страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Навыки здорового образа жизни здоровый образ жизни и его составляющие беседа с учащимися - страница №1/1
![]() навыки здорового образа жизни. здоровый образ жизни и его составляющие беседа с учащимися Подростковый возраст является одним из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменения психики подростка. Именно в этом возрасте интенсивно формируется самосознание, способности к анализу окружающих явлений, растет интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: колебания настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и подчеркнутой развязанности, самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам. Повышается интерес к своей внешности, пробуждается сексуальное влечение. Сказывается неравномерность психического и физического развития, желания зачастую превышают возможности, поэтому поведение может быть непоследовательным. Также появляется желание освободиться от опеки взрослых, утрированное стремление к самоутверждению, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда подросток на глазах окружающих стремиться совершать отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Результаты таких поступков зачастую заканчиваются плачевно и даже трагически. Основной особенностью в подростковом возрасте является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими возможностями. Для создания условий психологической уравновешенности требуется постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Главными составляющим здоровья человека являются его духовное и физическое состояние. Здоровье – это состояние сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности жизни. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Духовное здоровье – это общество, которое окружает тебя, родители, друзья, это умение жить в согласии с собой и окружающими. Физическое здоровье – это здоровье нашего тела, рациональное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, оптимальное сочетание умственного и физического труда. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.
Врачи и педагоги называют период развития детей в возрасте от 12 до 15 лет подростковым. Это вполне самостоятельный и важный этап в жизни человека, а не просто этап подготовки к взрослой жизни. Рассмотрим особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста 1. Увеличение размеров тела. 2. Увеличение объема легких: мальчик – 4500 см2; девочка – 3800 см2. 3. Формирование органов и систем: а) вес сердца увеличивается в 2 раза; б) объем сердца увеличивается в 2,5 раза. 4. Развитие нервной системы, ее неустойчивость. Как же обеспечить психологическую устойчивость в этом возрасте? Один из способов – побороть робость в себе и воспитать уверенность. Уверенность – это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем нельзя путать понятия «уверенность» и «самоуверенность». Самоуверенность – это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы. Уверенность воспитывается с учетом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нем, отношением к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением прежде всего жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми. Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Если ученик постоянно выполняет домашние задания, хорошо усваивает учебный материал в школе, то у него появляется уверенность в своих силах и возможностях. Если он занимается спортом и у него появляются спортивные успехи, то растет уверенность. Если он помогает родителям в домашних делах, то появляется опыт при ремонте квартиры, на дачном участке, повседневных домашних работах – это также увеличивает чувство уверенности в себе, чувство нужности себе и окружающим. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих. Воспитание уверенности потребует прежде всего знаний и умений, постоянной подготовки себя к какому-то виду полезной деятельности, смелости и сноровки. Послушайте, что написал американский психолог Ди Снайдер в книге «Уроки выживания для подростков»: «Тренируйте уверенность в себе. Такого не бывает: проснулся погожим утром – и сразу почувствовал уверенность в себе. Для этого требуется потрудиться. Очень часто у неуверенных в себе людей просто нет чего-то такого, за что они могли бы «зацепиться», их жизнь тосклива. Но тосклива не жизнь, а они сами. Если дело обстоит именно так, постарайся увлечься чем-нибудь, и всерьез. Играй в рок-группе, вступай в атлетический клуб, найди себе какое-нибудь хобби. Скука – проклятье для подростка, особенно если у тебя нет денег. Но все эти проблемы разрешимы. Если тебе не удалось все же чем-нибудь заинтересоваться, иди работать после уроков. По крайней мере, тогда у тебя заведутся деньги. Да займись ты хоть чем-нибудь!». Для создания условий психологической уравновешенности требуется постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо заниматься спортом, повышать свои физические способности. Надо строить жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Полезная деятельность и стремление к физическому и духовному совершенству – основное условие психической уравновешенности в подростковом возрасте. |