Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в северо-кавказском регионе в конце XVIII xix вв - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга Десятая юбилейная научно-практическая... 2 713.07kb.
Защита интересов России в Тихоокеанском пограничном пространстве... 1 167.04kb.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы... 7 2331.84kb.
Московские департаменты правительствующего сената в системе государственного... 1 440.29kb.
Урок по теме: «Образование в России в XIX веке» 1 75.07kb.
Реферат по курсу «Основы государства и права» по теме: «Правосознание... 1 112.3kb.
Р. Усманов. Джордж Гордон Байрон (1788-1824) 2 692.54kb.
Стратегия развития российских коммерческих банков в условиях кризиса... 2 743.32kb.
Законодательная деятельность в царствование императора Николая I 2 884.74kb.
Строгановская летопись 1 92.18kb.
Контрольная работа №2 по теме Европа на новом этапе развития 1 27.4kb.
Эволюция теории и практики тарифной политики россии (ХVII в нач. 1 293.9kb.
- 4 1234.94kb.
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в - страница №1/2



На правах рукописи

БЕКОЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА


НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В КОНЦЕ XVIII – XIX ВВ.
Специальность: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание

ученой степени доктора педагогических наук

Владикавказ 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»


Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Хатаев Еристау Елканович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бабаян Анжела Владиславовна,

Филиал ФГОУ ВПО «Северо-

Кавказская академия государственной

службы» в г. Пятигорске;

доктор педагогических наук, профессор

Малашихина Ирина Анатольевна,

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»;

доктор педагогических наук, профессор

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич,

ГОУ ВПО «Чеченский государственный

университет»;

доктор педагогических наук, профессор


Ведущая организация: Учреждение РАО «Институт инновационной

деятельности в образовании»

Защита состоится 15 апреля 2011 г. в_______часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова по адресу: 362025, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, аудитория 1.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им К.Л. Хетагурова

Автореферат разослан «____»_____________2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

к.п.н., доцент Н.М. Мкртычева



  1. Общая характеристика диссертации

Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономическая нестабильность сегодняшнего дня делает особенно востребованным поиск средств, с помощью которых кризис духовно-гуманистической парадигмы был бы преодолен. Для этого необходимо объективно оценить историко-педагогические процессы, происходившие в прошлом. Подобный подход должен помочь в преодолении некоторых стереотипов, нормализовать ситуацию с учётом творческого наследия классиков отечественной педагогики и российских просветителей кавказских этносов.

Деятельность российской научной интеллигенции по созданию образовательной инфраструктуры у нерусских народов, составлению алфавитов, азбук, книг для чтения, изданию газет, журналов и сборников сведений о кавказских горцах, открытию для них светских школ имеет непреходящее значение для воспроизведения целостной картины развития школы, просветительской мысли и общественно-педагогического движения в России. Исследователи российской политики конца XVIIIXIX столетий подчёркивают, что освоение Кавказа шло параллельно с зарождением и становлением научного кавказоведения, происходило тесное взаимодействие кавказской администрации с ведущими научными учреждениями империи. Изучением Кавказа занимались российские исследователи, многие из которых были членами Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества (КОИРГО) – А.П. Берже, Н.И. Воронов, М.Р. Завадский, Л.П. Загурский, Л.Г. Лопатинский, Д.С. Старосельский, П.К. Услар, А.А. Шифнер. Их научные интересы тесно переплетались с интересами и конкретными задачами государственной политики России, в том числе и в сфере образования. Результаты их изысканий адресовались не только профессионалам, но и широкому кругу российской общественности, представителям всех северокавказских этносов. В процесс исследования они вовлекали талантливых представителей местной интеллигенции, а полученные выводы и результаты становились основой для эффективного управления системой просвещения местного населения.

Модернизация традиционных горских обществ, вызванная присоединением Кавказа к Российской империи, отразилась на взглядах и характере деятельности горских просветителей, получивших образование в высших и средних учебных заведениях России и испытавших на себе положительное влияние передовой русской и мировой культур.

Описание быта народов Кавказа в российской науке конца XVIII — XIX вв. было достаточно противоречивым. Для некоторых представителей так называемого дворянско-буржуазного направления в историографии (Н.Ф. Дубровин, Ф.И. Леонтович, Л.Лилов и др.) было характерно чрезмерное подчёркивание негативных сторон набеговой практики, изображение горцев «хищниками» и грабителями. Демократически настроенные представители передовой русской культуры, науки и общественной мысли вслед за В.Г. Белинским, А.С. Грибоедовым, М.Ю. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, начиная с первой половины XIX столетия, в романтико-поэтической форме знакомили российского читателя с образованными горцами. Эту традицию продолжили учёные П.Г. Бутков, И.А. Гюльденштедт, Г.Ю. Клапрот, М.М. Ковалевский, А.М. Шёгрен, писатели и педагоги Л.Н. Модзалевский, Я.М. Неверов, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и многие др. Руководствуясь гуманными целями, они предприняли ряд практических шагов по развитию культуры и школы народов Северного Кавказа, что способствовало сближению северокавказских горцев с Россией.

А.П. Берже, Н.И. Воронов, Л.Г. Лопатинский, В.Ф. Миллер, Д.Д. Семёнов, П.К. Услар, проживавшие в крае десятилетиями, занимались исследованиями нравов, культуры и фольклора многочисленных и разноконфессиональных кавказских этносов. Российские учёные разрабатывали для них письменность, боролись за открытие светских школ, справедливо считая, что для формирования единой цивилизации очень важна символическая система письменности, графема (кириллица). Они хорошо понимали, что единая письменная традиция – основа модернизации жизни кавказских этносов, их образования, новой цивилизации; алфавит на русской графической основе, названный «кавказским», стал «краеугольным камнем» европеизации региона.

Для современного исследователя проблем развития педагогической мысли на Кавказе большое значение имеют собственно просветительско-педагогические, историко-этнографические и лингвистические труды учёных-кавказоведов конца XVIII — начала ХХ веков. В это время появились исследования кавказоведов И.Ф. Бларамберга, С.М. Броневского, П.Г. Буткова, И.А. Гюльденштедта, Г.Ю.Клапрота, М.М. Ковалевского, Л.Г. Лопатинского, Ф.И. Леонтовича, Л.Я. Люлье, В.Ф. Миллера, П.С. Палласа, А.М. Шёгрена. В советский период их работы анализировались, исходя из принципа революционной целесообразности, в ущерб национальной и религиозно-просветительской традиции.

По инициативе российских исследователей (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, К.П. Яновского) в течение десятилетий в крае издавались «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Записки Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», циркуляры Кавказского учебного округа. В периодической печати появлялись статьи чиновников кавказской администрации и учителей Е.Баранова, С.Ф. Грушевского, Е.И. Козубского, И.С. Костемеревского, М.В. Краснова, Е.Д. Максимова, Н.Ю Решетина и многих других. Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёсли Л.Н. Модзалевский и К.П. Яновский, в своих исследованиях они обобщили многолетний педагогический опыт, полученный на Кавказе.

Попытку проанализировать научно-лингвистическую деятельность П.К. Услара и Л.Г. Лопатинского сделал в конце 20-х годов XX столетия П.Н. Черняев; позднее, в 30-е – 40-е годы, была высказана мысль, согласно которой образовательная политика России на Кавказе являлась колонизаторской (А.Я. Габеев «Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740 – 1917 гг.)», 1942 г., П.И. Симонов «Горские школы», 1937 г.). В более поздних исследованиях наблюдалась тенденция к переосмыслению понятий «русификация» и «колонизация», характеристика итогов российской образовательной политики на Кавказе была признана положительной (М.М. Блиев, Г.Ш. Каймаразов, Т.Х. Кумыков, В.В. Смиренин, Н.А. Смирнов, М.С. Тотоев, А.В. Фадеев).

В 60-е – 70-е годы XX столетия присоединение Кавказа к России в большинстве работ переосмысливалось и расценивалось как явление прогрессивное, изучались российско-кавказские культурные связи, развитие российского кавказоведения (Л.М. Васильева, П. Копачев, А.И. Свистунова, Г.И. Цибиров); появились обобщающие исторические работы, в которых рассматривались проблемы просвещения горцев: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней», «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции», «История Дагестана», «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в.», «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в.», «История народов Северного Кавказа (конец XVIII — 1917 г.)». В работе мы также использовали фундаментальные труды учёных, работающих в области истории отечественной педагогики А.В.Бабаян, Б.М.Бим-Бада, Р.С. Бозиева, О.Г. Грохольской, Г.Б. Корнетова, А.А. Магометова, А.Ф. Меняева, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, А.В. Райцева, Н.Б.Ромаевой, Е.Г. Силяевой, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, Е.Н. Шиянова, Д.И. Фельдштейна, Е.Е. Хатаева.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность российской интеллигенции рассматривались в советский период А.С. Гаджиевым, Н.В. Зикеевым, И.П. Лейберовым, В.Д. Магометовой, Х.С. Черджиевым и др. Лингвистические изыскания российских учёных были проанализированы филологами-языковедами Д.Г. Бекоевым, А.А. Магометовым, М.В. Беляевым, А.А. Бокаревым, З.М. Габуниа, Т.А. Гуриевым, А.С. Чикобава, исследователями Н.П. Гриценко, Р.А. Губахановой, Г.Ш. Каймаразовым изучались их исторические воззрения. Однако обращение к данной проблеме носило фрагментарный характер и деятельность российской научной интеллигенции по созданию светских школ не была представлена как целостный историко-педагогический процесс.

В начале 90-х годов XX столетия в историографии изменились подходы ко многим проблемам, в частности, были подвергнуты критике чрезмерно политизированные характеристики наследия прошлого. В конце XX века продолжалось исследование вопросов становления и развития просвещения на Кавказе, определялся вклад российских и горских учёных и педагогов в развитие системы образования (Л.С. Гатагова, В.К. Кочисов, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, С.Р. Чеджемов; в начале ХХI в. были изданы монографии С.А. Айларовой, Э.М-Г. Зульпукаровой, В.И. Стрелова и др.). В данных работах основное внимание уделялось воззрениям северокавказских просветителей на проблемы просвещения горцев, вклад российских учёных в данный процесс практически не рассматривался. В последние годы эти вопросы стали предметом специального исследования З.А. Газзаевой, Р.Ф. Дзерановой, Л.Т. Калаевой, Л.Б. Кусовой, И.Е. Хатаева, они изучали отдельные аспекты просветительской деятельности некоторых российских учёных-кавказоведов.

В целом анализ литературы по данной проблеме показал, что до сих пор не издано ни одной работы, посвященной комплексному исследованию просветительско-педагогических воззрений российских учёных, их взглядов на горский фольклор и его воспитательное значение, не раскрыто значение их творческого содружества с северокавказскими просветителями по созданию письменности, открытию школ для детей горцев.



Актуальность настоящего исследования обусловлена его значимостью и недостаточной изученностью, необходимостью системного историко-педагогического анализа проблемы, отсутствием монографических исследований об особенностях влияния российских учёных на просветительство и педагогическую работу кавказоведов в крае. Совместная деятельность представителей российской науки, связавших свою судьбу с Кавказом, и северокавказских просветителей до сих пор не становилась предметом специального изучения, хотя русские учёные сыграли главную роль в деле просвещения горских народов. Отсутствует также систематизация их педагогических воззрений, не выявлены особенности взглядов представителей научной интеллигенции на воспитание, образование и обучение разных народов Северо-Кавказского региона, находящихся на различных этапах социально-экономического развития.

С учётом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы ведущие идеи, условия формирования и роль научной и педагогической деятельности российской интеллигенции в просвещении горцев на Северном Кавказе? Эта идея послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII – XIX вв.».



Цель исследования — теоретически обосновать основные принципы государственной политики России на Кавказе после добровольного вхождения в состав Российской империи народов, его населяющих; выявить роль российской интеллигенции в становлении и развитии системы просвещения в регионе; проанализировать особенности просветительской деятельности и научно-педагогических воззрений передовых представителей русской науки (её гуманистическую и демократическую направленность); в противовес сложившемуся в отечественной историографии (в 50-е – 80-е годы XX в.) превратному толкованию политики России как колонизаторской и русификаторской, ущемляющей права горцев в области культуры и образования, встречающейся и в современных исследованиях, показать её цивилизаторский характер (вторая половина XIX в.). Обосновать значимость и перспективность впервые предложенной российскими педагогами системы организации обучения в Северо-Кавказском регионе, в том числе билингвального, развивающего, вариативного, выявить особенности воззрений представителей научной интеллигенции на многокомпонентный процесс обучения и воспитания в национальных школах региона в конце XVIII – XIX вв.

Объект исследования — история педагогики и образования России, школа и просветительско-педагогический процесс в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII – XIX вв.

Предмет исследования — научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения российской научной интеллигенции в регионе (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, Л.Н. Модзалевского, П.К. Услара, К.П. Яновского и др.).

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

- выявить и проанализировать вклад представителей российской науки и культуры в развитие просветительско-педагогической мысли и становление системы обучения народов Северо-Кавказского региона после его вхождения в состав России;

- определить и реконструировать этапы жизненного и творческого пути российских учёных-кавказоведов и педагогов, способствовавших становлению новой модели образования, предлагающей не простое параллельное сосуществование различных культур, а их взаимодействие и взаимовлияние в общем цивилизационном процессе, рассмотреть деятельность российских учёных-кавказоведов и педагогов как составную часть общероссийского общественно-педагогического движения. Подобный подход к организации образовательной деятельности в крае способствовал тому, что Кавказский учебный округ во второй половине XIX века был признан одним из ведущих центров педагогической мысли России;



- выявить содержание и специфику просветительско-педагогических воззрений российской интеллигенции, представители которой в своей деятельности, опираясь на интегративную сущность многокомпонентного процесса воспитания и обучения, учитывали особенности кавказских педагогических традиций;

- привлекая новые материалы, расширить круг персоналий и показать, что российские учёные-кавказоведы и педагоги, изучив проблемы региона, разработали научно-педагогические основы образования и просвещения горских народов в условиях модернизации северокавказского социума, впервые ввели этноориентированные формы учебной работы;



- раскрыть разносторонний характер деятельности учёных России, её просветительский, научно-педагогический и практический аспекты;

- показать отношение российской интеллигенции к устному народному творчеству народов Северо-Кавказского региона как средству образования;



- обосновать роль российских учёных в генезисе и развитии горского просветительства, становлении взглядов горской интеллигенции на проблемы культуры и образования соотечественников; показать плодотворное сотрудничество российских учёных и педагогов с горскими просветителями в процессе создания письменности, издания газет и сборников научных трудов;

- раскрыть особенности и в сравнительно-историческом плане показать значение проектов российской научной интеллигенции по распространению грамотности среди горцев, созданию школ для народов Северного Кавказа, определению содержания образования, принципов и методов параллельного (билингвального) обучения родному и русскому языкам с учётом полиэтнической образовательной среды и национальных особенностей горцев.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и образования, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов России. В процессе исследования научно-просветительской и педагогической деятельности представителей российской научно-педагогической интеллигенции мы придерживались принципа историзма, требующего рассмотрения каждого положения в исторической связи с другими событиями и явлениями конкретной исторической эпохи.

В ходе исследования применялся комплекс общенаучных (исторический и абстрактно-логический, научной объективности, системных подхода и анализа), специально-научных (общепедагогические и общеисторические, историко-сравнительный и историко-системный), конкретно-проблемных и историко-биографических методов. Историко-сравнительный и историко-системный методы позволили изучить и сопоставить отдельные факты, произвести научный анализ и систематизацию региональных документов, архивных материалов, первоисточников, периодической печати Северного Кавказа, по-новому обозначить проблемы комплексного исследования влияния российской интеллигенции на развитие системы образования в регионе.

На основе историко-биографического метода проводился историко-генетический анализ творческих биографий, трудов известных и малоизвестных учёных, педагогов, публицистов и просветителей конца XVIII – XIX столетий, современных авторов по истории отечественного образования, кавказоведения и педагогической мысли Кавказа и России.

Конкретно-проблемный метод был необходим для проведения теоретического, сравнительно-сопоставительного, историко-генетического анализов, обобщения и интерпретации историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников. Абстрактно-логический метод помог выявить, обобщить и конкретизировать основные положения и выводы по теме исследования.

В социокультурном контексте рассмотрена проблема народного просвещения и адаптации северокавказских этносов к изменяющимся политическим, экономическим, социальным и культурным условиям жизни в крае. На основе принципа научной объективности был освещен характер взаимовлияния модернизационных процессов и традиционных стереотипов, проанализированы организационные условия, идейные основы, научное содержание и практическая значимость исследовательской и просветительской деятельности российских учёных в Северо-Кавказском регионе. Изучение различных источников по проблеме исследования позволило реконструировать основные факты, этапы жизни и деятельности российских учёных, раскрыть идейные основы и содержание их научных воззрений, определить способы их применения.



Источниковую базу исследования составили документы по истории образования, неопубликованные рукописи публицистического и научного характера, материалы творческих биографий представителей российской интеллигенции, периодические издания, на страницах которых публиковались статьи, освещающие широкий спектр вопросов по образованию и культуре. Архивные материалы, обнаруженные в Центральном Государственном историческом архиве Республики Грузия (фонды 416 – Кавказская археографическая комиссия, 422 – Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа, 423 – Канцелярия главного инспектора учебных заведений на Кавказе и за Кавказом, 1087 – Штаб Кавказского военного округа), помогли дать объективную характеристику образовательной политике России в крае, просветительским взглядам П.К. Услара, выявить новые факты его творческой биографии. Это, например, небольшая по объёму рукопись статьи «Записка о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев». В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия – Алания (фонды 11 – Терское областное управление, 12 – Канцелярия начальника Терской области, 13 – Владикавказское реальное училище, 147 – Владикавказское окружное отделение Епархиального училищного совета) также находятся документы, освещающие процесс развития системы просвещения на Кавказе.

В Научном архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО – А (фонды 4 – Этнография, 19 – Литература и др.) имеется копия частично изданной работы П.К. Услара «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев». В Российском государственном Военно-историческом архиве (Военно-учёный архив (ВУА), Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики, Государственном архиве Ставропольского края (фонд 73 – Ставропольская первая мужская гимназия.), Государственном архиве Краснодарского края интерес для нас представляют материалы, которые свидетельствуют о своеобразии просветительской политики Российской империи в регионе, отражают особенности воззрений российской интеллигенции (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского и др.) на образование и социокультурные проблемы общества. Использование в работе данных архивных материалов позволило проанализировать вклад представителей российской науки и культуры в становление и развитие образования в Северо-Кавказском регионе, выявить основные этапы научно-просветительской работы российских кавказоведов, осветить некоторые аспекты их деятельности.

Большое значение для нашего исследования имеют научные труды (диссертации, монографии), материалы сборников, научно-практических конференций, Интернет-ресурсов. Был произведён анализ законодательных и нормативных документов России, касающихся проблем просвещения; отчетов наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией; актов, собранных Кавказской Археографической комиссией; рапортов представителей кавказской администрации; отчетов, протоколов и материалов заседаний Распорядительного комитета Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества; обзоров деятельности Кавказского учебного округа, циркулярных предложений и отчётов попечителя Кавказского учебного округа.

В диссертационном исследовании тщательно изучались научные работы авторов советского и постсоветского периодов, позволившие выявить и проследить этапы становления просветительско-педагогических взглядов деятелей русской науки. Ведущие тенденции развития просветительства в Северо-Кавказском регионе помогли определить труды русских и горских учёных, публицистов, работы дореволюционных авторов и исследователей конца XVIII – XIX столетий, фольклорные публикации, историко-этнографические статьи, без анализа которых невозможно представить развитие просветительско-педагогической мысли российской интеллигенции в регионе.



Организация и этапы исследования

Первый этап (1999 – 2002 гг.) — поисково-ознакомительный – связан с изучением и анализом литературы, документов по теме исследования, предварительным ознакомлением с проблемой развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. На данном этапе были выработаны основные базовые понятия, определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска, выбраны основные ориентиры изучения деятельности П.К. Услара в регионе.

Второй этап (2003 – 2006 гг.) — теоретико-систематизирующий – включал в себя определение методологии, методов, задач и источниковой базы исследования, сбор научной информации и сведений о российской научной интеллигенции, предлагавшей использовать этноориентированные формы учебной работы в полиэтнической образовательной среде; анализ материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, лингвистических, литературных и фольклорных источниках. Изучались и анализировались модели построения учебно-воспитательного процесса в светской школе в условиях её модернизации и европеизации в регионе. Результаты исследования апробировались в учебно-воспитательном процессе ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им К.Л. Хетагурова» при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий.

Третий этап (2007 – 2010 гг.) — обобщающий – систематизация, обобщение материалов и конкретизация основных положений исследования, подготовка и издание монографии, статей для опубликования в ведущих российских и межрегиональных научно-педагогических журналах; разработка учебно-методических пособий и программ; обобщение полученных результатов, научное и литературное оформление диссертации. Материалы исследования послужили основой для докладов на Международных, Всероссийских и региональных конференциях.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, её интегративным характером и заключается в нижеследующем.

- В противовес существующим узкотематическим исследованиям, проведённым отечественными историками педагогики, которые накопили конкретные материалы об отдельных сторонах деятельности представителей российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе, данная работа является первым специальным обобщающим исследованием, в котором дано комплексное представление об их просветительско-педагогической деятельности.

- Проанализированы некоторые результаты лингвистической и просветительской деятельности представителей российской научной интеллигенции, которые рассматривались отдельными авторами, однако проблема этим не была исчерпана (большинство исследователей изучало вопросы просвещения северокавказских народов разрозненно, на территории, определённой проживанием того или иного этноса). Наше исследование впервые охватывает весь регион, показывает роль и значение деятельности российских учёных и педагогов в развитии просвещения и школы северокавказских этносов, введении этнокультурной составляющей в содержание образования, в появлении в крае десятков газет и сборников научных трудов.

- В процессе освещения деятельности российской научной интеллигенции в крае в конце XVIII – XIX вв. в научный оборот впервые введены новые архивные материалы и источники; путём комплексного изучения проблемы исследования показано, что только после вхождения Кавказа в состав России в регионе начали появляться образовательные учреждения; обоснована концепция о том, что во второй половине XIX века благодаря усилиям российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе была создана система светского образования и Кавказский учебный округ был признан одним из ведущих центров педагогической мысли России; просветительско-педагогическая деятельность русских учёных представлена как составная часть общероссийского общественно-педагогического движения.

- Выявлены и реконструированы этапы жизненного и творческого пути русских учёных и педагогов (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, Л.Н. Модзалевского, К.П. Яновского и др.), деятельность и прогрессивные воззрения которых способствовали появлению новой модели образования, взаимодействию и взаимовлиянию различных культур в общем цивилизационном процессе.

- На основе анализа архивных материалов и редких источников показано, что во второй половине XIX века благодаря вкладу русских учёных-кавказоведов и педагогов произошло развитие системы правительственных школ, что повлекло за собой улучшение качества преподавания учебных дисциплин (родного и русского языков, математики, истории и других предметов). Это способствовало вовлечению горских этносов в орбиту модернизирующих преобразований, приобщению к достижениям передовой русской и мировой культуры.

- В диссертации исследованы особенности просветительско-педагогических взглядов российской интеллигенции: показано, что её представители, опираясь на интегративную сущность многокомпонентного процесса воспитания и обучения, учитывали специфическое воздействие на него национальных культурных традиций; а также проанализировано в просветительско-педагогическом аспекте творческое наследие российских учёных-кавказоведов (Ф.И. Горепёкина, С.Ф. Грушевского, Н.И. Воронова, В.Ф. Миллера, П.К. Услара, А.М. Шёгрена); на основе анализа архивных источников расширен круг персоналий; с гуманно-демократических позиций показано, что представители русской интеллигенции, изучавшие различные проблемы региона, разработали научно-педагогические основы образования и просвещения горских народов Северного Кавказа в условиях модернизации северокавказского социума, впервые ввели в образовательный процесс этноориентированные формы учебной работы.

- Раскрыт разносторонний характер деятельности учёных России, впервые систематическому исследованию подвергнуто творческое наследие и просветительско-педагогические воззрения Е.З. Баранова, Г.А. Вертепова, Н.Ф. Грабовского, С.Ф. Грушевского, М.Р. Завадского, Л.П. Загурского, А.В. Комарова, Е.Д. Максимова, С.Ф. Мельникова-Разведенкова и других малоизвестных представителей русской интеллигенции, которые внесли большой вклад в становление системы светского образования в крае.

- Рассмотрены научно-педагогический и практический аспекты их деятельности; показано отношение к фольклору северокавказских этносов, проанализирован процесс становления взглядов на проблемы культуры и образования при разработке письменности, издания научных трудов и создания светских школ в условиях полиэтнической среды.

- На основе введения новых архивных материалов переосмыслены отдельные положения научного наследия кавказской интеллигенции, показаны творческое содружество русских и горцев, роль прогрессивной просветительской и педагогической деятельности российских учёных-кавказоведов и педагогов в становлении горского просветительства; впервые дан анализ проектов русских учёных (П.К. Услара, К.П. Яновского), указавших на необходимость распространения грамотности и создания школ для горцев, определивших содержание светского образования, которое заложило основу принципов и методов билингвального обучения родному и русскому языкам с учетом обычаев и традиций кавказских этносов.



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определённый вклад в создание общетеоретической картины социокультурных процессов, протекающих в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII – XIX столетиях; результаты работы обогащают теорию педагогики новым знанием, расширяют научные представления об организации и содержании учебного процесса на Кавказе в указанный период. В диссертационном исследовании проанализированы, систематизированы и обобщены просветительско-педагогические воззрения представителей российской науки на обучение и воспитание горцев, предложивших новую модель образования в поликонфессиональном образовательном пространстве.

На примере рассмотрения деятельности учёных России показана роль научной интеллигенции в развитии педагогической мысли в крае, введении этноориентированных форм учебной работы в полиэтнической образовательной среде. Представленный в работе ретроспективный анализ проблемы свидетельствует, что только благодаря деятельности русских учёных в регионе была создана модель светской школы, появились горские просветители, занимающиеся совместно с российскими исследователями серьёзными научными изысканиями, результаты которых публиковались в специальных научных и периодических изданиях. В процессе творческого сотрудничества российских и горских просветителей были составлены на русской графической основе алфавиты для большинства бесписьменных языков Северного Кавказа и изданы учебники, которые эффективно использовались в национальных школах региона при изучении родного и русского языков.



Практическая значимость исследования. В диссертационной работе дан анализ научно-педагогического подхода представителей российской научной интеллигенции к проблеме образования и воспитания кавказских горцев, показана их роль в становлении и развитии светских школ в Северо-Кавказском регионе. Факты, положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть включены в учебники по теории и истории педагогики, так как они расширяют наши представления о развитии просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе в конце XVIII – XIX вв. Данные материалы могут быть использованы в качестве теоретической и фактологической основы для изучения и анализа образовательных процессов в условиях современной вузовской и школьной практик, в различных историко-педагогических работах (кандидатских и докторских диссертациях).

Результатами исследования могут пользоваться педагоги в процессе организации академических занятий в различных образовательных учреждениях, при подготовке лекций и семинарских занятий, при составлении программ спецкурсов по предметам «Просветители народов Северного Кавказа», «История педагогики», «Этнопедагогика народов Кавказа», написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Представленные в работе материалы могут использовать исследователи теоретического и практического наследия выдающихся педагогов России, их можно применять в системе повышения квалификации работников среднего и высшего образования, при подготовке и переподготовке учительских кадров, в учебном процессе национальной школы. Изложенные в научных публикациях, они расширяют представления о научно-просветительской и педагогической деятельности как российской, так и горской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе, способствуют обновлению содержания образования.



Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью избранного методологического подхода, правильным выбором критериев оценки деятельности, использованием комплекса методов исследования (адекватных целям и задачам работы), позволяющим выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития школы, научно-просветительской и педагогической мысли в Северо-Кавказском регионе; логикой организации научно-исследовательского процесса, продуманной структурой диссертации, эффективностью внедрения в учебный процесс полученных результатов. Обширная источниковая база, обеспеченная широким спектром разнообразных материалов (научная литература по педагогике, этнопедагогике, истории педагогики, истории, политологии, социологии, статистические данные и архивные источники, материалы периодической печати), способствует проведению глубокого теоретического анализа проблемы, документальному обоснованию положений и выводов диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Прогрессивная просветительская и педагогическая деятельность российских учёных-кавказоведов и педагогов после присоединения Кавказа к России содействовала вовлечению горских народов в орбиту европейской цивилизации и приобщению их к демократической русской культуре. Русские просветители, многие из которых были попечителями, инспекторами и учителями, работающими в Кавказском учебном округе, внесли позитивный вклад в развитие педагогической мысли и образования народов Северо-Кавказского региона.

  2. Представители российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе считали, что гуманистический подход к воспитанию и образованию подрастающего поколения предполагает ориентацию на народную педагогику, её высокую духовность, идеи и традиции. Они активно собирали образцы устного народного творчества северокавказских этносов, помогали грамотным горцам в фиксации и публикации фольклорных материалов, составляли специальные программы записи пословиц, поговорок, песен, легенд и сказок, понимая, что они являются образцами народной педагогики, содержат рекомендации по умственному, трудовому, нравственному и физическому воспитанию личности.

  3. Реконструкция этапов творческого пути русских учёных-кавказоведов и педагогов (Н.И. Воронова, Л.Г. Лопатинского, Л.Н. Модзалевского, К.П. Яновского и др.) выявила содержание и специфику просветительско-педагогических воззрений российской интеллигенции, опирающейся в своей деятельности на интегративную сущность многокомпонентного процесса воспитания и обучения, помогла проследить за процессом зарождения и эволюции образования в регионе. Благодаря влиянию русских педагогов во второй половине XIX века окончательно сложилась система правительственных школ, церковно-приходские школы стали руководствоваться программами Министерства народного просвещения России, а Кавказский учебный округ стал одним из ведущих центров педагогической мысли России.

  4. Просветительско-педагогическая и, в частности, научно-лингвистическая деятельность российской научной интеллигенции имела разносторонний характер, в ней сочетались теоретический и практический аспекты. Российские педагоги-просветители, проживающие в регионе, разработали научно-педагогические основы образования и просвещения горских народов в условиях модернизации северокавказского социума. Данные факторы способствовали развитию педагогической мысли и появлению плеяды горских просветителей, занимающихся обучением детей северокавказских народов в XIX столетии, создавших на русской основе алфавиты для своих народов и написавших книги на родном языке.

  5. Российские учёные А.П. Берже, Н.И. Воронов, Л.Н. Модзалевский, П.К. Услар, К.П. Яновский и другие исследователи, десятилетиями жившие в поликонфессиональном крае, поддерживали правительственную политику Российской империи в области образования. Они считали необходимым развитие на Северном Кавказе системы светского образования и на практических примерах доказывали, что обучение горцев на родном языке не только возможно, но и осуществимо; полагали, что светские школы являются проводниками рациональных знаний, средством борьбы с панисламизмом и религиозным фанатизмом. Они создавали проекты совершенствования и моделирования воспитательно-образовательного процесса в этнорегиональных условиях.

  6. Русские просветители сыграли ведущую роль в генезисе и развитии горского просветительства, становлении взглядов национальной интеллигенции на проблемы культуры и образования соотечественников. В содружестве с горцами они создавали алфавиты национальных языков на русской графической основе, а затем – азбуки и буквари; издавали региональные газеты и сборники статей; открывали курсы по подготовке учителей для обучения горских детей на родном и русском языках. В результате этого сотрудничества были разработаны научно-педагогические основы организации билингвального обучения в горских школах.

  7. Цивилизаторская миссия России на Кавказе способствовала культурному развитию горских народов, модернизации системы их просвещения; это содействовало тому, что во второй половине XIX столетия Кавказский учебный округ вышел на позиции ведущего центра педагогической мысли России.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере подготовки диссертационных материалов. Они легли в основу научного проекта, отмеченного Грантом регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда «Северный Кавказ: традиции и современность» на 2009 – 2010 годы (проект № 09-06-37606 а/Ю «Проблемы обучения и воспитания кавказских горцев в интерпретации русских учёных»).

Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр психологии и педагогики ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (2000 – 2009 гг.). Положения и выводы исследования отражены в монографиях, учебно-методических пособиях, статьях, методических указаниях, используемых студентами и аспирантами при изучении ими спецкурсов «История педагогики и образования на юге России», «Российские учёные и их просветительско-педагогическая деятельность на Кавказе», «Просветители горских народов XIX века», «Организация системы народного образования на Северном Кавказе в XIX столетии». Программы вышеназванных спецкурсов составлены с учётом результатов диссертационного исследования. Отдельные части диссертационной работы используются на лекциях и семинарских занятиях по предметам «Педагогика», «История педагогики и образования», в ходе преподавания спецкурсов, связанных с историей культуры и образования, в учебно-исследовательской работе с аспирантами и студентами, в процессе переподготовки учителей. Материалы исследования использовались преподавателями Филиала ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» (г. Пятигорск); Филиала ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (г. Пятигорск), Филиала ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки).

Различные аспекты поднятой темы освещались во время выступлений на Международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях «Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в краях и областях Южного федерального округа» (Владикавказ, 2001), на Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2004), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008), «В.Ф.Миллер и актуальные проблемы кавказоведения» (Владикавказ, 2009), «XXVIII Южно-Российские психолого-педагогические чтения» (Ростов-на-Дону, 2009), «Наука. Образование. Молодёжь» V Всероссийская научная конференция молодых учёных (Майкоп, 2009), «Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия» (Владикавказ, 2010), «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Отечественный и зарубежный опыт» (Владикавказ, 2010) и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников литературы (всего 646 названий) и приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы исследования; определены его объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая база; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; отражены достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования.

В первой главе «Прогрессивное значение приобщения Северного Кавказа к российской культуре: Кавказ в составе России» проанализированы социально-экономические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы, педагогической мысли народов Северного Кавказа, государственная политика России в новом образовательном пространстве. Нами проведён анализ состояния обучения и уровня просвещения горцев в конце XVIII – XIX вв., рассмотрены особенности образовательной политики России цивилизаторского типа (во второй половине столетия произошел процесс трансформации российской политики из колонизаторской в цивилизаторскую). Нами исследованы причины появления учебных заведений светского направления, влияние на образование ислама и православия.

Анализ исторических документов и литературы показал, что многочисленные этносы, населявшие регион, жили обособленно и не имели государственных образований, у большинства из них было письменности, что препятствовало строительству системы обучения на родных языках. Присоединение Северного Кавказа к России означало не только включение хозяйства региона в сферу более передовой экономики России, оно внесло изменения в его политическую и социальную жизнь. Это способствовало возникновению условий для модернизации края, дало возможность горцам приобщиться к русской и европейской культурам, общероссийским процессам — политическим, религиозным, экономическим и школьно-просветительским.

Образованием на Кавказе занимались духовные военное и гражданское ведомства. Результатом деятельности Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Кавказе стало не только распространение христианства в Осетии, но и открытие церковно-приходских школ и училищ. Российским правительством была создана система управления учебными заведениями на Кавказе и с учётом особенностей развития национальной школы приняты общероссийские уставы. Однако господствующий сословный принцип устройства системы образования Северо-Кавказского региона был тем негативным фактором, который делал обучение малодоступным для детей простых горцев. И хотя демократические преобразования, предпринимаемые правительством России, часто оставались в качестве деклараций, его просветительская политика в регионе способствовала улучшению состояния народного образования.

В 1848 году был создан Кавказский учебный округ, который был разделен на четыре дирекции, в их ведение перешли все учебные заведения, в том числе конфессиональные – католические, лютеранские и прочие при церквях, мечетях, а также частные учебные заведения за исключением школ православного ведомства, которые подчинялись Святейшему Синоду. Деятельность округа возглавил попечитель В.Н.Семёнов, у него был помощник, инспектор училищ, и чиновник для особых поручений; в Кавказском учебном округе учреждались Цензурный комитет, Комитет для рассмотрения учебных руководств и попечительский совет, который проводил работу под председательством попечителя, инспекторов и директоров училищ (они же директора гимназий).

Со временем возрастала потребность в кадрах чиновников для службы в управлении регионом, приезжавших на Кавказ служащих не хватало, необходимость организации светского образования становилась очевидной. Позднее началась ежегодная подготовка учителей, в городах и сёлах функционировали Общества распространения грамотности среди населения. В процессе унификации российской системы просвещения правительство активно апробировало разные варианты управления народным образованием на Кавказе, предлагавшиеся местной администрацией. В результате этого произошло ускоренное развитие системы правительственных школ и во второй половине XIX столетия церковно-приходские школы начали руководствоваться программами Министерства народного просвещения России. Передовые деятели науки отстаивали принцип сознательности в обучении, требовали, чтобы учителя добивались понимания и осмысления изученного материала, внедряли основные дидактические принципы в практику школ.

В период с 1865 по 1875 годы количество учащихся в образовательных учреждениях Кавказского учебного округа увеличилось в три раза, была создана разноуровневая система обучения. В 1913 году в Терской области насчитывалось 379 учебных заведений, а с 1915 и до 1917 года их было уже 578. Однако в начале ХХ столетия в налаженной системе народного образования произошли негативные перемены: управленческий аппарат уже не справлялся со своими функциями и не мог в должной мере контролировать политические и образовательные процессы.

Имеющие разного рода цели исследователи начали посещать Северо-Кавказский регион ещё в период средневековья, однако наиболее активно учёный мир заинтересовался им в период освоения Россией этого края, а в XVIII – XIX вв. интерес к Кавказу стал резко возрастать. В диссертации отмечается, что по заданию Российской Академии наук на Кавказ приезжали целые экспедиции, научные интересы которых распространялись на историю, этнографию, лингвистику, географию, геологию. В 1768 – 1775 годах одновременно с С.Г. Гмелиным И.А. Гюльденштедт исследовал верховья Волги и Дона, Северный Кавказ, долины Куры и Риони. В 1781 году его книга «Путешествие по России и Кавказским областям» вышла на немецком языке. В ней были приведены материалы по аварскому, даргинскому и другим языкам народов Дагестана. П.С. Паллас в работе «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницей всевысочайшей особы», нарушив генеалогический принцип классификации языков, расположил их по принципу территориальной близости. Материалы, собранные им на Кавказе и в Грузии, освещали многие стороны быта адыгов, карачаевцев, балкарцев, осетин и других народов. Изданное позже сочинение этого исследователя «Kaukasische Sprachen» крайне заинтересовало учёных. Они были удивлены тем, что на Кавказе проживает народ (осетины), который говорит на языке, принадлежащем к индоевропейской семье языков.

Проблемами происхождения северокавказских этносов занимались в XVIII столетии русские ученые-историки М.Н. Щербатов, И.Н. Болтин, Г.Д. Филимонов, миссионер протопоп Иоанн Болгарский, член Осетинской духовной комиссии, а также многие другие исследователи. На Кавказе в военном и гражданском ведомствах в первой четверти XIX столетия служил Семен Михайлович Броневский (1763 – 1830 гг.), внесший значительный вклад в научное кавказоведение. Он был правителем дел канцелярии главноначальствующего на Кавказе (при Цицианове и Гудовиче) и представителем уже оформляющейся так называемой буржуазно-дворянской исторической концепции. В одно время с П.Г. Бутковым, он пришёл к выводу, что путь «насильственной колонизации» не самый скорый и не самый лучший. Изучив историю края, учёный собрал много ценных материалов и сделал систематическое историко-этнографическое описание народов Кавказа в своей книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе».

В 1823 году Генрих Юлий Клапрот (1783 – 1835 гг.) в своей работе «Asia polyglotta» попытался объяснить генеалогическое происхождение языков края; фрагментарно записанные, без учета их фонетических особенностей, небольшие языковые материалы академиков И.А. Гюльденштедта, Г.Ю. Клапрота и др. не помогли разобраться в сложной и запутанной лингвистической карте региона. Академическое изучение кавказских языков начинается с 30-х годов XIX века, когда Андрей Михайлович Шёгрен — академик Петербургской Академии наук – путешествовал по Кавказу, исследуя язык и этнографию осетин, грузин и других кавказских народностей. Чуть позже на восточном побережье Черного моря побывал лингвист Густав Розен – исследователь лакского, мигрельского, сванетского, абхазского и осетинского языков. Затем появляется труд Л.Люлье «Словарь русско-черкесский или адыгейский с краткою грамматикою последнего», который был одобрен и напечатан Императорской Академией наук в 1846 году.

Вопросом правильности политического курса, принятого правительством на Кавказе, заинтересовался один из выдающихся государственных и политических деятелей того времени граф Николай Семёнович Мордвинов (1754 – 1845 годы). Он не посещал Кавказ, однако отлично изучил социально-политическое и экономическое положение в регионе, ратовал за «поощрение» и развитие промышленности, торговли и просвещения (при сохранении крепостного права). Политик высказал принципиальные сомнения в правильности жёсткого политического курса, принятого кавказской администрацией. Для покорения Кавказа предлагалось много систем даже людьми, которые занимали достойное место в правительственной иерархии и пользовались особым уважением. Большинство говорило о том, что надо «обрыть» горы и таким образом преградить воинственным племенам доступ на равнину и тому подобное. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть записку адмирала Н.С. Мордвинова о способах покорения Кавказа, написанную им в 1816 году. Однако в этой записке адмирал Мордвинов старался доказать вред употребления оружия и высказывал убеждение, что главным средством для покорения горцев должны служить мирные и торговые отношения. Он предлагал открывать училища и школы для воспитания молодых князей и детей старшин.

Важную роль в исследовании Кавказа и развитии просвещения в крае сыграли центральные и местные научные общества, возникшие в различных регионах Российской империи в середине XIX столетия. Русское Географическое Общество, созданное в 1845 г., во второй половине XIX столетия открыло 11 отделов, в которых работали около одной тысячи человек. Кавказский Отдел Императорского Русского Географического Общества стал первым из его региональных отделов. Открытие Кавказского Отдела состоялось 10 марта 1851 года под председательством графа М.С. Воронцова, ставшего впоследствии его руководителем. В своей речи он изложил цель создания открывающегося Отдела и подчеркнул важность сведений о Кавказе для российской науки. В него вошли 16 известных кавказоведов. Членами Отдела становились учёные, ведущие в данном направлении активную научно-исследовательскую деятельность и издающие труды о Кавказе. Основными формами деятельности членов Отдела были нижеследующие: написание научных докладов, обсуждение различного рода исследований, участие в экспедициях и научных поездках, публикация книг и сборников статей, изучение кавказских языков, издание азбук и букварей для горцев, организация процесса обучения в школах. Объясняется это тем, что в XIX веке под термином «география» подразумевались не только исключительно географические проблемы. В широком смысле слова под этим термином понимались и другие науки – экономика, антропология, этнография, лингвистика. Известные учёные И.Бартоломей, Н.И. Воронов, М.Р. Завадский, Л.П. Загурский, Л.Г. Лопатинский, А.А. Шифнер становились членами Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества, занимались проблемами обучения горцев, стремились к культурному синтезу народов России и кавказских этносов.

Определённую работу по сбору и публикации документов по проблемам истории, этнографии и культуры народов края проводила Кавказская Археографическая Комиссия. Региональным отделением комиссии руководил член Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества академик Адольф Петрович Берже, проживший на Кавказе более 35 лет. Именно он начал публиковать ценные сведения об этом крае, собранные его сотрудниками и единомышленниками. С 1864 года под редакцией этого просветителя начали издаваться «Акты Кавказской Археографической комиссии», содержащие ценные материалы о Северо-Кавказском регионе, характеризующие политику России в крае с XVIII века до 1862 года. Это самый ценный источник для изучения народов Кавказа, изданный в дореволюционный период. Редактор другого научного издания «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» Л.Г. Лопатинский, инспектор Кавказского учебного округа, в своих примечаниях и статьях, помещённых в нём, призывал учителей и всю интеллигенцию записывать народные обряды и сказки. Он рекомендовал школьным работникам привлекать воспитанников к изучению быта народа, прививать молодежи любовь к своему краю. В работе анализируется совместная научная деятельность членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества, которая способствовала интеграции северокавказских народов в российское цивилизационное пространство, создающая условия для модернизации всех сторон жизни горцев.



следующая страница >>