«Наука генетика: предмет, значение и история становления» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования... 2 605.6kb.
Контрольная работа 2012 2 вариант Информатика как наука. История... 2 477.02kb.
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его... 7 1734.9kb.
Инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность... 1 56.75kb.
Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. 21 1978.04kb.
I. Философия, ее предмет, история становления и развития 12 5009.82kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 5 1663.59kb.
1. История – как наука. Методы и формы ее изучения 4 1059.13kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных... 1 37.28kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История государства и права... 1 72.73kb.
Курсовая работа История становления служебного собаководства в России... 1 247.3kb.
Номинанты премии "синяя птица" в 2014 году 1 29.27kb.
- 4 1234.94kb.
«Наука генетика: предмет, значение и история становления» - страница №1/1

Урок – собрание :

Тема : «Наука генетика: предмет, значение и история становления»

Оборудование: таблицы «Моногибридное скрещивание», «Бактерии»

портрет Г.И.Менделя;

на каждый стол: Повестка дня,

вазы с белыми и красными цветами

(белый поднимается, если всё понятно; красный – в

случае непонимания);

коробки с желтыми и зелёными горошинами;

ноутбук; запись сонаты № 14 Л.В.Бетховена;

карта Европы; рисунки : монастырского двора г. Брно,

монастыря;

фотографии детей, котят ; подборка статей из газет и

журналов о значении генетики; выставка книг –

дополнительной литературы о генетики.

Ход урока:

І. Актуализация опорных знаний:

Дидактическая ситуация первая:

Ученик ( на фоне мелодии Л.В.Бетховена Соната № 14, І часть):

-Январским днём 1884 года на жёлтых стенах Брно появилась чёрная афиша. Королевский монастырь имени святого Фомы сообщал о смерти своего прелата.

Колючий снег заносил угрюмые слова: « Г.И.Мендель, прелат, командор ордена его имени королевского величества Франца Иосифа, директор Моравского ипотечного банка…»

Снег залепил остальные титулы и не пощадил даже торжественных слов:

« Да почтёшь с миром…» Снег слепил глаза, когда монахи медленно и скорбно вышли вслед за гробом Г.И.Менделя.

Дидактическая ситуация вторая:

Ученик:-Когда-то он сам не раз проходил здесь – невысокий,широкоплечий, с большой головой и высоким лбом.

Он шёл, не торопясь, в чёрном сюртуке, в высоких жёстких сапогах. Священник, похожий на крестьянина, и крестьянин, ставший прелатом, которого принимал сам папа…

Теперь здесь двигалась молчаливая траурная процессия. Окна монастыря были черны и черна была ограда, и чернел камень под его ногами. В монастырском саду, под самыми окнами трапезной, обнажились вдруг из – под снега чёрные грядки, над которыми пастор Грегор проводил дни и годы до того, как он стал прелатом. А сейчас сухие стебли трав и цветов зло сёк ветер.

Дидактическая ситуация третья:

Ученик: (показывая по карте города Брно)

- В августе 1965 года в чешский город Брно съехались со всего света ученые. Русские и американцы, немцы и бельгийцы, индусы и болгары, представители молодых стран Африки и Латинской Америки, они говорили каждый на своём языке, однако был у них всех и общий язык: 1:1; 3:1;9:3:3:1, язык генетических формул. Этим формулам, открытию чешского учёного Грегора Менделя, в тот год исполнилось 100 лет.



Учитель: - Какое открытие он сделал?

- Писатели и фантасты очень часто описывали будущее, проникноаение в него человека.

Для Менделя будущее не было фантастикой. Каждодневная работа вела в него, полное непонимание окружающих не помешало Менделю опередить свой ХІХ век.

- Но чем же знаменит Мендель?



ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся:

Учитель: - Чтобы знать, чем знаменит Мендель, какое открытие он сделал, мы и проводим урок – собрание.

Для его подготовки и проведения избран президиум.

(Идёт представление президиума ( в его состав вошли ученики, готовившие опережающие задания). В роли председателя собрания выступает учитель. Учащиеся класса ведут «протокол» собрания, т.е. делают записи по вопросам повестки собрания.)

Учитель: - Вам предлагается следующая повестка дня:

1.Наука генетика.

2.Опыты Г.Менделя.

3.Правило единообразия гибридов первого поколения.

4.Генетическая терминология.

ІІІ. Изучение нового:

Учитель: - Итак, переходим к первому вопросу повестки дня: « Наука генетика».

Слово предоставляется генетику…

( Рассказ генетика по рисунку монастырского двора города Брно):

- В жизни Менделя были годы, когда он превратился в затворника. Но не перед иконами склонял он колени, а… перед грядками с горохом.

С утра и до позднего вечера трудился он в маленьком монастырском садике: 35 метров длиной и 7 метров шириной.

Здесь с 1854 по 1863 год провёл Мендель свои классические опыты, результаты которых не устарели и по сей день.

Ставит опыты, которым суждено было прославить его имя. В 1865 году публикует статью о растительных гибридах. Этот год можно считать по праву годом основания генетики.

Генетика – одна из биологических дисциплин, одна из наук о живом организме.



Учитель: - Уважаемые …, помните ли вы, какие общие свойства у организмов определяет Ч. Дарвин?

- Какое свойство называется наследственностью?

- В чём сущность изменчивости?

- Благодаря наследственности все особи в пределах вида одинаковы, т.е. это позволяет организмам из поколения в поколение передавать характерные черты вида.

- Изменчивость – способствует различию в пределах вида.

- Понятно ли вам само слово «генетика»?



Генетик:- Слово «генетика» от греческого «генезис»- происхождение, т.е. генетика – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости, а проще – наука о наследственности и изменчивости.

(Ученики работают со словарём, записывают термин «генетика».)



Учитель:-Мендель понял, что организм слагается из признаков.

-Нет, это не мозаика признаков, не простая сумма, потому что ни глаза, ни волосы отдельно от организма существовать не могут. И всё же наследуются признаки- карие или голубые глаза, курчавость или прямоволосость.

-Свои опыты с горохом он хорошо продумал. 8 лет подряд, изо дня в день ставил он опыты с горохом, долго выбирая подопытные растения.

-Об опытах Менделя попросим рассказать генетика…



Генетик:-Перебрав 34 сорта гороха, Мендель оставил для опытов лишь 7 пар. Каждая пара от другой отличается только по одному признаку.

У одного стебель до 2 метров, у другого до 60 сантиметров.

Окраска цветов бывает белой или пурпурной.

Всего 14 сортов, 14 признаков.

Пары подобраны, можно было приступать к скрещеваниям. Ведь любому испытателю не терпится поскорее воплотить в жизнь свой замысел.

Но Мендель начал с того, что могло показаться бессмысленным: 3 года подряд он тщательно собирал семена с отдельных растений каждого из 14 сортов, снова высаживал их, чтобы полученные семена так же высеять аккуратно. Расчет был прост: он хотел убедиться, что сорта отличаются друг от друга по одному признаку. И вот он убедился в том, что сорта свободны от примесей.

(Рисунок монастыря).

-Каждое утро он обходил эти грядки. Рослые стебли гороха упрямо ложились на землю. Мендель подставлял колья, бережно подтягивая к ним растения. Из материнских цветков он удалял тычинки, чтобы затем опылить их пыльцой отцовских цветов. 8 лет подряд изо дня в день ставил он опыты с горохом.



Учитель:- Перед вами на столах стоят коробочки с семенами.

-Семена каких растений лежат перед вами?



Генетик:- Действительно, семена гороха бывают жёлтые и зелёные, гладкие и морщинистые.

Каждое растение имеет определённые признаки. Сейчас мы говорим о таком признаке, как окраска семян гороха. Она бывает или зелёная или жёлтая. Мендель брал и садил на грядке зелёные и жёлтые горошины. Ждал, пока зацветут, созревшую пыльцу с одних цветов он переносил на рыльца пестика других. И ждал пока образуются плоды, созреют семена. Осенью, аккуратно собирая бобы гороха, раскрывая створки и смотрел, как же наследуется окраска семян.

-Итак, Мендель собирает плоды гороха и исследует горошины.

-Как вы думаете, какие будут по окраске семена?

-Все были жёлтыми, как будто их родители были только жёлтыми, а зелёных как и не было.

- Мендель не останавливается на этом.

-На следующий год,весной, на грядки высаживает полученные осенью горошины.

- Помните, какого они цвета?

- Ждёт урожая, исследует горошины, уже внучата.

- Какой цвет у внучат? Ваше мнение?

- И жёлтые, и зелёные. При этом подсчитывает: жёлтых больше; жёлтые:зелёные=3:1

-Может это случайно?

-Чтобы ответить на этот вопрос, опыты повторяются.

Учитель:-Так какой признак взял во внимание Мендель в опыте над горохом?

-Не только горох, но любой организм характеризуется определёнными признаками независимо: сложно или просто он устроен.

(Демонстрируется рисунок бактерий, комментируются фотографии котят, детей).

-Итак, организмы различаются между собой признаками. Но мы выяснили, что общими для них являются 2 свойства: наследственность и изменчивость.

-Механизм и закономерности наследственности, изменчивости рассматривал Мендель в опытах.

Учитель:- Почему же Менделя называют отцом генетики?

Генетик:-Опыты Мендель продумал очень хорошо. Чешская постановка опытов, совершенно новые для тех лет методы, удивляют нас, людей ХХ века.

-О методе генетике, впервые применённым Менделем, расскажет мой коллега, генетик…



Генетик:-Мендель применил гибридологический метод исследования – он скрещивал между собой родительские организмы по определённым признакам и прослеживал здесь за проявлением признаков у детей, внуков, правнуков, т.е. в ряду поколений.

-Горох: скрещено с жёлтыми и зелёными семенами. Дети – жёлтые, внуки – жёлтые и зелёные.

-Применён метод гибридологический, т.е. скрещены два растения, различающихся между собой по окраске, прослежена передача, проявление этого признака у ряда поколений.

-И что характерно для опытов Менделя, так это точный количественый учёт проявления изучаемых признаков у всех особей.

-В рассмотренных опытах с горохом, Мендель вёл точный количественный учёт проявления жёлтой и зелёной окраски у горошин.

-Все записи велись в карточках. (Зачитываются карточки).

-Росла груда карточек, в глазах рябило от десятков тысяч сосчитанных семян. У него появилась смешная привычка – подсчитывать всё, что попадалось на глаза. Он считал деревья в монастырском саду, монахов во дворе, разнаряженных горожан, спешащих в собор, и даже булыжники на улице.

Учитель:- Этот счёт мешал думать, но мысль пробивалась, как росток гороха из-под земли, обходя камни. Но вот пришло время, когда стали ясны результаты опытов. Они были предельно чёткими и с точки зрения представлений, существовавших до Менделя, удивительны.

Генетик:-В ходе опытов было установлено правило единообразия гибридов первого поколения.

Учитель: -Рассматриваем ІІІ вопрос. Правило единообразия гибридов первого поколения. Слово…

Генетик: -Обращаюсь к опытам с жёлтыми и зелёными горошинами. От скрещивания этих растений получены организмы, которые называются гибридами.

(Работа со словарём – запись термина «гибрид»).



Учитель:- Попрошу вашего внимания, соберитесь. Если что непонятно, пожалуйста, сразу же говорите, при этом пользуйтесь красным цветком из вазы на столе. Но только честно.

Генетик:-В ходе скрещивания растений с жёлтыми семенами с растениями, имеющими зелёные, получены лишь с жёлтыми семенами. Противоположный признак (зелёная окраска) как бы исчезает. В этом проявляется установленное Менделем, правило единообразия гибридов первого поколения. Признак жёлтой окраски семян как бы подавляли проявление противоположного признака (зелёная окраска) и все семена в первом поколении оказываются жёлтыми единообразными.

(Работа со словарём).

-Явление преобладания признака получило название доминирования, а преобладающий признак называют доминантным, противоположный, внешне исчезающий, называют рецессивным.

Генетик:-Что же сделал Мендель за 8 лет?

-Прежде всего обнаружил преобладание одного из родительских признаков в первом поколении.

-Жёлтые семена у одного из родителей, зелёные – у другого. Горошины- дети в первом поколении жёлтые. Словно и не было у них зелёного предка. Это в тысячах опытов. Один из признаков господствовал – преобладал над другими.

«Доминантис» - по латыни главный, господствующий.

«Рецесус» - отступающий, исчезнувший на время.

-Ну, а теперь, как раз время перейти на генетический язык.



Учитель:-Переходим к последнему І V вопросу повестки дня: «Генетическая терминология». Слово по этому вопросу имеет…

Генетик:-Каждый организм характеризуется определёнными признаками, а вот информация о том, какие же именно признаки у этого организма, содержится в ядре.

-Вспомните строения ядра. Значение гена?

(Ученики схематически изображают ядро).

Генетик :-Горох – признак – окраска семян имеет проявление зелёной, жёлтой. Информация о том, какая же окраска – в гене. Есть ген жёлтой окраски, ген зелёной окраски. Один сильный из них, другой – слабый. Сильный – главный, господствующий обозначаем через большие буквы латинского алфавита.

-Вспомним латинский алфавит.

-На сегодня для многих организмов определено рецессивные и доминантные гены, созданы таблицы соответствующих. Ген жёлтой окраски обозначаем через А, он доминирующий, подавляет более слабый, который отступает. Его обозначаем через малую букву – а

жёлтая – А

зелёная – а

Но для того, чтобы организм имел признак, он должен иметь гены этого признака.

- Тело состоит из неполовых соматических клеток, а каков хромосомный набор этих клеток – диплоидный или гаилоидный?

-Значит, сколько генов в соматических клетках?

-Запишем: с жёлтыми АА, ещё возможен вариант Аа, а почему?

с зелёными аа, другой вариант возможен? Причина?

(Работа со словарём: генотип, гомозигота , гетерозигота)

Учитель: -Запишем опыт Менделя с горохом.

жёлтые– А Р жёлтое х зелёное

зелёные – а АА аа

Р жёлтые При половом размножении идёт процесс

зелёные оплодотворения, слияния половых клеток,

І поколение – жёлтые которые образуются в коде митоза



Г А а

половые


клетки

F1 Аа (генотип?

фенотип?)

Работа с памяткой генетической:

1.Гены признаков обозначаются через буквы латинского алфавита, доминантные через заглавные, рецессивные через малые.

2.Совокупность генов организма – генотип;

гомозигота – если гены организма одинаковы по силе,

гетерозигота – разные.

3.Клетки организмов имеют по 2 гена, отвечающих за один признак.

4.Родительские организмы обозначаются через букву Р

- материнский женский значком - зеркало Венеры,

- отцовский - щит и меч Марса.

5.Галяты обозначаются Г – половые клетки, они содержат один ген

признака – гаилоидны.

6.Гибриды обозначаются через F, а индекс показывает какое это поколение

F1, F2, F3 и т.д.

О том, что жизнь наша зависит от генетики, говорит сделанная эта подборка статей наблюдателей школы.

(Демонстрируются статьи из газет, журналов с комментариями)

Учитель: - При изучении курса «Биология человека» мы пользовались генетической терминологией( болезни - гемофилия, дальтонизм). Генетические знания помогают человеку в его повседневной жизни: при выращивании растений, уходе за животными. Генетика позволяет избежать многие заболевания.

Учитель: - Какие же задачи стоят перед генетикой?

- Чем знаменит Г.Мендель?

- Какое открытие он сделал?

- Повторим новые понятия по цепочке.



ІV. Итог урока, домашнее задание:

  1. & 53, стр.213-письменное задание;

  2. подобрать примеры из жизни своей семьи применения генетических

знаний;

  1. желающие, заинтересовавшиеся судьбой гороха Менделя, распишите,

какие результаты F2, F3 мог получить Мендель от двух гетерозиготных растений.