Д.А. стремились оказать своевременную помощь в обеспечении УКП преподавателями, методической литературой, необходимой документацией.

В те годы в УКП было всего 2 лаборатории: физики и сопротивления материалов. Лабораторные работы по общей электротехнике, основам взаимозаменяемости и техническим измерениям, общей теплотехнике проводились в лабораториях Юргинского механического техникума, а по гидравлике, сварке, металловедению, технологии машино-строения – на машиностроительном заводе.

В Юрге в 1968/69 уч. году занималось 357 студентов в основном по специальностям: технология машиностроения, металлорежущие станки, оборудование и технология сварочного производства и металловедение и термическая обработка металлов.

Профиль работы студентов - вечерников и заочников не всегда соответствовал избранной специальности. Особенно это было характерно для первых курсов. Отдел кадров машзавода и отдел производственного обучения занимались трудоустройством студентов в соответствии с избранной ими специальностью.

Проблема качества подготовки инженеров не теряла своей остроты. Даже абсолютная успеваемость во время экзаменационных сессий на всех курсах УКП (кроме 6-го) была ниже 50%. Это не худший показатель в вечерне-заочной форме обучения. По институту абсолютная успеваемость у заочников составляла чуть более 30%. Если учесть, что к середине 60-х годов в ТПИ обучалось более 6 тыс. вечерников и заочников, то станет ясно, какую проблему для студентов и института создавали низкие показатели успеваемости. Одна из причин слабой подготовки к сессии на УКП – нехватка учебно-методической литературы, слабая материально-техническая база и не всегда соответствующий вузовскому уровню преподавательский состав. Машзавод стремился помочь оборудованием для оснащения лабораторий, учебной литературой через заводскую библиотеку, но этого было недостаточно. Методсовет ТПИ, руководимый проф. Сипайловым Г.А., принял решение укрепить методические комиссии на заочных факультетах более квалифицированным составом преподавателей, профессорами и доцентами, оказать существенную помощь учебно-методическими пособиями. УКП укреплялся, государственно-экзаменационные комиссии с выездом в Юргу принимали первых инженеров.

В 60-70-е годы кафедра «Станки и резание», возглавляемая Г.Л. Куфаревым и Д. В. Кожевниковым, готовила инженеров по специальностям: «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения», «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», а позже – «Технология роботизированного производства». Юр-гинский машиностроительный завод, один из немногих по значимости оборонной и народно-хозяйственной продукции, не мог не нуждаться в специалистах этих направлений. На кафедре ещё за три года до открытия УКП в Юрге (в 1954 г.) под руководством проф. А.Н. Ерёмина началось дипломное проектирование и выпуск инженеров-механиков с конструкторским уклоном. Так была заложена основа для развития различных специализаций в области машиностроения. Преподаватели-политехники были готовы вести учебный процесс по ряду дисциплин. Д. В. Кожевников читал лекции, консультировал курсовые проекты по трем дисциплинам: основам взаимозаменяемости, теории резания металлов и проектированию инструментов. Производственникам Юрги Дмитрий Васильевич был известен как исследователь высокопроизводительных методов обработки металла и инструментов. Студентам - как терпеливый и требовательный экзаменатор и член Государственной экзаменационной комиссии, дающей в жизнь путёвку инженеру.

Курсы «Материаловедение» и «Технология металлов» в 70-е - начале 80-ых годов вел Ю.М. Лозинский, доцент и заведующий кафедрой «Технологии металлов». Вести занятия в Юрге было нелегко. Оборудованного помещения, где должны были бы выполняться лабораторные работы, не было. Приходилось договариваться с техникумами на месте или вывозить студентов в Томск на кафедру. Для этого Юрий Михайлович использовал зимние каникулы в политехническом, во время которых читал основные разделы материаловедения. Дав месяц на подготовку, по воскресеньям он приглашал студентов в Томск и не покидал лабораторий, пока не были выполнены все работы. Через две-три недели можно было уверенно сдавать экзамены. Поездки эти брал на себя Юргинский машиностроительный завод.

Основная кафедра, готовящая специалистов по базовой машиностроительной специальности, накануне открытия УКП в Юрге была объединена из двух специальностей и называлась «Технология машиностроения, материалорежущие станки и инструменты». Ее возглавлял с конца 40-ых годов до начала 70-х проф. В.Д. Варлаков. Созданные им учебно-научные лаборатории технологии машиностроения служили базой для выполнения лабораторных работ заочников Юргинского УКП. В начале 70-х годов после защиты диссертации на кафедру пришел А.В. Водопьянов, который, будучи некоторое время заведующим кафедрой, деканом МСФ с 10-летним стажем, стал проректором по вечерне-заочному образованию и непосредственно занимался развитием Юргинского УКП.

Более тридцати лет назад исследователь Анатолий Васильевич Водопьянов проводил испытание новых конструкций свёрл для глубокого сверления. С тех пор это содружество не угасает, подкрепляясь более сложными учебно-производственными задачами.

Кафедра развивалась, делилась, объединялась, меняла свое «имя», но оставалась неизменной в своем принципе: выпускать высококачественных специалистов - инженеров производству, исследователей - науке, педагогов - вузу. Эту задачу решали общими усилиями института и завода.

Весной 1969 г. очередной выпуск инженеров на заочном электромеханическом факультете прошел по 5 специальностям: технология машиностроения, оборудование и технология сварочного производства, теплоэнергетические установки электростанций, промышленная теплоэнергетика и автоматизация теплоэнергетических процессов. Но самые массовые защиты дипломников УКП шли по двум первым специальностям: технология машиностроения, оборудование и технология сварочного производства.

К концу 60-х годов с помощью Юргинского УКП было подготовлено более 300 инженеров. В их числе те инженерно-технические работники, которые имели ранее либо среднетехническое образование, либо занимали руководящие должности, будучи «практиками».

Бывший декан заочного факультета 70-х годов, ныне академик, Лукьянов В. Г. отмечает активное участие в организации высшего образования в Юрге руководящих работников завода, уже закончивших институт. Они не только оказывали материально-организационную поддержку, но и сами работали в качестве преподавателей. В их числе были П.П. Молтусов, Б.Ф. Лелюх, В.Г. Лузин.

К середине 70-х годов при Юргинском УКП ТПИ получили образование около 1000 человек. Семидесятые годы были плодотворными для тех, кто уже закончил этот факультет и проявил интерес к исследовательской работе, рационализаторству и изобретательству. Сотрудник отдела главного сварщика, соискатель В.Т. Федько и аспирант-заочник кафедры сварки Ю.М. Бубенщиков получили государственный патент на изобретение. Выпускник ЗФ 1965 г., ныне профессор, В.Т. Федько, пройдя путь инженера-технолога, начальника лаборатории сварки, заместителя гл. сварщика в 70-е годы стал автором более 80 рацпредложений, большинство из которых давало экономический и социальный эффект. Теоретические знания, полученные в институте, активная инженерная деятельность по внедрению на машзаводе прогрессивного способа сварки в среде углекислого газа были залогом успешной защиты им кандидатской диссертации в Киевском институте им. Е. Патона.

На энергомеханическом факультете ТПИ за пятилетку (1976 -1980 гг.) план подготовки специалистов был перевыполнен на 72%. Этот показатель был образован за счет 3-х специальностей, студенты которых в значительном количестве были юргинцами: металловедение (+24), технология машиностроения (+70), оборудование и технология сварочного производства (+13). Специалистов по технологии машиностроения вместо 76 по плану выпустили 146, подготовили 103 инженера-сварщика вместо 90 планируемых, а выпускников специальности «Металловедение» было 52 вместо 28. Опыт работы УКП становился для ТПИ весьма ощутимым.

В октябре 1970 г. Совет ТПИ заслушал доклад проректора по заочно-вечерней форме обучения, доцента М.А. Тырышкина «Об итогах 1969/70 уч. года на ЗВО и реорганизации заочного отделения», в котором отмечалось, что по качеству выпущенных специалистов в числе лучших были технологи машиностроения и сварщики. На этом же заседании (28 октября 1970 г.) Совет института принял решение о необходимости расширения сети учебно-консультационных пунктов с учетом опыта Юргинского УКП. Заочникам стали уделять больше внимания в плане оказания методической помощи, включая помощь для преподавателей. На это направлена была работа ответственных лиц ректората, деканатов, кафедр. Объединенными усилиями они проводили научно-методические конференции, совещания, посвященные непосредственно вечерней и заочной формам обучения. Такая конференция успешно прошла в ТПИ в 1975 году.

Проректор по вечерне-заочной форме обучения Ю.Л. Боярко, председатель методсовета института Г.А. Сипайлов, декан заочного факультета А.Ф. Федоров посвятили свои выступления задачам формирования инженера в условиях обучения без отрыва от производства. Для УКП в Юрге конференция стала ориентиром в дальнейшем укреплении и развитии этого факультетского подразделения. Доклады, представленные в секции машиностроительного факультета деканом Водопьяновым А.В., доцентами Гольдшмидтом М.Г., Слосманом А.И., Бекишевым Р.Ф., Рябоволом И.И., Хазановьм И.О. и др., были восприняты как практическое подспорье для преподавания инженерных дисциплин на новом уровне.

К началу 80-х годов УКП укреплялся и штатными преподавателями, имевшими стаж педагогической работы пятнадцать и более лет. Из 8 преподавателей трое имели звание доцента и ученую степень кандидата наук: В.Т. Федько читал цикл дисциплин по технологии и оборудованию сварочного производства, Л.А. Барденштейн преподавал историю КПСС и философию, С.И. Петрушин преподавал ряд дисциплин по технологии машиностроения. С 15 летним и более стажем преподавательской работы были Л.Е. Овчинникова (высшая математика), Ю.Я. Попова (общая физика), Л.А. Потапова (инженерная графика и начертательная геометрия), Н.П. Покатаева (общая химия), Н.Д. Постникова (иностранный язык). Лабораторные занятия обеспечивали лаборанты, старший техник с 20-летним стажем работы Середенко В.А. и начинающие: Мельникова Г.П., Ляшенко Н.А.

80-е годы были достаточно хорошими. Лабораторный корпус площадью 860 кв. м. располагал 6-ю лабораториями: общей физики, общей химии и общей электротехники, сопротивления материалов, станков и резания металлов, лингафонным классом.

Фонд учебной библиотеки составлял 10 тыс. экземпляров учебников и учебно-методических пособий. Все это положительно сказывалось на учебном процессе, но, как и в любом учебном заведении, проблем было немало. Одна из них - посещаемость вечерних занятий на первых трёх курсах. Она составляла 50-60%. Причины тому различные: занятость на производстве, семейные дела, длительные командировки.

В целом по УКП в 1982/83 учебном году абсолютная успеваемость составляла немного более 70%, а за осенний семестр 1984/85 уч. года - более 80%. Этот показатель был выше общеинститутского по вечерне-заочной системе обучения.



Успехи УКП 70-х - нач. 80-х гг. в определенной мере зависели и от руководства этим подразделением. В 70-е годы с небольшим перерывом УКП возглавлял Леонид Абрамович Барденштейн, выпускник Томского университета, филолог, впоследствии кандидат философских наук, доцент кафедры философии ТПИ. Рано ушедший из жизни, он оставил о себе светлую память как человек большой культуры, широкой эрудиции и такта. Как педагог, Леонид Абрамович формировался, будучи учителем школы в одном из северных районов, ассистентом и преподавателем в политехническом институте. Как исследователь - в заочной аспирантуре, итогом которой была добротная защита диссертации в МГУ по проблеме печати как объекта социологического анализа. Успеху сопутствовала практическая работа Барденштейна в качестве ответственного секретаря многотиражной газеты на ЮМЗ. Так что, придя на заведование УКП, он знал каждого из своих студентов и как производственного работника, и как личность.
Список литературы:

1. Федько В.Т., Иванова Е.М. Юргинская высшая школа в 1957 – 2002 гг.: Исторический очерк становления, развития и состояния высшего образования в г. Юрге. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002. – 140 с.